Люцин, Лудза
Модератор: alyona
- Elena G.
- Сообщения: 1881
- Зарегистрирован: 04.11.2010
- Откуда: Canberra, Australia
- Благодарил (а): 591 раз
- Поблагодарили: 525 раз
- Контактная информация:
Люцин, Лудза
Материал из Российской еврейской энциклопедии:
ЛУДЗА, город (с 1777), районный центр (Латвийская Республика). Изв. с 1177. С 1772 – в составе Рос. империи, в Двинской провинции Псковской губ., с 1778 – в Полоцком наместничестве, с 1796 – в Белорусской губ., с 1802 – уездный город Люцин Витебской губ. В 1920– 40 – в составе Латвийской Республики, в 1940–91 – ЛатвССР.
В 1772 в Л. проживало 66 евреев (29%), в 1784 – 80, в 1815 – 1176 (65,3%), в 1847 – 2299, в 1868 – 1915 (53,2%), в 1885 – 2403, в 1897 – 2803 (54,5%), в 1910 – 2987, в 1920 – 2050 (40,7%), в 1925 – 1907 (34%), в 1930 – 1634 (30,2%), в 1935 – 1518 евреев (27%).
Евреи жили в Л. с 16 в. В 1765 в Л. был сожжен отказавшийся креститься, обвиненный в нападках на христианство портной Мойше бен Довид. В кон. 18 в. в Л. была построена первая синагога, в 1804 – вторая, в 1827 – хасидская. В 1850 возникла хевра кадиша. В 1786–1806 раввином Л. был Зеев-Вольф Альтшулер (?–1806), в 1806– 10 – Довид Циони (1762–1810), в 1810–56 – его сын Нафтоли (?–1856) (прадед И.Зильбера), в 1856–76 – сын Нафтоли Арон-Зелиг (?–1876). После смерти А.З.Циони раввином Л. стал его зять Элиэзер Дон-Ихье (1838–1926). Казенным раввином в 1910-х гг. был Иосиф Лейзерович Боровик. В Л. жил автор неск. книг – коммент. к Талмуду раввин Израиль Зелигман (?–1908), внук Нафтоли Циони.
В 1840-х гг. ок. 60 еврейских семей переселились в колонии Херсонской губ. Большинство поселилось в колонии Красноселке. В 1865 в Л. были открыты еврейская школа рус. грамотности для мальчиков (дир. Б.Магель, в 1887 – 53 уч-ся) и талмуд-тора, в 1887 – еще одна талмуд-тора, в к-рой изучали математику и рус. яз. Действовало 2 синагоги. В 1890-х гг. начала работать еще одна еврейская школа, в 1910 – школа с преподаванием на иврите. В 1883 Хаим Моэр открыл магазин еврейской книги, позднее при магазине работала б-ка. В 1907 он же основал в Л. единств. в Латгалии еврейскую типографию.В 1904–05 активистами Бунда было организовано неск. забастовок. В 1910-х гг. начало действовать отд-ние «Поалей Цион». В 1910 в Л. действовало 5 синагог, имелось еврейское кладбище, в 1912 работало еврейское ссудо-сберегат. т-во. В 1913 евреям принадлежали все 4 склада аптечных товаров, единств. баня, обе булочные, 3 гостиницы, обе парикмахерские, более 100 лавок (в т. ч. 21 бакалейная, все 14 мануфактурных, все 3 ювелирных). Среди евреев было 3 лесопромышленника, 2 портных. В 1914 создано «Об-во пособия бедным евреям» (организаторы – купцы 2-й гильдии Шмуйла Изрец и Абрам Карелиц).
В годы 1-й мир. войны неск. сотен евреев покинуло Л. В 1920 беженцы начали возвращаться. При поддержке Джойнта оживилась общинная жизнь. Была открыта школа с преподаванием на иврите. В основанной в 1922 гимназии с преподаванием на рус. яз. 80% уч-ся составляли евреи. В пользу Еврейского нац. фонда община собрала 1297 руб. пожертвований. В 1920-х гг. неск. лет работал еврейский дет. дом. В 1935 из 302 магазинов и мастерских Л. 191 принадлежал евреям. 3 врача из 6 и 3 зубных врача были евреями. В 1920–30-х гг. в Л. имелось 7 синагог. В 1926–41 раввином Л. был сын Э.Дон-Ихье – Бенцион (1871–1941). В Л. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций.
3 июля 1941 части вермахта заняли Л. 20 июля 1941 было создано гетто. 17 авг. 1941 расстреляно ок. 800 евреев, 27 авг. 1941 – 120 евреев, 27 окт. 1941 – 120 евреев. Последние евреи Л. были расстреляны в мае 1942. В период Катастрофы в Л. было убито ок. 1250 евреев.В нач. 1950-х гг. в Л. проживало ок. 100 евреев, имелись синагога и еврейское кладбище. В 1960-х гг. шохетом был Н.Шмуклер. В 1970-х гг. евреи Л. выехали в Израиль.В Л. род. Н.А.Иофис, Г.В.Франк, И.Г.Чашник, И.Шапиро.
ЛУДЗА, город (с 1777), районный центр (Латвийская Республика). Изв. с 1177. С 1772 – в составе Рос. империи, в Двинской провинции Псковской губ., с 1778 – в Полоцком наместничестве, с 1796 – в Белорусской губ., с 1802 – уездный город Люцин Витебской губ. В 1920– 40 – в составе Латвийской Республики, в 1940–91 – ЛатвССР.
В 1772 в Л. проживало 66 евреев (29%), в 1784 – 80, в 1815 – 1176 (65,3%), в 1847 – 2299, в 1868 – 1915 (53,2%), в 1885 – 2403, в 1897 – 2803 (54,5%), в 1910 – 2987, в 1920 – 2050 (40,7%), в 1925 – 1907 (34%), в 1930 – 1634 (30,2%), в 1935 – 1518 евреев (27%).
Евреи жили в Л. с 16 в. В 1765 в Л. был сожжен отказавшийся креститься, обвиненный в нападках на христианство портной Мойше бен Довид. В кон. 18 в. в Л. была построена первая синагога, в 1804 – вторая, в 1827 – хасидская. В 1850 возникла хевра кадиша. В 1786–1806 раввином Л. был Зеев-Вольф Альтшулер (?–1806), в 1806– 10 – Довид Циони (1762–1810), в 1810–56 – его сын Нафтоли (?–1856) (прадед И.Зильбера), в 1856–76 – сын Нафтоли Арон-Зелиг (?–1876). После смерти А.З.Циони раввином Л. стал его зять Элиэзер Дон-Ихье (1838–1926). Казенным раввином в 1910-х гг. был Иосиф Лейзерович Боровик. В Л. жил автор неск. книг – коммент. к Талмуду раввин Израиль Зелигман (?–1908), внук Нафтоли Циони.
В 1840-х гг. ок. 60 еврейских семей переселились в колонии Херсонской губ. Большинство поселилось в колонии Красноселке. В 1865 в Л. были открыты еврейская школа рус. грамотности для мальчиков (дир. Б.Магель, в 1887 – 53 уч-ся) и талмуд-тора, в 1887 – еще одна талмуд-тора, в к-рой изучали математику и рус. яз. Действовало 2 синагоги. В 1890-х гг. начала работать еще одна еврейская школа, в 1910 – школа с преподаванием на иврите. В 1883 Хаим Моэр открыл магазин еврейской книги, позднее при магазине работала б-ка. В 1907 он же основал в Л. единств. в Латгалии еврейскую типографию.В 1904–05 активистами Бунда было организовано неск. забастовок. В 1910-х гг. начало действовать отд-ние «Поалей Цион». В 1910 в Л. действовало 5 синагог, имелось еврейское кладбище, в 1912 работало еврейское ссудо-сберегат. т-во. В 1913 евреям принадлежали все 4 склада аптечных товаров, единств. баня, обе булочные, 3 гостиницы, обе парикмахерские, более 100 лавок (в т. ч. 21 бакалейная, все 14 мануфактурных, все 3 ювелирных). Среди евреев было 3 лесопромышленника, 2 портных. В 1914 создано «Об-во пособия бедным евреям» (организаторы – купцы 2-й гильдии Шмуйла Изрец и Абрам Карелиц).
В годы 1-й мир. войны неск. сотен евреев покинуло Л. В 1920 беженцы начали возвращаться. При поддержке Джойнта оживилась общинная жизнь. Была открыта школа с преподаванием на иврите. В основанной в 1922 гимназии с преподаванием на рус. яз. 80% уч-ся составляли евреи. В пользу Еврейского нац. фонда община собрала 1297 руб. пожертвований. В 1920-х гг. неск. лет работал еврейский дет. дом. В 1935 из 302 магазинов и мастерских Л. 191 принадлежал евреям. 3 врача из 6 и 3 зубных врача были евреями. В 1920–30-х гг. в Л. имелось 7 синагог. В 1926–41 раввином Л. был сын Э.Дон-Ихье – Бенцион (1871–1941). В Л. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций.
3 июля 1941 части вермахта заняли Л. 20 июля 1941 было создано гетто. 17 авг. 1941 расстреляно ок. 800 евреев, 27 авг. 1941 – 120 евреев, 27 окт. 1941 – 120 евреев. Последние евреи Л. были расстреляны в мае 1942. В период Катастрофы в Л. было убито ок. 1250 евреев.В нач. 1950-х гг. в Л. проживало ок. 100 евреев, имелись синагога и еврейское кладбище. В 1960-х гг. шохетом был Н.Шмуклер. В 1970-х гг. евреи Л. выехали в Израиль.В Л. род. Н.А.Иофис, Г.В.Франк, И.Г.Чашник, И.Шапиро.
Кабо - Люцин (Лудза), Латвия; Новозлатополь, Мариуполь, Бердянск; Кручик - Беларусь, Литва, Бердянск; Крючков - Бердянск; Губергриц - Таганрог и Приазовье; Безчинский- Бердянск, Таганрог, Приазовье, Аргентина; Иоголевич - Литва (?), Павлоград, кол. Графская, Пологи, Приазовье, Харбин; Ямпольский - Александровск; Энгель - Бердянск, Орехов, Екатеринослав; Таубер - Львов, Бердянск, Таганрог, Стамбул
- Elena G.
- Сообщения: 1881
- Зарегистрирован: 04.11.2010
- Откуда: Canberra, Australia
- Благодарил (а): 591 раз
- Поблагодарили: 525 раз
- Контактная информация:
Re: Люцин/Лудза
Материалы по истории Люцина и окрестностей
Бенцион Донхин (Дон-Яхия), Из прошлого еврейских общин в городе Люцин и его уезде. - Еврейская старина, 1912, вып.3, с. 263-273.
Бенцион Донхин (Дон-Яхия), Из прошлого еврейских общин в городе Люцин и его уезде. - Еврейская старина, 1912, вып.3, с. 263-273.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Elena G.
- Сообщения: 1881
- Зарегистрирован: 04.11.2010
- Откуда: Canberra, Australia
- Благодарил (а): 591 раз
- Поблагодарили: 525 раз
- Контактная информация:
Re: Люцин/Лудза
Александр Фейгманис, Ранние сведения о евреях Латгалии (до 1825 г.)
С сайта http://www.lu.lv/materiali/studiju-cent ... 82-484.pdf
С сайта http://www.lu.lv/materiali/studiju-cent ... 82-484.pdf
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Elena G.
- Сообщения: 1881
- Зарегистрирован: 04.11.2010
- Откуда: Canberra, Australia
- Благодарил (а): 591 раз
- Поблагодарили: 525 раз
- Контактная информация:
Re: Люцин/Лудза
Дореволюционные карты Люцина и окрестностей (не могу найти источник, откуда я их скачала ).
Люцин находится к востоку от Режицы (ныне Резекне).
Люцин находится к востоку от Режицы (ныне Резекне).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Люцин/Лудза
Странно, что Дон-Яхия и Фейгманис говорят о переселении в 1807 году в "земледельческие колонии". Это что за поселения? Красноселка была основана в 1847, НЗлатополь - тоже.
Что они имели в виду?
Что они имели в виду?
Переводы с идиша на русский (письменного и печатного)
Ищу:
Шерман (Бобыничи, Витебск, Двинск, Мелитополь, Бердянск),
Гробштейн (Глуск),
Гришкан/Грискин (Красноселка, Новозлатополь, Бердянск, Люцин/Ludza)
Раев, Агранович, Перлин/Берлин (Мглин, Почеп)
Шехтман (Виноград, Пятигоры, Тараща, Белая Церковь),
Ройтберг, Дозорец, Зундер (Виноград, Буки, Жашков, Тараща, Ставище, Белая Церковь),
Розман (Сталиндорф, Кременчуг, Киев, Мозырь, Давид-городок),
Центер (Киев, Мозырь, Озаричи, Копаткевичи),
Фарбер (Москва, Одесса, Гродно, Мюнстер)
Шиф (Москва, Лиепая/Либава)
Ищу:
Шерман (Бобыничи, Витебск, Двинск, Мелитополь, Бердянск),
Гробштейн (Глуск),
Гришкан/Грискин (Красноселка, Новозлатополь, Бердянск, Люцин/Ludza)
Раев, Агранович, Перлин/Берлин (Мглин, Почеп)
Шехтман (Виноград, Пятигоры, Тараща, Белая Церковь),
Ройтберг, Дозорец, Зундер (Виноград, Буки, Жашков, Тараща, Ставище, Белая Церковь),
Розман (Сталиндорф, Кременчуг, Киев, Мозырь, Давид-городок),
Центер (Киев, Мозырь, Озаричи, Копаткевичи),
Фарбер (Москва, Одесса, Гродно, Мюнстер)
Шиф (Москва, Лиепая/Либава)
- anno_nin
- Сообщения: 7891
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
Re: Люцин/Лудза
http://vip.latnet.lv/lpra/frank_gordon.htm Книжка на английском о Латгалии.
Евреи начали селиться на настоящей территории Латвии после 1561, когда Латгалия, в Восточной Латвии, была под управлением Польши, которое продолжалось в течение 200 лет. Даугавпилс (Dinaburg, Dvinsk), Резекне (Rositten, Rezhitsa), Лудза (Lutsyn), и другие городки (shtetl) в Латгалии, вроде Краславы (Kreslawka), Balvi, и Predili, стали центрами поселения для еврейских ремесленников и торговцев. Поселение усилилось после 1648, когда много Евреев поселились здесь после того, как бежали от орд казаков под руководством богдана Хмельницкого, который провел резню в южных областях Волыни и Подолья (Украина).
..
Незадолго до Рождества (1905г), Черная Сотня [правая российская бригада] собралась напасть на Евреев в Лудзе, бить их и грабить их магазины. Известно, что никто из порядочных латышей не был в Черной Сотне. Был назначен день. Черносотенцы стали стекаться в Лудзу и к концу дня, казалось, что погрома не избежать. Католические латыши из ближних мест, узнав этого, приехали в Лудзу в больших количествах и остались до поздней ночи. Они сказали членам Черной Сотни, что не будет никакого насилия против Евреев, поскольку Евреи были людьми как все остальные. В Лудзу прибыло больше латышей чем черносотенцев и те скоро поняли, что не стоит конфликтовать с латышами. Не достигнув цели, черносотенцы проклиная латышей отступили и растворились в темноте.
(там еще есть о Лудзе. Простите за корявый и не полный перевод.)
Евреи начали селиться на настоящей территории Латвии после 1561, когда Латгалия, в Восточной Латвии, была под управлением Польши, которое продолжалось в течение 200 лет. Даугавпилс (Dinaburg, Dvinsk), Резекне (Rositten, Rezhitsa), Лудза (Lutsyn), и другие городки (shtetl) в Латгалии, вроде Краславы (Kreslawka), Balvi, и Predili, стали центрами поселения для еврейских ремесленников и торговцев. Поселение усилилось после 1648, когда много Евреев поселились здесь после того, как бежали от орд казаков под руководством богдана Хмельницкого, который провел резню в южных областях Волыни и Подолья (Украина).
..
Незадолго до Рождества (1905г), Черная Сотня [правая российская бригада] собралась напасть на Евреев в Лудзе, бить их и грабить их магазины. Известно, что никто из порядочных латышей не был в Черной Сотне. Был назначен день. Черносотенцы стали стекаться в Лудзу и к концу дня, казалось, что погрома не избежать. Католические латыши из ближних мест, узнав этого, приехали в Лудзу в больших количествах и остались до поздней ночи. Они сказали членам Черной Сотни, что не будет никакого насилия против Евреев, поскольку Евреи были людьми как все остальные. В Лудзу прибыло больше латышей чем черносотенцев и те скоро поняли, что не стоит конфликтовать с латышами. Не достигнув цели, черносотенцы проклиная латышей отступили и растворились в темноте.
(там еще есть о Лудзе. Простите за корявый и не полный перевод.)
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
- Elena G.
- Сообщения: 1881
- Зарегистрирован: 04.11.2010
- Откуда: Canberra, Australia
- Благодарил (а): 591 раз
- Поблагодарили: 525 раз
- Контактная информация:
Re: Люцин/Лудза
В ревизских сказках Люцина первой половины 19 в. мне встречались только ссылки на переселение в Херсонскую губ. в 1840 г., ну а потом, конечно, было массовое переселение в Новозлатополь и Красноселку.farshman писал(а):Странно, что Дон-Яхия и Фейгманис говорят о переселении в 1807 году в "земледельческие колонии". Это что за поселения? Красноселка была основана в 1847, НЗлатополь - тоже.
Что они имели в виду?
В то же время большое число людей в ранних переписях числятся "в неизвестной отлучке".
- Zeev
- Сообщения: 161
- Зарегистрирован: 22.01.2010
- Откуда: Хайфа
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 4 раза
Re: Люцин/Лудза
Elena G., а как Вы узнали, что в Люцине были Мосензоны? Где есть списки?
Могилевские, Норенберг, Мозесон, Дубинские, Сахаровы, Трахнаут, Диневич (Фрунзе, Киргизия после 1941 г.)
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6728
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 557 раз
- Поблагодарили: 2614 раз
- Контактная информация:
Re: Люцин/Лудза
Из Еврейской энциклопедии Брокгауза-Эфрона о еврейском земледелии в России:farshman писал(а):Странно, что Дон-Яхия и Фейгманис говорят о переселении в 1807 году в "земледельческие колонии". Это что за поселения? Красноселка была основана в 1847, НЗлатополь - тоже.
Что они имели в виду?
Мысль о привлечении евреев к З. труду впервые возникла на рубеже 19 в. как у видных государств. деятелей, так и у просвещенных представителей еврейства: с одной стороны, выступают Чацкий со своим проектом (1788), Фризель и особенно Державин, а с другой — Нота Ноткин (в 1797), позже, именно с конца 20-х гг., И. Б. Левинзон (в "Teudah be-Israel"). Этой мыслью воспользовалось и правительство, стремясь сделать евреев "полезными для государства гражданами" и решив воспользоваться ими, наряду с немцами и болгарами, для колонизации Новороссии. Начиная с Положения 1804 г., создается ряд противоречивых мероприятий для привлечения евреев к З. в колонии, сначала (до 30 — 40-х годов) исключительно в Новороссии. Вводится, с одной стороны, система опеки и принуждения, даже частичного закрепощения евр. колонистов (с 20-х годов), с другой — система льгот и поощрений. Положение 1804 г. установило отвод казенных земель в ряде губ. в России с предоставлением ссуд на обзаведение и освобождением от податей. На деле колонисты были направлены в два уезда Херсонск. губ. Изгнание евреев из сел и деревень 1807 г. дало первые группы колонистов из Могилевск.,Черниг. и др. губ. (первый евр. колонист — Нухим Финкельштейн), образовавших до 1810 г. 8 кол. в Херсонск. губ.; первые из них: были Бобровый Кут, Израилевка, Добрая и Сейдеминуха с населением в 600 сем., 3.640 душ; на это правительством было израсходовано 145.680 р. В 1810 г. переселение было приостановлено. В начале 20-х гг. из сев.-зап. губ. в Новороссию снова устремилась волна поселенцев в 7.000 душ, из которых правительством были устроены 2.152. В 1823 г. переселение вторично было приостановлено.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
- Elena G.
- Сообщения: 1881
- Зарегистрирован: 04.11.2010
- Откуда: Canberra, Australia
- Благодарил (а): 591 раз
- Поблагодарили: 525 раз
- Контактная информация:
Re: Люцин/Лудза
Да, я смотрела ревизские сказки Люцина за 1818-1850 гг. в НИАБ. Они обсуждались в другом разделе, но я добавлю файл и в этот.Zeev писал(а):Elena G., а как Вы узнали, что в Люцине были Мосензоны? Где есть списки?
- Elena G.
- Сообщения: 1881
- Зарегистрирован: 04.11.2010
- Откуда: Canberra, Australia
- Благодарил (а): 591 раз
- Поблагодарили: 525 раз
- Контактная информация:
Люцин, Лудза
Ссылки на источники в Интернете (Обновлено: август 2021)
Страница, посвященная Лудзе на Jewishgen
http://www.shtetlinks.jewishgen.org/Ludza/
Добавлю к первым постам недавнее сообщение
https://www.raduraksti.arhivi.lv/collec ... :2022:2035
Советую проверять также книги по Резекне:
https://www.raduraksti.arhivi.lv/collec ... :2022:2038
т.к. между этими двумя городками было постоянное перемещение народа.
Эти и многие другие метрические книги евреев Латвии были проиндексированы замечательной женщиной Кристиной Уздин и доступны на Jewishgen:
https://www.jewishgen.org/new/latvia-vital-records/
Самый ценный источник - перепись всех жителей Лудзы 1897 г.
https://www.raduraksti.arhivi.lv/collections/1:8:1895
Чтобы получить доступ на сайте Raguraksti к метрическим книмгам и материалам переписи надо на нем зарегистрироваться. Если текст на сайте будет только на латышском языке, то можно копировать лин к http://itools.com/tool/google-translate ... translator
Страница, посвященная Лудзе на Jewishgen
http://www.shtetlinks.jewishgen.org/Ludza/
Добавлю к первым постам недавнее сообщение
Метрические книги Лудзы за отдельные годы второй половины 19 в. есть на Radurakstisoshial писал(а): ↑04 фев 2021, 19:41Если здесь ещё не выкладывали, то в интернете год назад выложили ревизскую сказку 1772 г. по Лудзе.
На этом сайте дословно выписано всё, что написано в той ревизии. Эту работу сделал Agris Dzenis при финансировании Латвийского Культурного Фонда.
Спасибо ему большое за это!
https://www.raduraksti.arhivi.lv/collec ... :2022:2035
Советую проверять также книги по Резекне:
https://www.raduraksti.arhivi.lv/collec ... :2022:2038
т.к. между этими двумя городками было постоянное перемещение народа.
Эти и многие другие метрические книги евреев Латвии были проиндексированы замечательной женщиной Кристиной Уздин и доступны на Jewishgen:
https://www.jewishgen.org/new/latvia-vital-records/
Самый ценный источник - перепись всех жителей Лудзы 1897 г.
https://www.raduraksti.arhivi.lv/collections/1:8:1895
Чтобы получить доступ на сайте Raguraksti к метрическим книмгам и материалам переписи надо на нем зарегистрироваться. Если текст на сайте будет только на латышском языке, то можно копировать лин к http://itools.com/tool/google-translate ... translator
- Elena G.
- Сообщения: 1881
- Зарегистрирован: 04.11.2010
- Откуда: Canberra, Australia
- Благодарил (а): 591 раз
- Поблагодарили: 525 раз
- Контактная информация:
Re: Люцин/Лудза
Переписи Люцина.
В Национальном историческом архиве Беларуси (НИАБ) я нашла интересный документ:
ф.2640, оп.1, д. 702. Дело о предоставлении в МВД сведений ... о евреях в переписях 1772-1858 гг. (6 листов). Он включает данные о соотношенни еврейского и христианского населения Люцина, Режицы и Динабурга (Двинска, Даугавпилса).
Статистку населения Люцина прилагаю в виде файла.
Из нее следует, что переписи (ревизские сказки) в Люцине были в 1772, 1782, 1795, 1811, 1816, 1834, 1850 и 1858 г.
Численность населения относится очевидно не только к самому Люцину, но и к Люцинскому уезду.
В Национальном историческом архиве Беларуси (НИАБ) я нашла интересный документ:
ф.2640, оп.1, д. 702. Дело о предоставлении в МВД сведений ... о евреях в переписях 1772-1858 гг. (6 листов). Он включает данные о соотношенни еврейского и христианского населения Люцина, Режицы и Динабурга (Двинска, Даугавпилса).
Статистку населения Люцина прилагаю в виде файла.
Из нее следует, что переписи (ревизские сказки) в Люцине были в 1772, 1782, 1795, 1811, 1816, 1834, 1850 и 1858 г.
Численность населения относится очевидно не только к самому Люцину, но и к Люцинскому уезду.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Elena G.
- Сообщения: 1881
- Зарегистрирован: 04.11.2010
- Откуда: Canberra, Australia
- Благодарил (а): 591 раз
- Поблагодарили: 525 раз
- Контактная информация:
Re: Люцин/Лудза
Перепись 1795 г. по Люцину есть, вероятно, в ЛГИА. Очень надеюсь, что там есть и переписи по Люцинскому уезду за конец 18 века - очевидно большинство евреев в это время жили не в самом городе, в его окрестностях и содержали корчмы.
Переписи 1816, 1834, 1850 и 1858 г. есть в НИАБ.
Я просмотрела переписи 1816-1850 гг., выписывая в основном глав семейств. Они представлены в сводной таблице, в котрой также добавлено еще несколько документальных источников, связанных с переселением значительной части люцинских евреев в Новозлатополь в 1846 г.
Перепись Люцина 1850 г. включала и лиц, уже покинувших его и переселившихся в земледельческие колонии в 1846 г. и в последующие годы, без указания на их выбытие. Она, однако отмечает более ранних переселенцев в Херсонскую губ. Вероятно то жде самое было сделано в переписи 1858 г., но ее я не видела.
Список глав семейств переселенцев 1846 г. состален во время их следования и не имеет отчеств и возраста, поэтому их не всегда можно соотнести с конкретными люцинскими жителями. Этот список включает также несколько человек не из Люцина, что в списке не указано, но я их тоже включила для сохранения целостности картины. (Этот список из РГИА, найден по совету ShirSin - большое спасибо!).
Перепись 1850-1852 Новозлатополя тоже, к сожалению, часто не имеет отчеств, но имеет возраст. Под одним номером было объединено обычно 2-3 семьи, не всегда связанных родством. Список включает и несколько семей из района Люцина - Режицы и Себежа (это отмечено в примечаниях).
Фамилии из книг Канкрина и Улейникова приведены для сравнения.
Переписи 1816, 1834, 1850 и 1858 г. есть в НИАБ.
Я просмотрела переписи 1816-1850 гг., выписывая в основном глав семейств. Они представлены в сводной таблице, в котрой также добавлено еще несколько документальных источников, связанных с переселением значительной части люцинских евреев в Новозлатополь в 1846 г.
Перепись Люцина 1850 г. включала и лиц, уже покинувших его и переселившихся в земледельческие колонии в 1846 г. и в последующие годы, без указания на их выбытие. Она, однако отмечает более ранних переселенцев в Херсонскую губ. Вероятно то жде самое было сделано в переписи 1858 г., но ее я не видела.
Список глав семейств переселенцев 1846 г. состален во время их следования и не имеет отчеств и возраста, поэтому их не всегда можно соотнести с конкретными люцинскими жителями. Этот список включает также несколько человек не из Люцина, что в списке не указано, но я их тоже включила для сохранения целостности картины. (Этот список из РГИА, найден по совету ShirSin - большое спасибо!).
Перепись 1850-1852 Новозлатополя тоже, к сожалению, часто не имеет отчеств, но имеет возраст. Под одним номером было объединено обычно 2-3 семьи, не всегда связанных родством. Список включает и несколько семей из района Люцина - Режицы и Себежа (это отмечено в примечаниях).
Фамилии из книг Канкрина и Улейникова приведены для сравнения.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Elena G.
- Сообщения: 1881
- Зарегистрирован: 04.11.2010
- Откуда: Canberra, Australia
- Благодарил (а): 591 раз
- Поблагодарили: 525 раз
- Контактная информация:
Re: Люцин/Лудза
Еще несколько ссылок на материалы о Люцине в Интернете.
Замечательные воспоминания о люцинском ребе Циони (рассказ кантониста) из книги Рава Ицхака Зильбера
http://www.antho.net/jr/9.2001/07.php
Арон Шнеер. Лудза - моя память и боль. (Глава из книги)
http://www.litsovet.ru/index.php/materi ... l_id=27120
Арон Шнеер. "Вы забыли меня расстрелять" (Из книги о жизни, истории и гибели еврейской общины г. Лудза. Историко-публицистическое повествование)
http://www.litsovet.ru/index.php/materi ... l_id=31587
Замечательные воспоминания о люцинском ребе Циони (рассказ кантониста) из книги Рава Ицхака Зильбера
http://www.antho.net/jr/9.2001/07.php
Арон Шнеер. Лудза - моя память и боль. (Глава из книги)
http://www.litsovet.ru/index.php/materi ... l_id=27120
Арон Шнеер. "Вы забыли меня расстрелять" (Из книги о жизни, истории и гибели еврейской общины г. Лудза. Историко-публицистическое повествование)
http://www.litsovet.ru/index.php/materi ... l_id=31587
Re: Люцин/Лудза
Лена, забыли напротив "Грискан" моих Гришканов написать. А в остальном - респект!!!
Переводы с идиша на русский (письменного и печатного)
Ищу:
Шерман (Бобыничи, Витебск, Двинск, Мелитополь, Бердянск),
Гробштейн (Глуск),
Гришкан/Грискин (Красноселка, Новозлатополь, Бердянск, Люцин/Ludza)
Раев, Агранович, Перлин/Берлин (Мглин, Почеп)
Шехтман (Виноград, Пятигоры, Тараща, Белая Церковь),
Ройтберг, Дозорец, Зундер (Виноград, Буки, Жашков, Тараща, Ставище, Белая Церковь),
Розман (Сталиндорф, Кременчуг, Киев, Мозырь, Давид-городок),
Центер (Киев, Мозырь, Озаричи, Копаткевичи),
Фарбер (Москва, Одесса, Гродно, Мюнстер)
Шиф (Москва, Лиепая/Либава)
Ищу:
Шерман (Бобыничи, Витебск, Двинск, Мелитополь, Бердянск),
Гробштейн (Глуск),
Гришкан/Грискин (Красноселка, Новозлатополь, Бердянск, Люцин/Ludza)
Раев, Агранович, Перлин/Берлин (Мглин, Почеп)
Шехтман (Виноград, Пятигоры, Тараща, Белая Церковь),
Ройтберг, Дозорец, Зундер (Виноград, Буки, Жашков, Тараща, Ставище, Белая Церковь),
Розман (Сталиндорф, Кременчуг, Киев, Мозырь, Давид-городок),
Центер (Киев, Мозырь, Озаричи, Копаткевичи),
Фарбер (Москва, Одесса, Гродно, Мюнстер)
Шиф (Москва, Лиепая/Либава)
- anno_nin
- Сообщения: 7891
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
Re: Люцин/Лудза
Один из списков открывается купцом Зиской Левиным.
Еврейская Старина 1912г. тIII стр 266 : депутат реб-Зиске - В 1818г., когда во всем Западном крае происходили выборы "депутатов еврейского народа" для представительства в Петербурге, - Люцин выдвинул одного выборщика - Екусиеля-Зискинда Левина, известного под именем "реб Зиске-богач" (der nogid), Это был купец, ведущий крупные торговые дела, общественный деятель и, вместе с тем, ученый талмудист. В списках выборщиков, собравшихся на Виленский сЪезд 1818 года, фигурирует и имя "Иекусиеля бен-Якова, избранного от Витебской губернии", или "Люцинского 2-й гильдии купца Зиски Лева" (Фин.Крия неемана, изд.1860г. стр 35 - Еврейская Старина 1909г. тII стр 28). Он умер спустя год после съезда.
Еврейская Старина 1912г. тIII стр 266 : депутат реб-Зиске - В 1818г., когда во всем Западном крае происходили выборы "депутатов еврейского народа" для представительства в Петербурге, - Люцин выдвинул одного выборщика - Екусиеля-Зискинда Левина, известного под именем "реб Зиске-богач" (der nogid), Это был купец, ведущий крупные торговые дела, общественный деятель и, вместе с тем, ученый талмудист. В списках выборщиков, собравшихся на Виленский сЪезд 1818 года, фигурирует и имя "Иекусиеля бен-Якова, избранного от Витебской губернии", или "Люцинского 2-й гильдии купца Зиски Лева" (Фин.Крия неемана, изд.1860г. стр 35 - Еврейская Старина 1909г. тII стр 28). Он умер спустя год после съезда.
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
- anno_nin
- Сообщения: 7891
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
Re: Люцин/Лудза
Лудза 1902г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
- anno_nin
- Сообщения: 7891
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
Re: Люцин/Лудза
Лудзенский уезд 1902
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
- anno_nin
- Сообщения: 7891
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
Re: Люцин/Лудза
http://www.machanaim.org/philosof/kook/b2.htm#2.1
2.1. Лудза (1878-1880)
По достижении бар-мицвы (1З лет) Рав Кук покинул родной город Гриву и переехал учиться в соседний городок Лудзу (Луцин). Два года учился он в Лудзе (1878-80), где его учителями были р.Элиэзер Дон-Йихья и р.Яков Рабинович, сын р.Мордехая Гимпеля Иоффе. Рав Кук рассказывал впоследствии, что эти учителя оказали на него огромное влияние не только из-за присущей им душевнай щедрости, величия и четкости мысли, но и ввиду совсем не являвшегося в то время обычным широчайшего кругозора.
Уже тогда юноша Авраам-Ицхак строил грандиозные планы, осуществившиеся через много лет. Так, однажды, он сказал одному из своих одноклассников, Придет день, когда и я достигну высокого уровня в Торе, совершу алию в Землю Израиля, в святой город Иерусалим, создам и возглавлю там большую иешиву, и соберутся ко мне ученики со всех концов земли.
Тогда же, в возрасте 14 лет, Авраам-Ицхак однажды принес домой необычный текст: стихи, которые он написал в те часы, что не являются ни днем, ни ночью... Рав Кук писал стихи именно в это время суток, т.к. дни и ночи следует посвящать изучению Торы, а не стихам. Отец Рава Кука, р.Шломо-Залман, который боялся влияния на юношу hаскалы (движения за внедрение в еврейские массы нерелигиозного западного просвещения) отреагировал однозначно: Смерть в горшке! (цитата из Второй Книги Царей, 4:40).
Эти стихи были свидетельством особого поэтического дара рава Кука, который раскрылся позднее, в более поздних его стихах. Рав Кук писал стихи и в последующие годы учебы: Законы Хануки вкратце в которых краткий пересказ законов Хануки облечен в поэтическую форму, как это принято в субботних песнопениях, Йоцрот , стихи к некоторым особым Субботам и др..
В конце 1880 г. Рав А.И. Кук вернулся из Лудзы в родной город Грива и продолжил там учебу у своего отца, р.Шломо-Залмана. Периодически он занимался также с р.Реувеном hа-Леви, раввином города Двинска. Этот неординарный человек высоко ценил достоинства молодого эрудита; как-то раз он сказал ему: Ты владеешь логикой Торы!
http://www.lu.lv/materiali/studiju-cent ... 13-029.pdf (стр 15) - не копируется, - о Якове Рабиновиче:
Яков Рабинович, двоюродный брат Шломо Залмана Кука. Я.Рабинович был банкиром и обучал Талмуду небольшую группу из примерно 6 учеников, к которым теперь присоединился и его юный двоюродный брат.
2.1. Лудза (1878-1880)
По достижении бар-мицвы (1З лет) Рав Кук покинул родной город Гриву и переехал учиться в соседний городок Лудзу (Луцин). Два года учился он в Лудзе (1878-80), где его учителями были р.Элиэзер Дон-Йихья и р.Яков Рабинович, сын р.Мордехая Гимпеля Иоффе. Рав Кук рассказывал впоследствии, что эти учителя оказали на него огромное влияние не только из-за присущей им душевнай щедрости, величия и четкости мысли, но и ввиду совсем не являвшегося в то время обычным широчайшего кругозора.
Уже тогда юноша Авраам-Ицхак строил грандиозные планы, осуществившиеся через много лет. Так, однажды, он сказал одному из своих одноклассников, Придет день, когда и я достигну высокого уровня в Торе, совершу алию в Землю Израиля, в святой город Иерусалим, создам и возглавлю там большую иешиву, и соберутся ко мне ученики со всех концов земли.
Тогда же, в возрасте 14 лет, Авраам-Ицхак однажды принес домой необычный текст: стихи, которые он написал в те часы, что не являются ни днем, ни ночью... Рав Кук писал стихи именно в это время суток, т.к. дни и ночи следует посвящать изучению Торы, а не стихам. Отец Рава Кука, р.Шломо-Залман, который боялся влияния на юношу hаскалы (движения за внедрение в еврейские массы нерелигиозного западного просвещения) отреагировал однозначно: Смерть в горшке! (цитата из Второй Книги Царей, 4:40).
Эти стихи были свидетельством особого поэтического дара рава Кука, который раскрылся позднее, в более поздних его стихах. Рав Кук писал стихи и в последующие годы учебы: Законы Хануки вкратце в которых краткий пересказ законов Хануки облечен в поэтическую форму, как это принято в субботних песнопениях, Йоцрот , стихи к некоторым особым Субботам и др..
В конце 1880 г. Рав А.И. Кук вернулся из Лудзы в родной город Грива и продолжил там учебу у своего отца, р.Шломо-Залмана. Периодически он занимался также с р.Реувеном hа-Леви, раввином города Двинска. Этот неординарный человек высоко ценил достоинства молодого эрудита; как-то раз он сказал ему: Ты владеешь логикой Торы!
http://www.lu.lv/materiali/studiju-cent ... 13-029.pdf (стр 15) - не копируется, - о Якове Рабиновиче:
Яков Рабинович, двоюродный брат Шломо Залмана Кука. Я.Рабинович был банкиром и обучал Талмуду небольшую группу из примерно 6 учеников, к которым теперь присоединился и его юный двоюродный брат.
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
- Elena G.
- Сообщения: 1881
- Зарегистрирован: 04.11.2010
- Откуда: Canberra, Australia
- Благодарил (а): 591 раз
- Поблагодарили: 525 раз
- Контактная информация:
Люцин, Лудза
(Обновлено: август 2021)
Одним из самых ценных источников по истории евреев Люцина являются материалы переписи 1897 года. Кроме жителей самого Люцина в перепись попали все иногородние жители, находившиеся в Люцине в этот день - работники, прислуга, гости и т.п. - из различных районов нынешней северной Беларуси, Латвии и Литвы. Для каждого из них было указано место рождения и приписки, так что эта перепись может пригодиться многим для поиска своих родственников.
Сканы переписи помещены на сайте Государственного исторического архива Латвии - Raduraksti https://www.raduraksti.arhivi.lv/
Для того, чтобы пользоваться материалами этого сайта, нужно на нем зарегистирироваться.
Адрес сканов переписи Люцина https://www.raduraksti.arhivi.lv/collections/1:8:1895
Это подборки постраничных сканов листов переписи, каждый объемом 700-1200 страниц.
Для облегчения пользования ими я составила указатель фамилий. В нем перед каждой фамилией указана ссылка на одну из трех подборок сканов.
Первая подборка 2706-1-127 https://www.raduraksti.arhivi.lv/objects/1:8:1895:7271 (она включает всего несколько евреев из окрестностей Люцина)
Вторая подборка 2706-1-118-1 https://www.raduraksti.arhivi.lv/objects/1:8:1895:7272
Третья подборка 2706-1-118-2 https://www.raduraksti.arhivi.lv/objects/1:8:1895:7273
В следующей колонке моей таблицы для каждой фамилии указан номер скана, где размещены сведения о семье.
Открыв первый кадр соответствующей подборки сканов (одной из трех) надо вставить номер скана в окошко с номером скана в верхнем левом углу. Открывшаяся страница будет представлять собой запись о семье, интересующего вас человека. Размер записи можно увеличить. Сведения об адресе и о доме этой семьи будут находиться на предыдущей странице.
Фамилии приводятся так, как их записали при переписи. Иногда одна и та же фамилия писалась в нескольких вариантах, поэтому надо проверять все возможные формы написания фамилий. Словами "доп." (дополнительный) помечены фамилии лиц, отличающиеся от фамилии домохозяина, обычно это жильцы, работники или прислуга, жившие в доме, часто иногородние.
Одним из самых ценных источников по истории евреев Люцина являются материалы переписи 1897 года. Кроме жителей самого Люцина в перепись попали все иногородние жители, находившиеся в Люцине в этот день - работники, прислуга, гости и т.п. - из различных районов нынешней северной Беларуси, Латвии и Литвы. Для каждого из них было указано место рождения и приписки, так что эта перепись может пригодиться многим для поиска своих родственников.
Сканы переписи помещены на сайте Государственного исторического архива Латвии - Raduraksti https://www.raduraksti.arhivi.lv/
Для того, чтобы пользоваться материалами этого сайта, нужно на нем зарегистирироваться.
Адрес сканов переписи Люцина https://www.raduraksti.arhivi.lv/collections/1:8:1895
Это подборки постраничных сканов листов переписи, каждый объемом 700-1200 страниц.
Для облегчения пользования ими я составила указатель фамилий. В нем перед каждой фамилией указана ссылка на одну из трех подборок сканов.
Первая подборка 2706-1-127 https://www.raduraksti.arhivi.lv/objects/1:8:1895:7271 (она включает всего несколько евреев из окрестностей Люцина)
Вторая подборка 2706-1-118-1 https://www.raduraksti.arhivi.lv/objects/1:8:1895:7272
Третья подборка 2706-1-118-2 https://www.raduraksti.arhivi.lv/objects/1:8:1895:7273
В следующей колонке моей таблицы для каждой фамилии указан номер скана, где размещены сведения о семье.
Открыв первый кадр соответствующей подборки сканов (одной из трех) надо вставить номер скана в окошко с номером скана в верхнем левом углу. Открывшаяся страница будет представлять собой запись о семье, интересующего вас человека. Размер записи можно увеличить. Сведения об адресе и о доме этой семьи будут находиться на предыдущей странице.
Фамилии приводятся так, как их записали при переписи. Иногда одна и та же фамилия писалась в нескольких вариантах, поэтому надо проверять все возможные формы написания фамилий. Словами "доп." (дополнительный) помечены фамилии лиц, отличающиеся от фамилии домохозяина, обычно это жильцы, работники или прислуга, жившие в доме, часто иногородние.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Кабо - Люцин (Лудза), Латвия; Новозлатополь, Мариуполь, Бердянск; Кручик - Беларусь, Литва, Бердянск; Крючков - Бердянск; Губергриц - Таганрог и Приазовье; Безчинский- Бердянск, Таганрог, Приазовье, Аргентина; Иоголевич - Литва (?), Павлоград, кол. Графская, Пологи, Приазовье, Харбин; Ямпольский - Александровск; Энгель - Бердянск, Орехов, Екатеринослав; Таубер - Львов, Бердянск, Таганрог, Стамбул