Страница 6 из 6

Re: Об истории евреев в Сибири (общая информация)

Добавлено: 07 окт 2014, 00:13
anno_nin
foxyboom писал(а):В начале 18 века правительство стало ссылать в Сибирь, на Нерчинский, Ачинский и другие рудники осужденных на смерть или приговоренных к вечной каторге. Попадали туда и евреи, а их потомки оставались затем в тех местах, занимались торговлей, ремеслами или земледелием и долго еще помнили о своих предках-каторжанах. В начале 19 века евреи жили уже в Томске, Омске, Каинске, Нижнеудинске и в других городах Сибири.
Многие ссыльные евреи были холостые, но им не разрешали жениться на русских женщинах без принятия православия. В отчаянии каинские евреи стали просить, чтобы и им - по примеру прочих сибиряков - разрешили покупать привозимых из-за границы калмычек и жениться на них по еврейскому закону. Сибирские власти дали лестный отзыв о трудолюбии и безукоризненном образе жизни местных евреев, которые не желают жениться «на девках другого закона». И тогда в Петербурге постановили: «Евреи могут покупать или выменивать приводимых из-за границы женщин калмыцкого рода нехристианской веры и, обращая их в еврейский закон, сочетаться с ними браком». Перешедшие в еврейство жены-калмычки соблюдали законы еврейской веры, ходили в синагогу и мало чем отличались от прочих евреек. Только в 19 веке таким образом в иудаизм перешло более 10 тыс. калмычек.
В воспоминаниях Буки-бен-Йогли приводится рассказ его бабушки:
http://benyehuda.org/yogli/020.html]
על דבר מוצא השם הזה ספרה לי אמי זקנתי, מיכלה, כדברים האלה: על נכדו של בעל "סדר הדורות", שהיה מורה הוראה בעירה קטנה לא הרחק ממינסק, העלילו אנשים רעים עלילה ברשע (את דבר העלילה לא אזכור עוד) ויצא דינו להגרש עם כל בני ביתו ארצה סיביריה. ארץ-גזירה זאת נהפכה לבניו לארץ חמדה. המה שלחו במסחר ידם. לאחדים מהם היו גם מכרי זהב ויעשו עושר ויפרוץ רכושם מאד. אחד מנכדיו היה גם אבי זקני, שגר בעיר קאאינסק, שם נולד בנו הבכור מנדיל, ושם נולדו שתי בנותיו: אמי ואחותה הבכירה שושנה. אולם ימי שלותם לא ארכו. כי בעבור הגראף קליינמיכל במדינה ההיא, וירא כי עושים היהודים שם חיל ויהי הדבר לצנינים בעיניו, ועל פי הצעתו הוציא הקיסר ניקולַי הראשון פקודה נמרצה לגרש משם את כל היהודים, אשר לא נשלחו שמה בעד חטאם. ומאז נתיַשבו "הסיביריים" בצ'רניגוב.
О происхождении прозвища "сибиряки" рассказала мне моя бабушка Михля: внука автора "седер-а-дорот", учителя и воспитателя в небольшом местечке недалеко от Минска, возвели злые люди обвинение (в чем конкретно оно заключалось, я не помню) Суд постановил выслать его со Всей семьей в Сибири. Место, куда их выслали, превратилось для его детей в благословенный край. Они занялись торговлей. Некоторые занялись добычей золота. Они разбогатели. Одним из его внуков был Аарон (Гальперин), живший в городе Каинск, там родился у него старший сын Мендель и две дочери: моя мать и ее старшая сестра Шошана. Не долго они там прожили. Во время путешествия графа Клейнмихеля по сибирской земле, увидел он, что там живут евреи евреи, и очень рассердился, и по его рекомендации император Николай I издал указ выгнать оттуда всех невинно осужденных евреев. С тех пор поселились «Сибиряки» в Чернигове.

Изгнвние из "местечка недалеко от Минска" можно датировать примерно 1773 годом (или позже). Изгнание из Каинска в Чернигов - примерно 1837.
Кто-то может помочь определить когда была поездка Клейнмихеля и что это был за царский указ, по которому многочисленная семья "сибирских" Гальпериных перебралась в Чернигов?
У Гальпериных была приписка к Могилевской губернии (местечко не указано).

Re: Об истории евреев в Сибири

Добавлено: 07 окт 2014, 00:38
anno_nin
Вот еще о Каинске https://ru.wikipedia.org/wiki/Куйбышев_ ... я_область)
1836 — население Каинска — 2249 человек, 1842 год — 2724 человека. домов — 630, восемь улиц, 23 лавки, две больницы, богадельня, 8 заводов: 2 кожевенных, 1 мыловаренный, 1 свечно-сальный, 1 салотопный и 3 кирпичных, городовая ратуша и 2 суда Состав население по данным Якимовского:

1456 мужчин и 1268 женщин
духовного звания — 9
гражданские служащие чиновники 24, отставные чиновники — 9
разночинцы — 137
купцы 2-ой и 3-ей гильдии русских с евреями — 20
мещан и цеховых русских с евреями — 633
крестьян, водворившихся в город — 21, сеятных — 32
городовых рабочих — 9, дворовых людей — 7
а также цыгане. Так же автор указывает:

«…город неопрятный и неухоженный, без освещения, а сгоняемый с пастьбы скот ночует на улице. Каждый понедельник, до четверга прибывали ссыльные, партиями по 200 человек. В самом городе хоть и положена ярмарка Михайловская, но на неё никто не съезжался, хотя в воскресенье и праздничные дни на базары приезжали из окрестных селений. Велась активная торговля маслом и кожей с Иркутскими купцами, они привозили чай и китайские ткани. По реке сплавляли кедровый и еловый лес с дровами. Некоторые купцы и мещане имели до 250 лошадей для перевоза грузов. Несмотря на наличие кирпичных заводов — они не влияли на архитектуру города, вследствие бедности владельцев и низкого качества глины.»

1860 — по описаниям Ф. Тыжнова проживало 1405 мужчин и 1312 женщин, было две каменные церкви и 394 деревянных домов. Согласно данным, приведёенным в монографии Р. М. Кабо «Города западной Сибири» (Москва, 1949 г.) на 1858 г. в городе проживало 2930 чел., а по данным 10 ревизии — 3300 чел.[3] На 1858 г. в городе наличествовали 2 православные церкви, 2 еврейских молитвенных дома, мужское уездное и приходское училище, женское училище 2 разряда, богадельня, городская библиотека, военный лазарет, аптека, общественная баня, 3 острога, 13 небольших завода, 7 кузниц, 2 магазина(провиантский и соляной[4]]. 1860 — открыто женское училище второго разряда.

1865 — открыта городская библиотека.

[1870]-е годы в результате пожара сгорела треть города.

В 1893 году в городе проживало 8896 жителей (до 12 % евреев), 5 каменных и 900 деревянных домов, 1 каменная соборная и 1 деревянная православная церковь, 1 еврейская синагога. По данным переписи населения 1897г в городе учтено 938 лиц иудейского вероисповедания из 5884 жителей. Еврейская община была хорошо организована, имела несколько молитвенных домов. должность гродского врача занимал еврей. Еврейскую общину (одну из крупнейших в Сибири)в течении 25 лет возглавлял помощник раввина Шломо Зельвинский[5]

Сибирь. Об истории евреев.

Добавлено: 07 авг 2015, 17:05
anno_nin
Томск
На форуме промелькнула следующая информация:
http://elib.tomsk.ru/elib/data/2011/201 ... 1-0130.pdf
Спустя тридцать с лишним лет после создания губернии, в 1837 году,
среди томичей проживало тридцать пять иудейских семейств – не считая де-
сяти холостых евреев. Перебрались сюда с домочадцами Мордухай Герше-
вич и Калман Гершевич, Яков Мендель, Меер Шмулович, Абрам Шелевич,
Хаим Ицкович, Абрам Жуков, Абель Афраймович, Самуил Вольфович, дру-
гие.(ГАТО ф. 3 оп.4 д.35)
Благодаря помощи "Сибирского генеалогичесого центра" и его представителя Виктора Гахова держу в руках тот самый список из 35 семей.
Вот оцифрованная мной копию. Почерк не очень разборчивый. Возможны ошибки. Претензии принимаются.
Фонд 3. Томское губернское управление
Ф 3-4-38 Переписка с Главным Управлением Западной Сибири, Томской общей полицейской управой, каинским, томским городничими об учреждении еврейских молитвенных школ в г.Каинске и Томске, выборы раввина, списки евреев, проживающих в г.Томске 1835-1837
Реестр, учиненный еврейским семействам, проживающим в г.Томске
► Показать
Ссылка на сайт Центра: http://www.sibgencentre.ru/gen.html?cid=99
Рекомендую проверить интересующие Вас фамилии в материалах, размещенных на сайте

Re: Об истории евреев в Сибири

Добавлено: 07 авг 2015, 17:26
anno_nin
Еще два списка по Томску
Имеющие в городе Томске евреи собственные дома
1. Абель Абрамович
2. Хаим Ицкович
3. Абрам Дашевский
4. Шлёма Шломович
5. Наум Вуинский
6. Мейер Елиович
7. Шмуль Волович
8. Мардко Карновский
9. Лейба Хотинский
-------------------------------
Квартальный надзиратель Сребников.


Не имеющие семейств
Холостые
1. Гершка Ицкович
2. Евсе Гершович
3. Таварнис Абрамович
4. Лейзер Файвусевич
5. Исраиль Дозенберг
6. Мовша Гершевич
7. Лейба Гершевич
8. Нисен Симсенович
9. Симха Барлинчин
10. Гершка Хаймович
--------------------------------------
Квартальный надзиратель Сребников.

Re: Об истории евреев в Сибири

Добавлено: 08 авг 2015, 23:42
feanor
Интересно, что 99 процентов фамилий выглядят , как отчества. (производные от мужских еврейских имен) Такое впечатление, что фамилиями стали недавно и буквально на месте, в Сибири, а не привезено из черты оседлости

Re: Об истории евреев в Сибири

Добавлено: 09 авг 2015, 08:12
anno_nin
feanor писал(а):Интересно, что 99 процентов фамилий выглядят , как отчества. (производные от мужских еврейских имен)
Мне тоже это бросилось в глаза.
feanor писал(а):Такое впечатление, что фамилиями стали недавно и буквально на месте, в Сибири, а не привезено из черты оседлости
Обратите внимание на дату - 1837 год. По поводу не привезено из черты оседлости позволю себе не согласиться. У нас есть тема по фамилии Афраимович. Там исследуются как "сибирская", так и "европейская" ветви.

Сибирь. Об истории евреев.

Добавлено: 14 мар 2017, 23:13
Felixchechik
сдесь мелькала фамилии Егер и Боксер
это фамилия моей жены родом из Танхоя
и предположительно до этого корни уходят в Бабушкине
прадед жены Егер Матвей был купцом ездил в Китай
имел свой герб и тд
может есть архивная инфа по Егерам

Ссылка в Сибирь

Добавлено: 14 авг 2018, 21:15
MRK
Поскольку с историей как наукой у меня у меня ни в школе, ни после неё как-то не сложилось, а прочитать даже тезисно всё то, что по минимуму надо бы знать для генеалогических исследований (да хотя бы просто все статьи этого форума) граничит с невозможным, я позволю себе мучать уважаемых форумчан "детскими вопросами". Итак...

Наверное, все, у кого среди предков есть хоть один сибиряк, знают, что первые евреи попали в Сибирь не по своей воле - почти все были сосланы с западных окраин империи за разные прегрешения. Вот и в биографии известного писателя Марка Юдалевича я нашёл такую фразу:
Мой прадед Абрам с женой были высланы в Сибирь по этапу из царства польского. Он – за участие в восстании не то Костюшки, не то Кастуся Калиновского."
Здесь я прерву цитату и задам первый вопрос:
Если государство ссылало (наказывало) этих людей, то, наверное, это делалось по суду. Тогда где искать приговоры и, главное, - списки приговоренных?

"Путь был тяжелым: по обе стороны старого сибирского тракта чернели холмики – могилы колодников. Моих предков сослали на вечное поселение в село Итат (Восточная Сибирь, недалеко от Мариинска)…»
Но раз их сослали в это село, то почему они через какое-то время оказываются в самом крупном на тот момент в округе поселке Боготоле в более сорока км. восточнее, а затем и вовсе перебираются в уездный Мариинск (90 км в другую сторону)? То есть они становятся свободней, чем в черте оседлости? А "вечное поселение" - это, допустим, только 10 лет, а потом режим смягчается или просто художественная гипербола?

Ссылка в Сибирь

Добавлено: 14 авг 2018, 22:11
Файнгольд Татьяна
MRK писал(а): Если государство ссылало (наказывало) этих людей, то, наверное, это делалось по суду. Тогда где искать приговоры и, главное, - списки приговоренных?
Обзор полицейских дознаний
Ведомости справок о судимости в РГБ

По поводу участия в польском восстании на форуме обсуждали не один раз.
Участники, конечно, были.
Но это было и прикрытием других причин судимости.

Сибирь. Об истории евреев.

Добавлено: 15 авг 2018, 07:17
anno_nin
Есть несколько тем по истории евреев Сибири. Там, в частности, и вопросы ссылки обсуждаются.
viewtopic.php?f=106&t=194
viewtopic.php?f=106&t=67
Мне кажется, что в теме "об истории евреев Сибири" вопросы ссылки обсуждались достаточно серьезно

Сибирь. Об истории евреев.

Добавлено: 07 ноя 2018, 09:15
Yalena
Пока это не родня. Думала, что предок, но пока все аргументы против.

Но пусть здесь полежит.
Старший унтер офицер полицейской команды Нижнего Новгорода Дмитриев Борис Константинович около 1835 г.р. из кантонистов, до Святого Крещения именовался Лейзер Гиршевич (фамилия не указана) - сын еврея -поселенца Томской губернии г. Каинска.

Мордохович

Добавлено: 20 май 2020, 00:28
Shomer
Здравствуйте! Историю семьи Мордохович (из Иркутской области, Аларского р-на, с.Кутулик) можно прочитать здесь: http://sibsem.mozello.ru
Некоторые страницы сайта пока находятся в разработке.

Сибирь. Об истории евреев.

Добавлено: 04 июн 2020, 15:34
napobo3
Паспорт, выставленный на аукционе, принадлежал Гурьевич Шоулу Меерову, 1865 г.р.
Возможно - брат упоминаемой на форуме Гурьевич Марии Марковне? Не уверен.
Жена Бася Хаимовна, 1870 г.р.
Сыновья Мордха, Рахмил, Гирш и дочь Мерьем.

"Паспорт. Мариинский Купец 2 гильдии еврей Шоул Мееров Гурьевич, участник нижегородских ярмарок.
Наклеены и погашены 4 марки "Нижегородское ярмарочное управление" за 1895 и 1900 год. Мариинский Купец 2 гильдии Шоул Мееров Гурьевич. Выдан Мариинским Городским Общественным управлением 10 декабря 1898 г. Возраст 43 г. Вероисповедование: Иудейское. Женат. Жена Бася Хаимовна, 38 лет. Воинская повинность: В 1880 году вместо него на действительную службу, по соглашению, поступил брат его Мовша. Подписи: Владелец паспорта, помощник городского головы г.Мариинска, секретарь. Печать Мариинского городского управления. Купец Гурьевич был участником 6 знаменитых нижегородских ярмарок, они отмечены в его паспорте 4 прописными марками "Нижегородское ярмарочное управление", две за 1895 и две за 1900 год, номиналом 1 рубль каждая. Еще две ярмарки отмечены печатями прописки: Нижегородская ярмарка. 3 участок. Шоул Мееров (Моисеевич) Гурьевич - крупная фигура в торговой и общественной жизни Мариинска (мануфактурная и галантерейная торговля, торговля готовым платьем и обувью. Оборот за 1898 год 37500 руб.) Репрессирован. Его роскошный особняк сохранился."

Сибирь. Об истории евреев.

Добавлено: 20 авг 2020, 06:15
lem
"Сибирские острова. Канск": мифы и реальность сибирских евреев
"Сибирские острова. Канск": мифы и реальность сибирских евреев

В конце августа на площадке XIX Международного Канского видеофестиваля стартует российско-израильский проект по исследованию истории еврейского населения малых городов Сибири, в частности города Канска.

В ходе проекта "Сибирские острова. Канск" местные и израильские исследователи и журналисты попытаются восстановить нарративы и историю канской еврейской общины, а также привлечь внимание к исследованию прошлого и настоящего евреев малых городов Сибири. В настоящий момент о еврейских общинах Сибири существуют только обрывочные сведения, тогда как в других российских регионах уже много лет активно собираются и оцифровываются архивные материалы и свидетельства.
При этом даже в таком маленьком городке как Канск (Красноярский Край, ранее - Енисейский уезд) к началу двадцатых годов XX века жило более тысячи евреев (по переписи 1926 года - 1200). Считается, что в Канске была одна синагога (на нынешней улице Ленина), которую позже, в 20-х годах двадцатого века перестроили под жилой дом. Выписка из архивов: "в Канске построен с разрешения Енисейского губернского правления от 7 мая 1882 года согласно плана и свидетельства, выданного на эту постройку канскою городскою управою 8 марта 1883 года деревянный молитвенный дом".

Здание бывшей синагоги в 2016 году практически полностью сгорело при пожаре. А в 2019 году постройка была снесена. На месте бывшей синагоги участники проекта установят памятный знак - канские власти уже дали на это свое согласие.
Среди целей проекта - поиск и установление контактов с представителями местной диаспоры, а также поднятие вопроса о взаимодействии с администрацией Канска - например, по восстановлению или созданию новой синагоги. Участники проекта занимаются и поисками представителей канской диаспоры в Израиле.
Еврейское кладбище в Канске – один из самых важных исторических памятников и источников информации о еврейской общине города – в настоящий момент пребывает в запустении. В отличие от других регионов России, в большинстве сибирских городов до сих пор не проводилась оцифровка кладбищ. В Канске этот труд взял на себя участник проекта и журналист местного издания "Канские ведомости" Александр Шестериков. Видео и фотоматериалы, сделанные журналистом на местном еврейском кладбище, станут основой для базы данных канской еврейской общины.

В рамках проекта будут организованы два "круглых стола", которые пройдут в режиме онлайн. В Zoom соберутся научные деятели, журналисты, специалисты Канского краеведческого музея, представители администрации и многие другие. Посмотреть прямую трансляцию круглых столов можно будет 24 августа в 16 часов по Канску (12:00 по Иерусалиму) и 29 августа в 16:30 по Канску (12:30 по Иерусалиму) на платформе СОПРОМАТ-ТВ и на канале фестиваля в YouTube. СОПРОМАТ-ТВ стал платформой для XIX Международного Канского видеофестиваля, который пройдет с 23 по 29 августа в онлайн из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса.

https://www.newsru.co.il/world/19aug2020/kansk_503.html

Сибирь. Об истории евреев.

Добавлено: 05 мар 2021, 22:09
gregory_k
Наткнулся на интересную статью 1905г. - про сибирских (и не только) евреев, законодательство о евреях и многое другое.

Тихонов, Т. И. Сибирские евреи, их права и нужды. Сибирские вопросы : периодический сборник. - 1905. - № 1
http://elib.tomsk.ru/purl/1-1893/

Любопытнейшее чтение. Думаю участникам этой группы может быть интересно.

Сибирь. Об истории евреев.

Добавлено: 20 сен 2021, 11:45
napobo3
Приглашаю всех интересующихся в группу "Евреи в Сибири" :
https://prosiberia.tsu.ru/groups/invite ... abab2850d8

Сибирь. Об истории евреев.

Добавлено: 21 сен 2021, 22:46
MRK
lem писал(а):
20 авг 2020, 06:15
...В ходе проекта "Сибирские острова. Канск" местные и израильские исследователи и журналисты попытаются восстановить нарративы и историю канской еврейской общины, а также привлечь внимание к исследованию прошлого и настоящего евреев малых городов Сибири...
Видеозаписи конференции можно посмотреть на Ю-тюбе:
1-я часть - https://www.youtube.com/watch?v=-nHWhCIOibw текстовая расшифровка - https://drive.google.com/file/d/1bb5gje ... I8-Pk/view
2-я часть - https://www.youtube.com/watch?v=DQHNeg_pPGE текстовая расшифровка - https://drive.google.com/file/d/1zX1p8M ... 0nkeQ/view
Во обеих частях есть репортажи, которые не расшифрованы в текстовой версии. В первой - с еврейского кладбища Канска (начиная с 42-й минуты), во-второй - с церемонии открытия памятного знака на месте синагоги (с четвёртой минуты) и интервью со старожилами (с 51-й минуты).