Единец (Единцы)/Edinet/Yedinetz
Добавлено: 26 дек 2019, 13:10
Единец Хотинского уезда, 3-й стан
на иврите/идише: ידיניץ/יעדינץ/אדינץ
...
Географическое название : Единец
Название и подчинение Годы
Единец (Единецкий район->Молдова) 1992-
Единцы (Единецкий район->Молдавская ССР->СССР) 1945-1991
Единцы (Хотинский уезд->Румыния) 1918-1944
Единцы (Хотинский уезд->Бессарабская губерния->Российская Империя) 1812-1918
...
«Райское дерево» и евреи
Давид Хахам История бессарабских местечек
Есть на севере Молдавии небольшой городок. В советское время он назывался Единцы, сегодня - Единец (в обоих случаях - с ударением на первом слоге «Е»). «Википедия» (Электронная энциклопедия) рассказывает следующую «майсу» о происхождении его названия. Когда-то на этом месте был построен мост через речку. Возле моста турок по имени Един открыл небольшое питейное заведение. Со временем местечко стало называться «ла Един» (у Едина). Вокруг него начали поселяться люди. Со временем оно выросло и стало важным пунктом на торговых путях, проходивших через север Бессарабии.
Всё вроде правильно, но эта «майса» не учитывает двух обстоятельств: во-первых, турок на севере Бессарабии почти не было (они проживали, в основном, в южных и центральных районах края), а во-вторых, не учитывается тот факт, что Единцы основали евреи! Вот как сказано об этом в «Российской еврейской энциклопедии» (РЕЭ, т.IV, с.425): «Основан был (город) в 1820 году. С 1835-го - местечко Хотинского уезда Бессарабской области (губернии). Первыми жителями Единец были евреи. Большинство из них занималось торговлей и ремёслами. Все врачи и фармацевты в Единцах были евреи. В 1897 году здесь проживали 7 379 евреев (72,3% всего населения местечка), в 1910-м - 9 413 (63,1%), в 1930-м - 5 349 (90,3%), в 1989-м - 442 еврея!»
Как видим, самый высокий процент евреев был в Единцах в 1910-х годах, затем их количество стало уменьшаться. Чем это было вызвано? Заглянем опять в РЕЭ: «В 1865 году в Единцах имелись 2 синагоги, в 1878-м - 8 синагог, кладбище, «хевра каддиша», «миква» (она служила также баней для нееврейского населения)...» Но тут же читаем: «В 1887 году была предпринята попытка погрома. В 1910-м в Единцах имелось уже 14 синагог. С 1912-го действовало ссудо-сберегательное товарищество «Эзро» (Помощь). В ноябре 1917 года в Единцах произошёл погром, устроенный солдатами русской армии, в результате несколько евреев были тяжело ранены. В 1918-м тут расстреляли трех евреев - членов делегации, отправившихся к полковнику румынской армии Марузи с просьбой прекратить издевательства над евреями местечка».
Edintzi-3И всё же евреи Единец жили с надеждой на лучшую жизнь. Они продолжали развивать своё местечко, создавали в нём промышленность, участвовали в культурной и политической жизни. «В 1920-1930-х годах, - указывается в РЕЭ, - евреям принадлежали заводы по производству подсолнечного масла и мыловаренный, мельница, кондитерская и ткацкая фабрики, электростанция. В середине 1930-х годов в Единцах было уже около 20 синагог, 8 «хэдэров». В двух «хэдэрах» преподавание велось на иврите, в одном преподавали немецкий язык и математику; имелись три еврейские начальные школы, в том числе одна - сети «Тарбут». В местечке действовали отделения всех еврейских партий и организаций королевской Румынии».
Но самое страшное испытание ждало евреев Единец в середине 1941 года, когда наступил период истории еврейского народа, названный позднее Всесожжением, или Холокостом, или Катастрофой европейского еврейства. Сегодня, когда антисемиты всех мастей пытаются отрицать факт Холокоста, им в качестве примера можно привести и такой. В июле 1941 года румынские войска расстреляли здесь около 700 евреев. Большинство из них были похоронены на еврейском кладбище. Тогда же на северо-западной окраине местечка Единцы было создано гетто для 15 тысяч евреев из разных районов Молдавии. От голода и побоев, от эпидемий и болезней в гетто погибли 404 человека, а ещё за три с половиной месяца тут были расстреляны 1013 человек. 11 октября 1941 года началась депортация евреев из Единец в Транснистрию. Большинство из них погибли по дороге.
После войны лишь несколько десятков человек возвратились домой. Евреи этого местечка предпочли переселиться в Кишинёв, Бельцы, Черновцы. В 1947 году в Единцах имелась синагога. Религиозная община, которую возглавлял раввин Ишая Элкис (он совершил алию в 1973 году), более полувека вела плодотворную еврейскую жизнь. Хоронили евреев местечка на отдельном еврейском кладбище. После отъезда раввина Элкиса последующие 12-15 лет евреи Единец продолжали собираться на богослужения, отмечали еврейские праздники. Но полное возрождение еврейской жизни в Единцах началось лишь тогда, когда почти все местные евреи, как большая стая перелётных птиц, задумали навсегда покинуть эти благодатные места...
Откуда же взялось такое странное название этого местечка? Оно, по идее, должно быть как-то связано с евреями. И вот недавно меня осенило: слово «Единец» можно разделить на две части и, в соответствии с законами иврита, выделить их как два отдельных слова: Эдэн (рай) и Эц (дерево). Получается «Райское дерево»! Райское дерево, посаженное евреями на севере Бессарабии, дало название целому населённому пункту! И, как бы в подтверждение этого факта, «Википедия» и РЕЭ приводят список местных знаменитостей - уроженцев Единец и долголетних его жителей, сплошь евреев.
В списке фигурируют: Ицик Вайншенкер - уругвайский журналист, историк-краевед (родился в селе Теребня), Менаше Галперн (1871-1960) - бразильский писатель (родился на Волыни), Лейб Грузман (1901-1961) - уроженец Единец, аргентинский журналист, редактор, Голдэ Гутман-Кример (1906-?) - аргентинская писательница, Израиль Змора (1899-1983) - израильский литературовед, издатель, Мойше Лемстер - израильский поэт и литературовед (справедливости ради уточню, что Лемстер родился в Столниченах, а детские и юношеские годы действительно провёл в Единцах!), Борис Хаис (1920-2006) - уроженец Единец, кишинёвский детский поэт на идиш (умер в Израиле), Иуда Штейнберг (1863-1908) - писатель (родился в Липканах, умер в Одессе). В Единцах также родились Иосиф Маген (Шиц, 1909-?) - израильский публицист и поэт, Меир Лепнер (1907-?) - колумбийский общественный деятель, Авром Ткач (1895-1961) - аргентинский педагог и публицист...
Есть, наверное, ещё известные и знаменитые люди, имена которых связаны с этим еврейским местечком на севере Молдавии. Надеюсь, что уроженцы Единец дополнят и углубят эти мои заметки о райском уголке, где было посажено еврейское дерево 190 лет назад и где оно, к сожалению, осталось только в названии этого населённого пункта!
Давид ХАХАМ,
Кирьят-Ата.
P.S. После того, как статья эта была уже завершена, я решил добавить к ней ещё два важных, на мой взгляд, дополнения.
В 1973 году в Тель-Авиве вышла «Книга памяти о Единцах». Мордэхай Райхер и Иосиф Маген-Шиц, подготовив её, проделали огромную работу. Руководителем и координатором книжного проекта стал Эрик Шварцман. В книге представлено более сотни фотографий, отражающих жизнь Единецкой еврейской общины на протяжении примерно 150 лет. Это индивидуальные и групповые снимки, дома и улицы бессарабского местечка конца ХIХ века и первой половины века ХХ. Несколько из них предлагаю вашему вниманию.
***
В начале мая 2007 года в израильском городе Зихрон Яаков, у входа в парк барона Ротшильда, состоялась очередная встреча членов Единецкого землячества. Организовали её Ханина Зицер (Нетания) и другие активисты. Собралось около ста человек. Среди выступавших был поэт, учёный, общественный деятель Моисей Лемстер. На встречу был приглашён и выступил на ней консул республики Молдова в Израиле, тоже уроженец Единец Павел Жалбэ.
Благодарю за помощь в поиске материалов о Единцах Григория Гальперина (Кирьят-Бялик) и Моисея Лемстера (Бат-Ям).
Источник
на иврите/идише: ידיניץ/יעדינץ/אדינץ
...
Географическое название : Единец
Название и подчинение Годы
Единец (Единецкий район->Молдова) 1992-
Единцы (Единецкий район->Молдавская ССР->СССР) 1945-1991
Единцы (Хотинский уезд->Румыния) 1918-1944
Единцы (Хотинский уезд->Бессарабская губерния->Российская Империя) 1812-1918
...
«Райское дерево» и евреи
Давид Хахам История бессарабских местечек
Есть на севере Молдавии небольшой городок. В советское время он назывался Единцы, сегодня - Единец (в обоих случаях - с ударением на первом слоге «Е»). «Википедия» (Электронная энциклопедия) рассказывает следующую «майсу» о происхождении его названия. Когда-то на этом месте был построен мост через речку. Возле моста турок по имени Един открыл небольшое питейное заведение. Со временем местечко стало называться «ла Един» (у Едина). Вокруг него начали поселяться люди. Со временем оно выросло и стало важным пунктом на торговых путях, проходивших через север Бессарабии.
Всё вроде правильно, но эта «майса» не учитывает двух обстоятельств: во-первых, турок на севере Бессарабии почти не было (они проживали, в основном, в южных и центральных районах края), а во-вторых, не учитывается тот факт, что Единцы основали евреи! Вот как сказано об этом в «Российской еврейской энциклопедии» (РЕЭ, т.IV, с.425): «Основан был (город) в 1820 году. С 1835-го - местечко Хотинского уезда Бессарабской области (губернии). Первыми жителями Единец были евреи. Большинство из них занималось торговлей и ремёслами. Все врачи и фармацевты в Единцах были евреи. В 1897 году здесь проживали 7 379 евреев (72,3% всего населения местечка), в 1910-м - 9 413 (63,1%), в 1930-м - 5 349 (90,3%), в 1989-м - 442 еврея!»
Как видим, самый высокий процент евреев был в Единцах в 1910-х годах, затем их количество стало уменьшаться. Чем это было вызвано? Заглянем опять в РЕЭ: «В 1865 году в Единцах имелись 2 синагоги, в 1878-м - 8 синагог, кладбище, «хевра каддиша», «миква» (она служила также баней для нееврейского населения)...» Но тут же читаем: «В 1887 году была предпринята попытка погрома. В 1910-м в Единцах имелось уже 14 синагог. С 1912-го действовало ссудо-сберегательное товарищество «Эзро» (Помощь). В ноябре 1917 года в Единцах произошёл погром, устроенный солдатами русской армии, в результате несколько евреев были тяжело ранены. В 1918-м тут расстреляли трех евреев - членов делегации, отправившихся к полковнику румынской армии Марузи с просьбой прекратить издевательства над евреями местечка».
Edintzi-3И всё же евреи Единец жили с надеждой на лучшую жизнь. Они продолжали развивать своё местечко, создавали в нём промышленность, участвовали в культурной и политической жизни. «В 1920-1930-х годах, - указывается в РЕЭ, - евреям принадлежали заводы по производству подсолнечного масла и мыловаренный, мельница, кондитерская и ткацкая фабрики, электростанция. В середине 1930-х годов в Единцах было уже около 20 синагог, 8 «хэдэров». В двух «хэдэрах» преподавание велось на иврите, в одном преподавали немецкий язык и математику; имелись три еврейские начальные школы, в том числе одна - сети «Тарбут». В местечке действовали отделения всех еврейских партий и организаций королевской Румынии».
Но самое страшное испытание ждало евреев Единец в середине 1941 года, когда наступил период истории еврейского народа, названный позднее Всесожжением, или Холокостом, или Катастрофой европейского еврейства. Сегодня, когда антисемиты всех мастей пытаются отрицать факт Холокоста, им в качестве примера можно привести и такой. В июле 1941 года румынские войска расстреляли здесь около 700 евреев. Большинство из них были похоронены на еврейском кладбище. Тогда же на северо-западной окраине местечка Единцы было создано гетто для 15 тысяч евреев из разных районов Молдавии. От голода и побоев, от эпидемий и болезней в гетто погибли 404 человека, а ещё за три с половиной месяца тут были расстреляны 1013 человек. 11 октября 1941 года началась депортация евреев из Единец в Транснистрию. Большинство из них погибли по дороге.
После войны лишь несколько десятков человек возвратились домой. Евреи этого местечка предпочли переселиться в Кишинёв, Бельцы, Черновцы. В 1947 году в Единцах имелась синагога. Религиозная община, которую возглавлял раввин Ишая Элкис (он совершил алию в 1973 году), более полувека вела плодотворную еврейскую жизнь. Хоронили евреев местечка на отдельном еврейском кладбище. После отъезда раввина Элкиса последующие 12-15 лет евреи Единец продолжали собираться на богослужения, отмечали еврейские праздники. Но полное возрождение еврейской жизни в Единцах началось лишь тогда, когда почти все местные евреи, как большая стая перелётных птиц, задумали навсегда покинуть эти благодатные места...
Откуда же взялось такое странное название этого местечка? Оно, по идее, должно быть как-то связано с евреями. И вот недавно меня осенило: слово «Единец» можно разделить на две части и, в соответствии с законами иврита, выделить их как два отдельных слова: Эдэн (рай) и Эц (дерево). Получается «Райское дерево»! Райское дерево, посаженное евреями на севере Бессарабии, дало название целому населённому пункту! И, как бы в подтверждение этого факта, «Википедия» и РЕЭ приводят список местных знаменитостей - уроженцев Единец и долголетних его жителей, сплошь евреев.
В списке фигурируют: Ицик Вайншенкер - уругвайский журналист, историк-краевед (родился в селе Теребня), Менаше Галперн (1871-1960) - бразильский писатель (родился на Волыни), Лейб Грузман (1901-1961) - уроженец Единец, аргентинский журналист, редактор, Голдэ Гутман-Кример (1906-?) - аргентинская писательница, Израиль Змора (1899-1983) - израильский литературовед, издатель, Мойше Лемстер - израильский поэт и литературовед (справедливости ради уточню, что Лемстер родился в Столниченах, а детские и юношеские годы действительно провёл в Единцах!), Борис Хаис (1920-2006) - уроженец Единец, кишинёвский детский поэт на идиш (умер в Израиле), Иуда Штейнберг (1863-1908) - писатель (родился в Липканах, умер в Одессе). В Единцах также родились Иосиф Маген (Шиц, 1909-?) - израильский публицист и поэт, Меир Лепнер (1907-?) - колумбийский общественный деятель, Авром Ткач (1895-1961) - аргентинский педагог и публицист...
Есть, наверное, ещё известные и знаменитые люди, имена которых связаны с этим еврейским местечком на севере Молдавии. Надеюсь, что уроженцы Единец дополнят и углубят эти мои заметки о райском уголке, где было посажено еврейское дерево 190 лет назад и где оно, к сожалению, осталось только в названии этого населённого пункта!
Давид ХАХАМ,
Кирьят-Ата.
P.S. После того, как статья эта была уже завершена, я решил добавить к ней ещё два важных, на мой взгляд, дополнения.
В 1973 году в Тель-Авиве вышла «Книга памяти о Единцах». Мордэхай Райхер и Иосиф Маген-Шиц, подготовив её, проделали огромную работу. Руководителем и координатором книжного проекта стал Эрик Шварцман. В книге представлено более сотни фотографий, отражающих жизнь Единецкой еврейской общины на протяжении примерно 150 лет. Это индивидуальные и групповые снимки, дома и улицы бессарабского местечка конца ХIХ века и первой половины века ХХ. Несколько из них предлагаю вашему вниманию.
***
В начале мая 2007 года в израильском городе Зихрон Яаков, у входа в парк барона Ротшильда, состоялась очередная встреча членов Единецкого землячества. Организовали её Ханина Зицер (Нетания) и другие активисты. Собралось около ста человек. Среди выступавших был поэт, учёный, общественный деятель Моисей Лемстер. На встречу был приглашён и выступил на ней консул республики Молдова в Израиле, тоже уроженец Единец Павел Жалбэ.
Благодарю за помощь в поиске материалов о Единцах Григория Гальперина (Кирьят-Бялик) и Моисея Лемстера (Бат-Ям).
Источник