Свадьба

Поздравления и рассказы о Праздниках и еврейских традициях. Еврейский календарь.

Модератор: Nison

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Lyra
Сообщения: 208
Регистрация: 30.07.2009
Откуда: Москва

Свадьба

#1 Сообщение Lyra » 07 янв 2010, 01:00

День свадьбы у евреев считается одним из самых важных дней в жизни.

Ритуалы, связанные с еврейской свадьбой, начинаются с момента помолвки, с церемонии, известной как тенаим. Во время этой церемонии разбивается тарелка, что служит символом разрушения Храмов в Иерусалиме и напоминанием о том, что даже в разгар празднований евреи испытывают грусть от потери. Эта тема повторяется и во время самой брачной церемонии.

Перед днем свадьбы невесте будет приготовлена, как в старые времена, ванна миква. Число погружений символизирует степень очищения души и тела новобрачной. Очистившись, невеста ожидает жениха. Фату еврейские невесты надевают обязательно. Он должен напоминать современному еврею, как в свое время ошибся Иаков, женившийся вместо предназначенной ему Рахиль на ее старшей сестре Лие именно потому, что она была в фате.

Девичник перед свадьбой

Изображение

До начала свадебной церемонии пишут «Ктубу» — брачный контракт. Текст «Ктубы» был составлен во втором веке до нашей эры и представляет собой документ, в котором перечисляются обязанности жениха и права его будущей жены.

Вот так это было в середине 19 века


Изображение

Привоз невесты в дом жениха

Изображение

Далее следует церемония, которая называется бедекен, во время которой жених покрывает лицо невесты покрывалом. Это символизирует намерение жениха защищать свою жену. Этот обряд уходит корнями в библейские времена, когда Ребекка покрыла свое лицо перед тем, как выйти замуж за Исаака, сына Авраама.

По еврейскому обычаю, жених и невеста перед свадьбой, какое-то время не видятся. А встречаются они только уже под хупой.
Перед посвящением, называемым кидушин, жених на мгновение приподнимает фату невесты, чтобы убедиться, что перед ним его избранница.
И тогда в присутствии семьи, друзей и двух кошерных свидетелей начинается обряд хупы.

Изображение

Хупа -это традиционный балдахин, который символизирует дом, в котором муж и жена будут жить вместе. Раньше эта церемония проводилась только на улице. Сегодня ее чаще проводят в помещении, чтобы не зависеть от погоды. Самым распространенным местом проведения церемонии является синагога.

Нет строгих правил относительно того, кто ведет невесту под хупу, но традиционно это делает отец жениха (иногда это делают оба родителя). Невеста появляется последней и, доходя до хупы, обходит жениха несколько раз — количество кругов может быть разным.
Далее жених незамедлительно надевает простое золотое кольцо на указательный палец невесты и, в этот момент, произносятся традиционные слова посвящения: «Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моше и Израиля». Затем зачитывается текст Ктубы – брачного контракта.

Сразу после обряда бракосочетания жених разбивает бокал в память о разрушенном Храме. Свадебная церемоня заканчивается праздничной трапезой, во время которой все обязаны веселить жениха и невесту. Музыка, танцы и песни традиционно сопровождают все еврейские свадьбы.

Аватара пользователя
Lyra
Сообщения: 208
Регистрация: 30.07.2009
Откуда: Москва

Re: Свадьба

#2 Сообщение Lyra » 07 янв 2010, 01:12

Еврейская свадьба — это один из столпов еврейского образа жизни и, как и во всех религиях, великий повод для празднования. Хотя немало законов и традиций связано с самой свадьбой: в недели, предшествующие свадьбе, тоже проводятся свои ритуалы.
В прошлом еврейские свадьбы обычно устраивались родителями при помощи «свахи» (йента), а некоторые ультраортодоксальные общины продолжают эту традицию и по сей день. Хотя договоренность о заключении брака уже достигнута, мужчина все равно должен просить руки своей потенциальной невесты у ее отца и закрепить договор, заплатив выкуп за невесту.

В разговоре о еврейском понимании брака стоит обязательно упомянуть обычай заключать его под специальным навесом — хупой, чем-то вроде маленькой беседки. Многие даже считают, что слово «хупа» является синонимом слова «свадьба». Однако это не совсем так. Хупа является символом славы и величия того, кто стоит под ней.

В чём же величие жениха, стоящего под хупой? Когда мы говорим «жениха», то мы, конечно же, имеем в виду и невесту. Одна из семи брахот (благосвовений), говорящихся на свадьбе, гласит: «Благословен Ты, Всевышний, сотворяющий человека». Речь идёт не о моменте рождения, а именно о свадьбе. Только сейчас мужчина и женщина пришли к той форме, в которой они были первоначально сотворены и к которой они предназначены. Теперь они составляют единое целое, в котором, однако, внешним представителем является мужчина, а женщина более ответственна за внутреннее содержание. Поэтому мы, смотря со стороны, чаще упоминаем мужчину.

Как известно, первая фраза Торы говорит о том, что «в начале создал Всевышний небо и землю». Великий Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин объясняет, что в этой фразе описан главный принцип мироздания: всегда и во всём есть (а)влияющий и (б)принимающий это влияние. Конечно же, в этом мире совершенства не существует. Например, у каждого человека есть свои недостатки. Однако Творец создал механизм, позволяющий нам это преодолеть. В паре «влияющий — принимающий» недостатки одного могут быть скомпенсированы преимуществами другого.

В этом и есть величие пары, стоящей под хупой. Они вступили на путь, ведущий к совершенству. Связав себя «узами брака», а не просто вступив в случайную связь, они создали канал для взаимного влияния. Сделав это согласно законам Торы, они создали благоприятные условия для прямого Божественного участия в этом процессе.
По Закону Моше и Израиля.

Аватара пользователя
Lyra
Сообщения: 208
Регистрация: 30.07.2009
Откуда: Москва

Re: Свадьба

#3 Сообщение Lyra » 07 янв 2010, 01:15

«Настоящая еврейская свадебная церемония должна проводиться под звёздами, чтобы отразить символическое пожелание «многих детей ярких, словно звёзды».

Так писал Раби Моше Исселес.

Аватара пользователя
Lyra
Сообщения: 208
Регистрация: 30.07.2009
Откуда: Москва

Re: Свадьба

#4 Сообщение Lyra » 07 янв 2010, 01:17

Специальной традиционной свадебной одежды у еврейских жениха и невесты нет. Мужчины обычно надевают черный галстук и черный костюм, а женщины белое платье, однако степень религиозности все же накладывает свой отпечаток, и ортодоксальные женщины одеваются скромнее.
Жених и невеста традиционно постятся в день свадьбы, так же как в Йом Кипур, — для того чтобы очистить себя от грехов и начать новую жизнь.

Во время еврейской свадьбы особое значение придают числу 7 — во время церемонии и свадебного пира выпивается семь чаш вина. Это потому, что Бог создал мир за семь дней и, выпивая семь чаш вина, невеста в переносном смысле строит стены нового дома пары.

Популярен также обряд публичного разбивания чаши сразу после церемонии здесь руководящая роль отводится жениху. Последний обряд еврейские жених и невеста совершают сразу же после церемонии бросают гостей и уединяются в приготовленных покоях. Праздновать свадьбу в иудаизме можно несколько дней.

Особого времени года, когда жениться запрещено, нет, хотя многие пары предпочитают избегать периода между Песахом и Шавуотом, грустным временем в еврейском календаре. Так как в это время многие люди воздерживаются от вечеринок с музыкой и танцами, оно считается не очень благоприятным для свадьбы. Однако это больше свойственно ортодоксальной традиции.

