Вопросы и ответы о жизни евреев

Модератор: Nison

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6154
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 198 раз
Поблагодарили: 829 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#101 Сообщение Nison » 21 дек 2012, 08:07

Ну может отослали документы в раввинский суд
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7641
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#102 Сообщение mod970 » 21 дек 2012, 16:17

Nison писал(а):Ну может отослали документы в раввинский суд

А кстати, сколько и где были раввинские суды?
У них была иерархия? Типа - местный, губернский, верховный? Или ещё какого-то типа?
Что-то типа высшего раввинатского суда, вроде, было. Я видела в архиве ссылки на их решения. И МВД принимал их как решения Сената.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11320
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 906 раз
Поблагодарили: 1361 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#103 Сообщение Юлия_П » 21 дек 2012, 18:21

Если синагога сгорала, можно ли было построить на её месте новую или восстановить старую? Или нужно было было строить в другом месте?
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7641
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#104 Сообщение mod970 » 22 дек 2012, 01:22

Кстати, о разводах. :cool:
РГИА Ф.821. Оп.8. Д.361. (17.12.1870-19.03.1871 гг.) дело по запросу департамента общих дел МВД о постановлениях еврейской религии относительно разводов и об обязанностях разведенных супругов по отношению к своим детям.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

michael_frm_jrslm
Сообщения: 2061
Регистрация: 16.09.2009
Откуда: Маале-Адумим, Израиль
Благодарил (а): 166 раз
Поблагодарили: 586 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#105 Сообщение michael_frm_jrslm » 22 дек 2012, 21:35

mod970, о законодательных нормах Российской Империи по отношению к еврейским разводам довольно подробно написано в статье "Развод" в Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, вот тут:
http://brockhaus-efron-jewish-encyclope ... -1/111.htm (во второй половине статьи.)

В частности, "По разъяснению Равв. комиссии, в случае требования Р. одной стороной духовное судопроизводство по такому бракоразводному делу должно быть произведено по месту жительства ответчика. Но в некоторых исключительных случаях духовный суд может состояться по месту жительства истца и у иноместного раввина. Р. обыкновенно регистрируется по месту вручения жене разводного письма, в иных же случаях — и по месту совершения Р."
Моз, Либерзон - Двинск (Даугавпилс) до 1915
Левин - Вилкомир, Двинск (Даугавпилс) до 1915 -> Харьков -> Москва
Каган - Двинск (Даугавпилс) до 1915 и Солоки (Салакас, Литва)
Рубинштейн - Краснополье Могилевской губ.
Златин, Данович - Могилев

по линии жены:
Берковиц/Беркович- Рига до 1917
Якобсон - Митава (Елгава) в 19-м в.
Рогацкин - Витебск, Вязьма, Свердловск
Романовский - Вязьма, Свердловск
Гершкович, Дегтярев - Челябинск до 1917
Литвак, Дизик - Умань и уезд (м. Буки)
Овчарек - Варшава
Болотин, Медведев - Клинцы, Сураж

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7641
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#106 Сообщение mod970 » 22 дек 2012, 22:43

michael_frm_jrslm писал(а):mod970, о законодательных нормах Российской Империи по отношению к еврейским разводам довольно подробно написано в статье "Развод" в Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, вот тут:
http://brockhaus-efron-jewish-encyclope ... -1/111.htm (во второй половине статьи.)

В частности, "По разъяснению Равв. комиссии, в случае требования Р. одной стороной духовное судопроизводство по такому бракоразводному делу должно быть произведено по месту жительства ответчика. Но в некоторых исключительных случаях духовный суд может состояться по месту жительства истца и у иноместного раввина. Р. обыкновенно регистрируется по месту вручения жене разводного письма, в иных же случаях — и по месту совершения Р."

Это всё верно для "черты" и европейской части России, в которых было достаточно даяним и относительно не такие большие расстояния до ближайшего духовного суда. Ситуация в Сибири характеризовалась очень малым числом людей, достаточно образованных в духовных делах, огромными расстояниями между местами, в которых проживали евреи, и ограничениями на передвижение даже внутри одной губернии, не говоря уж о всей Сибири.

В моём случае меня интресует, какая из принятых практик развода, была наиболее вероятна в конкретных условиях Восточной Сибири. В книге Кальминой о еврейских общинах Забайкалья указано, что процент разводов был достаточно высок, что многие разводились "по переписке" с равином, но нет даже намека о переписке с раввинами за пределами Восточной Сибири по поводу разводов. А у меня есть сомнение, что хоть где-то в Сибири был духовный суд. Отсюда и все вопросы...
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6154
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 198 раз
Поблагодарили: 829 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#107 Сообщение Nison » 23 дек 2012, 00:35

Юлия_П писал(а):Если синагога сгорала, можно ли было построить на её месте новую или восстановить старую? Или нужно было было строить в другом месте?

Можно и нужно.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11320
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 906 раз
Поблагодарили: 1361 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#108 Сообщение Юлия_П » 23 дек 2012, 00:40

Спасибо. А по какой причине могли отказаться от восстановления или строительства на месте сгоревшей и искали новое место?
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6154
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 198 раз
Поблагодарили: 829 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#109 Сообщение Nison » 23 дек 2012, 00:46

Место было не очень удобное?
Тяжело было сносить руины?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6154
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 198 раз
Поблагодарили: 829 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#110 Сообщение Nison » 23 дек 2012, 00:48

mod970 писал(а):
Nison писал(а):Ну может отослали документы в раввинский суд

А кстати, сколько и где были раввинские суды?
У них была иерархия? Типа - местный, губернский, верховный? Или ещё какого-то типа?
Что-то типа высшего раввинатского суда, вроде, было. Я видела в архиве ссылки на их решения. И МВД принимал их как решения Сената.

Нет иерархии.
Государство может решило сделать для своих нужд высший суд, я про такое не слышал.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6154
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 198 раз
Поблагодарили: 829 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#111 Сообщение Nison » 23 дек 2012, 00:56

mod970 писал(а):В моём случае меня интресует, какая из принятых практик развода, была наиболее вероятна в конкретных условиях Восточной Сибири. В книге Кальминой о еврейских общинах Забайкалья указано, что процент разводов был достаточно высок, что многие разводились "по переписке" с равином, но нет даже намека о переписке с раввинами за пределами Восточной Сибири по поводу разводов. А у меня есть сомнение, что хоть где-то в Сибири был духовный суд. Отсюда и все вопросы...

Про развод "по переписке" я упоминал.
А какая разница переписываться с раввинами из Восточной Сибири или из более отдаленных мест? Письма будут немного дольше идти?
Не обязателен духовный суд, как какая-то организация.
Достаточно одного толкового раввина, который изучал законы разводов и умел составлять геты.
И ещё 2 религиозных евреев, которые могут написать свое имя и имя своего отца шрифтом, которым пишут свитки Торы и мезузы.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7641
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#112 Сообщение mod970 » 23 дек 2012, 03:22

Подписи свидетелей и равина на иврите обычным шрифтом были в метрической книге, но вся запись - на русском. Они там вообще не вели записи на иврите\идиш. Ладно, не буду тебя мучать. :sorry:

Юлия_П писал(а):Спасибо. А по какой причине могли отказаться от восстановления или строительства на месте сгоревшей и искали новое место?

Я читала про случаи противодействия православного\католического духовенства. Были всякие законы о расстоянии от церквей, о том, что синагога не могла быть выше церквей и пр. Это могло послужить законным поводом к запрещению строительства новой синагоги на старом месте.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6154
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 198 раз
Поблагодарили: 829 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#113 Сообщение Nison » 23 дек 2012, 03:34

mod970 писал(а):Подписи свидетелей и равина на иврите обычным шрифтом были в метрической книге, но вся запись - на русском. Они там вообще не вели записи на иврите\идиш. Ладно, не буду тебя мучать.

