История российских евреев

Поиск, факты, имена

Модератор: Mike_m

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
foxyboom
Сообщения: 349
Возраст: 52
Регистрация: 26.08.2009
Откуда: Россия
Поблагодарили: 11 раз

История российских евреев

#1 Сообщение foxyboom » 11 мар 2010, 14:56

Понимаю,что эта тема является достаточно хорошо изученной многими участниками форума.Тем не менее рискну выставить некое учебное пособие в сокращенном варианте и прежде всего для новичков в еврейской тематике.

Появление евреев на территории России

Евреи жили в восточной части Кавказа и на побережье Черного моря еще в эпоху эллинизма. Численность еврейского населения увеличивалась за счет эмигрантов из Византии и хазарских прозелитов. В европейской части России до XIV века евреев было немного. В Московском княжестве евреи считались чужеземцами.
В XV веке, в связи с развитием торговых отношений между Польско-Литовским княжеством и Русью, небольшое число евреев поселилось в пограничных городах Московского княжества.
В 1742 году императрица Елизавета издала указ об изгнании евреев из Российского государства, но это изгнание не было осуществлено до конца.

Разделы Польши и установление «черты оседлости»
Разделы Польши, имевшие место в последней трети XVIII века, привели к тому, что на территории России оказалось около миллиона евреев. Это еврейское население было культурно однородным. Появление в Российской империи столь большого количества евреев поставило перед российскими властями особого рода «еврейский вопрос». В 1791 году императрица Екатерина II издала указ о черте оседлости. Черта еврейской оседлости включала в себя территории, аннексированные у Польши (к ним в 1812 и 1815 гг. были добавлены Бессарабия и Царство Польское – бывшее княжество Варшавское), степные области у Черного моря и малонаселенные территории к востоку от Днепра.
Установление черты оседлости преследовало следующие цели:
1.удержание евреев от расселения в центральных областях России;
2.прикрепление евреев к своим общинам для удобства взимания государственных налогов.
3.заселение пустынных пограничных районов.
Черта оседлости занимала площадь около миллиона квадратных километров, и проживающие на ней евреи составляли около десяти процентов населения. Поскольку евреи были расселены неравномерно, во многих местах они составляли большинство населения.

Царствование Александра I. «Положение об устройстве евреев»
Император Александр I предпринял попытку улучшить положение евреев. «Положение об устройстве евреев», увидевшее свет в 1804 году, явилось первым законом, регламентирующим важнейшие стороны жизни российского еврейства: экономику, общинное устройство, образование и просвещение. «Положение», содержавшее 54 параграфа, было непоследовательным. С одной стороны, передвижение евреев ограничивалось чертой оседлости, пересекать которую было запрещено. Помимо этого им предписывалось покинуть деревни и села и прекратить заниматься арендаторством и кабацким промыслом. С другой стороны, с целью «устройства евреев» им был разрешен доступ в российские народные училища, гимназии и университеты, предоставлено право покупать землю для занятия сельскохозяйственным трудом, обещана казенная ссуда для открытия фабричных и ремесленных производств. «Положение» имело тот же характер, что и «Эдикт о терпимости» австрийского императора Иосифа II: целью его было такое «устройство» евреев, которое помогло бы им включиться в экономическую и социальную жизнь страны. Эти постановления не смогли осуществиться в то время. Прежде всего произошли существенные перемены в отношении к евреям широких слоев населения и правительственных кругов.
Император самолично отклонил большое число конструктивных предложений и усилил те пункты, которые носили явно негативный характер, среди них: запрет евреям покидать черту оседлости, изгнание их из сел и деревень, расселение в земледельческих районах Херсонской губернии.

