Крымчаки

Модератор: Mike_m

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Jorge
Сообщения: 6183
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 198 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#21 Jorge » 12 ноя 2015, 09:18

Nison писал(а):
Юлия_П писал(а):А что представляли из себя те местные евреи - были ли они сефардами или какой-то другой группой, сходной с крымчаками?
Сефарды
Не думаю, что Ваш ответ имеет какой-то конкретный смысл. В Стамбуле жили не только сефарды, а само посещение Бештом Стамбула является не более, чем хасидской легендой. С кем он там общался и на каком языке - это в лучшем случае часть той легенды.

Аватара пользователя
Jorge
Сообщения: 6183
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 198 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#22 Jorge » 12 ноя 2015, 13:11

michael_frm_jrslm писал(а):Торговые и административные центры, наверное, следует относить к "побережью".
Тут идея-то в том, что по-турецки говорили там, где были интенсивные контакты с метрополией (со Стамбулом, с Малой Азией). Именно там и жили евреи (раббаниты и караимы) - если и не все, то подавляющее большинство... Они же на одном и том же языке говорили.
Майкл, Вы, похоже, какую-то альтернативную историю иудеев Причерноморья пишете? Вероятно, у Вас в руках есть какие-то революционные факты, не известные науке? Во времена, о которых первоначально шла речь, Турция давно уже не была метрополией, и в ней жило подавляющее меньшинство караимов и тем более раббанитов.
Вопрос же о том, являются ли два говора "одним и тем же" языком, следует отнести не только (а, может, и не столько) к научным, сколько к политическим. Про тюркские языки я Вам уже рассказывал, но примеры случаются на каждом шагу. Ныне мало кто усомнится в самостоятельном статусе украинского и белорусского языков, а в переписи 1897 года, например, они считались наречиями русского.
Думаю, Вы правы насчёт того, что караимы без необходимости с раббанитами старались не общаться. Руководители караимской общины потратили много сил на то, чтобы убедить царя в том, что они к евреям не имеют никакого отношения (и преуспели).

michael_frm_jrslm
Сообщения: 4336
Зарегистрирован: 16.09.2009
Откуда: Маале-Адумим, Израиль
Благодарил (а): 669 раз
Поблагодарили: 2359 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#23 michael_frm_jrslm » 15 ноя 2015, 18:17

Jorge писал(а):
michael_frm_jrslm писал(а):Торговые и административные центры, наверное, следует относить к "побережью".
Тут идея-то в том, что по-турецки говорили там, где были интенсивные контакты с метрополией (со Стамбулом, с Малой Азией). Именно там и жили евреи (раббаниты и караимы) - если и не все, то подавляющее большинство... Они же на одном и том же языке говорили.
Майкл, Вы, похоже, какую-то альтернативную историю иудеев Причерноморья пишете? Вероятно, у Вас в руках есть какие-то революционные факты, не известные науке? Во времена, о которых первоначально шла речь, Турция давно уже не была метрополией, и в ней жило подавляющее меньшинство караимов и тем более раббанитов.
Я, наверное, очень бестолково выражаю свои мысли, раз Вы не понимаете.
Разумеется, я не утверждаю, что Османская Империя была метрополией для крымских татар, крымчаков и караимов в начале 19-го в. ("Во времена, о которых первоначально шла речь")

Мои утверждения сводятся к следующему:
1. Крымчаки и караимы до перехода на русский говорили на языке, который сейчас принято называть крымско-татарским языком. При этом их этнолект не тянет даже на статус диалекта, а только на социолект. (Дисклеймер: у литовских караимов таки да свой диалект.)
2. В крымско-татарском языке три диалекта - "прибрежный", "степной" ("внутренний") и "промежуточный", который всё же ближе к "степному".
3. А вот "прибрежный" диалект отличается от двух других настолько, что по тюркологическим "стандартам" решения дилеммы "язык или диалект" можно было бы говорить о разных языках.
4. В то же время "прибрежный" диалект практически не отличается от турецкого языка.

Дисклеймер к п. 2-4. Я, разумеется, не тюрколог, даже на любительском уровне. Я тут пересказываю информацию, полученную в своё время на Лингвофоруме от одного парня (ну, "парень" - имеется в виду "Сашиного возраста", т.е. лет на 6 моложе нас с Вами.) Он, видимо, какой-то заметный крымско-татарский активист. Два родных языка - русский и крымско-татарский. По образованию - филолог. Похоже, не профессиональный лингвист, но в лингвистике (общей и тюркской) разбирается явно на высоком уровне.
Так что я полученной от него информации доверяю полностью.
И еще дисклеймер - я не знаю, что имеется в виду под турецким языком в п.4 - то ли стамбульский диалект, то ли что-то вроде "общетурецкого койне".

Дальше мои собственные утверждения.
5. "Прибрежный" диалект сформировался таким, каков он есть, поскольку с конца 15-го в. и до присоединения к России Путиным Государыней Екатериной Великой Крым был в вассальной зависимости от Османской Империи, а также был тесно связан с ней экономически. (Кстати, часть южного крымского побережья вообще непосредственно подчинялась Порте - посмотрите карту вот тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1 ... 0%BC%D0%B0
И сформировался он именно там, где были более интенсивные контакты с метрополией (в широком смысле слова) - административные, торговые, культурные.

6. Евреи (как караимы, так и раббаниты) жили-то не в степях внутреннего Крыма, а как раз там, где были более интенсивные контакты с метрополией - т.е. в зоне "прибрежного" диалекта, и именно на этом диалекте и говорили.

7. Последнее утверждение соответствует Сашиному утверждению о том, что крымские и турецкие евреи говорили на "близких разговорных тюркских языках (а, может, просто на общем языке?)," с которым (утверждением) Вы стали спорить.

С каким(и) из этих семи тезисов Вы не согласны?

michael_frm_jrslm
Сообщения: 4336
Зарегистрирован: 16.09.2009
Откуда: Маале-Адумим, Израиль
Благодарил (а): 669 раз
Поблагодарили: 2359 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#24 michael_frm_jrslm » 15 ноя 2015, 18:40

Jorge писал(а):Вопрос же о том, являются ли два говора "одним и тем же" языком, следует отнести не только (а, может, и не столько) к научным, сколько к политическим.
Ну да, "язык - это диалект, у которого есть свои батальоны."

Про тюркские языки я Вам уже рассказывал, но примеры случаются на каждом шагу. Ныне мало кто усомнится в самостоятельном статусе украинского и белорусского языков, а в переписи 1897 года, например, они считались наречиями русского.
"Спасибо, мне уже доложили". ©
Я Вам в отместку (смайлик нужен, или обойдёмся?) тоже расскажу то, что Вы и без меня знаете. В Российской Империи татарами называли несколько разных этносов, живших не в Средней Азии, и говоривших на разных тюркских языках. Один из этих этносов в советское время удостоился отдельного названия - азербайджанцы (хотя бакинские ашкеназские евреи их еще в 80-е годы называли "тóтерами". А крымские татары так и остались татарами, хотя к татарам казанским имеют очень отдаленное отношение.
(Кстати, менее известный факт - сибирские татары ("потомки хана Кучума", в Тюменской области) еще совсем недавно себя тоже ощущали отдельной группой и противопоставляли казанским.)

Думаю, Вы правы насчёт того, что караимы без необходимости с раббанитами старались не общаться. Руководители караимской общины потратили много сил на то, чтобы убедить царя в том, что они к евреям не имеют никакого отношения (и преуспели).
Ну, хоть в чём-то консенсус.
Последний раз редактировалось michael_frm_jrslm 15 ноя 2015, 18:53, всего редактировалось 2 раза.

michael_frm_jrslm
Сообщения: 4336
Зарегистрирован: 16.09.2009
Откуда: Маале-Адумим, Израиль
Благодарил (а): 669 раз
Поблагодарили: 2359 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#25 michael_frm_jrslm » 15 ноя 2015, 18:47

Юлия_П писал(а): Может, перенести часть дискуссии, не касающуюся вопросов Бейдеру, куда-то? Но куда?
Полностью согласен.
Перенести в раздел О разном или Крым: евреи, крымчаки, караимы

Аватара пользователя
Jorge
Сообщения: 6183
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 198 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#26 Jorge » 15 ноя 2015, 23:46

Ох, Майкл, - столько слов (и некий крымско-татарский активист пошёл в ход - не смешно ли?), и только для того, чтобы доказать, что крымчаки в 19 веке (о нём был вопрос) якобы жили на берегу и говорили по-турецки. Не уверен, что участница, задавшая вопрос, изначально владела вопросом хуже Вас. Попробуйте сами найти дырку в Ваших рассуждениях: ложное утверждение логически не может следовать из истинного. Я думаю, Вы справитесь. Мне, извините, недосуг - ещё не всё починено на сайте и форуме.
Вы правильно говорите о том, что я знаю, что в РИ "не было" ни крымских татар, ни азербайджанцев. О своих "открытиях" при изучении результатов переписи http://demoscope.ru/weekly/ssp/census.php?cy=0 я, помнится, писал на форуме. Кроме названных, не было в переписи казахов (они проходили за киргизов, кажется) и греко-католиков (они, как объяснил мне сотрудник Демоскопа, считались православными).

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13204
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1938 раз
Поблагодарили: 2895 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#27 Юлия_П » 16 ноя 2015, 00:23

Михаил, спасибо за информацию. Очень интересно.
Мои наблюдения (благодаря Александру) за турецкими и крымскими евреями говорят о том, что
1) в Турции, кроме сефардов, были и другие евреи (коренные?), близкие к крымчакам (например, у них имена были такие же);
2) приезжали в Россию и сефарды, и коренные евреи, причём в Карасубазаре турецкие евреи чувствовали себя вполне нормально, а вот ашкеназы предпочитали селиться не с крымчаками - значит, различия имели место.

Мои вопросы сводились к тому, как происходил (и был ли необходим) процесс адаптации: были ли различия в языке, культуре, традициях, религии? На каком языке говорили с местными евреями крымчаки и турецкие евреи, которые приезжали в ашкеназские общины, было ли им сложно адаптироваться?

Результаты переписей, представленные на Демоскопе (из официальной статистики), настолько сильно отличаются от настоящих результатов, что на них можно не обращать внимание. Я работала с переписью 1926 года по Херсонскому округу (с настоящими бумажными документами, которые составлялись для отправки их в центр), в которых чётко стоит графа "национальность", - в официальной статистике количество евреев минимум в 2,5 раза занижено по сравнению с реальным. Аналогично более, чем в 2 раза уменьшено количество немцев и ровно во столько раз увеличено количество русских, которые по реальной численности занимали лишь 4-е место, отставая от евреев втрое и уступая даже немцам. Так что совковые сказочники уже в 20-е годы рисовали статистику такой, как им нравилось.
В 1897 году требований к переписи предъявлять нельзя - там не было графы "национальность".
Проверяю IP всех, кто обращается ко мне в админскую почту или личные сообщения. Граждане росии сразу идут в направлении русского военного корабля.

michael_frm_jrslm
Сообщения: 4336
Зарегистрирован: 16.09.2009
Откуда: Маале-Адумим, Израиль
Благодарил (а): 669 раз
Поблагодарили: 2359 раз

Крымчаки

#28 michael_frm_jrslm » 16 ноя 2015, 02:38

Юлия_П писал(а):Мои вопросы сводились к тому, как происходил (и был ли необходим) процесс адаптации: были ли различия в языке, культуре, традициях, религии? На каком языке говорили с местными евреями крымчаки и турецкие евреи, которые приезжали в ашкеназские общины, было ли им сложно адаптироваться?
1. Ну, процесс адаптации всегда необходим, вот Вы, если в Харьков переедете - все равно какое-то время и какие-то усилия потребуются на адаптацию. Но при этом если Вы передете в Москву или Львов - усилия на адаптацию, наверное, будут бóльшими (по разным причинам).

