Боевой Витебск

Модератор: Файнгольд Татьяна

Сообщение
Автор
SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#121 Сообщение SerZh » 06 сен 2011, 22:09

Итак, Иосиф Тейтельбаум один в другой России, далеко от родного Витебска, куда нет желания возвращаться.
После недолгого пребывания в статусе вольноопределяющегося в 179 Запасном полку, расположенном в Колпино под Петроградом, он оставляет военную службу в распадающейся армии и поступает на работу, здесь же в Колпино, на Ижорский завод, относящийся к военному Морскому министерству.
Иосиф – токарь и электрик, ему 28 лет, он отличный специалист, все знает и умеет. В начале 1918 года Ижорский завод еще серьезное предприятие, его структуры не тронуты разрушительными революционными преобразованиями.
Обращает внимание «аттестат», документ, с которым Иосиф покинул завод. Уже опытный специалист получил самые лучшие характеристики. Документ написан в нормальном старом стиле и подписан техническим руководителем от имени начальника завода. Апрель 1918 года, но бланк письма дореволюционного образца, текст напечатан в старой орфографии, указано отмененное сословие получателя, старая заводская печать, гербовая марка с атрибутами царской власти, только даты трудовой деятельности вписаны по новому стилю…
Такой документ не произведет впечатления на новых революционных руководителей, и чтобы было все «как теперь надо» имеется невзрачная печать рабочего комитета с подписями простых сознательных рабочих: Ефимов и Аксенов.
Почему Иосиф Тейтельбаум оставил Ижорский завод, где у него просматривался карьерный рост?
Возможно, он окажется в Нижнем Новгороде по направлению новой власти. Он станет заведующим Мастерскими Нижегородского губсовнархоза, так записано в его «Трудовом списке».
В стране в разгаре гражданская война и большевики организуют в Нижнем Новгороде центр отпора белому движению в Поволжье. Именно в это время принято решение о срочном создании волжской военной флотилии. Об этом нетрудно найти сведения в Интернете.
В Нижний направляются революционные матросы с Балтики и Черного моря, везут снятые с морских кораблей пушки. Здесь есть техническая база строить, переоборудовать и ремонтировать речные суда, есть запасы топлива и продовольствия, достаточно рабочих, но нужны надежные технические специалисты…

(см. вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#122 Сообщение SerZh » 13 сен 2011, 22:59

Большевики были озабочены не только скорейшим техническим оснащением Волжской военной флотилии, что оказалось весьма эффективным для разгрома белого движения, но организацией пароходов и поездов для агитационной работы на освобожденных территориях. Срочно создается управление литературно-инструкторских поездов и пароходов ВЦИК. Задача – надежно привлечь народные массы на сторону советской власти. Метод – прямая агитация и широкое распространение популярной коммунистической литературы.
Особое внимание уделено первому агитационному пароходу – «Красная Звезда». На пароходе должна быть группа хорошо подготовленных инструкторов-агитаторов с опытом работы в большевистских организациях. Для большего эффекта агитации, привлечения крестьянства на сторону советской власти пароход будет тянуть баржу, на которой устраивается выставка технических новинок «Электричество в деревне», киноустановка, типография, склад литературы, радиостанция. На многочисленные агитационные мероприятия приглашают артистов. Работа с населением велась еще до отплытия парохода.
Об этом хорошо известно по многим источникам, в том числе из дневника Надежды Крупской. Есть изложение дневника - «На Красной Звезде» (1932 г.), когда считалось, что дневник утерян, и сам дневник (в «Педагогических сочинениях»).
В «Википедии» есть статья «Агитпароход», в которой можно найти ссылку на фонд документов в ГАРФ (ЦГАОР), который мне довелось просмотреть (ф. 1252, оп.1), а также отмечается сходство работы агитпарохода в юмористическом романе И.Ильфа и У. Петрова «Двенадцать стульев» с реальными событиями. Это будет рассмотрено подробнее далее, поскольку, на мой взгляд, авторы «Википедии» многое не заметили, или дали неверное толкование…
Просматривая информацию в Интернете, нахожу неожиданное упоминание о пароходе «Красная Звезда» в статье о театральной жизни Нижнего Новгорода, http://www.museum.nnov.ru/unn/managfs/i ... id=8014_28 , где дано изложение выписки из газеты «Нижегородская коммуна» за 4 июля 1919 года, накануне похода агитаторов:
У борта парохода "Красная звезда" была пришвартована покрашенная в красный цвет железная баржа, в трюме которой рабочие Доскинского за-тона оборудовали нефтехранилище емкостью 9000 пудов мазута. Запас топлива позволил кораблю обрести практически неограниченную автономность. В специально сооруженной палубной постройке располагались типография для выпуска ежедневной многотиражной газеты (редактор В. Карпинский), кинематограф, радиостанция, склад агитационной литературы, выставка станков и театральная сцена. В состав агитколлектива входили специально приехавшие из Москвы 2 певца, 3 драматических артиста и столько же музыкантов. Пароход и баржу украшали лозунги: "Бей разруху дружным трудом!", "Честь и слава героям труда!", "Труд - наше спасенье!", "Праздность - преступление!".
Коммунистическая агитация видна и в этом отрывке. 9000 пудов мазута – это три современных железнодорожных цистерны. Одни рабочие (пролетариат - гегемон революции) не могли сами обустроить баржу, если, конечно, эти рабочие в данный момент - не скрытые настоящие инженеры, как Иосиф Тейтельбаум…
В отрывке упомянут В. Карпинский. Этот Вячеслав Карпинский – близкий друг самого Ленина. На барже он редактор местной газеты «Красная Звезда», а на самом деле - заведующий агитационно-инструкторским отделом ВЦИК, редактор центральных газет большевиков. На складе литературы лежат его брошюры, одна из них, возможно, такая: http://sovcom.ru/index.php?category=auc ... auction=86
В списках сотрудников агитпарохода Карпинского нет. Это видно по архивным материалам. Возможно, он только хорошо организовал работу еще на берегу, и в самом походе не был, но в нужных вариантах биографий его активное участие прописано.
Пароход и баржа перед началом рейса «революционно» раскрашены, оформлены плакатами и лозунгами. Это поработали художники под руководством выдающегося театрального мастера И.И. Нивинского, привлеченного к работе в агитационно-инструкторским отделе ВЦИК. Художники в документах не отмечены, но на их работу всегда обращали внимание…
Архивные документы дают огромное поле для размышлений об исторических событиях и поведении людей. Некоторые моменты будут отмечены далее…
А вот документ, с которого началось это исследование. Это удостоверение Иосифа Тейтельбаума в том, что он состоял сотрудником управления литературно-инструкторских поездов и пароходов ВЦИК в качестве заведующего технической частью парохода «Красная Звезда» и помощника заве-дующего технической частью управления. Теперь Иосиф – не мещанин, а товарищ, своей безупречной работой он доказал приверженность к советской власти, и она ему доверяет …
Это настоящее удостоверение сохранилось в семье, а меня оно привело в ГАРФ (ЦГАОР), на работу с материалами исторического рейса, что уже по-том подвело к находке документов боевого Витебска периода первой русской революции.

