mihail писал(а):В общем,если кто-нибудь имеет информацию о каком-либо серьезном исследовании по данному вопросу(содержащее упоминание архивных сведений или первоисточников),буду рад ссылке на него.
Известный читинский краевед написал в своей книге про Читу, что мой прапрадед Абрам Либерман из казаков. Это было давно, я тогда вообще ничего не знала про Абрама, кроме цитат из этой книги, и начала проверять сие утверждение. К сожалению, я не сохранила подборку документов на эту тему, поэтому по памяти и приблизительно.
Казаки были сословием, особенность которого заключалась в совмещении военной службы, крестьянства и обязательного православия (а не просто христианства).
Область Войска Донского была закрыта для поселения евреев. На практике они туда просачивались и обладатели ценных для населения профессий иногда жили там довольно долго. Ни о какой службе в казачьих войсках речь не шла. Донские казаки к себе не принимали не только евреев, вообще никого. Но и им были нужны разные подсобные работники в армии, изредка таковыми бывали и евреи. Но это не значит, что такие солдаты становились казаками. Отслужив армейскую службу, они возвращались "в первобытное состояние", как тогда выражались.
Кроме исторического казачества, время от времени создавалось новое казачье войско с целью охраны недавно завоеванных земель и охраны неспокойных границ: Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское.
Там в казачество поступали и местные инородцы, и крещение в православие было обязательным требованием.
Поскольку в казачьи села расселяли и ссыльных еврев, их дети вырастали рядом с казаками, иногда крестились и вступали в забайкальские казаки. Еврейские фамилии оставались при них. Тяжелые природные условия улучшали веротерпимость + нехватка кадров, в общем, евреев - потомков николаевских солдат допустили в последнее по времени создания Амурское казачество. Де-факто, таковых было очень-очень мало. Кроме того, у Леванды, кажется, я наткнулась на отмену Александром II перевода евреев-солдат, осужденных за проступки, в Забайкальские казаки. Когда было решено отсылать евреев в Заб. каз-во, я не нашла, а только отмену. Но понятно, что перед арестантом стоял выбор: арестантские роты или крещение.
Возвращаясь к Абраму Либерману. Он, конечно, не был казаком, а сыном ссыльнопоселенца, перечисленного после отбытия срока в крестьяне. Зачем придумали его казацкое происхождение, трудно сказать, но потомки забайкальских казаков (на форуме которых я до сего дня) долго пытались меня уверить (используя те же самые ссылки), что евреи-казаки - нормальное дело...
P.S. ВМВ - отдельная песня. Кого куда призывали зависело не от чистоты казацкого происхождения.