2. Если я правильно понимаю, что Вы имеете в виду (кто к кому и куда приезжал), то:
2А. Между сефардами, турецкими туркоязычными евреями и крымчаками, с одной стороны, и ашкеназами с другой, были различия:
2А1. В языке - очень большие, ну вот как сегодня между испанским и немецким (аналогия для сефардов) и как между турецким и немецким (для туркоязычных и крымчаков).
2А2. В культуре - большие, конечно. Мне кажется, что больше, чем сегодня между турками и русскими.
2А3. В традициях - меньше, но все равно существенные. Тут ведь не только различия в "еврейской" части традиций, но и различия в традициях, общих для всех жителей Турции по сравнению с Европейской Россией (и с Галицией, применительно к одесским ашкеназам). Относительно еврейсой составляющей я мало знаю, в основном, такие мелочи, как то, что у сефардов и, похоже, у туркоязычных ребенка называли по живому родственнику. Ну, и кухня другая, конечно. И одежда.
2А4. В религии - а вот тут принципиально меньшая разница. Хотя сегодня религиозны еврей Вам скажет, что разница большая, и двести лет назад психологически разница в религиозной практике преувеличивалась в сознании. Но на самом деле она не так существенна. Молитвы немного отличаются по тексту и иногда по порядку разделов, небольшие отличия в кашруте (например, в Песах сефарди могут есть бобовые, а ашкеназы - нет).
2Б. Между сефардами и турецкими туркоязычными евреями, с одной стороны, и крымчаками с другой, были различия:
2Б1 В родном языке - между сефардами и крымчаками, но все равно сефарды владели турецким как вторым языком. У туркоязычных различия в языке от крымчаков были минимальными.
2Б2 В культуре - различия как обычно между центром и дальней периферией - это для тех, кто приезжал из Стамбула или Измира. А если были такие, кто приезжал из турецкой глубинки - у тех, наверное, различия минимальные.
2Б3 В традициях - думаю, что минимальные, у сефардов - чуть больше. Кухня, может, чуть отличалась, фольклор.
2Б4 В религии - отличия практически нулевые у сефардов, и просто нулевые у туркоязычных.

3. Если под местными Вы понимаете ашкеназов, то с ними, наверное, приезшие из Турции сначала или общались через перводчика или говорили на иврите (что тоже было непросто хотя бы из-за разницы в фонетике, плюс все-таки не бытовой язык, а книжный). А потом на русском. Ну и кто-то идишем овладевал "как иностранным", наверное. Но это потом.
А если речь о промежуточной остановке в Крыму - то с крымчаками как туркоязычные евреи, так и турецкие сефарды говорили по-турецки. Мой тезис состоит в как том, что крымчаки говорили на языке, практически не отличавшемся от турецкого. (И Александр примерно то же говорит, только вот Хорхе спорит.) А даже сефарды, хоть их родным языком был ладино, турецким-то языком все равно владели, они же в Турции на нем с турками должны были общаться.
Результаты переписей, представленные на Демоскопе (из официальной статистики), настолько сильно отличаются от настоящих результатов, что на них можно не обращать внимание. Я работала с переписью 1926 года по Херсонскому округу (с настоящими бумажными документами, которые составлялись для отправки их в центр), в которых чётко стоит графа "национальность", - в официальной статистике количество евреев минимум в 2,5 раза занижено по сравнению с реальным. Аналогично более, чем в 2 раза уменьшено количество немцев и ровно во столько раз увеличено количество русских, которые по реальной численности занимали лишь 4-е место, отставая от евреев втрое и уступая даже немцам. Так что совковые сказочники уже в 20-е годы рисовали статистику такой, как им нравилось.
В 1897 году требований к переписи предъявлять нельзя - там не было графы "национальность".
Ой, а вот это мне ОЧЕНЬ интересно. Можно подробности узнать? Лучше не здесь, а (в теме про численность евреев).
Последний раз редактировалось michael_frm_jrslm 19 дек 2018, 17:52, всего редактировалось 1 раз.
Моз, Либерзон - Двинск (Даугавпилс) до 1915
Левин - Вилкомир, Двинск (Даугавпилс) до 1915 -> Харьков -> Москва
Каган - Двинск (Даугавпилс) до 1915 и Солоки (Салакас, Литва)
Рубинштейн - Краснополье Могилевской губ.
Брагин/Брайнин - Дубровно Могилевской губ. -> Краснополье -> Москва(только Брагин)
Златин, Данович - Могилев

по линии жены:
Берковиц/Беркович - Рига до 1917
Якобсон - Митава (Елгава) в 19-м в.
Рогацкин - Витебск, Вязьма, Свердловск
Романовский - Вязьма, Свердловск
Гершкович, Дегтярев - Челябинск до 1917
Литвак, Дизик - Умань и уезд (м. Буки)
Овчарек - Варшава
Болотин, Медведев, Ицков - Клинцы, Сураж

Аватара пользователя
Jorge
Сообщения: 6183
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 198 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#29 Jorge » 16 ноя 2015, 20:19

michael_frm_jrslm писал(а):крымчаки говорили на языке, практически не отличавшемся от турецкого. (И Александр примерно то же говорит, только вот Хорхе спорит.)
Майкл, Вы, похоже, принимаете желаемое Вами за действительное. Александр не соглашался с Вами, он сказал, что не является специалистом в вопросе и не будет участвовать в дискуссии по нему. Но Вы, похоже, считаете себя специалистом, способным опровергнуть общеизвестные представления. Вы правильно говорите, что и караимский, и крымчакский языки являются диалектами крымско-татарского. Также Вы верно говорите, что крымско-татарский язык - это не единый язык, а 3 диалекта. Южный диалект крымско-татарского - это на самом деле диалект турецкого. На нём говорили на берегу Чёрного моря. Он сильно отличается от двух других диалектов - степного и среднего, которые, в свою очередь, много ближе друг к другу, чем к южному. Пока что всё сходится, да? И теперь последний шажок. Когда говорят, что караимский и крымчакский языки являются диалектами крымско-татарского, то имеют в виду средне-крымско-татарский язык. И изменить этот факт, Майкл, Вам будет довольно трудно, потому что на сегодняшний день крымчакский язык практически умер.

Любовь Гиль
Сообщения: 3786
Зарегистрирован: 23.11.2011
Откуда: Беэр-Шева, Израиль
Благодарил (а): 2825 раз
Поблагодарили: 1901 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#30 Любовь Гиль » 17 ноя 2015, 17:27

Юлия_П писал(а): Для меня очень важно было узнать о возможности свободного общения между турецкими евреями и местными ашкеназами.
Евреи ашкеназы, жившие в Крыму между собой говорили на идиш, но они жили среди других народов. Потому могли общаться и на русском, и на татарском, и на языке крымчаков. Разумеется речь не идет, что все они в равной мере владели этими языками.
Прибывшие турецкие евреи были ближе по своей истории и языку к крымчакам, чем к ашкеназам, но после процесса адаптации могли общаться и с ними, и c русскими, и с татарами и другими.
Мне кажется, что об этом уже говорилось на форуме.
Карасубазар = Карасу-Базар был торговым центром, об этом говорит само название.
Там жило много крымчаков.
Эти 2 фактора способствовали поселению турецких евреев в Карасубазаре.

vkumok
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 19.05.2012
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 383 раза

Крымчаки

#31 vkumok » 14 ноя 2017, 16:49

ФЕОДОСИЯ
"Южный курьер" (Керчь) №207 14.12.1901
Феодосийская жизнь. На днях произведены были выборы духовного правления разрешённого к открытию крымчакского молитвенного дома. Выборы производились закрытой баллотировкой и дали следующие результаты: старостой избран купец I. Манто (53 белых и 13 черных), казначеем М. Зенгин (55 белых и 11 чёрных) и учёным Д. Пейсах (60 белых и 6 чёрных). Выборы подлежат утверждению таврического губернского правления.
"Южный курьер" (Керчь) №108 27.04.1902
Феодосия. Губернское правление отменило недавно состоявшиеся выборы духовного правления местных крымчаков. На выборах, состоявшихся 22 апреля, избраны: учёным - г. Пейсах (37 б., 3 ч.), старостой - А. Манто (39 б., 1 ч.) и казначеем - М. Зенгин (36 б., 4 ч.)

"Таврические губернские ведомости" №27 11.07.1902.
В Крымчацко-еврейском молитвенном доме в Феодосии утверждены старостой Акив Абрамович Манто, казначеем Мортхай Иосифович Зенгин, "учёным" Давид Пейсах.

"Таврические губернские ведомости" №56 24.07.1909
Духовное правление Феодосийской крымчацкой молитвенной школы - "учёный" - карасубазарский мещанин Давид Юдов Пейсах, староста - Иосиф Юдов Ашеров, казначей - Мордохей Иосифов Зенгер.

