Первый шок от парадоксального результата, видимо, схлынул, и можно поговорить о том, откуда брать исходные данные для оценки. В данный момент я фактически составляю инструкцию для обработки смешанных списков для нашей базы данных.
1. Оценка общего процента евреев в данном месте в данное время.
Неоценимый источник - Демоскоп. Его приложения
http://demoscope.ru/weekly/pril.php содержат результаты переписей 1897, 1926, 1939 и последующих годов.
2. Оценка процента евреев среди людей с данной фамилией.
А) Универсальный источник - страница Морзе. Если у Вас есть подозрения, что фамилия совсем нееврейская, то можно начать отсюда. Если у Морзе нет, то почти наверняка она принадлежит нееврею. Но могут быть исключения.
а) Имя не оставляет сомнений в том, что перед нами еврей. Например, Менахем Борухович. Это означает, что мы столкнулись с редким случаем, когда Бейдеру незнакома эта могущая буть еврейской фамилия. И человек этот - еврей. Можно сообщить Бейдеру о находке: он, вероятно, вставит новую фамилию в следующее издание словаря. Однако, например, Яков Моисеевич - это ещё не гарантия, что человек - еврей.
б) Фамилия написана с опечаткой. Если невозможно разгадать, какая фамилия имелась в виду, и в ней нет характерных национальных элементов (-барг, бойм), то стоит просто выбросить фамилию из рассмотрения.
Б) ОБД Мемориал. Если фамилия достаточно частая, то это - прекрасный источник статистической информации. Но следует иметь в виду:
а) Многие лица повторяются по многу раз, как еврейские, так и нееврейские. По хорошему, стоит считать каждого по разу.
б) Не всегда удаётся ответить на вопрос еврей-нееврей. Таких безжалостно пропускаем.
в) Иногда в качестве "конкурентов" на фамилию выступают неожиданные национальности - башкиры, узбеки, даже армяне и грузины. Поскольку они, видимо, не будут конкурентами за имена, их стоит тоже отбросить - пусть у нас будут только евреи и славяне.
г) Если фамилия редкая, то стоит проверить другие источники. Списки Мемориала, Подвиг Народа, и т.д. Хотя бы десяток независимых носителей желательно иметь.
3. Имена и отчества.
А) Есть несколько групп имён, по принадлежности к которым мы можем оценить вероятность того, что его носитель - еврей.
а) Имена, которые при любых условиях могут быть только еврейскими: Мендель, Бер, Борух, Менахем, Хаим, и т.д. - многие десятки мужских и женских имён.
б) Библейские имена, которые в наши времена почти исключительно принадлежат евреям, но в прошлом они были вполне распространены среди славян: Моисей, Абрам, Исаак.
в) Имена, которые стали в наши времена много более распространены среди евреев по причине того, что они заменили собой настоящие еврейские имена, но в прошлом не имели хождения среди евреев: Лев, Марк, Зиновий.
г) Русские имена, которые сегодня довольно часто принадлежат евреям, имея
относительную частоту заметно выше единицы: Евгений, Леонид, Борис, Григорий, Михаил.
д) Нейтральные на сегодня русские имена; такие, чья относительная частота близка к единице: Александр, Владимир, Юрий, и т.д. За исключением Александра, в прошлом они евреями не употреблялись.
е) Русские имена, которые до сих пор достаточно редки среди евреев (относительная частота заметно ниже единицы): Иван, Фёдор, Василий.
Б) Если хочется поточнее определиться с тем или иным именем, всё та же ОБД поможет произвести такой расчёт. По счастью, записи там раскиданы в полном беспорядке, что делает возможным пролистать десяток страниц и сделать приличную оценку.
4) Инициалы.
Очень трудно оценить вероятность по инициалам, особенно если неизвестен пол. В таком случае инициалы следует исключить из рассмотрения - они ничего не дадут. В редких случаях отностительная частота может заметно отличаться от единицы:
А) Имена, начинающиеся на Х, Ш, Ц, а также З (у мужчин), будут скорее еврейскими, чем русскими. А вот старая русская буква Ѳ (фита), скорее всего, принадлежала Фёдору и точно нееврею.
Б) Двойное имя - сильный аргумент в пользу евреев. Восточные славяне двойных имён не использовали.
5) Другие критерии.
А) Отчество совпадает с именем. Сильный аргумент против евреев. Только если отец умер до рождения сына, его могли назвать в честь отца.
Б) Сословие. Евреи были почти исключительно мещанами, если не купцами. Любое другое сословие - аргумент против.
В) Приписка. Если в документе есть приписка, то она может нам кое-что подсказать. Скажем, самарский мещанин с куда меньшей вероятностью еврей, чем гродненский. Опять же, за цифрами идём в Демоскоп.