Субботники

Модератор: oztech

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7640
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Субботники

#1 Сообщение mod970 » 15 сен 2009, 21:28

Из http://avrom.livejournal.com/593137.html:

СУББОТНИКИ (в просторечии жидовствующие новые жиды), народное название секты иудействующих, возникшей на рубеже XVII-XVIIIвв. в центральных районах России в среде помещичьих крестьян. Факты, подтверждающие преемственную связь субботников с ересью жидовствующих XV-XVIвв., отсутствуют. Первые документальные сведения о субботниках относятся лишь к началу XVIIIв.. Субботники (под разными названиями) упоминаются в письмах 1700-х гг. публициста и экономиста И. Посошкова и в «Розыске о раскольничьей барынской вере...» (написан в 1709г., опубликован в 1745г.) митрополита Дмитрия Ростовского, который писал о сектантах-щельниках (на Дону): «... иже по-жидовски субботу постят». Конкретно о субботниках сообщалось лишь то, что они в религиозных целях празднуют не воскресенье, а субботу и отвергают почитание икон.

В 1770—80-е гг., как и во весь период царствования Екатерины II, благоприятный для сектантства, отмечается особенное распространение субботничества. Первые официальные данные о субботниках относятся к концу XVIIIв. Так, донской казак Косяков в 1797г., находясь на службе, «принял иудейскую веру» от местного учителя — субботника Филиппа Донского и по возвращении на Дон стал распространять новое вероучение. Вместе с братом он обратился к наказному атаману Войска Донского с ходатайством о свободном исповедании своей веры.

В начале XIX в. многие жители города Александрова на Кавказской линии (позже город Александровская Станция Ставропольской губернии) из купечества и мещанства по субботам уклонялись от исполнения общественных повинностей; составляя большинство населения, они добились освобождения от всяких работ в святой для них день (позже все население города было зачислено в Хоперский казачий полк). Однако подобное терпимое отношение администрации к субботникам было исключением. Когда в начале XIX в. стали открываться новые центры субботничества в губерниях, не входивших в черту оседлости (Московская, Тульская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Воронежская, Архангельская, Пензенская, Саратовская, Ставропольская, Область Войска Донского), власти стали применять репрессивные меры. В Воронежской губернии в 1806г. была обнаружена группа субботников; большинство из них насильственно обратили в православие, а не сломленных «зачинщиков» сдали в солдаты (по официальным данным, в 1818 г. в Воронежской губернии было 503 субботника, в 1823г. – 3771, в 1889г. – 903). Обнаруженные в 1811г. в Тульской губернии (Каширский уезд) СУББОТНИКИ заявили, что веру свою «содержат издревле». Еще в 1805г. СУББОТНИКИ появились в Броницком уезде Московской губернии, в 1814г. возникло дело о субботниках в Орловской губернии (в городе Елец община субботников существовала с 1801г.), в 1818г.– в Бессарабской губернии (город Бендеры). В 1820г. решением кабинета министров пропагандисты из числа субботников города Бендеры были переселены в Кавказскую губернию, куда в том же году были высланы с семьями СУББОТНИКИ Екатеринослава.

После того, как министр духовных дел и народного просвещения князь А.Голицын подал представление, что евреи распространяют свое учение среди местного населения Воронежской губернии, последовало утвержденное Александром I положение кабинета министров «О недержании евреями в домашнем услужении христиан». В 1823г. министр внутренних дел граф В.Кочубей представил в кабинет министров записку о жидовствующих (то есть субботниках) и о мерах борьбы с этой сектой, которая, по его сведениям, насчитывала около 20тыс. человек в разных регионах России. По его предложению в 1825г. был издан синодский указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников». По этому указу всех распространителей ереси немедленно призывали в армию, а непригодных к военной службе ссылали на поселение в Сибирь; евреев изгоняли из уездов, в которых была обнаружена секта, и «впредь ни под каким предлогом пребывание их там» не дозволялось. Субботникам не выдавали паспорта, чтобы затруднить им передвижение по стране и, таким образом, общение с евреями; им запрещали молитвенные собрания и «исполнение обрядов обрезания, венчания, погребения и прочих, не имеющих сходства с православными». В результате этих преследований многие СУББОТНИКИ формально вернулись в лоно православной церкви, продолжая, однако, тайно соблюдать обряды и обычаи своей веры.

Положение субботников ухудшилось с вступлением на престол Николая I (указ от 18 декабря 1826г. о присоединенных к православию и снова предавшихся ереси). Субботников, открыто признававших свою принадлежность к секте, переселяли (иногда целыми деревнями) в северное предгорье Кавказа, Закавказье и в Иркутскую, Тобольскую и Енисейскую губернии, а после присоединения в 1858г. Приамурья к России и в Амурскую губернию. В 1842г. были разработаны правила о переселении субботников на Кавказ, где им отводили земли. В 1850-х гг. секта получила широкое распространение в Кубанской области. Трудолюбие и предприимчивость субботников, основавших процветающие деревни, способствовавших оживлению торговой жизни Закавказья, привели к тому, что они преуспели в распространении своей веры среди русских колонистов, чаще всего таких же, как и они, сосланных сектантов.