"Таврические губернские ведомости" №53 15.07.1911
Исаак Давидов Ломброзо назначен казначеем Феодосийской крымчацкой молитвенной школы

"Таврические губернские ведомости" №29 9.04.1913
В Феодосийском крымчацком молитвенном доме утверждены казначеем Абрам Давидович Пейсах и "учёным" Давид Юдович Пейсах. То же в "Южных ведомостях" №81 9.04.1913 - А.Д. Пейсах и Д.Ю. Пейсах.
Последний раз редактировалось vkumok 23 дек 2018, 06:28, всего редактировалось 8 раз.

vkumok
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 19.05.2012
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 383 раза

Крымчаки

#32 vkumok » 14 ноя 2017, 17:24

КЕРЧЬ
Памятная книжка Керчь-Еникальского градоначальства на 1902 г.
Крымчацкая синагога: учёный Карасубазарский мещанин Пинхас Исаакович Борохов, староста Керченский купец Абрам Яковлевич Хонду, казначей свободный художник Борис Моисеевич Пиастро.
То же на 1906 г.
Крымчацкая синагога: учёный Карасубазарский мещанин Пинхас Исаакович Борохов, староста Керченский купец Абрам Яковлевич Хонду, казначей Карасубазарский мещанин Моисей Рафаилович Зенгин.
То же на 1910 г.
Крымчацкая синагога: учёный Иосиф Лазаревич Бакши, староста Абрам Яковлевич Хонду, казначей Моисей Иудович Хафус.
То же на 1914 г. (и на 1915 г.)
Крымчацкая синагога: учёный Абрам Яковлевич Хонду, староста Иосиф Самуилович Нейман, казначей Моисей Иудович Хафус.
То же на 1916 г.
Крымчацкая синагога: учёный Пинхас Исаакович Борохов, староста Иосиф Самуилович Нейман, казначей Моисей Иудович Хафус.

В Керчи утверждён старостой крымчацкой синагоги купец Иосиф Самуилович Нейман ("Голос Крыма" №235 26.10.1910), казначеем Моисей Хафуз и учёным Абрам Хонду ("Юг" №683 13.05.1912).
Последний раз редактировалось vkumok 28 ноя 2017, 15:41, всего редактировалось 2 раза.

vkumok
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 19.05.2012
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 383 раза

Крымчаки

#33 vkumok » 14 ноя 2017, 17:49

Конспект части дела ГАРФ 102-76а-701 - О выселении иностранных подданных - евреев
Л.1, 1об Хаим Рафаил из Карасубазара, пишет министру МВД (штамп 12 января 1889 г.)
22 года назад я прибыл по приглашению крымчаков-евреев Карасубазара из Константинополя по вольному найму духовным проповедником. Ничем другим не занимался, общественных дел не касался.
Требуют выселиться, но Начальники губернии и Новороссийского края предоставили годичный срок для исходатайствования дальнейшего пребывания. В Турции не на что жить, дочери все в Карасубазаре замужем за русско-подданными.
Перевел Евель Мойсеев Дорфман
Л.2, 2об, 3 – ходатайство старейшин общества евреев-крымчаков Карасубазара о том же.
Подписи: русские - Иосиф Манто, Авраам Манто,Захар Ашкенази, Шолом Яковлевич Пейсах, Юда Бакши, Исаак Осипов Гурджи, Яков Куюмджи, и по крымско-еврейски подписано (расшифровка) Моше Ицхак Леви, Моше Авраам Гурджи, Моше Пурим Мордхай, Моше Хондо, Авраам Хондо, Яков Измерли, Юда Ашеров, Ицхак Валит, Юда Токатлы, Меер Гурджи, Лейзер Лехно, Давид Иосиф Бакши, Меер Шомель Габай, Хаим Берман, Эфрем Манто, Иосиф Насан Леви, Шомель Кагья и Моше Акива Пейсах.
Переводчик Дорфман, заверено – Городской голова Клейн и др.
Л.6,6об Временный Одесский генерал-губернатор пишет товарищу министра МВД, что просьба Рафаила заслуживает удовлетворения.
Л.9 Просьба уважена министерством.

vkumok
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 19.05.2012
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 383 раза

Крымчаки

#34 vkumok » 15 ноя 2017, 15:45

СИМФЕРОПОЛЬ
"Крымский вестник" №127 13.06.1891
Крымчакский молитвенный дом в Симферополе возглавляют карасубазарские мещане Яков Манто (учёный), Моисей Ачкинази (староста), Иегуда Новах (казначей)

"Таврические губернские ведомости" №50 22.12.1894
Духовное правление Симферопольского крымско-еврейского молитвенного дома: староста карасубазарский мещанин Моисей Ачкинази, казначей карасубазарский мещанин Нисим Мангуплы, "учёный" - симферопольский купец Давид Ламброзо.

"Таврические губернские ведомости" №5 30.01.1903
Духовное правление Симферопольского крымско-еврейского молитвенного дома: староста мещанин Авраам Невзеров Абрабен, казначей мещанин Иуда Моисеев Хондо, "учёный" - купец Шомель Нисимов Мизрахи.
"Таврические губернские ведомости" №36 11.09.1903
Духовное правление Симферопольского крымско-еврейского молитвенного дома: староста симферопольский купец Давид Иосифов Ламброзо.

"Таврические губернские ведомости "№54 20.07.1910
В Симферопольской Крымско-еврейской молитвенной школе утверждены старостой Исаак Абрамов Измерли, казначеем Иосиф Яковлев Абрабен, "учёным" Исаак Шолемов Берман.

"Южные ведомости" №184 12.08.1912
Во Втором крымчацком молитвенном доме утверждены казначей Д.Н. Мизрахи, староста С.Я. Куркчи, "учёный" Б.М. Ачкинази.

"Таврические губернские ведомости " №26 1.04.1914
Духовное правление Первого Крымско-еврейского молитвенного дома
староста - Авраам Исаакович Ачкинази, казначей - Иосиф Яковлевич Абрабен, "учёный" - Шелом Мойсеевич Чолак
Духовное правление Второго Крымско-еврейского молитвенного дома
Ешуа Ехиелевич Пиастро, Вениамин Мойсеевич Ачкинази, Давид Нисимович Мизрахи

"Таврические губернские ведомости Временного правительства" №5(25) 28.03.1917
Духовное правление Первого Крымско-еврейского молитвенного дома:
староста Авраам Мордехай Исаакович Ачкинази-Нейман,
казначей Давид Насонович Мизрахи,
"учёный" Мордехай Шолома (так!) Лейзеров Перич.
Последний раз редактировалось vkumok 29 дек 2018, 03:23, всего редактировалось 8 раз.

vkumok
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 19.05.2012
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 383 раза

Крымчаки

#35 vkumok » 22 ноя 2017, 19:07

КАРАСУБАЗАР
"Таврические губернские ведомости" №86 27.08.1888 Гласные городской думы-крымчаки (предположительно): Пейсах Моше Акимович, Бакши Моше Юсуфович, Ачкинази Шомоил Давидович, Измерли Яков Мойсеевич, Куюмджи Яков Рафаилович, Манто Авраам Мойсеевич

"Таврические губернские ведомости" №28 30 марта 1889
Карасубазарская синагога Крымских евреев - староста Меер Пейсах, казначей Моисей Хондо, "учёный" Авраам Манто

"Таврические губернские ведомости" №8 25.02.1893 В Карасубазарской синагоге Крымских евреев староста Акива Куюмджи, казначей Моше Пурим, "учёный" Мордхай Манто
"Таврические губернские ведомости" №27 10.07.1897
В Карасубазарской синагоге крымских евреев учёным утверждён Мортхай Манто, казначеем Юсуф Леви.

"Таврические губернские ведомости" №6 8.02.1901 в Карасубазарской крымской еврейской синагоге утверждены
староста - Шолом Шомоилов Ачкинази, казначей - Моше Яковлев Хондо и "учёный" - Мортхай Яковлев Манто

"Таврические губернские ведомости" №47 28.11.1902
В Карасубазарской крымско-еврейской синагоге утверждён староста – купеческий брат Меер Акивов Пейсах.

"Таврические губернские ведомости" №47 20.06.1914
В Карасубазарской крымско-еврейской синагоге утверждены староста Акива Меерович Пейсах, казначей Моше Ашерович Ачкинази,
учёный - Лазарь Ашерович Мизрахи
Последний раз редактировалось vkumok 19 сен 2018, 00:38, всего редактировалось 3 раза.

vkumok
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 19.05.2012
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 383 раза

Крымчаки

#36 vkumok » 28 ноя 2017, 15:08

СЕВАСТОПОЛЬ
"Крымский вестник" №97 30.04.1908
На общем собрании прихожан севастопольской крымчацкой синагоги под председательством и.д. раввина Полонского состоялись выборы членов хозяйственного правления означенной синагоги. При баллотировке большинством голосов оказались избранными в члены правления: Я.И. Готта, И.С. Кукуш, У. Урелевич, С.И. Борохов, А. Валит и I. Бакши. В кандидаты к членам правления избраны: Ю.Шелом, Д. Гурджи и М. Чолак.

"Крымский вестник" №170 6.07.1911
3-го июля состоялось общее собрание прихожан севастопольского крымчацкого молитвенного дома, на котором произведены были выборы правления молитвенного дома на новое трехлетие. Большинством голосов в члены правления избраны: Ю.Борохов, Ш.Борохов, А.Шолом, Ш. Урилевич, Ш. Мангупли, Ш. Валит и М. Лехно. Новый состав правления был приведен к присяге присутствовавшим на собрании раввином Д.Я. Полонским. Собрание выразило благодарность за деятельность члена прежнего состава правления гг. А. Валиту и А. Бакши.

"Крымский вестник" №268 18.10.1911
В воскресенье 16 октября в помещении еврейского благотворительного общества состоялись выборы новых членов правления крымчакско-еврейского благотворительного общества "Сомех-Нофлим" <...> Общество единогласно избрало председателем правления Гурджи Д., товарищем его I.I. Урилевича. секретарём и казначеем Тубмана С.Л., товарищем казначея С.А. Валит. Председателем ревизионной комиссии В. Крайзера, членами её А.Я Чапичо и М.А. Бакши.

"Крымский вестник" №51 26.02.1913
21-го февраля в 11 часов утра в крымчацкой синагоге общественным газзаном г. Леви было совершено торжественное богослужение при громадном стечении молящихся прихожан-крымчаков. После совершения благодарственного молебствия председателем общества Д.О. Гурджи был прочитан Высочайший манифест и произнесено соответствующее случаю слово (случай - это 300-летие дома Романовых -ВК).

Там же

Правление крымчакского благотворительного общества в Севастополе "Сомех-Нофлим" 24 февраля в 2 часа пополудни на пристани РОПИТ провожало своего почётного члена А.И. Каракаша, выехавшего в г. Эривань.
Ко времени отхода парохода на пристань явились много провожающих, почитателей крымчаков во главе с председателем общества Д.О. Гурджи, казначеем М.А. Бакши и секретарём Н.М. Демишовым. Проводы носили сердечный характер.
Последний раз редактировалось vkumok 05 апр 2019, 18:44, всего редактировалось 3 раза.

vkumok
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 19.05.2012
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 383 раза

Крымчаки

#37 vkumok » 19 дек 2018, 17:31

ЕВПАТОРИЯ
"Таврические губернские ведомости" №20 8.03.1916
Евпаторийская крымско-еврейская молитвенная школа: староста Исаак Яковлев Шалом, учёный Абрам Лазарев Абрабен,
казначей Давид Захарьев Ачкинази

vkumok
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 19.05.2012
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 383 раза

Крымчаки

#38 vkumok » 11 авг 2019, 14:23

В 1892 году городская управа Карасубазара подготовила список избирателей для выборов в городскую думу. Он опубликован.
Однако вскоре после этого было введено новое Городовое положение, которое лишило евреев избирательных прав.
Поэтому реально выборы состоялись в 1893 году, в качестве "представителя от евреев" в думу включили провизора Ласкина,
"польского еврея", как в Карасубазаре классифицировали, то есть крымчаки представительство потеряли вообще.
Выбранный мною из общего списка перечень 180 избирателей-крымчаков 1892 года, возможно, с погрешностями, прилагается к этому тексту.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Igor_from_usa
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 07.01.2020

Крымчаки

#39 Igor_from_usa » 07 янв 2020, 23:00

vkumok,

У вас есть доступ к архивам Карасубазара и газете "Таврические губернские ведомости"? Хотелось бы найти информацию о своих родственниках. Спасибо!

vkumok
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 19.05.2012
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 383 раза

Крымчаки

#40 vkumok » 08 янв 2020, 00:56

Сдана в печать большая статья под названием "РУССКОЯЗЫЧНАЯ ПРЕССА НОВОРОССИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ О КРЫМЧАКАХ". Там очень много информации, хотя списки, конечно, полностью в неё включить было невозможно. К архивным делам Карасубазара я сейчас доступ не имею (кроме хранящихся в Москве). Насколько я понял, в Симферополе (или на Украине) действует общество крымчаков, информацию, наверное, можно найти в Интернете.

Ответить

Вернуться в «Крым: евреи, крымчаки, караимы»