Витебская область

Ответить
Сообщение
Автор
Lyra
Сообщения: 203
Зарегистрирован: 30.07.2009
Откуда: Москва
Поблагодарили: 3 раза

Витебская область

#1 Lyra » 25 окт 2009, 15:04

Славное Толочинский район Витебской области
Из книги Геннадия Винница "Слово памяти":

"Славное (Слаўнае, Slavnoe, Slawnja): гетто было создано 9 июля 1941 г. по ул. Парковая, в нескольких домах по три семьи в каждом разместили около 100 евреев. Гетто охраняла полиция, узников обязали надеть нарукавные повязки с желтой звездой. С наступлением темноты выходить из помещений не разрешалось, взрослых привлекали к разным работам. Охранники из местных жителей участвовали в грабеже еврейского имущества, больше всех преуспел Пашковский. Шолома Шпунта запрягали в телегу и заставляли её тащить вместо лошади. Ликвидировали гетто 15 марта 1942 г., расстреливали недалеко от д. Глиники, многих закопали живыми. Сестер Равич прятали в д. Яблонька, но кто-то донес и их убили. Стасевич до конца укрывал двух детей Марии Сироткиной. Предупредили о расстреле группу девушек (Вера Погорелая, Аня Соловьева и др.), работавших на подстанции, которые бежали и спаслись."

Фотография памятника на месте расстрела мирного еврейского населения местечка Славное

Изображение


Забор вокруг братской могилы есть.
А по сторонам поле, где местные жители мирно пасут коров.

Lyra
Сообщения: 203
Зарегистрирован: 30.07.2009
Откуда: Москва
Поблагодарили: 3 раза

СМОЛЬЯНЫ Оршанский район Витебской области

#2 Lyra » 25 окт 2009, 20:31

5 апреля 1942 г. был решен еврейский вопрос в местечке Смольяны (Смоляны) Оршанского района Витебской области. Немецкими оккупантами и полицаями было расстреляно около 600 - 800 мирных жителей-евреев. Преимущественно стариков, женщин и детей.

Этой дорогой они шли к месту своей гибели - урочищу Губино, что в 1 километре от местечка по дороге Смольяны-Репухово. Чуть вглубь за деревьями и находится место их расстрела.

[img]http://s50.radikal.ru/i127/0906/90/995726c132c0t.jpg[/img]

В то время здесь было поле.
Сейчас здесь маленький лесок, ели явно были посажены человеческими руками, растут в ровный ряд.
[img]http://s45.radikal.ru/i109/0906/29/bdf6099fe4e2t.jpg[/img]

В 1948 году братская могила была огорожена деревянным забором. Сейчас там металлическая ограда.

[img]http://i072.radikal.ru/0906/25/0e477ad4ee0ct.jpg[/img]
На лежащей плите когда-то была надпись, сейчас все стерлось.

На фотографии середины 50-х видно, что надпись читалась, правда кроме фразы " здесь похоронены" ничего не разглядишь.

[img]http://s57.radikal.ru/i158/0906/0c/76f461d17e89t.jpg[/img]

Вот что пишет об этом Леонид Смиловицкий в своей книге "Катастрофа евреев в Белоруссии,
1941-1944 гг.
"(Тель-Авив, 2000), с. 278-287
:

"В 1947 г. Л.И. Миротин побывал в м. Смоляны Кохановского района Витебской области. Место массового расстрела евреев (апрель 1942 г.) было заброшенным. От братской могилы, где покоилось более 800 узников остался небольшой бугорок, на котором был выгон для скота. Миротин на фронте потерял ногу, в гетто погибли все его родные - отец, мать, сестра, брат, жена и ребенок. Сначала он пытался организовать пять еврейских семей, возвратившихся в Смоляны из эвакуации, но отклика не нашел. Евреи отказались, сославшись на то, что их инициатива будет неправильно истолкована. Миротин обратился в сельсовет, где ему отказали под предлогом отсутствия средств, хотя дома и имущество казненных евреев после освобождения местечка были проданы сельсоветом. Тогда он стал писать в Верховный Совет СССР и лично к Л.М. Кагановичу, но письма пересылались для исполнения в Белоруссию. Председателем Смолянского сельского Совета был депутат Верховного Совета БССР Тихонович, которого побаивались ("делал, что хотел" - в документе, Л. С.) вызвал оставшихся местных евреев и предложил им собрать на памятник деньги по 300-500 руб. После этого, Миротин решил, что последний, кто способен ему помочь - это Илья Эренбург, которого многие воспринимали, как своего кумира и защитника. В письме от 19 апреля Миротин спрашивал: " Чем наши родители, матери, жены и дети хуже других и почему мы не можем отдать им последние почести?" В письме от 22 июня 1948 г. к писателю говорилось, что памятник в Смолянах для него вопрос жизни и смерти : "Возможно, тогда моя душа успокоится". Только после вмешательства Эренбурга секретарь Витебского обкома КП(б)Б В. Кудряев в сентябре 1948 г. лично распорядился огородить могилу в Смолянах деревянным забором и привести её в "надлежащий порядок" .

Lyra
Сообщения: 203
Зарегистрирован: 30.07.2009
Откуда: Москва
Поблагодарили: 3 раза

Re: местечко Смольяны Оршанский район Витебской области

#3 Lyra » 25 окт 2009, 20:32

Похоронены здесь:

Абезгауз Давид
Аронов, 1875 г.р
Аронова Сара,1875 г.р, домохозяйка
Аронов Зальман, 1905 г.р, извозчик
его жена Аронова Бейля, 1900 г.р, домохозяйка
Их дети:
Аронова Сарерыва, 1930 г.р
Аронов Арон, 1934 г.р
Аронов Борис, 1934 г.р
Аронова Сима, 1940 г.р

Аронова Хая, 1907 г.р, домохозяйка
Её дети:
Аронова, 1928 г.р
Аронов, 1935 г.р
Аронов, 1937 г.р
Багарад Песя
Багарад (мужчина)
Баду Рувим
Баду Рахиля
Баду (женщина)
Блюмкин Моисей, 1875 г.р, кузнец
Блюмкина Сима, 1914 г.р
Блюмкина Элька, 1911 г.р
Блюмкина Елена (мать Элька), 1935 г.р
Бромберг Монос Исаакович, 1887 г.р, инженер, специалист по деревообработке
Бромберг Фаня Ефимовна (отец Эфроим), 1898 г.р, родилась в м. Наровля, жила в Минске, врач
Вебер, 1875 г.р, домохозяйка
Вебер Фаня, 1912 г.р, домохозяйка
Вебер Малка, 1908 г.р (муж Шмуль), домохозяйка
Глезина
Глезина
Глезина
Глезина
Горин
Горина
Горина
Гринберг (мужчина)
Гринберг (мужчина)
Гринберг (мужчина)
Гринберг (мужчина)
Гуревич (мужчина)
Гуревич (мужчина)
Гуревич (женщина)
Гутентог, 1875 г.р, кузнец
Гутентог, 1875 г.р, домработница
Добкин Санча
Добкин
Добкин
Добкин
Добкин
Добкина
Добкина
Добкина
Дыманта(женщина)
Дыманта (мужчина)
Дыманта (женщина)
Дыманта (женщина)
Дыманта (женщина)
Зак Залман, 1888 г.р
Зак Фрума, 1890 г.р

Каган Зальман-Лейзер
Каган (женщина)
Каган (женщина)


Каган Хайрася (Раиса Самуиловна), 1903 г.р (муж Рахмиель)
Её дети:
Каган Цива, 1929 г.р
Каган Дуся, 1931 г.р
Каган Люба, 1934 г.р
Каган Муля (мальчик), 1940 г.р
Каган Давид, 1942 г.р

Каган Ицхак, 1900 г.р
его жена Каган Алта,1903 г.р
Их дети:
Каган, 1925 г.р, девочка
Каган, 1932 г.р, девочка
Каган, 1927 г.р, девочка
Каган, 1930 г.р, девочка

Каждан Малка, 1888 г.р
Каждан Хаим, 1888 г.р
Их дети- 8 человек

Каждан Соня,1900 г.р (муж Иче)
Её дети:
Каждан Хаим, 1938 г.р
Каждан Мейер, 1934 г.р
Каждан Лебе, 1936 г.р

Кашдан Лайзер, 1890г.р, владелец продуктового магазина

Кац(мужчина)
Кичин
Кичин
Кичин
Козлевич (женщина)
Козлевич (женщина)
Кокина Хая, 1918 г.р
Кокина Бельке, 1920 г.р
Леплер Шепа(отец Гирш), 1840 г.р
Либек (мужчина), 1894 г.р
Либек (мужчина), 1929 г.р
Литвинов
Литвинов
Литвинов
Литвинова
Литвинова
Литвинова
Литвинова
Лубчин Самуил, 1909 г.р, майор Красной Армии
Любкин Ш и 5 членов семьи
Миллер Аба, 1864 г., возможно был убит раньше
Миротин
Миротина
Миротина
Миротина
Миротина
Миротина
Мотин Хоня (мужчина)
Мотина
Мотина
Мотина
Певзнер Зальман, 1895 г.р, извозчик
Певзнер (дев. Вебер) Шифра, 1898 г.р
Их дети:
Певзнер Лея, 1925 г.р
Певзнер Абрам, 1938 г.р
Плис М (женщина)
Плис (мужчина)
Плис (женщина)
Плис (женщина)
Плис (женщина)
Плис (женщина)
Плис (женщина)
Плис (женщина)
Полыковски
Рабинович(мужчина), его жена и 7 детей
Ратина
Росман (мужчина)
Росман (женщина)
Росман (женщина)
Росман Гуля, прим.1905 г.р, рабочий
Росман Этель, 1932 г.р (отец Гуля)
Рохлина, 1875 г.р, домохозяйка
Рудин Л и 2 члена семьи женского пола
Рудин Гирша и 12 членов семьи: 5 мужского и 7 женского пола
Рудин Ишия и 2 члена семьи
Рудина, 1890 г.р, домохозяйка
Рудина, 1920 г.р
Рудин, 1925 г.р, извозчик
Рудина, 1905 г.р, портниха
Рудина, 1900 г.р
Рудина, 1901 г.р
Рудина Доба, 1880 г.р, домохозяйка
Рудина Рая, 1917 г.р, домохозяйка
Рудина, 1924 г.р
Рыжик Мота (мужчина)
Рыжик (мужчина)
Рыжик (женщина)
Рыжик Ш
Рыжик (женщина)
Рыжик (женщина)
Рыжик (женщина)
Рыжик (женщина)
Рыжик (мужчина)
Рыжик (женщина)
Рыжик (женщина)
Рыжик (женщина)
Рыжик (женщина), 1890 г.р и 2 детей
Рыжик (мальчик), 1929 г.р
Савикин, 1895 г.р, бухгалтер/счетовод
Савикина, 1895 г.р, домохозяйка
Савикина, 1915 г.р
Савикин, 1942 г.р
Салодкин (мужчина)
Слюбина Эся, 1908 г.р, продавец
Слюбин(а) ребенок
Слюбин(а) ребенок
Слюбин(а) ребенок
Соловей Сима, 1915 г.р ,бухгалтер/счетовод
Соловей Роха, 1895 г.р
Соловей Двойра,1885 г.р
Соловей Злата, 18..(муж Соловей Лейб)
Соловей Лейб, 18..
Соловей (девочка), 1928 г.р
Соловей (женщина), 1900 г.р
Фельгин
Фролова Р.С, учительница
Хаютин Гершун, 1888 г.р, механик, отец Генех, жена Гнея
Шапиро (мужчина)
Шнейдер (мужчина)
Шнейдер (женщина)
Шнейдер (женщина)
Шнейдер (женщина)
Щёкина (дев.) Элькипеша Израилевна
Щёкина (дев.) Марьяша и её муж
Щёкина Лея (отец Хаим Аронов), 1895 г.р., портниха
Щёкина Мера (отец Зальман), 1924 г.р.
Экшат (мужчина)
Экшат (мужчина)
Экшат (мужчина)
Экшат (женщина)
Экшат (женщина)
Экшат (женщина)

На данный момент это все известные имена, в основном из базы музея Яд вашем
http://www.yadvashem.org/hp_rus.htm

Огромная просьба откликнуться всех, чьи родственники погибли здесь и Вы можете сообщить их имена и еще какую-либо информацию об обстоятельствах их жизни и расстрела.

Lyra
Сообщения: 203
Зарегистрирован: 30.07.2009
Откуда: Москва
Поблагодарили: 3 раза

Re: местечко Смольяны Оршанский район Витебской области

#4 Lyra » 25 окт 2009, 20:36

Из книги Геннадия Винницы «Слово памяти» о гетто в Смольянах.

Жизнь местечка, упоенная тишиной мира, протекала размеренно и неторопливо.
Евреи зарабатывали свой хлеб трудом ремесленника и славились как умелые сапожники, портные, столяры, кузнецы.
Умиротворенность местечка, взорванная войной, разлетелась, как осколки посуды, поселив в душах людей страх и тяжесть неизвестности.
Как бы там ни было, но поначалу евреи жили в своих домах и о переселении в гетто и не помышляли. Правда, мужчин с 16 лет отправляли на работу (очистка дороги, заготовка дров), и они носили черную повязку с желтой звездой.
Стариков к труду не принуждали.
Отвечал за отправку на работу польский еврей по фамилии Лянэман. Был еще переводчик Бромберг, еврей из Москвы. Собственно юденрата не было.
Причину столь «мягкого» отношения к евреям объяснить трудно, если учесть их тяжелое положение в Орше.
Возможно, сыграло свою роль расположение местечка находящегося среди лесов и в 30 км от райцентра.
Изменения в жизни Смольян наступили 9 марта 1942 года, когда евреев согнали в гетто на улицу Шкловскую. Здесь примерно в 30 домах и жило от 700 до 840 евреев. Вышеназванный «мягкий» режим проживания в Смольянах обусловил и то, что сюда приходили евреи бежавшие из Минска, Борисова, Орши, Дубровно.
Созданное в Смольянах гетто обнесли колючей проволокой, однако, его никто не охранял.
Удивительно и то, что еврейское население местечка знало о массовых убийствах, так как в это местечко стекались евреи, очевидно, спасшиеся от расстрела в других населённых пунктах. Узники выходили из гетто и обменивали одежду на еду. Возможность уйти и таким образом спастись существовала, однако, основная масса евреев оставалась на месте.
По утверждению Кагана Наума Рафаиловича, бежать было особо некуда. Морозная и снежная зима сдерживала инициативу, а в большей степени- отсутствие партизанских отрядов, появившихся лишь к лету 1942 года. Местному населению под страхом смерти запрещалось не то, что прятать, даже помогать евреям. Еще один парадокс. Юноши и девушки из любви к своим пожилым родителям отказывались уходить, предпочитая оставаться с ними. Лишь не связанные узами семьи мужчины и юноши покидали гетто, спасая свою жизнь.
Накануне трагедии, 4 апреля 1942 года в 2 км от Смольян немцы взрывали мерзлую землю, подготавливая место для расстрела. 5 апреля в гетто въехали грузовая и легковая машины, в которых находились 15 немецких солдат и 4 офицера, а также полицаи.
В их сопровождении евреи местечка и отправились в свой последний путь.
Всех раздевали до нижнего белья, а затем партиями расстреливали.
Вспоминает Шибеко Юлия Григорьевна: «Это было в субботу. Я шла в церковь и увидела большую колонну евреев, конвоируемую немцами и полицаями. Как потом оказалось, их вели на расстрел. Среди них помню Бромберг Фаину Ефимовну и её мужа, бывшего переводчиком. Странно, но через четыре дня после их гибели пришел приказ оставить семью врачей живыми. После гибели евреев земля вздымалась несколько дней. Это я помню, потому что ходила туда»
Каган Н.Р. вспомнил, что было несколько уцелевших, сумевших избежать смерти.
«Я спрятался на чердаке дома в сховище и отлеживался сутки. Немцы искали евреев, но меня не нашли. Помню, что потом встретился с двумя сестрами Каждан, которые спаслись также как и я.»
Найдович Эта Абрамовна (62 года) и ее внук Салтанович Олег Тимофеевич (10 лет) пытались бежать. Однако спастись не смогли. Полицай привел их назад к месту расстрела и выстрелом в затылок убил обоих. Прокопович Вера Семеновна припомнила еврейку Аронову, которой поначалу удалось спрятаться. Жаль, но удача от нее отвернулась, и, попав в лапы палачей, жертва не смогла избежать участи остальных.
Гибель евреев в Смольянах побудила к решительным действиям узников гетто в местечке Обольцы Толочинского района. Узнав о расстреле в тот же день, евреи ночью совершили побег, причем таким образом спаслась большая часть узников.



Lyra
Сообщения: 203
Зарегистрирован: 30.07.2009
Откуда: Москва
Поблагодарили: 3 раза

Re: местечко Смольяны Оршанский район Витебской области

#5 Lyra » 25 окт 2009, 20:57

Местные власти Смольян в январе 2008 года и не предполагали, что у них будет возможность установить новый памятник на месте расстрела еврейского населения. Но неожиданным образом он появился и установлен на средства администрации.
С учетом того, что евреев там больше нет.
Возможно не зря я ехала туда в январский мороз и грелась потом чаем у заместителя председателя сельсовета, которая, кстати, успела меня запомнить за недолгое время общения и узнала при случайной встрече в Смольянах в августе этого года.
Теплеет на душе, если подумать, что я хоть капельку, может быть косвенно на это повлияла.
[img]http://s13.radikal.ru/i186/0910/18/cf9dadf146edt.jpg[/img]
Фотография сделана в начале августа 2009 года.

Lyra
Сообщения: 203
Зарегистрирован: 30.07.2009
Откуда: Москва
Поблагодарили: 3 раза

Толочинский район Витебской области

#6 Lyra » 15 ноя 2009, 00:27

Коханово Толочинский район Витебской области
Гетто создано в сентябре 1941 г. на улице Оршанской. В него были согнаны евреи из Коханово и деревни Галошево Толочинского района. Гетто огородили колючей проволокой и забором, запретив местному населению приближаться к ограде.

15 молодых узников пытались бороться с охранниками, но были расстреляны немцами. Еврей по фамилии Гиль несколько раз убегал из гетто, однако нигде не мог найти убежище. В январе 1942 г. всех узников (по одной версии 300 стариков, женщин и детей, по другой – 350) расстреляли на еврейском кладбище, что в 300 м от улицы Минской.

Список погибших в гетто составлен Г. Винницей с помощью жителей поселка Е. А. Сачиковой, В. Ф. Кочкиной и Т. Г. Бляхман. Воспроизводится по его книге «Слово памяти» (Орша, 1997, с.31-32).)

Семья Аптекарь,
Семья Ароновых
Бляхман Бася
Гутвилик Рахиль, ее отец и мать.
Кокины (муж, жена и дети)
Котков Артем и его семья (пять человек).
Кролик (две семьи),
Лузгина Фаня.
Луцкин Хаскель и его отец.
Луцкин Юдель, его жена и двое детей.
Луцкина Таня.
Мирсон Феликс и его семья (шесть человек),
Мерсон (семья),
Рубинчик Юдель,
Рубинчик Маша,
Рубинчик Соня,
Рубинчик Ася,
Рубинчик Яков,
Рубинчик Люба,
Рубинштейн Лев, его жена, сын и двое внуков,
Рубинштейн Рыся,
Рубинштейн Песя,
Рубинштейн Фаня,
Свинкин Шая и его семья (4 человека),
Свинкина Рива и ее семья (5 человек),
Симкины (семья),
Соловей Паша Тевелевна,
Соловей Лиза (1923),
Соловей Фаина (1914) и ее сын,
Соловей Меер, его жена и трое детей,
Столяр (семья),
Тудрины (мать, ее дочь с двумя детьми),
Ханин Эля,
Ханина Алта,
Шапиро (семья),
Шуфер (семья).


В послевоенный период еврейское население Коханово по численности значительно уступало довоенному. В 1970 г. проживало всего 8 евреев, в 1989 г. – 6 евреев из 4996 (т. е. 0,12%).

vgb
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01.12.2009

Re: местечко Славное Толочинский район Витебской области

#7 vgb » 01 дек 2009, 11:09

Точно. Раньше (конце 90-х годов) там еще росли огромные красивые деревья. А несколько лет назад их зачем-то срубили...

Аватара пользователя
Лебедушка
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Израиль
Поблагодарили: 12 раз

Прозороки Глубокского р-на Витебской обл.

#8 Лебедушка » 19 дек 2009, 16:50

Прозороки — село в Глубокском районе Витебской области (Белоруссия), центр сельсовета. Расположено между железнодорожной станцией Полеваче и шоссе. (Материал из Википедии — свободной энциклопедия)


На перекрестке дорог Полоцк - Глубокое и Дисна - Кубличи стоит большое село Прозороки. В конце прошлого века это было местечко из нескольких десятков крытых соломой хат. Недалече располагалась помещичья усадьба. В хатах жила дворовая челядь и евреи-оседельцы. Летом 1890 года все местечко сгорело.

Перед первой мировой войной Прозороки возродились. Еврейская община возвела синагогу. С южной стороны местечка, возле усадьбы Игната Буйницкого - основателя первого в Беларуси профессионального театра, прошла железная дорога.

Прозороки бурно развивались в 30-е годы. Улицы были вымощены булыжником. Работали льнозавод, маслозавод, паровая мельница, два зернохранилища, почта, аптека, врачебный участок. Строились каменные жилые дома. А еще были здесь магазинчики, столовые, пекарни, разные мастерские. Еженедельные многолюдные базары несколько раз в год превращались в настоящие ярмарки. Таких местечек в Западной Белоруссии было много, и важную роль в их жизни играли евреи. Как люди предприимчивые, торговые и образованные.

В начале июля 1941 года Прозороки захватили немцы, и в истории местечка наступил самый жуткий период. Но был в этой истории один, самый черный, день, поделивший его жителей на живых и мертвых.

Черные дни Прозороков

...Их подводили к краю ямы по четверо. Гремел залп, и тела падали в черный провал. Конвейер смерти перестал работать лишь на закате...

6 декабря 1941 года село Прозороки, что в Витебской области, содрогнулось от ужасной трагедии. Тогда гитлеровцы расстреляли здесь более 380 местных евреев, большинство из которых были женщины и дети. Сегодня мы публикуем воспоминания об этом кровавом дне одного из свидетелей - Степана Болеславовича Плавинского, бывшего учителя истории, ныне пенсионера из деревни Латыголь Вилейского района.

...Декабрь 1941 года для прозорокских школяров начался странными каникулами. Учителя велели готовить уроки самостоятельно, пояснив, что о начале занятий сообщат дополнительно. Помню, 5 декабря день выдался солнечный, с легким морозцем, и мне, десятилетнему пацаненку, не хотелось сидеть дома. Правда, на улице тоже особых развлечений не было - шла война, люди замкнулись в себе, жили настороженно, отчужденно. Но подростки все же собирались стайками по несколько человек и обычно шли к зданию гмины (управы), куда в середине дня доставлялась скудная почта. Здесь же суетились местные полицейские и заседал войт (старшина), некто Трайковский - зажиточный мужик с длинными усами и лысиной.

5 декабря в управе было несколько оживленнее, чем обычно. Люди собирались кучками, тихо шептались меж собой. Громко говорили только полицаи. Среди них выделялись люди без полицейских повязок на рукаве, но с карабинами. Говорок их отличался от местного - незнакомцы густо сыпали матерщиной. Это настораживало людей.

Вскоре к нам присоединился еще один местный пацан и сообщил новость - к школе никого не подпускают, по двору шастают немцы и вооруженные люди в гражданском. Мы решили все же подойти туда и посмотреть. Но лишь свернули с главной улицы, как дорогу преградил громила с карабином. Тогда мы направились к комендатуре, которая размещалась в бывших польских казармах, но шедшая навстречу женщина отсоветовала туда ходить. К вечеру по местечку гуляли зловещие слухи, мол, за лесом под надзором полицаев что-то роют дегтяревские мужики, а в школе полно немцев. Еще большую тревогу посеял в сердцах людей приказ закрыть в домах ставни, наглухо занавесить окна, с наступлением темноты разойтись по домам и ночью не выходить.

Утром взошло солнце, но подворья словно вымерли. В мои обязанности как самого меньшего в семье входило кормить корову. Дав животине сена, я все же решил узнать, что делается в местечке. Улица была пустынна. Меня окликнула жена соседа Павла Гаврильчика, помахала зазывно рукой и быстро подошла к забору. Ты только посмотри, малец, что делается, - она испуганно оглядывалась по сторонам. - Правее хутора, на горе, ближе к железной дороге, разгуливает полицай. А слева, дальше под Бортково, - второй... Я ходила за синагогу глянуть, что делается с другой стороны. Так там слева от старого кладбища тоже полицай, а ближе к болоту - еще один. Боже милостивый, что ж это будет? А еще утром два наших полицая заходили в еврейские дома и наказывали всем немедленно явиться в школу без вещей. Один меня заметил и приказал идти в дом и закрыться.

Пока мы так говорили, на улице появилась большая группа евреев. Шли они молча, опустив головы. Стало жутко, и я поспешил домой рассказать об увиденном. Мать и отец не проронили ни слова. Через некоторое время я вспомнил, что не напоил корову, и пошел в сарай. Дал корове воды и хотел уже возвращаться в дом, но услышал скрип снега под множеством ног. Через щель в стене хорошо просматривалась череда бредущих еврейских женщин и детей. Их конвоировали немцы. Когда скорбное шествие стало поворачивать на улицу, что вела к церкви, со стороны Марусинского леса ударил винтовочный залп. А еще через несколько секунд донесся полный отчаяния и ужаса крик. Слышны были отдельные слова, но я не понимал их - люди кричали на своем языке. Видимо, осознали, что жить им осталось недолго.

Тем временем на улице появилась еще одна колонна. И опять шли только женщины и дети. Мы тогда еще не знали, что мужчин и подростков, собравшихся в школе, выводили чистым полем в обход местечка под усиленным конвоем. Они легли в яму первыми.

Я смотрел через окно на идущих на смерть. Мне было мучительно страшно. Терзал вопрос: Что делать, если очередь дойдет до нас? Когда поведут на расстрел - будет уже поздно.

А возле леса гремели и гремели залпы. Казалось, что этот страшный день никогда не кончится. Время словно остановилось. На следующий день мы узнали, что две сестры, Роза и Рита Якерсон, были накануне где-то в гостях и пока еще живы. Под вечер от комендатуры их повели на расстрел. Это были известные на всю округу красавицы. Они шли, взявшись под руки, спокойно, тщательно скрывая страх. Сзади шел мужик с ломом и лопатой. Он-то позже и рассказал подробности убийства Розы и Риты

: Немцы курили, а полицай заставлял девушек раздеваться. Когда на них осталось только белье, он подвел их к месту, где яма была зарыта не полностью. Поставил на самом краю лицом к яме. Когда к ним подошли два немца с винтовками, они повернулись к ним. Фельдфебель и полицай орали, приказывали повернуться к яме, но девушки взялись за руки и остались неподвижными. Они смотрели солдатам в глаза. Две красивые девушки, босые, в одних коротких рубашках, с распущенными черными волосами и большими печальными глазами. Фельдфебель дал команду, и солдаты прицелились в них из карабинов. Перед залпом я невольно закрыл глаза, а открыл - девушки уже лежали в яме с изуродованными страшными лицами. Наверное, стреляли в них разрывными пулями. Я старался на них не смотреть. Немцы о чем-то спокойно разговаривали, а полицай собирал одежду и обувь убитых. Люди говорили, что за эту одежду он потом принес немцам самогонки и сала.

...Местные полицаи держали в тайне все, что касалось расстрела. На все вопросы односельчан отвечали, как заведенные: Был в оцеплении, ничего не видел. Но кое-какие подробности их участия в акции просачивались. Мой сосед тринадцатилетний Мулька Полячек рванул от ямы к лесу. По нему стреляли, но не попали, хотя и убегал он по чистому полю. В оцеплении оказался молодой резвый полицай, догнал его и притащил к яме... Тевка Шапиро - восемнадцати лет - сначала оказался более везучим. Ему удалось проскочить под выстрелами и скрыться. За ним вдогонку на санях поехали два полицая. Нагнали через 10 километров, привезли назад, когда яму уже закапывали. В этот день он был убит последним.

Кое-что из подробностей расстрела удалось узнать от мужиков-могильщиков, хотя гитлеровцы запретили им что-либо рассказывать под страхом смерти. Оказалось, колонны останавливали между кладбищем и лесом, где сейчас проходит новая шоссейная дорога Полоцк - Глубокое. Через лесок два автоматчика водили к яме по четыре человека. Но более подробный рассказ мне довелось услышать лишь в 1944 году от Франука Игнатовича на глухом хуторе Луги. Вот его рассказ

: С самого утра пришел староста и приказал, чтобы я с лопатой в два часа был на перекрестке. Собралось с десяток мужчин, и староста повел нас к лесу. По дороге встретились два незнакомых полицая. Один из них препроводил нас к месту расстрела. Сюда подводили людей по четыре человека. Они раздевались, снимали обувь и становились на край ямы, спиной к немецким солдатам. Следовала команда, и раздавался залп. У нас на глазах убивали женщин, детей и стариков. Палачи менялись после нескольких залпов. К яме подогнали очередную четверку - мать и троих детей. Они молча разделись, но когда полицай показал матери место у ямы, дети обхватили ее руками со всех сторон, вцепились в рубашку и прижались к ней. Полицаи, матерясь, стали их растаскивать. Но дети словно прикипели к материнскому телу. Тогда их стали избивать прикладами. Потом волоком потащили к яме. Немцы убили их, лежащих на снегу, выстрелами в головы. Мне стало плохо. Опершись на лопату, я думал об одном, как бы не упасть.

Когда расстреляли всех евреев, немец махнул нам рукой и показал на яму. К тому времени таких, как я, - с лопатами - пригнали полста человек. Мы сошлись вокруг ямы и стали закапывать убитых. Рук я не чувствовал, они были словно чужие и едва держали черенок лопаты. Полицаи подгоняли нас, орали, что мы плохо работаем, потом пошли грузить на сани одежду и обувь убитых. Немцы тем временем у кустов пили водку и курили. Когда стало совсем темно, нас отпустили. Всю яму мы так и не зарыли.

После этого я двое суток не мог уснуть. Болела голова. По ночам кошмары снятся до сих пор...

После расстрела всю одежду и обувь убитых евреев свалили в вестибюле школы. Местные и приезжие полицаи делили ее между собой. Немцы в это время пьянствовали в одной из классных комнат. Приезжих полицаев было значительно больше, и они старались забирать лучшие вещи. Разгорелся скандал. Неизвестно, чем бы это все закончилось, не выйди на шум пьяные немецкие автоматчики. Крики поутихли, и дележка прошла более-менее мирно.

Из всех прозорокских евреев избежать расстрела удалось лишь троим: Ходосу, Гофману и Юдке (фамилии не помню). Их неизвестно по какой причине отправили в гетто поселка Глубокое, где они пробыли до лета 1943 года. Когда партизаны заняли Докшицы, разгромили немецкий гарнизон в Крулевщизне и двинулись на Глубокое, в гетто вспыхнуло восстание и многим узникам удалось вырваться на свободу. Ходос, Гофман и Юдка ушли в партизаны и воевали до весны 1944 года. Первые двое погибли, а Юдка остался жив. Он единственный из всех евреев местечка пережил войну.

...Стояло жаркое лето 1944 года. Моя семья и еще несколько прозорокских семей хоронились от немцев на хуторе Луги. Я иногда подкрадывался к большаку, чтобы поглядеть на отступающих немцев. Они ехали к западу на машинах, телегах, шли пешком, некоторые бежали трусцой. Мне хотелось, чтобы русские их догнали и всех перебили. А еще я радовался, что немцам приходит конец. Где-то за лесом, в Прозороках, горели школа, казармы, зернохранилище, дома. Это было 29 июня 1944 года. А на рассвете 30 июня Прозороки заняли красноармейцы. Сначала их было очень мало, но через несколько часов по этой же дороге плотной колонной пошли наши танки...

Дата публикации: 31.01.2001



http://www.sb.by/?area=content&articleID=1687

Шульман
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 14.10.2010
Благодарил (а): 169 раз
Поблагодарили: 25 раз

Смольяны 75 лет расстрела гетто

#9 Шульман » 16 окт 2016, 13:04

В редакцию журнала «Мишпоха»
www.mishpoha.org
пришло письмо из Ижевска. Возможно, оно заинтересует потомков жителей местечка Смольяны (ныне Оршанский район, Витебская область, Беларусь)
«В апреле 2017 года исполниться 75 лет со дня уничтожения гетто в Смолянах. У моего отца, Миротина Льва Иосифовича, тогда погибла почти вся семья, остались только два его брата. После войны они в Смоляны не вернулись. Отец, после госпиталя, остался в Ижевске, а его два брата в Свердловске и Ленинграде. Отец умер в 2000 году в Ижевске.
Я собираюсь в апреле 2017 г. в этот скорбный юбилей съездить в Смоляны. Может быть, Ваша организация располагает какими либо данными о родственниках погибших, чтобы можно было с ними связаться и совместно посетить могилу.
С уважением,
Миротин Алексей Львович,
Ижевск».
Адрес Алексея Миротина
can_opus@mail.ru

IGGay
Сообщения: 2540
Зарегистрирован: 01.05.2010
Откуда: Маале Адумим, Израиль
Благодарил (а): 825 раз
Поблагодарили: 926 раз

Обольцы Толочинский район Витебской области

#10 IGGay » 12 окт 2017, 13:44

Холокост. Обольцы, Толочинского района.
Евреев разместили в бывшей школе, раньше это был дом помещика.
Деревянное, одноэтажное, со многими комнатами здание.
Всего собрали больше 200 человек.
Вчерашняя школа превратилась в гетто. Все хорошо знали друг друга, местечко маленькое. Организовали охрану себя чтобы оповестить жителей гетто.
Здание школы было в отдалени от деревни. Напротив был лес, километра полтора.
Питались слабо. Русские помогали как могли. Старались жить обычной жизнью, чтобы отвлечь детей от ужасов гетто. Укладывая спать маленьких детей пели колыбельные песни, рассказывали смешные истории. Все поддерживали друг друга.
Получали информацию о расстреле в Витебске, Орше, других местах.
Анна Иофик (1922 г.р.) видимо поддерживала связь с партизанами. До войны работала в Орше в райисполкоме. Умная, энергичная, красивая. Вполне возможно что была оставлена на окуппированной территории для работы с партизанами, и вокруг неё сплачивалась оболецкая молодёжь. Версию связи с партизанами подтверждает и свидетельство Сони Амбург о том что собирали оружие, боеприпасы и передавали партизанам.
На еврейскую пасху достали муки, испекли мацу. Приготовились к пасхе.
Когда узнали о расстреле Смольянского гетто приняли решение идти в лес. Но кто пойдёт? Апрель месяц, лежит снег. А в лесу снег поколено. Решено что уходят только большие дети. Каждый кто идёт должен расчитывать только на свои силы. Разбились на маленькие группы, по семьям.
Договорились встретиться возле деревни Киселева на опушке леса.
Ночь, лес, где эта опушка? Молодые ребятя – Миша Чернин, Арон, Лейзер ходили по лесу пытаясь собрать людей. Группа составила 44 человека.
Сироты Меир и Сотя Аронович вернулись в гетто. У Соти заболел бок, не может идти.
Злата Амбург, с сыном Беркой, дочерью Соней и двумя близнецами маленькими Зяма и Израиль. Малыши плакали, боялись леса и вся семья приняла решение вернуться в гетто.
Борис Коган со старшими детьми Гейся(Гриша), Соня, Шлёма, Холя ушли в лес. Йоха, его жена, с маленькими осталась в гетто.
Свистуновы. Эстер погибла в Смольянах. А Рахель оставили с бабушкой, 3 года, не похожа на еврейку – беленькая, голубоглазая, но говорила наполовину по-русски и по-еврейски. Её позднее выкрал из гетто брат Лейзер (Леонид).
В мае-июне расстреливали еврев гетто.
Меир Аронович пытался сбежать от расстрела, спрятался под щепой. Его выдал немцам староста Бачун. Меира вытащили, ударили прикладом по голове и бросили в машину.
Женя Аврутина, девочка 11 лет, пыталась бежеть. Её настиг немец и разбил голову прикладом.
Соне Амбург удалось убежать от места расстрела и в дальнейшем попасть в партизанский отряд.
Берка Амбург, крепкий, коренастый подросток предпринял попытку побега. Но когда бежал через мостик возле мельницы его настиг немец. Берка схватил его и бросил в реку, но его застрелили и притащили к яме.
Сара, из Минска. Родители были на фронте, врачи. Красивая, с белокурыми волосами, только занончила 10 классов. Сару кто-то выдал, привели к месту расстрела. Она легла возле ямы, расправила платье, волосы и её застрелили.
Всех расстреляных евреев бросали в яму, бывший колхозный погреб.

Дальнейшая судьба евреев спасшихся из гетто сложилась по разному. Большинство сражались в партизанских отрядах Белоруссии и в рядах Красной армии. Часть из них удалось переправить через линию фронта.
В НАРБ. Ф.968. Оп.2. Д.7. Л.347; НАРБ. Ф.1440. Оп.3. Д.752. Л.98. указано что в период ВОВ в Обольцах погибло 76 человек. Указано также общее число жителей – 283. Не очень понятно что включает это общее число, возможно только еврейские жители. Судя по количеству домов перед ВОВ – 122, общее число жителей должно быть не менее 500-600.

В приведённом ниже списке евреев погибших в гетто местечка Обольцы 74 человека, у некоторых неизвестны имена. Точно известно что в гетто в Обольцах были евреи из Орши и одна девушка из Минска.
Собираем информацию в фортате эксел с указанием имён, имён родителей, профессий, даты и места смерти. Работа по восстановлению имён всех погибших продолжается.

Абрамович муж
Абрамович жена
Абрамович внучка
Аврутина Рива Залмановна, 1902 гр
Аврутина Женя Борисовна, 1930
Аврутина Ольга Борисовна, 1935
Аврутин Зяма Борисович, 1939
Амбург Злата Зина, 1894
Амбург Борис Самуилович, 1926
Амбург Израиль Самуилович, 1933
Амбург Зяма Самуилович, 1933
Аранович Сотя Ейневна, 1925
Аранович Мера Ейневна, 1927
Белкин Мендель Яковлевич, 1890
Белкина Циля Менделевна, 1915
Генинсон Монис Моисей,
Гимпилевич (Меер) Моисей-Симон Исроилевич, 1857
Гимпилевич Малка Шаевна, 1860
Гимпилевич Хаим Б., 1880
Гимпилевич Сима Иосифовна, 1906
Гимпилевич Лейка Хаимовна, 1930
Гимпилевич Гута Хаимовна, 1933
Гимпилевич Гейц Хаимович, 1933
Гимпилевич Лиза Хаимовна, 1931
Гимпилевич Самуил Иосифович, 1926
Гимпилевич Ася Борисовна, 1861
Гимпилевич Абрам М., 1875
Гимпилевич Хаше-Бейле Иосифовна, 1865
Гребштейн Давид
Гребштейн жена
Гребштейн ребенок
Гребштейн ребенок
Гуревич Гинда-Лея (Гольда) А., 1870
Дрейзина Сара Абрамовна, 1926. Ученица 10-класса из Минска
Земоткин Семен Кузьмич, 1900
Земоткина Анастасия Ивановна, 1905
Земоткина Екатерина Константиновна, 1895
Изрина Эта
Изрин брат Эты
Изрин ребенок Эты
Изрин ребенок Эты
Изрин ребенок Эты
Каган Шимон, 1850
Коган Геннадий Г., 1905
Коган Гейц Абрамович, 1933
Коган Рива Абрамовна, 1936
Коган Ева Самуиловна, 1900
Коган Ёха Борисовна, мать
Коган Аня Хана Борисовна, 1933
Коган Люба Борисовна, 1937
Коган Юда Еуда Симонович (место гибели неизвестно)
Левина Мера Ароновна, 1895
Леплер Ханна Анна, 1912
Просмушкин Мендель, 1870 (1885)
Просмушкина Маня, 1889
Ракович Виктор Илларионович, 1908
Ракович Афанасья Симоновна, 1913
Ривкин Евель, 1884
Ривкин Р. Е., 1887
Ривкина Фаня, 1905
Ривкина Маня, 1910
Ривкин Сема, 1940
Ривкина Рива
Ривкин ребенок Ривы
Ривкин ребенок Ривы
Свистун (Свистунова) Мася-Доба, 1878 (девичья фамилия Аврутина)
Свистунова Мера
Трумповский Илья Давыдович, 1900
Шлемин муж
Шлемин жена
Шовман Шолом Шелман Г., 1876
Шовман Зельда Моисеевна, 1885(1881) (Фишкина)
Этин Берка Борис Моисеевич,
Этина Блюма


При написании заметки использовались воспоминания Софьи Аркадьевны (Ароновны) Черниной 1930-2017. Светлая ей память.
Особая благодарность фонду USC Shoah Foundation, организованному американским режиссёром Стивеном Спилбергом, за возможность услышать живые свидетельства о том как жили предки и что им пришлось пережить.
Гринберг (Херсон/Николаев/Симферополь/Екатеринослав/Москва/Аргентина)
Феркер Фекер Пекер - Подольская губерния/Симферополь
Килимник (Калимник, Кайлимник) -Подольская губерния
Амбург (Везде)
Цемахов (Полоцк)
КУЗНЕЦ, КУЗНЕЦОВ -Черея

Ответить

Вернуться в «Холокост»