Страница 2 из 2

История российских евреев

Добавлено: 10 мар 2017, 08:40
Алексей Владимирович
Спасибо. Очень полезно.

История российских евреев

Добавлено: 11 дек 2017, 22:57
Капитан Немо

История российских евреев

Добавлено: 23 июн 2018, 12:43
IvEv
Вот что думал о евреях Генерал-Майор Мих. Осип.Без-Корнилович в Исторических сведениях о примечательнейших местах в Белоруссии:

История российских евреев

Добавлено: 23 июн 2018, 12:45
IvEv
продолжение

История российских евреев

Добавлено: 27 сен 2018, 05:02
алексфрид
Дмитрий Широчин писал(а):Источник цитаты раввин Ш. Даревский из Климовичей, 1889- оч. подробно

Не подскажете пожалуйста как раздобыть текст? Это мой пра-прадед.
Спасибо

История российских евреев

Добавлено: 05 дек 2018, 09:57
vkumok
"Хроника еврейской жизни" №29 29.07.1905

29а переселение колонистов.JPG

История российских евреев

Добавлено: 15 дек 2018, 08:43
MOCKBA
В последние дни пришлось читать о разных смыслах, которые вкладываются в слова литвак и галицанер, в современности и исторически, и я осознал, что у ортодоксальных евреев этот дуализм соответствует разделению на раввинических иудеев и хасидов, и что первые, потомки былых миснагдим, и сами предпочитают теперь называть себя литвиш. Для меня это показалось вначале странным, поскольку все хасиды, кого я знаю - да и статистически большинство хасидов современности - это хабадники, которые от веку были по диалекту и семейному происхождению такие же литваки, как и сам Виленский Гаон.

И это при том, что о происхождении и экспансии этнических литваков мы много всего обсуждали и с Александром Бейдером, и со специалистами по исторической популяционной генетике евреев. Судя по их диалекту, генетическому составу, и ранней географии, литваки происходят от весьма немногочисленных евреев Мазовии, перебравшихся в Великое Княжество Литовское в XVI веке, в основном ради таможенных контрактов, аренды, откупов и тому подобных специальностей, в которых деньги собирались с разных людей по крохе весь год, а выплатить по контракту надо было разом в начале года. Экономическая модель литвацкого кагала была простая - приехать в новое место, застолбить все выгодные контракты и торговые заведения за наследниками первопоселенцев на веки веков, а младших детей постараться отправить дальше на восток в новые, еще не охваченные еврейской экономикой городки. Население стремительно росло, хотя изначально мазовецких первопоселенцев было немногим более сотни. Нарушителей порядка приводил к подчинению кагал самым жестким образом. (Мои представления основаны на Пинских списках и Горецком пинкасе, но я уверен, что выборка не случайна).

Как же, однако, такая стройная организация разделилась на хасидов и миснагдим, и почему с литваками ассоциировались только последние? Вот этого я до недавнего времени не представлял. Хотя вопрос для моей семейной истории имел нетривиальное значение, поскольку мои Прусовы-Пруссы попали в хасидский Городок, "исчезнув" с ревизских сказок в основном раввинической Друи, где, однако, имелась небольшая хасидская община - причем похоже было, что до того кагал их гнобил по полной программе, по крайней мере сыновей забривали в рекруты с необычайной частотой, а оставшаяся молодежь мерла как мухи. Так что я уже подозревал, что Прусовым в Друе досталось именно как представителям хасидского меньшинства - но о накале борьбы между двумя направлениями ортодоксального иудаизма среди литваков тем не менее я имел самое слабое представление.

Между тем еще в 1760-х годах на Великой Литве хасидизм считался чуждым галицийским явлением; доморощенный хасидизм едва подымал еще свою голову. В Галиции и Подолии, после ужасов Хмельницкого разорения, иудаизм бился в конвульсиях, порождая страннейшие, недолговечные секты Шаббатая и Франкистов наряду с великим Бештом. Литваки же - в своем ареале, который тогда охватывал всю современную Белоруссию и прилегающие территории Латвии, России и Украины - чувстовали себя нетронутыми ни Хмельницким, ни странными религиозными нововведениями, возникшими вслед за его войнами. Недолго это продолжалось. Уже к началу 1770х галицийская крамола пролезла в Белоруссию. В начале 1772 года Шкловский кагал не вытерпел и выступил против "приезжих еретиков и ниспровергателей моральных устоев", а к Пасхе 1772 года против хасидизма выступил сам Виленский Гаон. Но для миснагдим это были еще цветочки. В августе 1772-го года восточная часть бывшей Великой Литвы отходит к России по 1-м разделу Речи Посполитой, И в 1775 году в Лядах, на российской теперь уже территории, рождается Хабад! Российским властям по большому счету ото всех евреев было кисло, а уж вставать на сторону зарубежных Виленских авторитетов против доморощенного хасидизма царская власть совершенно не желала. То есть объективно лила волну на хасидскую мельницу, за что Хабад еще отплатит верностью державе в Наполеоновские времена.

В урезанной Польше миснагдим пытаются привлечь адмиистративный ресурс к анти-хасидской борьбе, но уже не так много это ресурса и было, а еще через 20 лет и эта часть былой Литвы отходит к России. Но первые десятилетия под царской властью у кагалов еще широкие полномочия, и битва против проникновения хасидизма продолжается на местном административном уровне, с налогами, лицензиями и рекрутскими наборами. Еще через несколько десятилетий конфликт в целом утихнет, но представление о том, что Литваки - синоним раббинического иудаизма, а Галицианеры - хасидского, жива до сих пор, хотя теперь Хабад с его совершенно литвацким наследием уже преобладает в мировом хасидизме