На прежних местах жительства также осталось немало скрытых субботников. После воцарения Александра II, когда репрессивные законы против всех сектантов применялись мало, большая часть субботников в центральной России (особенно в местах концентрации – Воронежской, Тамбовской и др. губерниях) перестали скрывать свою веру. В Ставропольской губернии СУББОТНИКИ открыто заявили о себе в 1866г., сославшись на свободы, данные манифестом по случаю коронации. В Воронежской губернии СУББОТНИКИ вышли из подполья в 1873г.; когда 90 членов секты (в Павловском уезде) были приговорены к лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Закавказье, ревизующий сенатор С.Мордвинов, дав благоприятный отзыв о них, ходатайствовал об отмене приговора. В 1887г. последовал указ о признании наиболее важных актов в личной жизни сектантов законными (с гражданской точки зрения). Хотя манифест о свободе совести (17 апреля 1905г.) положил конец всем законам, направленным против субботников, администрация, часто смешивая их с евреями, применяла к ним ограничения; министерство внутренних дел было вынуждено в циркулярах от 1908г. и 1909г. разъяснить, что иудействующие имеют одинаковые права с коренным населением. К началу XXв. общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек (официальная статистика до манифеста о свободе совести от 17 апреля 1905г. заведомо неполна, так как сектанты, и особенно СУББОТНИКИ, которых власти считали «вредной сектой», уклонялись от регистрации). С конца 1880-х – начала 1890-х гг. в среде субботников возникло движение за переселение в Эрец-Исраэль, и они целыми семьями (Дубровины, Куракины, Протопоповы, Матвеевы и др.) селились в еврейских сельскохозяйственных поселениях, главным образом в Галилее, где через два-три поколения растворились среди еврейского населения. На начальном этапе субботничество развивалось как типичное радикально-антитринитарное движение. Субботники отвергали христианское вероучение и культ, в основе их вероучения был Ветхий завет. В нем их привлекали запрет пожизненного рабства, мотивы обличения господствующих классов, а также идея единобожия (а не Троицы) и отрицание «кумиров» (икон). Некоторые группы субботников считали Иисуса не Богом, а одним из пророков. В культе они стремились выполнять библейские предписания (обрезание, празднование субботы и еврейских праздников, пищевые и др. запреты и т. д.), что по форме сближало их с иудаизмом. Однако исповедуемое ими учение в разных губерниях имело свои специфические особенности, и как свидетельствует синодский указ от 1825г., «существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой». Этим объясняется усилившееся, особенно со второй половины XIXв., стремление субботников заимствовать формы учения непосредственно у евреев. В субботничестве сложились различные и часто несовместимые толки. Их возникновению способствовал ряд причин: отсутствовали постоянные контакты субботников с евреями (не имевшими права жительства вне черты оседлости); СУББОТНИКИ проживали разбросано, связь между ними была затруднена; группы субботников появились в разное время и имели разный генезис. Все эти толки можно разделить на две группы: собственно СУББОТНИКИ (то есть иудействующие или перешедшие в иудаизм по Галахе) и христианские секты, празднующие субботу, соблюдающие некоторые предписания и обряды иудаизма. </p>
К первой группе относятся:

1. Субботники, называвшиеся на Кубани также псалтирщиками, которые в российском законодательстве начала XXв. именовались «субботниками иудейского вероисповедания». Они отвергали все положения христианства и стремились выполнять ветхозаветные предписания, включая обрезание. Еще в конце XVIIIв. - начале XIXв. они пытались установить контакты с евреями, а некоторые из них даже проходили гиюр. В середине XIXв. СУББОТНИКИ представляли организационно оформленное (общины, учителя, наставники, устная традиция) отдельное религиозное учение. Большинство из них продолжало эволюцию в сторону иудаизма: многие общины заимствовали элементы еврейского культа (таллит, тфиллин, соблюдение мицвот в соответствии с Галахой) и литургии (богослужение на иврите). Это процесс усилился в конце XIXв. – начале XXв. По официальной статистике, на 1 января 1912 г. таких субботников насчитывалось 8412 человек.

2. Геры, называемые также талмудистами или шапочниками (за обычай даже в доме носить головной убор). Еврейские источники говорят о многочисленных случаях прозелитизма среди русских и украинцев еще в конце XVIIIв. начале XIXв. Так, в жизнеописании рабби Нахмана из Брацлава «Хаей Ма-харан» (1874) Н.Штернхарца (1780—1845) говорится о том, что в 1805г. было много случаев обращения христиан в иудаизм из-за того, что они находили противоречия в своих священных книгах. Официальная российская статистика обычно не отличала геров от субботников, строго соблюдавших мицвот без формального прохождения гиюра. На 1 января 1912 г. иудействующих, вероятно, геров, насчитывалось 12 305 человек, по переписи 1897г. – 9 232 человека. Они стремились к полному слиянию с евреями, поощряли браки с ними (не вступая в браки даже с субботниками), посылали детей в иешивы. В центрах их концентрации (Кубань, Закавказье) существовали в начале XXв. сионистские кружки (на 1-й конференции сионистов Кавказа в Тифлисе в 1901г. был делегат от станицы Михайловской Кубанской области З.Лукьяненко), а в селе Зима (Иркутской губернии) была сионистская организация, пославшая своих представителей на состоявшийся в 1919г. в Томске 3-й Всесибирский сионистский съезд. Хотя их число в советское время значительно уменьшилось, в 1970-х—80-х гг. они продолжали существовать в Сибири (в Зиме был миньян до конца 1970-х гг.), в Воронежской и Тамбовской областях, на Северном Кавказе (район Майкопа) и в Закавказье (город Севан, бывшая Еленовка в Армении, село Привольное в Азербайджане, город Сухуми и другие населенные пункты).

