Керчь
Добавлено: 05 ноя 2017, 05:07
В Мелитополе вышла книга В.Н. Кумока "Вспомнить поимённо". Она (вернее, её первая часть - "Прогрессоры") содержит небольшой подраздел "О евреях Керчи", часть которого в упрощённом виде приведена ниже.
Община была довольно велика. В 1860 г. при общем числе жителей ~19 тысяч насчитывалось примерно 1200 евреев (6,3%), всё время до революции шёл её как абсолютный, так и относительный рост. К 1881 году евреев было уже 3136 (9,5%), в 1910 – 6173 (11,7%). До ограничительных мер 1882 года община имела избираемое представительство в городской думе, после них – назначаемое (трое гласных и кандидаты к ним).
Во время Крымской войны город практически обезлюдел. После неё возродившуюся общину возглавлял казённый раввин Шлёма (Соломон) Аронович Марков. Община состояла из прихожан шести (к началу ХХ века) молельных домов, четыре из которых имели статус синагог: старой, новой (главной), крымчацкой и ремесленной (молитвенный дом ремесленников преобразовали в синагогу примерно в 1915 г.). Кроме того, были молитвенные дома в Еникале (спутнике Керчи) и в самой Керчи для нижних чинов (солдатский). В 1865 г. была создана существовавшая некоторое время молитвенная школа (бес-гамедраш), старостой её стал Давид Лазаревич Бродский, казначеем – Я.М. Род (Роде), а затем – С. Фельдман, должность «учёного» совмещал раввин Ш. Марков. В порядке исключения в молитвенном доме крымчаков поначалу единственным функционером был хазен (дьякон) Д.А. Чапичо
Духовные правления и казённые раввины утверждались в Керчи из-за её военизированного статуса градоначальником. Особенностью Керчи была должность помощника раввина. Помощники бывали и в других раввинатах Таврии, но там они играли роль региональных заместителей – так, у бердянского раввина были помощники в Орехове и Б. Токмаке, а одно время – и в Мелитополе. В Керчи же помощника трактовали как духовного раввина города. Другой особенностью был совет духовных правлений, работавший обычно под председательством раввина.
На смену раввину Маркову пришёл Иоиль Лазаревич Гальперин, который прослужил в городе бессменно более 30 лет (с 1869 г.) и умер в Керчи 19.03.1903. Первоначально в Керченский раввинат входила также Кубанская область, где было очень мало евреев. Однако потом она обособилась, и раввины после Гальперина уже имели дело только с «усечённым» раввинатом. Сельские территории вокруг градоначальства входили в Феодосийский уезд и «окормлялись» тамошним раввином.
В последней выборной кампании при жизни Гальперина он уже не участвовал. В период «междуцарствия» роль казённого раввина исполнял помощник – Шмая Давидович Юнович. Ш.Д. Юнович не имел необходимого для должности казённого раввина образовательного ценза. Тем не менее, в знак признания заслуг ему позволено было баллотироваться в 1903 г., а потом была пожалована золотая медаль для ношения на груди на Станиславской ленте
Период "междуцарствия" затянулся, поскольку избранный орловский раввин Яков Каценельсон не захотел уволиться в Орле. На повторных выборах победил Арон Лазаревич Рабинович, который до того служил помощником присяжного поверенного в Киеве. А.Л. Рабинович родился 19.09.1874 в Переяславе Полтавской губ., экстерном сдал в 1895 г. экзамены на аттестат зрелости в Новгород-северской гимназии и окончил (пережив временное отчисление) Юрьевский университет (ныне – Тарту, Эстония) – см. ГАРФ 102(3)-97-1155.
Он был утверждён в сентябре 1904 г, а через 3 года переизбран на новый срок. До переизбрания он попытался стать раввином в Киеве. Его там избрали, но не утвердили.
В конце 1908 года он попытался провести решение общины о дополнительном сборе с лиц, не соблюдающих кашрут, но потерпел неудачу. Через некоторое время он подал в отставку. После него довольно долго «исправлял должность», как тогда говорили, врач М.А. Баумгольц.
В 1911 г. раввином избрали врача Гецеля Абрамовича Эмануэля. В этой должности он оставался ещё и в 1916 году. А Временное правительство приветствовал уже раввин (возможно, духовный) Юнович.
Община была довольно велика. В 1860 г. при общем числе жителей ~19 тысяч насчитывалось примерно 1200 евреев (6,3%), всё время до революции шёл её как абсолютный, так и относительный рост. К 1881 году евреев было уже 3136 (9,5%), в 1910 – 6173 (11,7%). До ограничительных мер 1882 года община имела избираемое представительство в городской думе, после них – назначаемое (трое гласных и кандидаты к ним).
Во время Крымской войны город практически обезлюдел. После неё возродившуюся общину возглавлял казённый раввин Шлёма (Соломон) Аронович Марков. Община состояла из прихожан шести (к началу ХХ века) молельных домов, четыре из которых имели статус синагог: старой, новой (главной), крымчацкой и ремесленной (молитвенный дом ремесленников преобразовали в синагогу примерно в 1915 г.). Кроме того, были молитвенные дома в Еникале (спутнике Керчи) и в самой Керчи для нижних чинов (солдатский). В 1865 г. была создана существовавшая некоторое время молитвенная школа (бес-гамедраш), старостой её стал Давид Лазаревич Бродский, казначеем – Я.М. Род (Роде), а затем – С. Фельдман, должность «учёного» совмещал раввин Ш. Марков. В порядке исключения в молитвенном доме крымчаков поначалу единственным функционером был хазен (дьякон) Д.А. Чапичо
Духовные правления и казённые раввины утверждались в Керчи из-за её военизированного статуса градоначальником. Особенностью Керчи была должность помощника раввина. Помощники бывали и в других раввинатах Таврии, но там они играли роль региональных заместителей – так, у бердянского раввина были помощники в Орехове и Б. Токмаке, а одно время – и в Мелитополе. В Керчи же помощника трактовали как духовного раввина города. Другой особенностью был совет духовных правлений, работавший обычно под председательством раввина.
На смену раввину Маркову пришёл Иоиль Лазаревич Гальперин, который прослужил в городе бессменно более 30 лет (с 1869 г.) и умер в Керчи 19.03.1903. Первоначально в Керченский раввинат входила также Кубанская область, где было очень мало евреев. Однако потом она обособилась, и раввины после Гальперина уже имели дело только с «усечённым» раввинатом. Сельские территории вокруг градоначальства входили в Феодосийский уезд и «окормлялись» тамошним раввином.
В последней выборной кампании при жизни Гальперина он уже не участвовал. В период «междуцарствия» роль казённого раввина исполнял помощник – Шмая Давидович Юнович. Ш.Д. Юнович не имел необходимого для должности казённого раввина образовательного ценза. Тем не менее, в знак признания заслуг ему позволено было баллотироваться в 1903 г., а потом была пожалована золотая медаль для ношения на груди на Станиславской ленте
Период "междуцарствия" затянулся, поскольку избранный орловский раввин Яков Каценельсон не захотел уволиться в Орле. На повторных выборах победил Арон Лазаревич Рабинович, который до того служил помощником присяжного поверенного в Киеве. А.Л. Рабинович родился 19.09.1874 в Переяславе Полтавской губ., экстерном сдал в 1895 г. экзамены на аттестат зрелости в Новгород-северской гимназии и окончил (пережив временное отчисление) Юрьевский университет (ныне – Тарту, Эстония) – см. ГАРФ 102(3)-97-1155.
Он был утверждён в сентябре 1904 г, а через 3 года переизбран на новый срок. До переизбрания он попытался стать раввином в Киеве. Его там избрали, но не утвердили.
В конце 1908 года он попытался провести решение общины о дополнительном сборе с лиц, не соблюдающих кашрут, но потерпел неудачу. Через некоторое время он подал в отставку. После него довольно долго «исправлял должность», как тогда говорили, врач М.А. Баумгольц.
В 1911 г. раввином избрали врача Гецеля Абрамовича Эмануэля. В этой должности он оставался ещё и в 1916 году. А Временное правительство приветствовал уже раввин (возможно, духовный) Юнович.