ПЕРМЬ еврейское кладбище

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 507
Возраст: 66
Регистрация: 31.07.2015
Благодарил (а): 138 раз
Поблагодарили: 448 раз

ПЕРМЬ еврейское кладбище

#1 Сообщение lev-o » 26 мар 2016, 07:38

ЕВРЕЙСКИЙ УЧАСТОК САМОГО СТАРОГО КЛАДБИЩА В ПЕРМИ
Постановлением Пермского областного совета народных депутатов № 683 (принятого 20 мая 1993 года) под охрану было взято старое православное кладбище (далее СК) - 1,6 га, новое православное (НК) - 6 га, мусульманское (МК) - 1,2 га, иудейское (ИК) - 0,6 га, католическое (КК) - 0,1 га. Причем состояние иудейского и мусульманского кладбищ сразу было оценено специалистами как неудовлетворительное.
Иудейское кладбище - "бейт кворот". . Пермяки привычно называют его еврейским, и так-то, наверное, точнее, поскольку на данном участке покоится больше атеистов, чем иудеев. С центральной дорожки, идущей от Успенской церкви к Егошихинскому оврагу, это место смотрится на провинциальном кладбище этаким небоскребным "Нью-Йорком", из-за высоких и массивных, теснящихся на малом участке надгробий. Кладбище это возникло в 40-е годы ХIХ века, когда в городе появилась иудейская община. Всех духовных лиц, раввинов хоронили здесь. Неподалеку, впрочем, покоятся и бывшие кантонисты (еврейские дети, отслужившие затем 25 лет в армии) и их потомки, принявшие православие. Купцы, нотариусы, врачи, аптекари, повитухи, инженеры...

Еще в начале XIX века евреев среди пермских жителей не отмечается. Н. С. Попов в фундаментальном "Хозяйственном описании Пермской губернии..." пишет: "Для торговли приезжают сюда иногда итальянцы, цесарцы (так называли чехов и венгров - В. Г.), немцы, евреи с галантерейными вещами, шелковыми и другими модными и мелочными товарами, также с часами, картинками и проч. ...". В "Памятной книжке Пермской губернии..." на 1863 год приводится такая цифра: в Перми жителей "еврейского вероисповедания" - 142 мужчины и 52 женщины.
-----
Раввин Леон Рафаилович Линденбратен (1855-1910) по профессии был провизором. А Симон Исакович Друсвятский, служивший раввином в 1891-1894 годах, - инженером-химиком. Семья духовного раввина Дона Шустефа (скончался в 1943 году) приехала в Пермь из Литвы в 1916 году. Сын его станет врачом (похоронен здесь же, на Егошихинском), а внук - ныне здравствующий известный архитектор М. Футлик.

Когда умер 60-летний духовный раввин Мазо (18 мая 1913 года), то, как писал летописец, "в знак траура все еврейские магазины и мастерские были закрыты, умерший пользовался большим авторитетом среди еврейского населения".

Мануил Зальцман (умер в 1908 году) участвовал в строительстве железной дороги Пермь - Екатеринбург. Другой инженер-путеец Юлиан Бак строил участок дороги Пермь - Котлас. Исаак Хенах (скончалась в июне 1891 года) служил машинистом Пермь-Уральской железной дороги, как явствует из надписи на каменном "аналое".

Здесь нашли свой вечный приют врачи Фишман, Шнейдер, Беккер, заслуженный врач РСФСР Лазарь Матвеевич Динабург... Особняком в их ряду смотрится личность М. Я. Бруштейн (1857-1941). Одна из первых женщин-врачей (закончила высшие Петербургские врачебные курсы), она активно занималась революционной работой, в пермском охранном отделении числилась как "личность неблагонадежная"; входила в состав оргбюро Пермского Союза медико-санитарных работников.

Вплоть до советских лет на этом участке кладбища стояла сторожка. Теперь многие памятники уже без присмотра, по известным причинам: родственники или умерли, или перебрались на землю предков. "Душа его будет спать спокойно, ибо потомство унаследует Землю Израиля" - такую эпитафию для своего почившего отца послал почтой из пермского политлагеря бывший отказник (то есть получивший отказ на просьбу о выезде на историческую родину), диссидент Анатолий (Натан) Щаранский, ставший позже министром в израильском правительстве. Для эпитафии он использовал цитату из Псалмов Давида, как видим, мысль эта имела глубокое значение и для многих пермяков, возможно, потомков тех самых бедных детей кантонистов, о чем писал еще Герцен в "Былом и думах".

На этом кусочке провинциального кладбища встречаем немало звучных фамилий. В. Д. Чацкий (1894-1959), Пильняк Сарра Яковлевна (скончалась в 1913 году) и даже Свердлов Соломон Григорьевич (1906-1946) с надписью: "Память от жены, братьев, сестер и их детей"... А почти на краю оврага, над шумящей внизу Егошихой стоит скромный памятник, на каменной "подушке" которого начертано: "Немец Залман Гамшевич" (1890-1950)...

Что касается еврейских погромов, то их в Перми никогда не было, это отмечают и историки пермской иудейской общины. В октябре 17-го Пермь сотрясали солдатские беспорядки, но цели их были гораздо более "широкие", если так можно выразиться, то есть направленные не против одной национальности.

Правда, в конце 1980-х появились на кладбище "искатели золота". Дикая картина напоминает об этом случае: раскопанная могила.

Между тем, старая Пермь всегда отличалась терпимостью в национальном вопросе. Вот нелишнее тому подтверждение. У стен Всехсвятского храма, в оградке - то есть на почетном месте - сохранилось надгробие, под которым упокоился врач Фришман Василий Карлович (1835-1911).
http://refdb.ru/look/2642494-p3.html
---
В иудейском секторе встречаются надгробия с изображением меноры (светильника) и кистей рук, словно в молитве воздетых к небесам, - это символ памяти и принадлежности похороненного здесь человека к колену священнослужителей. По воспоминаниям пермских старожилов-евреев, были здесь и памятники с изображением кружки - другим символом принадлежности к духовным лицам (из кружки после службы шло омовение рук). У инженера-технолога Анания Бернштейна на надгробии-"пирамиде" - рисунки инструментов (ИК).
----
Время накладывало свои отпечатки на тип надгробия. Так, на рубеже веков особенно видно, что люди, имевшие много денег, но мало вкуса, старались выделиться даже на кладбище. Стоит только посмотреть на огромных размеров каменные колонны, обелиски на могилах купцов (что на СК, что на НК). Или высоченные памятники на еврейском кладбище. Рядом с могильными "небоскребами" уже в другие времена появились надгробия в виде каменного ложе с небольшим возвышением-"подушкой", словно приглаженные жизненными бурями. Образ времени: такое надгробие труднее будет "сковырнуть"...
---
На центральной аллее у Всехсвятского храма посетителя ждет сюрприз: в первом ряду здесь покоится прах... Онегина. Именно таким псевдонимом (кроме прочих) подписывал свои стихи Анатолий Френкель, известный советскому читателю под псевдонимом Д'Актиль (1890-1942). Автор популярнейшего "Марша энтузиастов", "Марша Буденного", а также "Парохода" и многих других песен из репертуара Л. Утесова, ставших советской классикой. Эвакуированный в Пермь из сжатого блокадой Ленинграда, А. А. продолжал работать не только для театра, но и для мастерской агитплаката, сотрудничал с газетой "Звезда".
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 507
Возраст: 66
Регистрация: 31.07.2015
Благодарил (а): 138 раз
Поблагодарили: 448 раз

ПЕРМЬ еврейское кладбище

#2 Сообщение lev-o » 26 мар 2016, 10:11

Так сегодня выглядит еврейский участок старого Егошихинского кладбища в Перми.
Егошихинское кладбище.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)


Вернуться в «Еврейские кладбища России»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google Adsense [Bot] и 4 гостя