Традиции евреев в Российской империи

Поздравления и рассказы о Праздниках и еврейских традициях. Еврейский календарь.

Модератор: Nison

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Re: Брак и семья в еврейских общинах.

#21 Сообщение Nison » 10 фев 2011, 00:38

Но мне трудно представить, что учитель Талмуда, имеющий уроки в иешиве и школе, мог одновременно заниматься лавкой. Как это совместить и физически, и учитывая общественное мнение?


Не вижу никакой проблемы. Физически - в разное время. Тем более, если свой бизнес, но обязательно лично стоять в лавке, можно кого-то нанять (взять родственников).
С точки зрения общественного мнения вообще не вижу никакой проблемы.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7674
Возраст: 47
Регистрация: 16.07.2009
Откуда: Bree, Belgium
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 163 раза
Контактная информация:

Re: Традиции евреев в Российской империи

#22 Сообщение Kaaskop » 10 фев 2011, 00:56

Почитайте различные воспоминания, там все подробно про хедеры расписано, да и про занятия меламедов. Ну и, конечно, была существенная разница как между меламедами и преподавателями иешив, так и между самими меламедами в зависимости от уровня знаний последних.
В общем и целом профессия меламеда почетной не считалась, зарабатывали они мало, чтобы содержать семью, приходилось заниматься ремеслом.
http://www.site.j-roots.info/index.php? ... &Itemid=77

Обсуждение отклонилось от темы и подходит имхо больше для раздела "Образование".
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.


Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/

Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде

Мой блог "Вязьма еврейская"

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 6140
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1219 раз
Поблагодарили: 1281 раз

Re: Вопросы и ответы

#23 Сообщение anno_nin » 03 апр 2011, 17:58

Файнгольд Татьяна писал(а):Мои бабушка и дедушка носили одну фамилию. Как вы думаете, какое могло быть допустимое родство?
Если одно поколение, разрешались ли браки между двоюродными?

Когда "раздавали" фамилии, то многим давали фамилию по имени населенного пункта. Так в одной деревне оказывалось несколько однофамильцев...

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 6140
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1219 раз
Поблагодарили: 1281 раз

Традиции евреев в Российской империи

#24 Сообщение anno_nin » 03 апр 2011, 18:07

На сайте "мое местечко" прочла: http://shtetle.com/Shtetls/chashniki/chashniki_syn.html
В Чашниках был свой раввин и несколько резников. В 1918 г. все они были лишены избирательных прав, так как считалось, что в советском государстве все должны зарабатывать на жизнь производительным трудом. Деятельность служителей культа в эту категорию труда не вписывалась. До сегодняшнего дня сохранился «Именной список лиц, лишённых избирательного права по Чашникскому горсовету», датируемый началом 1930 г. Из него можно узнать некоторые сведения об этих людях. Чашникского раввина звали Димент Мордух Абрамович, в то время ему было 45 лет. Вместе с ним в список попали резники 68-летний Дониях Абрам, 38-летний Бляхман Самуил, а также 70-летний меламед Пресман Генух. Есть в списке имена жён раввина и резников. По всей вероятности, они были домохозяйками, самостоятельного дохода не имели, потому так же, как и их мужья, были лишены избирательных прав. Это 54-летняя Дониях Фрейда, 37-летняя Бляхман Соня и 42-летняя Димент Дина.)

Дониях Абрам, как выяснилось, был моим троюродным прадедушкой.

Еще один отрывок из воспоминаний маленькой девочки о другом резнике, Элиягу Кудрицыне: "В Волынцах жил Элиягу, названный так в честь Виленского Гаона. Мой дядя был человеком хлипкого сложения, он был нежным человеком, о таких говорят «мухи не обидит». Он был моим лучшим покупателем когда я играла в магазин. Он был «шойхетом» - ритуальным резником, убивавшим скот и птицу для Волынцов и соседнего местечка."

В связи с этим хотелось бы разобраться: какое надо было иметь образование и какой "диплом", чтобы работать шойхетом?

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Re: Традиции евреев в Российской империи

#25 Сообщение Nison » 03 апр 2011, 21:55

Шойхет - резник, во-первых, конечно, должен был иметь просто определенный уровень религиозного образования, поскольку, человека, который "не знает с какой стороны открываются еврейские книги" никто резником бы не назначил. Кроме того, он должен был научиться и своему ремеслу - шхите, как правильно резать животных\птиц.

Насколько я понимаю, было возможно 2 варианта - Первый - кое-где в ешивах (например в хабадских, но не в самом Любавиче) специально готовили шойхетов. Ну а кроме того, можно было научиться этому ремеслу у другого шойхета.
От отца к сыну, от учителя к ученику.
Когда начинающий резник осваивает свое ремесло, он должен сдать экзамен раввину. В случае успешного экзамена раввин выдает резнику "Каболу", документ, что он перенял традицию и может резать.
Есть 3 уровня - птицы, мелкие животные и крупные животные. Можно сдать на любую категорию, вне зависимости от других. Можно и сразу все 3. Или начать с кур, а потом, с опытом, перейти к коровам.
Резник должен быть очень Б-гобоязненным человеком. Потому что если во время резки что-то пошло немного не так, то животное стало некошерным, а никто кроме резника это не знает. А если он несколько раз расскажет, что корова у него некошерной вышла, то кто к нему потом свою корову поведет, рискуя большими деньгами?

Вполне могу допустить, что в небольшом местечке, где был один раввин и один резник, когда старый резник и\или раввин готовили нового резника, вполне могло быть, что все происходило устно. В какой-то момент раввин ему мог просто сказать: "Теперь ты режешь сам". Поэтому может никаких документов и не оставалось вообще.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 6140
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1219 раз
Поблагодарили: 1281 раз

Re: Традиции евреев в Российской империи

#26 Сообщение anno_nin » 03 апр 2011, 22:21

Nison писал(а):Когда начинающий резник осваивает свое ремесло, он должен сдать экзамен раввину. В случае успешного экзамена раввин выдает резнику "Каболу", документ, что он перенял традицию и может резать.
Есть 3 уровня - птицы, мелкие животные и крупные животные. Можно сдать на любую категорию, вне зависимости от других. Можно и сразу все 3. Или начать с кур, а потом, с опытом, перейти к коровам.

Понятно, теперь буду знать.

Вполне могу допустить, что в небольшом местечке, где был один раввин и один резник, когда старый резник и\или раввин готовили нового резника, вполне могло быть, что все происходило устно. В какой-то момент раввин ему мог просто сказать: "Теперь ты режешь сам". Поэтому может никаких документов и не оставалось вообще.

Ну да, особенно когда раввин - папа или брат... Правда, в этих семьях детей обычно отправляли учиться в ешиву, возглавляемую другим раввином, в дополнение к домашнему образованию.

Что касается расценок на работу шойхета, ShrSin нашел в архиве документ, датированный 1911г., по которому "…Драпкин обязуется уплатить Данияху за резь крупного скота по 50 коп. за штуку, а за мелкого по 15 коп. за штуку, а за крупных птиц по 3 коп…"

О Волынцах: "Мой дядя, будучи шойхетом, иногда получал в качестве вознаграждения шкуру или перья животных, которых он резал."

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Re: Традиции евреев в Российской империи

#27 Сообщение Nison » 03 апр 2011, 22:30

Какой-то раввин получал в виде зарплаты пупики (это желудочки?) от кур, которые шойхет резал, на то и жил...
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 6140
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1219 раз
Поблагодарили: 1281 раз

Re: Традиции евреев в Российской империи

#28 Сообщение anno_nin » 04 апр 2011, 06:23

Nison писал(а):Какой-то раввин получал в виде зарплаты пупики (это желудочки?) от кур, которые шойхет резал, на то и жил...

Пупки.. это ж сколько кур надо зарезать на одну трапезу? На самую скромную порцию не меньше 3 пупков надо. А у раввина еще и семья была, видимо, не маленькая.

Я слышала рассказ, что шойхет должен убить животное/птицу настолько быстро и легко, чтобы оно не успело испугаться. Если испугается - не кошерное. Это объяснялось тем, что мы приобретаем свойства той пищи, которую едим. Тот, кто ест свинью - уподобляется свинье, а если съесть мясо испуганного животного, - в душе поселится страх. Также и растения наделялись определенными свойствами.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Re: Традиции евреев в Российской империи

#29 Сообщение Nison » 04 апр 2011, 09:48

Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 6140
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1219 раз
Поблагодарили: 1281 раз

Re: Традиции евреев в Российской империи

#30 Сообщение anno_nin » 04 апр 2011, 11:19

Nison писал(а):Насколько я понимаю, было возможно 2 варианта - Первый - кое-где в ешивах (например в хабадских, но не в самом Любавиче) специально готовили шойхетов. Ну а кроме того, можно было научиться этому ремеслу у другого шойхета.
От отца к сыну, от учителя к ученику.
Когда начинающий резник осваивает свое ремесло, он должен сдать экзамен раввину. В случае успешного экзамена раввин выдает резнику "Каболу", документ, что он перенял традицию и может резать.


И еще вопрос: С какого примерно возраста человек мог начать работать шойхетом? С 20, также как и раввин? Или старше?
В нашем случае Авраам-Залман 1875г.р. (Вижуны?) работал резником в Цураках с 1905г (30 лет). Женат примерно с 1895г (20 лет). Могло ли у него не быть "предыдущего места работы" ?
Наиболее вероятно, что учился он в оптимальные сроки, - хорошее домашнее образование с папой раввином, да и шойхетов - родственников или добрых знакомых было предостаточно. Скорей всего он также закончил какую-то престижную ешиву.

В энциклопедии прочла, что полное название профессии - шохет-у-бодек (резник и проверяющий), что дает нам фамилию Шуб (был такой раввин в Краславе. Погиб в Холокост.В 1920–30-х гг. раввином в К. был зять Йосефа Равинсона – Мойше-Довид Шуб.)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Re: Традиции евреев в Российской империи

#31 Сообщение Nison » 04 апр 2011, 14:14

Мог и младше 20 работать. Например с 18 или 17 или даже раньше.
Гадать - дело не благодарное.

Но если учился в ешиве, то надо отнять срок обучения :-)
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Женя Вайнштейн
Сообщения: 1037
Регистрация: 03.12.2009
Откуда: NJ
Поблагодарили: 9 раз

Re: Традиции евреев в Российской империи

#32 Сообщение Женя Вайнштейн » 04 апр 2011, 18:45

anno_nin писал(а):В энциклопедии прочла, что полное название профессии - шохет-у-бодек (резник и проверяющий), что дает нам фамилию Шуб (был такой раввин в Краславе. Погиб в Холокост.В 1920–30-х гг. раввином в К. был зять Йосефа Равинсона – Мойше-Довид Шуб.)

А больше вам про его происхождение ничего неизвестно?
Бабушка моей жены утверждает, что фамилия её деда была Шуб, а Шубовым стал лишь её отец, во время службы в российской армии. И проихождение фамилии от шойхет-у-бодек в семье всегда было известно. Но мне кажется, что вариант Шубов у них возник раньше. Пока родства с Шубами не нашёл.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Re: Традиции евреев в Российской империи

#33 Сообщение Nison » 04 апр 2011, 19:18

Фамилия Шуб довольно распространенная. Поскольку резников было немало.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 6140
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1219 раз
Поблагодарили: 1281 раз

Re: Традиции евреев в Российской империи

#34 Сообщение anno_nin » 04 апр 2011, 22:54

Nison писал(а):Фамилия Шуб довольно распространенная. Поскольку резников было немало.

Вместе с Шойхетами, Шохетами и Резниковыми их должно быть в несколько раз больше, чем Рабиновичей. :)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 6140
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1219 раз
Поблагодарили: 1281 раз

Re: ПЕТРИЩЕВ

#35 Сообщение anno_nin » 25 май 2011, 13:53

Файнгольд Татьяна писал(а):
lisslen писал(а): могилы, стоит крест со звездой Давида посредине..

Очень интересно, кого так хоронили, кто-нибудь видел такие могилы?

К обсуждаемой теме это, конечно, не относится, но саркофаги, украшеные одновременно символами креста и маген Давида, есть в Эскориале, Испания.
http://www.acclaimimages.com/_gallery/_ ... _spain.jpg - вот, нашла фото в сети. Не очень хорошее. Там также были гробницы, на которых к кресту и маген Давиду был добавлен полумесяц. Символы были разнесены, не объединены. Мне показалось, что это было только на саркофагах младенцев.

Вот из википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0% ... 0%B4%D0%B0
Лишь в конце XVIII в. Маген Давид стал изображаться на еврейских надгробиях.
В XIX веке эмансипированные евреи избрали Звезду Давида в качестве национального символа в противовес христианскому кресту. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала распространённым символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы.

Если могила до XIX века, то мог быть просто элемент декора.

Марго
Сообщения: 540
Регистрация: 20.02.2013
Благодарил (а): 145 раз
Поблагодарили: 104 раза

Традиции евреев в Российской империи

#36 Сообщение Марго » 10 янв 2017, 12:22

У Липовецкого Вениамина Петровича 1900 г.р. в очень раннем детстве умер отец. Мать вышла замуж вторично. Во второй семье родились остальные дети. Но о них нам сейчас ничего не известно. Как было принято, фамилия и отчество младенца оставались от его родного отца, или меняли на фамилию и отчество его отчима? Сына Вениамин Петрович назвал Петром, очень сомнительно, что это в честь отчима, потому что он сам рассказывал, как ему тяжело жилось по сравнению с другими детьми этой семьи.
Ахтеровы, Херсон; Фельдман, Валегоцулово; Халанай, Херсон, Одесса.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Традиции евреев в Российской империи

#37 Сообщение Nison » 10 янв 2017, 13:15

От родного
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Марго
Сообщения: 540
Регистрация: 20.02.2013
Благодарил (а): 145 раз
Поблагодарили: 104 раза

Традиции евреев в Российской империи

#38 Сообщение Марго » 10 янв 2017, 13:21

Спасибо огромное, Нисон. Я знала, что Вы мне поможете.
Ахтеровы, Херсон; Фельдман, Валегоцулово; Халанай, Херсон, Одесса.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Традиции евреев в Российской империи

#39 Сообщение Nison » 10 янв 2017, 16:14

Дело в том, что раньше не было усыновления.
Если у ребенка умирали родители его брали в другую семью, но не скрывали , кто его настоящие родители
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Традиции евреев в Российской империи

#40 Сообщение Nison » 10 янв 2017, 16:14

И Петров тоже не было
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)


Вернуться в «Еврейские Праздники и традиции»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей