Вопросы и ответы о жизни евреев

Модератор: Nison

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#141 Сообщение Nison » 13 ноя 2013, 02:03

Постоянно нельзя.
Только если случайно попало к еврею, можно продать.
Но в Одессе же не все такие религиозные были и мы видим, что это не такой строгий запрет, раз одноразово можно.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#142 Сообщение Nison » 13 ноя 2013, 02:04

И может они его вообще не для еды продавали?
Для технических нужд можно.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11884
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1162 раза
Поблагодарили: 1699 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#143 Сообщение Юлия_П » 13 ноя 2013, 09:27

Спасибо. Судя по всему, торговал он салом постоянно. Но если посмотреть список того, чем он торговал ещё (например, кожей), то можно предположить техническое предназначение. Хотя, скорее всего, что всё-таки неевреям для еды. Цэ ж Украйина - тут все едят сало.
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11884
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1162 раза
Поблагодарили: 1699 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#144 Сообщение Юлия_П » 14 ноя 2013, 21:28

Наткнулась на упоминание о том, что без отбывания воинской повинности еврей не мог вступить в брак и раввины требовали от евреев билеты от начальников воинских присутствий (конкретно речь шла о 1905 г.). Означает ли это, что еврей не мог жениться, скажем, в 18 лет? Или это ограничение распространялось только на достигших 21 года?
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

mihail
Сообщения: 3596
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 342 раза
Поблагодарили: 1145 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#145 Сообщение mihail » 14 ноя 2013, 23:08

Юлия_П писал(а):Наткнулась на упоминание о том, что без отбывания воинской повинности еврей не мог вступить в брак и раввины требовали от евреев билеты от начальников воинских присутствий (конкретно речь шла о 1905 г.). Означает ли это, что еврей не мог жениться, скажем, в 18 лет? Или это ограничение распространялось только на достигших 21 года?


Как мне кажется,в плане отбытия воинской повинности,на евреев в интересующий Вас период,в целом распространялись те же правовые нормативы,что и на неевреев.
Касательно возраста призыва и возможности вступления в брак,цитирую из

(Добровольский А.М. Воинская повинность: Конспект лекций. - СПб., 1912):

"Принятие более раннего призывного возраста...объясняется в данном случае:
... желанием, в целях экономических и нравственных, по возможности уменьшить число военнообязанных, поступающих на службу женатыми..."

Ключевые слова здесь - "по возможности"
Эту фразу очень часто цитируют в современных исследованиях по правовым аспектам в царской армии.
Я ее понимаю так: для государства было желательно,чтобы мужчина,призываемый на службу,был не обременен семьей.Но только лишь желательно,и не более того.Поэтому,мне кажется,что запрета не было.Запрет был для уже
состоявших на службе (за исключением особых случаев).
Раввины же требовали документ,возможно,по какой-то другой причине.Может быть это был один из инструментов
выявления уклоняющихся от призыва?

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 4727
Возраст: 56
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 199 раз
Поблагодарили: 1232 раза
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#146 Сообщение Дмитрий Широчин » 14 ноя 2013, 23:25

Юля, запрета такого точно не было.
http://j-roots.info/
"Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#147 Сообщение Nison » 14 ноя 2013, 23:55

Может казенные требовали для официальной регистрации, но не духовные для хупы?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

mihail
Сообщения: 3596
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 342 раза
Поблагодарили: 1145 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#148 Сообщение mihail » 15 ноя 2013, 00:07

Nison писал(а):Может казенные требовали для официальной регистрации, но не духовные для хупы?



Истребование документа о взаимоотношении человека и армии,при совершении каких либо важных жизненных поступков,имеет,как всем известно,аналог и в современной российской действительности:
Теоретически (а часто и практически) невозможно устроиться на работу без предъявления в ОК военного билета или
приписного удостоверения.
В недалеком прошлом то же касалось и оформления загранпаспорта.
Это всего лишь инструмент контроля.
И невозможность вступить в брак,не предъявив некий аналогичный документ,в этом отношении ничуть не хуже.
Поэтому можно допустить,что раввины выполняли некое требование властей (по вечному российскому обычаю даже не обязательно прописанное в законе).
Положение о воинской повинности периодически правилось,дополнялось,урезалось.
Короче,менялось.
Подробнее можно прочитать,например,тут:

http://www.hrono.ru/libris/stolypin/stpn1_86.html
или тут:
http://militera.lib.ru/research/golovnin_nn/01.html

И,по не менее вечному обычаю,какое-то время эти новшества на местах могли трактовать по-разному,в зависимости от направления извилин в конкретном чиновничьем мозгу (при его наличии,конечно).

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11884
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1162 раза
Поблагодарили: 1699 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#149 Сообщение Юлия_П » 15 ноя 2013, 00:14

Одесский раввинат запрашивает Ровенское городское по воинской повинности присутствие: «отбывал ли воинскую повинность Ровенский мещанин Мошко Зейликов Финкельштейн в 1905 году». Не имея этих сведений, раввинат не может разрешить упомянутому Мошке вступить в законный брак в Одессе.

http://www.judaica.kiev.ua/Conference/c ... 5-2004.htm
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

mihail
Сообщения: 3596
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 342 раза
Поблагодарили: 1145 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#150 Сообщение mihail » 15 ноя 2013, 00:31

Юлия_П писал(а):
Одесский раввинат запрашивает Ровенское городское по воинской повинности присутствие: «отбывал ли воинскую повинность Ровенский мещанин Мошко Зейликов Финкельштейн в 1905 году». Не имея этих сведений, раввинат не может разрешить упомянутому Мошке вступить в законный брак в Одессе.

http://www.judaica.kiev.ua/Conference/c ... 5-2004.htm


Можно сделать вывод:

1.Подозревали в нем уклониста от призыва.К тому же он не к местному воинскому присутствию приписан (Ровенский)
2.Подобные правила существовали в Одессе и являлись инициативой местных властей.Скажем,по причине всеобщего закручивания гаек как раз в 1905.
3.Фраза какая-то странная : «отбывал ли воинскую повинность ... в 1905 году».Почему именно в 1905,а не просто «отбывал ли воинскую повинность»?

По идее,надо искать подтверждения или опровержения в сводах законов.Потому как к генеалогической теме вопрос имеет прямое отношение.
Мне пока упоминания о таких запретах,имеющих повсеместное хождение,не попадались.Но это не означает,что такого запрета не было.

mihail
Сообщения: 3596
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 342 раза
Поблагодарили: 1145 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#151 Сообщение mihail » 15 ноя 2013, 00:45

mihail писал(а):3.Фраза какая-то странная : «отбывал ли воинскую повинность ... в 1905 году».Почему именно в 1905,а не просто «отбывал ли воинскую повинность»?
.


Может существовала какая-то причина,требующая доказательства,что он не просто служил когда-то,а именно в 1905 находился в армии?

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11884
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1162 раза
Поблагодарили: 1699 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#152 Сообщение Юлия_П » 15 ноя 2013, 00:48

На самом деле, в этой статье меня интересует другой абзац. И время, с которым я работаю, не предполагает воинскую повинность и захватывает только начало рекрутчины. Но именно из-за генеалогического подтекста это меня и заинтересовало. Мне не даёт покоя вопрос, женился ли мой прадед до службы в армии (ряв), или после.
Кое-какие документы по воинскому присутствию у меня есть, так что кое-что я в этом понимаю. В одесских метриках не указывается, какой документ предоставлялся женихом. А вот в каких-то молдавских я видела их - и там в основном билеты воинского присутствия (помню, меня это очень удивило). Но есть и паспорта. Потому, вероятнее всего, Вы правы - запрос был сделан именно на предмет выявления уклонистов.
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#153 Сообщение Nison » 15 ноя 2013, 03:51

Юля!
Я точно слышал истории когда евреи женились, а потом их призывали.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11884
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1162 раза
Поблагодарили: 1699 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#154 Сообщение Юлия_П » 15 ноя 2013, 09:49

Спасибо :-) .
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

IGGay
Сообщения: 1329
Возраст: 53
Регистрация: 01.05.2010
Откуда: Маале Адумим, Израиль
Благодарил (а): 409 раз
Поблагодарили: 280 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#155 Сообщение IGGay » 15 ноя 2013, 10:00

mihail писал(а):Истребование документа о взаимоотношении человека и армии,при совершении каких либо важных жизненных поступков,имеет,как всем известно,аналог и в современной российской действительности:
Теоретически (а часто и практически) невозможно устроиться на работу без предъявления в ОК военного билета или
приписного удостоверения.



Да, действительно к воинским документам (а также к партийным) больше доверия, чем к гражданским.
Маленький пример. В консульстве Израиля (из-за отсутствия оригинала свид о рождении) могут попросить предоставить военный билет. И все вопросы отпадут.

Оказывается у этого правила глубокие исторические корни. ;)
Гринберг (Херсон/Николаев/Симферополь/Екатеринослав/Москва/Аргентина)
Фекер Пекер - Симферополь(?)
Килимник (Калимник, Кайлимник) - Симферополь(?)
Амбург (Везде)
Цемахов (Полоцк)
Кузнецов (местечко Черея, Могилёвская губ)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11884
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1162 раза
Поблагодарили: 1699 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#156 Сообщение Юлия_П » 24 дек 2013, 10:41

Считались ли членами общины иногородние/иностранные евреи? Могли ли они, например, участвовать в выборах кагальных или подписывать общинные приговоры? Кто вообще в начале XIX в. участвовал в этих выборах - все главы семей или по имущественному цензу?
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#157 Сообщение Nison » 24 дек 2013, 11:58

По галахе, если 30 дней прожил в этом населенном пункте - уже местный житель в плане уплаты налогов и получения помощи.
На практике по разному бывало - http://inosmi.ru/world/20131221/215919856.html
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11884
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1162 раза
Поблагодарили: 1699 раз

Вопросы и ответы о жизни евреев

#158 Сообщение Юлия_П » 26 янв 2016, 00:13

Мог ли еврей (член благотворительного общества) пожертвовать свинью? Или это считается некошерным?
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6454
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Вопросы и ответы о жизни евреев

#159 Сообщение Nison » 26 янв 2016, 01:04

Юлия_П писал(а):Источник цитаты Мог ли еврей (член благотворительного общества) пожертвовать свинью? Или это считается некошерным?

В большинстве случаев нет.
Но могла быть ситуация, когда он ее получил за долги, например.
А куда пожертвовал?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11884
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1162 раза
Поблагодарили: 1699 раз

Вопросы и ответы о жизни евреев

#160 Сообщение Юлия_П » 26 янв 2016, 01:10

Nison писал(а):Источник цитаты А куда пожертвовал?
Благотворительному обществу без религиозной или национальной привязки.
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php


Вернуться в «Жизнь наших предков»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость