Витебск
Добавлено: 10 окт 2009, 23:40
Справочные материалы:
Витебск
Витебск (летописный Видбеск, Видебск, Витьбеск, Витепск) — город, центр Витебской области Республики Беларусь. Железнодорожный узел (направления на Москву, Санкт-Петербург, Оршу, Полоцк, Минск) и узел автодорог. Порт на р. Зап. Двина. Аэропорт. 367,7 тыс. жителей (1933). Разделяется на три района: Октябрьский, Первомайский, Железнодорожный.
Витебск, согласно преданию, зфиксированному в Витебской летописи XVIII в., основан великой княгиней Ольгой в 974. Название получил от р. Витьба. Впервые упоминается в древнерусских летописях под 1021. После смерти полоцкого князя Всеслава Брячиславовича (1101) В. стал центром удельного Витебского княжества. С 1320 В. в составе Великого княжества Литовского, где пользовался определенной втономией. С 1506 административный центр Витебского воеводства. В 1444 уставной грамотой великого князя Литовского Казимира Ягеллончика В. было дано ограниченное самоуправление. В 1503 и 1509 городу были даны привилеи, которые регулировали внутренний порядок и отношения с великокняжеской властью. 17.3.1597 великий князь Литовский, король Речи Посполитой Швеции Сигизмунд III Ваза дал В. магдебургское право. После Витебского восстания 1623 город был лишен Магдебургского права. Оно было возвращено Витебску только в 1644 вместе с правом безпошлиной торговли в границах Великого княжества Литовского. В середине XVII в. В. являлся крупным воеводским, административным, ремесленным и торговым центром, в котором насчитывалось более 1 тыс. домов и около 10 тыс. жителей.
К сожалению, до настоящего времени невозможно со стопроцентной точностью ответить на вопрос: "когда и откуда переселились евреи в Витебске?". Есть сведения, что евреи появились в В. в первой четверти XVI в. (История евреев в России. Т. 1. М., 1914. С. 1).
В то же время утверждается, что первые сведения о евреях в Витебске относятся к 1551 (Евр. энц. Т. 5. С. 639), когда евреи были освобождены от так называемой "серебщизны". Удивительно, что в раскладке чрезвычайной подати на еврейские "зборы" в Велиом княжестве Литовском за 1563 Витебск отсутствует.
Великий князь Литовский и король Польши (1587 — 1632), король Швеции (1592 — 1599) Сигизмунд III (Жигимонт) Ваза (1566 — 1632) дал Витебску магдебургское право, но по желанию жителей воспретил евреям жительство в городе (см. Живописная Россия. Литовское и Белорусское Полесье. Репринтное воспроизведение издания 1882 года. Мн., 1933. С. 383). Там, где говорится о приезжих купцах-гостях, сказано: "...Евреи в городе В. согласно давнему обычаю, никакой оседлости не могут".
Известный белорусский этнограф и историк А.К.Киркор отмечал: "Запрещение евреям селиться в городе (Витебске — Э.И.) существовало до 1679 года, когда Ян Собеский разрешил им строить синагоги, жить в городе и заниматься торговлею. С этого времени еврейское население в городе стало постоянно увеличиваться" (Живописная Россия. Литовское и Белорусское Полесье. С. 383).
В то же время анализ ряда исторических источников не дает оснований согласиться с мнением А.К.Киркора. В 1605 жителями В. были два еврейских купца. Скорее всего, еврейская община в В. возникла в 1627, когда воевода Симеон Сангушко в документе, выданном на имя арендатора Юды Якубовича, разрешил евреям построить синагогу на собственной земле, в замке или городе. Еврейская община была объявлена свободной от постоя и всяких повинностей.
Несмотря на то, что в 1623 — 1644 жители В. были лишены магдебургского права, король Речи Посполитой предоставил евреям В. довольно широкие права, привилеи и льготы. Так, в "Привилегии короля Владислава IV, данной витебским евреям" в 1633, говорилось:"...Объявляем... все права привилегии, льготы, подданным нашим жидам, проживающим во всем княжестве Литовском, в городах и местечках, предшественниками нашими... дарованные на всякие купеческие обороты и торговлю разными товарами, открытие лавок, на меру локтем и вес фунтом, на молитвенные школы и кладбище... Кроме того, мы... оставляем помянутых витебских жидов вполне и ненарушимо при правах и льготах, вышеуказанных в генеральной грамоте нашей... Сверх сего дозволяем им в том же городе Витебске покупать дома и плацы и свободно ими распоряжаться... Что все утверждая за витебскими жидами, мы принимаем их под нашу королевскую защиту и покровительство..." (Сапунов А.П. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883. С. 277).
Особенно тяжелым для еврейской общины В. стал 1654-й год, когда началась война между Речью Посполитой и Московским государством за Украину и Белоруссию. Во время этой войны (1654 — 1667) витебские евреи проявляли героизм и мужество. 15-тысячное войско во главе с Б.Шереметевым после длительной осады в ноябре 1654 овладело В. Во время этой осады евреи вместе с поляками обороняли город от осаждавших его русских войск: копали рвы вокруг крепости, укрепляли стены, ходили в разведку и сражались в различных боях и стычках. "Во время осады, — свидетельствовали потом польские шляхтичи, — евреи постоянно отправляли стражу, каждый из них имел свое вооружение и свое ружье для защиты; они имели у себя собственный порох и, не жалея здоровья, защищались и отражали неприятельские штурмы... Они позволили разбирать их дома и брать из них необходимые материалы, необходимые во время осады... и вообще во всем хорошо вели себя и оказывали помощь" (Сапунов А.П. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883. С. 278).
После взятия В. объединенным войском боярина Шереметева и казаков, Шереметев приказал евреям собрать 1000 злотых для угощения запорожских казаков. Подавляющее большинство витебских евреев было арестовано и ограблено. Общая стоимость имущества евреев г. В., отнятого у них русским войском и казаками, составила 10000 злотых (Евр. энц. Т. 5. С. 640). У евреев были отняты привилегии и долговые обязательства. Часть евреев насильно окрестили. Большое количество витебских евреев вместе с поляками было отправлено в ссылку. Сначало их содержали в Новгородской тюрьме, ноп о дороге туда, как и в самом Новгороде многие евреи умерли от нужды и лишений, замерзли по дороге. Потом они были доставлены в Казань, где оставлись до Андрусовского перемирия (1667). Несмотря на все насилия, евреи остались верны Речи Посполитой. Об этом свидетельствовали польские пленники — шляхтичи Витебского воеводства, которые содержались в ссылке вместе с евреями-защитниками В.
До середины XVII в. Витебский кагал находился под юрисдикцией Брестского, через посредство которого он был подчинен Литовскому вааду. Со второй половины XVII в. еврейские общины Витебского и Мстиславского воеводств вошли в сферу подчинения так называемой Белорусской синагоги. Еврейская община В. вела протокольные записи (пинкос) с 1706.
В 1691 кагал В. за известную сумму денег был объявлен свободным от уплаты "гиберновой" подати.
В 1712 евреев В. постигла беда — сгорела синагога. И тогда магистрат насильно завладел участком, принадлежавшим евреям. На этом месте была построена церковь. Представители кагала, протестовавшие против этого, были избиты, а их дома разграблены. Главный литовский трибунал обязал бургомистра В. и все городское христианское общество возвратить кагалу земельную площадь, на которой была построена церковь, а также заплатить 13560 злотых за причиненные евреям вред и убытки. За несколько месяцев до опубликования этого приговора воевода Поцей в Вильно приказал подвоеводе снять крест, воздвигнутый ксендзом на месте, где прежде находилась синагога — "зарыть на кладбище" и всячески не допускать, чтобы крест вновь был поставлен (Евр. энц. Т. 5. С. 640).
Как и для всех жителей города, для евреев Витебска большим несчастьем стали пожары 1733, 1752, 1757 (2раза) и 1762 (сгорело 800 домов). По переписи 1765 Витебский кагал насчитывал 666 (667) евреев, из них 346 мужчин и 320 женщин. В это же время в Витебском кагальном округе жило 1692 человека (881 мужчина и 811 женщин). Таким образом, в Витебском воеводстве жило 2359 (2358) евреев обоего пола (Регесты и надписи. Т. 1. Спб., 1899).
После первого раздела Речи Посполитой в 1772 В. был обращен в уездный город Псковской губернии, а с 1776 — Полоцкой губернии. С 1796 В. — центр Белорусской губ., а с 1802 — Витебской губ. В 1866 через В. была проложена Риго-Орловская железная дорога, позже железнодорожные линии соединили город с Москвой, Петербургом и Киевом. В результате экономика В. втягивалась в общероссийский рынок.
В 1772 еврейская община В. насчитывала 1227 чел. (около 25% всего населения). Изучение окладных книг конца XVIII в. позволяет установить соотношение между численностью еврейских и христианских купцов и мещан. В 1776 в Витебской провинции проживало 584 еврея-горожанина (мужского пола) и 3487 христиан-горожан, т.е. евреи составляли 14%. Если в 1766 в Витебской губ. проживало 2368 еврея, то в 1776 — уже 4996 евреев (История евреев в России. Т. 1. М., 1914. С. 124, 131).
В 1787 в Витебске и Витебском уезде имелось 252 купцов-горожан и 175 купцов-евреев, 2997 мещан-христиан и 857 мещан-евреев. В 1797 — соответственно 348 и 46, 2867 и 656, в 1800 было 380 купцов-христиан и 40 евреев, 3219 мещан-христиан и 1251 евреев, в 1805 — соответственно 401 и 46, 3210 и 1224. (Евр. энц. Т. 5. С. 645). В 1812 в Витебске числилось 6708 душ мужского пола, в т.ч. христианских купцов 376, мещан 2943, евреев: купцов — 56, мещан — 3333. В апреле 1813 в городе оказалось 4293 мужских души, в т.ч. христиан: купцов — 87, мещан — 1124, евреев: купцов — 4, мещан — 1200. По ревизии 1847 в Витебском уезде имелось одно лишь Витебское "еврейское общество", состоявшее из 9417 душ (4667 мужчин и 4750 женщин). В 1861 в Витебск насчитывалось 14774 еврея, а в уезде — 243 еврея. В 1862 в В. жило 7394 мужчин и 7617 женщин иудейского вероисповедания. В это же время в городе проживало 4728 мужчин и 4828 женщин православного вероисповедания, соответственно — единоверческого 131 и 52, раскольников разных сект — 94 и 13, римско-католического — 1930 и 2131, протестантского — 39 и 40 человек.
В. был оплотом ортодоксального иудаизма с элементами еврейской учености, присущей литовско-белорусским евреям. С конца XVIII в. В. становится одним из основных центров направления Хабад в хасидизме. В XIX в. поселение в В. евреев, выселяемых из Москвы, усилило влияние элементов Хаскалы (Кр. евр. энц. Т. 1. Иерусалим, 1976. С. 677. ). В 1862 в В. имелась 1 синагога, 8 каменных молитвенных и 24 деревянных молитвенных школ. Анализ "Ведомости о числе учившихся в 1867 в еврейских учебных заведениях, в губерниях виленского генерал-губернатора" свидетельствует, что в В. имелось 2 казенных училища 1-го разряда, в которых училось 176 мальчиков, и Витебское еврейское девичье училище, в котором училось 50 девочек. Под влиянием сионистов, главным образом рабочего направления, одна из еврейских религиозных школ В. (талмуд-тора) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на иврите.
В 1884 — 1885 учебном году в Витебской мужской гимназии училось 397 учеников, в т.ч. 68 евреев. Из 15 выпускников трое были евреями (Аарон Ковнер, Гирша Лемберг, Яков Юдин) (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1884 — 1885 учебный год. Витебск, 1886. С. 17, 38, 39).
В 1885 — 1886 учебном году в этой гимназии из 413 учеников 61 составляли евреи. Из 14 учеников VIII класса, удостоенных аттестата зрелости, трое были евреями (Матуш Галацер, Овсей Оффенгенден и Лейба Розет) (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1885 — 1886 учебный год. Витебск, 1887. С. 12, 13, 34, 35).
66 учеников-евреев обучалось в Витебской мужской гимназии в 1886 — 1887 учебном году. А всего в гимназии занималось 439 учеников. Среди 14 выпускников этой гимназии было пять евреев. Это сын купца 2-й гильдии Лейба Гаухман, сыновья мещан — Хаим Прусаков, Гилель Рубинштейн и Хаим Штейнберг и сын купца — Берка Таубман (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1886 — 1887 учебный год. Витебск, 1888. С. 12, 37, 38).
В 1893 — 1894 учебном году в Витебской мужской гимназии насчитывалось 399 ученика, в т.ч. 44 еврея (10,9%). Из 16 выпускников гимназии пятеро были евреями: сыны чиновников Яков Иванович Вайнкоп, Александр Лазаревич Вейншток, сыны мещан Абрам Лейбович Дынкин и Израиль Иоселевич Зальцберг и сын купца Абрам Герцович Равич (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1893 — 1894 учебный год. Витебск, 1895. С. 22, 23, 62, 63). В то время должность учителя Закона еврейской веры в этой гимназии занимал Яков Мойсеевич Абрамович (Там же. С. 11).
К началу 1894 — 1895 учебного года в Витебской гимназии было 410 учеников. Евреи составляли 45 чел. (11,2%). Из 17 выпускников гимназии евреев было всего два (сыновья мещан Яков Григорьевич Гинзбург и Мендель Иосифович Житловский) (Отчет о со стоянии Витебской гимназии за 1894 — 1895 учебный год. Витебск, 1896. С. 21, 22, 68).
В течение многих лет в Витебске, работала еврейская больница и при ней богадельня. Опубликованные отчеты о медицинской и хозяйственной деятельности Витебской еврейской больницы и богадельни за 1912 — 1913 годы дают представление об этих учреждениях.
Главный корпус еврейской больницы находился в двухэтажном кирпичном здании на улице Генеральной (сейчас здесь размещается станция скорой медицинской помощи — Э.И.). Инфекционное отделение Витебской еврейской больницы размещалось в деревянном и каменном флигелях, соединенных коридором. В каменном здании находились амбулатория, аптека, родильное отделение и квартиры для служащих. Еще одно каменное здание занимали подсобные службы — баня, прачечная, склады. В специальном помещении разместились машинное отделение — "динамо", рентгеновский кабинет. Обшая площадь всех зданий составляла 960 квадратных саженей. В течение 1912 в Витебской еврейской больнице была оказана стационарная помощь 999 больным, в т.ч. 365 мужчинам, 436 женищинами 198 детям, а в течение 1913 — 1486 больным (543 мужчинам, 675 женщинам и 268 детям). Надо отметить, что среди них были не только евреи. Так, в 1912 14,1% больных составляли христиане. В 1913 они составляли 14,4% всех больных. Амбулаторный прием производился одновременно четырьмя врачами по всем специальностям. Благодаря помощи городского самоуправления, всем приходящим больным (без различия в вероисповедании) выдавались на дом бесплатно лекарства.
Из отчета по богадельне при Витебской еврейской больнице за 1913 год видно, что в отдельном деревянном здании богадельни содержалось 31 человек, из них 11 мужчин, 19 женщин и один ребенок.
Многие состоятельные граждане считали своим долгом жертвовать значительные денежные суммы на содержание больницы, амбулатории и богадельни. Среди них были И.В.Бертенсон, наследники С.И.Адлера, М.Б.Богуславский, З.Бессмертный, П.Ш.Каган и др. Их пожертвования составили неприкосновенный капитал — 6600 руб. За 1913 год более скромные пожертвования сделали более 55 человек на сумму 2920 руб. Старшим врачом Витебской еврейской больницы являлся всеми уважаемый в городе врач Л.Иссерсон. Кроме него, в больнице работали высококвалифицированные медики Я.Беленький, Г.Лившиц, Л.Янкерсон (Медицинский и хозяйственный отчет Витебской еврейской больницы и богадельни за 1913 год. Витебск, 1914. С. 3—21).
Главными занятиями евреев-жителей В. были ремесла и торговля. Евреи-ремесленники составляли свыше 80% всех ремесленников и более одной трети всего еврейского населения города. Среднее количество работников еврейской мастерской — три человека. Из каждых 100 чел. занятых ремеслом, мастеров — 34, подмастерьев — 36 и учеников — 30 (Евр. энц. Т. 5. С. 646). Половина мастеров совсем не имело подмастерьев и учеников, работая в одиночку. Торговля давала заработок более чем одной трети евреев В. Более двух с половиной тысяч евреев жили за счет службы. В этой категории особенно много женщин (прислуга, приказчицы). Свыше 12 тыс. чел., т.е. более одной трети еврейского населения, жили самостоятельно.
В конце XIX — начале XX в. в В. было довольно сильно влияние сионистов. С 1901 сионистский лидер Григорий Брук занимал пост казенного раввина В. Когда в конце 1919 Витебская организация раскололась на левых и правых, правые бундовцы пошли на союз с местной сионистской рабочей организацией. После Октябрьской революции представителем Витебских губкома РКП(б) и горсовета был Борис (Янкель-Берка) Абрамович Бреслав.
Во время 1-й мировой войны В. стал транзитным пунктом для десятков тысяч евреев, изгнанных военным командированием России из Литвы. Несколько тысяч литовских евреев осело в то время в городе. В 1897 — 1917 из Витебской губ. эмигрировало 47 тыс. евреев, главным образом, в США. (Еврейское население России по данным переписи 1897 и по новейшим источникам. Петроград, 1917. С. 6). В январе 1939 в В. насчитывалось около 37 тыс. евреев, что составляло 22% нас. города. Накануне войны в В. проживало примерно столько же евреев (Романовский Д., Зельцер А. Уничтожение евреев в Витебске в 1941 году // Вестник Еврейского университета в Москве. 1993. № 4. С. 198).
С установлением советской власти начался упадок еврейской общины В. Тысячи евреев, переселившихся в В. из Литвы и Латвии, воспользовались правом вернуться на прежние места жительства и оставили город. В 1923 в В. проживало 90918 чел., из них 39714 евреев. В 1926 жило 98808 чел., в т.ч. 37013 евреев (около 37,5% всего населения). В 20-е годы в городе работал еврейский педтехникум. До 1923 в В. издавалась газета "Дер ройтер шторм" (орган еврейской секции ЦК Компартии Белоруссии). В 1921 были закрыты хедеры, а несколько синагог были переданы в собственность государства. Атеистический ураган разрушил все, что создавалось столетиями. В 20 — 30-е годы были репрессированы витебские раввины. В начале лета 1927 раввин Авром Дрейзин с 50 учениками переехал из Полоцка в В. и основал там иешиву. Иешива в В. быстро разрослась за счет прибытия учеников и раввинов из закрывавшихся иешив в Кременчуге, Тирасполе, Переяславе, Курске, Новеле и стала главной иешивой в СССР, просуществовав до 1930. Зимой 1930 было арестовано 15 чел. — раввинов и жителей города, проявлявших заботу об иешиве. Многие бежали в Ленинград, где иешива просуществовал до 1931. Глава Витебской иешивы и некоторые ученики были осуждены на срок от 3 до 10 лет и сосланы в Соловки (Скир А. Еврейская духовная культура Беларуси. Мн., 1995. С. 64—65)
В январе 1939 в В. насчитывалось около 37 тыс. евреев, что составляло 22% нас. города. Накануне войны в В. проживало примерно столько же евреев (Романовский Д., Зельцер А. Уничтожение евреев в Витебске в 1941 году // Вестник Еврейского университета в Москве. 1993. № 4. С. 198).
Литература
1. Витебск: Энциклопед. справочник. Мн., 1988.
2. Витебск в десяти веках: Библиограф. указат. лит. Витебск, 197
3. Евр. энц. Т. 5.
4. История евреев в России. Т. 1. М., 1914.
5. Кр. евр. энц. Т. 1. Иерусалим, 1976.
6. Медицинский и хозяйственный отчет Витебской еврейской больницы и богадельни за 1913 год. Витебск, 1914.
7. Отчеты осостоянии Витебской гимназии за 1884 — 1895 учебные годы. Витебск, 1886 — 1896.
8. Памятная книжка Виленского генерал-губернаторства на 1868 год. Под редакцией А.М.Сементовского. СПб., 1868.
9. Першман В. Нет нам покоя и утешения... По материалам Бел. гос. архива // Мишпоха. Витебск, 1995.
10. Пинсон Б.Д. Большевики в Витебске. 1922.
11. Подлипский А., Рывкин М. Наш вечный дом // Мишпоха. Витебск, 1996.
12. Подлипский А. Помоги ближнему. Культурно-просветительные, медицинские и благотворительные организации Витебщины второй половины XIX — начала XX в. // Мишпоха. Витебск, 1995.
13. Сапунов А.П. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883.
14. Сементовский А. Витебск: Ист. очерк // Памятная книжка Витебской губернии на 1864 год. СПб., 1864.
Витебск
Витебск (летописный Видбеск, Видебск, Витьбеск, Витепск) — город, центр Витебской области Республики Беларусь. Железнодорожный узел (направления на Москву, Санкт-Петербург, Оршу, Полоцк, Минск) и узел автодорог. Порт на р. Зап. Двина. Аэропорт. 367,7 тыс. жителей (1933). Разделяется на три района: Октябрьский, Первомайский, Железнодорожный.
Витебск, согласно преданию, зфиксированному в Витебской летописи XVIII в., основан великой княгиней Ольгой в 974. Название получил от р. Витьба. Впервые упоминается в древнерусских летописях под 1021. После смерти полоцкого князя Всеслава Брячиславовича (1101) В. стал центром удельного Витебского княжества. С 1320 В. в составе Великого княжества Литовского, где пользовался определенной втономией. С 1506 административный центр Витебского воеводства. В 1444 уставной грамотой великого князя Литовского Казимира Ягеллончика В. было дано ограниченное самоуправление. В 1503 и 1509 городу были даны привилеи, которые регулировали внутренний порядок и отношения с великокняжеской властью. 17.3.1597 великий князь Литовский, король Речи Посполитой Швеции Сигизмунд III Ваза дал В. магдебургское право. После Витебского восстания 1623 город был лишен Магдебургского права. Оно было возвращено Витебску только в 1644 вместе с правом безпошлиной торговли в границах Великого княжества Литовского. В середине XVII в. В. являлся крупным воеводским, административным, ремесленным и торговым центром, в котором насчитывалось более 1 тыс. домов и около 10 тыс. жителей.
К сожалению, до настоящего времени невозможно со стопроцентной точностью ответить на вопрос: "когда и откуда переселились евреи в Витебске?". Есть сведения, что евреи появились в В. в первой четверти XVI в. (История евреев в России. Т. 1. М., 1914. С. 1).
В то же время утверждается, что первые сведения о евреях в Витебске относятся к 1551 (Евр. энц. Т. 5. С. 639), когда евреи были освобождены от так называемой "серебщизны". Удивительно, что в раскладке чрезвычайной подати на еврейские "зборы" в Велиом княжестве Литовском за 1563 Витебск отсутствует.
Великий князь Литовский и король Польши (1587 — 1632), король Швеции (1592 — 1599) Сигизмунд III (Жигимонт) Ваза (1566 — 1632) дал Витебску магдебургское право, но по желанию жителей воспретил евреям жительство в городе (см. Живописная Россия. Литовское и Белорусское Полесье. Репринтное воспроизведение издания 1882 года. Мн., 1933. С. 383). Там, где говорится о приезжих купцах-гостях, сказано: "...Евреи в городе В. согласно давнему обычаю, никакой оседлости не могут".
Известный белорусский этнограф и историк А.К.Киркор отмечал: "Запрещение евреям селиться в городе (Витебске — Э.И.) существовало до 1679 года, когда Ян Собеский разрешил им строить синагоги, жить в городе и заниматься торговлею. С этого времени еврейское население в городе стало постоянно увеличиваться" (Живописная Россия. Литовское и Белорусское Полесье. С. 383).
В то же время анализ ряда исторических источников не дает оснований согласиться с мнением А.К.Киркора. В 1605 жителями В. были два еврейских купца. Скорее всего, еврейская община в В. возникла в 1627, когда воевода Симеон Сангушко в документе, выданном на имя арендатора Юды Якубовича, разрешил евреям построить синагогу на собственной земле, в замке или городе. Еврейская община была объявлена свободной от постоя и всяких повинностей.
Несмотря на то, что в 1623 — 1644 жители В. были лишены магдебургского права, король Речи Посполитой предоставил евреям В. довольно широкие права, привилеи и льготы. Так, в "Привилегии короля Владислава IV, данной витебским евреям" в 1633, говорилось:"...Объявляем... все права привилегии, льготы, подданным нашим жидам, проживающим во всем княжестве Литовском, в городах и местечках, предшественниками нашими... дарованные на всякие купеческие обороты и торговлю разными товарами, открытие лавок, на меру локтем и вес фунтом, на молитвенные школы и кладбище... Кроме того, мы... оставляем помянутых витебских жидов вполне и ненарушимо при правах и льготах, вышеуказанных в генеральной грамоте нашей... Сверх сего дозволяем им в том же городе Витебске покупать дома и плацы и свободно ими распоряжаться... Что все утверждая за витебскими жидами, мы принимаем их под нашу королевскую защиту и покровительство..." (Сапунов А.П. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883. С. 277).
Особенно тяжелым для еврейской общины В. стал 1654-й год, когда началась война между Речью Посполитой и Московским государством за Украину и Белоруссию. Во время этой войны (1654 — 1667) витебские евреи проявляли героизм и мужество. 15-тысячное войско во главе с Б.Шереметевым после длительной осады в ноябре 1654 овладело В. Во время этой осады евреи вместе с поляками обороняли город от осаждавших его русских войск: копали рвы вокруг крепости, укрепляли стены, ходили в разведку и сражались в различных боях и стычках. "Во время осады, — свидетельствовали потом польские шляхтичи, — евреи постоянно отправляли стражу, каждый из них имел свое вооружение и свое ружье для защиты; они имели у себя собственный порох и, не жалея здоровья, защищались и отражали неприятельские штурмы... Они позволили разбирать их дома и брать из них необходимые материалы, необходимые во время осады... и вообще во всем хорошо вели себя и оказывали помощь" (Сапунов А.П. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883. С. 278).
После взятия В. объединенным войском боярина Шереметева и казаков, Шереметев приказал евреям собрать 1000 злотых для угощения запорожских казаков. Подавляющее большинство витебских евреев было арестовано и ограблено. Общая стоимость имущества евреев г. В., отнятого у них русским войском и казаками, составила 10000 злотых (Евр. энц. Т. 5. С. 640). У евреев были отняты привилегии и долговые обязательства. Часть евреев насильно окрестили. Большое количество витебских евреев вместе с поляками было отправлено в ссылку. Сначало их содержали в Новгородской тюрьме, ноп о дороге туда, как и в самом Новгороде многие евреи умерли от нужды и лишений, замерзли по дороге. Потом они были доставлены в Казань, где оставлись до Андрусовского перемирия (1667). Несмотря на все насилия, евреи остались верны Речи Посполитой. Об этом свидетельствовали польские пленники — шляхтичи Витебского воеводства, которые содержались в ссылке вместе с евреями-защитниками В.
До середины XVII в. Витебский кагал находился под юрисдикцией Брестского, через посредство которого он был подчинен Литовскому вааду. Со второй половины XVII в. еврейские общины Витебского и Мстиславского воеводств вошли в сферу подчинения так называемой Белорусской синагоги. Еврейская община В. вела протокольные записи (пинкос) с 1706.
В 1691 кагал В. за известную сумму денег был объявлен свободным от уплаты "гиберновой" подати.
В 1712 евреев В. постигла беда — сгорела синагога. И тогда магистрат насильно завладел участком, принадлежавшим евреям. На этом месте была построена церковь. Представители кагала, протестовавшие против этого, были избиты, а их дома разграблены. Главный литовский трибунал обязал бургомистра В. и все городское христианское общество возвратить кагалу земельную площадь, на которой была построена церковь, а также заплатить 13560 злотых за причиненные евреям вред и убытки. За несколько месяцев до опубликования этого приговора воевода Поцей в Вильно приказал подвоеводе снять крест, воздвигнутый ксендзом на месте, где прежде находилась синагога — "зарыть на кладбище" и всячески не допускать, чтобы крест вновь был поставлен (Евр. энц. Т. 5. С. 640).
Как и для всех жителей города, для евреев Витебска большим несчастьем стали пожары 1733, 1752, 1757 (2раза) и 1762 (сгорело 800 домов). По переписи 1765 Витебский кагал насчитывал 666 (667) евреев, из них 346 мужчин и 320 женщин. В это же время в Витебском кагальном округе жило 1692 человека (881 мужчина и 811 женщин). Таким образом, в Витебском воеводстве жило 2359 (2358) евреев обоего пола (Регесты и надписи. Т. 1. Спб., 1899).
После первого раздела Речи Посполитой в 1772 В. был обращен в уездный город Псковской губернии, а с 1776 — Полоцкой губернии. С 1796 В. — центр Белорусской губ., а с 1802 — Витебской губ. В 1866 через В. была проложена Риго-Орловская железная дорога, позже железнодорожные линии соединили город с Москвой, Петербургом и Киевом. В результате экономика В. втягивалась в общероссийский рынок.
В 1772 еврейская община В. насчитывала 1227 чел. (около 25% всего населения). Изучение окладных книг конца XVIII в. позволяет установить соотношение между численностью еврейских и христианских купцов и мещан. В 1776 в Витебской провинции проживало 584 еврея-горожанина (мужского пола) и 3487 христиан-горожан, т.е. евреи составляли 14%. Если в 1766 в Витебской губ. проживало 2368 еврея, то в 1776 — уже 4996 евреев (История евреев в России. Т. 1. М., 1914. С. 124, 131).
В 1787 в Витебске и Витебском уезде имелось 252 купцов-горожан и 175 купцов-евреев, 2997 мещан-христиан и 857 мещан-евреев. В 1797 — соответственно 348 и 46, 2867 и 656, в 1800 было 380 купцов-христиан и 40 евреев, 3219 мещан-христиан и 1251 евреев, в 1805 — соответственно 401 и 46, 3210 и 1224. (Евр. энц. Т. 5. С. 645). В 1812 в Витебске числилось 6708 душ мужского пола, в т.ч. христианских купцов 376, мещан 2943, евреев: купцов — 56, мещан — 3333. В апреле 1813 в городе оказалось 4293 мужских души, в т.ч. христиан: купцов — 87, мещан — 1124, евреев: купцов — 4, мещан — 1200. По ревизии 1847 в Витебском уезде имелось одно лишь Витебское "еврейское общество", состоявшее из 9417 душ (4667 мужчин и 4750 женщин). В 1861 в Витебск насчитывалось 14774 еврея, а в уезде — 243 еврея. В 1862 в В. жило 7394 мужчин и 7617 женщин иудейского вероисповедания. В это же время в городе проживало 4728 мужчин и 4828 женщин православного вероисповедания, соответственно — единоверческого 131 и 52, раскольников разных сект — 94 и 13, римско-католического — 1930 и 2131, протестантского — 39 и 40 человек.
В. был оплотом ортодоксального иудаизма с элементами еврейской учености, присущей литовско-белорусским евреям. С конца XVIII в. В. становится одним из основных центров направления Хабад в хасидизме. В XIX в. поселение в В. евреев, выселяемых из Москвы, усилило влияние элементов Хаскалы (Кр. евр. энц. Т. 1. Иерусалим, 1976. С. 677. ). В 1862 в В. имелась 1 синагога, 8 каменных молитвенных и 24 деревянных молитвенных школ. Анализ "Ведомости о числе учившихся в 1867 в еврейских учебных заведениях, в губерниях виленского генерал-губернатора" свидетельствует, что в В. имелось 2 казенных училища 1-го разряда, в которых училось 176 мальчиков, и Витебское еврейское девичье училище, в котором училось 50 девочек. Под влиянием сионистов, главным образом рабочего направления, одна из еврейских религиозных школ В. (талмуд-тора) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на иврите.
В 1884 — 1885 учебном году в Витебской мужской гимназии училось 397 учеников, в т.ч. 68 евреев. Из 15 выпускников трое были евреями (Аарон Ковнер, Гирша Лемберг, Яков Юдин) (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1884 — 1885 учебный год. Витебск, 1886. С. 17, 38, 39).
В 1885 — 1886 учебном году в этой гимназии из 413 учеников 61 составляли евреи. Из 14 учеников VIII класса, удостоенных аттестата зрелости, трое были евреями (Матуш Галацер, Овсей Оффенгенден и Лейба Розет) (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1885 — 1886 учебный год. Витебск, 1887. С. 12, 13, 34, 35).
66 учеников-евреев обучалось в Витебской мужской гимназии в 1886 — 1887 учебном году. А всего в гимназии занималось 439 учеников. Среди 14 выпускников этой гимназии было пять евреев. Это сын купца 2-й гильдии Лейба Гаухман, сыновья мещан — Хаим Прусаков, Гилель Рубинштейн и Хаим Штейнберг и сын купца — Берка Таубман (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1886 — 1887 учебный год. Витебск, 1888. С. 12, 37, 38).
В 1893 — 1894 учебном году в Витебской мужской гимназии насчитывалось 399 ученика, в т.ч. 44 еврея (10,9%). Из 16 выпускников гимназии пятеро были евреями: сыны чиновников Яков Иванович Вайнкоп, Александр Лазаревич Вейншток, сыны мещан Абрам Лейбович Дынкин и Израиль Иоселевич Зальцберг и сын купца Абрам Герцович Равич (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1893 — 1894 учебный год. Витебск, 1895. С. 22, 23, 62, 63). В то время должность учителя Закона еврейской веры в этой гимназии занимал Яков Мойсеевич Абрамович (Там же. С. 11).
К началу 1894 — 1895 учебного года в Витебской гимназии было 410 учеников. Евреи составляли 45 чел. (11,2%). Из 17 выпускников гимназии евреев было всего два (сыновья мещан Яков Григорьевич Гинзбург и Мендель Иосифович Житловский) (Отчет о со стоянии Витебской гимназии за 1894 — 1895 учебный год. Витебск, 1896. С. 21, 22, 68).
В течение многих лет в Витебске, работала еврейская больница и при ней богадельня. Опубликованные отчеты о медицинской и хозяйственной деятельности Витебской еврейской больницы и богадельни за 1912 — 1913 годы дают представление об этих учреждениях.
Главный корпус еврейской больницы находился в двухэтажном кирпичном здании на улице Генеральной (сейчас здесь размещается станция скорой медицинской помощи — Э.И.). Инфекционное отделение Витебской еврейской больницы размещалось в деревянном и каменном флигелях, соединенных коридором. В каменном здании находились амбулатория, аптека, родильное отделение и квартиры для служащих. Еще одно каменное здание занимали подсобные службы — баня, прачечная, склады. В специальном помещении разместились машинное отделение — "динамо", рентгеновский кабинет. Обшая площадь всех зданий составляла 960 квадратных саженей. В течение 1912 в Витебской еврейской больнице была оказана стационарная помощь 999 больным, в т.ч. 365 мужчинам, 436 женищинами 198 детям, а в течение 1913 — 1486 больным (543 мужчинам, 675 женщинам и 268 детям). Надо отметить, что среди них были не только евреи. Так, в 1912 14,1% больных составляли христиане. В 1913 они составляли 14,4% всех больных. Амбулаторный прием производился одновременно четырьмя врачами по всем специальностям. Благодаря помощи городского самоуправления, всем приходящим больным (без различия в вероисповедании) выдавались на дом бесплатно лекарства.
Из отчета по богадельне при Витебской еврейской больнице за 1913 год видно, что в отдельном деревянном здании богадельни содержалось 31 человек, из них 11 мужчин, 19 женщин и один ребенок.
Многие состоятельные граждане считали своим долгом жертвовать значительные денежные суммы на содержание больницы, амбулатории и богадельни. Среди них были И.В.Бертенсон, наследники С.И.Адлера, М.Б.Богуславский, З.Бессмертный, П.Ш.Каган и др. Их пожертвования составили неприкосновенный капитал — 6600 руб. За 1913 год более скромные пожертвования сделали более 55 человек на сумму 2920 руб. Старшим врачом Витебской еврейской больницы являлся всеми уважаемый в городе врач Л.Иссерсон. Кроме него, в больнице работали высококвалифицированные медики Я.Беленький, Г.Лившиц, Л.Янкерсон (Медицинский и хозяйственный отчет Витебской еврейской больницы и богадельни за 1913 год. Витебск, 1914. С. 3—21).
Главными занятиями евреев-жителей В. были ремесла и торговля. Евреи-ремесленники составляли свыше 80% всех ремесленников и более одной трети всего еврейского населения города. Среднее количество работников еврейской мастерской — три человека. Из каждых 100 чел. занятых ремеслом, мастеров — 34, подмастерьев — 36 и учеников — 30 (Евр. энц. Т. 5. С. 646). Половина мастеров совсем не имело подмастерьев и учеников, работая в одиночку. Торговля давала заработок более чем одной трети евреев В. Более двух с половиной тысяч евреев жили за счет службы. В этой категории особенно много женщин (прислуга, приказчицы). Свыше 12 тыс. чел., т.е. более одной трети еврейского населения, жили самостоятельно.
В конце XIX — начале XX в. в В. было довольно сильно влияние сионистов. С 1901 сионистский лидер Григорий Брук занимал пост казенного раввина В. Когда в конце 1919 Витебская организация раскололась на левых и правых, правые бундовцы пошли на союз с местной сионистской рабочей организацией. После Октябрьской революции представителем Витебских губкома РКП(б) и горсовета был Борис (Янкель-Берка) Абрамович Бреслав.
Во время 1-й мировой войны В. стал транзитным пунктом для десятков тысяч евреев, изгнанных военным командированием России из Литвы. Несколько тысяч литовских евреев осело в то время в городе. В 1897 — 1917 из Витебской губ. эмигрировало 47 тыс. евреев, главным образом, в США. (Еврейское население России по данным переписи 1897 и по новейшим источникам. Петроград, 1917. С. 6). В январе 1939 в В. насчитывалось около 37 тыс. евреев, что составляло 22% нас. города. Накануне войны в В. проживало примерно столько же евреев (Романовский Д., Зельцер А. Уничтожение евреев в Витебске в 1941 году // Вестник Еврейского университета в Москве. 1993. № 4. С. 198).
С установлением советской власти начался упадок еврейской общины В. Тысячи евреев, переселившихся в В. из Литвы и Латвии, воспользовались правом вернуться на прежние места жительства и оставили город. В 1923 в В. проживало 90918 чел., из них 39714 евреев. В 1926 жило 98808 чел., в т.ч. 37013 евреев (около 37,5% всего населения). В 20-е годы в городе работал еврейский педтехникум. До 1923 в В. издавалась газета "Дер ройтер шторм" (орган еврейской секции ЦК Компартии Белоруссии). В 1921 были закрыты хедеры, а несколько синагог были переданы в собственность государства. Атеистический ураган разрушил все, что создавалось столетиями. В 20 — 30-е годы были репрессированы витебские раввины. В начале лета 1927 раввин Авром Дрейзин с 50 учениками переехал из Полоцка в В. и основал там иешиву. Иешива в В. быстро разрослась за счет прибытия учеников и раввинов из закрывавшихся иешив в Кременчуге, Тирасполе, Переяславе, Курске, Новеле и стала главной иешивой в СССР, просуществовав до 1930. Зимой 1930 было арестовано 15 чел. — раввинов и жителей города, проявлявших заботу об иешиве. Многие бежали в Ленинград, где иешива просуществовал до 1931. Глава Витебской иешивы и некоторые ученики были осуждены на срок от 3 до 10 лет и сосланы в Соловки (Скир А. Еврейская духовная культура Беларуси. Мн., 1995. С. 64—65)
В январе 1939 в В. насчитывалось около 37 тыс. евреев, что составляло 22% нас. города. Накануне войны в В. проживало примерно столько же евреев (Романовский Д., Зельцер А. Уничтожение евреев в Витебске в 1941 году // Вестник Еврейского университета в Москве. 1993. № 4. С. 198).
Литература
1. Витебск: Энциклопед. справочник. Мн., 1988.
2. Витебск в десяти веках: Библиограф. указат. лит. Витебск, 197
3. Евр. энц. Т. 5.
4. История евреев в России. Т. 1. М., 1914.
5. Кр. евр. энц. Т. 1. Иерусалим, 1976.
6. Медицинский и хозяйственный отчет Витебской еврейской больницы и богадельни за 1913 год. Витебск, 1914.
7. Отчеты осостоянии Витебской гимназии за 1884 — 1895 учебные годы. Витебск, 1886 — 1896.
8. Памятная книжка Виленского генерал-губернаторства на 1868 год. Под редакцией А.М.Сементовского. СПб., 1868.
9. Першман В. Нет нам покоя и утешения... По материалам Бел. гос. архива // Мишпоха. Витебск, 1995.
10. Пинсон Б.Д. Большевики в Витебске. 1922.
11. Подлипский А., Рывкин М. Наш вечный дом // Мишпоха. Витебск, 1996.
12. Подлипский А. Помоги ближнему. Культурно-просветительные, медицинские и благотворительные организации Витебщины второй половины XIX — начала XX в. // Мишпоха. Витебск, 1995.
13. Сапунов А.П. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883.
14. Сементовский А. Витебск: Ист. очерк // Памятная книжка Витебской губернии на 1864 год. СПб., 1864.