Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

Модератор: garchev

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#1 Kaaskop » 31 авг 2009, 11:50

В большинстве еврейских общин еще в средние века роль архива выполнял пинкас (книга записей) или целый ряд пинкасим, куда заносились уставы и правила общинной жизни, имена руководителей и должностных лиц, протоколы заседаний, решения еврейских судов, а также копии записок, писем и прошений, поданных в правление общины.
Отдельные семьи тоже могли вести пинкас (в молитвенник намеренно вплетали чистые листы, на которых вели роспись поколений)

В коллекции Гаркави есть пинкасим Хеврат Кадиша – записи об усопших, пинкасим синагог и пинкасим целых местечек с перечнем членов общины, пинкасим ешив с перечнем учеников и т.д. Наиболее ранние пинкасим коллекции относятся к 17 веку. Пинкасим не имели установленной формы.

Опись коллекции Пинкасим из б-и Вeрнадского в Киеве

1. Пинкас общ. посещения больных — « ביקור חולים », — 1821–1869, 102 л., 2 лит. л., 71 л. чист., 320х210.
2. Пинкас погребального братства, ХІХ в., 63 л.+1л. = 64 л., 1 л.чист. 328х225.
3. Пинкас общ. моэлов, г. Бар, 1775–1795, копия, 4 л., лл. 2, 3 чист.,320х221.
4. Пинкас общ. приема гостей — « הכנסת אורחים », — г. Бар, 1844–1883, 39 л., 1 лит. л., 24 л. чист., — 29 л., 348х210.
5. Пинкас общ. несущих гроб, г. Барановка, [1840], копия., 8 л., лл.5–8 чист., 220х175.
6. Пинкас общ. изучения Мишны (1868); Пинкас общ. беспроцентных ссуд, г. Барановка (1780), копии, [нач. ХХ в.], 8 л., л. 8 чист.,221х179.
7. Пинкас общ. беспроцентных ссуд. г. Барановка, 1889, копия, [нач.ХХ в.], 8 л., 3 л. чист., 223х180.
8. Пинкас общ. изучения Мишны, г. Барановка, 1888 — 1924,Пинкас общ. «праведного ночлега и посещения больных», г. Барановка, 1899, копия, [кон. ХІХ в.], 8 л., л. 8 чист., 221х175.
9. Пинкас общ. «праведного ночлега и посещения больных» —« לינת הצדק וביקור חולים », — Барановка, 1899–1908, 25 л., (лл. 1, 2,21, 34 чист., 340х210.
10. Копии Пинкаса общ. читающих псалмы, Барановка, 1900 и Пин-каса общ. читающих псалмы, Барановка, 1904. 8 л., лл. 7, 8 чист.,217х172.
11. Продолжение Пинкаса брацлавских хасидов из Бердичева, 3 тет-ради, копия [ХІХ в.], 56 л, 218х172.
12. Пинкас общ. изучения Мишны и Вавилонского Талмуда —« משניות ותלמוד בבלי », — Бердичев, 1844, 89 л., 44 чист., 324х200.
13. Пинкас общ. изучающих законоуложения — « שוני הלכות », — Бердичев, 1851, 7 л., л. 1 чист., 332х204
14. Пинкас общ. читающих псалмы — « מגידי תהלים », — Бердичев,1858–1917, 32 л., л. 3 чист., 310х194.
15. Пинкас общ. изучения Мишны — « משניות », — Бердичев, 1861–1887, 26 л., л. 26 чист., 330х214.
16. Пинкас общ. беспроцентных ссуд — « גמלת חסדים », Бердичев, 1864,124 л., 105 л. чист., 340х214.
17. Пинкас общ. «любви к ближним» — « אהבת רעים », — Бердичев,59 л., 21 л. чист., 1865–1885 гг., 302х195.
18. Пинкас общ. «любви к ближним» — « אהבת רעים », — Бердичев,24 л., 6 л. чист., 1871, 336х214.
19. Пинкас общ. изучения Талмуда и Мишны — « ס ומשניו ש», —Бердичев, 1874–1908, 65 л., 317х240.
20. Пинкас общ. «любви к ближним» — « אהבת רעים », –1896, Берди-чев, 35 л., 315х240.
21. Записная книга общ. беспроцентных ссуд, Бердичев, 1906, 13 л. В тексте перечисл. даты: 1858, 1887, 1906, 340х210.
22. Записная книга общ. изучающих Мишну, копия [ХХ в.], 7 л. (5 л. +2 л.), 211х169
23. Записная книга благотворительного союза — « ר צדק פועלי על ה », —1913, 161 л., 183х145.
24. Выписки из Пинкасов Витебска, Капуста и Дубровны, 1706–1736, [ХІХ в.], 12 л., лл. 5, 11, 12 чист., 347х220.
25. Записная книга общ. изучения Мишны, Воложин, 1762–1915,331 л., 78 чист., 195х160.
26. Пинкас общ. провозглашения праздника — « מקרא קודש », —Воложин, 1817–1913, 98 л., лл. 91 — 98 чист., 205х165.
27. Пинкас религиозной школы — «( תורה ת (תלמוד ת», — Воложин,1826–1915, 72 л., лл. 1, 71, 72 чист., 325х205.
28. 1. Выписки из пинкаса общ. изучения Мишны синагоги магида(проповедника) г. Житомира; 2. Три записи про несчастные случаи с девушками [нач. ХХ в.], 5 л. Даты в тексте: (1775–1850, 1865), 205х167.
29. Копия пинкаса погребального общ., г. Заславль, 1785–1830, копия, [нач. ХХ в.] 18 л., лл. 14–18 чист., 210х170.
30. Выписки из пинкаса [погребального общ.], 1798–1869, г. Заславль, копия [нач. ХХ в.] 2 л., 355х223.
31. Записная книга ( ספר הנהגת קהל ) общины г. Ивениц (Ивница) 1754–1909, 205 л., 74 чист., 180х166.
32. Пинкас погребального братства, г. Игумен[ь], 1791–1820, 103 л.,220х170.
33. Пинкас погребального братства — « חברה קדישה », — г. Каменец,1799–1894, 123л., 19 чист., 361х223.
34. Пинкас «общ. мудрецов», 1878, Канев, 52 л., лл. 4, 5, 18 —52 чист., 337х215.
35. [Записная книга караимской общины г. Кафа (Феодосия)], [XVII в. — 1653–1663] 22 л., л. 14 чист., 145х76.
36. Пинкас общ. «путей прямых и тружеников праведных (Сиона(?))» — « צ חברה דרכי ישרים ופע », — 1868–1924, Киев, 76 л.,325х210.
37. Пинкас общ. чтения псалмов — « תהלים » — бейт-мидраша«Украшение Израиля» — « תפארת ישראל » — Киев, 1921 [1874],194 л., 182 чист., 273х200.
38. Записная книга общ. изучения Мишны синагоги им. Розенберга,Киев, 1875–1881, копия [ХХ в.], 7 л., 207х167.
39. Пинкас общ. изучения Мишны — « חבורה משניות » — Макаровской синагоги, г. Киев, 1879, 242 л., лл. 38–43, 50, 52–242 чист.,339х250.
40. Пинкас общ. читающих псалмы, Киев, 1885, 13 л., копия [ХХ в.]. 215х175.
41. Пинкас общ. читающих псалмы — « מגידי תהלים », — большогобейт-мидраша, Демеевка, Киев, 1892, 270 л., 243 чист., 342х215.
42. Пинкас общ. «праведного ночлега» — « לינת הצדק », — Киев, 1921,123 л., лл. 21–123 чист.), 335х228.
43. Пинкас общ. «вечного огня» — « נר תמיד » — [Константинов]. Натитуле дата 1850. [сер. ХIХ в.], 133 л., 92 чист., 343х210.
44. Пинкас религиозной школы — « תלמוד תורה », — Копыченцы, 1873–1889, 8 л., 370х240.
45. Пинкас погребального братства — « חבורה קדישא », — Летичев,1744–1893, 193 л., 32 чист., 288х181.
46. Пинкас общ. починки книг, Летичев, 1839, копия, [ХХ в.], 6 л., 220х180.
47. Фрагмент устава общ. приема гостей, Летичев, копия, [ХХ в.],4 л., 2 чист., 220х182.
48. Выписки из устава общ. изучения Мишны за 1886 г., Летичев[ХХ в.], 6 л., 1 чист., лл. 1, 6 — 210х168; лл. 2–5 — 220х180.
49. Фрагмент Пинкаса общ. портных и шляпников, Луцк, 1721, 1713., 4 л. + конверт, 284х180.
50. Пинкас общ. ремесленников, Луцк, 1757–1886, копия [ХХ в.], 16 л., 209х169.
51. Пинкас большой синагоги г. Луцка за 1830 г., копия [ХХ в.], 8 л., 210х168.
52. Пинкас синагоги г. Луцка. Устав за 1830 г. Копия, [ХХ в.], 6 л.,1 чист., 170х214.
53. Фрагмент пинкаса большой синагоги г. Луцка, 1849, 1 л., 326х204.
54. Запись рожденных за период с 1792 по 1831гг., [Италия]. Даты втексте: 1830, [1819], 69 л., + 2 л. доп., л. 69 чист., 188х124.
55. Литовский Пинкас — « ספר פנקס המדינה של מדינת ליטא » — 1623–1761,копия [ХІХ в.], 40 л. (20+20). Переписано в 1766 г. 2 тетради:322х208, 369х270.
56. Литовский Пинкас — « ספר פנקס המדינה של מדינת ליטא » — 1623–1761(г. Гродно), копия выполнена в 1874 г. в Минске, 6 л., 209х144.
57. Выписки из Пинкасов: копии [ХХ в.] 1. Общ. изучения Мишны, г. Меджибож. 2. Общ. изучения Мишны г. Бар, 1825(?)–1849. 3. Общ. изучения Мишны г. Меджибож, 1837, 17 л., 1 чист., 212х165.
58. Устав из пинкаса общ. изучения Мишны синагоги [Клойз][им. Аптского раввина] г. Меджибожа за 1860 г., копия [ХХ в.], 4 л.+2 обл., л. 1 — 221х181, лл. 2–4 — 210х168.
59. Устав из пинкаса общ. изучения Мишны г. Меджибожа за 1879 г.,копия [ХХ в.], 9 л., тетрадь 212х169.
60. Пинкас общ. изучения Мишны синагоги [Клойз] г. Меджибожа,копия [ХХ в.], 5 л. +2 л. обл., л. 5 чист., 210х168.
61. Книга вступивших в брак в 1872 г. — « Книга для записки брако-сочетавшихся евреевъ на 1872 годъ», — Минск, 165 л., 338х214.
62. Пинкас погребального братства г. Мирополя, 1827 г., копия[ХХ в.], 4 л., л. 1 чист., 222х178.
63. Записная книга погребального братства г. Мытова, 1779–1843,309 л.,: лл. 1, 2, 59, 60, 63–65, 130–134, 134–281, 284–304, 306,307 чист., 307х190.
64. Пинкас погребального братства — « חברה קדישא », — г. Мирополь,1790–1925, 96 л., 5 л. чист., 202х161.
65. Пинкас общины г. Несвижа, [втор. пол. ХVІІІ в.], 211 л., 49 л.чист., 325×200.
66. Устав и пинкас общины г. Несвижа, копия [ХХ в.], 25 л., 222х171.
67. Пинкас общ. помощи бедным евреям г. Несвижа за 1774–1904 гг.,172 л., лл. 34, 35 чист., 297х192.
68. Записная книга общ. сапожников г. Николаева. Копия с оригинала 1815 г., [нач. ХХ в.], Николаев, 15 л., 212×170
69. Выписки из пинкаса общ. «кусок хлеба — гостям», Одесса, 1822,копия [нач. ХХ в.], 2 л., 356×222.
70. Записная книга общ. починки книг, г. Острополь, [1889] 1890, ко-пия [ХХ в.], 11 л., 210х172.
71. Пинкас религиозной школы, г. Острополь, 1889, копия [ХХ в.],7 л., 210х172.
72. Страницы из пинкаса погребального братства, г. Острополь,1763(?) — см. 2-й л., 3 л., 288х175.
73. Пинкас общ. портных, г. Паволоч (Киевская обл.) за 1748–1808 гг., копия [ХХ в.], 8 л., 3 чист., 220х178.
74. Пинкас общ. изучения Мишны — « חבורה משניות » — г. Песчанка,1831–1882, 131 л., лл. 65–70; 72–79; 87–130 чист., 215х168.
75. Пинкас общ. несущих гроб — « נושאי המטה », — г. Романов, 1884,47 л., 23 лл. 24, 26–47 чист., 344х210.
76. Пинкас погребального братства — « חבורה קדישא », — г. Романов,1883, 46 л., лл. 22–23, 25–46 чист., доп. на идише про события,имевшие место в Романове, 343х215.
77. Записная книга погребального братства, г. Рубежевича за 1785–1915 гг., 135 л., лл. 14–17, 46, 55–91, 102–110, 123–132, 134 чист.,368х250.
78. Пинкас погребального братства — « א חברת גחש », — [Сена],[1771–1901], копия, переп. в Петербурге. 161 л., доп. 10 л.357х222.
79. Дополнения к пинкасу погребального братства, С-Пб, 1900 г.,28 л., 357х225.
80. Записная книга общ. изучения псалмов Давида [г. Сумна], 1885–1914, 62 л., 34 чист., 349х210.
81. Пинкас общ. «вечного огня» — « נר תמיד » — 1780–1923, г. Славута,63 л., чист.: 35–63. 313х192.
82. Пинкас г. Смоляна, 1742–1801гг., 90 л., 37 чист., 310х187.
83. Пинкас большого бейт-мидраша г. Староконстантинова за 1778–1861 гг., копия [ХХ в.], 10 л., лл. 9, 10 чист., 212х167.
84. Пинкас погребального братства — « חברת הקודש », — г. Староконстантинов, [1802], копия [ХХ в.], 7 л., 209х165.
85. Пинкас общ. изучения Мишны — г. Староконстантинов, 1823 р.,копия [ХХ в.], 5 разрозн. л., 212х167.
86. Пинкас большой синагоги г. Староконстантинова, 1836–1929,161 л., 343х210. Доп. — фрагмент на полоске бумаги. 343х64.
87. Пинкас большой синагоги г. Староконстантинова за 1841–1888 гг.,копия [ХХ в.], 4 л., 214х170.
88. Пинкас… [Судзилков], 1858 г., 249 л., лл. 12–14, 43, 52–249 чист.,350х220.
89. Пинкас погребального братства — « חבורה קדישה » — г. [Тальне],1875–1905, 52 л.,: лл. 1–12, 22, 24–26, 30, 31, 35–39, 41–44,52 чист., 338х210.
90. Пинкас общ. беспроцентных ссуд — « גמילות חסד » — за 1876–1881 гг., г. Турьянов. — 102 л., лл. 28, 30, 36, 38, 42, 43, 46–102 чист., 338х215.
91. Записная книга за 1853–1910 гг., б. п., б. к., фрагмент, 18 л.,322х202.
92. Пинкас синагоги г. Бровары, печ.: Киев, скоропечатня И.Г. Розе-та., 1900. — 400 л. Отсутств. бланк № 47, л. № 126 разорван покорешку. Остались корешки от лл.: 2, 4, 12, 14, 22, 24, 26, 30, 34,36, 48, 58, 62, 68, 72, 76, 98, 104, 114, 120, 128, 130, 132, 172, 308. Всего: 25 кор., 388х283.
93. Пинкас общ. «любви к ближним» — « אהבת רעים » — г. Бердичеваза 1879 г., 17 л.; доп.: 2 иллюст. л., один из к-рых сост. из4 фрагм., 330х205.
94. Пинкас большого бейт-мидраша — « בהמד הגדול » — на Соломен-ке. — Киев. — 1900 ( תרסא ) (имеется дата 1906 г.) 155 л., лл. 49–155 чист., 335х230.
95. Пинкас погребального братства — « חבורה קדושה » — г. Балта,117 л.,: лл. 10–19, 22–26, 44–56, 58–84, 86, 88–100, 102–106, 108,117 чист., доп.: 2 л. расчетов, 240х163, л. 95 чист. — полоска341х210.
96. Выписка из записной книги г. Черткова за период с 1648 по1825 г. [нач. ХХ в.], 2 л., 290×230.
97. Фотокопия записки, регистрирующей задолженность синагогислужкам. Из Луцкого синагогального пинкаса. — 2 л., 71х124;94х136.
98. Фотокопия записи из Луцкого синагогального пинкаса про то, чтоШтерн Исраель и аустерлицкий рав избраны еврейскими судьямиг. Луцка. Запись за 1788 г., 1 л., 112х99.
99. Фотокопия расписки в том, что место, где находится синагога,навсегда принадлежит тому, кто его купил. Из Луцкого синаго-гального Пинкаса. — 1 л., 155х84.
100. Из истории евреев г. Луцка, фотокопия. — 2 л., 208х126, 218х133.
101. Книга жизни — « ספר החיים » — выписка из старой записной книгиг. [Козаринцы] за 1808 г. [нач. ХХ в.], 1 л., 355×225.
102. Фрагмент записной книги, 2 л., л. 2 чист., 353×220.
103. Фрагмент записной книги, 2 л., 353х222.
104. Фрагмент записной книги 2 л., л. 2 чист., 350×225.
105. Устав — תיקונם — из записной книги общ. портных. 2 л., краяповреждены, прибл. разм. л. — 170х140.
106. [Записная книга общ. изучения Мишны синагоги г. Бердичева[…]. Год […], месяц тевет, день […]. Сведения по записи см. нал. 25. 130 л., лл. 1–3, 26–34, 36–60, 62–110, 112–128 чист.,502х340.
107. [Записная книга общины г. Хмельника за период с 1790 по1800 гг.], 6 л., 204х163.
оп. 5, ф. 321:
108 [А. Гаркави]. [Корректурные листы из Литовского пинкаса с исправлениями А. Гаркави. [ХІХ–ХХ вв.], [С-Пб], 12 л., 8 л. 245х180, 4 л. 290х210.
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.


Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/

Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде

Мой блог "Вязьма еврейская"

martinito
Сообщения: 91
Зарегистрирован: 15.02.2017
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 13 раз

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#2 martinito » 24 май 2020, 15:49

Насколько я понимаю, пинкосы или пинкасим могут быть весьма полезны для прослеживания родословной в XVIII и XVII веке. Одна сложность в том, что они составлены на иврите. Другая - они практически не сохранились, и те немногие разбросаны по разным хранилищам.

У кого есть опыт работы с данными документами, пожалуйста, поделитесь им в данной теме.

«После смерти Бершадского в распоряжение Исторической комиссии перешли его богатые архивные материалы, — писал М.М. Винавер в заметке «Как мы изучали историю» в 1-м выпуске журнала «Еврейская старина» за 1909 год. — Разборка этих материалов, составление к ним подробных вступительных Регест на русском языке и напечатание их
составило вторую задачу исторической секции. Работа эта легла, главным образом, на плечи Гольдштейна и Редакционного комитета. Однако и эти акты докладывались в заседаниях секции на одинаковых основаниях с Регестами. К концу 1904 года секция выпустила в свет и эти архивные материалы в виде III тома «Русско-еврейского архива», первые тома ко-торого изданы были некогда самим Бершадским. Пошли, наконец, и древнееврейские источники — печатные и архивные. Из печатных со-ставлялись Регесты по образцу общих Регест — и пачка их хранится до сих пор не использованной, из архивных материалов поступили в сек-цию, главным образом, Пинкосы. Все они докладывались в заседаниях, а главнейший — гродненский, или Пинкос объединённых Литовских общин — решено было издать с переводом на русский язык. И перевод этот, исполненный д-ром И.И. Тувимом, читался в заседаниях секции, проверялся и комментировался. Так прошли годы; прошло целых 15 лет. Чуть ли не два поколения людей год за годом перебирали старые, сухие, столь далекие от жизненных интересов хартии и — что ещё страннее — сохраняли какой-то особый пиетет к годам, проведённым за этим стран-ным чтением».
Деятельность ЕИЭО по розыску и публикации документов и материа-лов (главным образом по истории евреев России и Польши), организация этнографических экспедиций, устройство публичных лекций сыграли ог-ромную роль в развитии научной еврейской историографии и этногра-фии. В вышедших под редакцией С. Дубнова сводах документальных исторических данных «Регесты и надписи» (т. 2, 1910; т. 3, 1913) опубликовано около 2450 надписей, документов, обзоров архивных источников,
фрагментов из исторических сочинений и записок путешественников, касающихся истории российского еврейства. Журнал Еврейского историко-этнографического общества «Еврейская старина» (тт.1–10, 1909–1918, редактор С. Дубнов; тт. 11–12, 1924–1928, главный редактор Л.Штернберг; т.13, 1930, главный редактор И. Цинберг) опубликовал
около 600 исследований и научных сообщений по истории, социологии, статистике, этнографии, археологии, истории искусства, литературы, языка евреев Российской империи. Материалы этнографической экспеди-ции под руководством С. Ан-ского в 1911–1914 годах (около 700 старин-ных предметов быта, свыше 100 подлинных исторических документов, в том числе 50 пинкасов, две тысячи фотографий и многое другое) состави-ли основу музея Еврейского историко-этнографического общества (фун-кционировал с 1916 до 1930).

Литовский кагальный сейм. Областной Пинкос Ваада главных еврейских общин Литвы : Собр. постановлений и решений Ваада (сейма) от 1623 до 1761 / Текст и рус. пер. д-ра И.И. Тувима, под ред., с предисл. и примеч. С.М. Дубнова. - Санкт-Петербург: типо-лит. И. Лурье и К°, 1909]-1924]. - 24 см.

Следовательно, Семён Маркович Дубнов переписывал и издавал их в рамках своего ежеквартальника "Еврейская Старина", выходившего с 1909 по 1930 год. В Российской национальной библиотеке в СПб есть все экземпляры с указателем за 1909-1914 годы.

Описание: Еврейская старина : Трехмесячник Евр. историко-этногр. о-ва. - СПб., 1909-1930. - [Указатель статей за 1909-1911 г.]. (В кн.: От комитета Еврейского историко-этнографического общества. Спб., 1912 с.5-9) Приплетено к журн. ... 1912 Вып.1. Также м/ф. - "Указатель статей Еврейской старины" за шесть лет (1909-1914 г.) Пг., [1915], 14 с. Приплетено к журн. ... 1915, Вып.1. Также м/ф Язык: Русский
Примечания: [Указатель статей за 1909-1911 г.]. (В кн.: От комитета Еврейского историко-этнографического общества. Спб., 1912 с.5-9) Приплетено к журн. ... 1912 Вып.1. Также м/ф . - "Указатель статей Еврейской старины" за шесть лет (1909-1914 г.) Пг., [1915], 14 с. Приплетено к журн. ... 1915, Вып.1. Также м/ф
Надзаголовки: 1909-1918 Трехмесячник Евр. историко-этногр. о-ва;
В библиотеке имеется: Г.1 1909, Т.1, Вып. 1-2 с Указ. ; Г.1 1909, Т.2, Вып. 3-4 с Указ. ; Г.2 1910, Т.3, Вып. 1-4 с Указ. ; Г.3 1911, Т.4, Вып. 1-4 с Указ. ; Г.4 1912, Т.5, Вып. 1-4 ; Г.5 1913, Т.6, Вып. 1-4 с Указ. ; Г.6 1914, Т.7, Вып. 1-2, 3/4 с Указ. ; Г.7 1915, Т.8, Вып. 1-2, 3/4 с Указ. ; Г.8 1916, Т.9, Вып. 1-4 с Указ. ; Т. 11 1924 ; Т. 12 1928 Т.12: Посвящен памяти Льва Яковлевича Штернберга ; Т. 13 1930 ; Т.10: Сборник статей за 1917/1918 г. Б.г.


Кто-либо работал с данными документами? Пинкасим каких населённых пунктов там представлены?

По началу Первой мировой войны пинкасим, наряду с иными еврейскими ценностями, по мере возможностей собираются и вывозятся в СПб комитетом Еврейского историко-этнографического общества. Об этом есть замечательная статья Анатолия Хаеша http://berkovich-zametki.com/2009/Zamet ... haesh1.php

Что случилось с архивом общества описано в Judaic-Slavic Journal № 1 (2) : https://sefer.ru/rus/education/academic ... ive/11587/

В результате, поправьте меня, пожалуйста, если я ошибаюсь, пинкасим хранятся сегодня лишь в Национальной библиотеке Украины имени В. И. Вернадского в Киеве. Это та ссылка на опись, которая больше не работает.

Это всё или пинкасим сохранились и в других архивах/библиотеках - ЦДИАК, НИАБ, РГИА, РНБ, РГБ?

Предлагаю составить перечень мест и хранящихся там пинкасим.

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#3 mihail » 24 май 2020, 16:44

martinito писал(а):
24 май 2020, 15:49
Предлагаю составить перечень мест и хранящихся там пинкасим.
Идея хорошая.И да,Вы правы,что
martinito писал(а):
24 май 2020, 15:49
пинкосы или пинкасим могут быть весьма полезны для прослеживания родословной в XVIII и XVII веке
То есть ровно в той степени полезны,насколько могут быть полезны любые документы "дофамильного" периода - нужных людей,за редким исключением,там придется не узнавать,а угадывать (я это про XVIII век,а вот XVII-й - это уже вряд ли).С "фамильным" периодом,естественно,все проще.
____
Что же касается составления списков сохранившегося,то сначала нужно определиться,что мы будем иметь в виду под этим термином.Если только то,что прямо попадает под условную категорию "общинная летопись",то количество обнаруженного резко сократится.А вот если понимать под этим любые записи неофициального характера,то итоговый список может оказаться весьма значительным: записи вели и погребальные братства,и учебные учреждения,и больницы,и даже группы военных.Сюда же можно отнести и неофициально ведущиеся метрические записи.
____
По поводу того,где все это могло бы обнаружиться - да где угодно,вплоть до аукционов,например:
Пинкас Заблудова.jpg
Что-то - как,к примеру,пропавший питерский пинкос - дошло в виде переписанного с оригинала текста (в форумной Библиотеке,кстати,есть).Что-то даже еще сейчас обнаруживается на руках у частных лиц,что-то - при ремонтных работах в старых зданиях,принадлежавших общинам.
Что касается того,что хранится в Национальной библиотеке Украины имени В. И. Вернадского,то,если не ошибаюсь,уже есть одна-две работы,посвященные этой коллекции.
martinito писал(а):
24 май 2020, 15:49
Еврейская старина
Кое-что из номеров и у нас есть

В общем,тема нужная,но надо определиться с тем,сведения о чем именно (пинкос в классическом понимании этого или любая неофициальная общинная запись) мы хотим здесь собрать.Слова "...записные книги еврейских общин и организаций ..." вроде бы как дают основание заняться сбором всего,что попадает под понятие "неофициальная запись"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

oztech
Сообщения: 8970
Зарегистрирован: 01.09.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 578 раз
Поблагодарили: 3443 раза

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#4 oztech » 24 май 2020, 17:30

martinito писал(а):
24 май 2020, 15:49
Данная ссылка, к сожалению не работает...
Да, но сам сайт - живой, предлагает свои контакты. Задайте им вопросы по ранее размещенным, а потом, видимо, удаленным материалам.
Наш сайт целенаправленно посвящен исключительно исследованию определенных фамилий, родов из определенных мест. Их перечень указан в шапке сайта.
Безусловно, если Вы увидите на страницах нашего сайта информацию о личности, которая является Вашим родственником - мы будем только этому раду и возможно предоставим Вам более обширную информацию о нем.
Напишите нам об этом письмо.
И конечно если Ваш род связан с такими фамилиями, как Перельмутер (Перельмитер и т.п.), Лангер, Фельдман, Шкляр, Пинхасик, Резник которые являются "приоритетными по нашим интересам", то мы будем рады исследовать наши с Вами родственные связи.
И еще с той же страницы сайта:
Мы приветствует авторов, которые готовы поделиться историческим и архивным материалами и документами о еврейской жизни следующих местечек: Ушомир, Емильчино, Каменный Брод, Баранивка.
В приоритете мы размещаем статьи следующего характера:
- исследования по традициям местечек;
- документы архивного содержания и их переводы;
- воспоминания старожилов местечек;
- воспоминания родственников "приоритетных фамилий"
Возможно, что удаленные материалы хранятся в каком-нибудь интернет-архиве, кто умеет в них искать - поищите.
Например, вот:
Kaaskop писал(а):
31 авг 2009, 11:50
В коллекции Гаркави есть пинкасим Хеврат Кадиша
Не это ли имела Лена в виду: PINKAS OF THE CHEVERAH KADISHA OF SLUTSK ABOUT THE REZNIK FAMILY?
Григорий

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#5 mihail » 24 май 2020, 17:45

Вот здесь есть описание и полный перечень того,что есть в НБУ им. В.И.Вернадского.Со страницы №9 начиная.

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#6 mihail » 24 май 2020, 18:09

1.jpg
это - результат замыслов С.Дубнова,о которых сам он писал:
"...По мере того, как я углублялся в религиозные движения конца XVIII в., горизонт все более расширялся и в голове вырастал новый грандиозный план: систематическое собирание материалов для истории евреев в Польше и России и создание для этой цели особой организации, Исторического общества. Архивные открытия, сделанные моим братом Вольфом, который нашел в Мстиславле пару старинных Пинкосов общины, навели меня на мысль о собирании Пинкосов во всех общинах. В библиотеке моего деда нашелся Пинкос Мстиславского кагала XVII и XVIII вв., и его содержание открыло мне очень многое в былом строе еврейского самоуправления. Помню, как в светлые мартовские дни я сидел с братом над этими реликвиями прошлого и как мы рисовали себе обширный план собирания таких актов и систематического издания их. Но то была музыка будущего...". (Дубнов С. М.Книга жизни: Воспоминания и размышления: Материалы для истории моего времени.).

Этот самый "...Пинкос Мстиславского кагала XVII и XVIII вв. ..." меня,в свое время,очень интересовал - но,увы,сейчас можно только гадать,кто и когда растопил им печку (хотя,кто знает,может,и найдется когда ...).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#7 mihail » 24 май 2020, 18:12

Ну,и пример того,что общинный пинкос - не всегда столь уж древний документ (а также и пример того,что не каждая община нечто подобное имела):
2.jpg
3.jpg
4.jpg
И пример совсем уж недавних "неофициальных записей" (с указанием места хранения):
"...На [ Преображенском еврейском ] с 1945 по 1990 год велись неофициальные записи о производимых захоронениях.
Поскольку далеко не все могилы сохранились поныне,эти записи представляют значительную ценность.В виде блокнотов и тетрадей они хранятся в архиве Петербургского института иудаики
..."
(А.И.Хаеш "Еврейская некрополистика:территория бывшего СССР").

В общем,натаскать в эту тему можно много чего (и про сохранившееся,и про утраченное).Но всему этому нужна какая-то система,иначе получится очередная свалка,найти на которой что-то нужное будет не так уж просто.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#8 mihail » 27 май 2020, 18:14

martinito писал(а):
24 май 2020, 15:49
...В результате, поправьте меня, пожалуйста, если я ошибаюсь, пинкасим хранятся сегодня лишь в Национальной библиотеке Украины имени В. И. Вернадского в Киеве...Это всё или пинкасим сохранились и в других архивах/библиотеках - ЦДИАК, НИАБ, РГИА, РНБ, РГБ?
Вот пример обнаружения пинкоса (и работы с ним) не в библиотеке им.Вернадского,и даже не в перечисленных в цитируемом вопросе архивах:
"...Ценные материалы автором почерпнуты из Горецкого пинкоса (летописи общины), который ... в библиотеке Еврейского университета в Иерусалиме..."

Аватара пользователя
Zyama
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 25.12.2012
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз
Контактная информация:

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#9 Zyama » 28 май 2020, 01:09

oztech писал(а):
24 май 2020, 17:30
........ Задайте им вопросы по ранее размещенным, а потом, видимо, удаленным материалам.....
Здравствуйте, этой мой сайт, что вас интересует? ;-)
Перельмитер (Перельмутер), Лангер, Шидловер из местечек: Баранивка, Каменный брод, Новоград-Волынский.
Фельдман из местечек: Ушомир, Емильчино, Липники
Шкляр и Пинхасик из Слуцка и Гольчицы
Резник из Клецка
Подробности: https://www.jewishperson.org

oztech
Сообщения: 8970
Зарегистрирован: 01.09.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 578 раз
Поблагодарили: 3443 раза

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#10 oztech » 28 май 2020, 01:18

Zyama писал(а):
28 май 2020, 01:09
этой мой сайт, что вас интересует?
Я не знаю, что имел в виду пользователь martinito, но что представляет собой
Kaaskop писал(а):
31 авг 2009, 11:50
Опись коллекции Пинкасим Гаркави из б-и Вeрнадского в Киеве?
Григорий

Аватара пользователя
Zyama
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 25.12.2012
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз
Контактная информация:

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#11 Zyama » 28 май 2020, 10:37

Я не знаю, что имел в виду пользователь martinito, но что представляет собой
Kaaskop писал(а):
31 авг 2009, 11:50
Опись коллекции Пинкасим Гаркави из б-и Вeрнадского в Киеве?
Опись - это опись, коллекция - это коллекция, библиотека....
Есть тетрадки с рукописями на волынском диалекте идиша известного филолога из Баранивки, которые он вёл в Баранивке. Их надо сканировать и расшифровать.
Находятся они в Киеве, в библиотеке Вернадского.
Вопрос только денег (как всегда).

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#12 mihail » 28 май 2020, 12:06

Zyama писал(а):
28 май 2020, 10:37
Опись - это опись, коллекция - это коллекция, библиотека....
Назовем это "перечень хранящегося" (хотя для меня это - синоним "описи коллекции").Так вот перечисленное здесь - это и есть полный список хранящихся пинкасов в Библиотеке им.Вернадского?
Zyama писал(а):
28 май 2020, 10:37
Есть тетрадки с рукописями на волынском диалекте идиша известного филолога из Баранивки, которые он вёл в Баранивке. Их надо сканировать и расшифровать.Находятся они в Киеве, в библиотеке Вернадского.Вопрос только денег (как всегда)....
Мы,в рамках данной темы,пытаемся выяснить (если я сам правильно понял :-? причины ее,темы,неожиданного пробуждения от 11-летней спячки),насколько то,что мы подразумеваем под пинкасами (очень приблизительно это = "общинная летопись" или "летопись" какой-либо части общины,в тексте которых содержалось бы достаточное количество упоминаний конкретных персоналий) применимо к генеалогическим исследованиям.Рукописи филолога нечто подобное тоже собою могут представлять?

Аватара пользователя
Zyama
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 25.12.2012
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз
Контактная информация:

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#13 Zyama » 28 май 2020, 13:20

Да. И они бесценны по следующим причинам:
1) нет фактически никаких еврейских архивных источников о списках Хевра Кадиша по Барановке, а это может быть наравне с раввинскими книгами о родившихся по 'историческому весу'
2) есть только один русскоязычный сейчас человек, который может расшифровать эти тетради, которые записаны на уникальном и специфическом волынском диалекте идиша. (Конечно я могу и в Бней Браке найти хасидов, но это будет еще затруднительне, хотя как запасной вариант...)
3) Библиотека Вернадского хочет деньги для сканирования (хотя ей предлагали от меня посредники дать на безвозмездной основе сканы, а взамен - переводы и расшифровки от меня бесплатно.
4) по соседним местечкам вообще нет подобного материала.

Ps. Посмотрел файл ссылку, что вы выше выслали - там не все по Барановке указаны. Но они все в библиотеке Вернадского. Там около 8 тетрадей должно быть.

martinito
Сообщения: 91
Зарегистрирован: 15.02.2017
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 13 раз

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#14 martinito » 29 май 2020, 08:28

Дорогие форумчане,

как здорово, что моё сообщение вызвало такой интерес к теме! Огромное спасибо всем Вам за это!

Пишу не сразу, поскольку внимательно ознакомлялся со всеми ответами и массой информации. Должен признаться, что даже не обращал внимание на замечательную библиотеку данного сайта. Теперь зачитываюсь "Еврейской стариной"! Спасибо, mihail!

В данном журнале перепечатанных пинкасов нет.

По библиотеке Вернадского теперь всё ясно, спасибо Kaaskop!

mihail, я считаю, что нужно составить список любых пинкасим, в том числе и погребальных братсв и т. д. Всё может оказаться полезным для генеалогии и краеведения. Пусть будет перечислено, если не здесь, так где же ещё?

Это всё или пинкасим сохранились и в других архивах/библиотеках - ЦДИАК, НИАБ, РГИА, РНБ, РГБ?
Zyama писал(а):
28 май 2020, 10:37
Вопрос только денег (как всегда).
О какой сумме идёт речь?

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#15 mihail » 29 май 2020, 12:52

martinito писал(а):
29 май 2020, 08:28
как здорово, что моё сообщение вызвало такой интерес к теме! Огромное спасибо всем Вам за это!
А Вам - спасибо за успешное реанимирование темы.Тема того стоила,как и обсуждаемый в ней вид источников явно стоит того,чтобы на него было обращено внимание людей,интересующихся еврейской историей и генеалогией.
martinito писал(а):
29 май 2020, 08:28
mihail, я считаю, что нужно составить список любых пинкасим, в том числе и погребальных братсв и т. д. Всё может оказаться полезным для генеалогии и краеведения. Пусть будет перечислено, если не здесь, так где же ещё?
Согласен.Могу лишь уточнить,что исследование этих источников волей-неволей разделится на несколько составляющих:
1) выявление факта ведения (а вели не все) общиной пинкоса (или даже нескольких сразу).С этим все довольно просто - такие факты фиксирует даже Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона,и вот абсолютно произвольно взятые тому примеры:
- "Опатов, уездный город (אטפא) — в эпоху Речи Посполитой город Сандомирского воеводства. ... Пинкос общины О., хранящийся в копии в библиотеке варшавской еврейской общины, содержит много интересных данных о кагальном устройстве общинной жизни..."
- "Ауц (Альт-Ауц) — майорат гр. Медем в Курляндии ... в 1901 г. основано погребальное братство и заведен общинный пинкос. ..."
И т.д,и т.п. - такого там много.
2) Нужно полное понимание того,как и что удалось собрать С.Дубнову и его коллегам.
3) Самое,пожалуй,трудное: по-возможности,проследить судьбу коллекции с момента ликвидации собрания в Ленинграде.
4) Ну,и как-то пытаться выяснять фактическое содержимое того,о чем уже сейчас известны факт сохранности и место хранения.

А сам объект изучения,видимо,должен представлять любую общинную "летопись",но не являться при этом "псевдопинкасом" (как,например,в случае с "Pinkos Bialystok"),и не являться печатным изданием (хотя с последней категорией я,пожалуй,самостоятельного однозначного вывода сделать не рискну).

Ну,наверное,и следует теперь считать,что данная тема посвящена решению вышеперечисленных задач?

martinito
Сообщения: 91
Зарегистрирован: 15.02.2017
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 13 раз

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#16 martinito » 30 май 2020, 07:17

mihail писал(а):
29 май 2020, 12:52
Ну,наверное,и следует теперь считать,что данная тема посвящена решению вышеперечисленных задач?
Следует ;)
mihail писал(а):
29 май 2020, 12:52
3) Самое,пожалуй,трудное: по-возможности,проследить судьбу коллекции с момента ликвидации собрания в Ленинграде.
Разве? Я же постил ссылку.
martinito писал(а):
24 май 2020, 15:49
Что случилось с архивом общества описано в Judaic-Slavic Journal № 1 (2): https://sefer.ru/rus/education/academic ... ive/11587/
Ошибся я.
martinito писал(а):
29 май 2020, 08:28
В данном журнале перепечатанных пинкасов нет.
mihail писал(а):
29 май 2020, 12:52
Нужно полное понимание того,как и что удалось собрать С.Дубнову и его коллегам.
К "Еврейской старине" есть приложения (не отсканированы в библиотеке данного сайта)
К томам 1 и 2:
1.png
Только я не понял, есть они в РНБ? Скорее всего да!

По мере продвижения по "Старине" буду добавлять новую информацию!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Zyama
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 25.12.2012
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз
Контактная информация:

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#17 Zyama » 30 май 2020, 23:04

Zyama писал(а):
28 май 2020, 10:37
Вопрос только денег (как всегда).
О какой сумме идёт речь?
Было разговор несколько лет назад еще, около 300 долларов мне было объявлено за сканы.
С переводчиком "волынского идиша" я по деньгам не обсуждал, но труд кропотливый...

Аватара пользователя
Zyama
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 25.12.2012
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 9 раз
Контактная информация:

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#18 Zyama » 30 май 2020, 23:12

Я, кстати, лет 15 назад подарил оцифрованные Пикасим Хевра Кадиша по Слуцкому уезду для Национального исторического архива Беларуси. Мне их из США прислали местные энтузиасты. Более того, они были переведены на английский язык.
Данные сохранились аж с 1760-х годов.
Для Слуцка и местных местных местечек - это бесценно, т к. архивы по евреям с 1890-1945 годы почти не сохранились.
История этих Пинкасим уникальна.
Когда фашисты уничтожали Слуцк - один немец захватил с собой в Германию эти Пинкасим (не знаю для каких целей). Когда американцы вошли в Германию, то американский солдат эти Пинкасим захватил. Так они оказали в США....
Перельмитер (Перельмутер), Лангер, Шидловер из местечек: Баранивка, Каменный брод, Новоград-Волынский.

Фельдман из местечек: Ушомир, Емильчино, Липники

Шкляр и Пинхасик из Слуцка и Гольчицы

Резник из Клецка

Подробности: https://www.jewishperson.org

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#19 mihail » 31 май 2020, 10:46

martinito писал(а):
30 май 2020, 07:17
Разве? Я же постил ссылку.
Я и ранее был знаком со статьей И.Сергеевой.Но фраза о том,что коллекция и архив: "...были довольно бессистемно разделены и отправлены в..." (с дальнейшим перечислением нескольких получателей),дает основание предположить,что у многих пинкасов может быть собственная судьба,никак не связанная с поступлением в Киев.

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Пинкасим (записные книги еврейских общин и организаций)

#20 mihail » 01 июн 2020, 18:49

Если я правильно понял,часть пинкасов (или их копий) из коллекции С.Дубнова находится здесь.Список того,что лежит в той или иной "папке",есть в главе "Series I: Pinkasim (communal registers).А сами "папки" с их содержимым (в формате .pdf) доступны для скачивания/просмотра тут.

Или так: в поисковую строку: "RG87: Simon Dubnow " (далее - в открывшемся списке кликнуть по разделу "RG87: Simon Dubnow",и в том,что откроется уже в нем - 1 часть: "Series I: Pinkasim (communal registers) , 1589-1900")

"...Mstislavl (1702-1823), Sloboda (Novy Mstislavl, 1760-1795), Piotrowice (1726-1809), Pinczow (1632-1740), Stary Bychow (1686-1869), Kedainiai (1806-1819), Tykocin (1589-1816), Birzai (1784-1836), Dubno (1670-1671), Zabludow (1650-1827), Lublin (1685-1695, 1777-1785), parts of the Pinkas medinat Lita (Pinkas of the Grand Duchy of Lithuania)...".

Ответить

Вернуться в «Прямые источники генеалогической информации»