Царствование Николая I. Насильственное «исправление евреев»
Николай I считал абсолютное самодержавие идеальной формой правления. Пользуясь поддержкой православной церкви, он установил надзор над университетами и школами и противопоставил Россию всему остальному миру.
Николай I проводил политику притеснения малых народов с целью их русификации. Евреев он считал народом, чуждым России. Их право на существование было поставлено в зависимость от той пользы, которую они могли принести государству. За тридцать лет правления Николая было обнародовано почти 600 законов и указов, ограничивающих права евреев России. Цели ограничений были следующими:
1.воспрепятствовать «вредной» экономической деятельности евреев;
2.искоренить религиозное единство евреев, положить конец их обособленности и способствовать их ассимиляции;
3.подорвать основы еврейского общинного самоуправления;
4.уменьшить численность евреев, в частности, за счет их перехода в христианство.
Особенно тяжелым был указ о воинской повинности евреев, известный под названием Устав кантонистов, принятый в 1827 году. Устав проводился в жизнь насильственным образом, путем набора детей и подростков (так называемые отловленные), которых принуждали затем к принятию крещения. Психологическое состояние выкрестов было весьма тяжелым из-за побоев и издевательств. Для российского еврейства этот указ обернулся глубочайшей душевной травмой, последствия которой давали себя знать долгое время спустя.
Указы и постановления, изданные в тридцатые и сороковые годы под общим названием «Положения об устройстве евреев», имели своей целью затруднить традиционную еврейскую жизнь и способствовать ассимиляции евреев (например: ограничение традиционного образования, устранение кагалов, изъятие и введение цензуры на еврейские книги, изданные за пределами России, и так далее).

Царствование Александра II. Влияние реформ на положение евреев
Поражение России в Крымской войне и продолжительный экономический упадок вызвали дестабилизацию общественной жизни страны. Император Александр II, придворные сановники и близкая ко двору интеллигенция сделали попытку улучшить тяжелое внутреннее положение государства. Для этого был предложен целый ряд всеобъемлющих политических и экономических реформ. В течение десяти лет было отменено крепостное право, создано независимое от государства судопроизводство, заложены основы местного самоуправления и сделаны значительные уступки свободе слова и организаций.
Государственный либерализм Александра II вызвал разнообразные улучшения в жизни евреев:
1) Были отменены суровые законы, направленные против «подлых сословий», в частности, был отменен запрет на передвижение из черты оседлости в Царство Польское и обратно.
2) Были пожалованы льготы представителям определенных профессий, владельцам капитала и представителям интеллигенции. Например, было разрешено приобретать землю вне черты оседлости, позволено обучаться в университетах и тому подобное.
3) Были облегчены условия армейской службы, отменен рекрутский набор несовершеннолетних.
Важную роль сыграло постановление, обнародованное в июне 1867 г., которое предоставляло евреям, демобилизованным из армии, право селиться за пределами черты оседлости. Либеральная политика Александра II способствовала тому, что все больше и больше евреев покидало черту оседлости и селилось в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге.

