Велиж Смоленской области
Модератор: alyona
-
- Сообщения: 616
- Зарегистрирован: 06.09.2011
- Откуда: Израиль, Беэр Шева
- Благодарил (а): 112 раз
- Поблагодарили: 225 раз
Велиж. Смоленская область
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Велиж. Смоленская область
Евгения52, а картинки обязательно нужно скачивать к себе на компьютер? Не получается просто их смотреть, по ссылке перехожу на сайт radikal.ru - и что дальше делать?
Григорий
-
- Сообщения: 362
- Зарегистрирован: 07.10.2016
- Благодарил (а): 133 раза
- Поблагодарили: 129 раз
Велиж. Смоленская область
вообще нет фамилий на букву "К", а ведь интересует. и на "Б" нужной фамилии не обнаружил, но новости 1919 года занятные. почему такой список заинтресовал/понадобился? уже все предки в фамильном дереве есть и остается только третьестепенные детали уточнять?
Зыман (Сувалки, Гродно), Бородкин (Белая Церковь, Харьков), Мельницкий (Сувалки, Гродно), Гуревич (Мстиславль, Гадяч), Гофман (Ромны, Гадяч)
-
- Сообщения: 616
- Зарегистрирован: 06.09.2011
- Откуда: Израиль, Беэр Шева
- Благодарил (а): 112 раз
- Поблагодарили: 225 раз
Велиж. Смоленская область
Я разместила все, что у меня есть, 6 газетных страниц. Размещала через радикал, я знаю, что где-то радикал не видно, предложите другой вариант размещения картинок.
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Велиж. Смоленская область
А я на самом деле не знаю, видно или нет. Просто перехожу по ссылке на радикал, а что дальше делать - не знаю, там как в лесу
Григорий
-
- Сообщения: 616
- Зарегистрирован: 06.09.2011
- Откуда: Израиль, Беэр Шева
- Благодарил (а): 112 раз
- Поблагодарили: 225 раз
Велиж. Смоленская область
oztech,думаю, это провайдер Ваш не пропускает радикал... Давайте в личку пришлю. Или посмотрю. Вас какие фамилии интересуют?
Мне нужны были другие буквы, я все даже не проверила. Может быть, попробовать библиотеку запросить? Деньги заплачены...
Увы, все, что было...
Мне нужны были другие буквы, я все даже не проверила. Может быть, попробовать библиотеку запросить? Деньги заплачены...
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
-
- Сообщения: 616
- Зарегистрирован: 06.09.2011
- Откуда: Израиль, Беэр Шева
- Благодарил (а): 112 раз
- Поблагодарили: 225 раз
Велиж. Смоленская область
Меня интересует семья Дрецкиных. В этом списке Дрецкина не оказалось. Ну и вдруг бы Нахмансоны появились?
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
-
- Сообщения: 362
- Зарегистрирован: 07.10.2016
- Благодарил (а): 133 раза
- Поблагодарили: 129 раз
Велиж. Смоленская область
Самое простое - это файлы в "облаке" и на форуме разместить ссылку для доступа к "облаку".
в Радикале есть выбор показа фото: "для форума" или "увеличение по клику" - лучше подходит. и в опциях разрешить доступ к фото надо.
Последний раз редактировалось Alexey_VB 01 июл 2017, 01:20, всего редактировалось 4 раза.
Зыман (Сувалки, Гродно), Бородкин (Белая Церковь, Харьков), Мельницкий (Сувалки, Гродно), Гуревич (Мстиславль, Гадяч), Гофман (Ромны, Гадяч)
-
- Сообщения: 362
- Зарегистрирован: 07.10.2016
- Благодарил (а): 133 раза
- Поблагодарили: 129 раз
Велиж. Смоленская область
мне просто интересен ход мысли/поисков: как догадались искать в газетах и что именно в газетах хотели найти?
Все другие варианты поисков (ГАСО, архив ЗАГСа, исследователи) не дали результатов?
Зыман (Сувалки, Гродно), Бородкин (Белая Церковь, Харьков), Мельницкий (Сувалки, Гродно), Гуревич (Мстиславль, Гадяч), Гофман (Ромны, Гадяч)
-
- Сообщения: 616
- Зарегистрирован: 06.09.2011
- Откуда: Израиль, Беэр Шева
- Благодарил (а): 112 раз
- Поблагодарили: 225 раз
Велиж. Смоленская область
Пожалуй, сделаю в облаке. Спасибо!
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
-
- Сообщения: 616
- Зарегистрирован: 06.09.2011
- Откуда: Израиль, Беэр Шева
- Благодарил (а): 112 раз
- Поблагодарили: 225 раз
Велиж. Смоленская область
Alexey_VB, именно об этих списках кто-то упомянул, я отыскала газеты в библиотеке. Показалось интересным.
В Смоленский архив пока не обращалась, в НИАБ и Витебском была лично, из Псковского получила отрицательный ответ. С исследователями я вопрос обсуждала, считают, что в архивах я вряд ли еще найду что-то.
Архивы ЗАГСа - этот путь не анализировала... Только я не очень понимаю, что я в них могу найти? Дед родился в 1889, его брат в 1897. Разве что в Витебский архив ЗАГСа обратиться и поискать записи о смерти сестры деда? Но я уже писала, я не уверена, что она умерла в Витебске и не знаю годы, могу только гадать по косвенным данным.
В Смоленский архив пока не обращалась, в НИАБ и Витебском была лично, из Псковского получила отрицательный ответ. С исследователями я вопрос обсуждала, считают, что в архивах я вряд ли еще найду что-то.
Архивы ЗАГСа - этот путь не анализировала... Только я не очень понимаю, что я в них могу найти? Дед родился в 1889, его брат в 1897. Разве что в Витебский архив ЗАГСа обратиться и поискать записи о смерти сестры деда? Но я уже писала, я не уверена, что она умерла в Витебске и не знаю годы, могу только гадать по косвенным данным.
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
-
- Сообщения: 616
- Зарегистрирован: 06.09.2011
- Откуда: Израиль, Беэр Шева
- Благодарил (а): 112 раз
- Поблагодарили: 225 раз
Велиж. Смоленская область
По этой ссылке расположен альбом с газетой
https://goo.gl/photos/WivHuWS5Z2BqSWv96
https://goo.gl/photos/WivHuWS5Z2BqSWv96
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
-
- Сообщения: 1776
- Зарегистрирован: 12.05.2016
- Откуда: SPB=>NYC
- Благодарил (а): 511 раз
- Поблагодарили: 410 раз
Велиж. Смоленская область
Вторичные источники типа газет иногда рождают очень интересную информацию, но как правило только если уже есть что-то из первичных источников.
В Велиже первичные источники могут сработать очень хорошо -- или нет -- предсказать сложно. Например фамилия "Эфрос" в Велиже сработала, совмещение
первичных источников из разных архивов привело к полному дереву. А фамилия "Этинген" -- не очень.
Причем обе фамилии имели приписку в Велиже, и явно жили там с времен офамиливания.
Почему так? Да просто, Этингены усердно из Велижа уезжали, и к 1900г их там не было похоже вообще... а Велижские Эфросы сидели на месте большей частью и
начали распространяться только к концу 19го века.
Почему две фамилии вели себя по-разному? Социальный статус, купцы более мобильны, да и их некупеческие родственники какие-то деньги имели.
Т.е. если семья была изначально Велижской и не была купеческой или раввинской, надо смотреть на первичные источники.
А возможная ценность списка из газеты следующая: налогом облагали людей с достатком. Если фамилии в списке нет, то либо она в Велиже не была на 1919г либо там не было никого с кого можно было бы деньгу отобрать.... как пример, Эфросы в 1919г в Велиже были, это мы знаем, а в списке их нет ... значит не было там
среди Эфросов с кого отбирать ограбленное.....
-
- Сообщения: 616
- Зарегистрирован: 06.09.2011
- Откуда: Израиль, Беэр Шева
- Благодарил (а): 112 раз
- Поблагодарили: 225 раз
Велиж. Смоленская область
mikev, да если бы были эти первичные источники! Ни одного следа Анселя Нахмансона я в Велиже не обнаружила! В Jewishgen нет, в Familysearch нет...
Отчество, то есть имя Ансель (Аншель), всплыло из подмастерской грамоты и из письма племянницы деда, где она написала про Хаву Анселевну, свою маму. Метрических записей нет. Где искать?? Понятно, что семья, видимо, очень бедная была.
В списках газеты могло быть только имя Самуила Дрецкина, но его я и в других списках видела, в списках лишенцев Велижа за 1923 год.
Отчество, то есть имя Ансель (Аншель), всплыло из подмастерской грамоты и из письма племянницы деда, где она написала про Хаву Анселевну, свою маму. Метрических записей нет. Где искать?? Понятно, что семья, видимо, очень бедная была.
В списках газеты могло быть только имя Самуила Дрецкина, но его я и в других списках видела, в списках лишенцев Велижа за 1923 год.
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
-
- Сообщения: 1776
- Зарегистрирован: 12.05.2016
- Откуда: SPB=>NYC
- Благодарил (а): 511 раз
- Поблагодарили: 410 раз
- anno_nin
- Сообщения: 7890
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
Велиж. Смоленская область
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
-
- Сообщения: 616
- Зарегистрирован: 06.09.2011
- Откуда: Израиль, Беэр Шева
- Благодарил (а): 112 раз
- Поблагодарили: 225 раз
Велиж. Смоленская область
Грета ИОНКИС
Велижская драма и трагедия Лермонтова "Испанцы"
"Испанцы" (1830) -- первая законченная трагедия шестнадцатилетнего Лермонтова. В "Лермонтовской энциклопедии" (1981) нахожу упоминание о том, что спектакль Московского еврейского театра по этой пьесе перед войной пользовался успехом, о нём писал Михоэлс, декорации к спектаклю выполнил художник Роберт Фальк. Но в энциклопедической статье о еврейской теме в трагедии ни слова. В работе Б.Эйхенбаума о драмах Лермонтова (1955) есть глава "Испанцы" Лермонтова как политическая трагедия", и в ней эта тема упомянута. Но как? "Еврейская тема в "Испанцах" -- такое же романтическое ("внеисторическое") обобщение, как Испания, и оно так же подготовлено литературной традицией". Конечно, библейское влияние и литературная традиция -- великое дело, и "Еврейские мелодии" Лермонтова написаны под прямым воздействием поэтического цикла Байрона, но всё же... Так ли уж "внеисторичны" "Испанцы"?
Разрешил мои сомнения Леонид Гроссман. В серии "Литературное наследство" вышел 43--44--й том, посвященный Лермонтову. В нём имеется большая и глубокая статья Гроссмана "Лермонтов и культуры Востока". Писатель и литературовед, для которого не нашлось места в "Литературном энциклопедическом словаре (1987), убедительно доказывает связь "Испанцев" с драматическими событиями, которые разыгрались в Велиже в 1823 году. "Великий Эйх", как звали Эйхенбаума друзья, прекрасно знал работу Гроссмана, но на исходе сталинской эпохи не осмелился даже сослаться на неё.
Что же произошло в Велиже, маленьком городке Витебской губернии? Католическая и униатская церковь в борьбе за паству, за усиление своего авторитета активно использовали испытанный способ -- разжигание антиеврейских настроений в народе. Здесь ещё жила память о Ленчицком ритуальном деле, сфабрикованном монахами--бернардинцами в 1632 году. После четвертования двух оговорённых евреев, которые и под жестокими пытками отрицали свою вину, "мощи замученного ребёнка" были помещены в ризнице костёла. Двести лет спустя, в 1822 году, костёл заказал живописцу Орловскому большую картину, изображающую, как евреи выцеживают кровь из убиенного младенца. Пушкин вспоминает Орловского как баталиста ("Бери свой быстрый карандаш/Рисуй, Орловский, ночь и сечу!"), но он, как видите, создавал не только батальные сцены. На своём полотне он придал "преступным" евреям сходство с раввином Ленчицы и его служкой. Картина была помещена на фасаде костёла, а когда власти по жалобе евреев приказали было её снять, католики ударили в набат и подняли прихожан. Картина продолжала "украшать" их храм.
Весной 1823 года был закончен и освящён Святодухов униатский собор в Велиже, и тогда же был найден труп "убитого жидами христианского ребёнка". Ю.Гессен в книге "Из истории ритуальных процессов" (1906) пишет: "Велижские евреи пали жертвой заговора. Над трупом несчастного ребёнка составился молчаливый союз врагов евреев. До нас дошли лишь несколько имён, но и по ним видно, как суеверие, жестокость и злоба сплотили воедино людей разнообразного служебного положения, различных общественных классов -- от пьяного сапожника до генерал--губернатора".
Документы донесли также имена некоторых из сорока двух жертв, годами томившихся в каземате. Часть из них не вынесла тягот заключения. Тринадцатилетний подросток Янкель Аронсон, схваченный больным и умерший в оковах; к нему, умирающему, не допустили никого, даже мать. Молоденькая дочь Зейликсона, содержавшаяся в доме следователя Страхова, над которой он глумился, как хотел. Ицик Нахимовский, разорённый и больной, говоривший на допросах, что у него остались в полном здравии лишь память, язык и душа: "память его будет помнить, язык говорить, душа чувствовать правду о пережитых обидах и мучениях". Меламед Хаим Хрипун, который просил Бога, чтобы главная обвинительница евреев крестьянка Терентьева была жива, ибо "настанет время, когда она скажет правду". Не потерявшая своей библейской красоты и гордости Славка Берлин, у которой за время процесса умерли в темнице и "были выкинуты, как падаль" все её родственники, оставался в живых лишь один, закованный в кандалы, сын Гирш, сидевший в другой камере.
Юный Лермонтов этих имён не знал, но о велижском деле он был наслышан, причём сразу из двух источников. Восемнадцатилетняя Екатерина Сушкова, юношеская любовь Лермонтова, ездила в Велиж осенью 1829 года со своим дядей Н.С.Беклешовым, которому было высочайше поручено проверить действия следственной комиссии и который занимался проверкой более полугода, но без особого успеха. Она вернулась из Велижа накануне знакомства с Лермонтовым и была полна впечатлениями. Судя по её "Запискам", Сушкова находилась в эпицентре обсуждений этого громкого дела.
Куда более объективную оценку велижское дело получило стараниями адмирала Н.С.Мордвинова, с которым бабушка Лермонтова находилась в ближайшем свойстве (её брат обер--прокурор сената А.А.Столыпин был женат на дочери адмирала) и которого маленький Мишель звал "дедушкой Мордвиновым". Единомышленник Сперанского, Мордвинов, по словам Пушкина, "заключает в себе одном всю русскую оппозицию", не случайно декабрист Рылеев посвятил ему свои "Думы". У Мордвинова было поместье неподалёку от Велижа, и тамошние евреи, наслышанные о справедливости "барина", обратились к нему с запиской, взывая о помощи. Мордвинов представил записку Николаю I в 1827 году. Он настаивал на полной невиновности евреев и стремился ввести этот безобразный процесс в рамки законности. Лишь когда дело поступило в Государственный совет в 1834 году (а он был председателем одного из его департаментов), ему удалось доказать, что "евреи пали жертвою заговора, жертвою омрачённых предубеждением и ожесточённых фанатизмом следователей с кн. Хованским во главе".
Государственный совет поддержал Мордвинова и вынес приговор: "евреев--подсудимых от суда и следствия освободить; доносчиц--христианок сослать в Сибирь на поселение". Благодарные велижские евреи ввели в одну из своих молитв дополнительный стих: "И да будет Мордвинов помянут к добру".
Как пишет Гроссман, мы не можем точно определить, что именно знал Лермонтов из велижского следствия, какие факты и обстоятельства этого долгого процесса ему открылись. Ясно одно: велижское дело выглядело в глазах юного поэта не просто уголовным случаем. Он впервые столкнулся с несправедливым обвинением целого народа в изуверстве и бесчеловечности. В нём пробудились чувство высшей справедливости и протест, они одушевляют его первую трагедию.
Знатный кастилец дон Алварец, гордящийся своими предками, уличает молодого Фернандо прежде всего в еврейском происхождении: "...я, испанский дворянин, могу тебя суду предать"; "...кто мать твоя?.. ---- Верно, уж жидовка"; "Итак, смирись жидовское отродье!" Гранд Алварец похваляется своим предком, который служил "при инквизиции священной":
"Три тысячи неверных сжег и триста
В различных наказаниях замучил..."
Тема инквизиционного суда, жестокого и беззаконного, звучит с первой до последней страницы трагедии. "Где суд в Испании? Есть сборище разбойников!" -- восклицает Фернандо. Ему вторит несчастная Ноэми: "Закон -- тиран!" Разве это не отклик на велижскую юстицию?
А итальянец--иезуит патер Соррини, состоящий при "святой" инквизиции, и его единомышленник доминиканец! Один говорит другому:
"Должно быть, ты узнал
Пристанище богатого жида
Или, что все равно, еретика,
Веселье на лице твоем блистает!"
Как не узнать в этой парочке ксёндза Паздерского, униатского священника Тарашкевича, киевского митрополита Евгения, ксёндза Луковича, каноника Пикульского, сыгравших такую зловещую роль в велижском деле!
В "Испанцах" Лермонтов выступил с оправданием еврейского народа, изображая его морально чистым и душевно возвышенным, несмотря на жестокие унижения. Об этом говорит и глубоко знаменательный диалог в финале трагедии:
Испанец (сухо): Жидовка умереть одна не может? --
Пускай она издохнет!.. И Фернандо,
Как говорят, был сын жида.
Сара: Он сын
По крайней мере человека -- ты же камень!
В третье действие трагедии Лермонтов включил набросок "Еврейской мелодии", восходящий к 136--му псалму, где оплакивается падение Иудеи. Этот псалом после событий 14 декабря 1825 года приобрёл особую популярность в русской литературе и наполнялся обычно аллюзионным гражданственным содержанием. Тем более хочется отметить личностный подход к нему молодого поэта, пожелавшего отождествить драму своего одиночества, своих разочарований с трагедией еврейского народа.
"Плачь! Плачь! Израиля народ,
Ты потерял звезду свою;
Она вторично не взойдет --
И будет мрак в земном краю
По крайней мере есть один,
Который все с ней потерял;
Без дум, без чувств среди долин
Он тень следов ее искал!.."
Кёльн
Велижская драма и трагедия Лермонтова "Испанцы"
"Испанцы" (1830) -- первая законченная трагедия шестнадцатилетнего Лермонтова. В "Лермонтовской энциклопедии" (1981) нахожу упоминание о том, что спектакль Московского еврейского театра по этой пьесе перед войной пользовался успехом, о нём писал Михоэлс, декорации к спектаклю выполнил художник Роберт Фальк. Но в энциклопедической статье о еврейской теме в трагедии ни слова. В работе Б.Эйхенбаума о драмах Лермонтова (1955) есть глава "Испанцы" Лермонтова как политическая трагедия", и в ней эта тема упомянута. Но как? "Еврейская тема в "Испанцах" -- такое же романтическое ("внеисторическое") обобщение, как Испания, и оно так же подготовлено литературной традицией". Конечно, библейское влияние и литературная традиция -- великое дело, и "Еврейские мелодии" Лермонтова написаны под прямым воздействием поэтического цикла Байрона, но всё же... Так ли уж "внеисторичны" "Испанцы"?
Разрешил мои сомнения Леонид Гроссман. В серии "Литературное наследство" вышел 43--44--й том, посвященный Лермонтову. В нём имеется большая и глубокая статья Гроссмана "Лермонтов и культуры Востока". Писатель и литературовед, для которого не нашлось места в "Литературном энциклопедическом словаре (1987), убедительно доказывает связь "Испанцев" с драматическими событиями, которые разыгрались в Велиже в 1823 году. "Великий Эйх", как звали Эйхенбаума друзья, прекрасно знал работу Гроссмана, но на исходе сталинской эпохи не осмелился даже сослаться на неё.
Что же произошло в Велиже, маленьком городке Витебской губернии? Католическая и униатская церковь в борьбе за паству, за усиление своего авторитета активно использовали испытанный способ -- разжигание антиеврейских настроений в народе. Здесь ещё жила память о Ленчицком ритуальном деле, сфабрикованном монахами--бернардинцами в 1632 году. После четвертования двух оговорённых евреев, которые и под жестокими пытками отрицали свою вину, "мощи замученного ребёнка" были помещены в ризнице костёла. Двести лет спустя, в 1822 году, костёл заказал живописцу Орловскому большую картину, изображающую, как евреи выцеживают кровь из убиенного младенца. Пушкин вспоминает Орловского как баталиста ("Бери свой быстрый карандаш/Рисуй, Орловский, ночь и сечу!"), но он, как видите, создавал не только батальные сцены. На своём полотне он придал "преступным" евреям сходство с раввином Ленчицы и его служкой. Картина была помещена на фасаде костёла, а когда власти по жалобе евреев приказали было её снять, католики ударили в набат и подняли прихожан. Картина продолжала "украшать" их храм.
Весной 1823 года был закончен и освящён Святодухов униатский собор в Велиже, и тогда же был найден труп "убитого жидами христианского ребёнка". Ю.Гессен в книге "Из истории ритуальных процессов" (1906) пишет: "Велижские евреи пали жертвой заговора. Над трупом несчастного ребёнка составился молчаливый союз врагов евреев. До нас дошли лишь несколько имён, но и по ним видно, как суеверие, жестокость и злоба сплотили воедино людей разнообразного служебного положения, различных общественных классов -- от пьяного сапожника до генерал--губернатора".
Документы донесли также имена некоторых из сорока двух жертв, годами томившихся в каземате. Часть из них не вынесла тягот заключения. Тринадцатилетний подросток Янкель Аронсон, схваченный больным и умерший в оковах; к нему, умирающему, не допустили никого, даже мать. Молоденькая дочь Зейликсона, содержавшаяся в доме следователя Страхова, над которой он глумился, как хотел. Ицик Нахимовский, разорённый и больной, говоривший на допросах, что у него остались в полном здравии лишь память, язык и душа: "память его будет помнить, язык говорить, душа чувствовать правду о пережитых обидах и мучениях". Меламед Хаим Хрипун, который просил Бога, чтобы главная обвинительница евреев крестьянка Терентьева была жива, ибо "настанет время, когда она скажет правду". Не потерявшая своей библейской красоты и гордости Славка Берлин, у которой за время процесса умерли в темнице и "были выкинуты, как падаль" все её родственники, оставался в живых лишь один, закованный в кандалы, сын Гирш, сидевший в другой камере.
Юный Лермонтов этих имён не знал, но о велижском деле он был наслышан, причём сразу из двух источников. Восемнадцатилетняя Екатерина Сушкова, юношеская любовь Лермонтова, ездила в Велиж осенью 1829 года со своим дядей Н.С.Беклешовым, которому было высочайше поручено проверить действия следственной комиссии и который занимался проверкой более полугода, но без особого успеха. Она вернулась из Велижа накануне знакомства с Лермонтовым и была полна впечатлениями. Судя по её "Запискам", Сушкова находилась в эпицентре обсуждений этого громкого дела.
