Могилевская губерния и Могилевская область
Модератор: Mike_m
-
- Сообщения: 1475
- Зарегистрирован: 24.05.2011
- Откуда: Израиль
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 563 раза
Могилевская губерния и Могилевская область
Списки населенных мест Могилевской губернии по уездам,приходам и еврейским обществам со списками об их расположении и народонаселении. http://metalloiskateli-info.ru/gubernii ... vskaya-gub
.
-
- Сообщения: 1475
- Зарегистрирован: 24.05.2011
- Откуда: Израиль
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 563 раза
Могилёв
http://www.mogilev.by/histor/98719-mogilev-xix-vek.html
Могилев. XIX век
...
В 1802 г. в результате раздела Белорусской губернии на Могилевскую и Витебскую Могилев вновь стал губернским городом. Вместе с Витебской Могилевская губерния входила в состав Белорусского генерал-губернаторства. Статус резиденции губернатора в определенной степени способствовал благоустройству и развитию города.
...
После войны 1812 г. политика императора Александра стала еще менее либеральной, в том числе по отношению к евреям Российской империи. Это имело далеко идущие последствия как для евреев нашего края, так и для развития города. В 1819 г. евреям было запрещено пользоваться крестьянским трудом, в 1820 г. – нанимать христианскую прислугу. В 1823 году последовал высочайший указ о запрещении к 1824 году евреям иметь винные промыслы, содержать аренды и почты, а к 1825 году предписывалось переселить всех евреев в города и местечки. К январю 1824 года было изгнано из деревень Беларуси около 20 тысяч евреев. По донесению министра внутренних дел «от чрезмерного скопления их (евреев) по домам у своих собратий, а равно от нечистоты и крайней бедности появились между ними болезни, истребившие значительное их число». Квартирная проблема в Могилеве обострилась еще и тем, что в городе разместилась Главная квартира 1-й русской армии.
Переселение евреев 1823-24 гг. имело многие черты массовой кампании. Идеологическим прикрытием служило то, что евреи были будто бы виновны в бедственном положении экономики, в пьянстве крестьян. Вся операция проходила в сжатые сроки, без необходимой подготовки, под контролем чиновников и с грубыми нарушениями своих же инструкций на местах. Евреи из деревень, по признанию Могилевского вице-губернатора, подолгу не получали участки под строительство домов или им выделяли землю, уже занятую постройками, огородами местных жителей, что, естественно, создавало конфликтные ситуации. Аналогичное положение было и в других частях Могилевской губернии.
Для уменьшения перенасыщенности городов еврейским населением правительство поощряло переселение их из Беларуси в Новороссийский край (Причерноморье). Переехавшим в 1822 году государственное казначейство отпускало денежную помощь на первоначальное обзаведение хозяйством. Но брать эти расходы на себя правительство не хотело, а бедствующая еврейская община не могла. Так, около 50 семей из Могилевской губернии обратились к правительству с ходатайством о переселении их хоть куда-нибудь, где они смогут заняться хлебопашеством. Но из-за нежелания российской казны «раскошелиться» все остались на своих местах [43].
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Руководствуясь этим принципом, власти решили, что каждой еврейской семье, переселившейся в Новороссийский край, еврейская община, к которой принадлежали переселенцы, должна выплатить 250 руб. из своих собственных средств. Кагалы Могилевской и Витебской губерний должны были сами поощрять переселение и не требовать за это компенсации из казны.
Такие выплаты делали еврейские общества Бабинович, Копыся, Могилева, Мстиславля, Орши, Суража, Чаус, Черикова, Шклова и других городов и местечек. Деньги должны были выделяться кагалами после поступления подтверждений из Новороссии о прибытии еврейских семей. Лишних доходов у евреев, оставшихся в Беларуси, не было. Ведомости о поступлении средств, несмотря на предписание губернских властей, поступали с опозданием и не в полном объеме. Их приходилось «выбивать» даже через суды. Как обычно, сопротивлялся Шкловский кагал, который предлагал вместо 8000 руб. различные варианты взаимозачетов по причине продолжающегося несколько лет неурожая.
Всего до 1826 года из Новороссии поступили документы о переселении 420 семейств из губернии. При этом каждая шестая семья выехала из могилевского повета. Казенная палата докладывала генерал-губернатору о платежах по Могилеву и уезду в сумме 17289 руб.69 коп., по Чаусам – 5750 руб., Черикову – 4000 руб., Мстиславлю – 4750 руб., Шклову – 8250 руб., а всего на 92834 руб.69коп. Относительно небольшие масштабы переселения за границы края не могли в условиях массового изгнания евреев из деревень существенно улучшить положение в Беларуси.
О ситуации в местах проживания переселенцев из деревень свидетельствуют события вокруг Буйничского прикагалка. Евреи местечка Буйничи, современного пригорода Могилева, ссылаясь на разорение 1812 года и невозможность «иметь поддержку от деятельствовавших по селениям и деревням евреев к тому кагалу по ревизии записанных», жаловались в 1829 году генерал-губернатору на невозможность уплаты податей из-за собственного крайнего обеднения. К тому же в Буйничах появилось много переселенцев, которые покупали себе дома, искали занятия и «тем лишили последнего промысла настоящих жителей» местечка. Другими словами, обостряли конкуренцию и, кроме того, не желали платить кагальных повинностей . Кагальные члены просили дать им право раскладывать некоторые казенные подати на всех жителей Буйнич и учредить подобно другим местам коробочный сбор от кошерной говядины на плату казенных податей.
Могилевское губернское правление специально рассматривало ситуацию в Буйничах и нашло еврейское население в «таком бедственном состоянии», что некоторые семьи переселились в другие города и местечки. Тем не менее раскладку прикагалка в платеж казенной «подати за бедных евреев» на всех евреев, проживающих в Буйничах, правление не утвердило. В расклад попали как переселенцы евреи, не приписанные ни к какому кагалу и уклоняющиеся от всех повинностей, так и приписанные к другим кагалам, в том числе и к Рогачевскому, и к Могилевскому, которые к тому же жили не в самих Буйничах, а возле них. Последние, естественно, подати платили в своих кагалах. Буйницкому прикагалку было запрещено перекладывать повинности на «не подведомственных ему евреев», а предложения прикагалка предлагалось рассмотреть по закону.
Таким образом, реально российские власти переселение евреев производили за счет самих евреев и почти не реагировали на их просьбы и крики о помощи. Но самое печальное, что все эти бедствия не привели к результату, стремление к которому было вроде бы отправной точкой переселения – поднятию уровня жизни крестьян и прекращению их пьянства. Это через десяток лет признал и департамент законов Госсовета, заявив, что изгнание «разорило евреев, и отнюдь не видно, чтобы улучшило от этого состояние поселян» [43].
Переселение евреев в города обострило конкуренцию среди купцов и ремесленников. Поскольку у представителей еврейской общины не было возможности поменять место жительства, то они для борьбы с конкурентами предлагали более низкие цены и, в конце концов, подорвали городской бизнес христиан. Евреи практически заняли эти ниши. Со временем это привело к увеличению числа евреев среди жителей Могилева, резко изменило национальную городскую структуру. В результате такой политики евреи к концу XIX в. составляли уже половину городского населения Могилевщины.
...
Могилев. XIX век
...
В 1802 г. в результате раздела Белорусской губернии на Могилевскую и Витебскую Могилев вновь стал губернским городом. Вместе с Витебской Могилевская губерния входила в состав Белорусского генерал-губернаторства. Статус резиденции губернатора в определенной степени способствовал благоустройству и развитию города.
...
После войны 1812 г. политика императора Александра стала еще менее либеральной, в том числе по отношению к евреям Российской империи. Это имело далеко идущие последствия как для евреев нашего края, так и для развития города. В 1819 г. евреям было запрещено пользоваться крестьянским трудом, в 1820 г. – нанимать христианскую прислугу. В 1823 году последовал высочайший указ о запрещении к 1824 году евреям иметь винные промыслы, содержать аренды и почты, а к 1825 году предписывалось переселить всех евреев в города и местечки. К январю 1824 года было изгнано из деревень Беларуси около 20 тысяч евреев. По донесению министра внутренних дел «от чрезмерного скопления их (евреев) по домам у своих собратий, а равно от нечистоты и крайней бедности появились между ними болезни, истребившие значительное их число». Квартирная проблема в Могилеве обострилась еще и тем, что в городе разместилась Главная квартира 1-й русской армии.
Переселение евреев 1823-24 гг. имело многие черты массовой кампании. Идеологическим прикрытием служило то, что евреи были будто бы виновны в бедственном положении экономики, в пьянстве крестьян. Вся операция проходила в сжатые сроки, без необходимой подготовки, под контролем чиновников и с грубыми нарушениями своих же инструкций на местах. Евреи из деревень, по признанию Могилевского вице-губернатора, подолгу не получали участки под строительство домов или им выделяли землю, уже занятую постройками, огородами местных жителей, что, естественно, создавало конфликтные ситуации. Аналогичное положение было и в других частях Могилевской губернии.
Для уменьшения перенасыщенности городов еврейским населением правительство поощряло переселение их из Беларуси в Новороссийский край (Причерноморье). Переехавшим в 1822 году государственное казначейство отпускало денежную помощь на первоначальное обзаведение хозяйством. Но брать эти расходы на себя правительство не хотело, а бедствующая еврейская община не могла. Так, около 50 семей из Могилевской губернии обратились к правительству с ходатайством о переселении их хоть куда-нибудь, где они смогут заняться хлебопашеством. Но из-за нежелания российской казны «раскошелиться» все остались на своих местах [43].
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Руководствуясь этим принципом, власти решили, что каждой еврейской семье, переселившейся в Новороссийский край, еврейская община, к которой принадлежали переселенцы, должна выплатить 250 руб. из своих собственных средств. Кагалы Могилевской и Витебской губерний должны были сами поощрять переселение и не требовать за это компенсации из казны.
Такие выплаты делали еврейские общества Бабинович, Копыся, Могилева, Мстиславля, Орши, Суража, Чаус, Черикова, Шклова и других городов и местечек. Деньги должны были выделяться кагалами после поступления подтверждений из Новороссии о прибытии еврейских семей. Лишних доходов у евреев, оставшихся в Беларуси, не было. Ведомости о поступлении средств, несмотря на предписание губернских властей, поступали с опозданием и не в полном объеме. Их приходилось «выбивать» даже через суды. Как обычно, сопротивлялся Шкловский кагал, который предлагал вместо 8000 руб. различные варианты взаимозачетов по причине продолжающегося несколько лет неурожая.
Всего до 1826 года из Новороссии поступили документы о переселении 420 семейств из губернии. При этом каждая шестая семья выехала из могилевского повета. Казенная палата докладывала генерал-губернатору о платежах по Могилеву и уезду в сумме 17289 руб.69 коп., по Чаусам – 5750 руб., Черикову – 4000 руб., Мстиславлю – 4750 руб., Шклову – 8250 руб., а всего на 92834 руб.69коп. Относительно небольшие масштабы переселения за границы края не могли в условиях массового изгнания евреев из деревень существенно улучшить положение в Беларуси.
О ситуации в местах проживания переселенцев из деревень свидетельствуют события вокруг Буйничского прикагалка. Евреи местечка Буйничи, современного пригорода Могилева, ссылаясь на разорение 1812 года и невозможность «иметь поддержку от деятельствовавших по селениям и деревням евреев к тому кагалу по ревизии записанных», жаловались в 1829 году генерал-губернатору на невозможность уплаты податей из-за собственного крайнего обеднения. К тому же в Буйничах появилось много переселенцев, которые покупали себе дома, искали занятия и «тем лишили последнего промысла настоящих жителей» местечка. Другими словами, обостряли конкуренцию и, кроме того, не желали платить кагальных повинностей . Кагальные члены просили дать им право раскладывать некоторые казенные подати на всех жителей Буйнич и учредить подобно другим местам коробочный сбор от кошерной говядины на плату казенных податей.
Могилевское губернское правление специально рассматривало ситуацию в Буйничах и нашло еврейское население в «таком бедственном состоянии», что некоторые семьи переселились в другие города и местечки. Тем не менее раскладку прикагалка в платеж казенной «подати за бедных евреев» на всех евреев, проживающих в Буйничах, правление не утвердило. В расклад попали как переселенцы евреи, не приписанные ни к какому кагалу и уклоняющиеся от всех повинностей, так и приписанные к другим кагалам, в том числе и к Рогачевскому, и к Могилевскому, которые к тому же жили не в самих Буйничах, а возле них. Последние, естественно, подати платили в своих кагалах. Буйницкому прикагалку было запрещено перекладывать повинности на «не подведомственных ему евреев», а предложения прикагалка предлагалось рассмотреть по закону.
Таким образом, реально российские власти переселение евреев производили за счет самих евреев и почти не реагировали на их просьбы и крики о помощи. Но самое печальное, что все эти бедствия не привели к результату, стремление к которому было вроде бы отправной точкой переселения – поднятию уровня жизни крестьян и прекращению их пьянства. Это через десяток лет признал и департамент законов Госсовета, заявив, что изгнание «разорило евреев, и отнюдь не видно, чтобы улучшило от этого состояние поселян» [43].
Переселение евреев в города обострило конкуренцию среди купцов и ремесленников. Поскольку у представителей еврейской общины не было возможности поменять место жительства, то они для борьбы с конкурентами предлагали более низкие цены и, в конце концов, подорвали городской бизнес христиан. Евреи практически заняли эти ниши. Со временем это привело к увеличению числа евреев среди жителей Могилева, резко изменило национальную городскую структуру. В результате такой политики евреи к концу XIX в. составляли уже половину городского населения Могилевщины.
...
.
-
- Сообщения: 6056
- Зарегистрирован: 26.05.2010
- Благодарил (а): 2255 раз
- Поблагодарили: 2014 раз
Re: Могилев
Могилевские евреи.
Нашел - http://www.oldmogilev.narod.ru/add/jews01.html
Могилев на Днепре - в эпоху Речи Посполитой город Трокского воеводства, Оршанскаго повета.
История еврейской общины восходит к концу 16 или началу 17 в., но еще в 1522 г. могилевские корчмы, воскобойня н восковой сбор были отданы в аренду известному Михелю Езофовичу, а из Мытной книги товаров, провозившихся через Брест в течение первой половины 1583 г., мы узнаем о торговой деятельности могилевских евреев того времени. Одним из крупных купцов того времени был Афраш Рахмаелович (см. Евр. Энц. III, 452-3).
Около 1585 г. мещане Могилева обратились с просьбою к королю о запрещении евреям селиться в Могилеве) мотивируя свое ходатайство тем что от них не может быть никакого "пожитку" и порядка в городе, а им мещанам, только вред в торговле. Король удовлетворил просьбу мещан, однако и после этого встречаем евреев в Могилеве, а к началу 17 в. значительную часть населения в Могилева составляли евреи.
В привилегии Сигизмунда III от 23 июля 1626 г. жителям Могилева, для предупреждения, якобы, возмущения и ссор, происходящих от близости жилищ христианских и еврейских, было определено, что евреи, водворившиеся на торговой площади, должны выселиться на места, отведенные им на той улицы, где находится их синагога, то есть за городской вал, причем новые участки должны по величине равняться тем, которыми евреи владели в самом городе. Благодаря стараниям евреев, этот указ о выселении не был приведен в исполнение.
В 1645 г. произошел первый погром при следующих обстоятельствах. В праздник Рошга-Шана (21 сентября), когда евреи по окончании богослужения направились к Днепру для отправления там установленного молебствия, бурмистр Ребрович с вооруженной толпой бросился на них. Ночью бурмистр напал на синагогу в надежде найти там евреев, но так как их здесь не оказалось, он удовольствовался тем, что выломал ворота н выбил все окна.
Об обостренных отношениях магистрата к евреям свидетельствует, между прочим, постановление магистрата (подтвержденное Владиславом IV в 1646 г.), которым запрещалось жителям отдавать свои дома, как в самом городе, так и в предместьи, в наем евреям; оно мотивировалось желанием предохранения, якобы, от пожаров, происходящих в домах, нанимаемых евреями. В то же время могилевским евреям пришлось бороться против цеха солодовников; они принесли жалобу на то, что вопреки привилегии, выданной королями Сигизмундом III и Владиславом IV (в 1664 г.) на право торговли, занятие ремеслами, покупку домов н лавок, солодовники, опираясь на подложные статьи своей привилегии, объявили, чтобы никто из шляхтичей или крестьян не продавал евреям жита для солода.
Когда русское войско в 1654 г. подступило к Могилеву и потребовало сдачу его, мещане согласились на это при условии сохранения свободы во внутреннем самоуправлении, в религии п пр., полученных от польских королей, а также при условии нзгнания всех евреев из Могилев Вскоре было получено на это согласие царя Алексея Михайловича. Договор был заключен в сентябрь 1654 г.; еврейское дома должны были быть разделены поровну между городским правлением и русским правительством, за исключением трех самых лучших, которые должны быть быть предоставлены воеводам н приказным людям. Несмотря на это, евреи все же остались в Могилев, не подозревая, что они находились на краю гибели.
В конце лета 1655 г. русской полководец Поклонский, узнав, что многочисленное польское войско во главе с литовским гетманом Радзивиллом приближается к Могилеву, приказал евреям немедленно оставить город и обещал дать проводников до лагеря Радзивилла, а потом перебил их. Некоторые из евреев, не успевшие выселиться или скрывшиеся в городе, узнав о случившемся, не устояли и крестились. Вскоре, однако, крестившиеся, по миновании опасности, вернулись к своей прежней религии, за исключением немногих, оставшихся в христианстве. Существует старая легенда, которая, быть может, и относится к этому событию, что в эпоху казацких походов из могилевской еврейской общины осталась в живых только одна чета, от которой и произошла новая община. Страшное событие навело трепет и ужас на белорусских и литовских евреев; элегии, составленные по этому поводу, в течение сотен лет читались во многих синагогах, а заупокойная молитва и поныне совершается ежегодно в Могилев в день, приурочиваемый преданием к этому событию- Пост Гедалии. Летописец начала 19 в. рассказывает, что евреи Могилева ежегодно летом посещают место страшной резни н читают на могилах разные элегии.
Вскоре Могилев опять перешел к Польше и евреи вновь оказались в городе. Отношение городских властей продолжало быть недружелюбным, что видно из следующих актов. В 1656 г. король Ян Казимир в привилегии, данной городу Могилеву, запрещает евреям строить дома на городском валу и держать лавки (это запрещение, по видимому, не приводилось в исполнение), В 1664г. тот же король в привилегии, данной могилевскому цеху мясников, запрещает евреям продавать мясо в каком-нибудь другом месте, кроме обычного, при еврейской школе.
В 1692 г. на могилевских евреев было возведено обвинение в употреблении христианской крови для ритуальных целей. Жалоба старосты виленского и ковенского, графа Николая Паца, поданная по этому поводу, рассказывает следующее: когда подданный жалобщика, Гаврила Лапа, с женой и детьми, по бедности отправился на заработки в Могилев, то тамошний кантор Лейб Уриашевич уговорил его отдать ему в услужение свою дочь Марину. По прошествии двух недель, 27 марта, хозяин Лейб, посоветовавшись предварительно со старшинами и раввинами, будто бы напал на Марину, уперся коленами и руками в грудь и стал ее давить и душить до тех пор, пока у нее хлынула кровь изо рта и носа; эта же кровь и была использована евреями для религиозных целей по случаю праздника Пасхи. Марина же на четвертый день умерла. Дальнейших данных по делу об этом обвинении не имеется. - В 1708 г. магистрат отнял у евреев дорожный и другие сборы и передал их в заведование городу. Евреям запрещено было, под страхом штрафа в 10 фунтов воска и 10 фунтов сала в пользу костела, привлекать христиан к работе в воскресные и праздничные дни и проходить по улицам, открывать окна и двери в домах своих во время крестных ходов в праздник Божьего Тела. С другой стороны, было постановлено, что евреи, живущие в городе и его предместьях, не подлежат городскому суду, а замковому, "согласно давнему обычаю и правам, им дарованным"; равным образом они не подлежат ни складчинам, ни налогам городским, разве только за городские земли. Согласно предложению магистрата и санкции мещан, в 1729 г. было принято решение не сдавать евреям в аренду городских весов и мельниц.
В 1736 г. король Август III, подтверждая разные привилегии города Могилева, санкционировал также запрещение Яна Казимира евреям строит дома на валу, проживать там и держать лавки, и, кроме того, приказал магистрату, в виду того, что евреи, вопреки старым запрещениям устраивают лавки и занимаются торговлей на валу в самом городе, все-таки успели скупить немало земли и застроить ее, выделить евреям, живущим на валу, другую землю в предместьи взамен той, которой они владеют. Этот приказ короля, однако, не был приведен в исполнение; евреи продолжали жить на насиженных местах. Когда в 1746 г. сгорели 3 еврейских дома на валу, мещане опять обратились с просьбой к королю о воспрещении евреям строить дома близ купеческих лавок, но эта просьба была оставлена без последствий. Впрочем, многие из мещан сами способствовали евреям строиться в городе, а имевшее в городе каменные дома охотно отдавали их в аренду евреям. Магистрат упрекает их в том, что они сами являются нарушителями своих же постановлений против евреев, и в 1748 г. доводит до сведения мещан, что уже отправлен мемориал к королю о запрещении евреям строиться в городе, в виду многократных пожаров, происходящих от этого, но все резолюции магистрата в ближайшие годы не имели никакого успеха. Опираясь на королевские привилегии (кроме уже упомянутых необходимо еще отметить важные грамоты 1730, 1751 и 1752 гг.), они могли успешно бороться против мещан.
Среди прочих занятий и ремесел евреев видное место занимали винокурение, пивоварение и медоварение. Откупы сборов в пользу королевской казны также, по большей части, находились в руках евреев. На почве этих занятий и возникали столь частые споры между ними и мещанами. В борьбе с евреями магистрат не пренебрегал ничем: утаить от откупщика еврея количество вываренного пива считалось вполне дозволенным и магистратские книги об этом красноречиво повествуют. Такие постоянные неурядицы в экономической и правовой жизни, беспрерывная борьба с мещанами, погромы, частые пожары и т. д., все это задержало развитие духовной жизни могилевских евреев.
В Литовском вааде Могилев был представлен только как одна из общин Брестского округа. Впрочем, н в самом Могилев происходили местные областные съезды депутатов от общин и на одном из таких съездов был выработан кагальный устав для местечка Петровичи. В конце 17 в. в Могилев практиковал врач еврей, по имени Гирш. Саббатианское движение нашло отклик среди могилевских евреев. Синагога в Могилев была построена в 1680 г. (см. А. Гаркави, Историческая справка о синагогах и пр., Восход, 1894, III, 65). В 1766 г. в кагал и его парафиях 642 плательщика подушной подати. В предместье Лупулове жило немалое число евреев, имевших там школу, согласно привилегии 1687 г.
Ср.: Рус.-Евр. Арх., т. 1; Регесты, I, II (и III; печатается); С. Дубнов, Исторический сообщения, № 6, Восход, 1894 г.;
Памятная книжка Виленского Генерал-губернаторства на 1868 г.;
К истории евреев в Могилеве, Будущность, 19(02, № 26 (здесь приведены в русском переводе привилегии 1730, 1751 и 52 гг.);
Описание Могилевской губернии; П. Марек, Восход, 1904 г., кн. V; Вилен. Центр. Арх., кн. 3633 (бум. Бершадскаго);
Областной Пинкос Литовского Ваада (печатается при Еврейской Старине); Slownik geograficzny; J.E. 641--643;
Трубчинский, Летопись гор. Могилева. Шраеръ. 5.
Ныне-губернский город. По окладным книгам 1801 г. в уезд насчитывалось: купцов-христиан - 112, евреев - 68; мещан-христ.-2822, евреев-3607. По ревизии 1847 г. в уезде были следующие "еврейские общества" в состав 20783 душ: Могилевское- 7897 душ; Шкловское-9677; Княжицкое - 473; Буйницкое-286; Круглянское-381; Друцкое-412; Голавчинское-570; Бельничское-1087. Кроме того, были еще: Тетеринское, Шепелевичское и Кручанское общества, число душ коих не было указано. По переписи 1897 г. в уезде жит. около 160 тысяч, среди них около 35 тыс. евреев, в том числе в г. Могилеве жит. 43119, среди них 21539 евреев. В числе поселений, в коих не менее 500 жит., евреи представлены в наибольшем проценте в следующих: Белыничи-2215 жит., из них 1063 евр.; Головчин-1254 и 433; Княжицы-731 и 668; Круглое- 1442 и 553; Круча-919 и 713; Селец II-604 и 561; Тетерин 602 и 286; Тишовки-1398 и 387; Шепелевичи-910 и 138; Шклов-6931 и 5422. - К 1 января 1909 г., по данным губернского статистического комитета, население Могилева возросло до 53518 чел., еврейское население до 27474 чел. (т.е. возросло на 27%). Главная масса самодеятельного еврейского населения сосредоточена в торговле и промышленности-около семи тысяч душ; свободные профессии н частная служба занимают около четырех тысяч. Важнейший продукт торговли - хлеб, в остальном торговля носила чисто местный характер. Не многим более развита и промышленность, характер ее - мелкий. Важнейшая отрасль-кожевенное производство (435 тыс. р. производит.), но и оно носит скорее ремесленный характер. Официальные данные насчитывали к 1909г. 219 фабр.-зав. предприятий с 667 рабочими. Ремесла мало развиты и сосредоточены по преимуществу в руках евреев. Подчинение мастеров магазинам н здесь нашло себе место; все столяры, например, по данным Евр. Кол. Общ., работают на магазин. Оригинальной особенностью еврейского ремесла в Могилеве являлись существовавшие до последнего времени "хевры", в других местах давно нсчезнувшие. В Могилев они возникли в 60-х гг. (дамские портные-1864 г., маляры-1872 г.) и первоначально объединяли как хозяев, так и рабочих в один союз. Впоследствии с ростом антагонизма между рабочими и хозяевами хевры начали возникать самостоятельно и обособленно у тех и других, и в начале 20 века стали превращаться в обычные кассы взаимопомощи и профессиональные союзы западно-европейского типа. Главной целью "хевр" была выдача пособий больным и нуждающимся членам, уход за больными и проч.; когда же хевры начали обособляться для рабочих и хозяев, у них прибавилась задача "защиты подмастерьев путем отказа от работы у обидчиков и примирения рабочих и хозяев". Каждая хевра имела свою Тору, иногда и синагогу. В настоящее время хевры распались; распались и профессиональные союзы, которым они уступили место. В 1908г. вновь возникло профессиональное общество служащих в торгово-промышленных заведениях. Вместе с тем народились организации, ставящие своей целью облегчение положения ремесленников путем организации кредита, например, ссудо-сберегательное товарищество. Значительное участие евреи принимают в Обществе взаимного кредита и в Кредитном товариществе. Образовательные учреждения, к которым не прегражден доступ евреям: мужская гимназия, 69 евр (из 484), женская с 2-летним педагогическим курсом, 129 (из 571), реальное училище, 32 (из 237). Как и в других городах северо-западного края, преграждение доступа в казенные учебные заведения привело к возникновению сравнительно большого числа частных учебных заведений; таковы 2 частный женские гимназии с 173 евр. (из 368), частное мужское перворазрядное учебное заведение (96 евр. из 126), Могилевское общественное перворазрядное 8-класс. учебное заведение (133 евр. из 139). Кроме того, имеются Центральная фельдшерская школа, содержимая на средства земских сборов 3 губерний (32 евр. из 159 уч.), Центральная повивальная шкода (20 евр. из 144). В городских училищах - евреев около 16%, в начальных -1,4%. Спецально-еврейские учебные заведения: 45 хедеров, 1 еврейское ремесленное училище с 118 уч., талмуд-тора с 350 уч., 1 Иешибот с 50 уч. начальное еврейское училище с 203 уч., народное еврейское с 45 уч., частная еврейская женская 4-классная прогимназия, 1-классная женская школа, элементарная школа, еврейская сельскохозяйственная ферма и т. д. И в Могилев за порогом школы остается не мало еврейских детей: по данным Евр. Колон. Общ. 72% . Существуют (1911 г.) тридцать восемь синагог и моделен, из коих тринадцать принадлежать хасидам. Старейшая синагога (см. иллюстрацию) возникла около 180 лет назад; на западной стене имеется надпись о том, что здание перекрашено в 1760 г.; первая хамитская молельня была построена в 1803 г. в память освобождения главы белорусских хасидов Залмана Шнеерсона из заключения; она сгорела в 1846 г. н на ее месте теперь находится Любавичская молельня; самая старая Тора написана 252 года назад. Из двух кладбищ одно существует около 230 лет, второе-с 1809 г. В трех верстах от Могилев возле Печерска имеется предполагаемая братская могила евреев, убитых в 1655 г. казаками; сюда долгое время паломничало окрестное еврейское население. Из благотворительных учреждений самым крупным является Общество пособия бедным евреям. В богадельне при еврейской больнице призревается на суммы коробочного сбора 25 чел. Отметим еще общество распространения среднего образования в губ. г. Могилеве, общество древнееврейского языка Иврия. Коробочный сбор достигает 14 тыс. р. В 1904 г. здесь произошли антиеврейские беспорядки.
Ср.: Перепись 1897 г., Могилевская губ.; Дембовецкий, Опыт описания Могилевской губ.;
Материалы об экономическом положении евреев; Памятная кн. Могилевской губ. на 1909 г.; Восход, 1904 г., № 20, 21.
Еврейская энциклопедия. Издание общества для научных еврейских изданий и издательства Брокгауз-Эфрон. С.-Петербург. т. XI стр. 153.
Могилев XII-XIIв.в. реконструкция В.В. Комарова
Нашел - http://www.oldmogilev.narod.ru/add/jews01.html
Могилев на Днепре - в эпоху Речи Посполитой город Трокского воеводства, Оршанскаго повета.
История еврейской общины восходит к концу 16 или началу 17 в., но еще в 1522 г. могилевские корчмы, воскобойня н восковой сбор были отданы в аренду известному Михелю Езофовичу, а из Мытной книги товаров, провозившихся через Брест в течение первой половины 1583 г., мы узнаем о торговой деятельности могилевских евреев того времени. Одним из крупных купцов того времени был Афраш Рахмаелович (см. Евр. Энц. III, 452-3).
Около 1585 г. мещане Могилева обратились с просьбою к королю о запрещении евреям селиться в Могилеве) мотивируя свое ходатайство тем что от них не может быть никакого "пожитку" и порядка в городе, а им мещанам, только вред в торговле. Король удовлетворил просьбу мещан, однако и после этого встречаем евреев в Могилеве, а к началу 17 в. значительную часть населения в Могилева составляли евреи.
В привилегии Сигизмунда III от 23 июля 1626 г. жителям Могилева, для предупреждения, якобы, возмущения и ссор, происходящих от близости жилищ христианских и еврейских, было определено, что евреи, водворившиеся на торговой площади, должны выселиться на места, отведенные им на той улицы, где находится их синагога, то есть за городской вал, причем новые участки должны по величине равняться тем, которыми евреи владели в самом городе. Благодаря стараниям евреев, этот указ о выселении не был приведен в исполнение.
В 1645 г. произошел первый погром при следующих обстоятельствах. В праздник Рошга-Шана (21 сентября), когда евреи по окончании богослужения направились к Днепру для отправления там установленного молебствия, бурмистр Ребрович с вооруженной толпой бросился на них. Ночью бурмистр напал на синагогу в надежде найти там евреев, но так как их здесь не оказалось, он удовольствовался тем, что выломал ворота н выбил все окна.
Об обостренных отношениях магистрата к евреям свидетельствует, между прочим, постановление магистрата (подтвержденное Владиславом IV в 1646 г.), которым запрещалось жителям отдавать свои дома, как в самом городе, так и в предместьи, в наем евреям; оно мотивировалось желанием предохранения, якобы, от пожаров, происходящих в домах, нанимаемых евреями. В то же время могилевским евреям пришлось бороться против цеха солодовников; они принесли жалобу на то, что вопреки привилегии, выданной королями Сигизмундом III и Владиславом IV (в 1664 г.) на право торговли, занятие ремеслами, покупку домов н лавок, солодовники, опираясь на подложные статьи своей привилегии, объявили, чтобы никто из шляхтичей или крестьян не продавал евреям жита для солода.
Когда русское войско в 1654 г. подступило к Могилеву и потребовало сдачу его, мещане согласились на это при условии сохранения свободы во внутреннем самоуправлении, в религии п пр., полученных от польских королей, а также при условии нзгнания всех евреев из Могилев Вскоре было получено на это согласие царя Алексея Михайловича. Договор был заключен в сентябрь 1654 г.; еврейское дома должны были быть разделены поровну между городским правлением и русским правительством, за исключением трех самых лучших, которые должны быть быть предоставлены воеводам н приказным людям. Несмотря на это, евреи все же остались в Могилев, не подозревая, что они находились на краю гибели.
В конце лета 1655 г. русской полководец Поклонский, узнав, что многочисленное польское войско во главе с литовским гетманом Радзивиллом приближается к Могилеву, приказал евреям немедленно оставить город и обещал дать проводников до лагеря Радзивилла, а потом перебил их. Некоторые из евреев, не успевшие выселиться или скрывшиеся в городе, узнав о случившемся, не устояли и крестились. Вскоре, однако, крестившиеся, по миновании опасности, вернулись к своей прежней религии, за исключением немногих, оставшихся в христианстве. Существует старая легенда, которая, быть может, и относится к этому событию, что в эпоху казацких походов из могилевской еврейской общины осталась в живых только одна чета, от которой и произошла новая община. Страшное событие навело трепет и ужас на белорусских и литовских евреев; элегии, составленные по этому поводу, в течение сотен лет читались во многих синагогах, а заупокойная молитва и поныне совершается ежегодно в Могилев в день, приурочиваемый преданием к этому событию- Пост Гедалии. Летописец начала 19 в. рассказывает, что евреи Могилева ежегодно летом посещают место страшной резни н читают на могилах разные элегии.
Вскоре Могилев опять перешел к Польше и евреи вновь оказались в городе. Отношение городских властей продолжало быть недружелюбным, что видно из следующих актов. В 1656 г. король Ян Казимир в привилегии, данной городу Могилеву, запрещает евреям строить дома на городском валу и держать лавки (это запрещение, по видимому, не приводилось в исполнение), В 1664г. тот же король в привилегии, данной могилевскому цеху мясников, запрещает евреям продавать мясо в каком-нибудь другом месте, кроме обычного, при еврейской школе.
В 1692 г. на могилевских евреев было возведено обвинение в употреблении христианской крови для ритуальных целей. Жалоба старосты виленского и ковенского, графа Николая Паца, поданная по этому поводу, рассказывает следующее: когда подданный жалобщика, Гаврила Лапа, с женой и детьми, по бедности отправился на заработки в Могилев, то тамошний кантор Лейб Уриашевич уговорил его отдать ему в услужение свою дочь Марину. По прошествии двух недель, 27 марта, хозяин Лейб, посоветовавшись предварительно со старшинами и раввинами, будто бы напал на Марину, уперся коленами и руками в грудь и стал ее давить и душить до тех пор, пока у нее хлынула кровь изо рта и носа; эта же кровь и была использована евреями для религиозных целей по случаю праздника Пасхи. Марина же на четвертый день умерла. Дальнейших данных по делу об этом обвинении не имеется. - В 1708 г. магистрат отнял у евреев дорожный и другие сборы и передал их в заведование городу. Евреям запрещено было, под страхом штрафа в 10 фунтов воска и 10 фунтов сала в пользу костела, привлекать христиан к работе в воскресные и праздничные дни и проходить по улицам, открывать окна и двери в домах своих во время крестных ходов в праздник Божьего Тела. С другой стороны, было постановлено, что евреи, живущие в городе и его предместьях, не подлежат городскому суду, а замковому, "согласно давнему обычаю и правам, им дарованным"; равным образом они не подлежат ни складчинам, ни налогам городским, разве только за городские земли. Согласно предложению магистрата и санкции мещан, в 1729 г. было принято решение не сдавать евреям в аренду городских весов и мельниц.
В 1736 г. король Август III, подтверждая разные привилегии города Могилева, санкционировал также запрещение Яна Казимира евреям строит дома на валу, проживать там и держать лавки, и, кроме того, приказал магистрату, в виду того, что евреи, вопреки старым запрещениям устраивают лавки и занимаются торговлей на валу в самом городе, все-таки успели скупить немало земли и застроить ее, выделить евреям, живущим на валу, другую землю в предместьи взамен той, которой они владеют. Этот приказ короля, однако, не был приведен в исполнение; евреи продолжали жить на насиженных местах. Когда в 1746 г. сгорели 3 еврейских дома на валу, мещане опять обратились с просьбой к королю о воспрещении евреям строить дома близ купеческих лавок, но эта просьба была оставлена без последствий. Впрочем, многие из мещан сами способствовали евреям строиться в городе, а имевшее в городе каменные дома охотно отдавали их в аренду евреям. Магистрат упрекает их в том, что они сами являются нарушителями своих же постановлений против евреев, и в 1748 г. доводит до сведения мещан, что уже отправлен мемориал к королю о запрещении евреям строиться в городе, в виду многократных пожаров, происходящих от этого, но все резолюции магистрата в ближайшие годы не имели никакого успеха. Опираясь на королевские привилегии (кроме уже упомянутых необходимо еще отметить важные грамоты 1730, 1751 и 1752 гг.), они могли успешно бороться против мещан.
Среди прочих занятий и ремесел евреев видное место занимали винокурение, пивоварение и медоварение. Откупы сборов в пользу королевской казны также, по большей части, находились в руках евреев. На почве этих занятий и возникали столь частые споры между ними и мещанами. В борьбе с евреями магистрат не пренебрегал ничем: утаить от откупщика еврея количество вываренного пива считалось вполне дозволенным и магистратские книги об этом красноречиво повествуют. Такие постоянные неурядицы в экономической и правовой жизни, беспрерывная борьба с мещанами, погромы, частые пожары и т. д., все это задержало развитие духовной жизни могилевских евреев.
В Литовском вааде Могилев был представлен только как одна из общин Брестского округа. Впрочем, н в самом Могилев происходили местные областные съезды депутатов от общин и на одном из таких съездов был выработан кагальный устав для местечка Петровичи. В конце 17 в. в Могилев практиковал врач еврей, по имени Гирш. Саббатианское движение нашло отклик среди могилевских евреев. Синагога в Могилев была построена в 1680 г. (см. А. Гаркави, Историческая справка о синагогах и пр., Восход, 1894, III, 65). В 1766 г. в кагал и его парафиях 642 плательщика подушной подати. В предместье Лупулове жило немалое число евреев, имевших там школу, согласно привилегии 1687 г.
Ср.: Рус.-Евр. Арх., т. 1; Регесты, I, II (и III; печатается); С. Дубнов, Исторический сообщения, № 6, Восход, 1894 г.;
Памятная книжка Виленского Генерал-губернаторства на 1868 г.;
К истории евреев в Могилеве, Будущность, 19(02, № 26 (здесь приведены в русском переводе привилегии 1730, 1751 и 52 гг.);
Описание Могилевской губернии; П. Марек, Восход, 1904 г., кн. V; Вилен. Центр. Арх., кн. 3633 (бум. Бершадскаго);
Областной Пинкос Литовского Ваада (печатается при Еврейской Старине); Slownik geograficzny; J.E. 641--643;
Трубчинский, Летопись гор. Могилева. Шраеръ. 5.
Ныне-губернский город. По окладным книгам 1801 г. в уезд насчитывалось: купцов-христиан - 112, евреев - 68; мещан-христ.-2822, евреев-3607. По ревизии 1847 г. в уезде были следующие "еврейские общества" в состав 20783 душ: Могилевское- 7897 душ; Шкловское-9677; Княжицкое - 473; Буйницкое-286; Круглянское-381; Друцкое-412; Голавчинское-570; Бельничское-1087. Кроме того, были еще: Тетеринское, Шепелевичское и Кручанское общества, число душ коих не было указано. По переписи 1897 г. в уезде жит. около 160 тысяч, среди них около 35 тыс. евреев, в том числе в г. Могилеве жит. 43119, среди них 21539 евреев. В числе поселений, в коих не менее 500 жит., евреи представлены в наибольшем проценте в следующих: Белыничи-2215 жит., из них 1063 евр.; Головчин-1254 и 433; Княжицы-731 и 668; Круглое- 1442 и 553; Круча-919 и 713; Селец II-604 и 561; Тетерин 602 и 286; Тишовки-1398 и 387; Шепелевичи-910 и 138; Шклов-6931 и 5422. - К 1 января 1909 г., по данным губернского статистического комитета, население Могилева возросло до 53518 чел., еврейское население до 27474 чел. (т.е. возросло на 27%). Главная масса самодеятельного еврейского населения сосредоточена в торговле и промышленности-около семи тысяч душ; свободные профессии н частная служба занимают около четырех тысяч. Важнейший продукт торговли - хлеб, в остальном торговля носила чисто местный характер. Не многим более развита и промышленность, характер ее - мелкий. Важнейшая отрасль-кожевенное производство (435 тыс. р. производит.), но и оно носит скорее ремесленный характер. Официальные данные насчитывали к 1909г. 219 фабр.-зав. предприятий с 667 рабочими. Ремесла мало развиты и сосредоточены по преимуществу в руках евреев. Подчинение мастеров магазинам н здесь нашло себе место; все столяры, например, по данным Евр. Кол. Общ., работают на магазин. Оригинальной особенностью еврейского ремесла в Могилеве являлись существовавшие до последнего времени "хевры", в других местах давно нсчезнувшие. В Могилев они возникли в 60-х гг. (дамские портные-1864 г., маляры-1872 г.) и первоначально объединяли как хозяев, так и рабочих в один союз. Впоследствии с ростом антагонизма между рабочими и хозяевами хевры начали возникать самостоятельно и обособленно у тех и других, и в начале 20 века стали превращаться в обычные кассы взаимопомощи и профессиональные союзы западно-европейского типа. Главной целью "хевр" была выдача пособий больным и нуждающимся членам, уход за больными и проч.; когда же хевры начали обособляться для рабочих и хозяев, у них прибавилась задача "защиты подмастерьев путем отказа от работы у обидчиков и примирения рабочих и хозяев". Каждая хевра имела свою Тору, иногда и синагогу. В настоящее время хевры распались; распались и профессиональные союзы, которым они уступили место. В 1908г. вновь возникло профессиональное общество служащих в торгово-промышленных заведениях. Вместе с тем народились организации, ставящие своей целью облегчение положения ремесленников путем организации кредита, например, ссудо-сберегательное товарищество. Значительное участие евреи принимают в Обществе взаимного кредита и в Кредитном товариществе. Образовательные учреждения, к которым не прегражден доступ евреям: мужская гимназия, 69 евр (из 484), женская с 2-летним педагогическим курсом, 129 (из 571), реальное училище, 32 (из 237). Как и в других городах северо-западного края, преграждение доступа в казенные учебные заведения привело к возникновению сравнительно большого числа частных учебных заведений; таковы 2 частный женские гимназии с 173 евр. (из 368), частное мужское перворазрядное учебное заведение (96 евр. из 126), Могилевское общественное перворазрядное 8-класс. учебное заведение (133 евр. из 139). Кроме того, имеются Центральная фельдшерская школа, содержимая на средства земских сборов 3 губерний (32 евр. из 159 уч.), Центральная повивальная шкода (20 евр. из 144). В городских училищах - евреев около 16%, в начальных -1,4%. Спецально-еврейские учебные заведения: 45 хедеров, 1 еврейское ремесленное училище с 118 уч., талмуд-тора с 350 уч., 1 Иешибот с 50 уч. начальное еврейское училище с 203 уч., народное еврейское с 45 уч., частная еврейская женская 4-классная прогимназия, 1-классная женская школа, элементарная школа, еврейская сельскохозяйственная ферма и т. д. И в Могилев за порогом школы остается не мало еврейских детей: по данным Евр. Колон. Общ. 72% . Существуют (1911 г.) тридцать восемь синагог и моделен, из коих тринадцать принадлежать хасидам. Старейшая синагога (см. иллюстрацию) возникла около 180 лет назад; на западной стене имеется надпись о том, что здание перекрашено в 1760 г.; первая хамитская молельня была построена в 1803 г. в память освобождения главы белорусских хасидов Залмана Шнеерсона из заключения; она сгорела в 1846 г. н на ее месте теперь находится Любавичская молельня; самая старая Тора написана 252 года назад. Из двух кладбищ одно существует около 230 лет, второе-с 1809 г. В трех верстах от Могилев возле Печерска имеется предполагаемая братская могила евреев, убитых в 1655 г. казаками; сюда долгое время паломничало окрестное еврейское население. Из благотворительных учреждений самым крупным является Общество пособия бедным евреям. В богадельне при еврейской больнице призревается на суммы коробочного сбора 25 чел. Отметим еще общество распространения среднего образования в губ. г. Могилеве, общество древнееврейского языка Иврия. Коробочный сбор достигает 14 тыс. р. В 1904 г. здесь произошли антиеврейские беспорядки.
Ср.: Перепись 1897 г., Могилевская губ.; Дембовецкий, Опыт описания Могилевской губ.;
Материалы об экономическом положении евреев; Памятная кн. Могилевской губ. на 1909 г.; Восход, 1904 г., № 20, 21.
Еврейская энциклопедия. Издание общества для научных еврейских изданий и издательства Брокгауз-Эфрон. С.-Петербург. т. XI стр. 153.
Могилев XII-XIIв.в. реконструкция В.В. Комарова
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)
-
- Сообщения: 1475
- Зарегистрирован: 24.05.2011
- Откуда: Израиль
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 563 раза
Могилёвская губерния и Могилёвская область
А.С.Домбровский Опыт описания Могилевской губернии кн .2 1884 год издания.http://www.pseudology.org/History/Mohil ... 882_2a.pdf
.
- anno_nin
- Сообщения: 7891
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
МОГИЛЕВ
Врачи в памятной книжке Могилевской губернии за 1905
Могилев #processed
Могилев #processed
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
- anno_nin
- Сообщения: 7891
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
МОГИЛЕВ
продолжение
#processed
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
ГОМЕЛЬЩИНА
На сайте РГБ доступны для чтения "Памятные книжки Могилевской губернии" за разные годы
Ищу по линии еврейских предков:Ротин/Рутин/Ратин/Рот/, Портной, Школьник
Ищу по другой линии - Кремер (Москва, Саратов, Казахстан)
Ищу по другой линии - Кремер (Москва, Саратов, Казахстан)
- anno_nin
- Сообщения: 7891
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
МОГИЛЕВ
Памятная книжка Могилевской губ. 1865
стр 106-107
Казеные еврейские училища 1 разряда
1. в Могилеве
Почетный блюститель купец Арон Моисеевич Гаркави (евр.исп. в должности с 1862)
Учитель еврейского закона и языка Осип-Соломон Осипович Ривлин (евр.исп. в должности с 1860)
Учитель Библии и Немецкого языка Моисей Беркович Левенталь (евр.исп. в долж. с 1853)
стр 106-107
Казеные еврейские училища 1 разряда
1. в Могилеве
Почетный блюститель купец Арон Моисеевич Гаркави (евр.исп. в должности с 1862)
Учитель еврейского закона и языка Осип-Соломон Осипович Ривлин (евр.исп. в должности с 1860)
Учитель Библии и Немецкого языка Моисей Беркович Левенталь (евр.исп. в долж. с 1853)
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
-
- Сообщения: 8970
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
МОГИЛЕВ
№ по скану | Фамилия | Имя | Отчество | Примечание |
37 | Альтшулер | Меер | Шевелевич | фельдшер12 |
32 | Аронзон | домовладелец | ||
15 | Бобовик | домовладелец | ||
31 | Брегман | Рувин | Яковлевич | фельдшер06 |
18 | Бреслав | Израиль | Абрамович | дантист07 |
37 | Брук | домовладелец | ||
3 | Венцлавович | домовладелец | ||
40 | Видрович | Двера-Броха | Берковна | акушерка02 |
28 | Видрович | Мовша | Беркович | фельдшер03 |
50 | Войнилович | домовладелец | ||
8 | Гаркави, см. Персидская-Гаркави | |||
36 | Гдалевич | домовладелец | ||
46 | Гренгауз-Рабинович | Крейна | Лейзеровна | акушерка08 |
45 | Гусьман, см. Фельдман-Гусьман | |||
22 | Державина | Людмила | Васильевна | дантист11 |
15 | Занберг | Михаил | Иванович | дантист04 |
11, 30 | Зильберман | домовладелец | ||
47, 48 | Зысьман | домовладелец | ||
9 | Идельсон | домовладелец | ||
19 | Каган | домовладелец | ||
44 | Каган, см. Орлова-Каган | |||
49 | Каган | Двейра | Лейвиковна | акушерка11, домовладелец |
4 | Каган | Лазарь | Шолемович | врач04 |
26 | Кантор | Лазарь | Абрамович | фельдшер01, домовладелец |
10 | Карлинер | Шмуйла | Гиршевич | зубной врач02 |
33 | Кирзнерова | домовладелец | ||
33 | Китин | Хаим | Залманович | фельдшер08 |
20 | Кмитто | домовладелец | ||
7, 21 | Ковнер | домовладелец | ||
16 | Коган | Елена | Гиршевна | дантист05 |
5 | Когон | Семен | Исакович | врач05, домовладелец |
1 | Кроль | Гилель | Меерович | врач01 |
54 | Лев | Лея | Шевелевна | акушерка16 |
25 | Левина | Бася-Берта | Израилевна | дантист14, домовладелец |
38 | Левитан | Абрам | Гиршевич | фельдшер13, домовладелец |
43 | Либстер, см. Хаин-Либстер | |||
11 | Либстер | Довид | Шмеркович | зубной врач03 |
30 | Либстер | Шмерка | Ошерович | фельдшер05 |
53 | Литвин | Зельда | Берковна | акушерка15 |
35 | Литвин | Изроиль-Бер | Файбишевич | фельдшер10, домовладелец |
17 | Литвин | Мовша | Зеликович | дантист06 |
23 | Литвин | Янкель | Беркович | дантист12 |
24 | Лобяк | домовладелец | ||
51 | Локшина | Хана | Левиковна | акушерка13, домовладелец |
3 | Лурье | Михель | Нафтольевич | врач03 |
13 | Магидсон | домовладелец | ||
50 | Марголина | Ента | Нафтольевна | акушерка12 |
52 | Марголина | Рива | Пинхусовна | акушерка14 |
41 | Марголин-Рохлина | Хана | Гиршевна | акушерка03, домовладелец |
12 | Маховер | домовладелец | ||
28, 40, 43 | Мейлихан | домовладелец | ||
7 | Меркин | Лазарь | Ельевич | врач07 |
8 | Минц | домовладелец | ||
57 | Мисюревич | Капитон | Викентьевич | ветеринар |
52 | Млодик | домовладелец | ||
21 | Наймарк | Залкинд | Геселевич | дантист10 |
44 | Орлова-Каган | Хая | Лейвиковна | акушерка06 |
27 | Павловицкий | Неух | Довыдович | фельдшер02, домовладелец |
8 | Персидская-Гаркави | Богдана | Ароновна | врач08 |
29 | Плутес | Роман | Захарович | фельдшер04 |
6 | Поляк | Лев | Абрамович | врач06 |
9 | Протасевич | Иосиф | Иванович | зубной врач01 |
46 | Рабинович | домовладелец | ||
46 | Рабинович, см. Гренгауз-Рабинович | |||
55 | Рабинович | Рохля | Калмановна | акушерка17, домовладелец |
56 | Рабинович | Фаня | Калмановна | акушерка18, домовладелец |
14, 16 | Ратнер | домовладелец | ||
31 | Ремез | домовладелец | ||
34 | Ривлин | домовладелец | ||
41 | Рохлина, см. Марголин-Рохлина | |||
2 | Семковский | Иосиф | Антонович | врач02, домовладелец |
42 | Скорино | домовладелец | ||
29 | Сокович | домовладелец | ||
4, 22 | Соколова | домовладелец | ||
39 | Стеркин | домовладелец | ||
39 | Стеркина | Рывка-Щера | Вульфовна-Боруховна | акушерка01 |
36 | Стронгин | Лейба | Мордухович | фельдшер11 |
10 | Сухаревский | домовладелец | ||
44 | Тимошенко | домовладелец | ||
32 | Тиркельтауб | Юда | Симонович | фельдшер07 |
42 | Трутко | Анна | Осиповна | акушерка04 |
57 | Урбанович | домовладелец | ||
14 | Фарбман | Владимир | Соломонович | дантист03 |
45 | Фельдман-Гусьман | Малка | Яковлевна | акушерка07 |
34 | Фельдшерович | Янкель | Залманович | фельдшер09 |
13 | Фрейдсон | Мендель | Евелевич | дантист02 |
24 | Хавкина | Сора-Бела | Гилелевна | дантист13 |
20 | Хайкина | Фейга | Гиршевна | дантист09 |
43 | Хаин-Либстер | Берта | Иосифовна | акушерка05 |
48 | Цейтлин | Раиса | Викторвна | акушерка10 |
47 | Цынман | Евгения | Ошеровна | акушерка09 |
6 | Чарных | домовладелец | ||
17 | Чоловский | домовладелец | ||
19 | Шик | Лейба | Залманович | дантист08 |
53 | Шинкаров | домовладелец | ||
23 | Шлихорев | домовладелец | ||
54 | Шмуракштейн | домовладелец | ||
12 | Шульман | Исак | Григорьевич | дантист01 |
18, 45 | Эбин | домовладелец | ||
1 | Эйдельман | домовладелец |
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Григорий
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6728
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 557 раз
- Поблагодарили: 2614 раз
- Контактная информация:
МОГИЛЕВ
О ремесленниках Могилёва в году 1859-м
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
- MOCKBA
- Сообщения: 5974
- Зарегистрирован: 23.01.2016
- Откуда: Америка
- Благодарил (а): 2026 раз
- Поблагодарили: 2336 раз
МОГИЛЕВ
Метрические книги из НИАБ по Могилеву онлайн в мормонской библиотеке.
https://familysearch.org/search/catalog ... %20Library
V. 3362-1/1 1837-1838 Рождения -- V. 3362-1/2 Рождения-1854 -- Смерти-1854, 1853 -- Рождения-1875, 1874 -- Разводы-1877, 1890 -- Рождения-1883 -- Смерти-1857 -- Разводы-1886 -- Смерти-1855 -- Рождения-1854, 1873 -- Разводы-18?? -- V. 3362-1/3 1855 Рождения -- V. 3362-1/4 1857, 1863, 1866, 1873, 1872 -- Разводы 1870, 1875, 1874, 1876-1879
V. 3362-1/5 1874, 1873, 1872, 1871, 1870 Смерти V. 3362-1/6 1870 Рождения -- V. 3362-1/7 1872-1874
V. 3362-1/7 1875 Рождения -- V. 3362-1/8 1878, 1877, 1876, 1875 Смерти -- V. 3362-1/9 1876-1878 Рождения -- V. 3362-1/10 1879-1880 Рождения
V. 3362-1/10 1880 (продолж) Рождения -- V. 3362-1/11 1882, 1881, 1880, 1879 Смерти -- V. 3362-1/12 1881 Рождения -- V. 3362-1/13 1882 Рождения -- V. 3362-1/14 1886, 1885, 1884 Смерти
V. 3362-1/14 1884 (продолж), 1883 Смерти -- V. 3362-1/17 1883-1884 Рождения -- V. 3362-1/18 1885-1886 Рождения -- V. 3362-2/1 Рождения 1864, 1865, 1867, 1868 Index 1864-1893 -- V. 3362-2/2 1887-1888 Рождения
V. 3362-2/2 1888 (продолж)-1889 Рождения -- V. 3362-3/1 1880-1891 Браки
V. 3362-3/1 1891 (продолж) Браки -- V. 3362-3/2 1890, 1889, 1888, 1887 Смерти -- V. 3362-3/3 1891-1894 Смерти -- V. 3362-3/4 Register to V. 3362-1/1-14, 17-18
https://familysearch.org/search/catalog ... %20Library
V. 3362-1/1 1837-1838 Рождения -- V. 3362-1/2 Рождения-1854 -- Смерти-1854, 1853 -- Рождения-1875, 1874 -- Разводы-1877, 1890 -- Рождения-1883 -- Смерти-1857 -- Разводы-1886 -- Смерти-1855 -- Рождения-1854, 1873 -- Разводы-18?? -- V. 3362-1/3 1855 Рождения -- V. 3362-1/4 1857, 1863, 1866, 1873, 1872 -- Разводы 1870, 1875, 1874, 1876-1879
V. 3362-1/5 1874, 1873, 1872, 1871, 1870 Смерти V. 3362-1/6 1870 Рождения -- V. 3362-1/7 1872-1874
V. 3362-1/7 1875 Рождения -- V. 3362-1/8 1878, 1877, 1876, 1875 Смерти -- V. 3362-1/9 1876-1878 Рождения -- V. 3362-1/10 1879-1880 Рождения
V. 3362-1/10 1880 (продолж) Рождения -- V. 3362-1/11 1882, 1881, 1880, 1879 Смерти -- V. 3362-1/12 1881 Рождения -- V. 3362-1/13 1882 Рождения -- V. 3362-1/14 1886, 1885, 1884 Смерти
V. 3362-1/14 1884 (продолж), 1883 Смерти -- V. 3362-1/17 1883-1884 Рождения -- V. 3362-1/18 1885-1886 Рождения -- V. 3362-2/1 Рождения 1864, 1865, 1867, 1868 Index 1864-1893 -- V. 3362-2/2 1887-1888 Рождения
V. 3362-2/2 1888 (продолж)-1889 Рождения -- V. 3362-3/1 1880-1891 Браки
V. 3362-3/1 1891 (продолж) Браки -- V. 3362-3/2 1890, 1889, 1888, 1887 Смерти -- V. 3362-3/3 1891-1894 Смерти -- V. 3362-3/4 Register to V. 3362-1/1-14, 17-18
-
- Сообщения: 3858
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Благодарил (а): 120 раз
- Поблагодарили: 401 раз
- Контактная информация:
МОГИЛЕВ
Естественно все записи, которые регистрировались в Могилёве. Казённый раввин - один на город. Другое дело, что у мормонов копии только части метрических книг по Могилёву, сохранившихся в НИАБ. Помимо фонда 3362 есть ещё фонд 2409, посмотрите в базе данных сайта. Да и в НИАБ, наверное не всё сохранилось. Надо проверять.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6728
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 557 раз
- Поблагодарили: 2614 раз
- Контактная информация:
МОГИЛЕВ
Некролог раввина Берлина
Могилёвские губернские ведомости, 1868 г., 16 ноября, № 46, часть неофициальная
Могилёвские губернские ведомости, 1868 г., 16 ноября, № 46, часть неофициальная
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6728
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 557 раз
- Поблагодарили: 2614 раз
- Контактная информация:
Еврейская благотворительность в Могилёве
Еврейская благотворительность в Могилёве
Могилёвские губернские ведомости, 1868 г., 23 ноября, №47, часть неофициальная
Могилёвские губернские ведомости, 1868 г., 23 ноября, №47, часть неофициальная
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6728
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 557 раз
- Поблагодарили: 2614 раз
- Контактная информация:
МОГИЛЕВ - благотворительность
Лотерея-аллегри
Могилёвские губернские ведомости, 1868 г., 21 декабря, №51, часть неофициальная
Могилёвские губернские ведомости, 1868 г., 21 декабря, №51, часть неофициальная
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6728
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 557 раз
- Поблагодарили: 2614 раз
- Контактная информация:
МОГИЛЕВ
Просто так - дело было в Могилёве, весной 1906 года. Забастовка, кража, дети убегают...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6728
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 557 раз
- Поблагодарили: 2614 раз
- Контактная информация:
Могилёвский погром
Могилёвский погром
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6728
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 557 раз
- Поблагодарили: 2614 раз
- Контактная информация:
МОГИЛЕВ
Продолжение. "Могилёвский голос", 1906,
№56, воскресенье 12 марта №57, вторник 14 марта №58, среда 15 марта
№56, воскресенье 12 марта №57, вторник 14 марта №58, среда 15 марта
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6728
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 557 раз
- Поблагодарили: 2614 раз
- Контактная информация:
МОГИЛЕВ
И, наконец, о приговоре могилёвским погромщикам ("Могилёвский голос", 1906, №87, пятница, 21 апреля)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)