Караимы

Модератор: Mike_m

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Лебедушка
Сообщения: 411
Возраст: 56
Регистрация: 16.07.2009
Откуда: Израиль
Поблагодарили: 4 раза

Караимы

#1 Сообщение Лебедушка » 26 ноя 2009, 00:36

«Закон о возвращении» Государства Израиль, закрепляющий за всеми евреями мира и их потомками, а так же членами их семей право на репатриацию в Государство Израиль и предоставление израильского гражданства."
С конца 80-х годов XX века, в Израиль, а так же, через Израиль в третьи страны эмигрировало около 500 караимов и лиц смешанного происхождения из стран бывшего СССР.

КАРАИМЫ (קָרָאִים, караим — `читающие`, בְּנֵי מִקְרָא, бней микра, בַּעֲלֵי מִקְרָא, ба‘алей микра — `люди Писания`), возникшая в начале 8 в. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой основана на отрицании раввинистическо-талмудической традиции. Караимы выработали собственную традицию, севел ха-иеруша (`бремя наследия`), представляющую собой корпус доктрин и установлений.


Основателем секты караимов считается Анан бен Давид, по имени которого секта первоначально называлась «ананиты». Караимы приняли в свои ряды остатки еврейской секты исавитов (последователей Абу Исы ал-Исфахани) и иудганитов, испытавших влияние ислама, а также немногочисленных последователей различных антираввинистических ересей, в частности, приверженцев саддукеев доталмудической эпохи. Согласно караимской традиции, возникновение секты восходит к первому расколу в еврейском народе в царствование Иоров‘ама I: впоследствии истинный Закон соблюдался саддукеями, глава которых, Цаддок, частично открыл истину, обнаружение которой во всей полноте является заслугой Анана бен Давида. Раввинистические источники, со своей стороны, приписывают возникновение секты честолюбию Анана, якобы задетого тем, что вместо него эксилархом был избран его младший брат Ханания. В этих источниках содержится также утверждение, что на формирование ереси караимов оказал влияние некий мусульманский мудрец (согласно позднейшему мусульманскому источнику — Абу Ханифа, основатель одного из направлений в суннизме). Существуют, однако, известные параллели между караимством и возникшим за 100 лет до него шиизмом в исламе: оба течения отвергают некоторые элементы традиции и претендуют на верность первоначальному вероучению, искаженному позднейшими толкователями.

Одна из сект (укбариты) была основана в первой половине 9 в. Ишма‘элем Укбари (уроженцем города Укбара близ Багдада), который резко критиковал Анана бен Давида, отступал от масоретского текста Библии и склонялся к облегчению законов о пище, субботе и праздниках. Другая секта (тифлиситы) основана во второй половине 9 в. уроженцем Багдада и жителем Тбилиси Мусой (Моше) ал-За‘афрани (известным также как Абу Имран ал-Тифлиси). Ал-Тифлиси был учеником Ишма‘эля Укбари. Он написал трактат, санкционировавший употребление в пищу мяса, что отвергалось ранними караимскими авторитетами. С сектой тифлиситов была тесно связана секта малекитов, основанная в тот же период в Рамле Маликом ал-Рамли, который запретил употребление в пищу кур. Преемники Анана, подобно ему носившие титул наси, жили большей частью в Египте.

В 9 в. начинается процесс постепенной консолидации караимства в однородную доктрину. У истоков этого процесса стоит Биньямин бен Моше Нахавенди — первый караимский систематизатор вероучения. Вопреки догматическим тенденциям, Нахавенди продолжает требовать абсолютной свободы и независимости индивидуального изучения Писания: брат не обязан соглашаться с братом, сын — с отцом, ученик — с учителем. Нахавенди, в отличие от Анана бен Давида, не стремился специально подчеркивать враждебность к раббанитам; напротив, в случаях, когда библейский текст не позволяет прийти к определенному решению, Нахавенди советует принимать точку зрения раввинов. Нахавенди — первый караимский автор, у которого появляется термин «караимы». Оппонентом либеральных взглядов Нахавенди был Даниэль бен Моше ал-Кумиси (9 в.) — первый видный караимский законоучитель, поселившийся в Иерусалиме. Ал-Кумиси считал, что в случае сомнений в интерпретации библейского текста должно быть принято буквальное толкование закона.

В конце 11 в. центр интеллектуальной деятельности караимов перемещается с Востока, где начинается духовный упадок общины, в Испанию. В 12 в. единственной процветающей общиной караимов была египетская. В Египте караимы пользовались расположением властей, и им удалось привлечь на свою сторону часть раббанитов, община которых подвергалась гонениям. Другая часть еврейской общины, хотя формально и не приняла караимскую доктрину, подпала под влияние караимов и почти перестала соблюдать талмудические предписания. Лишь с прибытием в Египет Маймонида авторитет Талмуда среди раббанитов был восстановлен.

Расцвет караимской общины в Испании был кратковременным: правитель Кастилии под влиянием раббанитов искоренил караимство в стране, и центр духовной жизни караимов переместился в Византию, где в 12–16 вв. существовала богатая караимская литература.

Завоевание Византии турками (1453), предоставившими убежище еврейским изгнанникам из Испании, привело к сближению между раббанитами и караимами в 15–16 вв. Ученые-раббаниты наставляли караимов в изучении еврейской литературы, а иногда брали караимов в ученики. Постепенно расцвет караимской общины Византии сменился упадком, а со смертью последнего выдающегося византийско-караимского ученого Моше бен Элияху Башьячи, правнука Элияху Башьячи, в конце 16 в. центр интеллектуальной деятельности караимов перемещается в Литву.

Лишь крымские и литовско-польские караимы превратились в особую этнолингвистическую группу.
Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты караимского языка.