Я говорю про сам гет.
А не про запись в книгах.
На самом гете нет подписи раввина, только подписи 2 свидетелей "ассирийским" шрифтом.
И גврученный гет вообще рвут по-вертикали и по-горизонтали.
А вручают документ под названием "маасе бейт дин" и там уже подписи обычным шрифтом.
Если гет по переписке, то свидетели подписывались в том месте, где гет писался.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7641
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#114 Сообщение mod970 » 23 дек 2012, 11:26

Nison писал(а):
mod970 писал(а):Подписи свидетелей и равина на иврите обычным шрифтом были в метрической книге, но вся запись - на русском. Они там вообще не вели записи на иврите\идиш. Ладно, не буду тебя мучать.

Я говорю про сам гет.
А не про запись в книгах.
На самом гете нет подписи раввина, только подписи 2 свидетелей "ассирийским" шрифтом.
И גврученный гет вообще рвут по-вертикали и по-горизонтали.
А вручают документ под названием "маасе бейт дин" и там уже подписи обычным шрифтом.
Если гет по переписке, то свидетели подписывались в том месте, где гет писался.

Сам гет я никогда не видела. Моя мама знала о разводе со слов самих разводившихся, и единственным подтверждением этого факта были разные фамилии супругов, жили они снова вместе, но повторно брак не делали (опять же, так они говорили моей маме). А я нашла только метрическую запись. Но если свидетели подписались в книге в Чите, значит и гет писался там же? Или это были уже другие свидетели - только для записи в МК?
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6154
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 198 раз
Поблагодарили: 829 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#115 Сообщение Nison » 23 дек 2012, 11:50

Есть несколько свидетелей.
Свидетели написания гета, они могут быть только там где гет пишется под руководством даяна.
И есть свидетели вручения гета. Им не надо уметь писать "ассирийским" шрифтом.
Им надо только соблюдать субботу.
(В дистанционном гете есть ещё свидетели поручения написания)

Это могут быть как одни и те же люди, так и разные.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7641
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#116 Сообщение mod970 » 23 дек 2012, 12:26

Спасибо!
:Rose:
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
Женя Вайнштейн
Сообщения: 1037
Регистрация: 03.12.2009
Откуда: NJ
Поблагодарили: 7 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#117 Сообщение Женя Вайнштейн » 28 янв 2013, 18:23

Как возник институт казённых раввинов в РИ? Была у них какая-либо иерархия? Существовала ли приемственность между ними и чем-то подобным до раздела Польши?

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7641
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#118 Сообщение mod970 » 01 фев 2013, 16:49

Женя Вайнштейн писал(а):Как возник институт казённых раввинов в РИ? Была у них какая-либо иерархия? Существовала ли приемственность между ними и чем-то подобным до раздела Польши?

Институт казенных раввинов не имеет отношения к традиции, а чисто исторический вопрос. Смешно, но в Израиле выбирают главных раввинов по системе не менее далекой от традиции, чем в РИ.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6154
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 198 раз
Поблагодарили: 829 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#119 Сообщение Nison » 06 фев 2013, 00:54

До раздела Польши должности раввинов вообще часто покупались.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11320
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 906 раз
Поблагодарили: 1361 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#120 Сообщение Юлия_П » 24 май 2013, 15:05

Возник вопрос. В 1829 году некий еврей в Крыму пожелал причислиться в караимские мещане. Значит ли это, что он перешёл из евреев в караимы? Для чего это было надо в 1829 году (кажется, караимов законодательно выделили из евреев в 1835 году)? Насколько это было реально и распространено ли? Было ли это со временем альтернативой крещению, если учитывать, что у караимов было меньше ограничений?
И вообще, что это за караимское мещанство в 1829 году?
Были ли караимы где-то вне России - например, в Австрии?
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php


Вернуться в «Жизнь наших предков»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость