Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

Модератор: Elena G.

Сообщение
Автор
MOCKBA
Сообщения: 2412
Регистрация: 23.01.2016
Откуда: Америка
Благодарил (а): 889 раз
Поблагодарили: 819 раз

Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

#1 Сообщение MOCKBA » 08 янв 2017, 02:29

Ознакомился с интересной статьей о посредниках и агентах еврейской иммиграции из России, на базе (в основном) британских данных, но и других стран тоже. Тезис авторов - что главной движущей силой эмиграции была сеть агентов пароходных компаний, плюс связи этих компаний с правительствами, которые ставили палки в колеса конкурентам, и с еврейскими благотворительными организациями, обеспечивающими временное проживание пассажиров в европейских портах на пути в Америку и Южную Африку.

Уже в середине XIX века на Балтике действовал своего рода картель скандинавских и британских пароходств по вывозу экспортных грузов из Российской империи. Британские компании, такие, как Union Lines (позже слившейся в Union Castle), контролировали Либаву и намеревались увеличить прибыли, используя свои суда как грузопассажирские, развивая сеть агентов в Литве и, в особенности, Ковно. Авторы напрямую увязывают рост еврейской эмиграции из Ковно не с погромами и не с экономическими трудностями, а с рекламой и ростом агентной сети. Компании стремились навязать своим пассажирам "сквозные билеты" до места назначения, а главным заокеанским местом назначения у Union Castle стала Южная Африка, куда с 1890-х направился поток литовских евреев. Union Castle по существу контролировало Приют для Бедных Евреев в Лондоне. Американская и Канадская же эмиграция направлялась через Ливерпуль и Саутхемптон, куда попадали в основном евреи, пересекшие Европы посуху, а не выехавшие морем из Либавы.

Главным недостатком Либавы была необходимость получения российских загранпаспортов для выезда. Часто получение паспортов входило в компекс услуг агентов пароходства, и описываются случаи, когда те брали с родственников или даже знакомых с каждого деньги на паспорта, а оформляли один паспорт "на семью" (настоящую или вымышленную), прикарманивая разницу. Также паспортный процесс был чреват непредсказуемыми задержками и дополнительным мздоимством.

В то же время для проезда через Германию или Австро-Венгрию паспорта не требовались, так как на границе были широко организованные сети контрабандистов, занятые и перевозкой людей. Изначально Германия ограничивалась учетом транзитников по иx прибытию на Берлинские вокзалы, но постепенно, под влиянием пароходовладельческих интересов, возникла целая сеть из 60 регистрационных пунктов и приютов, где отмечались и задерживались прибывающие беспаспортные евреи. Только тем, у кого на руках были билеты германских компаний, в первую очередь "Гамбург-Америка", предоставлялся беспрепятственный транзит. Следующим в Роттердам или Лондон чинилось множество препятствий, требовались разнообразные дополнительные доказательства намерений эмигрантов, их состоятельности и т.д. По рассказам, уже близ границы скарб евреев направлялся в вошебойки на фумигацию, что давало агентам способ узнать количество наличных на руках у эмигрантов, и раскрутить их на все доступные деньги, в том числе на перерегистрацию с британских и голландских на немецкие пароходные линии. В результате поток из Российской Империи и Галиции в значительной мере оказывался перехвачен немецкими конторами.
https://www2.le.ac.uk/centres/stanley-b ... 0ships.pdf
Гоникберг (Могилев-Подольский, Ушицкий уезд, и повсюду), Прусс, Черницкий(Городок Витебской), Пальман (Витебск), Богин, Рудерман (Минск), Лапицкий (Копысь, Киев)

Аватара пользователя
Elena G.
Сообщения: 1655
Регистрация: 04.11.2010
Откуда: Canberra, Australia
Благодарил (а): 362 раза
Поблагодарили: 278 раз
Контактная информация:

Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

#2 Сообщение Elena G. » 08 янв 2017, 04:12

В 1908-1914 гг. на Дальнем Востоке, в частности в Харбине, где было много евреев, была сходная борьба эмиграционных агентств, заманивавших потенциальных эмигрантов в Канаду, США, на Гавайи и в Австралию. Одним из главных агентов, пропагандировавших выезд на Гавайи, был еврей Перельструз, я этой историей когда-то занималась, правда не в еврейском контексте: http://elena.id.au/Hawaii.htm

А вот Австралия, которой я сейчас занимаюсь, была хорошо раскручена именно агентами, связанными с Government Intelligence and Tourist Bureau. Они выпускали иллюстрированные брошюры с рассказами об успехе эмигрантов, в том числе и россиян, и продавали со скидкой билеты до Брисбена на японские пароходы (вероятно одной и той же линии), поэтому и основной поток эмиграции в 1909 году пошел в Брисбен, а не в Сидней, как первоначально происходило.
Кабо - Люцин (Лудза), Латвия; Новозлатополь, Мариуполь, Бердянск; Кручик - Беларусь, Литва, Бердянск; Крючков - Бердянск; Губергриц - Таганрог и Приазовье; Безчинский- Бердянск, Таганрог, Приазовье, Аргентина; Иоголевич - Литва (?), Павлоград, кол. Графская, Пологи, Приазовье, Харбин; Ямпольский - Александровск; Энгель - Бердянск, Орехов, Екатеринослав; Таубер - Львов, Бердянск, Таганрог, Стамбул

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 5292
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 916 раз
Поблагодарили: 910 раз

Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

#3 Сообщение anno_nin » 08 янв 2017, 10:25

Вполне логично, что приняв решение переселиться, особенно семьей, искали вариант попроще, подешевле, понадежнее и чтобы "там" был кто-то из родных или друзей.
В этом плане конкуренция пароходных компаний подстегивалась также спросом на их услуги.
К примеру, сложности дороги в Палестину (и жизни в турецкой Палестине), видимо, существенно снизили число желающих не только поселиться в этих краях, но, также, просто посетить.

MOCKBA
Сообщения: 2412
Регистрация: 23.01.2016
Откуда: Америка
Благодарил (а): 889 раз
Поблагодарили: 819 раз

Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

#4 Сообщение MOCKBA » 05 май 2018, 23:01

У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Гоникберг (Могилев-Подольский, Ушицкий уезд, и повсюду), Прусс, Черницкий(Городок Витебской), Пальман (Витебск), Богин, Рудерман (Минск), Лапицкий (Копысь, Киев)


Вернуться в «Эмиграция евреев»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя