Сословная приписка евреев - Мещане

Модератор: garchev

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Сословная приписка евреев - Мещане

#21 Kaaskop » 08 сен 2009, 10:12

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Меща́нство (польск. mieszczanin — горожа́нин) — в Российской империи до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Русского государства, в основном — ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского названия небольших городов — «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».

Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой — с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного мещанского самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года — от подушной подати.

Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы — в мещанство. В 1863 году была отменена низшая, третья гильдия купечества, и все купцы, приписанные к ней, были переведены в мещанство. Запись в мещане была возможна для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. Также в мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей. После отмены крепостного права мещанское сословие было в значительной мере пополнено крестьянами, однако, как отмечали современники, эти «новые мещане» зачастую переходили в новое качество только для того, чтобы не платить подати. В действительности они не занимались торговлей и ремёслами, а купив дом в городе, арендовали землю и продолжали жить земледелием. Некоторые из мещан получали образование и переходили в сословие разночинцев.

В 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан (что составляло 35 % городского населения). Согласно данным переписи 1897 года в России было 13386,4 тыс. мещан, то есть мещане были вторым по своей численности сословием после крестьян в составе коренного населения страны. Хотя мещанство формально имело своё самоуправление (мещанское управление), но как податное, а позже «бывшее податное» сословие, мещанское самоуправление лишь в весьма слабой степени служило нуждам членов сословия и по сути являлось бесплатным (для государства) органом финансово-полицейского управления.

Мещанское сословие было отменено вместе с прочими сословиями и званиями c Октябрьской революцией 1917 года.

Свобода перемещения
Несмотря на ослабление паспортной системы в начале XX века, мещане были ограничены в праве передвижения. Дела о выдаче паспортов мещанам часто доходили до мещанского схода (например, в случае недоимочности). Однако сходы проходили редко, состав их не был определён законом, и решения потому были неустойчивы.

yvb
Сообщения: 3858
Зарегистрирован: 16.07.2009
Благодарил (а): 120 раз
Поблагодарили: 401 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы новичков

#22 yvb » 19 июл 2010, 10:54

mod970 писал(а):Поколениями жили в другом месте, но во всех документах значились приписанными к тому месту, куда первый раз был приписан их пра.
Кстати, очень интересный вопрос: "Когда эта первая приписка могла состояться?" При первой переписи евреев данной местности после вхождения в состав Российской Империи или возможны варианты? Кто-то до этого момента добрался?
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Мещане

#23 Kaaskop » 19 июл 2010, 11:05

Навскидку - Положение о евреях 1804 года. По нему все евpеи были обязаны приписаться в одно из состояний - земледельцы, ремесленники, мещане и купцы.

yvb
Сообщения: 3858
Зарегистрирован: 16.07.2009
Благодарил (а): 120 раз
Поблагодарили: 401 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы новичков

#24 yvb » 19 июл 2010, 11:13

То есть с большой вероятностью можно предполагать, что предки жили в месте приписки на рубеже 18-19 веков?
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Мещане

#25 mod970 » 19 июл 2010, 11:14

Согласна с Леной, точка отсчета - 1804 г.
Бершадский в 19-м веке "по горячим" следам исследовал период конца 18- нач. 19 веков. Думаю, у него можно найти ответ как это практически осуществлялось.

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Мещане

#26 mod970 » 19 июл 2010, 11:16

yvb писал(а):То есть с большой вероятностью можно предполагать, что предки жили в месте приписки на рубеже 18-19 веков?
С небольшим разбросом по времени, т.к. евреи всё выполняли с запозданием. :cool:

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Мещане

#27 Kaaskop » 19 июл 2010, 11:25

С небольшим разбросом по времени, т.к. евреи всё выполняли с запозданием
.


Верно. Т.к. ,опять же навскидку, позже был еще один указ, где дублировалась обязательность приписки.
Если найдете цитату, киньте сюда, ладно?

Т.к. вопрос интересный и часто возникающий, то м.б. выделить его в отдельную тему?

Аватара пользователя
Влад
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 24.05.2010
Откуда: Москва
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз

Re: Вопросы новичков

#28 Влад » 19 июл 2010, 11:42

Вопрос, я вижу, более глубок, чем поставленный мной.
Поскольку мы вынуждены включать в своих исследованиях "догадку" за отсутствием док-тов, с большой вероятностью можно увязывать приписку предков - муж. п. с местом происхождения семьи. Во-всяком случае, с местом проживания семьи в конце 17 - начале 18 вв.

Личное отступление. Скажем, я вижу своего прадеда - Крейцбургского мещанина. По папиному рассказу, семья происходит из Острога Волынской губ. Но я на терр. теперешней Укр. свою фамилию не нахожу. В Латвии, Литве, Белорусс моя фамилия встречается. Теперь я думаю, папа ошибался. С большой вер. предки этой линии происходили из Крейцбурга.
Интересуюсь: Режица, Крейцбург, Вильно, Полоцк, Острог, Бердичев
Ищу: Минцкер (Крейцбург, Режица, Острог), Яблон (Режица, Вильно), Баркан (Полоцк, Режица)

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Мещане

#29 Kaaskop » 19 июл 2010, 11:46

в конце 17 - начале 18 вв.


В конце 18- начале 19вв

Папа не ошибался. Он просто говорил то, что ему было известно:) Он знал, что поколения семьи проживали в Остроге. А какая там у них была приписка, думаю, его не интересовало

yvb
Сообщения: 3858
Зарегистрирован: 16.07.2009
Благодарил (а): 120 раз
Поблагодарили: 401 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы

#30 yvb » 01 авг 2010, 12:56

Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации.
Нашёлся документ, письмо Оршанской городской думы к полицейскому приставу о взыскании средств со сборщика повинностей Любавичского еврейского общества за лечение в Оршанской окружной лечебнице евреев, среди которых есть интересующий меня человек.
Нашёлся также документ, ответ, что этот человек не принадлежит к Любавичскому еврейскому обществу и, что здесь его никто не знает.
Мог ли этот человек быть Оршанским мещанином?
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

yvb
Сообщения: 3858
Зарегистрирован: 16.07.2009
Благодарил (а): 120 раз
Поблагодарили: 401 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы

#31 yvb » 02 авг 2010, 13:45

Может кто-то знает, как принимались на лечение в больницы в 1870-ых годах евреи? Каким образом бралась оплата за лечение? Могли человек назваться чужим или вымышленным именем и припиской к обществу?
Последний раз редактировалось yvb 02 авг 2010, 14:13, всего редактировалось 1 раз.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Мещане

#32 Kaaskop » 02 авг 2010, 13:51

Юра, насколько я знаю, если человек попадал в больницу не по месту официального жительства/регистрации, то расходы за его лечение потом перекладывались по месту этой самой регистрации. Мне подобрные записи в встречались в больничных отчетах и в Журналах гор. думы.
Если рассуждать логически, то при нахождении вне места своей регистрации/жительства у него должен был быть на руках документ (иначе проблемы с полицией были неминуемы).
Думаю, что случаи могли быть всякие - и нелегальное пребывание, и утеря документа, да и ошибка могла быть при регистрации в больнице и т.д. Поэтому, думаю, никто Вам точный ответ не даст.

yvb
Сообщения: 3858
Зарегистрирован: 16.07.2009
Благодарил (а): 120 раз
Поблагодарили: 401 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы

#33 yvb » 02 авг 2010, 14:03

Лена, дело в том, что он скорее всего был приписан к Орше, где была больница. А разыскивали его почему-то в Любавичском обществе, непонятно :unknown: , и там не нашли.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Мещане

#34 Kaaskop » 02 авг 2010, 14:34

Он мог быть мещанином Орши, но членом другого еврейского общества. как пример, все те же Сендерихины, которые много лет жили в Москве, Твери, Рыбинске, но числились(часть из них) мещанами Могилева и членами Шкловского еврейского общества, а не Могилевского.

yvb
Сообщения: 3858
Зарегистрирован: 16.07.2009
Благодарил (а): 120 раз
Поблагодарили: 401 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы

#35 yvb » 02 авг 2010, 15:42

В метрической книге Могилёва он записан "из Орши", Москвы - "Могилёвской губернии Оршанский мещанин". То есть нет никакого упоминания о Любавичах.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Мещане

#36 Kaaskop » 02 авг 2010, 16:08

Ну, мы , думаю, не можем со 100% уверенностью сказать верна ли та или иная запись. М.б. принадлежность к общ-ву они пропустили

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Мещане

#37 Kaaskop » 02 авг 2010, 16:15

думаЮ. что на Любавичах не стоит зацикливаться, тем более, если его там не нашли. Но вся ситуация наводит на мысль, что он, хотя и был Оршанским мещанином, был приписан не к Оршанскому е.о.

yvb
Сообщения: 3858
Зарегистрирован: 16.07.2009
Благодарил (а): 120 раз
Поблагодарили: 401 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы

#38 yvb » 02 авг 2010, 16:35

Странно, что в других обществах не искали. Надо дождаться копии документа, чтобы делать выводы.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Мещане

#39 Kaaskop » 02 авг 2010, 16:40

Почему Вы думаете, что не искали?. М.б. искали, но переписки не сохранилось.

yvb
Сообщения: 3858
Зарегистрирован: 16.07.2009
Благодарил (а): 120 раз
Поблагодарили: 401 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы

#40 yvb » 02 авг 2010, 16:50

Всё может быть. Надо документы искать.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
Novomeysky
Сообщения: 934
Зарегистрирован: 13.09.2009
Откуда: Ekaterinburg Russia
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 24 раза
Контактная информация:

Re: Мещане

#41 Novomeysky » 17 авг 2010, 22:53

Из книги Солженицына
На первых порах Екатерина остерегалась как враждебной реакции польской знати, упускающей властвование, так и неблагоприятного впечатления на православных подданных. Но, сочувственно относясь к евреям и ожидая от них экономической пользы для страны, Екатерина готовила им большие права. Уже в 1778 на Белорусский край было простёрто недавнее российское всеобщее постановление: владеющие капиталом до 500 руб. составляют отныне сословие мещан, а большею суммой — сословие купцов, трёх гильдий, по своему достоянию, и освобождаются от поголовной подати, а платят 1% с капитала,ими “объявленного по совести”.
Это постановление имело особенное, большое значение: оно разрушало еврейскую до сей поры национальную изолированность (Екатерина и хотела нарушить её). Оно подрывало и традиционный польский взгляд на евреев как на элемент внегосударственный. Подрывало и кагальный строй, принудительную силу кагала. “С указанного момента начинается процесс внедрения евреев в русский государственный организм... Евреи широко воспользовались правом записываться в купечество” — так что, например, по Могилёвской губернии купцами объявилось 10% от еврейского населения (а от христианского — только 5,5%)loe. Евреи-купцы освобождались теперь от податного отношения к кагалу и уже не должны были, в частности, обращаться к кагалу за разрешением на всякую отлучку, как раньше: они имели теперь дело лишь с общим магистратом, на общих основаниях. (В 1780 приехавшую Екатерину евреи могилёвские и шкловские встречали одами.)
С отходом евреев-купцов переставала существовать и государственная рубрика “евреи”. Остальные все евреи теперь тоже должны были быть отнесены в какое-то сословие и, очевидно, только в мещан. Но желающих переходить сперва было мало — из-за того что годичный поголовный сбор с мещан в то время был 60 коп., а с евреев — 50 коп.

Ответить

Вернуться в «Сословная приписка евреев»