Особое явление представляет эволюция субботничества под руководством геров в Воронежской области (где в 1920г. СУББОТНИКИ проживали в 27 деревнях) в советское время. В 1920—21гг. СУББОТНИКИ из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения – Ильинка и поселок Высокий. Изолированность проживания, сплоченность и сильное духовное руководство привели к тому, что большая их часть полностью восприняла ортодоксальный иудаизм и отождествила себя с евреями. В 1920-х гг. в Ильинке возникла сельскохозяйственная коммуна (с субботним выходным днем) под названием «Еврейский крестьянин» (так первоначально назывался и колхоз, который после укрупнения вошел в колхоз «Россия»). В 1920-е гг. туда для помощи в религиозном воспитании и налаживании религиозной жизни неоднократно приезжали евреи. Примерно в 1929 г. в Ильинку прибыл Залман Либерман, исполнявший обязанности шохета, мохела, меламеда (учителя) и хаззана. Он наладил в поселении производство цицит и таллитов (для Москвы, Ленинграда и других городов), а также поставку кашерного мяса в Воронеж и близлежащие населенные пункты. В 1937г. Либерман был репрессирован и погиб в заключении, синагога закрыта, изъяты четыре свитка Торы, два из которых позже были возвращены. В 1930-е гг. во время оформления документов некоторые жители этих поселков (особенно Ильинки) настаивали на записи «еврей» в актах гражданского состояния в графе «национальность». По данным исследования, проведенного в 1960-x гг. Институтом этнографии АН СССР, даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963г. из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965г. в Иом-Киппур в этом поселении никто не вышел на работу. В Ильинке обязательно обрезали всех новорожденных мальчиков (для этого ездили в Воронеж и на Кавказ), не было ни одного случая смешанного брака, соблюдались суббота и праздники, а также частично кашрут (только в домашних условиях). В 1973—91гг. большинство жителей Ильинки уехали в Израиль.

3. Субботники-караимиты. В Тамбовской губернии их называли староиудеями или бесшапочными. Они не признают Талмуд и единственным источником веры считают Ветхий завет. Секта возникла около 1880 г. под влиянием крымских караимов. На 1 января 1912г. их насчитывалось 4092 человек. В 1905—12гг. в секту по официальным данным перешло 30 человек (в этот период, правда, со значительными оговорками, допускалось принятие христианами нехристианских вероисповеданий, с 1913г. правила ужесточились). В 1910-х гг. у этих субботников была религиозная и литургическая караимская литература на русском языке, они проживали в Саратовской, Тамбовской и Астраханской губерниях, на Алтае и в Кубанской области. В 1960-х гг. были случаи, когда представители секты, проживавшие в Астрахани и Волгограде, записывались караимами.


Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7640
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: История

#2 Сообщение mod970 » 15 сен 2009, 22:19

"Первые "жидовствующие" появились в Сибири, как известно, в 20-е гг. ХIХ столетия.
В 1823 г. граф Кочубей представил в Комитет министров подробную записку о "жидовствующих" и о мерах борьбы с этой сектой. По его сведениям, говорилось в записке, деятельность секты в тот момент охватила почти всю Россию. Предлагались срочные карательные меры борьбы с ересью: "начальников и распространителей секты или совершающих обряды немедленно определить в военную службу, а негодных к оной сослать в Сибирь на поселение в отдаленные места и разместить на сколь можно отдельно"
В итоге подобных мероприятий в ряде сибирских губерний возникли значительные поселения так называемых субботников. Самое известное среди них возникло в 20-е гг. ХХ в. в селе Зима Иркутской губернии .
О трогательных и непростых взаимоотношениях местных ссыльных евреев и оказавшихся волею судеб в Сибири "жидовствующих" рассказал в свое время в "Еврейской старине" иркутский "субботник" М. Кузьмин .

Однако интереснее то, что "жидовствующие" в Сибири появлялись не только в результате ссылки из центральных частей России. Так, в 1839 г. в томской духовной консистории рассматривалось дело 17 каинских мещан, называвших себя "субботниками", справлявших пасху по еврейскому обряду, вступавших в браки с евреями и еврейками и хоронивших своих родственников по еврейским обрядам. Все они не были коренными сибиряками, но попали в Каинск из центра России. Для духовных властей важнее всего в этой ситуации было выяснить, где и в какой момент произошло "совращение" этих "субботников" — до или после их прибытия в Сибирь. Как явствовало из документов, полученных с прежних мест их жительства, все они до прибытия в Сибирь исповедывали православие и ни в чем "предосудительном" замечены не были. Стало быть, делала вывод консистория, их "совращение" произошло именно в Сибири под влиянием местного еврейского общества. В итоге судебного разбирательства сами "субботники", не поддавшиеся ни на какие увещевания, были сосланы на поселение в отдаленнейшие места Сибири для водворения "особо от других поселенцев". Их сыновья отдавались в кантонисты. Каинская городская полиция предписала местному еврейскому обществу, чтобы "они людей, под именем субботников, исповедующих еврейскую веру, в свои синагоги или молитвенные дома не пускали." Евреям было запрещено также держать у себя христиан в услужении. Два каинских купца второй гильдии, заподозренные в "совращении" людей из православия в иудаизм, были допрошены и подвергнуты денежным взысканиям. Нескольких евреев, позволивших своим детям вступить в браки с этими "субботниками", сослали в Якутскую область под строгое наблюдение полиции. Всем причастным к делу евреям "внушили на будущее, что малейшее с их стороны покушение к распространению между христианами их религиозных понятий будет наказано по всей строгости закона" ."
(http://www.archipelag.ru/ru_mir/rm-dias ... ious-life/)

    Кузьмин М. Прошлое и настоящее сибирских сектантов-субботников // Еврейская старина. СПб., 1913. Т. 6. С. 3–23.
    Кузьмин М. Из быта субботников // Еврейская старина, 1914. Вып. 3–4.

    Астырев. В. Субботники в России и Сибири // Сибирский вестник, 1896. № 6.
    Журнал "Диаспоры", №1, 1999г.

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7640
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: История

#3 Сообщение mod970 » 22 сен 2009, 02:00

Основателем секты "субботников" признается крестьянин села Дубовки Саратовской губернии Сундуков...
Он отказался от празднования воскресения, заменив субботой, почему его и его последователей стали называть "субботниками". Кроме того, он совершил обряд обрезания.


Иудействующие субботники были в:
    Землях Войска Донского,
    г. Ельце Орловской губ.,
    Воронежская губ. , Бобровский у. и Павловский у., с. - Чиголка, Козловка, Тишанка, Гвоздь, Кленовка, Мамоны
    Хоперский округ,
    Тульская губ., Каширский у.,
    Саратовская губ., сёла - Свинуха, Иняево, Дурнилино, Мелик,
    Московской, Пензенской, Тамбовской, Екатеринославской, Самарской губ-х,
Информация приведена известным иудаистом Савелием Дудаковым (Иер. Ун-т).

В 1823 году общее число субботников в империи приблизилось к 20 тыс. человек.
В 1825 году вышел Синодский указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников».
Меры пресечения и наказания включали : отдачу в рекруты, ссылку на поселение в Сибирь (первоначально – в Западную Сибирь); а позже - в Забайкалье и на Дальний Восток.

По указу от 18 декабря 1826 года субботников в массовом порядке начали депортировать на Кавказ, в Закавказье, в Иркутскую, Енисейскую и Амурскую (после 1858 года) губернии.

В 1887 году указ Правительствующего Сената определил, что с гражданской точки зрения иудействующие субботники – суть исповедующие признанную в империи, хотя и не «благоволимую» веру, а потому весь уклад их внутренней, в том числе семейной жизни, не является нарушением законов империи, а сами они должны быть признаны лояльными подданными.
Но и и в 20-м веке чиновники часто исключали субботников из прав коренного населения, причисляя к «инородцам» и евреям, со всеми существовавшими тогда для них ограничениями.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7640
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: История

#4 Сообщение mod970 » 22 сен 2009, 02:13

"СЕЛО ИУДИНО
В начале царствования Николая I сосланные в Сибирь крестьяне-иудействующие, в основном родом из Воронежской, Саратовской и Самарской губерний (по другим сведениям, они были высланы с Северного Кавказа, что не противоречит одно другому: высланные из Центральной России на Кавказ затем "досылались" в Сибирь), попали в Енисейскую губернию, где были поселены в Красноярском округе, в селе Заледеевском, в 27 верстах от Красноярска, по пути в Томск. Село было расположено по обеим сторонам "московского тракта". Так как местные условия жизни были достаточно трудны, то субботники стали хлопотать о переселении их в другое место. Им это разрешили, и ходоки отправились на поиски удобных земель. Это было в 1838 г: (По другим сведениям — в 1833 г.) В то же время переселение из Заледеевского было вынужденным, ибо село находилось неподалеку от Красноярска и служило последней станцией (станком) перед городом, жителям села постоянно докучали начальство и духовенство со своими придирками и "увещаниями". Мы знаем имена трех первопроходцев, искавших и нашедших новое место, вот они: Богданов, Аникин и Борисов. В пересказе это выглядит приблизительно так. После долгих странствий по дебрям Минусинского края ходоки облюбовали одно место в глубине Койбальской степи, на речке Сосе, притоке Абакана. Выбор был сделан удачно: место им показалось хлебородным, богатым выпасами для скота, кроме того привлекали близость леса, полного дичью, а также реки, удобной для сплава леса и рыбной ловли19. Здесь было основано село "Обетованное", напоминающее жидовствующим о "земле Обетованной, Ханаане". По словам Давида Абрамовича, село находилось в 150 верстах от Минусинска.

Название "Обетованное" частью относилось к географическому положению выбранного места: на Север тянулась громадная пустынная степь, на Юге — непроходимая горная тайга. Кругом обитали аборигены, в основном хакассцы, или, как их называли в те времена, сибирские татары... Нетронутая плугом земля давала надежду на богатый урожай, леса были полны дичью, а вода — рыбой.

Самое же замечательное: субботники надеялись на то, что руки властей сюда до них не дотянутся. Но не тут-то было. Енисейский губернатор, имя которого нам неизвестно, получив уведомление от смотрителя поселений Минусинского округа князя Голенищева-Кутузова о возникновении новой деревни под названием "Обетованная", рассвирепел, увидев в этом кощунство и поругание православной веры. Он категорически потребовал переименовать село в честь... предателя Иуды, в Иудино, ибо его насельники предали истинно православную веру и перешли в "жидовство". И с тех пор, на протяжении более 100 лет, деревня официально называлась "Иудино", а неофициально "Молоканы", "Сосы", "Субботина" и наиболее часто "Юдино". Кстати, неподалеку, километров 40 южнее Шушенского, есть и село Субботино, и можно предположить, что были еще и другие поселения жидовствующих, вроде "подозрительных" Моисеевки и Табат (по-древнееврейски: кольцо). Из-за пребывания субботников в Минусинском крае, как сообщает И. Белоконский, там было запрещено селить евреев: боязнь "дурного" влияния и дополнительных "соблазнов". Лишь в 1958 г. "по просьбе трудящихся" село было переименовано в поселок Бондарево...

Вскоре сюда прибыли почти все заледеевские субботники. Впоследствии здесь поселились молокане. Всего же на время
посещения села И.П. Белоконским (80-е годы XIX в.) в селе жило 1 000 душ, две трети которых составляли субботники, остальные — молокане. (При перепечатке воспоминаний Белоконского в "Еврейской старине" в примечаниях добавлено, что местный шойхет г. Лобзовский, работающий 12 лет в селе, сообщил, что в 1911 г. здесь жило до тысячи семейств субботников. Следовательно, несмотря на запрет, евреи, по-видимому, жили в Иудине.) Но в советской литературе можно прочитать и о том, что село Иудино, или благозвучнее Юдино, было населено казаками-староверами"

Савелий Дудаков - "Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России"
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7640
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: История

#5 Сообщение mod970 » 22 сен 2009, 02:15

"Рассказчик, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что его отец был сослан как сектант-христианин. Сам же он, движимый религиозным исканием, обратился за помощью к грамотному еврею, по имени Иошуа (Нейман?). Последний обучил его древнееврейскому языку, и он, по совету своего учителя, уехал в Минус, где находилось село Юдино, населенное субботниками. Здесь он совершил обряд обрезания. Из Минуса перебрался в известное нам село Зима Иркутской губернии, где также жили иудействующие. Там он женился на субботнице и затем в 1883 г. переехал в Благовещенск. Детям дал хорошее образование. Один из сыновей учился в университете на юридическом факультете, другой сын — учитель, третий — фармацевт. Из дочерей — одна акушерка, другая училась на медицинских курсах, третья вышла замуж за еврея. Все дети — набожные евреи, "живут с евреями заодно". Сам отец очень интересуется еврейством. Он же сообщил сведения о некоторых субботниках Благовещенска:

1) Парфен Трофимович Морозов, бывший крестьянин Самарской губернии, за отпадение от православия и за "совращение" в иудаизм других крестьян сослан в 1858 г. В общей сложности он провел 3 года в тюрьме и 10 лет на каторжных работах на солеварном заводе в Иркутске. Жену с шестью детьми после долгих "увещаний" сослали в Туруханск. С разрешения либерала генерал-губернатора Муравьева-Амурского произошло воссоединение семьи. После отбытия каторги Морозов поселился в Благовещенске. Живет "с евреями заодно", всего в семье 8 душ.

2) Федор Петрович Холодеин, осужден и сослан на Камчатку. Жену в процессе "увещаний" наказали 200 розгами. Была долго без сознания. Сослана в Туруханск. С разрешения Муравьева поселилась в Благовещенске, где дождалась мужа. В этом семействе 14 душ. Одна дочь кончила гимназию, другая вышла замуж за еврея.

3) Никита Романович Попов, с женою и тремя дочерьми выслан в Туруханск, поселился в Благовещенске и всех дочерей выдал замуж за евреев.

Кроме перечисленных, упоминаются еще три семьи субботников, сведения о которых отсутствуют. Молятся все в еврейском миньяне (молитвенном доме, где должны собраться не менее десяти евреев) города Благовещенска, где пользуются услугами шойхета и "прочими религиозными требами", включая обрезания, венчания и похороны."
Савелий Дудаков "Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России"
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6223
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 202 раза
Поблагодарили: 863 раза
Контактная информация:

Re: Всякая всячина...

#6 Сообщение Nison » 08 июл 2011, 02:33

http://www.newtimes.ru/articles/detail/41225
Статья про субботников
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6223
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 202 раза
Поблагодарили: 863 раза
Контактная информация:

Субботники

#7 Сообщение Nison » 09 май 2016, 15:24

А как оформялось рождение детей, браки у субботников?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

mihail
Сообщения: 3216
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 250 раз
Поблагодарили: 866 раз

Субботники

#8 Сообщение mihail » 09 май 2016, 16:39

Nison писал(а):Источник цитаты А как оформялось рождение детей, браки у субботников?

Не простой вопрос,кстати.
Недавно попалось в описании дел Тамбовского архива: "...Метрические книги православных церквей, магометанской мечети, католического костела, общин субботников и молокан Тамбовской губ...".
Из текста,вроде бы,стоит сделать (?) вывод,что книги по ним ведутся отдельно.К сожалению,не ясно ведомство,их ведущее - фонд назван безлико "Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии" - и не факт,что речь именно о церквях,применительно к субботникам.
Кроме того,есть на просторах интернета утверждения о вообще существовавшем запрете на ведение собственных,отдельных,метрических книг этим "категориям граждан",существовавший до 1905 года.Так ли это - не знаю,не проверял.
Я,например,метрические книги сектантов (но не конкретно - субботников) встречал в фондах полиции - по некоторым сведениям,в ее обязанность их ведение и входило.Подобное тоже можно встретить в интернет-статьях,но в них (тех,что я видел) нет ссылок на архивные дела - поэтому,тут все на совести их авторов.
Однако,в хорошо известном мне архиве,эти (я про сектантов в целом) метрические книги точно в ведении полиции: ЦГИА СПб. Фонд 960. Опись 1. Дело 128
О внесении в метрические книги сведений о раскольниках. Фонд 960 - это полиция одного из уездов.А так же - в ведении местных светских губернских властей - ЦГИА СПб. Фонд 254. Опись 1. Дело 7822 О ведении метрических книг для записи раскольников.Но это,повторюсь,обобщение (и речь о раскольниках) - по субботникам нужно искать больше конкретики,в архивах по месту их наибольшего распространения в прошлом.