Наличие отдельных караимов в Крыму прослеживается уже в 12 в. Путешественник Птахия из Регенсбурга нашел живших среди тюрков-кочевников южнорусских областей сектантов-ананитов, которые проводили субботний вечер в темноте и запрещали даже резать хлеб в субботу
.
В 13 в. значительное число караимов, главным образом из Византийской империи, поселилось в Крыму. В столице Крымских ханов Солхат (ныне Старый Крым) караимская община, согласно сохранившимся документам, существовала в 14 в. С происхождением караимской общины города Чуфут-Кале, именовавшегося караимами Села ха-Иехудим (Еврейская Скала), связано много легенд и позднейших фальсификаций. Чуфут-Кале стал главным центром караимов Крыма; еще в 19 в. его население состояло почти исключительно из караимов.

Согласно караимской традиции, великий князь литовский Витовт, разбив крымских татар в 1392 г., угнал многочисленных пленников, среди которых было несколько караимских семей. Пленники были поселены в Троках (Тракай, возле Вильнюса), в Луцке, в Галиче и в местечке Красный Остров близ Львова (караимы назвали его Кукизов). Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии.

Во время погромов Б. Хмельницкого (1648) караимы большей частью разделяли участь евреев-раббанитов. Общность судьбы сплачивала обе общины, между которыми в этот период существовали дружественные отношения. Так, раббаниты пришли на помощь караимам во время попытки в местечке Шаты близ Трок (1679/80) обвинить караимов в убийстве христианского ребенка .

В 1699 г. Мордехай бен Нисан Кукизов написал два сочинения о караимстве, одно из которых было ответом на вопросы Карла XII Шведского. В 1700 г. по просьбе двух шведских ученых Шломо бен Ахарон Троки написал трактат о караимстве и его принципиальных отличиях от раввинистического иудаизма.

До конца 18 в. власти в разных странах не проводили различия между общиной караимов и общиной евреев-раббанитов: они пользовались одинаковыми правами, платили те же обычные или дискриминационные налоги, их легальный статус всегда был одинаковым. При изгнании раббанитов из какой-либо страны, как правило, изгонялись и караимы (например, в 1495 г. из Литвы). Положение, однако, изменилось с включением Крыма (1783) и Литвы (1793) в состав Российской империи. В 1795 г. Екатерина II освободила караимов, число которых к этому времени достигало 2400 человек, от уплаты наложенного на евреев России дискриминационного налога и разрешила приобретение земельной собственности. Караимы Галича добились облегчения налогового бремени и фактического равноправия с христианами вскоре после раздела Польши и перехода Галиции под власть Австрии (1772).

Неравенство перед законом положило начало процессу отчуждения между общинами, которые всегда видели друг в друге братьев по вере, а во взаимной полемике — внутреннее еврейское дело. Различие правового статуса еще более увеличилось, когда в 1827 г. караимы Крыма, как и Крымские татары, были освобождены от воинской повинности; в 1828 г. такое же освобождение было даровано караимам Литвы и Волыни. Стремясь еще более улучшить правовое положение, руководители караимской общины России начинают настаивать на принципиальном отличии караимов от других евреев, подчеркивая, в первую очередь, непризнание караимами Талмуда. Караимские лидеры выступают с утверждением, что караимам свойственны качества, которых нет у евреев-раббанитов: трудолюбие, честность и верность трону. В 1809 г. караимы возбудили дело против евреев города Троки, добиваясь их изгнания оттуда и утверждая, что право на проживание там было в свое время даровано польскими королями исключительно караимам. Не достигнув цели, караимы возобновили свое ходатайство в 1822 г. и в 1835 г. добились принятия русским правительством закона о выселении евреев из Трок. Одновременно караимы добиваются изменения официального названия общины: вместо «евреи-караимы» они стали называться «русские караимы ветхозаветного вероисповедания», а позднее — просто «караимы». Различие в правовом статусе сопровождалось углублением социально-экономических различий: в то время как евреи Крыма были главным образом мелкими торговцами и ремесленниками, караимы были богатыми земледельцами, державшими в своих руках табачные и фруктовые плантации, и владельцами соляных копий.

В 1837 г. в Таврической губернии (Крым) караимам были предоставлены некоторые права, которыми пользовалось Крымское мусульманское духовенство, в том числе право религиозного самоуправления. Главой караимского духовенства губернии стал хахам (в русском официальном написании — гахам), избираемый представителями караимских обществ и утверждаемый министром внутренних дел. Резиденцией гахама была Евпатория. При каждой караимской синагоге (кенасса) состояли два газзана (см. Хаззан; здесь, по существу, должность, аналогичная должности раввина) и один шаммаш; все эти должности были выборными. Гахам и газзаны евпаторийской синагоги составляли Таврическое караимское духовное правление, к ведомству которого в 1850 г. были причислены и караимы западных губерний. В 1863 г. караимы были полностью уравнены в правах с коренным населением России. Тогда же караимы западных губерний получили самостоятельное духовное управление с центром в Троках.

Самым выдающимся караимским ученым 19 в. и наиболее активным борцом за уравнение караимов в правах был Аврахам бен Шмуэль Фиркович, составивший во время своих поездок по Крыму, Кавказу, Эрец-Исраэль, Сирии и Египту уникальную коллекцию старинных еврейских рукописей, перешедшую впоследствии в собственность Императорской библиотеки в Санкт-Петербурге. Тенденциозный характер писаний Фирковича, его склонность к фальсификации истории и построению необоснованных гипотез уменьшают научную ценность его исследований, которые, тем не менее, внесли важный вклад в изучение истории караимов и в научную иудаистику. Утверждая, что караимы являются потомками израильтян, поселившихся в Крыму за несколько столетий до н. э. и построивших там три города — Солхат, Онхат и Села-ха-Иехудим ,Фиркович стремился доказать, что караимы не разделяют вины евреев в распятии Христа и заслуживают иного отношения к себе христиан, чем евреи-раббаниты. К Фирковичу же восходит идея о караимском вероисповедании хазар. После смерти Фирковича караимская ученость пришла в упадок.

