Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции
Модератор: Elena G.
- MCB
- Сообщения: 5970
- Зарегистрирован: 23.01.2016
- Откуда: Америка
- Благодарил (а): 2026 раз
- Поблагодарили: 2336 раз
Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции
Ознакомился с интересной статьей о посредниках и агентах еврейской иммиграции из России, на базе (в основном) британских данных, но и других стран тоже. Тезис авторов - что главной движущей силой эмиграции была сеть агентов пароходных компаний, плюс связи этих компаний с правительствами, которые ставили палки в колеса конкурентам, и с еврейскими благотворительными организациями, обеспечивающими временное проживание пассажиров в европейских портах на пути в Америку и Южную Африку.
Уже в середине XIX века на Балтике действовал своего рода картель скандинавских и британских пароходств по вывозу экспортных грузов из Российской империи. Британские компании, такие, как Union Lines (позже слившейся в Union Castle), контролировали Либаву и намеревались увеличить прибыли, используя свои суда как грузопассажирские, развивая сеть агентов в Литве и, в особенности, Ковно. Авторы напрямую увязывают рост еврейской эмиграции из Ковно не с погромами и не с экономическими трудностями, а с рекламой и ростом агентной сети. Компании стремились навязать своим пассажирам "сквозные билеты" до места назначения, а главным заокеанским местом назначения у Union Castle стала Южная Африка, куда с 1890-х направился поток литовских евреев. Union Castle по существу контролировало Приют для Бедных Евреев в Лондоне. Американская и Канадская же эмиграция направлялась через Ливерпуль и Саутхемптон, куда попадали в основном евреи, пересекшие Европы посуху, а не выехавшие морем из Либавы.
Главным недостатком Либавы была необходимость получения российских загранпаспортов для выезда. Часто получение паспортов входило в компекс услуг агентов пароходства, и описываются случаи, когда те брали с родственников или даже знакомых с каждого деньги на паспорта, а оформляли один паспорт "на семью" (настоящую или вымышленную), прикарманивая разницу. Также паспортный процесс был чреват непредсказуемыми задержками и дополнительным мздоимством.
В то же время для проезда через Германию или Австро-Венгрию паспорта не требовались, так как на границе были широко организованные сети контрабандистов, занятые и перевозкой людей. Изначально Германия ограничивалась учетом транзитников по иx прибытию на Берлинские вокзалы, но постепенно, под влиянием пароходовладельческих интересов, возникла целая сеть из 60 регистрационных пунктов и приютов, где отмечались и задерживались прибывающие беспаспортные евреи. Только тем, у кого на руках были билеты германских компаний, в первую очередь "Гамбург-Америка", предоставлялся беспрепятственный транзит. Следующим в Роттердам или Лондон чинилось множество препятствий, требовались разнообразные дополнительные доказательства намерений эмигрантов, их состоятельности и т.д. По рассказам, уже близ границы скарб евреев направлялся в вошебойки на фумигацию, что давало агентам способ узнать количество наличных на руках у эмигрантов, и раскрутить их на все доступные деньги, в том числе на перерегистрацию с британских и голландских на немецкие пароходные линии. В результате поток из Российской Империи и Галиции в значительной мере оказывался перехвачен немецкими конторами.
https://www2.le.ac.uk/centres/stanley-b ... 0ships.pdf
Уже в середине XIX века на Балтике действовал своего рода картель скандинавских и британских пароходств по вывозу экспортных грузов из Российской империи. Британские компании, такие, как Union Lines (позже слившейся в Union Castle), контролировали Либаву и намеревались увеличить прибыли, используя свои суда как грузопассажирские, развивая сеть агентов в Литве и, в особенности, Ковно. Авторы напрямую увязывают рост еврейской эмиграции из Ковно не с погромами и не с экономическими трудностями, а с рекламой и ростом агентной сети. Компании стремились навязать своим пассажирам "сквозные билеты" до места назначения, а главным заокеанским местом назначения у Union Castle стала Южная Африка, куда с 1890-х направился поток литовских евреев. Union Castle по существу контролировало Приют для Бедных Евреев в Лондоне. Американская и Канадская же эмиграция направлялась через Ливерпуль и Саутхемптон, куда попадали в основном евреи, пересекшие Европы посуху, а не выехавшие морем из Либавы.
Главным недостатком Либавы была необходимость получения российских загранпаспортов для выезда. Часто получение паспортов входило в компекс услуг агентов пароходства, и описываются случаи, когда те брали с родственников или даже знакомых с каждого деньги на паспорта, а оформляли один паспорт "на семью" (настоящую или вымышленную), прикарманивая разницу. Также паспортный процесс был чреват непредсказуемыми задержками и дополнительным мздоимством.
В то же время для проезда через Германию или Австро-Венгрию паспорта не требовались, так как на границе были широко организованные сети контрабандистов, занятые и перевозкой людей. Изначально Германия ограничивалась учетом транзитников по иx прибытию на Берлинские вокзалы, но постепенно, под влиянием пароходовладельческих интересов, возникла целая сеть из 60 регистрационных пунктов и приютов, где отмечались и задерживались прибывающие беспаспортные евреи. Только тем, у кого на руках были билеты германских компаний, в первую очередь "Гамбург-Америка", предоставлялся беспрепятственный транзит. Следующим в Роттердам или Лондон чинилось множество препятствий, требовались разнообразные дополнительные доказательства намерений эмигрантов, их состоятельности и т.д. По рассказам, уже близ границы скарб евреев направлялся в вошебойки на фумигацию, что давало агентам способ узнать количество наличных на руках у эмигрантов, и раскрутить их на все доступные деньги, в том числе на перерегистрацию с британских и голландских на немецкие пароходные линии. В результате поток из Российской Империи и Галиции в значительной мере оказывался перехвачен немецкими конторами.
https://www2.le.ac.uk/centres/stanley-b ... 0ships.pdf
- Elena G.
- Сообщения: 1881
- Зарегистрирован: 04.11.2010
- Откуда: Canberra, Australia
- Благодарил (а): 591 раз
- Поблагодарили: 525 раз
- Контактная информация:
Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции
В 1908-1914 гг. на Дальнем Востоке, в частности в Харбине, где было много евреев, была сходная борьба эмиграционных агентств, заманивавших потенциальных эмигрантов в Канаду, США, на Гавайи и в Австралию. Одним из главных агентов, пропагандировавших выезд на Гавайи, был еврей Перельструз, я этой историей когда-то занималась, правда не в еврейском контексте: http://elena.id.au/Hawaii.htm
А вот Австралия, которой я сейчас занимаюсь, была хорошо раскручена именно агентами, связанными с Government Intelligence and Tourist Bureau. Они выпускали иллюстрированные брошюры с рассказами об успехе эмигрантов, в том числе и россиян, и продавали со скидкой билеты до Брисбена на японские пароходы (вероятно одной и той же линии), поэтому и основной поток эмиграции в 1909 году пошел в Брисбен, а не в Сидней, как первоначально происходило.
А вот Австралия, которой я сейчас занимаюсь, была хорошо раскручена именно агентами, связанными с Government Intelligence and Tourist Bureau. Они выпускали иллюстрированные брошюры с рассказами об успехе эмигрантов, в том числе и россиян, и продавали со скидкой билеты до Брисбена на японские пароходы (вероятно одной и той же линии), поэтому и основной поток эмиграции в 1909 году пошел в Брисбен, а не в Сидней, как первоначально происходило.
Кабо - Люцин (Лудза), Латвия; Новозлатополь, Мариуполь, Бердянск; Кручик - Беларусь, Литва, Бердянск; Крючков - Бердянск; Губергриц - Таганрог и Приазовье; Безчинский- Бердянск, Таганрог, Приазовье, Аргентина; Иоголевич - Литва (?), Павлоград, кол. Графская, Пологи, Приазовье, Харбин; Ямпольский - Александровск; Энгель - Бердянск, Орехов, Екатеринослав; Таубер - Львов, Бердянск, Таганрог, Стамбул
- anno_nin
- Сообщения: 7890
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции
Вполне логично, что приняв решение переселиться, особенно семьей, искали вариант попроще, подешевле, понадежнее и чтобы "там" был кто-то из родных или друзей.
В этом плане конкуренция пароходных компаний подстегивалась также спросом на их услуги.
К примеру, сложности дороги в Палестину (и жизни в турецкой Палестине), видимо, существенно снизили число желающих не только поселиться в этих краях, но, также, просто посетить.
В этом плане конкуренция пароходных компаний подстегивалась также спросом на их услуги.
К примеру, сложности дороги в Палестину (и жизни в турецкой Палестине), видимо, существенно снизили число желающих не только поселиться в этих краях, но, также, просто посетить.
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
- MCB
- Сообщения: 5970
- Зарегистрирован: 23.01.2016
- Откуда: Америка
- Благодарил (а): 2026 раз
- Поблагодарили: 2336 раз
Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Сообщения: 43
- Зарегистрирован: 29.05.2018
- Откуда: Екатеринбург, Нюрнберг
- Благодарил (а): 18 раз
- Поблагодарили: 9 раз
Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции
О, я вот читал книжку: https://www.amazon.de/Kaiser-von-Amerik ... 423142650/
"Der Kaiser von Amerika" - правда, на немецком языке.
Там всё это очень подробно описано - как конкурировали HAPAG & Lloyd, как работала сеть агентов для продажи билетов по Европе, как они ехали в самые бедные районы и как агитировали население за "прекрасное будущее". Евреи были отличной целевой группой, поскольку им было так плохо, что терять уже нечего. Тяжёлая книжка.
"Der Kaiser von Amerika" - правда, на немецком языке.
Там всё это очень подробно описано - как конкурировали HAPAG & Lloyd, как работала сеть агентов для продажи билетов по Европе, как они ехали в самые бедные районы и как агитировали население за "прекрасное будущее". Евреи были отличной целевой группой, поскольку им было так плохо, что терять уже нечего. Тяжёлая книжка.
- anno_nin
- Сообщения: 7890
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции
Упоминались ли там какие нибудь фамилии переселенцев-евреев?ggv писал(а): О, я вот читал книжку: https://www.amazon.de/Kaiser-von-Amerik ... 423142650/
"Der Kaiser von Amerika" - правда, на немецком языке.
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
-
- Сообщения: 43
- Зарегистрирован: 29.05.2018
- Откуда: Екатеринбург, Нюрнберг
- Благодарил (а): 18 раз
- Поблагодарили: 9 раз
Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции
Ну разве что как примеры историй каких-то семей. Например, фигурирует Mendel Beck.
Книжка у меня есть, но искать в ней сложно. Если кто-то очень хочет, могу выслать почтой (бесплатно). Но она на немецком.
- MCB
- Сообщения: 5970
- Зарегистрирован: 23.01.2016
- Откуда: Америка
- Благодарил (а): 2026 раз
- Поблагодарили: 2336 раз
Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции
Интересный документ об эмигрантах через Либаву: Элья Иосет (Иоссет) (уроженец м. Аникшты, живший в Крекенаве) уезжает из Либавы 16 ноября 1902 года. Куда - неизвестно, но возращается 5 лет спустя посуху из Германии через Тауроге и получает 140 рублей штрафа за просрочку паспорта. Штраф надо было заплатить по возвращении на место жительство, и, видимо, он заплатил, поскольку еще через несколько месяцев прибывает в Америку, опять через Балтику (пересел на рейс в США из Ливерпуля с рейса Северного Пахородного Общества (СПб) в Гулль (Hull, UK), a линия Петербуг - Гулль была основной пассажирской линией этого российского пароходства )
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции
спасибо за эту тему, очень интересно!
Наткнулась сейчас на ветку дальних родственников, живущих в ЮАР.
Поразилась, что 150 лет целая волна еврейских семей из Литвы двинулись туда.
Они мне рассказали, что 90% всех евреев ЮАР - выходцы из Литвы. Это ново и очень интересно.
Наткнулась сейчас на ветку дальних родственников, живущих в ЮАР.
Поразилась, что 150 лет целая волна еврейских семей из Литвы двинулись туда.
Они мне рассказали, что 90% всех евреев ЮАР - выходцы из Литвы. Это ново и очень интересно.
Копелевич / Копелiович - Литва -> Смела, Черкассы, Харьков * Корецкий - Сквира, Черкассы и т.д. * Срибный - Золотоноша *
Альтман - Хотин (хотинский уезд), Одесса * Стотланд (Примак) - Овручский уезд, Одесса *
Бройдо (она же Брауде, она же Бруйдо, она же Брауда...) - Свенцяны, Вильнюс * Брумберг - Свенцяны
Мирский - Белосток -> Долгиново, Вильнюс * Гальперн-Хургин
Альтман - Хотин (хотинский уезд), Одесса * Стотланд (Примак) - Овручский уезд, Одесса *
Бройдо (она же Брауде, она же Бруйдо, она же Брауда...) - Свенцяны, Вильнюс * Брумберг - Свенцяны
Мирский - Белосток -> Долгиново, Вильнюс * Гальперн-Хургин