О принятии фамилий евреями

Модератор: MOCKBA

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13204
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1938 раз
Поблагодарили: 2895 раз

О принятии фамилий евреями

#1 Юлия_П » 09 окт 2009, 10:00

В первом сообщении темы невозможно не привести ссылки на интервью Ал. Бейдера по данному вопросу:
http://www.isrageo.com/2016/10/19/evrisonbender/ первое
http://www.isrageo.com/2016/10/23/prahabender/ второе
http://www.isrageo.com/2016/10/27/beider-2/ об именах
http://www.isrageo.com/2016/10/30/beider-3/ четвёртое
http://www.isrageo.com/2017/10/04/jewsmahrebsurnames/ Сефардские фамилии
http://www.isrageo.com/2017/11/12/alexandrbeidermagrib/ Сефардские фамилии-2

Канадец писал(а):В каких годах евреи Подолии приняли фамилии?
Процесс принятия фамилий евреями был очень длительным, он растянулся чуть ли не на 100 лет. Думаю, евреи Подолии не были исключением. Уже в 1820 году встречается много фамилий. Но дело в том, что многие фамилии в то время существовали только "на бумаге", а на самом деле евреи пользовались привычными семейными "прозвищами".

Из указа 9 Ноября 1802 года Правительствующему Сенату:
"Никто из Евреев нигде в России терпим быть не может, если он не будет записан в одном из сих состояний...
При сей переписи каждый Еврей должен иметь, или принять известную свою наследственную фамилию, или прозванье, которое и должно уже быть сохраняемо во всех актах и записях без всякой перемены, с присовокуплением к оному имени, данного по вере или при рождении, мера сия необходима для лучшего устройства Гражданского их состояния, для удобнейшего охранения их собственностей и для разбора тяжб между ими".
Проверяю IP всех, кто обращается ко мне в админскую почту или личные сообщения. Граждане росии сразу идут в направлении русского военного корабля.

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

О принятии фамилий евреями

#2 Kaaskop » 17 окт 2009, 16:05

Выдержка из статьи А. Бейдера о присвоении фамилий евреям Галиции, опубликованной в "Словаре еврейских фамилий Царства Польского".
Огромное спасибо Татьяне tatf за перевод с английского.


Принятие фамилий евреями Галиции

Западная и Восточная Галиция имели самостоятельное административное управление до 1803 года, когда они были объединены в провинцию Галиция.

Примерно на этот период, т.е. перед объединением, приходятся первые законы, обязывающие евреев принять наследственное имя.
23 июля 1787 г. австрийский император Иосиф Второй издает закон, согласно которому все евреи в границах империи Габсбургов были обязаны иметь постоянные фамилии .
В соответствии с законом
1) "фамилизация" должна была завершиться до 1 января 1788 г,
2) евреям возбранялось брать фамилии по названию мест проживания и образовывать фамилии от еврейских слов,
3) во всех провинциях империи ответственными за "фамилизацию" были местные
власти.
Этот процесс продолжался до конца 18 века. В результате, все евреи империи Габсбургов, включая и евреев Галиции, стали обладателями наследственных фамилий.

Подробное описание «фамилизации» можно найти в работе австрийского писателя Карла Эмиля Францоза (1888). В ее основе лежат реальные события, но написана она скорее как литературное произведение, а не как исследование. В ней полностью отсутствует библиография и непонятно, какие источники использовал автор. Некоторые ошибки, несомненно, присутствуют, например, в части, где получение фамилий датируется 1782-1783 гг, сразу после известного Вердикта Терпимости, подписанного Иосифом Вторым. Францоз также пишет, что Галиция во время "фамилизации" была под властью военной администрации. И.М.Дрейфус, используя сведения из государственного и военного архива в Вене, доказал, что Галиция и Буковина с 1772 о 1786 гг были под властью гражданской администрации. Таким образом, к сведениям, изложенным Францозом, следует относиться с осторожностью. Но в то же время, отсутствуют другие свидетельства о присвоении фамилий евреям, да и сама статья содержит множество деталей, выдумать которые невозможно.

По словам Францоза, специальная комиссия по присвоению фамилий состояла из кавалерийского капитана, лейтенанта, аудитора и двух младших офицеров, которые переезжали с места на место, держа под контролем весь процесс. Непохоже, что всего лишь одна единственная комиссия была ответственна за "фамилизацию" всей Галиции, тем не менее, в архивах не найдено (тем же Дрейфусом ) упоминании о существовании какого-либо верховного органа. Наиболее вероятно, что существовало несколько подобных комиссий, которые назначались местными органами власти.
Их работу регулировали специальные инструкции.
Во-первых, следовало не допускать принятие евреями общепринятых немецких фамилий, т.е. преимущество давалось выбору неиспользовавшихся
ранее фамилий.
Во-вторых, каждая семья, живущая в определенном населенном пункте, должна была выбрать фамилию, отличную от фамилий других жителей.
Кто входит в конкретную семью – оставалось на усмотрение комиссии. Это решение основывалось на понятии "глава дома", а не на семейных связях в общепринятом значении. То есть неженатые дети, живущие в доме родителей, получали ту же фамилию, что и родители, но их женатые братья, живущие отдельно были обязаны выбрать отличную от их родителей фамилию. В других случаях, все члены семьи, проживающие в одном и том же доме, были обязаны взять различные фамилии.