В 1911 г. караимские студенты Московского университета основали ежемесячник на русском языке «Караимская жизнь», который, однако, не просуществовал и года. В 1913–14 гг. в Вильне выходило в свет периодическое издание на русском языке «Караимское слово»; в 1924 г. в Вильно выпускался на польском языке журнал «Караимская мысль», помещавший научные работы, а также публикации о жизни караимской общины. Тракайский хахам С.
Х. Шапшал (избран в 1920 г., утвержден польским правительством в 1932 г.) собрал уникальную коллекцию караимских древностей (в 1940 г. основан музей караимской культуры).

Сохранившиеся караимские печатные издания сравнительно немногочисленны. Наиболее раннее издано в 1528–29 гг. в типографии Даниэля Бомберга в Венеции. Первыми печатниками-караимами были братья Афда (Афида) и Шабтай Ерака, выпустившие в 1773 г. в Константинополе несколько образцов караимских литургических текстов и затем продолжавшие свою издательскую деятельность в Крыму . В караимской типографии в Евпатории напечатан ряд важных текстов, в том числе произведения Фирковича. Развитию печатного дела у караимов препятствовал их традиционный консерватизм и малый спрос на книги.

После русской революции 1917 г. некоторое число крымских караимов эмигрировало из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию (Стамбул). Новообразовавшиеся караимские общины Центральной и Западной Европы поддерживали тесные связи с различными русскими эмигрантскими организациями. Число крымских и польско-литовских караимов непрерывно уменьшалось из-за их ассимиляции. В 1926 г. в Советском Союзе проживало девять тысяч караимов, за его пределами — пять тысяч; в 1932 г. соответственно — около десяти тысяч (преимущественно в Крыму) и две тысячи — в основном в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке (Хит-на-Евфрате). Центром караимской культурной жизни после Первой мировой войны стал Вильнюс.

Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили германскую караимскую общину, представленную восемнадцатью бывшими офицерами армии генерала Врангеля, обратиться с просьбой о непризнании их евреями в министерство внутренних дел рейха, которое 5 января 1939 г. специально отметило, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине и их «расовая психология» не является еврейской. В соответствии с этим во время Второй мировой войны караимы, как правило, не подвергались преследованиям со стороны германских оккупационных властей и даже пользовались их расположением. Лишь в некоторых местах (например, в Киеве) караимы разделили судьбу евреев (см. Бабий Яр). В ходе войны вопрос о караимах вновь подвергся обсуждению в соответствующих германских ведомствах, обратившихся к трем еврейским ученым — Зелигу Калмановичу (1881–1944), М. Балабану и И. Шиперу — с запросом о происхождении караимов. Чтобы спасти караимов, все трое высказали мнение, что крымско-литовские караимы нееврейского происхождения. Со своей стороны, европейские караимы были в основном равнодушны к Катастрофе европейского еврейства. В годы Второй мировой войны в рядах Советской армии были и караимы.

В оккупированной Франции особая политика немецких властей в отношении караимов столкнулась с возражением местных фашистов, настаивавших на регистрации караимов как евреев. Лишь в январе 1943 г. генеральный комиссариат по еврейским делам правительства Виши, уступая немецкому давлению, признал караимов неевреями. Немногочисленная караимская община Франции избежала судьбы, выпавшей на долю французских евреев.

После Второй мировой войны продолжался начавшийся ранее процесс ассимиляции караимов в Советском Союзе. Их общая численность там непрерывно сокращалась. Если в 1897 г. общая численность караимов в России составляла 12,9 тыс. человек, то по переписи населения СССР в 1959 г. — 5,7 тыс., в 1970 г. — 4,6 тыс. и в 1979 г. — 3,3 тыс. человек.


В Египте в период между Первой и Второй мировыми войнами наблюдались известные признаки оживления караимской общины. По некоторым данным, накануне переселения большинства караимов в Израиль их число в Египте достигало около десяти тысяч человек. Караимы участвовали в сионистской деятельности и еврейской печати. Мурад Фарадж (1866–1956) приобрел известность как литератор и журналист. Караимом был один из казненных в 1955 г. участников сионистского «каирского подполья» доктор М. Мазрук.

После образования Государства Израиль преследования евреев в арабских странах побудили живших там караимов переселиться в Израиль, где им была предоставлена возможность поселиться компактными группами и оказана правительственная помощь в устройстве на новом месте.
Две главные волны алии караимов относятся к 1949–50 гг. и к 1955–56 гг.; большинство караимов прибыло из Египта, меньше — из Ирака и Турции.
Общая численность караимов в Израиле в 1970 составляла около семи тысяч человек; наиболее крупными были общины в Рамле (главным образом в близлежащем мошаве Мацлиах, основанном караимами из Египта в 1950 г.) — около трех тысяч, Ашдоде — около тысячи, Офакиме — около шестисот человек.
К середине 1980-х годов в Израиле сосредоточилось большинство караимов (около двадцати тысяч). Они проживают главным образом в Рамле (Мацлиах), а также в городах Ашдод, Офаким, Акко, Беер-Шева, Иерусалим, Бат-Ям и в мошаве Раннен. Хотя караимы не имеют статуса особой общины, у них есть свой независимый бет-дин (религиозный суд), в компетенцию которого входит заключение и расторжение браков (раббанитской Галахой и караимским законом браки между караимами и раббанитами не допускаются). Юридический статус караимского бет-дина до сих пор не определен. Попытки придать его решениям законную силу столкнулись с сопротивлением влиятельных религиозных кругов Израиля (Верховный раввинат, Министерство религий). Законопроект о караимском религиозном суде был отвергнут Кнесетом (июнь 1980 г.), несмотря на определенную рекомендацию Высшего суда справедливости придать караимскому бет-дину статус признанного законом религиозного суда. Как и все еврейское население Израиля, караимы подлежат воинской повинности.


Учение караимов. Единственным источником веры и законодательства караимов является в принципе (хотя не всегда на практике) Библия. Все религиозные предписания должны проистекать непосредственно из Библии и основываться на буквальном понимании текста, на обычном смысле слов и на контексте. Традиция используется лишь в случаях, когда библейский текст неясен, когда библейское описание неполно и когда она необходима для выполнения библейских предписаний. Однако и в этих случаях роль традиции весьма ограничена и является подчиненной. Караимы признают некоторые раввинистические постановления, но не в качестве сохраненного законоучителями Устного Закона, а в качестве разъясняющих предписаний, основа которых может быть обнаружена в тексте Библии. Каждый должен изучать Писание самостоятельно, и, если его познания и совесть побуждают его отвергнуть точку зрения авторитетов, он вправе сделать это. На начальных этапах развития учения (8–9 вв.) в караимстве превалировали индивидуалистские тенденции, вследствие чего доктрина караимов представляла собой конгломерат бесконечно разнообразных мнений. Иехуда бен Элияху Хадасси (см. выше) установил не менее 80 различных правил герменевтики, включив в них и правила, используемые в Талмуде. В результате длительного процесса систематизации караимство ко времени Элияху Башьячи (конец 15 в.) приняло окончательную форму.

В отличие от раббанитов, караимы не имеют фиксированного числа мицвот, и караимская доктрина значительно уступает по степени разработанности доктрине раввинистического иудаизма. Календарь и законы о браке, предписания о ритуальной чистоте представляют собой наиболее разработанные области караимского учения. Караимский календарь, как и календарь раббанитов, является лунным; нисан считается первым месяцем года. Празднование Нового года может выпадать на любой день недели, вследствие чего караимский Иом-Киппур не всегда совпадает с раббанитским. Песах и Суккот празднуются лишь семь дней. Шаву‘от выпадает на 50-й день после пасхальной субботы и, следовательно, всегда приходится на воскресенье. Признавая Пурим, караимы не соблюдают Эсфири пост. Ханукка не считается у караимов праздником. Субботние запреты на работу у караимов более всеобъемлющи, нежели 39 ограничений, предусматриваемых в раввинистическом иудаизме: фактически, караимы допускают в субботу лишь действия, связанные с богослужением и с удовлетворением физиологических потребностей человека. Караимы отвергают некоторые из раввинистических предписаний относительно обрезания. Существуют различия также в правилах убоя ритуального, поэтому мясо животных, забитых раббанитами, не является кашерным для караимов. В пищу дозволено лишь мясо животных, перечисленных в Библии. Некоторые караимские авторитеты считают, что после разрушения Храма всякое употребление в пищу мяса запрещено. Особой строгостью отличаются караимские предписания о ритуальной чистоте, а также законы в отношении допускаемой степени родства вступающих в брак. В ранний период караимства даже отдаленнейшее родство служило препятствием к браку, однако в 11 в. ввиду угрожавшего общине вымирания ограничения подверглись некоторому смягчению. Караимские правила о ритуальной нечистоте, связанные с менструацией, строже соответствующих правил, принятых у раббанитов. Караимская литургия, первоначально состоявшая исключительно из пения библейских псалмов, имеет мало общего с литургией раббанитов. Богослужение отправляется дважды в день (утром и вечером); по субботам и праздничным дням добавляется молитва Мусаф и ряд других молитв. Молитвы состоят в основном из фрагментов библейского текста; особое внимание уделяется чтению псалмов, а также караимской литургической поэзии. Молитва Шма включена в караимский ритуал, молитва Шмоне-‘эсре (см. Амида) неизвестна караимам. Во время молитвы караимы носят цицит с голубой нитью. Библейские предписания о мезузе и тфиллин трактуются у караимов как чисто символические.

На протяжении почти всей своей истории караимы считали себя евреями и боролись за признание их особой общиной в рамках иудаизма. Исключение составляли лишь крымско-литовские караимы в России и Австрии). Отношение евреев-раббанитов к караимам было двойственным: некоторые поским в разные периоды рассматривали караимов то как еврейскую общину (вплоть до того, что допускали браки между караимами и раббанитами), то отрицали их принадлежность к еврейству и воздвигали различные преграды между ними и евреями-раббанитами. В настоящее время в иудаизме преобладает тенденция к признанию караимов частью еврейского народа.


http://www.eleven.co.il/article/11972#top

yvb
Сообщения: 3960
Регистрация: 16.07.2009
Благодарил (а): 122 раза
Поблагодарили: 368 раз
Контактная информация:

Re: Караимы

#2 Сообщение yvb » 26 ноя 2009, 08:13

Сайт крымских караимов - http://karai.crimea.ua/
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
Лебедушка
Сообщения: 411
Возраст: 56
Регистрация: 16.07.2009
Откуда: Израиль
Поблагодарили: 4 раза

Re: Караимы

#3 Сообщение Лебедушка » 26 ноя 2009, 08:34


leska12
Сообщения: 930
Регистрация: 26.05.2010
Откуда: Харьков-Израиль,Мевасерет Цион
Благодарил (а): 979 раз
Поблагодарили: 298 раз

Re: Караимы

#4 Сообщение leska12 » 21 фев 2015, 19:49

http://www.karaims.com/index.php?cod=ru
Официальный сайт МОСКОВСКОГО КАРАИМСКОГО ОБЩЕСТВА.
КАРАИМСКОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО
Ищу Чи(е)рейкиных ,Чирикиных, Ма(о)шкевичей , Райни(ы,е)ш - корнями из Кременчуга и окрестностей, Чигирина Киевской обл.,
Волынец, Черток - Кременчуг, Екатеринослав (Днепропетровск),
Хармац - корни из Свенцянского уезда Виленской губернии, Полтава, Кременчуг, Харьков, Украина.

Барух Бавли
Сообщения: 163
Возраст: 48
Регистрация: 07.09.2012
Откуда: Kremenchug,Poltava Region
Поблагодарили: 1 раз

Re: Караимы

#5 Сообщение Барух Бавли » 13 июл 2015, 15:07

КАРАИМЫ В КРЕМЕНЧУГЕ
http://www.05366.com.ua/news/569516
Последний раз редактировалось Барух Бавли 13 июл 2015, 16:58, всего редактировалось 1 раз.