Куда более объективную оценку велижское дело получило стараниями адмирала Н.С.Мордвинова, с которым бабушка Лермонтова находилась в ближайшем свойстве (её брат обер--прокурор сената А.А.Столыпин был женат на дочери адмирала) и которого маленький Мишель звал "дедушкой Мордвиновым". Единомышленник Сперанского, Мордвинов, по словам Пушкина, "заключает в себе одном всю русскую оппозицию", не случайно декабрист Рылеев посвятил ему свои "Думы". У Мордвинова было поместье неподалёку от Велижа, и тамошние евреи, наслышанные о справедливости "барина", обратились к нему с запиской, взывая о помощи. Мордвинов представил записку Николаю I в 1827 году. Он настаивал на полной невиновности евреев и стремился ввести этот безобразный процесс в рамки законности. Лишь когда дело поступило в Государственный совет в 1834 году (а он был председателем одного из его департаментов), ему удалось доказать, что "евреи пали жертвою заговора, жертвою омрачённых предубеждением и ожесточённых фанатизмом следователей с кн. Хованским во главе".
Государственный совет поддержал Мордвинова и вынес приговор: "евреев--подсудимых от суда и следствия освободить; доносчиц--христианок сослать в Сибирь на поселение". Благодарные велижские евреи ввели в одну из своих молитв дополнительный стих: "И да будет Мордвинов помянут к добру".
Как пишет Гроссман, мы не можем точно определить, что именно знал Лермонтов из велижского следствия, какие факты и обстоятельства этого долгого процесса ему открылись. Ясно одно: велижское дело выглядело в глазах юного поэта не просто уголовным случаем. Он впервые столкнулся с несправедливым обвинением целого народа в изуверстве и бесчеловечности. В нём пробудились чувство высшей справедливости и протест, они одушевляют его первую трагедию.
Знатный кастилец дон Алварец, гордящийся своими предками, уличает молодого Фернандо прежде всего в еврейском происхождении: "...я, испанский дворянин, могу тебя суду предать"; "...кто мать твоя?.. ---- Верно, уж жидовка"; "Итак, смирись жидовское отродье!" Гранд Алварец похваляется своим предком, который служил "при инквизиции священной":
"Три тысячи неверных сжег и триста
В различных наказаниях замучил..."
Тема инквизиционного суда, жестокого и беззаконного, звучит с первой до последней страницы трагедии. "Где суд в Испании? Есть сборище разбойников!" -- восклицает Фернандо. Ему вторит несчастная Ноэми: "Закон -- тиран!" Разве это не отклик на велижскую юстицию?
А итальянец--иезуит патер Соррини, состоящий при "святой" инквизиции, и его единомышленник доминиканец! Один говорит другому:
"Должно быть, ты узнал
Пристанище богатого жида
Или, что все равно, еретика,
Веселье на лице твоем блистает!"
Как не узнать в этой парочке ксёндза Паздерского, униатского священника Тарашкевича, киевского митрополита Евгения, ксёндза Луковича, каноника Пикульского, сыгравших такую зловещую роль в велижском деле!
В "Испанцах" Лермонтов выступил с оправданием еврейского народа, изображая его морально чистым и душевно возвышенным, несмотря на жестокие унижения. Об этом говорит и глубоко знаменательный диалог в финале трагедии:
Испанец (сухо): Жидовка умереть одна не может? --
Пускай она издохнет!.. И Фернандо,
Как говорят, был сын жида.
Сара: Он сын
По крайней мере человека -- ты же камень!
В третье действие трагедии Лермонтов включил набросок "Еврейской мелодии", восходящий к 136--му псалму, где оплакивается падение Иудеи. Этот псалом после событий 14 декабря 1825 года приобрёл особую популярность в русской литературе и наполнялся обычно аллюзионным гражданственным содержанием. Тем более хочется отметить личностный подход к нему молодого поэта, пожелавшего отождествить драму своего одиночества, своих разочарований с трагедией еврейского народа.
"Плачь! Плачь! Израиля народ,
Ты потерял звезду свою;
Она вторично не взойдет --
И будет мрак в земном краю
По крайней мере есть один,
Который все с ней потерял;
Без дум, без чувств среди долин
Он тень следов ее искал!.."
Кёльн
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)