Думаю,у ответа на Ваш вопрос может быть два источника - 1)это личный опыт кого-либо из наших участников,видевших,допустим,подобные книги в архивах (на ВГД,к примеру,такая тема умерла,едва родившись: http://forum.vgd.ru/652/24214/ ).
2)Второй (и весьма любимый мною) источник - это издания законов империи (ПСЗИ) - но это это для самостоятельной и упертой личной работы.
В этом источнике раздел "Расколы и ереси" довольно обширен.Упомянуты и "жидовская ересь",и субботники.Много дел о правилах приписки к обществам,но нигде,при поверхностном просмотре я не увидел упоминания о метрич. книгах именно по субботникам (я,правда,пробежал сейчас глазами лишь 2-е издание ПСЗИ,возможно - ответ в более позднем - 3-м).
Впрочем,вот,если угодно: "Правила о метрической записи браков,рождений и смертей раскольников" 1874 год.
Понятно,что тут дело не о субботниках - но я лишь сейчас пытаюсь иллюстрировать свое утверждение о том,что в предлагаемом мною источнике что-то полезное можно попытаться найти.

Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 515
Возраст: 66
Регистрация: 31.07.2015
Благодарил (а): 147 раз
Поблагодарили: 465 раз

Субботники

#9 Сообщение lev-o » 09 май 2016, 17:20

Есть описание похоронного обряда у субботников:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/makar/08.php (Макарова Н. Тайные общества и секты)
Субботники
("иудействующие")
На рубеже XVII-XVIII вв. в России появилось религиозная течение "субботников"
("иудействующих"). Субботники отвергали православную церковь и исповедовали
иудаизм. Они жили религиозными общинами, которые отгородились от окружающего
населения. Участники этих общин занимались мелкими промыслами и торговлей.
Источники, характеризующие историю этой секты, до сих пор не выявлены. В этой
секте произошло разделение на два течения: субботников и талмудистов, с
тяготением первой части к христианству, а второй - к иудаизму.
В настоящее время существуют две группы субботников: собственно субботники и
"геры" ("пришельцы из Египта").
Собственно субботники пользуются теми духовными книгами, которые напечатаны на
русском языке. Службу также ведут на русском языке. За основу своего вероучения
берут Ветхий Завет, но почитают и Новый Завет. Талмуда не признают. Мацу
(пасхальные лепешки) у них можно приготовлять и пресными, и с закваской. Умерших
несут и хоронят в гробу. У субботников существует обычай выносить умирающего
человека из дома во двор, т. к., по их обряду, последнее предсмертное дыхание
умирающего не должно произойти в жилой части, чтобы не создавать лишних забот и
хлопот, связанных с уборкой и очищением дома.
"Геры" (они себя называют "чистокровными иудеями") пользуются духовными книгами,
напечатанными только на древнееврейском языке. Наряду с Ветхим Заветом, признают
и Талмуд. Совершенно отрицают Новый Завет. Маца должна быть только на чистой
воде. Умерших несут и хоронят без гроба.
Общим для обеих групп является обряд обрезания, которое производится на 8-й
день.
А более подробно здесь: http://www.strana-oz.ru/2013/5/predstav ... vuyushchih (Представления о смерти русских иудействующих. Людмила Жукова)
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

mihail
Сообщения: 3216
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 250 раз
Поблагодарили: 866 раз

Субботники

#10 Сообщение mihail » 09 май 2016, 17:30

Нисона,похоже,больше интересовал практический вопрос - учет означенных лиц государством.В дополнение к тому,что я уже писал выше: у меня сложилось впечатление,что для сектантов (следовательно - и для субботников) учет рождений и браков,с одной стороны,и смертей,с другой,юридически был разным.Я тут сужу о достаточно большом количестве законодательных актов,возлагающих обязанность по освидетельствованию умерших сектантов на различных должностных лиц.Про браки и рождения такого обилия постановлений не наблюдается,вроде бы.
Соответственно,и архивная принадлежность записей о подобных актах может оказаться различной.Следует ли расширить подобную гипотезу и на правила ведения именно метрических книг - в этом я не уверен.

Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 515
Возраст: 66
Регистрация: 31.07.2015
Благодарил (а): 147 раз
Поблагодарили: 465 раз