Flyat Leonid
Сообщения: 640
Регистрация: 10.02.2010
Благодарил (а): 554 раза
Поблагодарили: 109 раз

Re: Караимы

#6 Сообщение Flyat Leonid » 13 июл 2015, 15:46

Отличная информация. Остается сожалеть, что не указан автор. И не совсем понятно, для чего было копировать текст, в который не включены прекрасные фотографии. Достаточно было, в таком случае, предложить только "ссылку".

Барух Бавли
Сообщения: 163
Возраст: 48
Регистрация: 07.09.2012
Откуда: Kremenchug,Poltava Region
Поблагодарили: 1 раз

Re: Караимы

#7 Сообщение Барух Бавли » 15 июл 2015, 19:48

Дочь уроженца Кременчуга, караима Самуила Моисеевича Ходжаша, Светлана Ходжаш, является одним из крупнейших ученых -египтологов в мире, в течение многих лет она заведовала коллекцией Древнего Египта в Пушкинском Музее (Москва).

Один из последних в Кременчуге караимов, пожилой старик, бывший фронтовик, работал лифтёром в городской детской больнице, прибл. в 1984 -1991 гг. Сейчас устанавливаем его имя и фамилию, моменты биографии.

Барух Бавли
Сообщения: 163
Возраст: 48
Регистрация: 07.09.2012
Откуда: Kremenchug,Poltava Region
Поблагодарили: 1 раз

Re: Караимы

#8 Сообщение Барух Бавли » 15 июл 2015, 19:59

Les Fleurs de l'Orient

Site contains the Genealogy of the Major Sephardi Families from the Ottoman Empire and beyond, a Forum & Documents as submitted by members of the Fleurs de l'Orient. The genealogy databases include all families that are related to them by marriage regardless of their country of origin & religion. Each additional branch is listed with their its own ancestors and descendants.

Сайт содержит генеалогию сефардских семей (?) в Османской империи и за ее пределами. Представлена база документов, имеется форум. Генеалогическая база данных включают все семьи, которые имеют отношение к сефардам (?), независимо от страны происхождения и религии (?). Разделы содержат сведения о многих предках и их многочисленных потомках.
Указаны и караимские фамилии.

http://www.farhi.org/genealogy/placesea ... 2C+Ukraine

http://www.farhi.org/genealogy/famsearc ... er=mnameup

LMS33
Сообщения: 240
Регистрация: 24.03.2017
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 85 раз

Караимы

#9 Сообщение LMS33 » 22 авг 2017, 17:30

Кенасса.

Кенасса. WikiRU

Путешествие, Тракай. Varandej.LiveJournal.coM :

Кенасса, Вильнюс. Img-fotki.handed.RU.
Изображение
Vilniauskrastas.lt/draugiskumo-zenklas-vilniaus-karaimams-meninis-gatves-akcentas-karaimu-kalba.
Изображение
Кенасса, Киев. Img-fotki.handed.RU.
Изображение

Кенасса, Харьков. Img-fotki.handed.RU.
Изображение

"Тракай, где тоже есть небольшая кенасса... небольшая, да старая (1794, по другим данным 1894-1901), и что ещё важнее - никогда не закрывавшаяся. Долгое время это была единственная действующая кенасса Европы:
Тракай." Varandej.livejournal.com
Изображение

"Луцкая кенасса сгорела в 1972 году... а между тем она была мало того что старейшей сохранившейся вне Крыма (1789), так ещё и деревянной, и очень сильно дополняла религиозную мозаику Старого Луцка." img-fotki.yandex.ru
Изображение

InfoUrok.ru/prezentaciya-na-temu-karaimi.
Изображение
Изображение
Изображение

"Сколько-то караимов обосновались и в Галиче, на землях Коронной Польши - с тех пор их язык разделился на три диалекта: крымский, литовский и галицкий. Последнее здание галичской кенассы построено в 1830 году, а снесёно аж в 1985 (!), при этом ...... ныне в кенассе Евпатории, а остальное убранство - в Вильнюсе.". Img-fotki.yandex.ru
Изображение

Москва. В 1905 году в главном доме на Большой Никитской, 19
разместилось Московское общество караимов. VESTI.ru.

Изображение
Главный дом вместе с частью внутренней усадьбы в 1937 году
были переданы профессиональному Клубу медицинских работников.
Большая Никитская 19/16. Внутренний двор Дома медика. Vesti.RU.
Изображение
Дворовый вход в бывшую кенасу. Большая Никитская ул., №19
"Теперь этого двора нет - большой котлован, тополь, посаженный караимами, и трижды (!) пересаживаемый во дворе арендаторами здания в советское время, - срублен. Вход в караимсую кенасу вел на 2-й этаж, в молельный зал. На 1-м этаже размещалась канцелярия Правления караимской общины в 1906-1917 гг. По легенде тополь был привезен из Литвы в 1910-е гг., на территории которой были (как и в Крыму, Киеве) крупные караимские общины Российской империи."
Author:Леонид Глаголев
Source:газета "Вечерняя Москва" от 2 августа 1995


Крым, LINKS. Karai.crimea.ua.]]
Последний раз редактировалось LMS33 23 авг 2017, 09:41, всего редактировалось 7 раз.

LMS33
Сообщения: 240
Регистрация: 24.03.2017
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 85 раз

Караимы

#10 Сообщение LMS33 » 22 авг 2017, 21:34

Список кенасс. Wiki.Ru.
Фотография Страна Город Состояние
Караимская кенасса в Киеве 2.jpg Украина Киев Используется не по назначению
Караїмська кенаса.Харків.JPG Украина Харьков Действует
Кенасса в Бердянске.jpg Украина Бердянск Используется не по назначению
Kenassa-halich.jpg Украина Галич Разрушена
Karaite Kenassa in Vilno 1.png Украина Луцк Разрушена
Eupatoria 04-14 img16 Karaimskaya Street.jpg Крым Евпатория Действует
IMAG1294.JPG Крым Симферополь Аварийное
Колишня караїмська кенаса, Севастополь.JPG Крым Севастополь Используется не по назначению
Бахчисарай кенаса.jpg Крым Бахчисарай Аварийное
Cufut Qale kenassa.jpg Крым Чуфут-Кале Реставрируется
Караимская кенасса в Феодосии.png Крым Феодосия Разрушена
Karaite Kenesa Vilnius.jpg Литва Вильнюс Реставрирована
Trakai Kenesa.JPG Литва Тракай Действует

LMS33
Сообщения: 240
Регистрация: 24.03.2017
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 85 раз

Караимы

#11 Сообщение LMS33 » 22 авг 2017, 22:01

Кенасса, Украина - ВикиРУ.

"В 1879-80-х годах была проведена перепись прихожан караимских храмов. Храмов к тому времени было 28, с количеством прихожан 8588 человек.
В конце XIX века в Российской империи насчитывалось всего 20 действующих кенасс, 9 из которых находились в Крыму. В 1918 году в Крыму насчитывалось 9 караимских общин и 11 кенасс.
В настоящее время в Крыму сохранились здания 7 кенасс: две в Чуфут-Кале, две в Евпатории, одна в Симферополе, одна в Севастополе, одна в Бахчисарае. Все сохранившиеся крымские кенассы являются памятниками архитектуры. Разрушенные кенассы — кенасса на Мангуп-Кале, Феодосийская кенасса, Ялтинская кенасса, кенассы в Солхате, кенассы в Армянске, кенассы в Перекопе, кенассы в Карасубазаре. Самые старые из сохранившихся крымских кенасс — кенассы в Чуфут-Кале.
Кроме Крыма, кенассы располагались в Луцке, Киеве, Харькове, Бердянске, Николаеве, Херсоне, Екатеринославе, Одессе и Галиче."

Список кенасс Украины. Wiki.Ru.

Город Статус Изображение
Евпатория Действует Eupatoria 04-14 img16 Karaimskaya Street.jpg
Чуфут-Кале Действует Cufut Qale kenassa.jpg
Харьков Действует Charkow kenesa.jpg
Киев Используется не по назначению Караимская кенасса.jpg
Севастополь Используется не по назначению Бывшая кенасса Севастополь.jpg
Симферополь Используется не по назначению Simferopol 04-14 img23 Kenesa ruin.jpg
Бердянск Используется не по назначению Кенасса в Бердянске.jpg
Феодосия Уничтожена Караимская кенасса в Феодосии.png
Луцк Уничтожена
Галич Уничтожена Kenassa-halich.jpg
Бахчисарай Используется не по назначению
Николаев Используется не по назначению
Одесса Уничтожена
Керчь Уничтожена
Херсон Уничтожена
Перекоп Уничтожена
Белогорск Уничтожена
Старый Крым Уничтожена
Кенасса на Мангуп-Кале — разрушена в 1793 году, координаты — 44°35′35″ с. ш. 33°47′50″ в. д.HGЯO.
Ялтинская кенасса — разрушена. Последний газзан — Соломон Иосифович Гумуш.
Кенассы в Армянске — разрушены, в 1880 году ,старший газзан армянской кенассы — Зарах Харченко.

Публикации .
Альбом «Комплекс караимских кенасс в Евпатории и другие кенассы в мире», сост. В. В. Миреев, Симферополь, 2006 г.. Архивировано 5 декабря 2012 года.
Шайтан И. А., «О судьбах караимских кенасс в Крыму», Мещанская газета. — 1994. — № 22, 26 марта. — С. 8. Архивировано 5 декабря 2012 года.
Катунина Е. В., Катунин Ю. А. ПРИЧИНЫ ЛИКВИДАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН КАРАИМОВ В 40-60-е гг. ХХ в.. Архивировано 5 декабря 2012 года.

LMS33
Сообщения: 240
Регистрация: 24.03.2017
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 85 раз

Караимы

#12 Сообщение LMS33 » 22 авг 2017, 22:23

Значение имён, фамилий, прозвищ.
Karaims.Ru.
Пример :
GEN KRM FBRU 34K.jpg


Караимское генеалогическое дерево. Karaims.RU
Пример :
GEN KRM BRU 34K.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6388
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 219 раз
Поблагодарили: 925 раз
Контактная информация:

Караимы

#13 Сообщение Nison » 23 авг 2017, 00:25

алтарь?!
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

LMS33
Сообщения: 240
Регистрация: 24.03.2017
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 85 раз

Караимы

#14 Сообщение LMS33 » 23 авг 2017, 08:50

У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

LMS33
Сообщения: 240
Регистрация: 24.03.2017
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 85 раз

Караимы

#15 Сообщение LMS33 » 23 авг 2017, 10:46

Список некоторых известных караимов.
CycjoWiki.orG.
Дуван Исаак Эзрович (1873, Евпатория — 1939, Париж) — актёр и режиссёр.
Дуван Семён Эзрович (1 (14) апреля 1870, Евпатория — 5 февраля 1957, Болье-сюр-Мер, Франция) — городской голова Евпатории.
Ефетов Владимир Михайлович (р. 1 января 1924) — украинский учёный, хирург-онколог, профессор.
Казас Илья Ильич (1832—1912) — караимский просветитель, педагог и поэт.
Кальфа Алексей Исаакович (1919—1980) — врач, депутат городского Совета Евпатории.
Кефели Сима Иосифович (1821—1904) — городской и караимский общественный деятель в Севастополе.
Кефели Яков Иосиф (1876—1962) — военный врач, генерал, участник Русско-Японской войны. Герой Порт-Артура.
Коджак Азарий Юфудович (1907-83) — художник-график.
Крым Самуил Авраамович (1835—1898) — караимский общественный деятель и педагог.
Крым Соломон Самойлович (1867—1936) — общественный и государственный деятель, сын Самуила Крыма. Премьер-министр правительства Крыма в 1919 году.
Кушуль Семита Исааковна (1 июня 1906, Евпатория — 1996) — караимовед.
Луцкий Аврахам бен Иосеф Шломо (1792, Луцк, — 1855, Евпатория) — караимский законоучитель и поэт.
Майкапар Самуил Моисеевич (18 декабря 1867, Херсон — 8 мая 1938, Ленинград) — пианист и композитор.
Мангуби Марина Анатольевна (р. 1966, Москва) — американская художница.
Минаш Евгения Семёновна (1907, Санкт-Петербург, Россия — 1972, Париж, Франция) — художница.
Минаш Сима Исаакович (17 декабря 1877, Мелитополь — сентябрь 1945, Иран) — инженер, архитектор.
Нейман Михаил Самойлович (7 марта 1905, Севастополь — 25 июня 1975, Москва) — физик, доктор технических наук, профессор.
Пампулов Самуил Моисеевич (1831, Николаев — 31 декабря 1911, Евпатория) — городской голова Евпатории, караимский гахам.
Полканов Ю. А. (р. 1935) — доктор геолого-минералогических наук, академик.
Прик Ольга Яковлевна (род. 23 апреля 1921, Евпатория) — тюрколог.
Сарач Михаил Семёнович (1 сентября 1910 или 19 апреля 1909, Москва — 14 августа 2000, Париж) — юрист и бизнесмен.
Синан-Челеби-бей-Ходжа — чиновник высшего ранга у крымских ханов, с 1500 служил последовательно ханам Менгли Гераю, Мехмед Гераю, Гази Гераю и Саадед Гераю.
Султанский Иосиф Исаакович (1851—1922) — караимский учёный.
Султанский Исаак Мордехаевич (1824—1899) — караимский учёный.
Тапсашар Марк Федорович (1872, Одесса — 1904, Порт Артур) — герой русско-японской войны.
Тонгур Вениамин Семёнович (2 апреля 1911, Симферополь — 1967) — биохимик, профессор.
Тонгур Сергей Вениаминович (24 января 1956) — драматический артист.
Троки Ицхак бен Аврахам (Ицхак бен Аврахам из Трок; 1533, Тракай, Литва, — 1594, там же) — караимский учёный.
Узун — род князей — правителей Чуфут-Кале в Крыму.
Фиркович Авраам Самуилович (1786—1874) — караимский писатель, историк и археолог.
Ходжаш Самуил Моисеевич (2(15) августа 1881, Кременчуг, — 26 марта 1942, Евпатория) — адвокат.
Чореф Михаил Яковлевич (21 октября 1932, Симферополь — 13 мая 1999, там же) — археолог и историк.
Шакай Садук Ильич — гласный Евпаторийской городской Думы, директор тюремного комитета.
Шапшал Сергей Маркович (8 мая 1873, Бахчисарай — 1961, Вильнюс) — караимский учёный, российский и иранский политический деятель.
Юткевич Сергей Иосифович (15 (28) декабря 1904, Санкт-Петербург — 1985, Москва) — режиссёр.

Симферопольские караимы: личности
google.com/site/simferopolkaraites
Раздел посвящён выдающимся людям из среды караимской общины города Симферополя. Автор статей Шайтанов С. И.

Биографии. KrymoLogy.info. i
Последний раз редактировалось LMS33 25 авг 2017, 01:17, всего редактировалось 4 раза.

LMS33
Сообщения: 240
Регистрация: 24.03.2017
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 85 раз

Караимы

#16 Сообщение LMS33 » 23 авг 2017, 11:03

Неизвестные Истории.

Историческая дискуссия о происхождении караимов Восточной Европы, (Russian-Qaraim.Livejournal.com)
развернувшаяся в России в середине XIX в. и по сей день далекая от завершения, тесно связана с деятельностью выдающегося караимского собирателя древностей Авраама Самуиловича Фирковича (1787 — 1874), посвятившего 35 лет поискам древних рукописей (общее число еврейских, караимских, самаритянских и арабских рукописей и фрагментов, собранных им в Крыму, на Кавказе и на Ближнем Востоке и хранящихся в Российской Национальной Библиотеке в Санкт-Петербурге, — около 15000...

Караимские воины на службе Великого Княжества Литовского.
CyclowikI.Org.

Содержание
1 История
2 Основные мифологемы
2.1 Национальная символика
2.2 Караимские воины на службе Великого Княжества Литовского
2.3 Великий караимский князь Эльягу Узун
2.4 Караимский казацкий полковник Ильяш Караимович
3 Распространение
4 Источники
5 Ссылки
Последний раз редактировалось LMS33 23 авг 2017, 23:49, всего редактировалось 1 раз.

LMS33
Сообщения: 240
Регистрация: 24.03.2017
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 85 раз

Караимы

#17 Сообщение LMS33 » 23 авг 2017, 11:18

Общины.
Fundacja.karaimi.eu.
Karaimi.org
Karaim.NET.
Общины в Украине. Karaites.narod.ru.
Хто такі караїми і що вони робили в Луцьку Lutsk.muNeformat.com.
сайт Санкт-Петербургского общества караимов.
KaraiteSpb.

