Крещение евреев
- SeMiD
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: 19.09.2009
- Откуда: Москва
Крещение евреев
Вопрос по поиску сведений о крещении евреев.
Когда смотрел Черниговские епархиальные известия, там периодически натыкался на список евреев, принявших крещение... А вот по Херсонской епархии где искать, не подскажете?
Херсонские Епархиальные Ведомости издаются с 1860 года, а у меня сильное подозрение, что прадед, или кто-то из его предков мог креститься раньше. За первую половину XIX века что-нибудь для поисков есть?
Когда смотрел Черниговские епархиальные известия, там периодически натыкался на список евреев, принявших крещение... А вот по Херсонской епархии где искать, не подскажете?
Херсонские Епархиальные Ведомости издаются с 1860 года, а у меня сильное подозрение, что прадед, или кто-то из его предков мог креститься раньше. За первую половину XIX века что-нибудь для поисков есть?
Успехов!
SeMiD
Ищу Энденов (всюду), Дризо (всюду), Дорошевских (Черниговская губ.) Лисовских (там же)...
SeMiD
Ищу Энденов (всюду), Дризо (всюду), Дорошевских (Черниговская губ.) Лисовских (там же)...
Re: Вопросы и ответы
В первой половине ХIХ века процедра крещения евреев была в ведении конкретного прихода. Не было единых правил. Как и во многих других "еврейских вопросах" правила постепенно установил Николай I, с тех пор, т.е. с середины 19-го в., публикации стали обязательны.SeMiD писал(а):Вопрос по поиску сведений о крещении евреев.
Когда смотрел Черниговские епархиальные известия, там периодически натыкался на список евреев, принявших крещение... А вот по Херсонской епархии где искать, не подскажете?
Херсонские Епархиальные Ведомости издаются с 1860 года, а у меня сильное подозрение, что прадед, или кто-то из его предков мог креститься раньше. За первую половину XIX века что-нибудь для поисков есть?
Крещение записывали в книгах о родившихся с указанием ФИО до крещения. Кроме того, в записях о браке и рождениии детей продолжали писать, что отец - крещеный еврей.
Не помню точно когда, но тоже в 1840-1850 гг. запретили при крещении менять фамилию.
В общем, подсказок много, как и где искать, кроме епархиальных ведомостей.
- Kaaskop
- Сообщения: 7665
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Откуда: Нидерланды
- Благодарил (а): 57 раз
- Поблагодарили: 312 раз
- Контактная информация:
Re: Вопросы и ответы
Действительно? А с какого года и где про это написано? Просто мне пытались найти одну родственницу по "Смоленским Епархиальным ведомостям" за начало 20 века. Просмотрели за 4 года, но вообще не было ни одного объявления о крещении евреев.публикации стали обязательны
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
Re: Вопросы и ответы
В книге Новикова "Метрики (общие акты состояний) " 1907 г., кот. издавалась МВД как "методичка" для священнослужителей всех конфессий, вся процедура прописана детально. С какого года публикации обязательны - надо посмотреть. В 19-м веке многие крестились вне места постоянного жительства, а дальше по обстоятельствам - попеременно были то евреями, то православными. Для того, чтобы закрепить крещеного в православии и отрезать ему путь обратно, и были разработаны правила крещения.Kaaskop писал(а):Действительно? А с какого года и где про это написано? Просто мне пытались найти одну родственницу по "Смоленским Епархиальным ведомостям" за начало 20 века. Просмотрели за 4 года, но вообще не было ни одного объявления о крещении евреев.публикации стали обязательны
Мне кажется, что точные даты добавлений в Правила указаны в книге М.И. Мышь "Руководство к русским законам о евреях", 1898 г. .
- SeMiD
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: 19.09.2009
- Откуда: Москва
Re: Вопросы и ответы
Спасибо всем откликнувшимся.
Единственная подсказка, которую я смог углядеть - надо будет поискать запись о рождении бабушки. Интересно, а метрике это (что отец - крещеный еврей) тоже должно быть отражено? Если бы она про такую запись знала - рассказала бы точно. А так только знаю, что прадед мой был земским врачом и православным. С вполне "подходящей" фамилией Дризо.
Что значит "подсказок много" - не понял, увы...mod970 писал(а): Крещение записывали в книгах о родившихся с указанием ФИО до крещения. Кроме того, в записях о браке и рождениии детей продолжали писать, что отец - крещеный еврей.