Экономические преобразования
В начале XIX века большая часть евреев России, проживавших в городах и селах, добывали себе средства к жизни мелочной и розничной торговлей. С начала 40-х годов ХIХ века источником доходов для многих евреев стало ремесленное и фабричное производство, в частности, мелкие предприятия по производству одежды. Особенно сильные экономические изменения, связанные с быстрой индустриализацией России, начались в 60-х годах. Евреи внесли свой вклад в ускоренное развитие экономики, в организацию промышленного производства и создание крупных коммерческих компаний. Рост железнодорожного строительства открыл еврейским капиталистам новые перспективы для инвестиций. Многие изъяли свои капиталы из торговли напитками и вложили их в железные дороги. Богатого еврея Полякова прозвали «королем железных дорог». Образовалась новая формация богатых евреев, представленная крупными подрядчиками и богатыми держателями акций. Еврейские банкиры осуществляли денежные операции на территории черты оседлости и в крупных городах. Многие из них пользовались авторитетом у властей и немало сделали для облегчения участи своих соплеменников. Евзель Гинцбург, позднее получивший титул барона. открыл в Санкт-Петербурге первый коммерческий банк. Он организовывал банки в других городах России, а также вкладывал деньги в эксплуатацию золотых месторождений Сибири.
С другой стороны, увеличивалась пропасть между высшим слоем богатых евреев и неимущими еврейскими массами. В городах и селениях евреи страдали от бедности, изнывали под гнетом непосильных налогов. После отмены крепостного права потеряла свое значение деятельность евреев – торговых посредников, и они постепенно нищали. В города, где уже жили тысячи евреев, стали стекаться евреи из деревень. Они старались устроиться на фабрики и заводы, вступая с русскими рабочими в конкурентную борьбу за рабочие места. Начался процесс пролетаризации евреев, процесс, проходивший в тяжелых условиях борьбы за существование.
Государственная либерализация при Александре II привела к крутым переменам в еврейском обществе. Были отменены многие запреты и ограничения, евреи поселились в больших городах. Характер деятельности евреев революционно преобразился. Евреи занялись промышленным производством, образовалась узкая прослойка богатых евреев, принимающих активное участие в процессе индустриализации России; из их среды вышло немало высокообразованных людей, начался расцвет еврейского творчества.
Начиная с 1865 года появились признаки отступления либерализма и возвращения реакции: усилился антисемитизм со стороны властей и обострилась ненависть к евреям в народной среде. В начале семидесятых годов произошел погром в Одессе. Спустя десять лет по югу России прокатилась беспрецедентная по размаху волна антиеврейских выступлений.
Государственный антисемитизм выражался в существовании черты оседлости и в принятии разнообразных законов о евреях, ограничивающих их экономические, политические и юридические права. Польское восстание (1863 г.) ухудшило отношение властей к евреям. Это восстание послужило поводом для появления новых антиеврейских постановлений и позволило использовать антиеврейские настроения для борьбы с брожением в Польше, главной причиной которого был национальный вопрос. С начала 80-х годов царская власть усилила карательные меры против поднимающейся волны революционного террора, в котором активное участие принимали евреи. Важную роль в усилении официального антисемитизма играла православная церковь, которая видела в самодержавии естественного защитника интересов христианства и поощряла власти на антисемитские выступления.

Волна погромов в 1881-1884 гг
Есть основания утверждать, что до 1881 года в России не было систематических и организованных еврейских погромов. Хотя погромы бывали и раньше, например в 1820, 1859 и 1871 гг., но они носили случайный характер и имели узко региональное значение.
С приходом к власти Александра Ш погромы стали происходить часто и охватывали прилегающие друг к другу районы. Серия погромов на юге России – евреи назвали их буря на юге – началась в апреле 1881 года на христианскую пасху и продолжалась с перерывами до 1884 года. Непосредственным поводом для погромов послужило убийство Александра II, случившееся 1 марта 1881 года. У всех этих погромов были общие черты:
1.За кулисами событий стояли власти, которые рассчитывали погасить революционное брожение, направляя народный гнев против евреев;
2.В районе, где замышлялся погром, распространялись слухи о дате, когда произойдут беспорядки. Евреи обращались к властям с просьбой о защите, и власти успокаивали и обнадеживали их. В заранее известный день из одной из деревень выходили организованные погромщики, которые убивали, разрушали и грабили, а правоохранительные органы бездействовали;
3.Местное население, которое поначалу сохраняло нейтралитет, вскоре активно включалось в грабежи и насилие. Погромы превращались для местного населения в праздник.
Не вызывает сомнения, что власти были замешаны в подстрекательстве к погромам. Политика центральных властей, главными проводниками которой были министр внутренних дел Игнатьев и обер-прокурор Священного Синода Победоносцев, диктовалась тем соображением, что на почве антисемитизма произойдет сближение институтов царизма с русским народом. Единственным, кто мог положить конец этой политике, был новый царь. Но Александр III целиком находился под влиянием министра внутренних дел и Синода. Царь был фанатичным приверженцем православия и народности и не препятствовал погромам. Армия позволяла погромщикам делать все, что заблагорассудится, и мешала организации еврейской самозащиты.
Свидетельством тому, что погромы пользовались поддержкой свыше, явились антиеврейские указы, опубликованные министром внутренних дел в мае 1882 года, в самый разгар гонений. Эти указы ограничивали число населенных пунктов, где могли проживать евреи, и запрещали евреям приобретать любые виды недвижимости. Также было уменьшено количество дней в году, когда евреям позволялось торговать, ибо из числа дней, разрешенных для торговли, были исключены христианские праздники. В довершение всего, Игнатьев возложил ответственность за погромы на евреев. Указы Игнатьева открыли новую страницу в истории российского государственного антисемитизма.

Влияние погромов на евреев
Эти беспрецедентные погромы оказали сильное влияние на еврейское население России:
На народные массы – началась массовая эмиграция сотен тысяч евреев на Запад, в первую очередь в США.
На революционеров-евреев – разрешение еврейских проблем они связали с общими судьбами России и включились в борьбу за свержение самодержавия в рамках русского революционного движения.
На приверженцев Аскалы – еврейские просветители, которые мечтали об ассимиляции в русском обществе и рассчитывали на сочувствие к судьбе еврейского народа со стороны образованных русских, постепенно расстались со своими иллюзорными надеждами на то, что ассимиляция положит конец антисемитизму и что русская интеллигенция выступит против еврейских погромов. Российская интеллигенция не только не выразила протеста, но даже приложила руку к антисемитским подстрекательствам, ибо видела в погромах начало крестьянской революции.
Часть еврейских просветителей вступила на путь борьбы с самодержавием, которая связывалась с борьбой за интеграцию еврейских масс и за становление независимой еврейской культуры на идиш. Основным принципом последней было формирование секулярного еврейского общества. Такова была идеология движения Бунд. Движение Бунд возлагало надежды на борьбу евреев за свои права и на национальное еврейское возрождение в России и отрицало репатриацию в Израиль.
Некоторые просветители полагали, что надо искать себе родину там, где евреи смогут нормально существовать, – в Соединенных Штатах, Аргентине или в любом другом месте. В отличие от Бунда, они принципиально не отрицали репатриацию в Землю Израиля, но считали, что в реальных обстоятельствах это место не пригодно для обитания.
Имелись просветители, которые считали, что только репатриация в Израиль способна разрешить сложившуюся ситуацию. Лишь малая часть образованных евреев приняла именно такое решение. Число просвещенных евреев,которые в 1880-е годы покинули царскую Россию и направились в Палестину, было крайне незначительным. Однако то был первый шаг на пути к революционным преобразованиям в судьбе евреев, поворотный пункт в истории еврейского народа.
Усиление антисемитских преследований в России, начавшееся одновременно с подъемом антисемитизма в Центральной и Западной Европе, привело к активизации еврейского национального движения. Погромы 80-х годов в России заставили миллионы евреев искать прибежища в странах Запада. И хотя лишь небольшое число евреев связали свои надежды с Землей Израиля, это было революционным решением, поскольку евреи впервые репатриировались на Землю Израиля с целью ее обживания и с мыслью о создании своего государства.


http://www.jewishagency.org/JewishAgenc ... sh+History
Последний раз редактировалось foxyboom 11 мар 2010, 17:46, всего редактировалось 5 раз.
Этингов(везде)Эттинген(Беларусь,Витебск,Забайкалье)Цинман(Иркутск)Вассерман(Иркутск,Кабанск,Улан-Удэ)Майзель(Забайкалье,Иркутск)Шрагер(Баргузин)Винокур(Баргузин)

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 4460
Возраст: 56
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 157 раз
Поблагодарили: 1080 раз
Контактная информация:

Re: Интернет-ссылки по истории и генеалогии евреев

#2 Сообщение Дмитрий Широчин » 21 май 2011, 22:46

Из Еврейской энциклопедии Брокгауза-Эфрона

Ученые евреи (в России) — еще до установления законом 13 ноября 1844 г. должности У.-Е., таковые фактически имелись при м-ве нар. просвещения, где были сосредоточены и духовные дела евреев. Звание "У.-Е." приобрело право гражданства ввиду того, что на запросы правительства евреи, сведущие в евр. законе и быте, неоднократно заявляли, что у евреев нет духовенства в собственном смысле слова, как это понимают христиане, а имеются ученые специалисты-богословы по религиозно-духовным делам, и что первое дух. лицо в общине, "раввин", в переводе означает тоже "ученый". Таким образом, кроме раввина, закон установил для разных функций еще несколько должностей У.-Е., а именно: 1) Ученые при синагогах и молитвенных домах. Помимо общих функций для всех членов дух. правлений, ученые обязаны "объяснять в известных случаях сомнения, касающиеся богомоления или обрядов веры". Заменять ученого, в случае необходимости, не может ни староста, ни казначей, а только местный раввин. При издании этого закона имелось также в виду, чтобы дух. раввины без образовательного ценза могли оставить за собой официальное положение, заняв по избранию должность ученого при синагогах и молитвенных домах, тем более, что по закону от "ученого" никакого общего образовательного ценза не требуется. — 2) У.-Е. при попечителях учебных округов состоят для дачи объяснений по евр. предметам и для обозрения евр. училищ по части евр. предметов, но не иначе, как под руководством назначаемых для этой цели чиновников. Эта должность учреждена в 1844 г., т. е. когда правительство полагало, что единственным путем для приобщения евреев к русской гражданственности является просвещение евр. масс. Но последнее должно было произойти постепенно, чтобы евр. масса не усмотрела в этом посягательства на религию и духовный быт русских евреев. Поэтому от У.-Е. вообще требовались прежде всего еврейско-богословская ученость и особое знание всех правил и обрядов еврейского закона. — 3) Должность У.-Е. при министре народного просвещения была учреждена в то же время и для тех же задач, что и при попечителях округов, с требованием общего образовательного ценза не ниже среднего. Но уж давно (после Л. Мандельштама; см.) должность эта остается незамещенной. Взамен приглашался еврей в ученый комитет при министерстве, в качестве действительного его члена. Таковым пожизненно состоял барон Д. Г. Гинцбург. После его смерти (1910) на эту должность никто не был назначен; были определены двое (И. Маркон и Н. Переферкович) в качестве экспертов и консультантов по учебным делам. — 4) У.-Е. при ген.-губернаторах в черте оседлости u при одесском градоначальнике назначаются из лиц, получивших среднее или высшее образование "для исполнения поручений по предметам, требующим особого знания всех правил и обрядов евр. закона". При издании этого закона указывалось, между прочим, что желательно назначить на эти должности лиц, которые уже находились в должности общественных раввинов и которые знакомы с делами, входящими в круг деятельности раввина. Засим, министерство неоднократно разъясняло, что не встречается препятствий к тому, чтобы У.-Е. одновременно занимали должность раввина по избранию от евр. общества. Так, симферопольский, полтавский, житомирский и другие раввины состоят У.-Е. при соответствующих губернаторах. Эти же лица (в ст. 262 и прим. 1 к ст. 429 II т., изд. 1892 г.) именуются не учеными, а просто "евреями для исполнения особых поручений". Однако бывали случаи, когда крещеные евреи добивались указанной службы, но министерство разъясняло, что эти "евреи" должны принадлежать к евр. религии. У.-Е. служат бессрочно и удаляются местной властью по сношении с министром; они получают жалованье из сумм коробочного сбора, не свыше 900 руб. в год; освобождаются от некоторых повинностей; получают медали и почетное гражданство обыкновенно после 15-летней службы.
http://j-roots.info/
"Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6304
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 213 раз
Поблагодарили: 897 раз
Контактная информация:

* Империя Романовых и евреи. Лекция Алексея Миллера

#3 Сообщение Nison » 11 окт 2012, 23:54

http://www.polit.ru/article/2006/06/06/miller3/

Империя Романовых и евреи
Лекция Алексея Миллера
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 4460
Возраст: 56
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 157 раз
Поблагодарили: 1080 раз
Контактная информация:

Re: История российских евреев

#4 Сообщение Дмитрий Широчин » 25 дек 2014, 00:23

Из одного, весьма и весьма интересного, дела по выборам раввинов в Могилёвской губернии (РГИА):

Св. Зак. т. XI ч.1 Уст. дух. для иностр. исповед.
Ст. 1062 Синагоги и молитвенные школы вновь учреждаются не иначе, как с разрешения губернского начальства, по правилам Устава Строительства и наблюдая, что если в городе или селении число еврейских домов не более тридцати, то дозволяется евреям иметь только одну молитвенную школу, если же оно простирается до восьмидесяти, то сверх молитвенной школы они могут иметь синагогу, а где число еврейских домов более восьмидесяти, там могут быть заводимы для каждых тридцати домов по одной школе и для каждых восьмидесяти домов по одной синагоге.
Св. Зак. т. XII ч.1 Уст. Строит.
Ст. 259 (дословно повторяет текст Ст. 1062, но в конце «или» вместо и…)

Думаю, что это разночтение "и" и "или" вызвало немало спорных ситуаций...
http://j-roots.info/
"Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6304
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 213 раз
Поблагодарили: 897 раз
Контактная информация:

Re: История российских евреев

#5 Сообщение Nison » 25 дек 2014, 00:58

А что там по выборам раввинов?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 4460
Возраст: 56
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 157 раз
Поблагодарили: 1080 раз
Контактная информация:

Re: История российских евреев

#6 Сообщение Дмитрий Широчин » 25 дек 2014, 01:37

Замечательные дела. Я смотрел в РГИА по Могилёвской губернии. 821-8-129, 130 и 131 с одинаковым названием "О разрешении и запрещении открытия молитвенных домов … о выборе и утверждении раввинов в Могилевской губернии" за 1882-1910 гг. Там и заявления претендентов, и их личные документы, подтверждающие образовательный ценз, и ходатайства общин. Даже краткий конспект показывает, сколько там всего:

м. Монастырщина (Симон Малкин и проч.), 1885-1888
м. Кричев, 1888-1889
раввин Ш. Даревский из Климовичей, 1889- оч. подробно
раввин Я. Каган из Могилёва, 1889-
раввин Я. Подрайский 2-й уч-к Быховского у. – 1886-
раввин И. Воронов из Шклова – 189-
Я Утин – Чаусы – 1890-
Залман Ривлин – раввин Заречное-Шклов Горецкого у. -1891- оч. подробно
раввин Г. Гитович – г. Мстиславль Мстиславского у. – 1890-
Я. Пескин – раввин г. Шклова 1867- , Невель, Могилёвский мещ. – оч. подробно
раввин М. Душкин – Чериков – 1895-
м. Ляды 1898-
провизор Г. Брук – в Могилёвские раввины 1899-
г. Горки Горецкого у. – 1898- и раввин М. Иоффе (и подписи членов общины)
раввин Гершон Раввинсон из Мстиславля
м. Дубровна Горецкого у. 1899-
Копысь (тот же Ривлин, подписи членов общины) 1900-
М. Городищ - м. Злобин Рогачевского у. – 1900-
м. Россасна Горецкого у. 1900- (тот же Ривлин, подписи членов общины)
Х. Пригожин – Любавичи 1900-
м. Чаусы 1900-
раввин Г. Файгенберг – г. Гомель Могил. губ. – 1901-
м. Журавичи Быховского у. – 1901-
г. Могилёв 1901- (в частности, зубной врач С. Карлинер – на казённого раввина)
Г. Гехт – Старо-Быхов 1902-
Н. Двоскин – Чечерск – 1902-
г. Рогачёв 1902-

И это только по одному из трех дел.

Успел заглянуть в одно дело по Эстляндской губернии (оно было на том же микрофильме, что заказанные мной дела):
821-8-132 «Евреи в Эстляндии (вне черты оседлости», 1883-
г. Везенберг (в раввины режицкий мещ. Р. Гурвич, проживающий в гор. Ревеле) 1888-
оч. подробно о ревельской общине и проч.
С. Вейншал, Я. Бродовский (в ревельские раввины)
http://j-roots.info/
"Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6304
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 213 раз
Поблагодарили: 897 раз
Контактная информация:

Re: История российских евреев

#7 Сообщение Nison » 25 дек 2014, 12:59

Так там казенные раввины или духовные?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 4460
Возраст: 56
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 157 раз
Поблагодарили: 1080 раз
Контактная информация:

Re: История российских евреев

#8 Сообщение Дмитрий Широчин » 25 дек 2014, 17:11

Там "общественные" раввины. Думаю, что это синоним "казённых". Мне вообще казалось, что к "духовным" раввинам администрация Империи отношения не имела.
http://j-roots.info/
"Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 5610
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1057 раз
Поблагодарили: 1073 раза

Re: История российских евреев

#9 Сообщение anno_nin » 25 дек 2014, 19:16

Можно узнать подробнее о раввине Гершоне Равинзоне? И Ривлине из Копыся?

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 4460
Возраст: 56
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 157 раз
Поблагодарили: 1080 раз
Контактная информация:

Re: История российских евреев

#10 Сообщение Дмитрий Широчин » 26 дек 2014, 10:58

anno_nin писал(а):Можно узнать подробнее о раввине Гершоне Равинзоне? И Ривлине из Копыся?
Я закончил работу с этими делами. Теперь только в следующий приезд в СПб, заказав их заново.
http://j-roots.info/
"Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

leska12
Сообщения: 910
Регистрация: 26.05.2010
Откуда: Харьков-Израиль,Мевасерет Цион
Благодарил (а): 888 раз
Поблагодарили: 272 раза

История российских евреев

#11 Сообщение leska12 » 01 сен 2016, 14:34

Борис Клейн.
Страницы истории России. Потемкинские евреи.
Во второй половине восемнадцатого века Российская империя, вместе с присоединенными к ней территориями, заполучила около миллиона проживавших там евреев, - целый этнос. А соответственно, и «еврейский вопрос», решение которого затянулось надолго.

http://www.russian-globe.com/N61/Klein. ... eEvrei.htm
Ищу Чи(е)рейкиных ,Чирикиных, Ма(о)шкевичей , Райни(ы,е)ш - корнями из Кременчуга и окрестностей, Чигирина Киевской обл.,
Волынец, Черток - Кременчуг, Екатеринослав (Днепропетровск),
Хармац - корни из Свенцянского уезда Виленской губернии, Полтава, Кременчуг, Харьков, Украина.

ALLA PESINA
Сообщения: 1287
Регистрация: 24.05.2011
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 382 раза

История российских евреев

#12 Сообщение ALLA PESINA » 30 сен 2016, 14:28

Никитина В.Н. Еврейские поселения северо и юго-западных губерний. /1835-1890/ http://www.pseudology.org/evrei/Nikitin ... a1894b.pdf
.

Алексей Владимирович
Сообщения: 4
Регистрация: 12.11.2016
Благодарил (а): 3 раза

История российских евреев

#13 Сообщение Алексей Владимирович » 12 ноя 2016, 20:55

Добрый день.
Не может ли кто-нибудь ответить на мой вопрос: со второй половины 19 века и до революции различные группы евреев (купцы 1-й гильдии, в разные время ремесленники, отставники и пр.) получали право жить вне черты оседлости, а какие права были у детей раввинов? Мой дед, сын раввина городка в Белоруссии, оставшись без матери, жил у родственников в Петербурге, а потом перед революциями поступил в Императорскую военно-медицинскую академию. Как это могло произойти?

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6304
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 213 раз
Поблагодарили: 897 раз
Контактная информация:

История российских евреев

#14 Сообщение Nison » 13 ноя 2016, 00:32

Если речь про духовных раввинов, то у них не было права жительства. В Костроме раввин прикидывался ремесленником.
Многие евреи жили там, где было нельзя. Например, кем-то прикидывались.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 5610
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1057 раз
Поблагодарили: 1073 раза

История российских евреев

#15 Сообщение anno_nin » 13 ноя 2016, 01:07

Алексей Владимирович писал(а):Источник цитаты Мой дед, сын раввина городка в Белоруссии, оставшись без матери, жил у родственников в Петербурге, а потом перед революциями поступил в Императорскую военно-медицинскую академию. Как это могло произойти?

До 1914 или после? В первую мировую евреям давали разрешения на жительство в Питере. Особенно у родственников.
В академию поступил - видимо прошел 5% норму.

Алексей Владимирович
Сообщения: 4
Регистрация: 12.11.2016
Благодарил (а): 3 раза

История российских евреев

#16 Сообщение Алексей Владимирович » 13 ноя 2016, 17:41

А с ВМИ как быть? В Википедии сказано: В частности закон, принятый в 1912 году, установил запрет на производство в офицерское звание крещеных евреев, их детей и внуков. Таким образом еврейство стало определяться по этническому признаку.Крещеных евреев и их детей перестали принимать в Военно-медицинскую академию Ясно, что он не был крещенным, но для некрещеных правила, должно быть, были строже.
https://clck.ru/AGk9i

mihail
Сообщения: 3387
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 295 раз
Поблагодарили: 1016 раз

История российских евреев

#17 Сообщение mihail » 13 ноя 2016, 18:21

Алексей Владимирович писал(а):Источник цитаты А с ВМИ как быть? В Википедии сказано: В частности закон, принятый в 1912 году, установил запрет на производство в офицерское звание крещеных евреев, их детей и внуков. Таким образом еврейство стало определяться по этническому признаку.Крещеных евреев и их детей перестали принимать в Военно-медицинскую академию Ясно, что он не был крещенным, но для некрещеных правила, должно быть, были строже.
https://clck.ru/AGk9i

А что представляют из себя сведения как о его "жизни у родственников в Петербурге",так и о его поступлении в Академию ? Что-то документально подтвержденное?

Алексей Владимирович
Сообщения: 4
Регистрация: 12.11.2016
Благодарил (а): 3 раза

История российских евреев

#18 Сообщение Алексей Владимирович » 13 ноя 2016, 18:40

Увы, нет. Только его рассказы. Известно, что он какое-то время служил фельдшером в армии, но до учебы или в перерыве - не ясно.

mihail
Сообщения: 3387
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 295 раз
Поблагодарили: 1016 раз

История российских евреев

#19 Сообщение mihail » 13 ноя 2016, 18:50

Алексей Владимирович писал(а):Источник цитаты Увы, нет. Только его рассказы.

Это несколько меняет дело.Проверить все это не пробовали? Ведь и возможная "жизнь у родственников в Петербурге",и вероятное (?) обучение в Академии - это то,о чем можно искать сведения в архивах (как минимум,в двух - РГИА и РГВИА).

Helen V.
Сообщения: 935
Регистрация: 03.09.2016
Откуда: Москва
Благодарил (а): 534 раза
Поблагодарили: 568 раз

История российских евреев

#20 Сообщение Helen V. » 10 мар 2017, 01:29

http://dlib.rsl.ru/01003808827
Роговин, Лев Миронович. Систематический сборник действующих законов о евреях : По Своду законов, Продолжениям 1906, 1908, 1909 и 1910 гг. и Собранию узаконений 1911, 1912 и 1913 гг. (по 1 июня) : С постатейн. разъяснениями, извлеч. из решений Правительств. сената, циркуляров и отношений министерств и с указ:. постатейн., хронол. и предм. / Сост. Л.М. Роговин. - Неофиц. изд. - Санкт-Петербург : В.П. Анисимов, 1913

Видимо, наиболее позднее издание.

В оглавлении:
Права жительства и передвижения
Право жительства вне черты оседлости
Причисление евреев к обществам (купечество, мещанское и ремесленное общество)
Эмиграция евреев
Права евреев на занятия торговлей, промыслами и ремеслами
Приобретение. аренда и принятие в залог недвижимых имуществ
Занятие сельским хозяйством и евреи-земледельцы
Право на получение образования и занятие либеральными профессиями. Пенсии еврейским учителям
Права евреев по отбыванию воинской повинности
Права на государственную службу и службу по выборам
Духовный быт евреев. Метрикация. Переход в другие исповедания
Сборы и подати
Евреи-иностранцы (в т.ч. евреи-ссыльные)

В библиотеке форума этой книжки нет.
Постоянные интересы:
География - Беларусь (Толочин и окрестности), Украина (Ефингар).
История - "Е.П.Пешкова. Помощь политическим заключенным" ф.8409 ГА РФ


Вернуться в «История евреев РИ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость