Страница 1 из 1

Бухарские евреи

Добавлено: 06 авг 2012, 09:46
Возможно и я
Здравствуйте!
Почему-то нет раздела по бухарским евреям, неужели я первая интересующаяся? (простите, если не в тему, но искала и не нашла на форуме). Меня интересует любая информация о еврейской общине Маргилана , о ювелирах и филигранщиках Маргилана, временные рамки - до 1910 года, буду благодарна за любую помощь. Сама в свою очередь буду сюда скидывать накопанную мной инфу, если вдруг кому-то ещё понадобится.

Также меня интересует не очень логичный вопрос: каким образом может быть связан Маргилан с Иркутском? Высылали ли туда из Маргилана? ( в моей семейной легенде эти два места как-то странно связаны, нет ничего конкретного)

Из общей истории еврейства в Узбекистане (что нашла) : бухарские евреи - потомки персидских иудеев, основные общины были расположены : в Узбекистане — Ташкент, Самарканд, Бухара, Навои, Хатырчи, Шахрисабз, Карши, Катта-Курган, Коканд, Андижан, Маргилан, Фергана , в Таджикистане — Душанбе , в Киргизии — Бишкек, Ош , в Туркменистане — Мары (Мерв), Байрамали, Чарджоу и Керки, а также в Казахстане — Чимкент, Тараз (Джамбул), Казалинск.

Евреи и ювелирное искусство: http://www.eleven.co.il/article/15148

Буду благодарна за любую информацию.

Re: Бухарские евреи

Добавлено: 06 авг 2012, 10:27
anno_nin

Re: Бухарские евреи

Добавлено: 06 авг 2012, 11:21
Возможно и я
Большое спасибо за статью, читаю с удовольствием,она мне не попадалась :)

Re: Бухарские евреи

Добавлено: 08 авг 2012, 02:40
mod970
Почему-то нет раздела по бухарским евреям, неужели я первая интересующаяся?

В общем-то, да, Вы - первая.
В Сибирь высылали отовсюду.

Сведения об общине надо искать среди её ислледователей в израильских Университетах.

Re: Бухарские евреи

Добавлено: 28 апр 2015, 21:38
Mike_m

Бухарские евреи

Добавлено: 18 авг 2016, 20:37
anno_nin
https://www.rujen.ru/index.php/%D0%9C%D ... 0%90%D0%9D
МАРГИЛАН, город в Ферганской обл. (Республика Узбекистан). Изв. с 10 в. С 1876 – в составе Рос. империи. В кон. 19 – нач. 20 в. – г. Маргилан (др. назв. – Старый Маргелан) Ферганской обл.В 1897 в М. проживало 652 еврея (1,8%), в 1910 – 1408 (3%), в 1926 – 939 (в т. ч. 462 бухарских еврея), в 1939 – 1257 евреев.Евреи жили в М. в сер. 19 в. После присоединения к Рос. империи евреи М. были уравнены в правах с мусульманами и освобождены от уплаты спец. налогов (джизьи); в еврейской общине была введена должность казенного раввина. В 1909 М. был в числе 4 городов Туркестана, где разрешалось проживать «иностранным» евреям (не являвшимся подданными России). В 1910 в М. действовала синагога.Среди евреев М. было много ткачей и красильщиков. В 1929 в М. работало 5 кр. красильных и трикотажных артелей бухарских евреев (объединяли 220 чел.). В 1930 артели ОЗЕТ объединяли 500 семей. В 1935 выходила газ. «Рохи Ленин» на языке бухарских евреев. В 1961 в М. отмечен факт «кровавого навета».В 1990-х гг. в М. была организована еврейская община.В М. род. Аркадий Ильич Завулунов (р. 1934), экономист, д-р экономич. наук (1980), проф. (1982), автор св. 100 науч. работ.

Бухарские евреи

Добавлено: 24 фев 2018, 13:01
ALLA PESINA
Альберт Каганович Друзья поневоле.https://bookz.ru/authors/al_bert-kagano ... p_375.html

Метрические книги. Вопросы и обсуждения

Добавлено: 21 янв 2019, 18:34
MAKSIM1106
Добрый день.Ищу метрические книги синагоги Намангана за 1916г. Подскажите пожалуйста.

Бухарские евреи

Добавлено: 21 янв 2019, 20:49
Alexander79
MAKSIM1106 писал(а):Добрый день.Ищу метрические книги синагоги Намангана за 1916г. Подскажите пожалуйста.


В архив обращались?

Бухарские евреи

Добавлено: 21 янв 2019, 22:10
mihail
MAKSIM1106 писал(а):Добрый день.Ищу метрические книги синагоги Намангана за 1916г. Подскажите пожалуйста.

Во-первых,их,синагог,там было в то время две.И совсем не факт (?) что при них велись метрические книги.
Во-вторых: Вы точно знаете,что у евреев в Намангане велись собственные метрические книги? Если - да,то вопрос снимается.Если - нет,то не в Коканде ли они велись? "Главный раввин" среднеазиатских (бухарских) евреев Тажер квартировал именно там (правда,не очень понятен его статус там,в это время),а община Намангана тогда состояла практически из одних бухарских евреев.
Кроме того,в книге,ссылка на которую дана выше:
ALLA PESINA писал(а):Альберт Каганович Друзья поневоле.https://bookz.ru/authors/al_bert-kagano ... p_375.html

достаточно подробно освещает особенности ведения метрических записей.
И исходя из того,что там написано,можно понять,что собственных казенных раввинов,к середине 1910-х,имели лишь общины Катта-Кургана,Пейшамбы и Ходжента.А ближайшим к Намангану числился,с 1911,именно раввин Тажер.Да и тот в статусе казенного раввина находился на полулегальном положении,а в 1914-м вообще был выслан - и где книги велись после этого,не совсем ясно.
Есть,правда,еще одна версия,основанная на этих данных:
anno_nin писал(а):МАРГИЛАН, город в Ферганской обл. ... в еврейской общине была введена должность казенного раввина.

Хотя не совсем ясно,когда именно этот раввин там появился.Но,как бы то ни было,и Маргеланский уезд,и уезд Наманганский - административно относятся к одной области: следовательно,и этот факт нужно учитывать.
____________
В общем,если Вам точно не известно,что наманганская община имела собственные книги,лучше практический поиск предварить сбором первичных сведений.У нас на форуме,к сожалению,тема бухарских евреев (и,в целом - среднеазиатских общин) пока недостаточно развита,чтобы мы могли качественно в этой области консультировать.

Бухарские евреи

Добавлено: 22 янв 2019, 05:20
genealo
MAKSIM1106 писал(а):Добрый день.Ищу метрические книги синагоги Намангана за 1916г. Подскажите пожалуйста.

На форуме предлагал свои услуги по Узбекистану пользователь Артур узархивнадом,
memberlist.php?mode=viewprofile&u=193930 .
viewtopic.php?p=186410#p186410 .
Попробуйте проконсультироваться у него.

Бухарские евреи

Добавлено: 22 янв 2019, 11:26
mihail
mihail писал(а):Вы точно знаете,что у евреев в Намангане велись собственные метрические книги?

Сам же себе и отвечу: да,в определенные периоды,велись собственные.Ведущего записи,правда,именуют то местным аксакалом,то местным калантаром (как раз в 1910-е) - но суть это не меняет: книги в общине Намангана велись свои.Впрочем,не совсем ясен (по крайней мере - мне) вопрос о степени сохранности этих записей.
Поэтому,да,самый здравый,в данной ситуации,совет:
genealo писал(а):На форуме предлагал свои услуги по Узбекистану пользователь Артур узархивнадом.Попробуйте проконсультироваться у него.

Можно лишь дополнить его советом обратить внимание и на соответствующий раздел на форуме ВГД: Узбекистан.
Правда,лично у меня создалось впечатление,что основным генеалогическим источником по бухарским евреям,если рассматривать вопрос в географических границах современного Узбекистана,являются отнюдь не метрические книги,а прошения к властям о признании "туземным" евреем - вот этот источник не обходит вниманием ни одна из работ по местным евреям.Упоминания же метрических книг,с прямой (косвенные есть) отсылкой к их архивным реквизитам,я,если не ошибаюсь,не встречал в литературе (ее достаточно много в инете) нигде (наш форум особо полезным содержанием профильной темы тоже похвастаться не может).
___________
Не в отношении рассматриваемого вопроса,а просто - для пополнения темы:

То,что есть,например,в РГИА:

1) Ф. 23 Оп. 25 Д. 162.О рассмотрении вопроса о возможности приписки вступивших в русское подданство среднеазиатских евреев к мещанскому сословию.1900 - 1906.
2) Ф. 23 Оп. 25 Д. 200.О порядке принятия в русское подданство бухарских евреев.1910
3)Ф. 573 Оп. 6 Д. 7499.По отношению Департамента торговли и мануфактур по возбужденному Управляющим Туркестанской казенной палатой вопросу о том, должна ли быть допускаема приписка к внутренним городам Туркестанского генерал-губернатора бухарских евреев, принявших русское подданство в связи с ходатайством Казалинского 1-й гильдии купца Исаака Борухова о причислении его к купечеству города Ташкента.1892 - 1895.
4)Ф. 821 Оп. 8 Д. 165.Дело о разрешении так называемым азиатским евреям Сыр-Дарьинской области и города Ташкента открыть молитвенные школы и избрать раввинов, отдельных от раввинов проживающих там так называемых европейских евреев.10 марта 1895 г. - 15 февраля 1910 г.
5)Ф. 1149 Оп. 11 1892 г. Д. 59.Об ограничении прав на повсеместную торговлю в Туркестане среднеазиатских евреев, бухарских подданных.1892 г.
6)Ф. 1149 Оп. 12 ( 1899 год.) Д. 26.О правах средне-азиатских евреев иностранных подданных.
7)Ф. 1149 Оп. 13 1900 г. Д. 53.О правах среднеазиатских евреев иностранных подданных.
8)Ф. 1149 Оп. 13 1905 г. Д. 130.Об отсрочке введения в действие закона 5 июня 1900г. о правах среднеазиатских евреев иностранных подданных.1905-1906.

Бухарские евреи

Добавлено: 22 янв 2019, 12:15
mihail
То немногое,что можно начать извлекать из печатных источников,об особенностях ведения метрических записей:

Бухара.На определенном этапе (последняя четверть 19 века),нечто похожее на регистрацию осуществлял главный городской раввин.Справки заверялись Политическим агенством в Бухаре.В эту систему входили и другие русскоподданные Бухарского эмирата (евреи бухарские и ашкеназские).В свете этого факта,потенциально интересным может оказаться,например,сохранившийся фонд Канцелярии Русского политического агентства в Бухаре (во всяком случае,существует такой труд,как: Р.Альмеев "Архивные материалы к истории бухарских евреев : документы из Архива Российского Императорского политического агентства в Бухаре : источниковедческий обзор")

Катта-Курган.Собственный казенный раввин,с 1913.

Коканд - разрешение на учреждение должности казенного раввина получено в 1909(?),но должность оставалась вакантной,до занятия ее Шломо Тажером (после высылки его из Ташкента) в 1911.Исполнял обязанности (полулегально),до высылки в 1914.

Наманган: книги ведет (не совсем ясно,в какие периоды,но упоминаются,в частности,1910-е гг.) член местной общины (но не в должности казенного раввина).

Пайшанба.Собственный казенный раввин,с 1913.

Перовск: городское правление.

Самарканд: собственный казенный раввин (с 08.1888).

Маргилан: также член местной общины (аксакал).

Ташкент: городское правление,позже - казеный раввин Шломо Тажер (до 1911,дальше - не ясно,кто их вел).

Ходжент.Собственный казенный раввин,с 1913.

Источником сведений тут служит,прежде всего (но не только),уже не раз упоминаемый труд А.Кагановича «Друзья поневоле. Россия и бухарские евреи, 1800–1917».
Впрочем,два утверждения в этой книге (о том,что "...Возможно,в большинстве городов подобная документация вообще не велась..." и о том,что бухарские евреи на протяжении многих лет боялись просить об учреждении должности казенного раввина в той или иной общине),особого оптимизма, в плане вопроса о полноте и сохранности метрических записей,не внушают..