Свадьба может проводиться в любой день недели, за исключением шаббата, который начинается на закате в пятницу и длится до заката субботы, а также за исключением еврейских праздников, например еврейского Нового года (когда евреи не должны работать).
Для установления точного дня свадьбы необходима консультация раввина. Не устраивают две свадьбы двум братьям или двум сёстрам в один день. Запрещено справлять свадьбу в «Шаббат», праздники «Холь га-моед», в общественные посты и в периоды траура.

На основе публикаций о еврейской свадьбе на http://toldot.ru
http://www.jewishpetersburg.ru

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7687
Возраст: 47
Регистрация: 16.07.2009
Откуда: Bree, Belgium
Благодарил (а): 28 раз
Поблагодарили: 153 раза
Контактная информация:

Re: Свадьба

#5 Сообщение Kaaskop » 21 авг 2010, 03:32

hochzeit.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.


Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/

Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде

Мой блог "Вязьма еврейская"

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6251
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 207 раз
Поблагодарили: 875 раз
Контактная информация:

Re: Свадьба

#6 Сообщение Nison » 05 дек 2010, 10:35

http://www.youtube.com/watch?v=j8X5fRUX ... r_embedded

Хупа внучки Владимира Высоцкого
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

yefim
Сообщения: 24
Регистрация: 18.12.2009
Откуда: Кишинёв

Re: Свадьба

#7 Сообщение yefim » 05 дек 2010, 19:25

Я согласен, что

День свадьбы у евреев считается одним из самых важных дней в жизни.

Но к сожалению не всегда это происходило в прошлом (и возможно и сейчас тоже.)

Среди мемуаров я поставил на Каушаны сайте, есть и очень грусный эпизод... см. страницу 7
http://www.shtetlinks.jewishgen.org/Cau ... ussian.pdf

воспоминание: О том как выходила замуж небогатая девушка

Ефим

Аватара пользователя
Дончанка
Сообщения: 1013
Регистрация: 25.09.2009
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 126 раз
Поблагодарили: 50 раз
Контактная информация:

Re: Свадьба

#8 Сообщение Дончанка » 05 дек 2010, 22:46

Nison писал(а):http://www.youtube.com/watch?v=j8X5fRUXhWQ&feature=player_embedded

Хупа внучки Владимира Высоцкого

у Высоцкого, кажется, было двое сыновей. Чья это дочь?
Ищу потомков жителей колонии Затишье(zatishye.ucoz.ru)
Ищу родственников: Лукеры(Луккеры, Ликеры), Герценовы, Герциновы, Герциковы, Герцики.
Френкели из Ровно.История Холокоста в Ровно
Мой сайт "Семейные страницы" - elizavetagiller.ucoz.ru
Сайт о еврейской истории Донецка: http://donjetsk-jewish.ucoz.ru/

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6251
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 207 раз
Поблагодарили: 875 раз
Контактная информация:

Re: Свадьба

#9 Сообщение Nison » 05 дек 2010, 23:46

Дончанка писал(а):
Nison писал(а):http://www.youtube.com/watch?v=j8X5fRUXhWQ&feature=player_embedded

Хупа внучки Владимира Высоцкого

у Высоцкого, кажется, было двое сыновей. Чья это дочь?


Аркадия
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 5420
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 988 раз
Поблагодарили: 977 раз

Re: Свадьба

#10 Сообщение anno_nin » 02 июл 2011, 08:16

Более подходящей темы не нашла. Спрошу здесь. Традиции конца 19 века в России. Если женщина разведена - она будет носить фамилию мужа или отца?

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7634
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: Свадьба

#11 Сообщение mod970 » 02 июл 2011, 13:03

anno_nin писал(а):Более подходящей темы не нашла. Спрошу здесь. Традиции конца 19 века в России. Если женщина разведена - она будет носить фамилию мужа или отца?

Уже спрашивали в какой-то теме.
Отвечаю на конкретном примере прабабушки - после развода в 1913 г. она носила девичью фамилию, а дети - фамилию отца.
А недавно родственник нашел запись о втором браке тетки моей прабабушки - там невеста записана под фамилией первого мужа, написано, что разведена, и записаны данные отца. Запись середины 1880-х.
Так что, вероятно, можно было и так , и так записывать, а зависело это от взаимного согласия или только от решения б. мужа - не знаю.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 5420
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 988 раз
Поблагодарили: 977 раз

Re: Свадьба

#12 Сообщение anno_nin » 02 июл 2011, 13:43

mod970 писал(а):после развода в 1913 г. она носила девичью фамилию, а дети - фамилию отца.
А недавно родственник нашел запись о втором браке тетки моей прабабушки - там невеста записана под фамилией первого мужа, написано, что разведена, и записаны данные отца. Запись середины 1880-х.
Так что, вероятно, можно было и так , и так записывать, а зависело это от взаимного согласия или только от решения б. мужа - не знаю.

Дети - понятно что с фамилией отца. Может быть, что фамилия первого мужа указывалась при повторном браке, а в обычной жизни у женщины была девичья?

yvb
Сообщения: 3969
Регистрация: 16.07.2009
Благодарил (а): 122 раза
Поблагодарили: 366 раз
Контактная информация:

Re: Свадьба

#13 Сообщение yvb » 02 июл 2011, 14:34

anno_nin писал(а):Традиции конца 19 века в России. Если женщина разведена - она будет носить фамилию мужа или отца?

Видел записи о втором браке конца 19-го века, в которых женщина(вдова) записана под фамилией первого мужа, при этом указана ещё и девичья фамилия(урождённая).
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7634
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: Свадьба

#14 Сообщение mod970 » 02 июл 2011, 16:25

anno_nin писал(а): Может быть, что фамилия первого мужа указывалась при повторном браке, а в обычной жизни у женщины была девичья?

Нина , у нас в библиотеке есть раздел по законам. Казенные раввины записывали по инструкции МВД. Инструкции были разные для различных конфессий, т.к. основывались на требования соответствующей религии. Но плюс к ним МВД стремилось к четкости учета, поэтому подробно прописывало как и что записывать в МК. Ведь человек везде был записан согласно выписям из МК.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 5420
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 988 раз
Поблагодарили: 977 раз

Re: Свадьба

#15 Сообщение anno_nin » 03 июл 2011, 09:25

mod970 писал(а):
anno_nin писал(а): Может быть, что фамилия первого мужа указывалась при повторном браке, а в обычной жизни у женщины была девичья?

Нина , у нас в библиотеке есть раздел по законам. Казенные раввины записывали по инструкции МВД. Инструкции были разные для различных конфессий, т.к. основывались на требования соответствующей религии. Но плюс к ним МВД стремилось к четкости учета, поэтому подробно прописывало как и что записывать в МК. Ведь человек везде был записан согласно выписям из МК.

Спасибо. Разобралась. В моем случае в переписи указана девичья фамилия разведеной женщины.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6251
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 207 раз
Поблагодарили: 875 раз
Контактная информация:

Re: Свадьба

#16 Сообщение Nison » 05 сен 2011, 22:15

http://kostroma.rfn.ru/rnews.html?id=52509&cid=7

В костромской синагоге прошла традиционная иудейская свадьба
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7687
Возраст: 47
Регистрация: 16.07.2009
Откуда: Bree, Belgium
Благодарил (а): 28 раз
Поблагодарили: 153 раза
Контактная информация:

Re: Свадьба

#17 Сообщение Kaaskop » 01 мар 2012, 19:17

Интересные сведения о еврейской свадьбе сообщаются в старой книге «Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи общественной и семейной жизни» (Издание Г. Гоппе. СПб., 1892):

«...У них хотя и встречаются браки по любви, но редко; большею же частью является к родителям невесты сват, который устраивает партии и служит посредником в просьбе о приданом. Хотя молодые люди часто до обручения и не видят друг друга, но несчастные браки в еврейских семействах редки. В день свадьбы жених и невеста могут видеть друг друга только перед самой церемонией, которая разделяется на две части: первая происходит в доме невесты, вторая — в синагоге. И жених, и невеста должны до окончания обряда поститься. Свадьба бывает всегда в 1 или 2 часа пополудни.
Все приглашенные на свадьбу собираются в доме невесты. Дамы идут к невесте, мужчины — к жениху, в разные комнаты. Когда все гости собрались, раввин в сопровождении старших родственников и обоих отцов отправляется в комнату невесты и предлагает ей обычные вопросы, т.е. согласна ли она жениха признать своим мужем и господином, и, получив утвердительный ответ, покрывает ее вуалем и дает ей благословение, произнося приблизительно те же слова, как и наши священнослужители. Потом раввин и сопровождающие его идут к жениху. После произнесенной молитвы, в которой последний просит Бога простить ему его прегрешения и ниспослать благословение на новую жизнь, которую он намерен начать в этот святой, торжественный для него день, он идет за невестой, которая между тем принимала поздравления родственников, и вместе с нею едет в синагогу.

Жених и невеста оставляют дом последние; когда же переходят в залу, убранную сообразно торжественности дня, то вступают в нее первыми. Под балдахином, который держат 4 молодых человека (в другой руке у них горящая свеча), помещаются жених и невеста: родители и остальные гости становятся позади них. После пения хорала на еврейском языке раввин подходит к жениху и невесте и подает им кубок с освященным вином, который они должны выпить вместе. Затем следует речь и надевание кольца, так как у евреев необходимо только одно кольцо, которое жених надевает на палец невесты, произнося при этом следующие слова, составляющие в то же время клятву: «я обещаю свято хранить тебя по законам Моисея и Израиля».

По прочтении формулы свадебного обряда раввин благословляет молодых людей и снова предлагает им стакан вина. Выпив его, жених бросает стакан и топчет его. Несколько слов раввина заканчивают свадебный обряд.

Поздравляют тут же и затем все по очереди (молодые впереди) отправляются к своим каретам и в дом, где новобрачные и их гости собираются за веселым праздничным обедом».
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.


Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/

Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде

Мой блог "Вязьма еврейская"

Аватара пользователя
MGM
Сообщения: 104
Регистрация: 06.12.2010

Re: Свадьба

#18 Сообщение MGM » 01 мар 2012, 21:08

http://www.youtube.com/watch?v=mij5k8ne ... DBFF3C9901
красиво.......................... :Rose:
Зингер - Белая Церковь, Киев, Москва
Могилевские - Новая Прага, Днепропетровск, Кременчуг
Коварские - Новая Прага, Кременчуг
Басс - Москва

Jenny
Сообщения: 354
Регистрация: 29.08.2009
Откуда: Canada
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 10 раз

Re: Свадьба

#19 Сообщение Jenny » 29 апр 2012, 02:22

Еврейская Свадьба в живописи.

http://www.liveinternet.ru/users/201023 ... t591419985
Рубинчик - Погост, Дулебы, Березино, Смиловичи, Борисов
Гинзбург - Рогачев, Березино, Борисов , Каценельсон, Каценеленсон - Бобруйск, Кличев
Илибман - Словечно, Овруч - (везде)
Грузман - Овруч, Маргулян - Житомир, Овруч
Свержинский - Несвиж, Минск, Юдович - Минск

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 5420
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 988 раз
Поблагодарили: 977 раз

Re: Свадьба

#20 Сообщение anno_nin » 11 июл 2012, 23:00

встретилась на джуишген следующая серия записей в Кишиневе:
9 февраля 1901г. запись о браке между Лейбом и Ханой
27 мая 1902 развод
9 июня 1902 еще одна запись о браке между теми же двумя
8 апреля 1904 - опять развод
указано, что оба принадлежат к среднему классу

Я вообще очень мало записей о разводах в этот период встречала, а тут сразу два. Может кто-нибудь это объяснить?


Вернуться в «Еврейские Праздники и традиции»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость