Троки (Тракай)

Модератор: Mike_m

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

Троки (Тракай)

#1 Дмитрий Широчин » 26 апр 2019, 11:06

ТРАКА́Й (до 1939 г. официально назывался Троки, на идиш — Трок), районный центр в Литве (близ Вильнюса). Город основан в 1321 г., в 14–15 вв. был резиденцией великих князей литовских, с 1569 г. в составе Речи Посполитой, с 1795 г. в составе Российской империи, был уездным городом Виленской губернии; с 1922 г. по 1939 г. входил в состав Польши. С 1939 г. в составе Литвы.

В Тракае наряду с евреями-раббанитами проживала большая и влиятельная караимская община, которая, согласно преданию, была образована караимами, угнанными великим князем Витовтом из Крыма в 1392 г. Возможно, к тому времени в Тракае уже жили и евреи-раббаниты. Во всех грамотах, дарованных великими князьями и королями, говорится о евреях вообще и не указывается, какой из двух общин они даются. В 1388 г. Витовт дал евреям Тракая привилегию, по которой они получили разрешение на ведение торговых и ростовщических дел. В 1441 г. указом великого князя Казимира Ягеллона евреи получили магдебургское право, как и христиане города, то есть отвечали только перед своим войтом (судьей), избираемым ими и утверждаемым воеводой. Грамотой 1507 г. были подтверждены права евреев на уплату равных с христианами налогов и освобождение их от натуральных повинностей в пользу короля. В 1514 г. король Сигизмунд I назначил Михеля Езофовича (умер в 1529 г.) старейшиной литовских евреев с широкими полномочиями, включая судебные. Караимская община отказалась подчиняться Михелю, ссылаясь на отличия в вере, и наместник Литвы Гастольд согласился с доводами караимов. С 1516 г. с разрешения Сигизмунда по просьбе евреев в Тракае устраивались две ежегодные ярмарки.
...
Общины караимов и евреев-раббанитов имели общую судьбу до середины 17 в.; обе были изгнаны из Литвы по указу великого князя Александра в 1495 г. и вернулись в 1503 г. Караимы согласовывали ряд вопросов с Литовским ва‘адом и через него вносили налоги. О конкуренции и вражде между тракайскими караимами и раббанитами-ашкеназами впервые упоминается в грамоте короля Владислава IV (1646), согласно которой все прежние привилегии относились только к караимам, а ашкеназам было запрещено поселяться в Тракае и заниматься там торговлей. Привилегированное положение караимов подтверждалось королевскими грамотами в 1648, 1654, 1670, 1679 и 1701 гг. Однако когда в 1679 г. или 1680 г. христиане местечка Шаты близ Тракая обвинили караимов в убийстве христианского ребенка, ашкеназские раввины и руководители общины стали на защиту караимов. В соглашении, подписанном представителями раббанитов и караимов в 1714 г., стороны обязывались уважать взаимные привилегии и решать споры без привлечения администрации.

Караимы имели исключительное право на проживание в Тракае. В 1804 г. евреи-ашкеназы, выселяемые из сельской местности, стали селиться в Тракае. В ответ на это караимы в 1809 г., основываясь на своих привилегиях, начали хлопотать об изгнании ашкеназов. В 1835 г. такое решение было принято, и 192 еврея вынуждены были покинуть Тракай (в то время там жили 172 караима). Вновь евреям было разрешено селиться в Тракае только в 1862 г., однако отношения между караимами и ашкеназами остались враждебными. В 1879 г. в Тракае жили примерно 600 караимов, в 1897 г. — 377 караимов и 1112 ашкеназов (вместе — 31% всего населения). В Трокском уезде тогда жили 20 тыс. евреев (10% всего населения), в том числе в Бутриманцах — 1919 евреев (80% всего населения), Жижморье — 1628 (58%), Олькениках — 1126 (43%). В 1915 г. в Тракае была открыта еврейская школа, просуществовавшая два года. В польский период общественная жизнь евреев концентрировалась вокруг синагоги (здание не сохранилось), библиотеки и еврейского банка. В 1939 г. в Тракае жили около 300 евреев-ашкеназов.

Еврейская община Тракая и все евреи окрестных местечек (всего 2500 человек) были уничтожены 30 сентября 1941 г. После того, как десятки караимов в Польше, жившие вне караимских общин и имевшие связи с еврейскими общинами, были схвачены гестапо, караимский гахамат составил список всех своих членов и передал его немецкой администрации, чтобы защитить их от уготованной евреям судьбы. Имеются свидетельства того, что десятки евреев в Литве и Польше спаслись, выдавая себя за караимов. К началу 1990-х гг. в Тракае проживало около 40 караимских семей и одиночек (около 90 человек). Согласно опубликованным данным переписи 1997 г. в Тракае проживали 65 караимов (более 20 семей и одиночки). К началу 1990-х гг. в Тракае проживало около 40 караимских семей и одиночек (около 90 человек). Согласно опубликованным данным переписи 1997 г. в Тракае проживали 65 караимов (более 20 семей и одиночки)...
https://eleven.co.il/diaspora/communities/14144/
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

Троки - Тракай

#2 Дмитрий Широчин » 26 апр 2019, 11:09

РГИА, 1402-1-166 "По делам о запрещении евреям права жительства вне черты еврейской оседлости", 1833-1874 гг., 80 лл.
лл.1-30 (с об.)
Записка из дела о доказываемом караимами гор. Трок исключительном праве, по которому евреи-раввинисты не могут ни жить, ни заниматься промыслами в этом городе, начатом в 1810 г., с отсылками к документам, начиная с 1441 г. Окончено 1833 г.
http://j-roots.info/

GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Ответить

Вернуться в «Еврейские общины Литвы, Латвии и Эстонии»