Членами комиссии велись списки принятых фамилий. Документ включал информацию о новом владельце фамилии (возраст, имя или прозвище, имена членов семьи ,адрес, профессию) и подробности о принятии фамилии, например, была ли фамилия выбрана самостоятельно .

В принципе, евреи имели право самостоятельно выбрать фамилию. Но тем не менее было необходимо согласие австрийских властей .Францоз утерждает, что согласие давали члены военной комиссии. Мейер Балабан настаивает, что фамилии рассматривались местной еврейской администрацией (кагалом) и уездным раввином и утверждались губернатором соответствующей губернии. С другой стороны, закон 23 июля 1787г устанавливал, что фамилия, выбираемая главой семьи, должна была быть согласована с уездным наместником и раввином.
Если еврей не выбирал себе фамилию сам, она ему присваивалась. Это было довольно обычным делом, так как многие евреи опасались, что основной целью "фамилизации" была перепись еврейского населения с целью обложения налогами, введения воинской повинности и т.п. В этих случаях, выбор фамилии определялся богатством фантазии австрийских чиновников.
Известен интересный пример подобного выбора фамилии . Одного еврея спросили, какую фамилию он хотел бы получить. Он не ответил, и вопрос был повторен. В ответ еврей стал плакать (weinen) и стонать (stohnen) , но снова не дал ответа. В результате было решено дать ему фамилию Weinstein( Вайншта(е)йн). Конечно, этот частный случай не объясняет происхождения всех носителей фамилии Weinstein , но ясно демонстрирует, как чиновник использовал игру слов.
Некоторые евреи протестовали против присвоения унизительных или смехотворных фамилий, другие выступали против несправедливого присвоения разных фамилий членам одной семьи. Один из таких случаев описан Францозом. Богатая женщина из района Черткова, ее женатый сын и незамужняя дочь, живущие с ней в одном доме получили три разных фамилии. Они опротестовывали это несколько раз и просили дать им общую фамилию Холцер. Австрийский клерк, рассерженный их протестами, присвоил им единую фамилию, но вместо Холцер, которую он посчитал слишком распространенной, выбрал практически не употребляющуюся -Галгенхолц ( гильотина).
Требование согласовывать вновь принимаемые фамилии с правительственными комиссиями, так же, как и право чиновников присваивать фамилии самостоятельно, способствовало развитию взяточничества и вымогания членами комиссий денег у местных евреев. Взятка обеспечивала благоприятное решение и, без сомнения, играла центральную роль в принятии фамилий евреями Галиции. Об этой практике существует немало легенд .
Одна из них принадлежит ведущему историку, исследователю польского еврейства, Мейеру Балабану:
"Очень правдивая история, дошедшая до наших дней, о привычке старост разделять фамилии на несколько категорий и требовать повышенную плату за фамилии, в основе которых были названия цветов или драгоценных камней (Розенталь, Гольдштейн); дешевле были фамилии, происходившие от неблагородных металлов – Эйзен(железо) и Шталь(сталь). Освобождались от платы имена, происходившие от животных. Унизительные имена присваивались назло, для того, чтобы раздражать их носителей: Hund(Хунд-собака), Stier(Штир-бык), Nachtlager (Нахтлагер-ночлежка) и т.д."

Эта цитата из Балабана часто приводится другими авторами, например, в "Еврейском лексиконе" и Kurzweil, без ссылки на источник, так что легенда о деление на "дешевые" и "дорогие" фамилии обычно воспринимается, как факт. Но к ней все-таки следует относиться с известной долей скептицизма . Деление фамилий на категории могло практиковаться в конкретном населенном пункте, конкретным чиновником, так как какого-либо предписания австрийского правительства по этому вопросу не существовало, а значит не могло быть правилом для всех клерков. Кажется маловероятным, чтобы разные чиновники независимо друг от друга устанавливали похожие правила или же обменивались идеями по поводу организации незаконных поборов. Уничижительные фамилии скорее являются исключением, чем общим правилом. Составные имена, вроде Розенберг, Лилиенталь, Сильберштейн, Эйзенельд и т.п., не распространены в той части Галиции, которая отошла к Австрии после 1772.

Следует указать, что заметки Францоза, написанные в 1880 году не содержат сведений о взятках за различные категории фамилий. Можно предполождить, что столь популярные легенды появились гораздо позже или были известны только во Львове (откуда родом Балабан), но неизвестны в Черткове, где Францоз провел свое детство. Легенда прижилась, потому что давала простое и всеобъемлющее объяснение источнику многих еврейских фамилий. Она не подвергалась критике аналитиков, потому что большинство евреев до начала 20 века(и большинство ортодоксальных евреев Польши до второй мировой войны ) не придавало особого значения фамилиям, навязанным им христианскими властями.

В западной Галиции , которая была аннексирована Австрией после третьего раздела Польши(1795), принятие фамилий регулировалось законом от 21 февраля 1805 г. В течение следующих четырех лет большинство евреев этого района получили наследственные фамилии.
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.


Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/

Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде

Мой блог "Вязьма еврейская"

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Re: О принятии фамилий евреями

#3 Kaaskop » 17 окт 2009, 16:06

Выдержка из статьи А. Бейдера о принятии фамилий евреями Царства Польского, опубликованной в "Словаре еврейских фамилий Царства Польского".
Огромное спасибо Татьяне tatf за перевод с английского.


Принятие фамилий евреями Царства Польского

27 марта 1821г указом наместника Царства Польского всем евреям предписывалось принять фамилии и заявить об этом польским властям. Закон содержал несколько параграфов( KRSW 6606-09). В частности говорилось, что:
- в течение шести месяцев после принятия закона каждый еврей, живущий в пределах Царства Польского, должен представить польской администрации доказательства принятия фамилии, зарегистрировав свое бывшее имя и вновь приобретенную постояную фамилию;

- новоприобретенные фамилии должны быть зарегистрированы в Варшаве и других городах, имеющих магистраты, в городской управе, а в других городах и селах – комиссарами обводов;

- для записи регистраций и контроля за принятием фамилий должны быть заведены специальные книги;

- после регистрации евреи должны были получить специальный сертификат;

- по истечении шести месяцев никакой гражданский документ не будет выдаваться еврею, неимеющему вышеназванный сертификат;

-старшинам еврейской администрации(кагалов) следует надзирать за принятием фамилий местными евреями; если выяснится, что у еврея сертификат отсутствует, ответственность будет возложена на него самого и на его общину.

В мае 1821г. Государственный департамент(комиссия) по делам религий и народному образованию(State Commission for Religions Affairs and Public Education) направила письмо в государственный департамент( комиссия) внутренних дел и полиции( State Commission for Internal Affairs and the Police). Этот документ содержал несколько важных дополнений к постановлению наместника. Позднее на департаменты была возложена ответственнось за выполнение следующих пунктов:

- ведение специального реестра, куда должен быть записан каждый еврей, чья фамилия возможно использовалась им в период Австрийского или Прусского правления, или в период герцогства Варшавского;

- старейшины кагалов предупреждались о наказании, если кто либо из их общин не зарегистрировался в органах польской администрации;

- евреи должны были иметь при себе сертификат о присвоении фамилии до тех пор , пока специальное правительственное распоряжение не отменит это требование;

- евреи подписывающие какие либо документы иначе, чем это указано в их сертификатах, подлежали наказанию.

12 июня 1821 г. Государственный Департамент внутренних дел и полиции разослал специальные указания и рекомендации в департаменты внутренних дел и полиции воеводств и возложил на них ответственнось за ознакомление старшин еврейских общин
с этими предписаниями.
11 октября 1821 государственный департамент адресует воеводским департаментам дополнительные указания по присвоению еврейских фамилий. Предлагалось, по возможности, избегать принятия фамилий, образованых от патронимов (например, Абрамович, Аронович), а фамилии, взятые от названия мест или от общеупотребительных слов (растений,утвари,прочее) принимались. Только глава семьи получал сертификат. Отцы должны были указать место проживания их взрослых сыновей, если они принимали ту же фамилию, что и отец. Разные семьи из одного и того же района(обвода) должны были принять разные фамилии. Еврейские фамилии должны были отличаться от тех, что были приняты в польских христианских семьях. Одним из предлагаемых методов различия было добавление специфических окончаний к еврейским именам с тем же корнем, что и христианские.
В конце ноября 1821г, когда принятие фамилий должно было быть завершено, воеводства обратились в гос. Департамент внутренних дел и полиции с просьбой продлить срок принятия фамилий на несколько месяцев. На практике эти несколько месяцев растянулись на полтора года. В течение этого времени много еврейских семей внутри границ Царства Польского подписали соответствующие декларации, обещая использовать их новые фамилии постоянно. Например , в феврале 1822г. подобные декларации были подписаны в Радоме 109 местными евреями. А евреями Сандомира – в марте 1822г. Следует указать некоторые причины задержки. Одной из наиболее важных была отмена еврейского самоуправления(роспуск кагалов) после
Императорского указа от 20 декабря 1821г. Вместо них появились 1 января 1822г божничьи дозоры ( dozor bozniczny), но новая еврейская администрация не имела влияния на еврейские массы, что затрудняло выполнение государственных предписаний. В этих условиях евреи неохотно принимали навязываемые им фамилии
Департамент Люблинского воеводства представил государственному департаменту внутренних дел и полиции первый отчет о ходе присвоения фамилий. В этом документе от 12 марта 1823г. представлены результаты массового принятия фамилий в воеводстве. В нем содержатся 12500 фамилий, принятых местными евреями. В это число входят от двух до трех тысяч имен из пяти основных районов воеводства: города Люблина, местечек и сел Люблинского повета и расположенных в Люблинском воеводстве Хрубешова, Красныстава и Замоща( KRSW 6606-108). В течение марта-апреля 1823г. подобные письма направлялись в Варшаву главами департаментов других воеводств. Несмотря на отсутствие в этих письмах конкретных данных, все они содержат схожее заявление – присвоение фамилий евреям этих воеводств завершено за редкими исключениями.
В течении оставшихся месяцев 1823г департаменты воеводств направляют в Варшаву сведения относительно евреев, пока еще не принявших фамилии. Например, 28 сентября передано в Комиссию письмо, подводящее итоги предыдущего месяца в Конске. Приложен список евреев из Опочненского повета Сандомирского воеводства, которые, несмотря на указания губернатора от 21 марта 1821г. и рекомендации от 12 июня 1821г., не приняли постоянных фамилий( KRSW 6606-134). Тем не менее в этом списке многие евреи упомянуты по фамилиям, например, Чесинский, Фишер, Юнгбах, Котлярчук, Курант, Шмедра, Вайнблюм, Ваксман и Виндман. Факты, приведенные в этом письме, позволяют установить, что для польских властей факт принятия фамилии устанавливался приобретением специального сертификата. Очевидно, перечисленные в списке не получили такого сертификата. 21 мая 1823г департамент Люблинского воеводства докладывал, что 347 евреев не приняли фамилии в Замощенсков повете(KRSW 6606-155). 18 июня тот же департамент направляет сходный отчет о 125 евреях из Люблинского поветаçKRSW 6606:161). Департамент Аугустовского воеводства
20 июня докладывает, что в Ломжинском повете без сертификатов 269 евреев, в Аугустовском повете 53 и в Мариампольском повете 62(KRSW 6606:165).*


* по современному админ. делению Аугустов – повет в Подляском воеводстве, Мариамполь есть и в Литве и в Белоруссии (таня)


Всего польских евреев, которые на 23 августа 1823 года еще не приняли постоянных фамилий, было около двух тысяч.
В ответ на эти письма гос. департамент внутренних дел и полиции решил ускорить процесс путем наделения гос. чиновников правом присваивать фамилии по собственному усмотрению. Таким образом, период, когда евреи сами могли выбирать собственные фамилии, завершился, в течении следующих двух лет (1824-25гг.) фамилии были навязаны всем тем евреям, которые не приняли их до сих пор. Один из первых докладов о присвоении фамилий польскими чиновниками пришел из Бело-Подляского повета Подляского воеводства 23 января 1824г. Некоторые новые имена в этом документе были взяты из польского( Brudne,Bursztyn,Cichy,Macarz). Немецкие имена, безусловно, были более многочисленны: Блиндер, Фридман, Кирш, Нусенбаум,Розенбаум,Шумахeр и т.п.( KRSW 6607:43) Непохоже, чтобы польский чиновник на месте придумал немецкие фамилии, скорее он присвоил евреям фамилии, которые те получили в период Австрийской оккупации (1795-1809гг). 18 июня 1824г. департамент Люблинского воеводства представил данные о присвоенных за последнее время фамилиях: 268 в Люблинском повете, 144 в Красноставском повете, 120 в Хрубешовском повете, 438 в Замощском и 268 в городе Люблине( KRSW 6607:66). Пространный отчет представлен 25 января 1825г департаментом Сандомирского воеводства( KRSW 6607:105-19). Он содержит таблицы для Опатовского (180 человек), Опоченского(120 человек) и Радомского(136 ) персон поветов с указанием фамилий, личных имен, имен родителей, датами принятия фамилий(сентябрь-октябрь 1824г), места жительства и прочей информацией.
Вопреки отчетам о принятии фамилий, несколько писем этого времени продолжают утверждать, что некоторые евреи не имеют сертификатов. Например, согласно письму от 8 июля 1825г. в Куявском повете Мазаского воеводства таких было 65 человек( KRSW 6607:189), в то время как в Гостининском повете того же воеводства в начале 1826г оставалось 24 человека не принявших фамилии(KRSW 6608:24). В любом случае речь идет о редких исключениях. Вобщем, "фамилизация" к концу 1825г была завершена. Как результат существенно сократилась переписка между Гос. Департаментом внутренних дел и воеводствами.
Письмо, адресованое в январе 1825г в Варшаву департаментом Плоцкого воеводства, было из последних на эту тему(KRSW 6608:136,137). Оно представляет список 62 местных евреев, которые
подали на регистрацию «благородные (шляхетские)» фамилии. Авторы письма не объясняют, почему они считали эти имена благородными, но список сам по себе объясняет их логику. Шестьдесят фамилий оканчиваются на –ский (Байковский, Белостокский, Герштовский, Московский, Ниборский, Познанский, Романовский и Ставиский), суффикс, бывший общим для фамилий польской шляхты. Некоторые из этих имен (напр. Червинский, Калиновский и Левандовский) были несомненно использованы польско-христианскими семьями. Для некоторых фамилий ( например, Фишеровский и Тукильский), существуют серьезные сомнения, что они были когда-либо приняты польскими семьями(в любом случае, эти фамилии не найдены в таких источниках , как bystron (1936) и Rymut (1991).) Фамилия Козмян наверняка относится к благородным, т.к. широко известен польский деятель того времени Каэтан Козмян(1771-1856). Наконец фамилия Сенатор считалась благородной, поскольку все польские сенаторы были шляхтичами. В любом случае, очевидно, что эта фамилия не была принята сенаторами-христианами в польском правительстве, точно также, как у британцев фамилия Кинг не означает принадлежности к королям, а у русских фамилия Князев не производит в благородное сословие.
Заключительный отчет о принятии фамилий был подготовлен Гос. Департаментом Юстиции 5 июля 1827 года( KRSW 6608:226-32). Этот документ иллюстрирует три главных проблемы, обнаружившиеся при "офамиливании":

