Географическое название :Богуслав
Краткая история административного подчинения
Богуслав (Богуславский район->Киевская область->Украина) 1992-2015
Богуслав (Богуславский район->Киевская область->Украинская ССР->СССР) 1923-1991
Богуслав (Каневский уезд->Киевская губерния->Украинская республика) 1918-1922
Богуслав (Каневский уезд->Киевская губерния->Российская Империя) 1838-1917
Богуслав (Богуславский уезд->Киевская губерния->Российская Империя) 1795-1837
.............................................................................
Для поиска архивных, географических и др. сведений пользуйтесь следующим:
...........................................................................
Перепись 1897г. Обработанные документы
......................................................................
Российская еврейская энциклопедия
http://www.rujen.ru/index.php/БОГУСЛАВ
БОГУСЛАВ,
► Показать
город (с 1938), районный центр в Киевской обл. (Украина). Изв. с 1195. С 1360-х гг. — в составе Вел. кн-ва Литовского, с 1569 — город Киевского повета и воеводства в составе Речи Посполитой. С 1793 — в составе Рос. империи, с 1796 — уездный город Киевского наместничества, затем Киевской губ., с 1837 —местечко Каневского у. Киевской губ. С 1932 — районный центр Киевской обл.В 1765 в Б. проживало 574 (по др. данным, 123) еврея, в 1775 — 251, в 1784 — 622, в 1797 — 1288, в 1847 — 5294, в 1863 — 6980, в 1897 — 7445 (65,5%), в 1910 — 14 236 (72%), в 1923 — 7239, в 1926 — 6432 (53%), в 1939 — 2230, в 1989 — 179 евреев.Евреи жили в Б. с нач. 17 в. Еврейское население пострадало от налетов казаков (1702) и гайдамаков (1768). В 18 в. евреи Б. занимались торговлей (в т. ч. с Лейпцигом и Франкфуртом). В сер. 18 в. действовала хевра кадиша. Раввинами в Б. в 18 в. были Мойше-Эйкель Гуревич, Аврум Рапопорт, Довид Кругляк. В 19 в. осн. занятия еврейского населения Б. — торговля и мелкие ремесла. В нач. 19 в. в Б. имелась еврейская типография. В сер. 19 в. Богуславская питейная аренда принадлежала купцу 1-й гильдии Гершу Балаховскому, в кон. 19 в. в собственности купца Мордко Юзефова была суконная ф-ка, винокуренный з-д арендовала Хая Немировская. В 1863 в Б. было 3 синагоги, в 1897 — 16 синагог (Большая, по преданию, осн. в 17 в.) и 15 ремесленных синагог (сапожников, ткачей, портных, скорняков, столяров и др.), осн. в кон. 18 — нач. 19 в., имелось 2 еврейских кладбища. С 1895 раввинами в Б. были Иосиф Заславский и Пинхас-Аврум Бергер.В 1901 в Б. функционировали талмуд-тора (в 1909 — 130 учеников), частное муж. уч-ще М.Гинзбурга, жен. уч-ще К.Гинсберг, в 1909 — больница, богадельня, об-во попечительства о сиротах, об-во пособия бедным, 3 частных муж. уч-ща и св. 20 хедеров (всего 400 учеников), 3 жен. уч-ща (в т. ч. одно бесплатное; всего 150 учениц), уч-ще 2-го разряда, созд. местным просветит. об-вом (св. 50 учеников). С 1910 действовало Об-во попечения о бедных детях евреев, в 1912 — Еврейское ссудо-сберегат. т-во. Сумма коробочного сбора в 1900-х гг. достигала 6 тыс. руб. в год (на нужды общины шло 2,6 тыс. руб.).В ходе Гражд. войны в апр. 1919 Б. был захвачен, разграблен и сожжен войсками Директории; пострадало здание синагоги; погром длился ок. 20 дней. Во время погрома, учиненного частями Добровольческой армии 3 сент. 1919, было убито 40 евреев. В Б. была создана еврейская самооборона, остановившая погром; был прекращен погром и в дек. 1919. Самооборона насчитывала ок. 1 тыс. бойцов, город стал прибежищем для евреев из соседних местечек и деревень. Обществ. раввином в Б. в это время был Д.А.Лучинский. В 1921 в Б. открылось отд-ние Евсекции. В нач. 1920-х гг. в Б. действовала нелег. сионистская орг-ция. В сент. 1922 в Б. была арестована группа сионистов.26 июля 1941 Б. был оккупирован герм. войсками. 15 сент. 1941 в Б. расстреляно 322 еврея. После освобождения города в 1944 еврейская община возродилась, в 1947 была открыта синагога, в 1948 имелся нелег. миньян. После 1988 нек-рая часть евреев Б. выехала в Израиль. В 1996 на еврейском кладбище был совершен акт вандализма. В 1990-х гг. в Б. установлен памятник жертвам нацизма, создано об-во еврейской культуры, открыта еврейская б-ка.В 1999 в Б., по оценочным данным, проживало 105 евреев.В Б. род.: Н.Гольденберг, Д.Х.Гохберг; Соня Тучинская (1902—1987, Казатин, Украина), поэт, стих. вошли в антологию «Еврейские поэтессы» (Чикаго, 1928); Михаил Наумович Феллер (р. 1928), д-р физ.-матем. наук (1989), проф. (1992), специалист по матем. анализу. В Б. жил и работал И.Бертенсон.
Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
http://brockhaus-efron-jewish-encyclope ... -7/106.htm
Богуслав
► Показать
— в эпоху исторической Польши город Киевского уезда, Киевского воеводства: встречается в летописях 12 в. В 1589 г. Б. получил разные права и льготы от кн. Ивана Острожского, подтвержденные королем Сигизмундом в 1620 г. Евреи, жившие здесь с начала 17 в. (а может быть, и ранее), сильно пострадали от неприятельских набегов, особенно в 1672 г., казаков под предводительством Самуся в 1702 г. и в эпоху гайдаматчины 1768 г. Кроме того, они постоянно должны были вести борьбу с мещанами на экономической почве. В привилегии 1620 г. сказано, что последние жаловались на притеснения со стороны евреев, вследствие чего король Сигизмунд приказал, чтобы никто из евреев не держал в аренде "броваров", солодовен и городских "грунтов". Ввиду того, что евреев было довольно много и они занимали своими домами и лавками почти весь рынок и все улицы города, король отправил в Богуслав особую комиссию, чтобы исследовать условия, в каких живут евреи, и определить размеры уплачиваемых ими податей. В люстрации 1622 года числится 15 шинкарей, однако не указано, евреи ли они. По официальным данным 1765 г., в кагале Б. и в соседних местностях, ему подчиненных, числилось 875 человек (в самом Б. 574), в 1775 г. — 355 (251), в 1778 г. — 514 (297), в 1784 г. — 896 (622) и в 1787 г. — 851 (587); число домов в последние два года — 56 и 137. По другим сведениям в 1765 и 1789 гг. постоянно жило 123 евр., а число домов в 1789 г. — 100; посреди рынка имелось 18 каменных лавок. В это время, незадолго до раздела Польши, мещане относились довольно враждебно к евреям. Кагал обратился по этому поводу в 1789 г. со следующей просьбой к ревизорам, производившим люстрацию: "Не следовало бы мещанам восставать против нас и желать выселять евреев из города, когда Речь Посполитая разрешила нам здесь жить. Ведь, кроме специальных податей, которые мы платим, мы приносим пользу государству вывозом польских продуктов в чужие края и ввозом оттуда товаров, за которые вносим пошлины в казну... В торговле мы мещанам не препятствуем; мы привозим из заграничных городов (из Лейпцига и Франкфурта) разные товары, которыми торгуем, католики же этим не занимаются. Когда бунт черни был подавлен (имеется в виду гайдаматчина 1768 г.), мы, вернувшись в город, не нашли ни домов своих, ни своего имущества" (ограблены на 284 тысяч золотых). — Ср.: Baliński-Lipiński, Starozytna Polska, II, 643; "Арх. Юго-Зап. России", ч. V, т. II; Slownik geograficzny, I.
Ныне — мест. Каневск. уезда, Киевск. губ. В 1796 г. местечко назначено уездным городом Киевского наместничества; в 1837 году уездное управление перенесено в Канев, но до 1844 г. уезд назывался Богуславским. В уезде, вместе с местечком, в 1797 г. евреев-купцов 19 (христ. 10), мещан 1680 (христ. 3265); в 1805 г. купц. 19 (христ. 62). мещ. 1921 (христ. 2165); в 1847 г. богуславское еврейское общество состояло из 5294 душ; по переписи 1897 г. — жит. 11372, из них евреев 7445, правосл. 3690. Имеются: Большая синагога и 15 молитвенных домов (молельня портных, сапожников, ткачей, скорняков, столяров, общества погребальщиков, и др.).
О времени возникновения молитвенных домов нет точных данных; но предание относит основание Большой Синагоги к самому зарождению еврейской общины, "Старый клауз" — к началу 18 в.; прочие молельни возникли частью в конце 18 и начале 19 веков ("Желтая школа" была устроена в 1821 г. местным богачом и деятелем Ямпольским). В свое время устройство некоторых молелен было вызвано борьбой с хасидами. В большом бет га-мидраше сохранился старинный служивший при богослужении так наз. "ץיצ", на котором имеется дата דק״ת (1743/4 г.). Существуют два кладбища. Старое, которое относится ко времени возникновения общины; здесь сохранился лишь один памятник над могилой цадика р. Ионы, сына Элиезера из Острога (товарища р. Леб Суреса и Арье-Леба, так наз. "дед из Шполы"); тут также похоронен р. Шая, родоначальник нынешних Ржищевских цадиков. Новое кладбище устроено в 1816/7 г. (ז״עקת); впрочем, на нем встречаются и более старые памятники, так как сюда перенесены были останки со старого кладбища, которое, находясь над оврагом, постепенно разрушалось. Здесь похоронены цадик р. Герш-Менахем, сын цадика р. Зуся из Ганополя и раввин р. Моше-Ейкел Гуревич. Имеется также ряд братских могил, где погребены скончавшиеся от холеры в 1847/8 г. — В местном населении сохранилась память ο событиях, известных под общим названием "бегства" (תיחידנה), как следует полагать, от казацких преследований. Очень популярна память ο р. Моше-Ейкеле Гуревиче, раввине р. Аврааме Рапопорте, авторе םינתיה חדי, и рав. р. Давиде Кругляке; помнят также ο типографии, бывшей в Б. в начале 19 века. Имеются пинкосы (с 1819 г.) погреб. братства и общества погребальщиков (הטמה יאשונ תדנח); в пинкосе последних есть собственноручная подпись известного цадика р. Мордехая, сына р. Нухима из Чернобыля. Сохранились также два отрывка из старинных пинкосов погребального братства; более старинный писан на пергаменте в 1749 году (טק״ת), другой составляет часть устава погребального братства, написанного в 1780/1 г. (אמק״ת) острожским раввином р. Меером. В отрывке 1747 г. имеется, между прочим, следующая заметка: "... У нас уже давно существовало священное братство (אשידק הדנח) и пинкос с уставом (תונקה), как водится; но вследствие бегств "תוחידנח", бывших в нашей общине, мы лишились всего этого... Теперь же мы возобновили все это по-прежнему и учредили хорошие и справедливые установления, как это было прежде" (о каких "бегствах" говорится, неизвестно; набеги Гонты последовали 20 лет спустя). Из пинкоса видно, что наряду с погребальным братством здесь некогда существовало "больничное общество" (םילוח דוקנ תדנח), заботившееся ο бедных и оказывавшее услуги богатым больным. Пинкос указывает на то, что выборщики (םידדונ) погребального братства выбирали "габая" Большой синагоги, членов "биккур-холим", главу общины и других. В отрывках имеется характерное постановление не допускать ремесленников, а также фельдшеров, к занятию общественных должностей, если же они будут избраны по жребию (יפלק), то для исполнения этих почетных обязанностей их следует заменять другими, более достойными (םינושח דתוי) членами общины. — Ныне (1909) существуют: больница, в течение долгого времени функционировавшая в виде так наз. "Гекдеша", попечительства ο сиротах и общество пособия бедным, расходующее ежегодно более 8000 рубл., талмуд-тора с 130 ученик., три частных мужских училища и более 20 хедеров с 400 учен., три женских училища с 150 ученицами (одно бесплатное), училище 2-го разряда, учрежденное богуславским просветительным обществом, во главе которого стоит христианин и где обучаются более 50 еврейских учеников. Общая сумма коробочного сбора около 6000 рублей в год, из коих на еврейские нужды идет лишь 2600 p., остальные на общие потребности (пожарный обоз 900 р. и др.). — Ср.: Семенов, "Стат. геогр. словарь"; М—н, "Уст. евр. общ."; Анкетные сведения (сообщены Д. Лучинским); арх. матер
Ныне — мест. Каневск. уезда, Киевск. губ. В 1796 г. местечко назначено уездным городом Киевского наместничества; в 1837 году уездное управление перенесено в Канев, но до 1844 г. уезд назывался Богуславским. В уезде, вместе с местечком, в 1797 г. евреев-купцов 19 (христ. 10), мещан 1680 (христ. 3265); в 1805 г. купц. 19 (христ. 62). мещ. 1921 (христ. 2165); в 1847 г. богуславское еврейское общество состояло из 5294 душ; по переписи 1897 г. — жит. 11372, из них евреев 7445, правосл. 3690. Имеются: Большая синагога и 15 молитвенных домов (молельня портных, сапожников, ткачей, скорняков, столяров, общества погребальщиков, и др.).
О времени возникновения молитвенных домов нет точных данных; но предание относит основание Большой Синагоги к самому зарождению еврейской общины, "Старый клауз" — к началу 18 в.; прочие молельни возникли частью в конце 18 и начале 19 веков ("Желтая школа" была устроена в 1821 г. местным богачом и деятелем Ямпольским). В свое время устройство некоторых молелен было вызвано борьбой с хасидами. В большом бет га-мидраше сохранился старинный служивший при богослужении так наз. "ץיצ", на котором имеется дата דק״ת (1743/4 г.). Существуют два кладбища. Старое, которое относится ко времени возникновения общины; здесь сохранился лишь один памятник над могилой цадика р. Ионы, сына Элиезера из Острога (товарища р. Леб Суреса и Арье-Леба, так наз. "дед из Шполы"); тут также похоронен р. Шая, родоначальник нынешних Ржищевских цадиков. Новое кладбище устроено в 1816/7 г. (ז״עקת); впрочем, на нем встречаются и более старые памятники, так как сюда перенесены были останки со старого кладбища, которое, находясь над оврагом, постепенно разрушалось. Здесь похоронены цадик р. Герш-Менахем, сын цадика р. Зуся из Ганополя и раввин р. Моше-Ейкел Гуревич. Имеется также ряд братских могил, где погребены скончавшиеся от холеры в 1847/8 г. — В местном населении сохранилась память ο событиях, известных под общим названием "бегства" (תיחידנה), как следует полагать, от казацких преследований. Очень популярна память ο р. Моше-Ейкеле Гуревиче, раввине р. Аврааме Рапопорте, авторе םינתיה חדי, и рав. р. Давиде Кругляке; помнят также ο типографии, бывшей в Б. в начале 19 века. Имеются пинкосы (с 1819 г.) погреб. братства и общества погребальщиков (הטמה יאשונ תדנח); в пинкосе последних есть собственноручная подпись известного цадика р. Мордехая, сына р. Нухима из Чернобыля. Сохранились также два отрывка из старинных пинкосов погребального братства; более старинный писан на пергаменте в 1749 году (טק״ת), другой составляет часть устава погребального братства, написанного в 1780/1 г. (אמק״ת) острожским раввином р. Меером. В отрывке 1747 г. имеется, между прочим, следующая заметка: "... У нас уже давно существовало священное братство (אשידק הדנח) и пинкос с уставом (תונקה), как водится; но вследствие бегств "תוחידנח", бывших в нашей общине, мы лишились всего этого... Теперь же мы возобновили все это по-прежнему и учредили хорошие и справедливые установления, как это было прежде" (о каких "бегствах" говорится, неизвестно; набеги Гонты последовали 20 лет спустя). Из пинкоса видно, что наряду с погребальным братством здесь некогда существовало "больничное общество" (םילוח דוקנ תדנח), заботившееся ο бедных и оказывавшее услуги богатым больным. Пинкос указывает на то, что выборщики (םידדונ) погребального братства выбирали "габая" Большой синагоги, членов "биккур-холим", главу общины и других. В отрывках имеется характерное постановление не допускать ремесленников, а также фельдшеров, к занятию общественных должностей, если же они будут избраны по жребию (יפלק), то для исполнения этих почетных обязанностей их следует заменять другими, более достойными (םינושח דתוי) членами общины. — Ныне (1909) существуют: больница, в течение долгого времени функционировавшая в виде так наз. "Гекдеша", попечительства ο сиротах и общество пособия бедным, расходующее ежегодно более 8000 рубл., талмуд-тора с 130 ученик., три частных мужских училища и более 20 хедеров с 400 учен., три женских училища с 150 ученицами (одно бесплатное), училище 2-го разряда, учрежденное богуславским просветительным обществом, во главе которого стоит христианин и где обучаются более 50 еврейских учеников. Общая сумма коробочного сбора около 6000 рублей в год, из коих на еврейские нужды идет лишь 2600 p., остальные на общие потребности (пожарный обоз 900 р. и др.). — Ср.: Семенов, "Стат. геогр. словарь"; М—н, "Уст. евр. общ."; Анкетные сведения (сообщены Д. Лучинским); арх. матер