Не помню точно когда, но тоже в 1840-1850 гг. запретили при крещении менять фамилию.
В общем, подсказок много, как и где искать, кроме епархиальных ведомостей.
Единственная подсказка, которую я смог углядеть - надо будет поискать запись о рождении бабушки. Интересно, а метрике это (что отец - крещеный еврей) тоже должно быть отражено? Если бы она про такую запись знала - рассказала бы точно. А так только знаю, что прадед мой был земским врачом и православным. С вполне "подходящей" фамилией Дризо.
Успехов!
SeMiD
Ищу Энденов (всюду), Дризо (всюду), Дорошевских (Черниговская губ.) Лисовских (там же)...
SeMiD
Ищу Энденов (всюду), Дризо (всюду), Дорошевских (Черниговская губ.) Лисовских (там же)...
- Kaaskop
- Сообщения: 7665
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Откуда: Нидерланды
- Благодарил (а): 57 раз
- Поблагодарили: 312 раз
- Контактная информация:
Re: Вопросы и ответы
Рада Вас видеть на нашем форуме:)
Если Вам фамилия прадеда кажется "подходящей"( хотя, для меня это неоднозначно), не стоит ли именно им заняться?
Можно просмотреть Российский Медицинский Список - узнаете, не только год и название университета, который он окончил, но и места службы. Соответственно, след. шаг - поиск личного дела студента, в котором может быть и выписка из метрики о рождении самого прадеда (если он крестился или был из крещеных евреев, то это указывали), информация о браке (согласия рук-ва университета требовалось). Если нет, то стоит поискать по местам его службы.
А что еще говорит в пользу Вашей версии о еврейском происхождении? Кстати, в разделе "Посмотрю в книге/справочнике" можно проверить, встречается ли эта фамилия в "Словаре еврейских фамилий РИ" А. Бейдера.
Если Вам фамилия прадеда кажется "подходящей"( хотя, для меня это неоднозначно), не стоит ли именно им заняться?
Можно просмотреть Российский Медицинский Список - узнаете, не только год и название университета, который он окончил, но и места службы. Соответственно, след. шаг - поиск личного дела студента, в котором может быть и выписка из метрики о рождении самого прадеда (если он крестился или был из крещеных евреев, то это указывали), информация о браке (согласия рук-ва университета требовалось). Если нет, то стоит поискать по местам его службы.
А что еще говорит в пользу Вашей версии о еврейском происхождении? Кстати, в разделе "Посмотрю в книге/справочнике" можно проверить, встречается ли эта фамилия в "Словаре еврейских фамилий РИ" А. Бейдера.
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
Re: Вопросы и ответы
Бабушка могла и не знать. Запись делали в Метрической книге, а на руках у неё какое было св-во? Советского периода или ещё до 1917г.? В советском точно это не писали.SeMiD писал(а):Спасибо всем откликнувшимся.
Что значит "подсказок много" - не понял, увы...mod970 писал(а): Крещение записывали в книгах о родившихся с указанием ФИО до крещения. Кроме того, в записях о браке и рождениии детей продолжали писать, что отец - крещеный еврей.
Не помню точно когда, но тоже в 1840-1850 гг. запретили при крещении менять фамилию.
В общем, подсказок много, как и где искать, кроме епархиальных ведомостей.
Единственная подсказка, которую я смог углядеть - надо будет поискать запись о рождении бабушки. Интересно, а метрике это (что отец - крещеный еврей) тоже должно быть отражено? Если бы она про такую запись знала - рассказала бы точно. А так только знаю, что прадед мой был земским врачом и православным. С вполне "подходящей" фамилией Дризо.
Кроме того, не исключено, что врач мог переезжать несколько раз, и в том месте, где родилась бабушка уже никто и не знал, что он выкрест. И наконец, креститься мог и прапрадед. Вы точно знаете, что именно прадед крестился? И вообще, еврейское происхождение - Ваши предположения или семейные предания?
Вы знаете, где учился прадед? Если сохранилось личное дело студента, там м.б. сведения о крещении, или семье. А сведения о земском враче, это - семейное предание, или есть документы?
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13204
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Одесса-Украина
- Благодарил (а): 1938 раз
- Поблагодарили: 2895 раз
Re: Вопросы и ответы
Где и как в еврейских документах фиксировалось принятие евреями христианства?
Выкрест евреями считался умершим - по нём служили соответствующую службу. Но не могли же его регистрировать в книге смертей!
В официальных документах он записывался "выкрестившимся евреем" (видимо, у таких было меньше ограничений, чем у нормальных евреев).
Выкрест евреями считался умершим - по нём служили соответствующую службу. Но не могли же его регистрировать в книге смертей!
В официальных документах он записывался "выкрестившимся евреем" (видимо, у таких было меньше ограничений, чем у нормальных евреев).
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Kaaskop
- Сообщения: 7665
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Откуда: Нидерланды
- Благодарил (а): 57 раз
- Поблагодарили: 312 раз
- Контактная информация:
Re: Вопросы и ответы
В (православной) метрической книге делалась запись о крещении.Где и как в еврейских документах фиксировалось принятие евреями христианства?
В Епархиальных ведомостях встречаются объявления о принятии крещения.
Крестившийся еврей уравнивался практически в правах со всеми остальными жителями РИ.В официальных документах он записывался "выкрестившимся евреем" (видимо, у таких было меньше ограничений, чем у нормальных евреев).
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13204
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Одесса-Украина
- Благодарил (а): 1938 раз
- Поблагодарили: 2895 раз
Re: Вопросы и ответы
Это я знаю, меня интересует, отмечалось ли это событие как-то в документах равината?Kaaskop писал(а): В (православной) метрической книге делалась запись о крещении.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Kaaskop
- Сообщения: 7665
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Откуда: Нидерланды
- Благодарил (а): 57 раз
- Поблагодарили: 312 раз
- Контактная информация:
Re: Вопросы и ответы
Думаю, что это могло отмечаться только при переписях евр. общ-ва. По идее, этот человек автоматически исключался из членов общ-ва. Но на практике мне такое не встречалось.
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
-
- Сообщения: 3858
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Благодарил (а): 120 раз
- Поблагодарили: 401 раз
- Контактная информация:
Re: Вопросы и ответы
Это не так. Первая часть православных МК так и называется - книга о родившихся. В ней записи и о рождениях и о крещениях. Если мертворождённый ребёнок - то запись о рождении есть, а о крещении - нет.mod970 писал(а): Ведь христианская МК - книга о крещениях, а отнюдь не о рождениях.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su
-
- Сообщения: 3858
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Благодарил (а): 120 раз
- Поблагодарили: 401 раз
- Контактная информация:
Re: Вопросы и ответы
Имена Иссак, Давид, Авсей встречал в православных книгах. По поводу Ревекки сказать ничего не могу. Хотя в таком сочетании - маловероятно, что это православные, но вполне возможно, что крещёные.Kaaskop писал(а):Имена - Ревекка Исааковна, Давид Авсеевич.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su
Re: Вопросы и ответы
Но опять же ребенок от православных родителей. Крещение взрослых записывали в ту же книгу о рождениях. :%)yvb писал(а):Это не так. Первая часть православных МК так и называется - книга о родившихся. В ней записи и о рождениях и о крещениях. Если мертворождённый ребёнок - то запись о рождении есть, а о крещении - нет.mod970 писал(а): Ведь христианская МК - книга о крещениях, а отнюдь не о рождениях.
А название придумало МВД как верховный руководитель всех религий РИ. :lool:
-
- Сообщения: 3858
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Благодарил (а): 120 раз
- Поблагодарили: 401 раз
- Контактная информация:
Re: Вопросы и ответы
Естественно, что православных. Я говорю, что книга предназначена не для записи крещений, а для записи рождений и крещений. Возможны варианты записей:mod970 писал(а):Но опять же ребенок от православных родителей. Крещение взрослых записывали в ту же книгу о рождениях. :%)
А название придумало МВД как верховный руководитель всех религий РИ. :lool:
- рождение и крещение,
- только рождение,
- только крещение.
Поэтому неправильно называть первую часть православных МК книгами для записи крещений.
Дело не в названии и не в том, кто это придумал, а в содержании этих книг.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Вопросы и ответы
Вот-вот. Я также сталкивалась с чем-то подобным. 19 век, Российская глубинка, никаких синагог и раввинов нет за тысячи верст, а евреи-то жили везде (и до запрета и после) и рожали, и не крестились. Кого-то записывали, попав, наконец, в какую-нибудь синагогу, через несколько лет, кого-то вообще не записывали, а можно разыскать только в Ревизских сказках, а были и такие, кто попадал в архивах в церковные фонды.Kaaskop писал(а):Интересный казус...
Речь идет о Ниженм Тагиле.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
Вопросы и ответы о жизни евреев
В воспоминаниях крещеных евреев есть описания того, что происходило. По еврейской традиции еврей, отрекшийся от иудейской веры, в духовном смысле "умирал" для еврейского народа. Всякая связь с ним была запрещена. Семья сидела "шиву", обряд поминовения по умершему члену семьи. И крещеный переставал для них существовать. В 19-м веке эта традиция строго соблюдалась. Кроме того, кантонист, если он подпал под указ Александра 2-го об освобождении малолетних кантонистов от службы, продолжал служить в армии ещё 20 лет. И таким образом связь с родным домом и еврейским местечком фактически прерывалась. Мало кто из б. кантонистов-евреев возвращался обратно в то место, где он родился.Extra писал(а): Вообще, интересно, как складывались судьбы у крещеных евреев в 19-ом веке. Закончилась у него служба, его родители, братья и сестры - иудеи, а он христианин. То есть насколько происходил отрыв от своей среды. Старались ли они жениться на крещеных еврейках или нет.
Отрыв крещеного от среды был полным. За этим следили с двух сторон - и еврейская община, и православное духовенство. Нет статистики браков, но понятно, что перед лицом не очень дружелюбного окружения, которое всегда помнило и напоминало, что человек - выкрест, легче было найти невесту\жениха среди себе подобных.
Примерно так обстояли дела.
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Ну и отношение! Сами их, можно сказать, сдали в армию (фактически принесли в жертву ради остальных), а потом же и отказались от них. Должны бы были как минимум им памятник поставить, ИМХО! Это если с позиций человеческих отношений, а не с религиозной точки зрения. Это тот случай, когда то, что верно с точки зрения религии, совершенно аморально с точки зрения человеческих взаимоотношений.
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Отказывались только от крестившихся, к сохранившим еврейскую веру отставникам относились настороженно, считая их носителями чуждого мира, но не более. Да, и часто после 20+ службы родителей уже не было, братья-сестры не помнили. Но собственно говоря, решив призывать евреев в рекруты и запретив всякое общение с семьей и еврейской общиной, Николай 1 и рассчитывал оторвать их от иудаизма, а православное начальство старалось вовсю. Так что, в этом смысле обе стороны были "на равных" с точки зрения современного либерала.Extra писал(а):Ну и отношение! Сами их, можно сказать, сдали в армию (фактически принесли в жертву ради остальных), а потом же и отказались от них. Должны бы были как минимум им памятник поставить, ИМХО! Это если с позиций человеческих отношений, а не с религиозной точки зрения. Это тот случай, когда то, что верно с точки зрения религии, совершенно аморально с точки зрения человеческих взаимоотношений.
А если почитать более поздние материалы, то и в 20-м веке, когда еврейская община уже не была столь однозначна в отношении к крещеным , и каждая семья решала этот вопрос в меру своего разумения, то государство, а православная церковь была частью гос. системы, продолжало требовать тщательного контроля над выкрестами.
Ну, и кроме того, надо немного знать еврейскую историю, чтобы понимать, как сложился такой обычай. Каким бы диким он не казался светскому человеку, он был частью законов, благодаря которым сегодня вполне живые евреи вообще имеют возможность что-то обсуждать. Принудительное крещение веками висело угрозой самому существованию еврейских общин. Взаимоотношения 2 религий и по сей день далеки от благолепия, что уж говорить о веке 19-м.
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Интересно, откуда государство знало, выкрест это или нет? Фиксировалось где-то в документах?mod970 писал(а):А если почитать более поздние материалы, то и в 20-м веке, когда еврейская община уже не была столь однозначна в отношении к крещеным , и каждая семья решала этот вопрос в меру своего разумения, то государство, а православная церковь была частью гос. системы, продолжало требовать тщательного контроля над выкрестами.
Это понятно. Но, если их крестили фактически насильно, и эти люди отдувались в армии за всех остальных, то остальные им должны. Если уж не материально, то в моральном плане что-то. Ведь, если не ошибаюсь, за одного сбежавшего из армии кантониста брали двух новых.mod970 писал(а):Ну, и кроме того, надо немного знать еврейскую историю, чтобы понимать, как сложился такой обычай. Каким бы диким он не казался светскому человеку, он был частью законов, благодаря которым сегодня вполне живые евреи вообще имеют возможность что-то обсуждать. Принудительное крещение веками висело угрозой самому существованию еврейских общин. Взаимоотношения 2 религий и по сей день далеки от благолепия, что уж говорить о веке 19-м.