(см.вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#123 Сообщение SerZh » 04 окт 2011, 21:55

Первые дни июля 1919 года. Пароход «Красная Звезда» и его баржа почти готовы к рейсу. Пароход принадлежит Управлению водного транспорта Волжского бассейна и находится в распоряжении Отдела литературно–инструкторских поездов и пароходов ВЦИК. Информационный отдел заранее подготовил лозунги, которыми художники оформят пароход и места стоянок. Когда-то это были серьезные тексты, сейчас это просто смешно, но кто-то это почувствовал еще тогда и сохранил это в памяти для истории. Сформирована группа агитаторов за советскую власть. Всего на пароходе и барже будет размещено более 120 человек, не считая команды.
Многолюдные митинги собираются ежедневно. Надежда Крупская начала писать дневник. Отплытие перенесено на сутки, политкомиссар парохода Вячеслав Молотов где-то задержался.

Во вложении – выписки из первых документов рейса:
- список лозунгов агитпарохода;
- мандат агитпарохода;
- мандат политкомиссара;
- текст телеграммы для рассылки в места прибытия;
- список инструкторов и агитаторов, участников митингов;
- список команды парохода;
- заметки из газеты «Нижегородская Коммуна» за 1 и 3 июля 1919 года.

В списке инструкторов и агитаторов известные личности: В.М. Молотов и Н.К. Крупская. Судя по заготовке текста телеграммы, Крупскую выставляют на первую роль, как жену вождя революции. Многие имена остались в безвестности.
Виктор Воскресенский станет помощником Калинина и ярым сторонником Сталина, его упомянет Лев Троцкий в своих дневниках (http://www.jewish-library.ru/felshtinsk ... _/1-23.htm ).
В списке инструкторов есть запись:
«Шер В. Н. - /инструктор/ Наркомсобес».
Возможно этот инструктор имеет отношение к Василию Шеру, который станет членом правления Госбанка СССР и будет репрессирован (1931 г., процесс против «контрреволюционной меньшевистской организации») (http://affet.do.am/news/m_i_vostryshev_ ... -07-21-446 ). Просматривая эту статью, можно увидеть в списке осужденных рядом с фамилией Шер фамилию Тейтельбаум. Это однофамилец Иосифа, его упомянет Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ». Процесс «14 меньшевиков» освещался в печати, для Иосифа Тейтельбаума это могло быть предостережением, что прошлая давно забытая революционная деятельность становится основанием для репрессий, а если ее не было вообще, большевики заставят в это поверить. Иосиф не даст ни малейшего повода усомниться в лояльности советской власти, но это не будет иметь никакого значения, а от судьбы не уйдешь…

Команда парохода вполне профессиональна. Но появилась новая должность «ответственный делегат», должности «мальчик» в этом списке нет. Она появится в штатном расписании служебных отделов, в их числе информационный и инструкторский. Именно на эту должность обратил внимание тот, кто представил события рейса в ироничном свете для авторов романа «Двенадцать стульев», где один из героев будет принят на пароход «Скрябин» «мальчиком».

«Нижегородская Коммуна» излагает доклады на первых агитационных митингах. Главные докладчики Молотов и Крупская. Основной тезис – исключительная роль коммунистической партии и неизбежность мировой пролетарской революции.
В известных биографиях В.М. Молотова его работа на агитпароходе «Красная Звезда» не упоминается. Видимо, у последователей методов изучения истории по краткому курсу «Истории ВКП/б/» была задача выделить историческую роль Н.К. Крупской. Об этом с иронией рассказывал сам Молотов в беседе с Ф. Чуевым
/http://fictionbook.ru/author/chuev_feliks_ivanovich/sto_sorok_besed_s_molotoviym/read_online.html?page=13 /:
… Зиновьев не пустил меня обратно в Питер. Вот тут меня направили так называемым комиссаром парохода «Красная Звезда» – восстанавливать Советскую власть вдоль Волги и Камы.
– Недавно показывали по телевизору пароход «Красная Звезда».
– Разве? Ну и как, показывали меня, нет?
– Нет.
– А я там был главным.
– В основном, о Крупской говорили.
– Она была инструктором по народному образованию. А я там был комиссаром. …

Молотов, видимо, нисколько не переживал, что его «забыли» в каком-то мелком эпизоде биографии, у него более чем достаточно незабываемых деяний.
Среди множества памятников Молотову есть еще скрытый, связанный с первым агитрейсом парохода «Красная Звезда». Это название агитпарохода в известном романе «Двенадцать стульев» - «Скрябин» - настоящая фамилия его первого политкомиссара.


(см.вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#124 Сообщение SerZh » 19 окт 2011, 20:54

Отплытие агитпарохода задерживается. Он спешно готовится в Доскинском затоне. Крупская отметила в своем очерке «На «Красной Звезде»» (1932 г.): «В Нижнем оказалось, что пароход еще не готов, пришлось пробыть там несколько дней».
У Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях» задержка с отплытием парохода «Скрябин» тоже есть!
«"Скрябин" опоздал. Обещали, что он придет из затона, где делались последние приготовления, только к вечеру. Поэтому весь аппарат, прибывший из Москвы, в ожидании погрузки устроил бивак на пристани. Письменные столы на тумбах и другие столы, более скромные, стояли друг на друге. У запечатанного несгораемого шкафа прогуливался часовой. Представитель "Станка" Персицкий смотрел в цейсовский бинокль с восьмикратным увеличением на территорию ярмарки.
Разворачиваясь против течения, подходил пароход "Скрябин". На бортах своих он нес фанерные щиты с радужными изображениями гигантских облигаций. …»


Цейсовский бинокль с именно восьмикратным увеличением, принадлежавший участнику исторического рейса Иосифу Тейтельбауму, моему деду, лежит в футляре на полке книжного шкафа у меня в комнате.
То, что пароход «Скрябин» в романе тайно назван в честь Молотова, это считал еще мой отец, потому что знал от своего отца, что Молотов был на «Красной Звезде». Но откуда такие странные совпадения?

Все это совершенно случайно!
Илья Ильф летом 1925 года был на Волге на пароходе «Герцен», на котором Наркомфином проводился тираж крестьянского займа. Это именно то, что происходило в романе на пароходе «Скрябин». Об этом Ильф сделал записи в одной из его известных записных книжек (см. http://az.lib.ru/i/ilfpetrov/text_0230.shtml ). Почему-то этот факт не отмечен в биографиях писателя, и описание событий романа, связанных с приключениями на пароходе, изначально относили к агитрейсу парохода «Красная Звезда» 1919 года (см. в «Википедии»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E3%E8% ... E%F5%EE%E4 ).
И тем не менее совпадений фактов двух разных рейсов много. Я нашел, как мне казалось, убедительные объяснения, но, все-таки, это только странные случайности… Как, например, возможность пересечения в Москве в начале лета 1925 года, когда Иосиф Тейтельбаум с женой и годовалым сыном (моим будущим отцом) переезжал на Урал… Примерно также, как это было в поиске общих дел Иосифа Тейтельбаума и Николая Крестинского по Витебску в годы первой русской революции… Близко, почти рядом, но – нет…

Агитрейс парохода «Красная Звезда» организовывался как серьезное политическое мероприятие, а когда советская власть, казалось навсегда, ук-репилась, было позволено включить эпизод с пароходом в роман и чуть-чуть посмеяться, но только не над идеалами нового общественного строя. Авто-рам «Двенадцати стульев» удалось представить действие сатирического ро-мана на основе реальных событий агитрейсов волжских пароходов, в кото-рых не было ничего смешного.

Считается, что романы Ильфа и Петрова изучены вдоль и поперек, на-писана не одна диссертация на тему творческого метода авторов, но что каса-ется описания путешествия героев по Волге в погоне за стульями, то здесь, на мой взгляд, есть моменты, которым можно дать иное толкование, отлич-ное от общепринятого. А все потому, что ни один литературный исследова-тель не видел архив агитпарохода «Красная Звезда». За шесть лет после 1919 года советская бюрократия существенно укрепилась, но все организационные порядки новой власти были заложены в ее первых агитационных мероприя-тиях…

Крупская начала писать довольно подробный дневник. В архиве есть его первые страницы. Интересно сравнить эти записи с опубликованными. Расхождений много. Официальный текст в книгах имеет пропуски, сглажен-ные суждения, полностью исключены упоминания об именах участников рейса. Так формируется мнение об исключительной роли Крупской.
Инструктор Наркомпроса Крупская нисколько не осуждает участие де-тей в гражданской войне. Она с умилением описывает встречу с растерянной женщиной, у которой убит за «правое дело» старший сын и готов воевать подросток-младший (см. вл.). Это потом появится «значимый персонаж со-ветской пропаганды для детей - «мальчиш-кибальчиш»»…
Еще до выхода в рейс работало бюро жалоб агитпарохода, в его документах встретился приговор военно-революционного суда 30 стрелковой дивизии, по которому четверо красноармейцев осуждены к трем годам тюрьмы за кражу и употребление в пищу трех куриц. Примечательный документ, так начиналось советское правосудие (см. вл.).
Приводится отчет по приему жалоб, по которому видно, какие учреждения советской власти вызывают недовольство населения…

(см.вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#125 Сообщение SerZh » 04 ноя 2011, 22:20

Интересно, если Илья Ильф был в 1925 году на пароходе «Герцен» с тиражной комиссией внутреннего займа, то почему у него в романе «Двенадцать стульев» пароход «Скрябин» винтовой?
Речные грузопассажирские пароходы того времени были колесными. Будем считать, что одессит, рожденный у моря, не мог представить настоящего корабля, кроме как морского, высокобортного и, конечно, только винтового.
В архивных материалах рейса оказались вырезки из пермских газет (июнь 1919 г.). Как следует из статей, в Перми, где нет советской власти, идет совершенно нормальная жизнь, открываются магазины, строятся дома. Сообщения с фронтов полны уверенности о скором изгнании большевиков (см. вл.). Гражданская война должна скоро закончиться, но не прошло и месяца, как все изменилось. Белые армии не смогли удержать инициативу, установилась советская власть, в деревнях появились продотряды…
Ответственные сотрудники прибыли на агитпароход с мандатами от своих наркоматов. На пароходе все сотрудники агитколлектива, в том числе мальчики на побегушках и красноармейцы охраны, имеют соответствующие удостоверения.
Удостоверение имеет Иосиф Тейтельбаум, на пароходе он в должности электрика, обслуживающего оборудование выставки. Это потом, когда рейс закончится и все разъедутся, он станет начальником, приводить в порядок потрепанное техническое хозяйство.
Сотрудникам полагается зарплата, продуктовое и вещевое довольствие. Красноармейцы охраны имеют одно удостоверение на несколько человек, им еще назначено небольшое денежное довольствие. Команда парохода имеет документы по своему ведомству (см. вл.).
Никуда никому нельзя отлучиться, для любого передвижения необходим документ…
На агитпароходе скудная пайковая система продуктового снабжения, а еще недавно в Перми открывалась новая колбасная лавка с изобилием всевозможных колбас и сосисок…
На пароходе есть столовая для прикрепленных сотрудников, меню не приводится, но в правилах пользования столовой настоятельно рекомендуется мыть руки перед едой.
Технические сотрудники под расписки получают хлебные пайки.

(см. вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#126 Сообщение SerZh » 09 ноя 2011, 22:00

Сообщение 09.11.11
Иосиф Тейтельбаум со своими товарищами также получал норму хлеба и сахара. Об этом есть его расписка в получении. В архиве я сделал факсимильную копию, обвел на бумаге изображение расписки на экране диаскопа.
Такого рода расписок довольно много, видимо, для технических работников по каким-то причинам устраивалось посуточное хлебное довольствие.



Следует заметить, что выдаваемого хлеба недостаточно для полноценного питания взрослого человека… Неизвестно, как питались привилегированные сотрудники (инструкторы и агитаторы), но технических работников досыта не кормили. Потом, уже в конце рейса появится заявление руководству от имени всех сотрудников закупить на полагающееся жалование продукты питания…
От сотрудников технической части агитпарохода будет встречаться в хлебных расписках список в таком составе:
Давидовский
Барковский
Золотинский
Страде …

Подозрительно напоминает в романе Ильфа и Петрова компанию технических музыкантов театра «Колумб» на пароходе «Скрябин»:
Галкин
Малкин
Палкин
Чалкин
Залкинд.

К тому же, здесь они настоящие гурманы, со знанием дела обсуждающие достоинства пароходной кухни…

(см.вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#127 Сообщение SerZh » 21 ноя 2011, 22:28

План агитрейса парохода составлен заранее. Главные мероприятия – митинги и собрания. В среднем в день проводится три митинга. Стоянка для их проведения – один - два дня. Движение парохода преимущественно ночью. На обратном пути в Нижний Новгород остановки короткие, на несколько часов, отмечается, что остановки становятся продовольственными. Видимо, участники рейса планируют запасаться продуктами. Закончится рейс - закончится коммунизм для его участников.
Инструкторы и агитаторы активно обрабатывают массы. Агитация имеет успех, Молотов шлет телеграмму в ЦК с просьбой еще прислать опытных работников.
Техническая часть агитпарохода, к которой относится выставка «Электричество в деревне», кинематограф, и где работает Иосиф Тейтельбаум (теперь он уже привык к упрощенной фамилии – Тетельбаум), вполне справляется со своими задачами. В архиве практически нет документов, касающихся ее работы.
Агитация предельно проста:
Мировая коммунистическая революция неизбежна, пролетариат – ее движущая сила, всю власть – его диктатуре! Бога нет! Мы все под руководством партии коммунистов честным трудом построим счастливое коммунистическое общество! Так будет, все доказано научно.
Сами агитаторы в это искренне верят, для них коммунистический по-рядок, кажется, уже наступил, на время рейса у них почти нет бытовых проблем.
Темы многочисленных митингов стали рутинными, речи выучены наизусть.
Представляется, что у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях» эпизод с докладом на тему «Плодотворная дебютная идея» в Васюках возник из опыта работы агитпароходов. Здесь герой романа по воле авторов пошел дальше, изобразил грубо фантастические картины «Международного шахматного конгресса 1927 года», в возможности которых почти никто не усомнился. Наивные обыватели не раздумывая поспешили отдать деньги клуба комбинатору. Все как сейчас, только мошенников стало больше, и они не такие безобидные…
А в 1919 году «плодотворная дебютная идея» пропаганды и агитации успешно находит сторонников советской власти. Не надо рисовать картины сытой жизни и захватывающих зрелищ, достаточно показать иллюминацию в десяток лампочек, кино и живых вождей… А еще не забывать кормить Красную Армию…
В архиве «Красной Звезды» есть материалы, свидетельствующие о настроении части простых обывателей, ожидающих от советской власти в скором будущем счастливую жизнь …
Инструкторы готовят первые отчеты о проделанной работе…

(см.вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#128 Сообщение SerZh » 15 дек 2011, 23:31

План агитработы выполняется точно. Прибытие агитпарохода в Рыбную слободу 18 июля 1919 года активизировало деятельность советской власти. Первый принятый документ – решение об открытии библиотеки, любимое дело Надежды Крупской. Инициативная группа крестьян в этот день выступила с воззванием решительно бороться за социализм и вступать в ячейку сочувствующих партии коммунистов. Событие посещения Крупской Лаишево с беседой о библиотеках будет увековечено мемориальной доской.
Бытовых проблем на коммунистическом агитпароходе хватает. Участники рейса сталкиваются с трудностями и лишениями. В своем дневнике Крупская об этом ничего не писала. А в спальных матрацах обнаружены клопы, один из участников заболел и попал в больницу. Инструктор Нарком-здрава Боровков распоряжается немедленно провести дезинфекцию и дезинсекцию и требует выдать постельное белье (см. вл.).
Герои романа Ильфа и Петрова попали на свой пароход именно потому, что заболел и оказался в больнице штатный художник…

(см.вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#129 Сообщение SerZh » 23 дек 2011, 22:53

Прибытие агитпарохода «Красная Звезда» с инструкторами центральных органов власти, успехи Красной Армии активизировали борьбу за власть на местах. Зажиточные крестьяне объявлены врагами трудового народа, начинается реализация планов «социализации земли и организации коллективных хозяйств». Партия большевиков решительно подавляет любое инакомыслие в формировании местных сельских советов. Провозглашается ее руководящая роль по всем вопросам.
Все это показывают документы архива. Показателен состав 9-го Чисто-польского уездного съезда Советов (21 июля 1919 года): среди 254 делегатов 97 коммунистов и сочувствующих, всего 2 левых эсера и 2 анархиста.
Во вложении –
«Объявление» о задачах коммунистов /большевиков/;
Состав 9-го Чистопольского уездного съезда Советов;
Резолюция 9-го Чистопольского уездного съезда Советов;
Выписка из протокола собрания Союза С. Р. Максималистов г. Ижевска;
Резолюция комитета Ижевской организации В.К.П. /большевиков/.
Поражает предельная нетерпимость местных большевиков к другим мнениям, их желание просто уничтожать тех, кто не с ними, при этом ожидается, что будет, если не прямая, то молчаливая поддержка центральной власти. Похоже, что после убийства царя и его семьи, санкционированного вождями революции, и с легкостью исполненного, местных большевиков ничего не остановит, они поняли, что будут правы всегда.
Документы интересны сами по себе, дают почувствовать, какие люди берут власть и как они представляют будущую жизнь.
Агитпароходы и агитпоезда закончат свою деятельность в 1921 году, советская власть установится прочно и надолго. Будут отдельные рутинные рейсы типа агитации денежного займа в 1925 году (пароход «Герцен» с участием Ильи Ильфа), и никакой политической борьбы.

(см.вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#130 Сообщение SerZh » 04 янв 2012, 20:14

С Новым 2012 годом!
А здесь далекое прошлое. Пароход «Красная Звезда», июль 1919 год, агитрейс за советскую власть по Волге и Каме.
Работа на агитпароходе кипит. Митинги, собрания, митинги…
Еще одно сближение в пространстве и времени. В Елабуге агитпароход «Красная Звезда» 21 июля 1919 года посетил красный комдив Азин. Об этой встрече упоминает в дневнике Н. Крупская, сначала описывает его с каким-то недоумением и неприятием, но заключает, что такие люди нужны революции. Как это можно было узнать из других источников, латыш Азин родом из Витебской губернии, можно считать – земляк Иосифа Тейтельбаума. В Витебске есть улица Азина, в честь героя, психически нездорового, изъяснявшегося на матерном, с безудержной страстью безнаказанно убивать. Он много успел повоевать с народом, и это помнят. Как бы еще он пригодился революции…
Можно только представить, что думал Иосиф Тейтельбаум, участвовавший в войне за свободу страны, видя вояк со своими соотечественниками. Конечно, эсеры не отрицали террора, но чтобы развязать масштабную гражданскую войну, таких планов не было…
В документах агитрейса есть письмо Азина политкому «Красной Звезды» Молотову, в котором он в своеобразной форме просит откомандировать коменданта агитпарохода Миронова, боевого друга, в свою дивизию. Резолюция Молотова: «Препятствий … не имеется». Комендант Миронов Н.Ф., в распоряжении которого были красноармейцы охраны, покинет агитпароход. В дорогу ему оформят удостоверение, выдадут продуктовый набор: 2 пуда муки, 50 селедок и семечки. Через некоторое время окажется, что ранее комендант для своих нужд на казенные деньги приобрел самовары и белье…
Другой документ – заявление красноармейца-коммуниста из 28-й дивизии, начальник которой Азин, в бюро жалоб агитпарохода. Красноармеец-коммунист жалуется, что правильный коммунистический порядок в армии заменяют старорежимным и просит с этим разобраться. Заявление заканчивается так: «Нет, товарищ, мы должны показать диктатуру пролетариата, чтобы все провоцирующие Совет-Власть чиновники, офицера, техники, инженеры чувствовали над собой Власть рабочих и крестьян. Вот мое мнение.».
Понятно, что для большевиков легко найдутся готовые исполнители «диктатуры пролетариата», аппарат репрессий получит надежные винтики…

(см. вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#131 Сообщение SerZh » 24 янв 2012, 20:45

Среди документов агитрейса есть «Список фотографических снимков оператора Ермолова» /ГАРФ, ф. 1252, оп.1, д.335, л.3/. Самих снимков нет, они, видимо, хранятся в архиве кинофотодокументов. Но сам список, в котором 76(!) подписей к снимкам, дает не мало интересной информации. Во-первых, что меня больше интересует, существует фотография, на которой в группе сотрудников технического отдела «Красной Звезды» должен быть мой дед, Иосиф Тейтельбаум.
Теперь другое, о фотографиях совершенно не упоминает в своих дневниках Крупская. Похоже, что ей их и не показывали. Встречается один снимок, которым иллюстрируют дневник Крупской «На «Красной Звезде»», там она что-то энергично рассказывает сидящим вокруг нее на земле угрюмым красноармейцам. Другой снимок, встречался очень давно, где она одна, что-то пишет за столиком в проходе палубы парохода, и это почти все…
Изучая список подписей к снимкам, можно установить, что съемки велись только в период присутствия на агитпароходе Крупской. После Перми, где она закончила свое путешествие, фотоснимков нет. Можно предположить, что оператор-фотограф Ермолов также в Перми закончил на «Красной Звезде» свою работу. Видимо, решили, что дальше в рейсе без Крупской ничего не будет интересного. Действительно, с участием политкома Молотова всего три фотоснимка, а с инструктором Крупской - семь… В последствии советские историки в соответствии с принятой партийной конъюнктурой проставят акценты, «позволив» Крупской руководить «Красной Звездой», и не упоминать при этом Молотова. Каждому – свое, решат, что биография Молотова обойдется без агитпарохода, у него найдется много вещей посерьезнее, есть даже именные, ставшие своего рода брендами советской истории: «коктейль Молотова», «пакт Молотова - Риббентропа»…
Оператор Ермолов запечатлел многих примечательных лиц, с которыми виделась и общалась Крупская, в том числе упоминавшийся ранее комдив Азин. Есть два снимка с 12-летним добровольцем Володей Алексеевым, которого Азин пристроил к себе. Но почему-то Крупская, которая, как полагают, была неравнодушна к детям, его не заметила. Можно найти слабые следы этого маленького мальчика (похоже, что просто пропавшего), но героя из него делать не стали и быстро забыли. В гражданской войне вообще не может быть героев, а в его истории нет ничего кроме детской наивности и предательства взрослых…

(см. вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#132 Сообщение SerZh » 05 фев 2012, 22:43

28 июля 1919 года врач на «Красной звезде» пишет записку политкому Молотову о том, что «… В виду устойчивых желудочно-кишечных заболеваний на пароходе необходимо заготовить для диэты риса и овсянки.»
В режиме военного коммунизма вопрос решается просто, надо знать, где взять, а дальше – по потребности. Рис и овсянку выпишут на 40 человек (четверть всего состава агитпарохода) и на три месяца. Ни Молотов, ни Крупская, видимо, не страдали желудочными заболеваниями, питание для избран-ных организовано лучше, чем простая выдача хлебного пайка и сахара.
Все первые дни августа заняты чередой митингов и собраний в Пермском крае. Изо дня в день повторяются одни и те же темы. Наиболее популярны такие: «Две власти: диктатура буржуазии и диктатура пролетариата», «Куда ведет рабочих и крестьян коммунистическая партия».
Народ вынужден принять постулаты большевиков, ведь это же для его блага коммунисты стараются, а если кто-то имеет другое мнение, то должен понять, что будет просто вынужден встать перед выбором: гибель, рано или поздно, или быть как все, что готовы строить социализм, как научат больше-вики. Об этом доходчиво расскажут на митингах на темы «Советская Власть и мировая социалистическая революция», «Что даст победа Красной Армии и куда приведет ее поражение».

Иосиф Тейтельбаум, вернувшись в Россию, никогда больше не участвовал в революционном движении, его не интересовали ни митинги, ни собрания. Теперь он будет в стороне от всего этого. Он – только технический специалист, он отлично знает свое инженерное дело, никого не обманывал, не будет обманывать, и не будет обманываться сам.
Тогда в 1905 году боролись с режимом все, это было делом чести. На большевиков в то время не обращали серьезного внимания, а теперь, когда они захватили власть, идет борьба на уничтожение всего разумного, во благо примитивного равенства в нищете при партийном руководстве, с неясной уверенностью однажды всем разом начать жить богато, при этом чувствовать себя самыми передовыми и вечно счастливыми…
Надо будет посмотреть внимательнее у Н. Бердяева, как это происходит, его «Истоки и смысл русского коммунизма»…

(см. вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#133 Сообщение SerZh » 17 фев 2012, 22:25

10 августа 1919 года Молотов не участвовал в митинге в Перми, его фамилия вычеркнута из списка выступающих. Может, у него было плохое самочувствие? У политкомиссара много дел.
Уезжает в Москву Крупская, пропагандист, которого слушают, и, видимо, уважают. Нужно срочно просить новых опытных агитаторов, нельзя снижать темп работы…
В этот день Молотов подписывает письмо в Пермский Губпродком выдать по списку сотрудникам «Красной Звезды» 52 пары мужских сапог и 34 пары женских ботинок. В списке нуждающихся 17 мужчин (среди них - Иосиф Тейтельбаум, а №1 – сам Молотов) и еще 5 женщин. Вот оно – настоящее коммунистическое равенство! От политкома до судомойки, все оказались без сапог. А взять, конечно, надо больше, как говорится, по потребности.... Но, кажется, на этот раз сапог никто не получил, документ о выдаче обуви нигде не встретился…
При новой власти все пропадает, и продовольствие, и даже обувь, как писал в докладе инструктор «Красной Звезды» П. Соловьев о нижегородском управлении внутренних дел, «обувь совершенно отсутствует у всех милиционеров, большинство ходит в лаптях…».
У героев романа «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, который здесь упоминается в связи с отдельными странными совпадениями, с обувью все в относительном порядке. О. Бендер появится в замечательных «в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета». По желтым ботинкам разыскивала Бендера мадам Грицацуева, а ей сказали: «В Москве еще двести тысяч человек в желтых ботинках ходят»…
В этот же день руководство парохода озаботилось усилением охраны. Направлено письмо в Пермский военком с просьбой откомандировать 5 красноармейцев, среди которых должен быть пулеметчик…
На следующий день Молотову предстоит разбираться с актом об уничтожении на «Красной Звезде» почти 135 кг хлеба, «ввиду его порчи»…
Мог ли кто-нибудь тогда представить, да и сам политком Молотов, что его подпись, как на этих ничтожных бумажках, будет в не слишком далеком будущем красоваться на документах, определивших судьбы многих миллионов людей, а других просто обрекших на смерть?
И это будет та же борьба за настоящий коммунизм, только в другом масштабе, никто не меняет взгляды, которые только развиваются …
Через пару дней агитпароход покинет Надежда Крупская, она - главный агитатор за советскую власть. Жена вождя, при своей беззащитности и неловкости, действительно внушает людям доверие ….
(см. вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#134 Сообщение SerZh » 01 мар 2012, 22:14

Стоящую в Чистополе «Красную Звезду» посетил Н.Н. Крестинский, нарком финансов, секретарь ЦК РКП(б), направляющийся из Москвы в Екатеринбург. До октябрьского переворота он вел активную революционную работу на Урале и в Пермском крае, стал одним из руководителей уральской организации.
Это тот самый Николай Крестинский, который начинал свою революционную деятельность в ученических организациях г. Вильно (здесь приводились документы ЦГАОР). Судя по биографическим справкам, он был и в Витебске (1906 г.), но такой документ не встретился. Как уже отмечалось, в период первой русской революции член боевой группы партии эсеров Иосиф Тейтельбаум и член РСДРП Николай Крестинский были где-то рядом во времени и по месту. И вот теперь новое сближение в 1919 году, так же без возможного общения. Технический сотрудник агитпарохода «Красная Звез-да» и нарком финансов… Третье и последнее, сближение в трагическом конце истории, - 1938 год – может показаться, что будет еще не скоро, каждый еще успеет одолеть свои ступеньки карьеры и вехи семейной жизни ...
Через две недели возвращающийся в Москву Н.Н. Крестинский еще раз посетит «Красную Звезду», когда она будет стоять в Перми. По поручению Ленина он будет сопровождать сильно уставшую и не совсем здоровую Надежду Крупскую домой, о чем она с благодарностью написала в дневнике…

(продолжение следует)

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#135 Сообщение SerZh » 12 мар 2012, 22:55

Когда поступали вызовы на инструкторов и агитаторов, никого из них Молотов не мог задержать для продолжения работы. Разумеется, не мог он препятствовать отъезду Крупской. Он пишет в Москву в дополнение к отчету о работе записку Елене Стасовой, секретарю и члену ЦК ВКП/б/, что «не умеет» коротко объяснить, что срочно нужны инструкторы, и непременно с «именем». Записка в доверительном тоне человеку, который заметно старше, похоже, что Стасова, «товарищ Абсолют», очень импонирует Молотову способностью быстро решать организационно-технические вопросы. Молотов шлет телеграмму Дзержинскому, наркому внутренних дел, по поводу отзыва инструктора Соловьёва и настаивает на пополнении инструкторских кадров.
Два коротких документа, видно, что это не канцелярские отписки, а авторские документы. Но можно ли увидеть в них след, как скажут много лет спустя, величайшего дипломата XX века? Если ничего не знать, то можно и не обратить внимания…
Похоже, что Молотов осторожен в решении организационных вопросов, обходит возможные конфликты, но в решающий момент проявляет твердость. Нигде в документах не упоминается его основная работа Молотова – председатель Нижегородского губисполкома и уполномоченный ЦК РКП/б/ и СНК РСФСР в Поволжье, мандат политкома агитапарохода давал ему полномочия для активного участия в работе на укрепление советской власти.
Работа на «Красной Звезде» стала своеобразной школой организации дела. У Молотова – это систематизированная канцелярия, что видно по построению архива (за приверженность к кабинетной работе его прозовут «каменной задницей»).
Себя Молотов в агитрейсе, видимо, митинговым авторитетом не представлял, его метод – штабная работа. В отличие от Михаила Калинина, председателя ВЦИК и политкомиссара агитпоезда «Октябрьская Революция», который практически один в это же время проводил многолюдные митинги на железных дорогах, по которым двигались на фронты гражданской войны красноармейские эшелоны…
Иосиф Тейтельбаум, возможно, тогда ощутил силы к серьезной технической работе, вскоре после рейса на «Красной Звезде» он будет принят как начальник цеха и главный механик завода.
Обоим по 30 лет, карьера еще только начинается….

(см. вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#136 Сообщение SerZh » 24 мар 2012, 22:26

В фонде ГАРФ 12152 в деле 324 – «Удостоверения и мандаты сотрудников парохода «Красная Звезда» есть удостоверения на фамилии: Ермолов П.В., кинооператор, оператор-фотограф; Колякин Г.П., фотограф; Лемберг, кинооператор…
Очевидно, Лемберг – это тот Лемберг, который упоминается в «Еврейской энциклопедии» (http://www.rujen.ru ): ЛЕМБЕРГ Александр Григорьевич (1898, Елизаветград Херсонской губ. – 1974, Москва), кинооператор. В кино с 1914. С 1916 – оператор игровых ф. (совм. с отцом, Г.М.Лембергом. Во время 1-й мир. войны – фронтовой оператор. Снимал хронику Гражд. войны, известен съемками В.И.Ленина. В 1919–20 участвовал в рейсах агитпарохо-да и агитпоезда ВЦИК. Входил в группу «киноков» под рук. Д.Вертова, участвовал в съемках ф. «Шестая часть мира» (1926). В 1938–41 и с 1946 – кинооператор и фотокор. на ВСХВ.
Эти участники агитработы, видимо, были на особом положении. Их имен нет в сводном списке сотрудников. Их имена не встречаются в текущих документах рейса, но результат работы есть – фильм Дзиги Вертова «Пароход «Красная Звезда», фотографии оператора-фотографа Ермолова.
Оператор-фотограф Ермолов заснял весь первый этап агитрейса «Красной Звезды», в котором участвовала Н. Крупская. Среди примечательных лиц – художник В.М. Виноградов. Это имя нигде больше не встретилось, его также нет в списках сотрудников. Что же он рисовал? Можно только предположить, что это были агитационные плакаты, ведь именно в усилении этой работы видел свою задачу политком Молотов и его агитколлектив. Вряд ли это были пейзажи с речными просторами, искусство в смутное время заставляют молчать. Даже если художника назначат уполномоченным по делам искусств губернии, как М. Шагала в Витебске, свободно творить ему не дадут…
И все же, кто на агитпароходе обратил внимание на художника, на кино-фото группу, которые реально появлялись только на берегу, чтобы потом эти моменты использовать Ильфом и Петровым в романе «Двенадцать стульев»?

(продолжение следует)

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#137 Сообщение SerZh » 31 мар 2012, 23:24

После Перми «Красная Звезда» уже без Крупской отправилась вниз по Каме и Волге. Организация митингов продолжается, прежнего энтузиазма нет, только выполнение твердой установки на ведение митингов с решающим давлением идей большевиков. Политком Молотов продолжает требовать новых инструкторов и грозит прекратить работу.
30 августа 1919 года агитпароход стоит в Симбирске согласно плану (см вл. к сообщению от 21.11.11) митинги идут с утра до вечера, темы давно известны. В Симбирске дислоцируются крупные красноармейские воинские части. Основная митинговая работа идет среди красноармейцев. 31 августа митинги продолжаются. В группе инструкторов появилось новое имя – Волин.
Профессиональный большевик с партбилетом №5 политком «Красной Звезды» Молотов лично участвует в непосредственной агитационно-инструкторской работе, он выступает в Народном доме Симбирска, родине вождя революции Ленина, с лекцией с обязывающим названием «Кто может называться коммунистом». Мог ли он тогда предположить, что придет время, когда будет позорно исключен из партии?
Новый инструктор Волин подготовил митинг на тему «Работа предателей в тылу Красного Фронта».
По тематике митингов, «Муравьевщина, Григорьевщина и Мироновщина», проводимых среди красноармейцев, видно, что новая власть будет решительно и беспощадно подавлять любые выступления противников. Стенограмм митингов нет, но можно легко представить, что все недовольные будут названы пособниками буржуазии, участь которых – быть уничтоженными. По сути, митинги, проводимые инструкторами «Красной Звезды» - те же бои гражданской войны, только у противной стороны нет возможности достойно ответить.
Как это окажется по прямым документам, для таких выводов не требовалось расследований. Ложь и насилие стали главным оружием власти большевиков.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#138 Сообщение SerZh » 23 апр 2012, 21:24

В Сызрани агитколлективу парохода «Красная Звезда» предстоит встреча с агитколлективом поезда «Октябрьская Революция», политкомиссаром которого был Михаил Калинин, председатель ВЦИК.
И здесь возникает догадка, что не случайно возникли эти агитпоезда и агитпароходы. Это мероприятие списано с организации известного поезда Председателя Реввоенсовета Наркомвоенмора Льва Троцкого. Именно Троцкий, носясь по фронтам гражданской войны на своём знаменитом поезде, имел небывалый успех в деле организации Красной Армии и агитации за Советскую власть. Троцкий передвигался не только на доставшемся ему царском поезде, но и по Волге на пароходе, и даже на миноносце. Причем это происходило в самых горячих точках, где шли бои, где грозил прорыв фронта, в местах массового дезертирства. Историк Д.А. Волкогонов в книге о Троцком пишет, что он за 2,5 года проехал (невозможно поверить) 250 тыс. км! Троцким проведена колоссальная организационная работа в армии, тысячи митингов с призывом беспощадной борьбы за Советскую власть и Мировую революцию. Авторитет Троцкого, который по сути был агитатором, а не полководцем, был тогда необычайно высок.
Видимо, такой успех одного человека привел большевистское руководство к мысли спешно организовать в структуре ВЦИК отдел агитпоездов и пароходов, причем на руководящую работу в рейсах назначались представители центральной власти (известны Н. Крупская, В. Молотов, М. Калинин). Агитпоезда и пароходы ВЦИК шли по районам, где боевых действий уже не было, а большевики крепко держали власть. Организационная структура передвижных агитотрядов почти полностью копировала структуру поезда Троцкого. В поезде Троцкого были секретариат, типография, телеграфная станция, радио, электростанция, библиотека, гараж и баня. 250 человек в 12-ти вагонах: охрана, пулеметный отряд, группа агитаторов, узел связи, команда шоферов, бригада ремонта пути … Потом появился авиаотряд из 2-х самолетов и оркестр. Троцкий первым обзавелся фотографом и кинематографом, которые должны были увековечить его для грядущих поколений. Все это повторилось на агитпароходах и агитпоездах.
Что не было на «Красной Звезде», так это гаража с автомобилями, самолетов и бани, но был мотоциклист.
Формирование передвижных агитотрядов по типу поезда Предреввоенсовета Троцкого подтверждало курс большевиков на тоталитарное единовластие, при котором насилие будет главным инструментом управления.
Как пишет Д. Волкогонов, жестоко расправляясь с дезертирами в армии, Троцкий в своей агитационной работе, тем не менее, практиковал торжественное вручение подарков отличившимся красноармейцам. В качестве подарков были серебряные портсигары, часы, бинокли, реквизированные со складов старой власти.
Никакого упоминания о подарках во время рейса «Красной Звезды» нет, но есть загадка приобретения Иосифом Тейтельбаумом красивого портсигара, швейцарских часов и цейсовского бинокля, точно такого же, как на фотографии начальника поезда Троцкого.
Насколько значим в то время был авторитет Троцкого, по крайней мере не ниже Ленина, но как быстро его имя будет выметаться из истории страны! За колоссальную работу в Октябрьском перевороте и яростную поддержку монополии партии большевиков было известно высказывание Ленина: «Троцкий – лучший большевик…». Но это уже как бы неправда, пришедший к единоличной власти Сталин сделает всё, чтобы история оказалась другой. Троцкого объявят злейшим врагом СССР, и только в этом его историческая роль.
Множество людей видело и слышало Троцкого, находилось под властью его красноречия, но всех заставили забыть это. Известно, как расправи-лись с Троцким и его близкими, но и сотрудники учреждений, которыми руководил Троцкий, уничтожены все.
Дождется того часа Молотов, большевик с партбилетом №5, когда поступит команда его забыть. Убивать никого уже не будут, но против забвения никто не возразит. Такова участь тех, кто стал мешать тоталитарной власти.
Но главное, все вожди большевизма проповедовали глубоко утопическую социальную идею с целью народовластия, но реально «для блага народа» создавали жесточайший тоталитарный режим.
Эволюция агитотрядов пройдет от поезда Предреввоенсовета к агитпоездам и пароходам ВЦИК, а далее к пародийному пароходу «Скрябин» в романе Ильфа и Петрова, который выйдет в 1927 году, когда Троцкий будет изгнан из вождей и предан анафеме. И это пародийное теперь на все времена, отличная история. «Жить стало лучше, жить стало веселее…»

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#139 Сообщение SerZh » 04 май 2012, 22:25

Рейс «Красной Звезды» продолжается почти точно по плану (см. вл. от 21.11.11). На малых пристанях митингов не организуют, показывают выставку и кинофильмы. В Самаре отдельные работники, воодушевленные успехами советской власти, теряют бдительность, и во время киносеанса бесчестные несознательные элементы, пособники старого режима, крадут у них ценные бумажники, вместо которых руководство агитпарохода выдает соответствующие удостоверения.
В литературной версии агитрейса, конечно, это роман «Двенадцать стульев», на агитпароходе будет герой, владеющий способами честного отъёма денег. Наследие старого режима успешно преодолевается советской властью. Воришки теперь только голубые, терзающиеся угрызениями совести, и социально не опасные….

(см. вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

SerZh
Сообщения: 136
Регистрация: 01.10.2009
Поблагодарили: 3 раза

Re: Боевой Витебск

#140 Сообщение SerZh » 20 май 2012, 20:28

После Симбирска следующая крупная остановка – Сызрань. Примечательная записка делопроизводителя, никому не направленная: «12 сентября пароход «Красная Звезда» простоял в Сызрани, работ никаких не производилось. Встречали тов. Калинина, который приехал на поезде «Октябрьская Революция»».
Молотов, видимо, уступил митинговую инициативу Калинину, он присматривался к организации дела на известном агитпоезде. Работа Калинина, председателя ВЦИК и политкома агитпоезда, среди красноармейских масс оказалась замеченной. Недаром Троцкий, в это время - наркомвоенмор, председатель Реввоенсовета, умелый митинговый оратор, назовет Калинина всероссийским старостой. Умение Калинина управлять аудиторией Молотов отметил в воспоминаниях .
Две телеграммы в Москву об успешной работе Калинина оказались в архиве «Красной Звезды». Поражает восторженный стиль текста по поводу обращения Калининым в «истинную» веру роты дезертиров. Проблема дезертирства – главная в Красной Армии… Но придет время Кронштадского мятежа, и там никакие речи Калинина уже не убедят восставших, они его с миром отпустят и примут неравный бой…

(см. вл., продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться в «Евреи в революционном движении»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость