Основу еврейского населения Урала положили солдаты-кантонисты. С конца 1830-х годов на Урал направлялись значительные партии еврейских мальчиков, часть которых раздавалась до совершеннолетия крестьянам, а часть направлялась в школы военных кантонистов.
В 1845 году, по данным екатеринбургской городской полиции в городе проживало 109 мужчин-евреев, а в 1854 году - 116, что составляло 0, 5% от общей численности жителей Екатеринбурга.
В 1852 году впервые упоминается еврейская молитвенная школа в Екатеринбурге, известно о пребывании в городе раввина в 1854 - 1859 годах.
В 1859 - 1867 году вышли первые указы, разрешавшие евреям проживать вне “черты оседлости” купцам 1-й гильдии, обладателям дипломов и ученых степеней, отставным нижним чинам, а позже, с 1880 года, - евреям, работающим на промышленных предприятиях.
Проверками исполнения императорского указа о недопущении евреев в государственную службу, с 1826 года по 1903 год было выявлено около 100 евреев, состоящих на государственной службе по горному ведомству. Большинство евреев имели право проживать в горных округах и нести государственную службу, как имеющие свидетельства о высшем образовании.
В 1892 году в Екатеринбурге насчитывалось около 30 евреев, являвшихся домовладельцами и имевших торгово-промышленные предприятия.
Ведомости Екатеринбургской городской управы о лицах, состоящих в купеческом сословии за период с 1899 по 1908 год, указывают, что в Екатеринбурге были в этот период учреждены торговые предприятия: “Братья Кац”, “Товарищество Берх и Лазарев”, “Шихин и Липковски锦, “Уральское технико-промышленное товарищество” Л.А.Кроля и Л.В.Меклера”, “Братья Фельдштейн”.
В 80-90-х годах 19-го века начинается процесс включения евреев в общественную и культурную жизнь Урала. В 1901 году в списки лиц, претендующих на избрание в число присяжных заседателей Екатеринбургского суда, были занесены три еврея. В 1906 году депутатом Екатеринбургской городской думы был избран инженер Лев Афанасьевич Кроль, член партии кадетов.
В 1912-13 годах в Екатеринбурге создается ряд еврейских фирм и товариществ, занимавшихся различными видами торговой и производственной деятельности. Появляется больше документов о приеме на государственную службу евреев мужчин и женщин, имеющих медицинские дипломы, для работы на горных заводах, в Екатеринбурге, для борьбы с эпидемиями. В 1913 году в городе проживало 1135 лиц иудейского вероисповедания - чуть более 1, 3% населения.
Екатеринбургские евреи занимались благотворительной деятельностью, активно участвовали в культурной и общественной жизни Екатеринбурга.
Подавляющее большинство еврейского населения посещало молельный дом. Религиозные обряды исполнял общественный раввин И. Анцелевич.
Начало первой мировой войны и боевые действия в западных областях России привели к большому потоку беженцев на Урал, в числе которых были и евреи. Газета “Зауральский край” (номер от 19 сентября 1915 года) писала: “17 сентября в Екатеринбург прибыло из Пензы 450 беженцев-евреев, выходцев из Ковенской, Гродненской губерний, городов Брест-Литовска и Курляндии. Среди них много стариков и детей, но большинство народ работоспособный. Главным образом, ремесленники: сапожники, портные, шапошники, кузнецы, столяры, слесаря, модистки, белошвейки, чулочницы и пр. Есть приказчики и чернорабочие. Некоторые успели захватить с собой инструменты”.
В годы первой мировой войны в Екатеринбурге лечили в госпиталях воинов, готовили в запасных полках пополнение действующей армии. Среди военнослужащих, расквартированных в Екатеринбурге, немалую долю составляли евреи, многие из которых стали впоследствии постоянными жителями города.
В 1916 году в Екатеринбург из Гродно было эвакуировано Цехановецкое еврейское ремесленное училище. В 1916 - 1917 годах Екатеринбургской городской управой был безвозмездно отведен земельный участок Екатеринбургскому еврейскому обществу под постройку бани и миквы на берегу реки Исеть для беднейших слоев еврейского населения. В мае 1917 года один из уважаемых членов еврейской общины Арон Нахимович Халамейзер получил чертежи на строительство бани и миквы за усадьбой купцов Рязановых.
При еврейской общине Екатеринбурга действовали общество помощи неимущим евреям и богадельня. В 1919 - 1922 годах наряду с еврейским ремесленным училищем, действовали 2-е еврейские школы 1-й ступени, еврейский детский сад, детский дом, несколько библиотек и три рабочих клуба: клуб имени Энгельса, и два клуба екатеринбургского комитета Еврейской социал-демократической рабочей партии “Поалей Цион”.
В 1919 году при отделе народного образования Екатеринбурга введена должность инструктора еврейских школ. В 1920 году было зарегистрировано еврейское религиозное общество, которое в 1923 году стало называться еврейской религиозной общиной. Ее численность с 1923 по 1929 год выросла с 120 до 346 человек. Община содержала молитвенные дома, лавку для продажи кошерного мяса, бойню для скота и птицы, баню и микву, мацепекарню, похоронное бюро “Погребальное братство”.
Всего в Екатеринбурге в 1920 году проживало 5605 евреев, а по переписи 1923 года - уже около 8,5 тысяч. В 1920-е годы еврейская община имела молитвенный дом по адресу ул.Белинского, 19, предоставленный исполкомом городского совета в безвозмездное пользование. В 1923 году это помещение было превращено в жилую квартиру.
В эти же годы большевистская власть закрывает синагогу по адресу ул.Усольцевская, где в праздничные дни молилось до 400-450 человек, - по распоряжению от 2 марта 1928 года, как несоответствующую требованиям пожарной безопасности. Евреев - рабочих кожевенного завода заставили написать коллективное письмо с просьбой о закрытии синагоги. Другие помещения общины был также в дальнейшем реквизированы властями, а сама община закрыта в 1930 году.
www.feor.ru