Бердичев

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Лебедушка
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Израиль
Поблагодарили: 12 раз

Бердичев

#1 Лебедушка » 31 дек 2009, 09:23

Стер ЕЛИСАВЕТСКИЙ
БЕРДИЧЕВ: УТОЧНЕННЫЕ ДАННЫЕ О ХОЛОКОСТЕ

Согласно переписи 1939 года в Бердичеве проживало 23266 евреев, составлявших 37,5% всего населения города. К лету 1941 года с учетом естественного прироста и миграции в город беженцев из западных и центральных районов Польши, оккупированных Германией, еврейское население Бердичева могло возрасти до 25-26 тысяч человек.
Весьма сложно установить, какое количество евреев смогло эвакуироваться или бежать из города перед оккупацией. Днем массового ухода из Бердичева какой-то части еврейского населения стала суббота - 5 июля 1941 года, а вечером 7 июля в город вошли немецкие войска.
Уже в июле 1941 года нацисты начали дикие и кровавые расправы с евреями Бердичева. Ефим Мильштейн, один из двух десятков чудом уцелевших евреев, свидетельствует: "Я был в Бердичеве очевидцем зверств немцев и их прислужников - украинских националистов и полицаев из числа местного населения. В июле 1941 года немцы и полицаи устроили себе забаву на берегу реки Гнилопять, около моста. Они привели 10-15 еврейских женщин и девушек и заставили их переплывать реку около моста. Тех, кто боялся идти в воду, тут же расстреливали. Некоторые безропотно пошли в воду и поплыли. Физически сильным удалось переплыть на другой берег, а слабые сразу утонули. Тех, кто переплыл, заставляли плыть обратно, и так продолжалось до тех пор, пока не утонули все. Немцы и полицаи не ленились бегать по мосту с одного берега на другой, улюлюкая и стреляя; не исключено, что они делали ставки и заключали пари".
Саперный взвод дивизии СС "Викинг" в течение двух дней провел в городе четыре облавы на евреев, в ходе которых были схвачены и расстреляны около 850 человек. Во второй половине июля подразделение эйнзацкоманды 4а расстреляло в городе 148 евреев, а сменившая ее оперативная команда 5 - 74 еврея.
25 августа 1941 года в Бердичев прибыл штаб "высшего фюрера СС и полиции Россия-Юг" обергруппенфюрера СС Еккельна. Его штабная рота уже в день прибытия расстреляла в городе 546 евреев.
1 февраля 1944 года, менее чем через месяц после освобождения города от оккупантов, первые выводы были сделаны на основе письменных показаний свидетелей Комиссией по расследованию немецко-фашистских зверств. В документе Комиссии записано: "7-9 августа началось массовое выселение евреев из некоторых улиц города в гетто, причем на выселение улиц Белопольской и Махновской давалось по одному дню, а украинская полиция часто сокращала этот срок до 2-3 часов. Гетто было указано в районе базара и прилегающих улиц. Из имущества евреи могли взять только одежду и постель. К 22 августа все евреи были в гетто, а 27 августа 1941 года карательный отряд забрал из гетто крупную партию евреев - около 2,5 тысячи человек - под видом отправки на сельхозработы по уборке урожая. Взятых держали на базаре в пустых магазинах, пока не набралось определенное количество. К вечеру туда подъезжали грузовые машины и забирали несчастных. Первая партия вывезенных была убита далеко за городом, и в продолжение нескольких дней родственники не могли найти следов увезенных. Только от украинских полицаев удалось впоследствии узнать правду. Часть этих жертв была уничтожена под селом Быстрик".
Иная версия этих событий дана в "Черной книге". В очерке Василия Гроссмана читаем: "4 сентября, спустя неделю после организации гетто, немцы и предатели-полицейские предложили 1500 молодым людям отправиться на сельскохозяйственные работы. Молодежь собрала узелки продуктов, хлеб и, простившись с родными, отправилась в путь. В этот же день все они были расстреляны между Красной горой и селом Хажин. Палачи умело подготовили казнь, настолько тонко, что никто из обреченных до самых последних минут не подозревал о готовящемся убийстве. Им подробно объяснили, где они будут работать, как их разобьют на группы, когда и где им выдадут лопаты и прочие орудия труда. Им даже намекнули, что по окончании работ каждому будет разрешено взять немного картошки для стариков, оставшихся в гетто. И те, кто остались в гетто, так и не узнали в недолгие оставшиеся им дни жизни судьбу, постигшую молодых людей... Этот расстрел молодежи был первым звеном в цепи заранее продуманных мероприятий по убийству бердических евреев. Эта казнь изъяла из гетто всех способных к сопротивлению молодых людей. В гетто, в Ятках, остались, главным образом, старики, старухи, женщины, школьники, школьницы, младенцы. Так немцы обеспечили себе полную безнаказанность при проведении общей массовой казни".
Трудно однозначно объяснить, почему штаб обергруппенфюрера СС Еккельна старается обосновать расправу с еврейской молодежью Бердичева ссылкой на какие-то антинемецкие акции со стороны обреченных. Ведь нацисты в своих донесениях высшему начальству не очень-то стеснялись. Во всяком случае "Донесение о событиях в СССР" № 83 от 19 сентября 1941 года сообщает, что "1 и 2 сентября 1941 года евреями были распространены листовки и сделаны подстрекательские надписи. Так как преступники не могли быть разысканы, то команда высшего фюрера СС и полиции казнила 1303 еврея, в том числе 876 евреек старше 12 лет".
К 15 сентября 1941 года была завершена подготовка к "главной акции" по истреблению еврейского населения Бердичева. Военнопленных заставили выкопать могилы по обе стороны аэродрома между селом Радянское и хутором Шлемарка. Ночью гетто было окружено подразделениями украинской полиции и нацистских спецслужб. Согласно "Черной книге", "в этот день, 15 сентября 1941 года, на поле, вблизи бердичевского аэродрома, были убиты двенадцать тысяч человек. Подавляющее большинство убитых - это женщины, девушки, дети, старухи и старики". Массовую казнь осуществили штабная рота высшего фюрера СС юга России Еккельна, 45-й резервный полицейский батальон и украинская полиция.
3 ноября 1941 года в районе совхоза (МТС) Сокулино было расстреляно более 3 тысяч евреев. Это были оставленные на полтора месяца жить специалисты и частично члены их семей, а также выловленные оккупантами и полицией на территории гетто прятавшиеся евреи.
В Акте Бердичевской городской комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников в г. Бердичеве от 13 мая 1944 года количество жертв нацистских преступлений в районе аэродрома и Сокулино определено в 18640 мужчин, женщин, детей и стариков.
25 февраля 1942 года оставшимся в Бердичеве евреям-специалистам было приказано переселиться на Красную гору вблизи города. В самом Бердичеве евреи, состоявшие в смешанных браках, и дети от смешанных браков - около 70 человек - были расстреляны 27 апреля 1942 года.
В мае-июне 1942 года в местечках и селах вокруг Бердичева проводились облавы и убийства уцелевших евреев. Около 700 человек еврейской молодежи было привезено в Бердичев из прилегающих райцентров и помещено в лагерь на Красной горе. 16 июля 1942 года этих молодых людей и 230 специалистов-мастеровых нацисты расстреляли на Красной горе, в тире бывшего 14-го кавполка. Несколько десятков самых лучших специалистов (по некоторым данным 60 человек) палачи из СД сохранили в лагере на Красной горе, а затем перевели в городскую тюрьму.
Последние группы евреев-специалистов были расстреляны немцами вместе с узниками других национальностей в ноябре 1943 года и в начале января 1944 года, накануне освобождения Бердичева советскими войсками.
По данным "Черной книги", пережили оккупацию лишь десять-пятнадцать человек из 20 тысяч.
Согласно немецким документам и материалам ЧГК, численность жертв Холокоста в Бердичеве превысила 23850 человек.


Автор - кандидат исторических наук, доцент МСУ

http://berkovich-zametki.com/Nomer16/Elisavetsky1.htm

Аватара пользователя
Лебедушка
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Израиль
Поблагодарили: 12 раз

Re: Бердичев

#2 Лебедушка » 31 дек 2009, 09:28

Убийство евреев в Бердичеве
Прощайте! — отвечали те, что стояли над ямой.
Страшные вопли оглашали воздух: выкрикивались родные имена, раздавались последние напутствия.
Старики громко молились, не теряя веру в Б-га даже в эти страшные часы, отмеченные властью дьявола. В этот день, 15 сентября 1941 года, на поле, вблизи бердичевского аэродрома, были убиты двенадцать тысяч человек. Подавляющее большинство убитых это женщины, девушки, дети, старухи и старики.
Все пять ям были полны до краев, — пришлось навалить поверх холмы земли, чтобы прикрыть тела. Земля шевелилась, судорожно дышала. Ночью многие из недобитых выползли из-под могильных холмов. Свежий воздух проник через разворошенную землю в верхние слои лежавших и придал силы тем, кто был только ранен, в ком сердце еще продолжалось биться, вернул сознание лежащим в беспамятстве. Они расползлись по полю, инстинктивно старясь отползти подальше от ям, большинство из них, теряя силы, истекая кровью, умирало тут же на поле, в нескольких десятках саженей от места казни.
Крестьяне, ехавшие на рассвете из Романовки в город, увидели: все поле покрыто мертвыми. Утром немцы и полиция убрали тела, добили тех, кто еще дышал и вновь закопали их.
Трижды за короткое время земля на, могилами раскрывалась, вздымаемая изнутри, и кровавая жидкость выступала через края ям, разливалась по полю. Трижды сгоняли немцы крестьян, заставляли их наваливать новые холмы над огромными могилами.
Есть сведения о двух детях, стоявших на краю этих раскрытых могил и чудом спасшихся.
Один из них - десятилетний сын инженера Нужного Гарик. Отец его, мать и младшая сестра были казнены. Когда Гарик вместе с матерью и сестренкой подошел к краю ямы, мать, желая спасти сына, закричала:
— Этот мальчик русский, он сын моей соседки, он русский,русский!
Голоса других обреченных поддержали ее:
— Он русский, он русский! — кричали они.
Эсэсовец оттолкнул мальчика. До темноты он пролежал в кустах у дороги, а затем пошел в город на Белопольскую улицу, в дом, где он прожил свою маленькую жизнь.
Он вошел в квартиру Николая Васильевича Немоловского, товарища отца, и, едва увидев знакомые лица, упал в припадке, захлебываясь слезами.
Он рассказал, как были убиты его отец, мать, сестра, как мать и незнакомые люди, из которых уже никого нет в живых, спасли его. Всю ночь рыдал он, вскакивая с постели, порываясь вернуться к месту казни.
Десять дней скрывали его Немоловские. На десятый день Немоловский узнал, что среди 400 ремесленников и мастеров-специалистов оставлен в живых брат инженер Нужного. Он пошел в фотографию, где работал Нужный, и сообщил, что племянник его жив.
Нужный ночью пришел повидаться с мальчиком. Когда Немоловский описывал пишущему эти строки встречу Нужного, потерявшего всю свою семью, с племянником, он разрыдался и сказал: "Это нельзя рассказать".
Через несколько дней Нужный пришел за племянником, забрал его к себе. Судьба обоих была трагична — при следующем расстреле были казнены и дядя, и племянник.
Вторым, ушедшим от места расстрела, был десятилетний Хаим Ройтман. На его глазах были убиты отец, мать и младший братик Боря. Когда немец поднял автомат, Хаим, стоя на краю ямы, сказал ему: "Смотрите, часики!" и указал на блестевшее неподалеку стеклышко. Немец наклонился, чтобы поднять часы, мальчик бросился бежать. Пули немецкого автомата продырявили ему картузик, но мальчик не был ранен, - он бежал до тех пор, пока не упал без памяти. Его спас, спрятал и усыновил Герасим Прокофьевич Остапчук. Таким образом, пожалуй, он единственный из тех, кто был приведен на расстрел 15 сентября 1941 года, но сохранился в живых до прихода Красной Армии.
После этого массового расстрела евреи, бежавшие из города в деревни, и жители окрестных местечек, где происходило в это время поголовное избиение еврейского населения, пришли спасаться в опустевшее гетто. Кто-то убеждал их, что здесь, на специально отведенных для евреев улицах, они избегнут смерти. Но вскоре снова сюда пришли немцы и полицейские, и начались новые кровавые бесчинства.
Маленьким детям разбивали головы о камни мостовой, женщинам отрезали груди. Свидетелем этого избиения был пятнадцатилетний Лева Мильмейстер;
он бежал от места расстрела, раненный в ногу немецкой пулей.
В двадцатых числах октября 1941 года начались облавы на тех, кто тайно проживал в запретных для евреев районах города. В этих облавах участвовали не только немцы, но и полицеские, им помогали добровольцы-черносотенцы.
К 3 ноября в древний монастырь монашеского ордена босых кармелитов, стоящий над обрывистым берегом реки и окруженный высокой и толстой крепостной стеной, были согнаны 2000 человек. Сюда же были приведены и те 400 человек специалистов со своими семьями, которых Редер и Каролюк отобрали во время расстрела 15 сентябя 1941 года. 3 ноября согнанным в монастырь людям было предложено сложить на пол, на специально очерченный круг, все имеющиеся у них при себе драгоценности и деньги. Немецкий офицер объявил, что утаивших ценности не расстреляют, а они будут заживо закопаны в землю.
После этого стали выводить партиями по 150 человек на расстрел. Людей строили парами и грузили на машины. Сперва были выведены мужчины, около 800 человек, затем женщины и дети. Некоторые заключенные в монастырь, после страшных избиений, мучений, голода и жажды, после четырех месяцев немецкого палачества, после потери близких, были настолько душевно убиты, что шли на смерть, как на избавление. Люди становились в смертный черед, не стараясь еще на лишний час или два отсрочить миг смерти.
В докладной записке юриста И.М.Леензона, побывавшего в Одессе в мае 1944 года, сказано, что количество истребленных евреев в городе Одессе составляет около 100 тысяч человек.
Лев Рожецкий, ученик 7-го класса 47-й одесской школы, сочинил очерки, песни и стихи, в большинстве случаев в уме, но кое-что записывал на клочках бумаги, на дощечках, на фанере. "Конечно, это грозило мне смертью, но я написал две антифашистские песни "Раскинулось небо высоко" и "Нина" (памяти женщины, сошедшей с ума). Иногда мне удавалось читать свои стихи моим товарищам по несчастью. Как мне было отрадно, когда сквозь стоны и слезы люди пели мои песни, читали стихи". Рожецкий рассказывает, как его избили до полусмерти за то, что нашли у него стихи Пушкина. "Хотели убить, но не убили".
Юноша, почти мальчик, он побывал во многих лагерях смерти и подробно описал их. По его очеркам мы ясно представляем себе весь этот ад — цепь лагерей от Черного моря до Буга: Сортировочная, Березовка, Сиротское, Доманевка и Богдановка. "Я хочу, - пишет Рожецкий, — чтобы с особой ясностью запечатлелась каждая буква этих названий. Эти названия нельзя забыть. Здесь были лагеря смерти. Здесь уничтожались фашистами невинные люди только за то, что они евреи".
Число убитых в Домневке евреев дошло до 15 тысяч, в Богдановке было убито 54 тысячи евреев. Акт об этом составлен 27 марта 1944 года представителями Красной Армии, властей и населения.
"11 января 1942 года маму, меня и маленького брата Анатолия, только что вставшего после тифа, выгнали на Слободку. В три часа ночи нас позвали.
Был жестокий мороз, снег по колено. Много стариков и детей погибло еще в самом городе, на окраине его, на Пересыпи под завывание пурги. Немцы хохотали и снимали нас фотоаппаратом. Кто мог дошел до станции Сортировочная. На пути дамба была взорвана. Образовалась целая река. Вымокшие люди замерзали.
На станции Сортировочная стоит состав. Никогда не забуду картины: по всему перрону валялись подушки, одеяла, пальто, валенки, кастрюли и другие вещи.
Замерзшие старики не могут подняться и стонут тихо и жалобно. Матери теряют детей, дети — матерей, крики, вопли, выстрелы. Мать заламывает руки, рвет на себе волосы: "Доченька, где ты?" Ребенок мечется по перрону, кричит: "Мама!"
В Березовке со скрипом растворяются двери вагона, и нас ослепляет зарево огня. пламя костров Я вижу, как объятые пламенем мечулся люди. Резкий запах. Это жгут живых людей.
Это душегубство совершалось у станции Березовка.
Внезапно сильный толчок, и поезд медленно движется дальше, все дальше от костров. Нас погнали умиpaть в другое место.
О Доманевке Рожецкий говорит, что она занимает среди лагерей смерти "почетное место" Он описывает ее подробно.
Доманевка кровавое, черное слово. Доманевка - центр смертей и убийства Сюда пригнали на смерть тысячные партии. Этапы следовали один за другим. беспрерывно. Из Одессы нас вышло три тысячи человек, а в Доманевку дошла маленькая кучка. Доманевка районный центр, небольшое местечко. Вокруг тянутся холмистые поля. Вот лесок, красивый, небольшой лесок. На кустарниках, на ветках до сих пор висят лохмотья, клочки одежды. Здесь под каждым деревом могила... Видны скелеты людей"
На середине Доманевки находились две полуразрушенные конюшни под название "Горки". Даже в Доманевском гетто это было самое страшное место.
Из бараков не выпускали, грязь но колено, тут же скапливались нечистоты. Трупы лежали, как в морге. Тиф. Дизентерия. Гангрена. Смерть.
"Из трупов постепенно образовывались такие горы, что страшно было смотреть. Лежат в разнообразных позах старики, женщины. Мертвая мать сжимала в объятиях мертвого ребенка. Ветер шевелил седые бороды стариков.
И как я тогда не сошел с ума? Днем и ночью сюда со всех сторон сбегались собаки. Доманевские псы разжирели, как бараны. Днем и ночью они пожирали человеческое мясо, грызли человеческие кости. Смрад стоял невыносимый. Один из полицейских, лаская пса, говорил: "Ну что. Полкан, наелся жидами?"
В 25 километрах от Доманевки на берегу Буга расположена Богдановка. Аллеи прекрасного парка ведут здесь ко рву, яме, где нашли себе могилу десятки тысяч человек.
"Смертников раздевали донага, потом подводили к яме и ставили на колени, лицом к Бугу. Стреляли только разрывными пулями, прямо в затылок. Трупы сбрасывались вниз. На глазах мужа убивали жену. Потом убивали его самого".
Свиносовхоз "Ставки" стоял, по выражению Рожецкого, "как остров в степной пустыне". Те, которые уцелели в "Горках", нашли свою гибель в "Ставках".
Здесь загнали людей в свиные закуты и держали в этих грязных клетках до тех пор, пока милосердная смерть не избавляла их от страданий.
"Лагерь был окружен канавой. Того, кто осмеливался переходить ее, расстреливали на месте. За водой разрешали ходить по десять человек. Однажды, увидев, что "порядок" нарушен, полиция выстрелила в одиннадцатого. Это была девушка. "Ой, маменька, убили", — закричала она. Полицейский подошел и прикончил ее штыком".
Тех, кому удалось выжить, посылали на самые тяжелые и мучительные работы.
"Помню, как мы подъезжали к баракам. Я вел лошадь под узду, мама толкала телегу сзади. Мы убирали трупы за ноги и за руки, заваливали их на телегу, и, наполнив ее до краев, везли свой груз к яме и сбрасывали вниз". Елизавета Пикармер рассказывает: "Я со своей соседкой по дому и ее ребенком очутились у ямы первыми, несмотря па то, что в толпе мы стояли сотыми. Но в последнюю минуту появился румынский верхвой с бумажкой в руках и подскочил к конвоирам. И пленных повели дальше, на новые муки. На другой день всех нас бросили в реку. Отдав нашим мучителям последние вещи, мы купили себе право выйти из воды. Многие потом умерли от воспаления легких.
В Доманевке румыны раздирали надвое детей, ухвативши за ноги, били о камень. У женщин отрезали груди. Заживо закапывали целые семьи или сжигали на кострах.
Старику Фурману и 18-летней девушке Соне Кац было предложено танцевать, и за это им было обещано продлить жизнь. Но их жизнь длилась недолго, через часа два их повесили.
Обреченные на смерть люди двигались как автоматы, теряли рассудок, бредили, галлюционировали.
Коменданты села Гуляевки Лупеску и Плутонер Санду - еженощно посылали своих денщиков в лагерь за красивыми девушками. Утром они с особым наслаждением наблюдали их предсмертные муки.
Сыпнотифозные валялись без присмотра. Смерть косила людей сотнями и трудно было отличить живого от мертвого и здорового от больного". Таня Рекочинская пишет брату в действующую армию: "Меня с моим мужем и двумя детьми в лютую, морозную зиму выгнали из квартиры и отправили этапом за 180 километров от Одессы, к Бугу. Грудной ребенок, девочка, в дороге умерла. Мальчика вместе с другими детьми этапа расстреляли. Мне досталась участь пережить все это".
И этих ужасов еще недостаточно. В бредовое существование лагеря смерти, в безмолвие, нарушаемое стонами и хрипами умирающих, врывается тревожный крик: "Село оцеплено. Приехали румыны и немцы - колонисты из села Картакаева с пулеметами".
Появляются полицейские верхом на лошадях и сгоняют всех евреев в один сарай, а оттуда к смертным окопам. Некоторые решают умереть гордо, не унижая себя мольбами о пощаде, не показывая палачам страха смерти. Другие хотят умереть сами. Бегут и бросаются в лиман. Мужчины успокаивают женщин, женщины детей. Кое-кто из самых маленьких смеется. И это детский смех кажется странным в обстановке кровавого побоища.
Мамочка, куда это нас ведут? раздается звонкий голосок шестилетней девочки.
Это нас, детка, переводят на новую квартиру, — успокаивает ее мать... Да, квартира эта глубокая и сырая. И никогда из окон этой квартиры не увидит ее дочка ни солнца, ни голубого неба.
Но вот и окопы. Вся процедура человекоубийства производится с немецкой аккуратностью и точностью. Немцы и румыны, как хирурги перед операцией, надевают белые халаты и засучивают рукава. Смертников выстраивают у окопов, раздев их сначала донага. Люди стоят перед своими мучителями трепещущие, нагие и ждут смерти.
На детей не тратят свинца. Им разбивают головки о столбы и деревья, кидают живыми в разведенные для этого костры. Матерей отталкивают и убивают не сразу, давая раньше истечь кровью их бедным сердцам при виде смерти малюток".
Особой жестокосгью отличалась одна немка-колонистка, раскулаченная жительница села Картакаева. "Она как бы пьянела от собственной жестокости и с дикими криками разбивала детские головки прикладами с такой силой, что мозги разбрасывались на большое расстояние".



http://www.megapolis.org/israel/ind143.html

lta03
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 28.11.2010

Re: Бердичев

#3 lta03 » 28 ноя 2010, 05:06

Мой отец Либерзон Арон Липович 1999г.р. родом из Бердичева, в Бердичеве в 1923г. родился его сын Липа Аронович. Осенью1941г. или весной 1942г. в г.Керчи семья отца - жена и 4 детей были убиты проклятыми фашистами, а отец и старший сын в это время были в действующей армии. Сын-Липа Аронович в 1942г. пропал без вести. Отец в 1988г. умер, но он всю жизнь пытался найти хотя бы старшего сына. Мне 64года. Ф.И.О. Либерзон Леонид Аронович, живу в г. Улан-Удэ. Может в Бердичеве есть наши родственники. Буду благодарен за любую информацию.

lta03
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 28.11.2010

Re: Бердичев

#4 lta03 » 28 ноя 2010, 05:09

Ошибка в тексте сообщения. Конечно же год рождения отца не 1999, а 1899г.

Аватара пользователя
Файнгольд Татьяна
Сообщения: 4718
Зарегистрирован: 20.09.2009
Откуда: Винница-Хайфа
Благодарил (а): 1565 раз
Поблагодарили: 2356 раз

Re: Бердичев

#5 Файнгольд Татьяна » 05 июн 2011, 14:51

http://www1.yadvashem.org/yv/ru/index.asp - "Это было в Бердичеве"
ФАЙНГОЛЬД
КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ
м.СМОТРИЧ

Ответить

Вернуться в «Холокост»