Страница 4 из 9

Re: Традиции наречения

Добавлено: 24 дек 2012, 17:04
domzha
ALLA PESINA писал(а):Наберите в Википедии Левинсон Михаил/Меер/ Абрамович
Посмотрела в Википедии, заметила несколько неточностей, может быть и с крещением также. По имеющимся у меня материалам Абрам Соломонович все годы жизни в Иркутске активно работал в синагоге. Его старшая дочь Шима с мужем Яковом Эноховичем также постоянно вели большую общественную работу в синагоге и еврейском училище. Поэтому не могу представить, когда они могли креститься.

Re: Традиции наречения

Добавлено: 24 дек 2012, 17:13
domzha
Nison писал(а):Но отчество все-таки сомнения вызывает.
может она под этим именем пряталась от властей, чтобы избежать дальнейших преследований?
После высылки в Сибирь субботников там уже не преследовали, они жили своими общинами и общались с евреями. Так как еврейских невест было мало и не хватало на всех ссыльных и служилых, то браки евреев с субботницами не были редкостью.
Имя Меер часто встречается у потомков этой семьи, видимо, не случайно.

Re: Традиции наречения

Добавлено: 24 дек 2012, 17:41
Nison
Вопрос как они женились, была ли хупа, был ли гиюр.

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 15:24
Nison
А как оформялось рождение детей, браки у субботников?

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 16:39
mihail
Nison писал(а): А как оформялось рождение детей, браки у субботников?
Не простой вопрос,кстати.
Недавно попалось в описании дел Тамбовского архива: "...Метрические книги православных церквей, магометанской мечети, католического костела, общин субботников и молокан Тамбовской губ...".
Из текста,вроде бы,стоит сделать (?) вывод,что книги по ним ведутся отдельно.К сожалению,не ясно ведомство,их ведущее - фонд назван безлико "Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии" - и не факт,что речь именно о церквях,применительно к субботникам.
Кроме того,есть на просторах интернета утверждения о вообще существовавшем запрете на ведение собственных,отдельных,метрических книг этим "категориям граждан",существовавший до 1905 года.Так ли это - не знаю,не проверял.
Я,например,метрические книги сектантов (но не конкретно - субботников) встречал в фондах полиции - по некоторым сведениям,в ее обязанность их ведение и входило.Подобное тоже можно встретить в интернет-статьях,но в них (тех,что я видел) нет ссылок на архивные дела - поэтому,тут все на совести их авторов.
Однако,в хорошо известном мне архиве,эти (я про сектантов в целом) метрические книги точно в ведении полиции: ЦГИА СПб. Фонд 960. Опись 1. Дело 128
О внесении в метрические книги сведений о раскольниках. Фонд 960 - это полиция одного из уездов.А так же - в ведении местных светских губернских властей - ЦГИА СПб. Фонд 254. Опись 1. Дело 7822 О ведении метрических книг для записи раскольников.Но это,повторюсь,обобщение (и речь о раскольниках) - по субботникам нужно искать больше конкретики,в архивах по месту их наибольшего распространения в прошлом.

Думаю,у ответа на Ваш вопрос может быть два источника - 1)это личный опыт кого-либо из наших участников,видевших,допустим,подобные книги в архивах (на ВГД,к примеру,такая тема умерла,едва родившись: http://forum.vgd.ru/652/24214/ ).
2)Второй (и весьма любимый мною) источник - это издания законов империи (ПСЗИ) - но это это для самостоятельной и упертой личной работы.
В этом источнике раздел "Расколы и ереси" довольно обширен.Упомянуты и "жидовская ересь",и субботники.Много дел о правилах приписки к обществам,но нигде,при поверхностном просмотре я не увидел упоминания о метрич. книгах именно по субботникам (я,правда,пробежал сейчас глазами лишь 2-е издание ПСЗИ,возможно - ответ в более позднем - 3-м).
Впрочем,вот,если угодно: "Правила о метрической записи браков,рождений и смертей раскольников" 1874 год.
Понятно,что тут дело не о субботниках - но я лишь сейчас пытаюсь иллюстрировать свое утверждение о том,что в предлагаемом мною источнике что-то полезное можно попытаться найти.

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 17:20
lev-o
Есть описание похоронного обряда у субботников:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/makar/08.php (Макарова Н. Тайные общества и секты)
Субботники
("иудействующие")
На рубеже XVII-XVIII вв. в России появилось религиозная течение "субботников"
("иудействующих"). Субботники отвергали православную церковь и исповедовали
иудаизм. Они жили религиозными общинами, которые отгородились от окружающего
населения. Участники этих общин занимались мелкими промыслами и торговлей.
Источники, характеризующие историю этой секты, до сих пор не выявлены. В этой
секте произошло разделение на два течения: субботников и талмудистов, с
тяготением первой части к христианству, а второй - к иудаизму.
В настоящее время существуют две группы субботников: собственно субботники и
"геры" ("пришельцы из Египта").
Собственно субботники пользуются теми духовными книгами, которые напечатаны на
русском языке. Службу также ведут на русском языке. За основу своего вероучения
берут Ветхий Завет, но почитают и Новый Завет. Талмуда не признают. Мацу
(пасхальные лепешки) у них можно приготовлять и пресными, и с закваской. Умерших
несут и хоронят в гробу. У субботников существует обычай выносить умирающего
человека из дома во двор, т. к., по их обряду, последнее предсмертное дыхание
умирающего не должно произойти в жилой части, чтобы не создавать лишних забот и
хлопот, связанных с уборкой и очищением дома.
"Геры" (они себя называют "чистокровными иудеями") пользуются духовными книгами,
напечатанными только на древнееврейском языке. Наряду с Ветхим Заветом, признают
и Талмуд. Совершенно отрицают Новый Завет. Маца должна быть только на чистой
воде. Умерших несут и хоронят без гроба.
Общим для обеих групп является обряд обрезания, которое производится на 8-й
день.
А более подробно здесь: http://www.strana-oz.ru/2013/5/predstav ... vuyushchih (Представления о смерти русских иудействующих. Людмила Жукова)

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 17:30
mihail
Нисона,похоже,больше интересовал практический вопрос - учет означенных лиц государством.В дополнение к тому,что я уже писал выше: у меня сложилось впечатление,что для сектантов (следовательно - и для субботников) учет рождений и браков,с одной стороны,и смертей,с другой,юридически был разным.Я тут сужу о достаточно большом количестве законодательных актов,возлагающих обязанность по освидетельствованию умерших сектантов на различных должностных лиц.Про браки и рождения такого обилия постановлений не наблюдается,вроде бы.
Соответственно,и архивная принадлежность записей о подобных актах может оказаться различной.Следует ли расширить подобную гипотезу и на правила ведения именно метрических книг - в этом я не уверен.

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 17:47
lev-o
Немного о браках есть здесь http://ru-judaizantes.livejournal.com/t ... 0%BA%D0%B8
Описание встречи А. Фирковича с субботниками города Александрова во время его поездки на Кавказ в 1840 году ( Из книги "Авнэ зиккарон"):
...Затем мы спросили их о родственных браках, и они ответили, что у них запрещено шесть степеней родства. Дядя не может жениться на племяннице, двоюродный брат не может жениться на двоюродной сестре и наоборот, женщина не может взять в мужья мужа своей сестры ни в дни жизни ее, ни после ее смерти. У них нет также закона иббум вэ-халица, потому что они считают, что закон этот был дан для того времени, когда каждое колено Израиля имело свой надел, и под словом брат имелся ввиду не действительный брат, а член семьи, человек из одного колена. При этом они ссылаются на предостережение Писания: «наготы жены брата твоего не открывай: это нагота брата твоего», то есть не открывай никогда, при жизни, после смерти и после развода. Вообще жена брата считается у них запрещенной навеки, а не так как у раввинистов, когда запрещенной, а когда дозволенной. Женщина обрученная считается у них как замужняя. Брачный договор закрепляется у них деньгами и письмом за подписями обоих. Это взято ими из разводного письма, ибо то, что расторгается в разводном письме, то освещается в брачном договоре. У них не бывает прелюбодеяния и блуда, так как они не пьют спиртных напитков и соблюдают целомудрие. Во время киддушин они читают благословение Господа, в котором он заповедывает плодиться и размножаться, как сказано: «…и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь». Это большая и открытая заповедь, которая оберегала человека от греха прелюбодеяния, как мужчину, так и женщину.
- Разве эта заповедь не относиться также и к животным? – возразил я – Ведь и животных благословил Бог, сказав им также, как и человеку: плодитесь и размножайтесь.
- Сказано ведь по отношению к животным: «И благословил их Бог, сказав…», а по отношению к человеку сказано: «И благословил их Бог, и сказал…». То есть человеку Бог говорил, а животным только повелел, так как у них нет разума, чтобы принять заповедь.
В канун шаббата они не зажигают свечей и сидят в темноте, потому что шаббат является вместилищем духовного света. Они весь день не выходят из дома, и занимаются только тем, что в кругу семьи читают вслух ТаНаХ. Они молятся пять раз в день: в утреннюю стражу, то есть перед восходом солнца, во время восхода солнца, в полдень, на закате и перед тем, как лечь спать. И каждый молится у себя дома, так как им запрещено строить школы и молитвенные дома, за исключением городской школы, в которой все жители города обучаются на русском языке. Однако Торе и ее заповедям они обучают своих сыновей дома по ТаНаХу, переведенному на славянский язык. И еще много других вопросов мы задавали им касаемых их закона...

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 18:01
lev-o
Nison писал(а): А как оформялось рождение детей, браки у субботников?
В гос.архиве Тамбовской области есть метрические книги субботников Тамбовской губернии.

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 18:15
mihail
lev-o писал(а):В гос.архиве Тамбовской области есть метрические книги субботников Тамбовской губернии.
Они там именно отдельными книгами? Просто описание 1049-го фонда (Ф. 1049 Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии) http://guides.rusarchives.ru/browse/gui ... id=1081536 не позволяет получить точное представление ни о возможной индивидуальности этих книг,ни об их точной принадлежности,так сказать,"ведомственно":
"...Метрические книги православных церквей, магометанской мечети, католического костела, общин субботников и молокан Тамбовской губ. ...".
Я уже их упоминал:
mihail писал(а):Недавно попалось в описании дел Тамбовского архива: "...Метрические книги православных церквей, магометанской мечети, католического костела, общин субботников и молокан Тамбовской губ...".
Из текста,вроде бы,стоит сделать (?) вывод,что книги по ним ведутся отдельно.К сожалению,не ясно ведомство,их ведущее - фонд назван безлико "Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии" - и не факт,что речь именно о церквях,применительно к субботникам.
У Вас есть более подробные сведения о них?
Если книги отдельные,то почему они в коллекции "...метрических книг церквей..."? Если не отдельные,то не совсем ясно: велись в православных приходах или попали туда уже в архиве,при формировании этого коллекционного фонда (в котором отнюдь не только церкви) ? К сожалению,не ясен точный ответ - кто их вел (сами,полиция,губернские власти,представители ортодоксальных конфессий и т.д.?),причем - в разные временные периоды?

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 18:17
lev-o
Вот интересное сообщение о записях браков "сектантов" в еврейских метрических книгах Здесь. правда речь "смешанных" браках.

"Нередкими были браки евреев с представителями иудействующих сектантов: Венгельманов Абрам женился на Гитль Рысь, майкопской мещанке[17]. Свидетельство жениху выдано Духовным правлением еврейского вероучения иудействующим сектантам, имеющим Талмуд станицы Михайловской. Иногда жених привозил невесту из деловых поездок. Так майкопский мещанин Грит Шмеринг вступил в брак с девицей – дочерью земледельца колони Зеленого поля Екатеринославской губернии[18]. Кстати, по записям множество браков происходило именно с жителями колоний Екатеринославской губернии, что дает основания предполагать о наличии устоявшихся родственных и деловых связей между общинами. Казаки-евреи, заключали брак с еврейками, выдавали замуж своих дочерей за евреев и иудействующих сектантов. Казак станицы Петропавловской Мордухай Брук вступил в брак девицей-казачкой Анной Иудовной Алексеевой (сектанткой)[19], а ее брат Алексеев Илия Иудаевич с Данкой Мошкович, майкопской мещанкой[20], Брат Мордухая Брука – Моисей Брук отдал дочь Лею за екатеринодарского мещанина Исая Красинского[21]. Семья Гавердовских из станицы Ханской отдавала своих дочерей замуж за евреев-мещан городов Майкоп, Екатеринодар, Екатеринославль и др.[22] Позже, во время Первой мировой войны стали популярными браки с военнопленными армий Тройственного союза – в 1915 г. младший унтер-офицер Австрийского ландвера Адольф (Авраам) Штерберг из Румынии сочетался браком с девицей Анной Шварц."
http://berkovich-zametki.com/2007/Zamet ... arkov1.htm (Виктор Марков.Еврейские метрические книги как источник по истории еврейской южно-российской общины)