Этно-культурное общество караимов Санкт-Петербурга
Адрес; 191028 С.-Петербург, Моховая ул., д. 15 (Дом Национальностей).
Тел. 8-952-244-56-30 (рекомендую использовать WhatsApp).
Электронная почта karaitespb (at) gmail.com
Сайты караимских обществ:
Караимское общество Москвы
http://www.karaims.ru/page.php?cod=ru&page=313&node=0
http://www.karaims.com/index.php?cod=ru
Виртуальный караимский музей (?)
http://www.caraimica.org/
Крымские караимы
http://karai.crimea.ru/
Джуфт-Кале
http://kale.at.ua/
Караимы Украины (включая Симферополь и Феодосию)
http://karaites.narod.ru/
The Karaite Jews of America
http://www.karaites.org/
Изображение
http://www.karaites.org/our-synagogue.html
Изображение
The Karaite Corner
http://www.karaite-korner.org/
http://karaite.net/
http://www.karaiteinsights.com/
Караимы Польши
http://www.karaimi.org/
Караимы Литвы
http://www.karaim.eu/?id=1&lang=en
Крымология
http://krymology.info/
Союз общественных организаций караимов Республики Крым
https://sites.google.com/site/simferopolkaraites/
Форум
https://groups.google.com/forum/#!forum/karaimiru


" В мире насчитывается около 30 000 последователей караимизма[1], основная страна их проживания — Израиль.". CycloWiki.Org
Содержание
1 Израиль
2 Вклад караимов в еврейскую культуру
3 Египет
4 Турция
5 США
6 Караимы Восточной Европы
7 Украина
8 Россия
9 Литва
10 Польша
11 Источники
12 Ссылки :
Научно-популярный фильм «Неизвестные караимы»
Караимская народная энциклопедия. — Т. 2. Вера и религия. — Париж, 1996.
А. Кефели. Альбом «Караимский Хадж в Святую Землю». — Слиппери-Рок, США — Симферополь, Украина, 2004
Караимы — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Караимы: кто они?

Вроцлав, Польша. Cyclowiki.orG.
Кенасса во Вроцлаве (ул. Князевича, 28) была единственной функционирующей кенассой в послевоенной Польше.
На территории Польши в ее послевоенных границах не было караимских общин. Такие общины существовали в Тракае, Вильнюсе, Луцке и Галиче, и лишь в результате переселения во время и после войны кераимские общины появились в Варшаве, Гданьске и Вроцлаве. Кенасса была основана в 1946 г. в собственном доме газзана Рафала Абковича.[1] Абкович родился в Тракае, преподавал караимские язык и религию в Вильнюсе, служил газзаном и преподавателем религии в Луцке, а затем в Вильнюсе. После окончания Второй мировой войны, в марте 1946 года, Рафаэль Абкович вместе с женой и младшими сыновьями отправился в Польшу и поселился во Вроцлаве, где он организовал караимское самоуправление, а в своей квартире, ставшей единственной кенассой послевоенной Польши, до 1989 года проводил богослужения. Кенасса была закрыта в 1989 г., за несколько лет до смерти последнего польского газзана.
Источники
↑ Andrzej Rykała Przemiany sytuacji społeczno-politycznej Karaimów polskich na tle zmian ich przynależności państwowej // Problematyka geopolityczna ziem polskich Редактор Piotr Eberhardt, Варшава, 2008, стр. 247-248, серия: Prace Geograficzne № 218. ISBN 978-83-61590-08-8.
Литература
Mariola Abkowicz Karaimskie życie społeczne w Polsce po 1945 roku. // Karaimi Редактор Beata Machul-Telus, Варшава, Wydawnictwo Sejmowe, 2012, серия: Народные меньшинства и этносы в Польше. ISBN 978-83-7666-143-8.
Последний раз редактировалось LMS33 26 авг 2017, 22:00, всего редактировалось 2 раза.

LMS33
Сообщения: 240
Регистрация: 24.03.2017
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 85 раз

Караимы

#18 Сообщение LMS33 » 24 авг 2017, 12:28

INFO, Forum, Blog.

Караїмська мова.WikiUK.
къарай тили, karaj tili, Karay dili, Lashon Kedar.
Караїмська мова має три діалекти: кримський, який майже повністю збігається з середнім (orta yolaq) діалектом кримськотатарської мови, за винятком гебраїзмів, тракайський (діалект литовських караїмів), галицький. ...

WikiRu.Караимский Язык.
THE KARAIM MULTI DICTIONARY Karaim - Pусский. OnLine.


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КРЫМСКИХ КАРАИМОВ. Kale.At.uA

Форум Кале » Диалоги, горячие споры, обсуждения..
Крымские караимы в годы второй мировой войны.KalE.At.Ua.

Форум. Groups.Google.Com/forum/karaimiru.

LMS33
Сообщения: 240
Регистрация: 24.03.2017
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 85 раз

Караимы

#19 Сообщение LMS33 » 25 авг 2017, 11:23

Кале.

Статьи и материалы о Кале. Самые читаемые материалы.Kale.AT.UA

Клуб и храм-кенаса караимов в Симферополе. Из истории. Kale.at.UA
Изображение
"В первые годы советской власти как грибы после дождя в Крыму появились национальные общества и клубы и общества национальных меньшинств. Караимский клуб Симферополя организовали в двухэтажном здании караимской девичьей школы (ул. Кантарная, ныне ул.Чехова).
Kараимские общества были созданы в Армянске, Евпатории, Севастополе, Симферополе, Феодосии, Ялте… Позже они вошли в Крымское объединение караимских общин (Крым ОКО) Почти во всех городах тогда имелись караимские клубы. В Бахчисарае – Красный уголок......"

Аватара пользователя
Tara Levin
Сообщения: 1260
Регистрация: 18.05.2011
Откуда: Харьков - USA
Благодарил (а): 1274 раза
Поблагодарили: 482 раза

Караимы

#20 Сообщение Tara Levin » 09 окт 2017, 07:31

Иудаика. Приглашение. Караимы. 1897 г. Екатеринослав
https://meshok.net/item/31847996_%D0%98 ... 0%B0%D0%B2
Лот находится в городе: Одесса (Украина)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
ГУРАРИЙ и все разновидности написания этой фамилии: Гурари/Гурарие/Гур-Арье/Гурарья и т.д.
Cплетенные браками с этим кланом: Богуславский, Ботвинников, Витебский, Воловик, Гиндин, Ицкевич, Келлерман, Коробчинский, Минц, Панус, Пикман, Прагер, Пятигорский, Теверовский, Туревский, Фейгин, Френкель, Шварцман, Цылов, Эфрос.


Вернуться в «Крым: евреи, крымчаки, караимы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость