USVYATSKY / УСВЯТСКИЙ
Добавлено: 12 сен 2018, 19:27
kpeter3434
Hello,
Looking for the USVYATSKY family of Belarus (Babrovo, Rossasna, Dubrovno, Vitebsk, Orsha, Leninets), Russia (Saint Petersburg, Odessa, Birobidjan), and Ukraine (Dzhankoy, Crimea agricultural colonies).
Other surnames: RAITZYN (Babrovo), SHUSTER (Rossasna), RIVKIN (Rossasna), BOGORAD (Dubrovno, Orsha), DAVYDKIN (Vitebsk), BARKAN (Vitebsk), MAKAROVSKY (Odessa), GRINBERG (Odessa) and ZOLOTARYOV (Vitebsk, not Jewish).
Many thanks,
Judy Petersen
Colorado, USA
Ищу информацию по фамилии Усвятский из Белоруссии (Боброво, Росасна, Дубровно, Витебск, Орша, Ленинец); России (С.Петербург, Одесса, Биробиджан) и Украины (Джанкой, сельхоз колонии Крыма)
Другие имена:
Райцин (Боброво)
Шустер (Росасна)
Ривкин (Росасна)
Богорад (Дубровно, Орша)
Давидкин (Витебск)
Баркан (Витебск)
Макаровский (Одесса)
Гринберг (Одесса)
Золотарев (Витебск, не еврей)
USVYATSKY / УСВЯТСКИЙ
Добавлено: 13 сен 2018, 03:51
MOCKBA
It's a really midblowing study, Judy, especially for all of us who are also hunting for historical documents on the Jews from Gorki uyezd (like my own Lapitsky kin). For the benefit of the local readership, I translated your story, and what we'd really appreciate would be to amend the tale with the archive file specs for all these awesome sources you've uncovered, which many of us may find extremely useful in theor own searches. Also do you know that there is a detailed discussion of the Bogorads in this very forum?
Для русскоязычного читателя: Джуди надеется узнать, что случилось с ее семьей в Битебской области, Джанкое и Биробиджане вовремя и после войны.
===============================
Янкель Усвяцкий был почти мифической фигурой для меня, когда я была ребенком. Он был дедом моего деда, и все, что я знал о нем, происходило из рассказа моего деда о единственном времени, когда они встречались, когда Яаков отправился в Одессу на медовый месяц со своей 3- й женой. Мой дедушка описал Яакова как пожилого человека (который, вероятно, был близок к 85 в то время), который женился на «гораздо более молодой» женщине (ей было, вероятно, около 65 лет), но кто шел «так же прямо, как 40-летний », с рыжими волосами (семейная черта) и красным лицом и шеей. Мой дедушка описал его в черном халате опоясанном витой веревкой, поэтому я предположила, что Яаков был хасид.
Недавно мне удалось провести исследования в Беларуси. Это было успехом за пределами моих самых смелых мечтаний, и вот их история:
Янкель УСВЯТСКИЙ был, вероятно, родился в местечке Усвяты в 1817 году, сын Хаима Довида УСВЯТСКОГО. Первая жена Фейга Райцина р. 1816). В 1845 году список еврейских семей, живущих в деревнях Копысьского уезда, показывает Янкеля и Фейгу, живущих в Боброво, со своими детьми в доме родителей Фейги ( Шимон (р. 1793) и Ита Рива). Шимон владел домом и был торговцем крупным рогатым скотом. Дети Янкеля и Фейги были Бейля (1836), Ицко Исер (1839), Лейба (1841) и Мериям (1844). К 1852 году Янкель, мещанин, жил в Россасне со своей семьей и дополнительной дочерью Райзель (1846). К 1858 году Янкель жил со своей второй женой Башей (18828 г.) и их детьми Риклой (b.1851), Пейсахом-Довидом (b.1853) и Фейгой (b.1856). Предполагается, что первая жена Янкеля умерла, так как его младшая дочь, по-видимому, названа по ее имени.
В 1865 году Янкель был указан как арендатор корчмы (трактира) у помещика Филиппа АРТИШЕВСКОГО. Клиенты Янкеля, скорее всего, были христианами, а иногда были проблемы. 17 мая 1868 года трое христианских жителей Россасны представили в управление Могилевского губернатора, заявив, что Янкель УСВЯТСКИЙ продал разбавленную водку и просрочил продукты из своей корчмы. Начальник полиции Горького расследовал жалобу, опросив трех заявителей, а также Янкеля и двух других жителей Россасны. По результатам расследования был сделан вывод о том, что целью жалобы было лишить Янкеля лицензии и не отдавать задолженность, накопленную за предыдущие шесть месяцев для покупки водки и бакалейных товаров. Каждый заявитель был оштрафован на один рубль за ложь, и Янкель сохранил свою лицензию.
В 1869 году Янкель смог купить корчму, которая сдавалась в аренду в течение 14 лет, а в 1872 году подал заявку и получил разрешение на корчму, расположенную на Дубровинской улице, также в качестве почтового отделения. К этому времени у него и Баше также было еще двое детей, Хаим и Шмуйло. К 1874 году Янкель жил в доме на Оршанской улице. Его сын, Лейба, проживает рядом на той же улице с женой и детьми в доме своего тестя Ицки ШАСТЕР.
Янкель возобновил свою лицензию на продажу водки в 1875 году на аукционе. Другие три человека, получившие лицензии, также были евреями.
В Россасне в 1877 году вспыхнул пожар, который повредил многие дома, в том числе и Янкеля, которые не были застрахованы. Ущерб оценивался в 25 рублей.
В 1881 и 1884 годах Янкель и его сыновья Хаим, Лейба, Пейсах-Довид и Шмило были перечислены в списке призывникох по Горкам. Военная служба была обязательной в Беларуси сроком на 3 года. Пейсах-Довид уже был женат и имел детей, поэтому ему не нужно было служить. У Хаима, очевидно, были основания для освобождения от службы, но Шмуйло был призван. Хаим и Шмуйло были названы неграмотными. Очевидно, Шмуйло подал апелляцию, поскольку было постановлено, что у него нет оснований для отсрочки военной службы, и он был призван 7 сентября 1884 года.
Янкель, Лейба и Пейсах-Довид были указаны в качестве членов синагоги в Россасне, которые участвовали в выборах членов Совета синагоги в 1885 году. Также в 1885 году дом Янкеля был описан в списке налога на имущество. Это был деревянный дом с черепичной крышей и деревянным сараем с оценочной стоимостью 80 рублей. «Янкель» платил годовой налог на недвижимость в размере одного рубля, а дом застрахован на 120 рублей. Корчма Янкеля была расположена на Дубровинской улице и была деревянным домом с черепичной крышей, двумя деревянными навесами и одним кирпичным сараем, стоимостью 100 рублей и застрахованным на 150 рублей. Годовой налог на имущество составлял один рубль. Лейба также владел домом, похожим на дом Янкеля, стоимостью 60 рублей и уплачивал налог на имущество в 85 копеек. Дом Лейбы не был застрахован. Основываясь на этих значениях, Янкель и Лейба, вероятно, находились в экономическом отношении в классе нижнего среднего класса.
Янкель и его третья жена Гинда Лея покинули Россасну в 1903 году, согласно реестру уходящих документов. Оба были перечислены как без задолженности по налогам, без какой-либо криминальной истории. В это время они отправились в Одессу, чтобы посетить трех дочерей со своей второй женой, живущей там, включая мою прабабушку Бейлу, ее мужа и их сына, моего дедушку Бена, которому в то время было около 8 лет , Неизвестно, куда отправились Янкель и Гинда Лея после их визита в Одессу. Мой дедушка подумал, что они отправились в Иерусалим в Эрец Исраэль, но более вероятно, что они отправились в Лиду, известную как «Литовский Иерусалим», за свои иешивы и уровень еврейской учености.
В 1906 году Лейбин сын Бениамин (р.1873) также покинул Россасну, согласно реестру исходящих документов, в неизвестном направлении. Раньше Лейба Хаим (р.1865) владел магазином бакалейных и табачных изделий, который находился в его доме с 1911 года, и лицензия была продлена до 5 января 1913 года. Плата за продление лицензии составляла один рубль 50 копеек.
Лейба и его семья остались в Россасне, как и один из сыновей Пейсаха-Довида, Борух-Ицко и его семья. После русской революции люди, по необходимости или убежденности, присоединились к коммунистической партии. Моя семья ничем не отличалась. Борух-Ицко, бухгалтер, был включен в список 1919 членов «революционного комитета Горецкого уезда», что означает, что в его качестве бухгалтера, вероятно, был своего рода администратор, помогающий ввести коммунизм в свой район. Он также был одним из четырех членов Россасны в качестве представителей в региональном Бунде.
Другой сын Пейсаха-Довида, Калман и его семья также остались в Россасне. У них были профессии, характерные для эпохи. Кальману принадлежал магазин, расположенный в его доме, из которого он продавал табак, спички, свечи и керосин. Кальман также включен в список фермеров, что означает, что я, вероятно, арендовал небольшой участок земли и выращивал овощи. Калман - Яков, владел домом и имел корову и лошадь.
В июле 1915 года в дополнительном призывном списке перечислены сыновья Пейсаха-Довида: Мовша (19 лет), Кальман (35 лет, женатый), Эля (33 года, проживающий в Дуброве) и Борух-Ицко (28 лет, замужем). В сентябре Симха (22 года), сын Хаима, числился пропавшим без вести возле города Сморгонь. Предполагается, что он умер в это время.
В 1926 году, по данным собственности, жизнь в Россасне была очень похожа на жизнь в конце 1880-х годов. Калман владел одноэтажным деревянным домом с черепичной крышей и двумя деревянными навесами с соломенными крышами. В его собственности был колодец, но нет электричества или канализации.
Моя семья также участвовала в российском сельскохозяйственном движении начала 1900-х годов. Для евреев было много преимуществ для присоединения к колхозу - они были бы освобождены от военной службы, их налоги были бы уменьшены, и они могли бы покупать землю по сниженным ценам. Некоторые из еврейских колхозов стали успешными и стали образцами кибуца в Израиле.
Хаим УСВЯТСКИЙ, сын Лейбы, и его семья присоединилась к колхозу в районе, названном в честь революционного лидера Владимира Ленина, называемого Ленинец. Хаим переехал туда со своей женой, дочерью, зятем, их тремя маленькими детьми, его двоюродным братом Яковым и женой Якова и двумя детьми. Сегодня Ленинец существует и находится в Жлобинском районе Гомельской области.
В том же духе авантюризма и потенциала для повышения экономической мобильности, расширения гражданских прав и свобод и избежания антисемитизма и нищеты тысячи евреев отправились в автономный еврейский регион Биробиджан в 1920-х и 1930-х годах. Это очень горный район, недалеко от границы с Китаем, и его трудно выращивать из-за глубоких лесов и болотных угодий, частых наводнений, длительных заморозков и непрестанных стай комаров. Таким образом, в то время как тысячи евреев шли туда, относительно мало осталось из-за этих трудных условий и изоляции из-за того, что они были удалены из населенных пунктов. Приблизительно 30 000 евреев жили там в конце Второй мировой войны, но еврейское население неуклонно сокращалось, до того момента, когда в настоящее время здесь проживает около 2 000-5 000 евреев, что составляет менее 5% населения. Моя семья была некоторыми из этих храбрых людей. В 1933 году Яков решил оставить колхоз Ленинец за потенциально большие награды Биробиджана. Он отправился со своей женой Фирой и их четырьмя детьми, его братом Давидом и его двоюродным братом Менделем, к плотнику и семье Менделя. Неизвестно, что с ними случилось после этого - остались ли они или переехали в другое место.
Многие члены семьи УСВЯТСКИХ переехали в город Дубровна, который находится чуть менее чем в 10 милях от Россасны. Лейбин сын Хаим и Пейсаха-Довида, Эля, переехали в Дубровну вместе со своими семьями. Дубровна была несколько больше, чем Россасна. Евреи составляли чуть более половины населения. В дополнение к обычным занятиям, Дуброуна был известен как текстильный центр, и многие евреи участвовали в ткачестве и производстве талесим.
Как и в Россасне, семья УСВЯТСКОГО в Дуброве была вовлечена в коммунистическую партию, служила в армии и решила искать свое состояние в сельском хозяйстве. Абрам УСВЯТСКИЙ, племянник Пейсаха-Довида, был членом коммунистической партии, вступая в 1915 году. Это дело вскрылось, и пришлось ему работать в Сибири на два года за «печать и распространения нелегальной литературы», вероятно, что-то, что критично относилось к правительству. Ему разрешили вернуться в Дубровну в 1917 году, где он стал директором профсоюза местных жестянщиков, у которого было очень патриотическое коммунистическое имя «Союза Красного Молота». Дочери Абрама Баша и Дора присоединились к коммунистической партии в подростковом возрасте. Приблизительно 90% молодежи присоединились к Коммунистической партии, отчасти из-за воспитания в школах, а отчасти из-за социального давления, и они могли присоединиться к 15 годам.
Брат Абрама Шолом-Довид служил в Красной Армии и был демобилизован в 1922 году. Залман, сын Элии (еще один сын Пейсаха-Довида), был призван в 1924 году, а брат Залмана Мендель был призван в 1928 году.
В 1933 году Залман, его жена, дочь и свекровь переехали в Джанкой, Крым (Украина), чтобы присоединиться к сельскохозяйственному коллективу и ферме. Джанкой был крупным центром еврейских сельскохозяйственных ферм. Это было даже популяризировано в песне: «Hey Zhankoye», которая стала настолько популярной, что ее перевели и записали, среди прочего, народный певец Пит Сигер, а также Бродвей и кинозвезда Теодор Бикель.
В Дубровне мой исследователь смог найти немного больше о женщинах семьи. В целом трудно узнать о женщинах, поскольку метрических (рождение / брак / смерть) записей с конца 1800-х годов и начала 1900-х годов не сохранились. Плюс женщины не были вовлечены в бизнес, не владели собственностью и т. Д., Поэтому их имена не появлялись на таких записях. В записях переписи их девичьи имена не были записаны, поэтому в целом их гораздо труднее проследить. Но благодаря школьным записям я узнал, что сестра Абрама и Шолом-Довида Бася Лея переехала в Витебск в 1923 году, чтобы поступить в профессиональную школу, чтобы стать учителем еврейской дневной школы. Благодаря списку жителей, получивших денежные переводы и пакеты из-за рубежа, я узнал, что Шейна, жена Пейсаха-Довида, - Эля, получила посылку из США. Хотя неизвестно, кто это был или что в нем было, предположение состоит в том, что это был кто-то на стороне семьи. Имеются также записи о смерти в больнице (которые отличаются от записей о регистрации города), свидетельствующие о смертельных случаях в молодые годы Чаи, дочери Элии, которая умерла в возрасте 17 лет от пневмонии в 1930 году, а Ривка, жена Шолом-Довида, который умер в возрасте 36 лет от менингита в 1937 году.
Другие записи показывают, что дочь Эли Нехама вышла замуж за Лейзера БОГОРАДА. БОГОРАД - интересная фамилия. Предполагается, что это вариант фамилии BOHORAD, которая является аббревиатурой «ben haRav David» или «сыном раввина Давида». Это связано с раввином Давидом бен Самуилом ха-Леви, (1586-1667), получившим образование в Галахике, известным под именем Таз, после первоначальных писем Турей Захава, его комментариями к Шульчан Аручу. С другой стороны, БОГОРАД также является русским для «Божьей радости», поэтому происхождение, возможно, просто вытекает из этого. Но приятно рассуждать о том, что семья вступила в брак с потомком известного раввина.
В 1929 году Нехама и ее муж переехали в город Орша, также в Витебский регион, примерно в 12 милях к юго-западу от Дубровны. Лейзер БОГОРАД присоединился к Коммунистической партии в 1936 году. Его занятие состояло в том, что продавец, а затем исполнительный директор, в продуктовом магазине. В 1937 году он был арестован за «антиправительственную организацию» и был заключен в тюрьму 15 июля 1937 года. 22 декабря 1937 года его судили и признали виновным, а 5 июля 1938 года он был казнен. С 1939 года Нехама и ее двое детей больше не были в своей квартире на Пролетарской улице, однако в 1940 году брат Нехамы Мендель, его жена и две дочери также перебрались в Оршу, поэтому они переехали с ними.
Записи собственности показывают, что семья в Дуброве живет так же, как и их братья и сестры в Россасне, владеющие одноэтажными деревянными домами с черепичными или железными крышами, иногда с колодцем, а иногда с сараем. Ни в одном из домов не было электричества или канализационных систем. Сегодня в небольших городах Беларуси люди живут одинаково.
Исследование, которое я заказал, заканчивается в 1940 году. Я не знаю, что случилось с семьей во время Холокоста, или с членами семьи, которые покинули регион. Выжили ли члены семьи, переехавшие в Джанкой и Биробиджан? Возможно, но я не знаю. Хотя многие евреи смогли спастись из Джанкоя до того, как нацисты захватили его в 1941 году, многие этого не сделали и больше всего погибли в гетто и трудовых лагерях, которые там были созданы. Возможно, членам семьи, которые отправились в Биробиджан, повезло лучше, если им удалось обосноваться, и пережили более поздние чистки сталинской эпохи. К сожалению, маловероятно, если бы кто-либо из членов семьи пережил Холокост. Тем не менее, я только смог подтвердить смерть членов одной семьи. Поскольку немцы не записывали имена этих людей, у нас есть только свидетельства о выживании или списки, собранные после войны следственными комиссиями для использования в качестве ссылки. Из-за нехватки выживших и случайного способа составления списков большинство имен мертвых никогда не будут известны. Но согласно названию базы данных, составленной Яд Вашем, по одному из этих списков, имена Гольда УВЯТСКАЯ (дочь Хаима и Двойры и внучка Лейбы), ее муж Борис РИВКИН, и их Арон появляются. Они были среди тех, кто был взят в лесах и расстрелян.