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 18:36
mihail
Из той же статьи:
"...В метрической книге Екатеринодара о браке встречаются записи о переходе в иудаизм. Так, еврей Екатеринодара Давид Лютерман заключил брак с крестьянкой Тверской губернии Хавой (Евой) Порфирьевой, за неделю до этого принявшей иудаизм, процедуру принятия которого была зафиксирована раввином Кубанской области...".
Речь о еврейских метрических книгах,но здесь именно переход в другую веру.И браки эти - смешанные.
Другое важное упоминание - это "...указ 1905 г. о веротерпимости..." - возможно,именно он является водоразделом в правилах ведения метр. книг.Так что вопрос о метрических книгах именно субботников пока повисает,видимо,в воздухе.Впрочем,возможно также,что интерес вопрошающего (и создавшего тему) Нисона,мы,в какой-то степени,если не удовлетворили,то - разожгли.Подождем его возможных комментариев.
Может даже,тема получит продолжение,учитывая,что на форуме звучат иногда и такие вопросы:
Alexan-der писал(а):Что есть субботник ? Позволю себе спросить .

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 18:50
lev-o
mihail писал(а): з текста,вроде бы,стоит сделать (?) вывод,что книги по ним ведутся отдельно.К сожалению,не ясно ведомство,их ведущее - фонд назван безлико "Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии" - и не факт,что речь именно о церквях,применительно к субботникам.
Если у субботников был зарегистрирован отдельный молитвенный дом (синагога) там в обязательном порядке велись метрические книги и должен был быть ежегодный отчет по ним.

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 18:52
lev-o
Но если отдельной "субботнической" синагоги не было - путь лежал к евреям...Помнится по закону (поправьте если ошибаюсь) верующие были обязаны быть приписаны к синагоге или церкви.

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 19:48
mihail
lev-o писал(а):Если у субботников был зарегистрирован отдельный молитвенный дом (синагога) там в обязательном порядке велись метрические книги и должен был быть ежегодный отчет по ним.
Есть основания для таких утверждений? Субботники - секта.К сектам (если не всем,то к некоторым) отношение было особым.Есть данные о ведении (самостоятельном и узаконенном) метрических книг именно в "религиозных учреждениях" субботников?
lev-o писал(а): Но если отдельной "субботнической" синагоги не было - путь лежал к евреям...Помнится по закону (поправьте если ошибаюсь) верующие были обязаны быть приписаны к синагоге или церкви.
Сектанты были на особом положении - их учет был сопоставим (если не еще более жестким),чем учет евреев.Я не зря привел примеры ведения метрических книг не "религиозными организациями",а светскими властями - полицией и ведомством губернатора.
Так что я не уверен,лежал ли путь субботников к евреям,при отсутствии собственных аналогов приходских священников или казенных раввинов.
Да есть данные о приравненном положении (к евреям) и даже о приписке семей субботников к местным синагогам: "...к Майкопской синагоге оказались приписанными евреи-казаки из станиц Михайловской, Петропавловской, Армавира, Лабинской: евреи Моисей и Исай Герштейны, Абрам Виттельманов, Абрам Манко, Янкель Латишев, семья Ильи Кривошеева, прибывшего из села Привольного (Азербайджан)- одного из центров субботничества, казачья семья субботников Гавардовских из станицы Ханской..." ( http://izumzum.ru/health/kandidat-istor ... /main.html ),но было ли это узаконенной системой - не ясно.Евреев вот тоже,бывало,приписывали (я имею в виду метрическую регистрацию) к православным приходам (в Тихвине такое было,например,если не ошибаюсь) - но системой это не являлось,скорее это - вынужденная необходимость.

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 21:11
lev-o
http://xn----jtbhbideuigr0e.xn--p1ai/po ... -1911-god/
Историко-статистическое описание Тамбовской епархии Издание канцелярии Тамбовской Духовной Консистории под редакцией секретаря А.Е. Андриевского.С приложением алфавитного указателя.Тамбов.Типо-литография Н.Бердоносова и Ф.Пригорина. 1911 год. ( стр.55)
Автор приводит данные. что молокане и субботники имели зарегистрированные общества и собственные молитвенные дома.
субботники.jpg

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 21:48
lev-o
субботники Зима.jpg
Официальная синагога субботников. С 1905 г. субботникам разрешалось иметь синагоги.

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 22:12
lev-o
Вот достаточно внятный ответ на поставленный Nison вопрос (Взято здесь: https://familysearch.org/wiki/ru/%D0%9C ... 0%B3%D0%B8 )
Законы относительно постянного ведения метрических книг были изданы для различных конфессиий в разные годы:

Для католиков в 1826 году. Первая метрическая книга крещёных католиков заведена в Петербурге в 1710 году, а с 1716 года католические метрические книги ведутся на латыни. Обязанность ведения метрических книг у католиков в России была возложена на католических священников и настоятелей.


Для мусульман в 1828 и 1832 годы, а для мусульман Закавказского края — в 1872 году. Обязанность ведения метрических книг у магометан в России была возложена на имамов, а у караимов – на газзанов. Среди мусульманского и языческого населения азиатской России, особенно среди кочующих народностей (киргизы, калмыки), регистрация рождений, смертей и браков практически не велась.


Для лютеран в 1832 году. Для евангелическо-лютеранской церкви метрические книги законодательно учреждены в 1764 году. Обязанность ведения метрических книг у лютеран в России была возложена на проповедников.


Для еврейских общин в 1835 году, но велись с 1804 года. Каждая книга велась на двух языках — русском и иврите. Обязанность ведения метрических книг у иудеев в России была возложена на раввинов. Раввин вёл книгу в двух экземплярах, один хранил в синагоге, а второй — в городском учреждении. Иудейские метрические книги включают записи о четырёх обрядах: рождение, обрезание, бракосочетание, смерть. Однако, поскольку в иудаизме обряд может совершать любой верующий иудей, запись в метрическую книгу могла и не вноситься, если обряд совершался не в синагоге. Не всегда проводились метрические записи о девочках (рождение, смерть). Некоторые записи утрачены в результате небрежного обрезания листов после сшивания тетрадей.


С 1874 года была введена регистрации для раскольников. Метрические книги раскольников до 1905 года велись полицией. Многие раскольники официально значились православными. С 1905 — 1906 годов ведение метрических книг раскольников возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников.


С 1879 года для баптистов и ведение метрических записей смертей, рождений и браков баптистов возлагалось на полицию.


С 1906 года для остальных сектантов. Метрические книги сектантов до 1905 года велись полицией. Многие сектанты официально значились православными. С 1905 — 1906 годов ведение метрических книг сектантов, приемлющих священство, было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников. Книги сектантов, не признающих духовных лиц, велись в городах городскими управами или городскими старостами, а в уездах — волостными правлениями. Ведение метрических записей смертей, рождений и браков мариавитов и у язычников (незначительная часть черемис, вотяков и чувашей, чукчи, айны и другие) возлагалось на полицию. У буддистов и ламаитов ведение метрических книг осуществлялось их духовными лицами.

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 22:21
Nison
lev-o писал(а): Для еврейских общин в 1835 году, но велись с 1804 года. Каждая книга велась на двух языках — русском и иврите. Обязанность ведения метрических книг у иудеев в России была возложена на раввинов. Раввин вёл книгу в двух экземплярах, один хранил в синагоге, а второй — в городском учреждении. Иудейские метрические книги включают записи о четырёх обрядах: рождение, обрезание, бракосочетание, смерть.
Почему с 1804, если надо было с 1835?
А почему разводы не отражены?

Субботники

Добавлено: 09 май 2016, 22:39
lev-o
Власти не желали. чтобы евреи разводились.. :)