- правила и сроки нарушались во многих местах
- из-за отсутствия жестких ограничений были приняты фамилии "благородные", зачастую образованные от топонимов. Департамент предлагал изменить подобные фамилии путем замена окончаний фамилий у евреев.
-разные фамилии были присвоены отцам и детям или братьям в одной семье.

Отчет от 5 июля ссылался на документ, представленный Плоцким воеводством в январе 1827г.
Ясно, что предложенные меры по замене "благородных" фамилий на другие не дали результатов; такие фамилии, как Левандовский, Ниборский,Сенатор и Тукильский использовались в еврейских семьях Плоцкого региона до начала 20 века.

Хочу отметить, что Бейдер в этой статье дает ссылки на различные источники, в частности, на Курцвайля. Судя по всему, речь идет об Артуре Курцвайле,авторе нескольких книг по еврейской генеалогии. Ссылки выглядят так:Kurzweil 1937: 84-85. Что это значит – понятия не имею.
В то же время, Бейдер пишет, что Курцвайль не указывает свои источники, но удалось установить, что кое-что взято им из фонда KRSW 6606-09, специального фонда Центральных Польских архивов в Варшаве( почему мн. число – мне неясно) , в котором отложилась информация о принятии постоянных фамилий польскими евреями. Вот ссылки на этот фонд я и указала.


Теперь вопрос: в тексте я выделила курсивом названия учреждений. Как вы думаете, это учреждения Российской Империи или Царства Польского в составе Российской Империи? От этого зависит где искать концы. Похожих названий учреждений в РИ я не обнаружила, может плохо искала?
Просьба писать мне в личку только:

- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.

Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.




Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/



Ищу:евреи г.Вязьмы

Сендерихины/Шендерихины - везде

Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде


Мой блог "Вязьма еврейская"

innanes
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 27.04.2013
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 17 раз

Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#4 innanes » 29 дек 2014, 23:42

Канадец писал(а): Это здорово! Есть ли возможность у вас заглянуть в ревизию 1795? Еврейские ли это записи? Встречаются ли там фамилии или только имена?
Возможности к сожалению нет. Вся надежда на Jewishgen

Аватара пользователя
Абрашка а-Шомер
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 01.12.2014
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 118 раз
Поблагодарили: 67 раз

Re: произхождение фамилии

#5 Абрашка а-Шомер » 23 мар 2015, 16:06

На момент принятия евреями фамилий, к примеру в 1806 году, допустим какой то глава семейства жил в каком то местечке в черте оседлости, а его уже взрослые сыновья имели свои семьи и жили в своих домах в том же местечке. Как принималась фамилия? Ее брал себе глава семьи и дети получали ее автоматически или каждый из этих взрослых уже детей мог выбрать свою фамилию? Или допустим главы семейства уже нет. В таком случае родные братья брали себе одну фамилию или каждый свою?
Гитерман, Розенбарг - Черняхов, Житомирская область.
Дуби(е)нский - Черняхов, Житомирская область. Житомир.
Бара(я)тинский - Черняхов, Житомирская область. Одесса.
Буратинский - Чуднов, Житомирская область. Житомир. Киев.
Лев - Сквира. Андрушёвка, Житомирская область. Житомир.
Гликштейн - Межиричи. Житомир.
Мое дерево на сайте MyHeritage

Аватара пользователя
Jorge
Сообщения: 6183
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 198 раз

Re: происхождение фамилии

#6 Jorge » 26 мар 2015, 21:09

serrog писал(а):На момент принятия евреями фамилий, к примеру в 1806 году, допустим какой то глава семейства жил в каком то местечке в черте оседлости, а его уже взрослые сыновья имели свои семьи и жили в своих домах в том же местечке. Как принималась фамилия? Ее брал себе глава семьи и дети получали ее автоматически или каждый из этих взрослых уже детей мог выбрать свою фамилию? Или допустим главы семейства уже нет. В таком случае родные братья брали себе одну фамилию или каждый свою?
Мы очень мало знаем о процессе принятия фамилий - тем более, что в разных местностях были наверняка свои нюансы. По моему впечатлению от прошлых обсуждений, в Ваших случаях, когда фактически речь идёт о разных семьях, фамилии присваивались разные.

innanes
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 27.04.2013
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 17 раз

Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#7 innanes » 02 сен 2015, 18:03

innanes писал(а): 1795 и 1858
Канадец писал(а): Это здорово! Есть ли возможность у вас заглянуть в ревизию 1795? Еврейские ли это записи? Встречаются ли там фамилии или только имена?
Заглянула в 1795 - Фамилий нет. Есть имена, отчества и в некоторых случаях информация откуда прибыла семья.

Канадец
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 15.09.2009
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 41 раз

Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#8 Канадец » 02 сен 2015, 19:40

innanes писал(а): Заглянула в 1795 - Фамилий нет. Есть имена, отчества и в некоторых случаях информация откуда прибыла семья.
Спасибо за информацию! А из каких мест они прибывали, не помните? Это интересно для того, чтобы узнать в каких местах в то время еще не были распространены фамилии.
Аптекарь (Бессарабия), Сухолуцкий (Украина)

innanes
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 27.04.2013
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 17 раз

Re: Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#9 innanes » 02 сен 2015, 20:08

в основном Цесария , Польша, Молдавия, Турция

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13204
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1938 раз
Поблагодарили: 2895 раз

Re: Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#10 Юлия_П » 02 сен 2015, 20:52

Канадец писал(а):Это интересно для того, чтобы узнать в каких местах в то время еще не были распространены фамилии.
Независимо от того, были ли у евреев фамилии до приезда, они в России их в основном теряли, поскольку традиционно евреи фамилий не использовали. И даже если по каким-то документам фамилию удавалось сохранить, в списках, как правило, все евреи до 1804 года указывались без фамилий. Это касается и Приднестровья, и Подолии, и других мест.
Проверяю IP всех, кто обращается ко мне в админскую почту или личные сообщения. Граждане росии сразу идут в направлении русского военного корабля.

Канадец
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 15.09.2009
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 41 раз

Re: Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#11 Канадец » 02 сен 2015, 23:13

innanes писал(а):в основном Цесария , Польша, Молдавия, Турция
Цесария - где это? Турция - думаю, это скорее, турецкое подданство, не так ли? В Польше в 18 веке евреи фамилии тоже не имели, судя по росписям того времени. Между тем, немало евреев в Одессе уже имели фамилии в конце 18в.
Аптекарь (Бессарабия), Сухолуцкий (Украина)

Канадец
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 15.09.2009
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 41 раз

Re: Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#12 Канадец » 02 сен 2015, 23:15

Юлия_П писал(а):
Канадец писал(а):Это интересно для того, чтобы узнать в каких местах в то время еще не были распространены фамилии.
Независимо от того, были ли у евреев фамилии до приезда, они в России их в основном теряли, поскольку традиционно евреи фамилий не использовали. И даже если по каким-то документам фамилию удавалось сохранить, в списках, как правило, все евреи до 1804 года указывались без фамилий. Это касается и Приднестровья, и Подолии, и других мест.
"..они в России их в основном теряли..." - вот это новость! никогда раньше такого не встречал. Напр, в Одессе было много евреев с фамилиями в конце 18 века.
Аптекарь (Бессарабия), Сухолуцкий (Украина)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13204
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1938 раз
Поблагодарили: 2895 раз

Re: Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#13 Юлия_П » 02 сен 2015, 23:16

Канадец писал(а):
innanes писал(а):в основном Цесария , Польша, Молдавия, Турция
Цесария - где это? Турция - думаю, это скорее, турецкое подданство, не так ли? В Польше в 18 веке евреи фамилии тоже не имели, судя по росписям того времени. Между тем, немало евреев в Одессе уже имели фамилии в конце 18в.
Цесария - это Австрийская империя. Турция - преимущественно Бендеры и пр., то есть не сама Турция в нынешнем смсле (хотя нельзя исключать и её).
А кто это в Одессе в конце XVIII имел фамилии? Просто любопытно (ответ на этот вопрос я знаю)... В ревизиях (а я их видела лично) 1795 и 1799 фамилий нет.
Проверяю IP всех, кто обращается ко мне в админскую почту или личные сообщения. Граждане росии сразу идут в направлении русского военного корабля.

Канадец
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 15.09.2009
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 41 раз

Re: Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#14 Канадец » 02 сен 2015, 23:25

Юлия_П писал(а):
Канадец писал(а):
Цесария - где это? Турция - думаю, это скорее, турецкое подданство, не так ли? В Польше в 18 веке евреи фамилии тоже не имели, судя по росписям того времени. Между тем, немало евреев в Одессе уже имели фамилии в конце 18в.
Цесария - это Австрийская империя. Турция - преимущественно Бендеры и пр., то есть не сама Турция в нынешнем смсле (хотя нельзя исключать и её).
А кто это в Одессе в конце XVIII имел фамилии? Просто любопытно (ответ на этот вопрос я знаю)... В ревизиях (а я их видела лично) 1795 и 1799 фамилий нет.
Ага, Австрийская империя. Это любопытно ввиду официального закона 1787 года, предписавшего обязательное принятие фамилий всем евреям Австрийской (Габсбургской) империи.

На счет одесских фамилий, рекомендую статью http://viknaodessa.od.ua/newspaper/news/?5251. Фамилии имели в то время состоятельные евреи, т.е. купцы. Вы какие ревизии просматривали, купеческие?

Вот пример некот. фамилий 18в:
- в 1791 году, в Виннице на основании королевской привилегии открыл первую аптеку Самуил-Готлиб Гурш [Книга гродская Винницкая № 4732, лист 1009 на обор.].
- Первая аптека в Одессе открыта в 1796 году аптекарем Яковом Шуманским [A.Orlov “Istoricheskii ocherk Odessy s 1794 po 1803”, 1885].
Аптекарь (Бессарабия), Сухолуцкий (Украина)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13204
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1938 раз
Поблагодарили: 2895 раз

Re: Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#15 Юлия_П » 02 сен 2015, 23:33

Канадец писал(а):Ага, Австрийская империя. Это любопытно ввиду официального закона 1787 года, предписавшего обязательное принятие фамилий всем евреям Австрийской (Габсбургской) империи.
ПРиехав в РОссию, большинство евреев эти фамилии потеряли. Они их игнорировали, они им казались совершенно ненужными. И потом, убегая из Австрии тащить за собой то, от чего убегали, - вряд ли логично.
Канадец писал(а):На счет одесских фамилий, рекомендую статью http://viknaodessa.od.ua/newspaper/news/?5251.
Спасибо :-) . Я знаю немного больше, чем там написано. Например, поимённо ВСЕХ одесских евреев за первые десятилетия существования города, их семьи, чем занимались, откуда приехали. Конечно, не всё обо всех. Но достаточно много, чтобы утверждать, что фамилий в Одессе до 1804 года было очень мало. И да - они принадлежали австрийским евреям. Кроме того, были прозвища типа Варшавский - не фамилии.
Канадец писал(а):- Первая аптека в Одессе открыта в 1796 году аптекарем Яковом Шуманским [A.Orlov “Istoricheskii ocherk Odessy s 1794 po 1803”, 1885].
А почему Вы решили, что он - еврей?

Ревизии по Одессе я просматривала ВСЕ, которые существуют. По обоим архивам (Одесса и Херсон). Только по евреям. До 1804 года наличие фамилии никак не было связано с сословием - там более сложные закономерности. После 1804 очень даже и купцы без фамилий попадаются.

При всём моём огромном уважении к Губарю, он грешит излишней фантазией, отсутствием знаний по еврейскому законодательству и быту, из-за чего периодически делает ну совершенно невероятные утверждения. Ну и чисто субъективно - он не знаком с работой Бейдера. Мне это кажется диким для человека, который пытается что-то писать про еврейские фамилии. Безусловный плюс работы Губаря - огромный архивный материал (причём по тому фонду, который я прорабатывать не рискнула и, думаю, не рискну).
Проверяю IP всех, кто обращается ко мне в админскую почту или личные сообщения. Граждане росии сразу идут в направлении русского военного корабля.

Канадец
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 15.09.2009
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 41 раз

Re: Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#16 Канадец » 02 сен 2015, 23:39

Юлия_П писал(а):
Канадец писал(а):Ага, Австрийская империя. Это любопытно ввиду официального закона 1787 года, предписавшего обязательное принятие фамилий всем евреям Австрийской (Габсбургской) империи.
ПРиехав в РОссию, большинство евреев эти фамилии потеряли. Они их игнорировали, они им казались совершенно ненужными. И потом, убегая из Австрии тащить за собой то, от чего убегали, - вряд ли логично.
Канадец писал(а):На счет одесских фамилий, рекомендую статью http://viknaodessa.od.ua/newspaper/news/?5251.
Спасибо :-) . Я знаю немного больше, чем там написано. Например, поимённо ВСЕХ одесских евреев за первые десятилетия существования города, их семьи, чем занимались, откуда приехали. Конечно, не всё обо всех. Но достаточно много, чтобы утверждать, что фамилий в Одессе до 1804 года было очень мало. И да - они принадлежали австрийским евреям. Кроме того, были прозвища типа Варшавский - не фамилии.
Канадец писал(а):- Первая аптека в Одессе открыта в 1796 году аптекарем Яковом Шуманским [A.Orlov “Istoricheskii ocherk Odessy s 1794 po 1803”, 1885].
А почему Вы решили, что он - еврей?

Ревизии по Одессе я просматривала ВСЕ, которые существуют. По обоим архивам (Одесса и Херсон). Только по евреям.
Скажите, пожалуста, есть ли у Вас данные по фамилии Аптекарь (Одесса или вся Бессарабия)?

Яков Шуманский значится "поляк". Не уверен, впрочем, что он был евреем.

А вот еще линк http://www.dorledor.info/node/7686. Вот цитата оттуда: "Своеобразны и фамилии бессарабцев-евреев, веками живших в княжестве Молдова, в том числе и в междуречье Прута и Днестра: Аптекарь, Арендатер, Шапочник, Стекольщик, Водовоз, Портной, Мучник, Табачник, Цирюльник... Эти фамилии, как видно, явно привязаны к профессиональному занятию, скорее всего, основателя рода; немалое их количество фигурирует в архивных документах конца ХVIII-XIX веков".
Аптекарь (Бессарабия), Сухолуцкий (Украина)

Канадец
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 15.09.2009
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 41 раз

Re: Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#17 Канадец » 03 сен 2015, 01:28

Юлия_П писал(а):Насчёт фамилий в Молдавии (княжество называлось так). По моим наблюдениям, там вообще фамилий не было, причём вплоть до конца XIX в. Но об этом лучше поговорить со специалистами. Я могу судить только о тех, кто приезжал в "мой" регион.
Вы ошибаетесь, уже в записях 1824 г. по Кишиневу полно фамилий. Кишинев - не Приднестровье. Мне вообще непонятно, почему Вы делите Молдавию (не румынскую, я имею ввиду, а Молдову или Бессарабию - как хотите) того периода на Приднестровье, кот. в то время не существовало.
Бессарабия отошла к России в 1812, что означало обязанность евреям принять фамилии.

Фамилия Аптекарь из Одессы (а также из Подолии) меня интересует постольку, поскольку носители ее могли быть родоначальниками молдавских Аптекарей, кот. я и интересуюсь.
Аптекарь (Бессарабия), Сухолуцкий (Украина)

Аватара пользователя
Elena G.
Сообщения: 1881
Зарегистрирован: 04.11.2010
Откуда: Canberra, Australia
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 525 раз
Контактная информация:

Re: Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#18 Elena G. » 03 сен 2015, 03:10

Канадец писал(а): А вот еще линк http://www.dorledor.info/node/7686. Вот цитата оттуда: "Своеобразны и фамилии бессарабцев-евреев, веками живших в княжестве Молдова, в том числе и в междуречье Прута и Днестра: Аптекарь, Арендатер, Шапочник, Стекольщик, Водовоз, Портной, Мучник, Табачник, Цирюльник... Эти фамилии, как видно, явно привязаны к профессиональному занятию, скорее всего, основателя рода; немалое их количество фигурирует в архивных документах конца ХVIII-XIX веков".
Не знаю, как в Бессарабии, но в переписи 1816 г. по Пинскому уезду, которую я смотрела, такие занятийные как бы фамилии оказались все-таки профессиями, что стало очевидно в тех случаях, когда перед ними появляется настоящая фамилия. Вполне вероятно, что в предыдущих переписях эти же люди были без фамилии, но со словом Шапочник или Портной в конце записи.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Кабо - Люцин (Лудза), Латвия; Новозлатополь, Мариуполь, Бердянск; Кручик - Беларусь, Литва, Бердянск; Крючков - Бердянск; Губергриц - Таганрог и Приазовье; Безчинский- Бердянск, Таганрог, Приазовье, Аргентина; Иоголевич - Литва (?), Павлоград, кол. Графская, Пологи, Приазовье, Харбин; Ямпольский - Александровск; Энгель - Бердянск, Орехов, Екатеринослав; Таубер - Львов, Бердянск, Таганрог, Стамбул

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13204
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1938 раз
Поблагодарили: 2895 раз

Re: Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#19 Юлия_П » 03 сен 2015, 07:47

Канадец писал(а):Вы ошибаетесь, уже в записях 1824 г. по Кишиневу полно фамилий. Кишинев - не Приднестровье.
Кишинёв в 1824 году никакого отношения к княжеству Молдавии не имел - это была Российская империя, поэтому евреи, естественно, имели фамилии. А мы обсуждали именно княжество - там были совершенно другие правила. Вы изначально писали про фамилии в конце 18-го века. Их тогда не было ещё в Кишинёве.
Канадец писал(а):Мне вообще непонятно, почему Вы делите Молдавию (не румынскую, я имею ввиду, а Молдову или Бессарабию - как хотите) того периода на Приднестровье, кот. в то время не существовало.
Вы для себя определитесь, пожалуйста, в терминологии. Вы писали про княжество, а оказывается, Вас интересует Бессарабия. Ну и посмотрите, пожалуйста, когда та или иная часть современной Молдовы вошла в Российскую империю - и Вам станет понятно, почему про Тирасполь и Дубоссары, например, нужно говорить отдельно от Кишинёва (по крайней мере, на этапе принятия фамилий).
Канадец писал(а):Фамилия Аптекарь из Одессы (а также из Подолии) меня интересует постольку, поскольку носители ее могли быть родоначальниками молдавских Аптекарей, кот. я и интересуюсь.
Одесские Аптекари вряд ли имеют отношение к молдавским. Но чтобы понять имеют ли, нужны дополнительные сведения. У Вас есть фамильная тема?
Проверяю IP всех, кто обращается ко мне в админскую почту или личные сообщения. Граждане росии сразу идут в направлении русского военного корабля.

Канадец
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 15.09.2009
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 41 раз

Re: Архивы \ Управление регистров гражданского состояния Молдовы

#20 Канадец » 03 сен 2015, 15:57

Юлия,

Я не помню, чтобы где-то упоминал "княжество".
Аптекарь (Бессарабия), Сухолуцкий (Украина)

Ответить

Вернуться в «Еврейские фамилии. Справочники и обсуждение»