АЙХЕНБОЙМ

Модератор: oztech

Сообщение
Автор
Виткуп
Сообщения: 29
Регистрация: 03.10.2009
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 14 раз

АЙХЕНБОЙМ

#1 Сообщение Виткуп » 01 май 2018, 01:09

Начав рассказ о своих предках со стороны отца мамы, хотел бы продолжить его рассказом о предках со стороны маминой мамы, т.е. моей бабушки.
Итак,
АЙХЕНБОЙМ
Я написал эту фамилию именно так, хотя по документам моя бабушка носила фамилию Айхенбаум. Все-таки опираясь на более ранние источники, считаю что было бы верней писать эту фамилию так как она писалась первоначально.
Генеалогия такая штука, что занимаясь прошлым своей семьи, некоторые семейные легенды или предания вдруг находят свое подтверждение, а некоторые, казалось бы незыблемые факты вдруг опровергаются.
Никто не помнит дня своего рождения, поэтому мы знаем своего рождения или от родителей или из метрики (свидетельства о рождении). У моей мамы свидетельство о рождении не сохранилось. Вообще было неизвестно, куда оно делось. Считалось, что пропало во время войны или во время скитаний по детприемникам и детдомам после ареста родителей. Так моя мама всегда утверждала, что дата ее рождения в паспорте указана неверно, где-то вкралась ошибка, а исправлять ее очень хлопотно. Так по документам моя мама стала почти на три года старше. Так будучи уверена, что родилась 27 декабря 1928 года, имела запись в паспорте о дате рождения 26 января 1926 года. Двойная ошибка!
И вот нахожу в архиве в одной анкете, заполненной моим дедом в марте 1926 года, что у него уже есть месячная дочка. Это же подтверждается и другими, более поздними документами. Значит «ошибочная» дата рождения все-таки была верной?
Предполагаю, что скорее всего, после ареста мужа и предвидя свой скорый арест, бабушка крепко заставила заучить свою дочку дату рождения, сделав ее почти на три года моложе. Видимо она надеялась на более мягкие последствия для дочери, или пыталась дать ей возрастную фору в наступающие для нее тяжелые времена. Так мама затем и жила с новой датой рождения.
Затем уже в 1976 году при обмене паспортов появилась новая дата. Видимо, внутренние органы не очень доверяли паспортам, которые были у советских граждан, и перепроверяли данные. Запросили загс Херсона, где родилась мама, и без всяких рассуждений и уведомлений, просто вписали истинную дату рождения.
Вы спросите, для чего я рассказываю вам эту историю? Во-первых, может случится, что временные ошибки в документах, которые вам попадают в руки, вовсе не случайны. А во-вторых, оказалось, что моя бабушка проделала этот трюк по-крайней мере дважды.
Айхенбойм (Айхенбаум) Анна Яковлевна. (1887 – 1964)
В ее свидетельстве о рождении записано, что родилась она в Варшаве в 1890 году. Свидетельство это повторное, т.е. не оригинал, было выдано в послевоенное время, записывалось со слов бабушки. В другой теме на форуме я уже писал, как я это выяснил, но бабушка хотя и родилась в Польше, но не Варшаве, а в Холме. И что самое интересное, не в 1890 году, а 1887 году. Опять эти три года омоложения. И вот здесь я ломаю голову до сих пор. Зачем??? Когда произошла подмена? Похоже, что еще совсем в молодом возрасте. Может она хотела быть моложе дедушки?
Настоящее имя бабушки Хана. А это вовсе не то же самое, что Анна. Впрочем и отчество не совсем верно. В следственном деле бабушки ее отчество записано как Яковлевна (Шаевна). Это еще что такое, подумал я. Может Шая в России стал Яша? Нет настоящее имя его записано как Якуб Шия.
Но вернемся к бабушке. Семейное предание гласило, что бабушка с дедушкой познакомились в тюрьме. Вернее, когда дедушка за свою революционную деятельность сидел в царской тюрьме, бабушка по заданию партийных товарищей ходила к нему на свидания под видом невесты. Свидания разрешались только родственникам. Я почему-то предполагал, что все это происходило в Николаеве, но это не подтверждается документально. Айхенбоймы в Николаеве никогда не жили. Выходит, что дедушка привез ее из другого города. Недавно я выяснил, что дедушка находился также в тюрьмах Варшавы, Белостока и Гродно. Видимо, надо искать там, так как следы Айхенбоймов из Холма после 1887 года пропадают.
Бабушка по профессии была портниха. Профессии этой выучилась от отца. Это ремесло по словам бабушки, помогло ей выжить. В 1937 году после ареста мужа бабушка тоже была арестована и отбывала наказание в небезызвестном АЛЖИРе. В Интернете вы легко сможете найти, что соратницами по неволе ее были жены многих известных всей стране людей. Бабушка же об этом маме никогда не рассказывала.
После войны, уже отбыв наказание, бабушка вернулась в Одессу, где семья жила до ареста с 1928 года. Вернулась нелегально, так как была поражена в правах и не имела права проживать во многих городах. Жила она по поддельным документам, которые можно было предъявить управдому или при проверке на улице, но которые бы конечно не выдержали детальной проверки в милиции. Документы эти были сделаны еще по дореволюционным связям. Друзья в складчину купили ей швейную машинку, и она могла брать частные заказы, чтобы как-то выжить. По этим птичьим документам бабушка и прожила всю оставшуюся жизнь, никогда не получая от государства ни копейки пенсии, только целиком на иждивении своей дочери.

Родители бабушки
Айхенбойм Яков Моисеевич 1855 - ? По профессии портной. В записи о рождении дочери, расписаться сам не смог, так как был неграмотен. Где умер и когда неизвестно.

Айхенбойм Сима Эльевна 1855 - ? В сохранившейся архивной записи о рождении дочери записана как Сима Мала, урожденная Штаб. Место и время смерти также неизвестно

Нашел я также, что у бабушки был старший брат Иосиф Зиндель, который скончался в трехлетнем возрасте еще до рождения бабушки. Сохранилось семейное предание, что у бабушки был другой брат, который во время первой мировой войны пропал без вести. Ни в каких источниках не нашел этому подтверждения.
Лимоне: Гродно, Николаев
Айхенбойм: Холм, Варшава, Николаев

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 6124
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1214 раз
Поблагодарили: 1274 раза

АЙХЕНБОЙМ

#2 Сообщение anno_nin » 01 май 2018, 14:24

Виткуп писал(а):Источник цитаты Родители бабушки
Айхенбойм Яков Моисеевич 1855 - ? По профессии портной. В записи о рождении дочери, расписаться сам не смог, так как был неграмотен. Где умер и когда неизвестно.

Айхенбойм Сима Эльевна 1855 - ? В сохранившейся архивной записи о рождении дочери записана как Сима Мала, урожденная Штаб. Место и время смерти также неизвестно

Нашел я также, что у бабушки был старший брат Иосиф Зиндель, который скончался в трехлетнем возрасте еще до рождения бабушки. Сохранилось семейное предание, что у бабушки был другой брат, который во время первой мировой войны пропал без вести. Ни в каких источниках не нашел этому подтверждения.


т.е., скорей всего Айхенбойм Яков-Шая Мовшевич и Штаб Сима-Малка Эльевна?

Виткуп
Сообщения: 29
Регистрация: 03.10.2009
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 14 раз

АЙХЕНБОЙМ

#3 Сообщение Виткуп » 01 май 2018, 20:49

Я дал фамилию, имя и отчество так, как записано в свидетельстве о рождении их дочери, выданном советским загсом. А имена Якуб Шия и Сима Мала взяты из метрики, составленной в 1887 году в Холме. Но в сущности, ваш вариант тоже верен.
Лимоне: Гродно, Николаев
Айхенбойм: Холм, Варшава, Николаев

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 6124
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1214 раз
Поблагодарили: 1274 раза

АЙХЕНБОЙМ

#4 Сообщение anno_nin » 01 май 2018, 20:51

Для поиска "вглубь" стоит иметь в виду "мой" вариант.

Alexander79
Сообщения: 3995
Регистрация: 26.05.2010
Благодарил (а): 964 раза
Поблагодарили: 1195 раз

АЙХЕНБОЙМ

#5 Сообщение Alexander79 » 01 май 2018, 21:03

Дела революционера в ГАРФЕ смотрели?
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)

ALLA PESINA
Сообщения: 1339
Регистрация: 24.05.2011
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 428 раз

АЙХЕНБОЙМ

#6 Сообщение ALLA PESINA » 01 май 2018, 21:45

http://yvng.yadvashem.org/index.html?la ... Transport= Арон Айхенбаум 1867г.р. Похоже Ваш
.

Виткуп
Сообщения: 29
Регистрация: 03.10.2009
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 14 раз

АЙХЕНБОЙМ

#7 Сообщение Виткуп » 03 май 2018, 00:09

Alexander79 писал(а):Дела революционера в ГАРФЕ смотрели?

Спасибо. Смотрел, нашел много интересного. На днях выложу. Он идет по другой теме. Бабушка и дедушка носили разные фамилии. Поэтому смотрите в теме ЛИМОНЕ.
Лимоне: Гродно, Николаев
Айхенбойм: Холм, Варшава, Николаев

Виткуп
Сообщения: 29
Регистрация: 03.10.2009
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 14 раз

АЙХЕНБОЙМ

#8 Сообщение Виткуп » 03 май 2018, 00:16

ALLA PESINA писал(а):Источник цитаты http://yvng.yadvashem.org/index.html?la ... Transport= Арон Айхенбаум 1867г.р. Похоже Ваш

Алла, вы меня озадачили. Почти точное совпадение имен родителей, но возраст... Мои то предки были оба 1855 года рождения. Слишком молоды, чтобы быть родителями Арона, если здесь только не ошибка в годе его рождения.
Но, по крайней мере, Радом может быть географическим направлением будущих поисков.
Лимоне: Гродно, Николаев
Айхенбойм: Холм, Варшава, Николаев

ALLA PESINA
Сообщения: 1339
Регистрация: 24.05.2011
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 428 раз

АЙХЕНБОЙМ

#9 Сообщение ALLA PESINA » 03 май 2018, 08:32

http://yvng.yadvashem.org/index.html?la ... Transport= Йохевет 1871 г.р. Похоже в гетто погибла вся семья.Обратите внимание на написание фамилии как Эйхенбаум -там год рождения Арона 1875 .Анкета заполнена племяником Абуш Вербер.Возмоно стоит поискать представителей этой семьи.
.


Вернуться в «Мои предки - евреи: что знаем, что ищем...»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Степаненко Раиса, Helen V., mikev и 24 гостя