Субботники

#11 Сообщение lev-o » 09 май 2016, 17:47

Немного о браках есть здесь http://ru-judaizantes.livejournal.com/t ... 0%BA%D0%B8
Описание встречи А. Фирковича с субботниками города Александрова во время его поездки на Кавказ в 1840 году ( Из книги "Авнэ зиккарон"):
...Затем мы спросили их о родственных браках, и они ответили, что у них запрещено шесть степеней родства. Дядя не может жениться на племяннице, двоюродный брат не может жениться на двоюродной сестре и наоборот, женщина не может взять в мужья мужа своей сестры ни в дни жизни ее, ни после ее смерти. У них нет также закона иббум вэ-халица, потому что они считают, что закон этот был дан для того времени, когда каждое колено Израиля имело свой надел, и под словом брат имелся ввиду не действительный брат, а член семьи, человек из одного колена. При этом они ссылаются на предостережение Писания: «наготы жены брата твоего не открывай: это нагота брата твоего», то есть не открывай никогда, при жизни, после смерти и после развода. Вообще жена брата считается у них запрещенной навеки, а не так как у раввинистов, когда запрещенной, а когда дозволенной. Женщина обрученная считается у них как замужняя. Брачный договор закрепляется у них деньгами и письмом за подписями обоих. Это взято ими из разводного письма, ибо то, что расторгается в разводном письме, то освещается в брачном договоре. У них не бывает прелюбодеяния и блуда, так как они не пьют спиртных напитков и соблюдают целомудрие. Во время киддушин они читают благословение Господа, в котором он заповедывает плодиться и размножаться, как сказано: «…и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь». Это большая и открытая заповедь, которая оберегала человека от греха прелюбодеяния, как мужчину, так и женщину.
- Разве эта заповедь не относиться также и к животным? – возразил я – Ведь и животных благословил Бог, сказав им также, как и человеку: плодитесь и размножайтесь.
- Сказано ведь по отношению к животным: «И благословил их Бог, сказав…», а по отношению к человеку сказано: «И благословил их Бог, и сказал…». То есть человеку Бог говорил, а животным только повелел, так как у них нет разума, чтобы принять заповедь.
В канун шаббата они не зажигают свечей и сидят в темноте, потому что шаббат является вместилищем духовного света. Они весь день не выходят из дома, и занимаются только тем, что в кругу семьи читают вслух ТаНаХ. Они молятся пять раз в день: в утреннюю стражу, то есть перед восходом солнца, во время восхода солнца, в полдень, на закате и перед тем, как лечь спать. И каждый молится у себя дома, так как им запрещено строить школы и молитвенные дома, за исключением городской школы, в которой все жители города обучаются на русском языке. Однако Торе и ее заповедям они обучают своих сыновей дома по ТаНаХу, переведенному на славянский язык. И еще много других вопросов мы задавали им касаемых их закона...
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 515
Возраст: 66
Регистрация: 31.07.2015
Благодарил (а): 147 раз
Поблагодарили: 465 раз

Субботники

#12 Сообщение lev-o » 09 май 2016, 18:01

Nison писал(а):Источник цитаты А как оформялось рождение детей, браки у субботников?


В гос.архиве Тамбовской области есть метрические книги субботников Тамбовской губернии.
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

mihail
Сообщения: 3216
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 250 раз
Поблагодарили: 866 раз

Субботники

#13 Сообщение mihail » 09 май 2016, 18:15

lev-o писал(а):Источник цитатыВ гос.архиве Тамбовской области есть метрические книги субботников Тамбовской губернии.

Они там именно отдельными книгами? Просто описание 1049-го фонда (Ф. 1049 Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии) http://guides.rusarchives.ru/browse/gui ... id=1081536 не позволяет получить точное представление ни о возможной индивидуальности этих книг,ни об их точной принадлежности,так сказать,"ведомственно":
"...Метрические книги православных церквей, магометанской мечети, католического костела, общин субботников и молокан Тамбовской губ. ...".
Я уже их упоминал:
mihail писал(а):Недавно попалось в описании дел Тамбовского архива: "...Метрические книги православных церквей, магометанской мечети, католического костела, общин субботников и молокан Тамбовской губ...".
Из текста,вроде бы,стоит сделать (?) вывод,что книги по ним ведутся отдельно.К сожалению,не ясно ведомство,их ведущее - фонд назван безлико "Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии" - и не факт,что речь именно о церквях,применительно к субботникам.

У Вас есть более подробные сведения о них?
Если книги отдельные,то почему они в коллекции "...метрических книг церквей..."? Если не отдельные,то не совсем ясно: велись в православных приходах или попали туда уже в архиве,при формировании этого коллекционного фонда (в котором отнюдь не только церкви) ? К сожалению,не ясен точный ответ - кто их вел (сами,полиция,губернские власти,представители ортодоксальных конфессий и т.д.?),причем - в разные временные периоды?
Последний раз редактировалось mihail 09 май 2016, 18:19, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 515
Возраст: 66
Регистрация: 31.07.2015
Благодарил (а): 147 раз
Поблагодарили: 465 раз

Субботники

#14 Сообщение lev-o » 09 май 2016, 18:17

Вот интересное сообщение о записях браков "сектантов" в еврейских метрических книгах Здесь. правда речь "смешанных" браках.

"Нередкими были браки евреев с представителями иудействующих сектантов: Венгельманов Абрам женился на Гитль Рысь, майкопской мещанке[17]. Свидетельство жениху выдано Духовным правлением еврейского вероучения иудействующим сектантам, имеющим Талмуд станицы Михайловской. Иногда жених привозил невесту из деловых поездок. Так майкопский мещанин Грит Шмеринг вступил в брак с девицей – дочерью земледельца колони Зеленого поля Екатеринославской губернии[18]. Кстати, по записям множество браков происходило именно с жителями колоний Екатеринославской губернии, что дает основания предполагать о наличии устоявшихся родственных и деловых связей между общинами. Казаки-евреи, заключали брак с еврейками, выдавали замуж своих дочерей за евреев и иудействующих сектантов. Казак станицы Петропавловской Мордухай Брук вступил в брак девицей-казачкой Анной Иудовной Алексеевой (сектанткой)[19], а ее брат Алексеев Илия Иудаевич с Данкой Мошкович, майкопской мещанкой[20], Брат Мордухая Брука – Моисей Брук отдал дочь Лею за екатеринодарского мещанина Исая Красинского[21]. Семья Гавердовских из станицы Ханской отдавала своих дочерей замуж за евреев-мещан городов Майкоп, Екатеринодар, Екатеринославль и др.[22] Позже, во время Первой мировой войны стали популярными браки с военнопленными армий Тройственного союза – в 1915 г. младший унтер-офицер Австрийского ландвера Адольф (Авраам) Штерберг из Румынии сочетался браком с девицей Анной Шварц."
http://berkovich-zametki.com/2007/Zamet ... arkov1.htm (Виктор Марков.Еврейские метрические книги как источник по истории еврейской южно-российской общины)
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

mihail
Сообщения: 3216
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 250 раз
Поблагодарили: 866 раз

Субботники

#15 Сообщение mihail » 09 май 2016, 18:36

Из той же статьи:
"...В метрической книге Екатеринодара о браке встречаются записи о переходе в иудаизм. Так, еврей Екатеринодара Давид Лютерман заключил брак с крестьянкой Тверской губернии Хавой (Евой) Порфирьевой, за неделю до этого принявшей иудаизм, процедуру принятия которого была зафиксирована раввином Кубанской области...".
Речь о еврейских метрических книгах,но здесь именно переход в другую веру.И браки эти - смешанные.
Другое важное упоминание - это "...указ 1905 г. о веротерпимости..." - возможно,именно он является водоразделом в правилах ведения метр. книг.Так что вопрос о метрических книгах именно субботников пока повисает,видимо,в воздухе.Впрочем,возможно также,что интерес вопрошающего (и создавшего тему) Нисона,мы,в какой-то степени,если не удовлетворили,то - разожгли.Подождем его возможных комментариев.
Может даже,тема получит продолжение,учитывая,что на форуме звучат иногда и такие вопросы:
Alexan-der писал(а):Что есть субботник ? Позволю себе спросить .

Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 515
Возраст: 66
Регистрация: 31.07.2015
Благодарил (а): 147 раз
Поблагодарили: 465 раз

Субботники

#16 Сообщение lev-o » 09 май 2016, 18:50

mihail писал(а):Источник цитаты з текста,вроде бы,стоит сделать (?) вывод,что книги по ним ведутся отдельно.К сожалению,не ясно ведомство,их ведущее - фонд назван безлико "Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии" - и не факт,что речь именно о церквях,применительно к субботникам.

Если у субботников был зарегистрирован отдельный молитвенный дом (синагога) там в обязательном порядке велись метрические книги и должен был быть ежегодный отчет по ним.
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 515
Возраст: 66
Регистрация: 31.07.2015
Благодарил (а): 147 раз
Поблагодарили: 465 раз

Субботники

#17 Сообщение lev-o » 09 май 2016, 18:52

Но если отдельной "субботнической" синагоги не было - путь лежал к евреям...Помнится по закону (поправьте если ошибаюсь) верующие были обязаны быть приписаны к синагоге или церкви.
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

mihail
Сообщения: 3216
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 250 раз
Поблагодарили: 866 раз

Субботники

#18 Сообщение mihail » 09 май 2016, 19:48

lev-o писал(а):Источник цитатыЕсли у субботников был зарегистрирован отдельный молитвенный дом (синагога) там в обязательном порядке велись метрические книги и должен был быть ежегодный отчет по ним.

Есть основания для таких утверждений? Субботники - секта.К сектам (если не всем,то к некоторым) отношение было особым.Есть данные о ведении (самостоятельном и узаконенном) метрических книг именно в "религиозных учреждениях" субботников?

lev-o писал(а):Источник цитаты Но если отдельной "субботнической" синагоги не было - путь лежал к евреям...Помнится по закону (поправьте если ошибаюсь) верующие были обязаны быть приписаны к синагоге или церкви.

Сектанты были на особом положении - их учет был сопоставим (если не еще более жестким),чем учет евреев.Я не зря привел примеры ведения метрических книг не "религиозными организациями",а светскими властями - полицией и ведомством губернатора.
Так что я не уверен,лежал ли путь субботников к евреям,при отсутствии собственных аналогов приходских священников или казенных раввинов.
Да есть данные о приравненном положении (к евреям) и даже о приписке семей субботников к местным синагогам: "...к Майкопской синагоге оказались приписанными евреи-казаки из станиц Михайловской, Петропавловской, Армавира, Лабинской: евреи Моисей и Исай Герштейны, Абрам Виттельманов, Абрам Манко, Янкель Латишев, семья Ильи Кривошеева, прибывшего из села Привольного (Азербайджан)- одного из центров субботничества, казачья семья субботников Гавардовских из станицы Ханской..." ( http://izumzum.ru/health/kandidat-istor ... /main.html ),но было ли это узаконенной системой - не ясно.Евреев вот тоже,бывало,приписывали (я имею в виду метрическую регистрацию) к православным приходам (в Тихвине такое было,например,если не ошибаюсь) - но системой это не являлось,скорее это - вынужденная необходимость.
Последний раз редактировалось mihail 09 май 2016, 19:56, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6223
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 202 раза
Поблагодарили: 863 раза
Контактная информация:

Субботники

#19 Сообщение Nison » 09 май 2016, 19:55

mihail писал(а):Источник цитаты Подождем его возможных комментариев.

По поводу?
читаю, интересно.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

mihail
Сообщения: 3216
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 250 раз
Поблагодарили: 866 раз

Субботники

#20 Сообщение mihail » 09 май 2016, 19:59

Nison писал(а):Источник цитаты
mihail писал(а):Источник цитаты Подождем его возможных комментариев.

По поводу?
читаю, интересно.

Ну,"интересно" - это тоже комментарий.Как Вы,наверное,уже поняли - однозначного ответа пока нет - можно продолжить копать вглубь,для полной ясности.Если таковая ясность является насущной.


Вернуться в «Я не уверен, что мои предки - евреи...»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей