Сибирь. Об истории евреев.

Модератор: Mike_m

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
foxyboom
Сообщения: 349
Возраст: 52
Регистрация: 26.08.2009
Откуда: Россия
Поблагодарили: 11 раз

Re: Об истории евреев в Сибири (общая информация)

#41 Сообщение foxyboom » 19 ноя 2009, 18:02

2183. Тютчев Н. С. Баргузинская ссылка и побег с Е. К. Брешковской (1878-81 гг.) [С примеч.]. - В кн.: Тютчев Н. С. Статьи и воспоминания. Ч. 2. М., 1925, с. 7-65. Прил.: докум. материалы.
Др. публ.- КиС, 1924, кн. 2(9) (под загл.: "Побеги из Сибири политических в 90-х гг.>).
Об авторе см. № 1557.
Дорога в Баргузин. Описание города. Обыватели и администрация. Политические ссыльные: К. Я. Шамарин, Д. Г. Любовец, Е. К. Брешко-Брешковская, О. М. Окушко, И. Л. Линев и др., их материальное положение, условия надзора за ними. Побег. Трудности в пути. Погоня и поимка. Гауптвахта в Верхнеудинской тюрьме.

http://www.srcc.msu.su/uni-persona/site ... P12220.htm
Этингов(везде)Эттинген(Беларусь,Витебск,Забайкалье)Цинман(Иркутск)Вассерман(Иркутск,Кабанск,Улан-Удэ)Майзель(Забайкалье,Иркутск)Шрагер(Баргузин)Винокур(Баргузин)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7622
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: География мест проживания евреев в Сибири

#42 Сообщение mod970 » 20 ноя 2009, 18:47

БАРГУЗИН

«БАРГУЗИН.. , районный центр в Республике Бурятия (Российская Федерация). С 1856 — центр Баргузинского округа Забайкальской области. В 1863 в Баргузине проживало более 100 евреев, в 1897 — 454 (32,9%), в 1910 — 811 (34,9%), в 1926 — 32,3%, в 1939 — 256, в 1989 — 2 еврея.
Первыми евреями в Баргузине (нач. 19 в.) были ссыльные. Значительная часть еврейского населения составляли купцы (в 1870-е гг. в Баргузине не было купцов других национальностей). В кон. 19 — нач. 20 в. в Баргузине образовалась община, имелась хевра кадиша. В 1879 евреи Баргузина ходатайствовали об открытии синагоги. .... В 1903 делегат из Баргузина участвовал в съезде сибирских сионистских кружков и организаций, проходившем в Томске. В 1909 в Баргузине было открыто русско-еврейское училище, имелась школа для бесплатного обучения бедных еврейских детей. В 1910 имелись синагога и еврейское кладбище. В 1915 раввином в Баргузине был Глизбург. В 1917 при училище работал детский сад. В 1919 был открыт хедер. Имелось общество вспомоществования бедным учащимся.В 1919 община перечислила 3792 руб. жертвам еврейских погромов на Украине. Была установлена связь с представителями сионистской организации в Харбине. Евреи Баргузина оказывали помощь евреям-военнопленным, помогали больным и раненым воинам, беженцам, выслали денежные средства культурно-просветительскому обществу для открытия в Томске еврейских педагогических курсов по подготовке учителей для еврейских школ Урала и Сибири. Представители общины Баргузина приняли участие в работе Всесибирского съезда еврейских общин. В 1921 в Баргузине был открыт филиал Иркутской еврейской библиотеки. До 1930 в Баргузине имелась синагога.В 1990-х гг. сохранилось еврейское кладбище, закрытое для погребения. В 1998 администрация Баргузинского района выделила средства на реставрацию еврейского кладбища.» (Л.В.Кальмина, Л.В.Курас. ЕЭЭ)

Географические координаты – 53°37′02″ сев. широты 109°38′05″ вост. долготы, находится примерно в 50 км от Байкала в котловине Баргузинской долины, климат - резко континентальный, суровый и засушливый. Среднегодовая температура в котловине равна минус 2-3 градуса, а в горных районах минус 5-7. Продолжительная зима - более 6 месяцев с суровыми морозами, сухостью воздуха, ясным небом и безветрием. Режим температуры воздуха подвержен большим колебаниям даже в течение суток.
«Баргузинский район расположен вдоль восточного побережья Байкала на холмистой возвышенности, покрытой горными хребтами Дангейским, Икатским, Баргузинским и др., и пересечённой речными равнинными долинами. Береговая линия Байкала в пределах района сильно изрезана (Баргузинский и Чивыркуйский заливы, полуостров Святой Нос, бухты в устье Баргузина и других рек).
Центральную часть прорезает р. Баргузин (общее протяжение 704 км) с притоками Гаргой, Аргадой и Иной.
....
С 1822 по 1927 год Баргузин числится заштатным городом Иркутской губернии. В 1825 году в нем насчитывалось 288 жителей, 49 деревянных домов, две церкви и питейный дом. К 1856 году число жителей увеличилось до 489 человек, жилых домов стало 80. Горожане занимались рыбной ловлей, торговлей Постепенное оживление хозяйственной деятельности в крае, развитие золотодобычи способствовало росту города. К 1913 году в нем было 2600 жителей. К сожалению, несмотря на удобное расположение в плодородной долине, вблизи от богатых драгоценностями, минеральными источниками, ценной пушниной земель, Баргузин никогда не подходил и даже не приближался к уровню таких городов края, как Верхнеудинск и Кяхта. Оставаясь центром обширного по площади уезда, он развивался и рос очень медленно. Значительную часть его населения составляли политические заключенные, которые пребывали сюда после отбытия каторги в Нерчинске и Акатуе.
...
Старое баргузинское кладбище – одно из основных достопримечательностей Баргузина. Оно расположено к востоку от центральной площади поселка. Пестрый национальный состав жителей – православные христиане, крещеные «инородцы» - эвенки, буряты, евреи, монголы – можно проследить по сохранившимся памятникам и надгробным камням. Часть захоронений утратила надгробные сооружения, и лишь небольшие холмики свидетельствуют о бренности жизни. Многие известные люди, внесшие огромный вклад в экономическое и культурное развитие баргузинского края, похоронены на старом кладбище Баргузина.»
(Официальный сайт Агентства по туризму республики Бурятия: http://www.baikaltravel.ru/tourism/historymarsh/t5, Составитель З.А. Шагжина)
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
foxyboom
Сообщения: 349
Возраст: 52
Регистрация: 26.08.2009
Откуда: Россия
Поблагодарили: 11 раз

Re: Об истории евреев в Сибири (общая информация)

#43 Сообщение foxyboom » 27 ноя 2009, 04:33

Кауфман Авраам

Евреи в Сибири

В России не принято говорить, что во многом сибиряки, «сибирский характер» были сформированы евреями, не только составлявшими в конце 19 века значительную долю местного населения, но и активно формировавшими «сибирский дух».
Феликс Кандель в своей книге «Очерки времен и событий из истории российских евреев» упоминает, что первые евреи попали в Сибирь из России в 17 веке. В 1632-34 годах Россия воевала с Польшей и угоняла в плен жителей городов и деревень - поляков, немцев, литовцев и евреев. В Москве пленных опасались оставлять, чтобы они не выведали каких-либо секретов, и потому их ссылали в Пермь и в Сибирь – «в службу» и «на пашню». После войны, по мирному договору с Польшей, «литовские и немецкие люди и жиды» остались на государевой службе.
В царствование Алексея Михайловича снова была война с Польшей, и много евреев - мужчин, женщин и детей угнали в Россию вместе с прочими пленниками. Некоторые из них оказались в Москве, и в 1659 году их обнаружили при облаве в Немецкой слободе. Они сохраняли свою веру и жили в столице без разрешения, потому что в Москве могли тогда поселяться только крещеные евреи. Под угрозой высылки несколько евреев приняли лютеранство и остались в Немецкой слободе, но остальные пожелали сохранить свою веру, и их отправили в Сибирь, с женами и детьми - на вечное житье.

В начале 18 века правительство стало ссылать в Сибирь, на Нерчинский, Ачинский и другие рудники осужденных на смерть или приговоренных к вечной каторге. Попадали туда и евреи, а их потомки оставались затем в тех местах, занимались торговлей, ремеслами или земледелием и долго еще помнили о своих предках-каторжанах. После разделов Польши новые подданные Российской империи ездили торговать во внутренние губернии и, очевидно, в Сибирь, но в 1791 году им очертили границу их проживания и передвижения. Сибирь не попала в черту оседлости, и теперь уже евреи могли оказаться там только в качестве ссыльных, каторжан, незаконно проживавших или поселившихся по особому разрешению. В начале 19 века евреи жили уже в Томске, Омске, Каинске, Нижнеудинске и в других городах Сибири. В Тобольске у еврейской общины было погребальное братство с книгой записей, отдельное кладбище и своя синагога, перестроенная из купленного дома. В дневнике графа М.Сперанского есть пометка за 1820 год: «Каинск - маленький городок, ныне только в план приведенный. Множество жидов и цыган». Каннские евреи молились в собственной молельне, погребали умерших на своем кладбище, и, благодаря еврейским купцам, Каинск стал главным перевалочным пунктом отправляемого за границу пушного товара.

Многие ссыльные евреи были холостые, но им не разрешали жениться на русских женщинах без принятия православия. Девушек-евреек в сибирских городах было очень мало, и особые сваты специально ездили в черту оседлости и привозили оттуда невест. За них уплачивали свату огромные деньги, иногда до 200 рублей и более - в зависимости от наружности невесты. В отчаянии каинские евреи стали просить, чтобы и им - по примеру прочих сибиряков - разрешили покупать привозимых из-за границы калмычек и жениться на них по еврейскому закону. Сибирские власти дали лестный отзыв о трудолюбии и безукоризненном образе жизни местных евреев, которые не желают жениться «на девках другого закона». И тогда в Петербурге постановили: «Евреи могут покупать или выменивать приводимых из-за границы женщин калмыцкого рода нехристианской веры и, обращая их в еврейский закон, сочетаться с ними браком». Перешедшие в еврейство жены-калмычки соблюдали законы еврейской веры, ходили в синагогу и мало чем отличались от прочих евреек. Только в 19 веке таким образом в иудаизм перешло более 10 тыс. калмычек.

Изредка попадали в Сибирь и вольные, «полезные для края» евреи и оставались там навсегда со своим потомством. Чаще всего это были винокуры, потому что местные мастера не владели секретами производства и их надо было еще обучить. Известен случай, когда лично Николай I – «в уважение к крайней необходимости» - разрешил винокурам Давыдовым поселиться на Иркутских заводах, но повелел взять с них подписку, что они «никого не склонят в еврейскую веру».

При Николае I в Сибирь стали посылать еврейских солдат и кантонистов. Со временем они обзаводились семьями, образовывали в городах еврейские общины и строили солдатские синагоги. В 1835 году власти выделили земли в Тобольской губернии и за Омском для расселения на пустующих окраинах России евреев-земледельцев. Намерения властей были поначалу самыми наилучшими: предполагали выстроить к прибытию поселенцев «избы из казенного леса», выделить по пятнадцати десятин «удобной земли на каждую душу мужского пола и снабдить каждое семейство за счет казны земледельческими орудиями, рабочим скотом и прочими необходимыми домашними вещами». Потомки этих колонистов расселились затем по всей Сибири и с гордостью подчеркивали свое происхождение: «Мы не ссыльные, - говорили они, - не «ноздреванные» какие-нибудь, мы вольные». В начале 20 века исследователь писал о них: «Еще в настоящее время можно встретить во многих селах Сибири старый тип еврея-земледельца - широкоплечего и высокого, коренастого, с загорелым лицом, одетого в русскую поддевку и говорящего чистым русским языком с сибирским акцентом. Многие из них и по сей день принимают близкое участие в делах схода, выбираются в сотники, сельские писари и старосты».

При Александре II некоторые категории евреев получили право селиться во внутренних губерниях России, в том числе и в Сибири. Они торговали там хлебом, ввозили скот из Монголии, снабжали необходимыми припасами районы приисков, занимались ремеслами, работали артелями по погрузке пароходов и железнодорожных вагонов, проникали в самые отдаленные места Сибири со своими товарами и во многом способствовали развитию малонаселенного края. Даже самый предвзятый исследователь признавал, что «для Сибири еврей пригоден и полезен», он «делается образцом и примером для неподвижного сибиряка-горожанина, которому есть чему у него поучиться», и он превращает каждый городок Сибири в торговый или промышленный центр.
Практически евреи не конкурировали тогда с местным населением, потому что всем хватало места и работы. Современник писал: «Коренное население, не знавшее ни дворянства, ни крепостничества, - народ смелый, здравомыслящий и честный. С евреем сибиряк живет в ладу; ни он, ни начальство не знают о существующих для евреев особенных законах». :friends:
С 1898 года право повсеместного жительства для привилегированных групп евреев перестало распространяться на Сибирь. В указе было записано: «Евреям приезд и водворение в Сибири воспрещается», и с этого момента они могли попасть туда лишь с разрешения местных властей. Многие рвались в Сибирь за куском хлеба, от скученности и голода черты оседлости, но их перехватывали по дороге, не разрешали оставаться даже на самое короткое время и немедленно высылали обратно. По всей Сибири установили особые кордоны на границах губерний, на пристанях и на железнодорожных станциях, где в паспортах приезжавших евреев ставили особый штамп – «въезд в сибирские города воспрещен». В еврейских общинах не хватало учителей, резников, раввинов, но получить разрешение на их приезд не было никакой возможности. Лишь евреи-каторжники и ссыльные имели привилегию - попасть в Сибирь и остаться там - навсегда. Доходило порой до абсурда: некий резник, проживший в Сибири 20 с лишним лет, достал удостоверение о том, что он - сосланный в Сибирь конокрад, и после этого получил право на постоянное жительство. Выходило так, что честный и порядочный еврей из черты оседлости не мог попасть в Сибирь никоим образом, но еврей-преступник попадал туда на законном основании. :crazy:
Чрезвычайно запутанное законодательство о евреях стало хорошей статьей дохода для местных чиновников. Они пугали сибирских евреев угрозой выселения - особенно перед еврейскими праздниками, сажали их в каталажки до окончательного выяснения вопроса и, конечно же, получали за освобождение соответствующие подношения. Еврейский вопрос всплывал всякий раз, когда какому-либо чиновнику надо было поправить свои финансовые дела. Это принимало иногда такие размеры, что даже из Петербурга одергивали полицейские управления, которые «слишком энергично начали выселять евреев» и могли подорвать экономику края. Порой местные жители противились выселению евреев. В Забайкальской области рабочие приисков снова призвали и скрывали от властей высланных евреев-торговцев, потому что в их отсутствие торговцы-неевреи стали брать с рабочих тройные цены. В Иркутске местные офицеры и жандармы прятали от полиции некоего еврея, мастера «офицерских принадлежностей», который подлежал выселению. И очень часто купцы или волостные правления просили оставить у них выселяемых евреев, этих «полезных и нужных» граждан, - но эти их пожелания расходились с тогдашней официальной политикой.

По переписи 1897 года в Сибири и на Дальнем Востоке оказалось тридцать три тысячи евреев-мужчин (следовательно их общее число с семьями – женами и детьми – было никак не менее 100 тыс. человек). Из них - по 3 тысячи в Иркутске и Томске, более тысячи в Омске, Красноярске и Чите, около 300 во Владивостоке и Благовещенске, 930 евреев в Каинске - при общем населении города в 6 тысяч человек, 127 евреев на Сахалине, и даже в якутском городе Верхоянске - 6. Стоит добавить, что в Сибири еще жили тысячи субботников, русский крестьян, исповедовавших иудаизм.
Разбросанные по огромной территории и оторванные от европейских единоверцев, они попали под местное влияние и образовали особый тип сибирских евреев. «Сибирские евреи, - писал очевидец, - плохо знали еврейскую грамоту, но были по-своему набожны. Они усвоили себе местные нравы и обычаи. Многие пили водку и играли в карты, а еврейские девушки в деревнях пели русские песни в хороводах; они вечно щелкали кедровые орешки, что называлось «сибирская беседа». :beer:
Исследователь жизни евреев Сибири писал: «Гостеприимство у сибирских евреев развито не менее, чем у сибиряков вообще... К вашим услугам будет и стол его, и квартира, он снабдит вас всеми необходимыми вам сведениями, члены его семьи будут ухаживать за вами, словом, вы встретите у него самый радушный прием... Приезжает в город какой-нибудь магид - проповедник, его окружают должным почетом, его «слово» охотно слушают, его обильно награждают. Сибирский еврей охотно жертвует на богоугодные заведения (особенно - Иерусалимские, Яффские), а также на постройку молитвенных домов... Нередки случаи, когда перед постройкой синагоги разъезжает уполномоченный по всей Сибири и собирает крупные пожертвования. Большинство молитвенных домов в Сибири - каменные, просторные, и хотя они не блещут особой красотой, тем не менее ими гордятся еврейско-сибирские общины. Они любят также украшать свои кладбища и воздвигать красивые памятники своим покойникам... Смешанные браки и переход в христианство весьма редко наблюдаются среди сибирских евреев... Сибиряк-еврей обладает весьма ценной чертой - чувством человеческого достоинства и отсутствием высокомерия. Характер у него - мягкий и прямой. Он никогда не скрывает своей принадлежности к еврейской нации, никогда не будет унижаться перед чиновником и не допустит обиды со стороны последнего».
Автор Кауфман Авраам Иосифович,человек с очень интересной биографией,с которой также стоит ознакомиться.
http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12011&query=КАУФМАН+АВРАХАМ+
Этингов(везде)Эттинген(Беларусь,Витебск,Забайкалье)Цинман(Иркутск)Вассерман(Иркутск,Кабанск,Улан-Удэ)Майзель(Забайкалье,Иркутск)Шрагер(Баргузин)Винокур(Баргузин)

Аватара пользователя
foxyboom
Сообщения: 349
Возраст: 52
Регистрация: 26.08.2009
Откуда: Россия
Поблагодарили: 11 раз

Об истории забайкальских еврейских общин.

#44 Сообщение foxyboom » 03 дек 2009, 11:20

Открываю этот раздел с надеждой обобщить материалы по забайкальским евреям.Думаю, что такая тема интересна многим форумчанам.В дальнейшем можно по отдельным еврейским общинам создать подразделы(Кабанск,Верхнеудинск,Чита,Сретенск,Баргузин и т.д.,а также по территориальной принадлежности прикрепить к ним небольшие).

Oдной из конфессий, укоренившихся в дореволюционном Забайкалье, являлось иудейство, которое исповедовали в подавляющем своем большинстве местные евреи. Первой устойчивой группой сибирского еврейского населения стали ссыльные (с середины XVIII в. ссылка евреев в Сибирь стала постоянной, в начале XIX в. они образовали небольшие колонии в ряде городов Западной и Восточной Сибири). Хотя существовал правительственный запрет на переселение евреев в Сибирь, однако с учетом недостатка здесь образованных людей, особенно врачей, в ряде случаев запрет снимался.
Резкий рост численности евреев в городах Забайкалья в 1905 г. объясняется их бегством от погромов, которые до Забайкальской области не докатились. Еще один приток евреев сюда будет иметь место весной - летом 1915 года. Шла Первая мировая война, и евреи как «неблагонадежные инородцы» высылались из прифронтовой полосы.
Довольно трудно строились взаимоотношения между властями Забайкальской области и еврейскими религиозными общинами. Достаточно сказать, что только в 1874 году Читинская еврейская община получила разрешение на постройку своего молитвенного дома от военного губернатора Забайкалья генерала И.К. Педашенко, хотя дом уже функционировал. В 1876 году молитвенный дом, с разрешения товарища министра внутренних дел князя Лобанова-Ростовского, открылся в с. Кабанском. В 1879 г. подобное разрешение получили верхне-удинские евреи, хотя их молитвенный дом существовал в 60-е гг. XIX в. Долго не разрешали власти открыть молитвенные дома в городах Баргузин и Нерчинск. Можно полагать, что именно поэтому ряд молитвенных домов в Забайкалье евреи открыли самовольно.Еврейские общества Забайкалья управлялись духовными правлениями (Чита - с 1875 г., Верхнеудинск - с 1892 г. и др.), согласно Уставу Духовных дел иностранных исповеданий. В 80-90-е гг. XIX в. здесь был введен институт раввинов: местной администрации он был необходим как ответственное лицо, отвечавшее за воспитание евреев в духе законопослушания и точном ведении метрических книг. Кроме того, только совершенные раввинами обряды у иудеев признавались действительными. В Забайкалье действительно подготовленных раввинов найти было трудно, хотя и здесь в молитвенных домах (синагогах) служили так называемые ученые евреи (Л.И. Шергов, С. Зазовский и др.).
Содержание молитвенных домов являлось довольно дорогим делом, и потому еврейские общества постоянно возглавляли видные купцы. Молитвенные дома забирали у общины 12-13% доходов, причем значительное жалованье выплачивалось раввинам и резникам. Так, в станице Сретенской раввин получал 2200 руб. в год (это составляло 50 процентов расходов общины). Кроме того, постоянной статьей расходов являлось регулярная помощь бедным евреям, что поддерживали раввины. В Чите было создано благотворительное общество (его еще в 1902 г. пытались открыть староста молитвенного дома Э.Н. Шерих, ученый еврей С. Зазовский, казначей А.Е. Гоберник и др.). Правда, только в 1913 г. оно открылось в одном из помещений бывшей деревянной синагоги и просуществовало до 1924 г. на деньги богатых жертвователей-евреев.
Забайкальские еврейские общины старались активно участвовать в национальном воспитании подрастающего поколения, дать ему настоящее еврейское образование. Подобное поначалу старались организовать при молитвенных домах (синагогах), в городах с более или менее компактно проживающим еврейским населением. Это особенно заметно в первом - втором десятилетиях XX в.: в 1908 г. открылся образцовый хедер в г. Верхнеудинске, в 1912 г. - еврейское училище в г. Чите, благодаря пожертвованиям еврейского купечества еврейско-русское училище появилось и в г. Баргузине. В 1916 году евреи указанных городов изъявили желание открыть национальные школы.Следует отметить, что еврейское население Забайкалья всегда являлось объектом внимания со стороны православной Забайкальской епархии. Последняя стремилась привлечь иудеев в лоно православной церкви, некоторые из них крестились, меняли фамилии на русские, жертвовали на постройку православных культовых зданий. Так, в 1898 г. православие приняли 16 евреев, в 1899 г. - 26, в 1900 г. - 16, в 1902 -19, в 1903 г. - 9, в 1905 г. - 18, в 1913 г. - 22 и др. Однако после Манифеста о началах веротерпимости 17 апреля 1905 г. начался обратный, хотя и несколько робкий, процесс возвращения евреев из православия в иудаизм. Так, в 1913 году это совершили двое евреев.
При Временном правительстве все молитвенные еврейские дома Забайкальской области продолжали свою деятельность, представители еврейских общин активно баллотировались и избирались в органы местной власти. По-прежнему работали различные общественные еврейские организации (культурные, спортивные, благотворительные).
Не закрывались еврейские молитвенные здания и во время краткосрочного существования Советской власти в Забайкалье 1918 г. Как и ранее, многие представители еврейской диаспоры вошли в качестве представителей в органы местной власти различного уровня.
Во время режима атамана Г.М. Семенова у руководства молитвенных еврейских домов в основном оставались прежние люди. Атаман не допускал еврейских погромов, активно привлекал финансовые возможности предпринимателей-евреев на свою сторону. Раввины и ученые евреи молитвенных домов приняли заметное участие в мероприятиях по укреплению белого режима, его армии, в частности, сборе средств в ее пользу. Многие еврейские юноши добровольцами вступали в белую армию (рота в составе 31 Читинского стрелкового полка). Справедливости ради отметим, что забайкальские евреи активно участвовали в антисеменовском движении.
В армии атамана Г.М. Семенова командование внимательно относилось к военнослужащим из числа евреев. Как правило, на Пасху их освобождали от несения службы на три-четыре дня, за которые они могли свободно посещать молитвенные дома.
Во времена Дальневосточной Республики помещение старого молитвенного дома (деревянное) отдали под клуб артиллерийского склада, строителей и кожевников. Здание еврейской школы занял под свои нужды пролетарский клуб Борохова. Основное здание молитвенного дома обслуживало нужды верующих до января 1930 года: тогда в нем разместили более 400 беженцев с КВЖД. http://atamanovka.ucoz.ru/publ/35-1-0-496
Этингов(везде)Эттинген(Беларусь,Витебск,Забайкалье)Цинман(Иркутск)Вассерман(Иркутск,Кабанск,Улан-Удэ)Майзель(Забайкалье,Иркутск)Шрагер(Баргузин)Винокур(Баргузин)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7622
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: Об истории евреев в Сибири (общая информация)

#45 Сообщение mod970 » 26 янв 2010, 22:45

Во всех современных исторических исследованиях по евреям Сибири однозначно подчеркивается толерантность сибирского общества к евреям, отсутствие бытового антисемитизма и пр. При этом приводятся ссылки на немногочисленные статьи конца 19 - нач. 20 вв. Оцифрованные копии старых газет предоставляют замечательный случай почитать разные первоисточники.
И надо заметить, что нашлось несколько интересных статей, о которых нет никаго упоминания в работах историков.
Например, в 2-х номерах подряд в редакционной статье, по полтора первых газетных листа в номере, газета "Сибирь" пишет такой заловок: "Евреи, как колонизаторы Сибири". Газета Сибирь издавалась очень известным деятелем сибирского просвещения Ядринцевым. И эта громадная передовица, подписананая "Осибирячившийся", была если и не написана им, то уж точно одобрена.

Вот несколько цитат:
"можно сказать, что ссылка и еврейство две вещи разные, то зло абсолютное неизбежное, а еврейство зло относительное и условное".
"Сибирь страна обширная, малонаселенная, ей нужны люди, но не евреи."
"Что же спрашивается, этот народ со своим излюбленным гешефтом: "кабацкой деятельностью и ростовщичеством" может принести Сибири. Строго говоря, ни в каком случае он не может быть прямым производителем, а только потребителем народного благосостояния."
"Вместо польского жида, явился бы жид сибирский и, быть может, гораздо худший, чем первый..."
Далее следуют просто грубые фразы с эпитетами типа "жадная саранча" и т.п.
А завершается статья "выводом" о крайней вредности разрешения свободного поселения евреев.

Эта статья не единична как в газете Сибирь, так и в другой сибирской периодике. И это полностью противоречит повторяемой всеми исследователями мантре о том, что только власти, да прямые конкуренты чинили препятствия евреям. Увы... , не только...
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
foxyboom
Сообщения: 349
Возраст: 52
Регистрация: 26.08.2009
Откуда: Россия
Поблагодарили: 11 раз

Re: Об истории евреев в Сибири (обшая информация)

#46 Сообщение foxyboom » 28 янв 2010, 01:34

mod970 писал(а):Томск

— губернский город. По переписи 1897 г. в Томском округе жителей свыше 275 тыс., евреев 3698; в том числе в Т. жит. более 50 тыс., евреев 3214. — До 1855 г. здесь находились евреи-солдаты, сыновья местных ссыльных, зачислявшиеся в кантонисты; находясь в кругу родных, они не составляли отдельной общины. В 1855 г. прибыла партия в 350 кантонистов, из которых незначительная часть осталась в еврействе. Кроме того, появились евреи в инвалидной, полицейской и пожарной командах. В 1865 г. насчитывалось в Т. более 50 солдат-евреев; оскорбленные тем, что в частном молитвенном доме с ними обходятся пренебрежительно, они устроили особую молельню, переведенную в 1872 г. в собственное здание. В Т. имеется (1910) евр. общественное училище с субботн. школой. — В 1905 г., после объявления манифеста 17 октября, произошел евр. погром. — Ср. Г. Цам, "История возникновения в Томске Военно-молитвенной солдатской школы", Томск, 1909. Раздел8.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Этингов(везде)Эттинген(Беларусь,Витебск,Забайкалье)Цинман(Иркутск)Вассерман(Иркутск,Кабанск,Улан-Удэ)Майзель(Забайкалье,Иркутск)Шрагер(Баргузин)Винокур(Баргузин)

domzha
Сообщения: 552
Регистрация: 08.09.2009
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: География мест проживания евреев в Сибири

#47 Сообщение domzha » 28 янв 2010, 12:36

Забайкальцы, баргузинцы!
Кто не видел, в "Иркутских губернских ведомостях" за 1877 г. с №6 по 49 и дальше, печатались Путевые заметки некоего П-р-нъ "От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы" - подробное описание всех аспектов Забайкалья тех времен (1867 г.). О евреях написано немного, и не очень автор их жалует, мягко говоря, но интересно понять, в какой среде они обитали.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7622
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: География мест проживания евреев в Сибири

#48 Сообщение mod970 » 29 янв 2010, 20:06

domzha писал(а):Забайкальцы, баргузинцы!
Кто не видел, в "Иркутских губернских ведомостях" за 1877 г. с №6 по 49 и дальше, печатались Путевые заметки некоего П-р-нъ "От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы" - подробное описание всех аспектов Забайкалья тех времен (1867 г.). О евреях написано немного, и не очень автор их жалует, мягко говоря, но интересно понять, в какой среде они обитали.

Я перепечатала в Ворд часть про Баргузин и Читканскую волость, но не полностью, т.к. там много чистой статитики, причем в очень занудной форме. А про евреев перепечатала, уж очень забавны вздохи о печальной судьбе Забайкалья по вине евреев...
Видела и про Кабанск, о котором очень положительныое описание.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7622
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: География мест проживания евреев в Сибири

#49 Сообщение mod970 » 30 янв 2010, 00:00

Из путевых заметок в ИГВ:
"Усть-Баргузинское селение (53° 26' с.ш. и 126°47'5'' в.д. П.м.) состоит из 3-х домов. Здесь были поселены скопцы. Но скопцы постепенно примерли, осталось только 2 человека.
От Усть-Баргузинской до Адамовской станции 22 3\4 версты.Отсюда дорога до самого Баргузина идет по правильной просеке. Тут девственная тайга, переполненная сплошным колодником и валежником. Вообще дорога почти ровная и крепкая. Направление дороги по правому берегу р. Баргузина, вверх по течению. ... Медведи частенько посещают адамовский станционный двор. От этой станции можно проехать на обывательских лошадях в с. Читкан, оставляя Баргузин в стороне. Недоезжая 10 верст до Баргузина по левую сторону гора Малая Шаманская. Затем спуск к р. Баргузин, подле которой дорога идет на расстоянии версты. Потом дорога снова идет лесом, преимущественно сосновым, с небольшой примесью березняка. Недоезжая до города 8 верст по левую сторону гора Большая Шаманская. Здесь довольно крутой спуск.
Баргузин (53° 37' с.ш. и 127° 27 5'' в.д. П.м.) на правом берегу р. Баргузин, основанный в 1648 г. сыном боярским Иваном Галкиным под именем баргузинского острога, представляет пародию на город. Скорее это дряная деревушка, если выбросить из неё 3-4 дома городской архитектуры, всё остальное покосилось, сгнило, скрипит, сквозит, почернело, повалилось и развалилось... Это происходит не от бедности, а от лености и распущености."

"Город Баргузин расположен на песчано-хрящеватой степи, вблизи гор, на тихой реке Баргузин. Речка эта имеет ямы (омуты) и говорят весьма глубокие даже до 10 сажен, в которых ловятся осетры. Город расположен неправильно, имеет 4 улицы. Посредине протекает речка (вернее ручей) Банная, выходящая из горного ущелья. На ней устроены два моста. Жители употребляют воду этой речки в пищу. По желобам и канавам она проведена во дворы и огороды. Город Баргузин занимает под своими невзрачными строениями, 12 десятин, 76 сажен. Скотского выгона 4,810 десятин, 2,226 саж. Лесу разных пород 278 днсятин. Под пашнями 30 десятин и покосами одноверстное расстояние. Но покосы эти покрываются водой и представляют болото, а потому неудобны.
Герб Баргузина раненый олень, бегущий по горам.
В городе полицейское управление, словесный суд и почтовое отделение.
В 1867 году было: домов общественных 2, частных 123, лавочек городских 7, частных 9 и питейных домов 9, всего 153. Житлей в городе в 1867 году считалось: дворян и чиновников 5 м. П., 5 ж. П., 10 об. Ч. ; духовенства и их детей 7 м., 7 ж., 14 об. пола; купцов 18 м., 8 ж., 26 об. пола; мещан 235 м., 221 ж., 456 об. пола; отставных и бессрочно-отпускных нижних чинов 4 м., 3 ж., 7 об. пола; казаков 13 м., 5 ж., 18 об. пола; разночинцев 38 м., 21 ж., 59 об. пола; государственных крестьян 25 м., 21 ж., 46 об. пола; итого 345 м.п., 291 ж.о., 636 об. Пола. Мужское население превышает женское на 54 души.
По вероисповеданию они разделялись: православных 285 м., 238 ж., 523 об. пола; евреев 60 м., 53 ж., 113 об. пола.
..Число ителлигенции об. пола т.е. дворян, духовенства и купцов , к остальному народонаселению будет относиться как 1:12. .... Еврейское население обоего пола относилось как 1:5. ...
В 1862 году в г. Баргузине считалось жителей: священо и церковно-служителей 8 м., 12 ж., 20 об. пола; купцов 27м., 23 ж, 50 об. пола; мещан и евреев 429 м., 394 ж, 823 об. пола; содат, казаков и разночинцев 15 м., 38 ж., 83 об. пола; государственных крестьян 21 м., 17 ж., 38 об. пола; итого 530 м.п., 484 ж.п., 1,014 об. пола.
Сравнить число жителей этого года с народонаселением за 1867 год, оказывается, что число жителей г. Баргузина, в течение 5 лет, вместо того чтобы увеличиться уменьшилосьна 378 д. об. пола... т.е. более чем на 1\3, ... Нельзя допустить, чтобы в пятилетний период не было прибыли населения, чрез рождения и чрез пришлый элемент. ... Сильное изменение произошло в цифре мещан, именно их уменьшилось на 367 об. пола., число купцов, об. пола, умешилось почти на половину. Что за причина, вызвавшая эту перемену к худшему?
Положим, что купеческие капиталы могли вследствие неблагоприятных торговых оборотов лопнуть, но лица лишившиеся капитала, должны поступить в мещане и потому увеличить этот элемент. Но в Баргузине этого не случилось. Ларчик открывается просто. В числе мещан есть и были всемирные космополиты евреи, которые почуяв своим чутким нюхом, легкую наживу в Чите, Верхнеудинске и других местах, выселелись из Баргузина в значительном числе, чтобы эксплуатировать доверчивого русака на новых местностях и высасывать из него соки, на которые и воздвигать себе дома и состояния.Влияние евреев сильно. Их пронырливость, наглость, изворотливость, неразборчивость в средствах давно известны. Их плодливость изумительна! Что будет дальше с нашим забайкальем, покажет время...
В 1867 г. считалось купеческих капиталов 1-й гильдии 1, 2-й гильдии 18 и торгующих по свидетельствам на мелочной торг 15. В числе купцов и вообще торгующих было много евреев. "
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7622
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: География мест проживания евреев в Сибири

#50 Сообщение mod970 » 06 фев 2010, 00:47

Карта Томского и Мариинского уездов Томской губернии - http://s09.radikal.ru/i182/0910/c3/7f67354e0bc6.jpg.

Евреи жили , в основном, в этих уездах и в Каинске.

Карта Томской губернии 1911 г.
http://s58.radikal.ru/i162/0910/62/274ed15b4b91.jpg

***
с форума ВГД
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7622
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: География мест проживания евреев в Сибири

#51 Сообщение mod970 » 06 фев 2010, 01:16

Карта Забайкальской области - http://r-img.fotki.yandex.ru/get/3804/s ... 8687f_orig.

Иркутской губерния и Забайкалье с обозначением крупнейших приисков -
http://r-img.fotki.yandex.ru/get/4006/s ... 56315_orig

***
С ВГД
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

domzha
Сообщения: 552
Регистрация: 08.09.2009
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: География мест проживания евреев в Сибири

#52 Сообщение domzha » 06 фев 2010, 19:49

Спасибо, очень полезные карты.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7622
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: География мест проживания евреев в Сибири

#53 Сообщение mod970 » 07 фев 2010, 02:49

Особенно меня заинтересовала эта карта:
priiskiJ.jpg

Почему из всех владельцев приисков отметили только 4-х, а из них 2 - Бутлицкий и Новомейский, не знаю. Но не поместить её не могла.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7622
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: География мест проживания евреев в Сибири

#54 Сообщение mod970 » 07 фев 2010, 12:11

Интересный и полезный сайт - http://baikalfoto.ru/content.htm.
Много информации, в том числе по всем географическим названиям и ссылки на сайты Иркутской, Читинской обл. и Бурятии.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7622
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: Об истории забайкальских еврейских общин.

#55 Сообщение mod970 » 19 фев 2010, 00:28

В Чите вышла интересная книга Чащина об истории Стретенска, б. казачье саницы на границе с Китаем, в которой проживала большая еврейская община.

Sretensk_oglavlenie.jpeg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
foxyboom
Сообщения: 349
Возраст: 52
Регистрация: 26.08.2009
Откуда: Россия
Поблагодарили: 11 раз

Re: Об истории евреев в Сибири

#56 Сообщение foxyboom » 13 май 2010, 02:39

Некоторые сведения из ежегодника Торгово- промышленный мир за 1916 год
1)Состав постоянной совещательной конторы золото- и платинопромышленников.
2)Иркутская биржа.
3)Читинская биржа.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Flyat Leonid
Сообщения: 656
Регистрация: 10.02.2010
Благодарил (а): 581 раз
Поблагодарили: 121 раз

Re: Об истории забайкальских еврейских общин.

#57 Сообщение Flyat Leonid » 13 май 2010, 15:01

[quote="mod970"]В Чите вышла интересная книга Чащина об истории Стретенска, б. казачье саницы на границе с Китаем, в которой проживала большая еврейская община.

Здравствуйте, mod970! Ваши сообщения возвращают меня чуть ли не на полвека в прошлое, когда я работал в Читинском Забайкалье. Правда, тогда "Стретенск" писали без первой "т". а в слове "саница" "т" всегда присутствовало. Ну, а если серьезно, вспоминаются люди. с которыми пришлось работать. Из потомков сибирских евреев, в первую очередь, запомнился Лебензон Леонид, славный человек. Видно, поэтому его никогда не ругали по - матушке, но зато величали по - батюшке, Моисеевичем. Он был выпускником ИрГУ, а т.к. сильно заикался, предпочел школе геофизику. К сожалению, его однофамильцев с сибирскими корнями здесь нет.
Другого сибиряка я встретил незадолго до отъезда из Читы. Даже точно и фамилию не помню: то ли ГАСКИН, то ли ГАСКИНД, а уж про имя-отчество и говорить нечего. Работал он тогда начальником полевой экспедиции Читинского филиала ЦНИГРИ. Специалистом-геологом он не был, но ценился, видимо. за хозяйственную хватку и ценные знакомства, помогавшие решать многие проблемы. Среди Ваших родственников такого не было? П.С. Знакомство 1961/2 гг. Л.Ф.

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7622
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: Об истории забайкальских еврейских общин.

#58 Сообщение mod970 » 13 май 2010, 15:37

Flyat Leonid писал(а):
mod970 писал(а):В Чите вышла интересная книга Чащина об истории Стретенска, б. казачье саницы на границе с Китаем, в которой проживала большая еврейская община.

Здравствуйте, mod970! Ваши сообщения возвращают меня чуть ли не на полвека в прошлое, когда я работал в Читинском Забайкалье. Правда, тогда "Стретенск" писали без первой "т". а в слове "саница" "т" всегда присутствовало. Ну, а если серьезно, вспоминаются люди. с которыми пришлось работать. Из потомков сибирских евреев, в первую очередь, запомнился Лебензон Леонид, славный человек. Видно, поэтому его никогда не ругали по - матушке, но зато величали по - батюшке, Моисеевичем. Он был выпускником ИрГУ, а т.к. сильно заикался, предпочел школе геофизику. К сожалению, его однофамильцев с сибирскими корнями здесь нет.
Другого сибиряка я встретил незадолго до отъезда из Читы. Даже точно и фамилию не помню: то ли ГАСКИН, то ли ГАСКИНД, а уж про имя-отчество и говорить нечего. Работал он тогда начальником полевой экспедиции Читинского филиала ЦНИГРИ. Специалистом-геологом он не был, но ценился, видимо. за хозяйственную хватку и ценные знакомства, помогавшие решать многие проблемы. Среди Ваших родственников такого не было? П.С. Знакомство 1961/2 гг. Л.Ф.



Про книгу Чащина мне сообщил потомок известной еврейской сретенской фамилии.
Спасибо, Леонид, за Вашу память. Если честно, в Чите у меня есть только виртуальные знакомые. Я никогда не бывала на родине\родинах предков. Разве что в Гродно, но тогда я не имела понятия, что там и мои корни... :ooops:

Не знаю, что такое ЦНИГРИ, но Гаскин в Чите обязан быть моим родственником. :crazy: Хотя это родство не кровное, но уж очень тесное с Бутлицкими. :friends: К сожалению, те, кто знает сибирских потомков Гаскиных , высказывая горячее желание включиться в процесс, по сухому остатку инертны. М.б. когда-нибудь и дождусь их более активного участия, тогда и выясним место этого нач. полевой экспедиции на Древе. :Search:
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
foxyboom
Сообщения: 349
Возраст: 52
Регистрация: 26.08.2009
Откуда: Россия
Поблагодарили: 11 раз

Re: Об истории евреев в Сибири

#59 Сообщение foxyboom » 14 май 2010, 20:18

Выписка из Сибирского торгово -промышленного календаря за 1902 год
Для пробы выписал купцов по городу Иркутску, исключив явно неотносящихся к евр.национальности.Если эта выписка вызовет интерес,готов продолжить по другим городам,возможно в каком-либо новом тематическом подразделе по сибирским купцам.
Иркутск
купцы 1 гильдии
Дубников Исай Самуилович-мануф.товары
Эренбург Борис Григорьевич-представитель сах.зав.Бродского
Кальмеер Р.С.-модно мануф. галант.тов.,гот.платье,белье,зол. и брил.вещи и др.тов.
Кальмеер Семен Семенович-модные и мануф.товары
Мерецкий Лейба Борисович-гот.платье
Новомейский Захарий Зунделевич-торг.разн.товарами
Патушинский Яков Григорьевич-винокур и торг.
Патушинский Борис Григорьевич-торговля мехами и винокур
Пастернак Лазарь Савельевич-подряд.
Патушинский Аарон Соломонович-торговля мясом
Рейхбаум Яков Моисеевич-галант.товары
Рофильзон Авраам Рафаилович-гот.платье и зол.вещи
Файнберг Исай Матвеевич-комисс.
Шепшелевич Абрам Леонтьевич-поставщ.товаров
Штамбок Давид Яковлевич-бакал.товары
2 гильдии
Барухсон Е.Б.-мыловар.завод
Виник И.-хлебн.дело
Витковская Ксения Иосиф.-типогр.
Гершгорин Лейба Борис.-гот.платье
Гершгорин Мих. Борис.-шапочн.товары
Дорфман Фраим Мошкович-шапки
Дусяцкий Леонтий Ицкович-желез.товары
Жарникова Августа Иосиф.-аптека
Зисман И.С.-парикм.магаз.
Калугский С.М.-галант. и скоб.товары и мебель
Кобрицкий С.И.-бак.и вин. торговля
Камов Давид Захар.-то же
Кукс Вульф Срульевич-галант. и скоб.тов.
Корот Рувим Богдан.-разн.тов.
Лонцих Вениам.Моис.-разн.тов.
Лейбович Рафаил Алексеев.-типогр. и произв.кауч.штемпел.
Лоцман Абрам Израил.-торг.краской и стекл.
Лейбин Абрам Анис.-зав.минер.воды
Минский Моисей Исаевич-спич.фабр. под фирмой"Тов-во Ротов и Минский"
Минкевич Иос.Антон.-галант.
Мордухович Мордух Гиршев.-скоб.
Миндалевич Анан.Исаев.-железн.
Миндалевич Вульф Исаев.-бакал.
Мужецкий Анан.Ив.-разн.тов.
Помус З.И.-разн.тов.
Перцель Яков Моисеев.-дрож.завод
Писаревский Иос.Григ.-аптека
Панкониер В.И.-кондит.
Розенберг Абрам Марков.-комисс.зол.
Рубанович Абрам Лейзер.-скоб.товары
Рафильзон Марья Абрам.-гот.платье и зол.изделия
Ров Аарон Ицкович-жиров. тов
Тышковский Яков Яков.-гот.платье
Тышковский Абрам Юрьев.-гот.платье
Флекель Моисей Исаев.-галант.
Фауштейн Павел Петр.-разн.товары
Хославский Бенциан Иосел.-комисс.
Хотимский Семён Борис.-виноторг.
Ходкевич Стан.Бронис.-кондит.
Цукасов Моисей Меерович -обувь
Цимерский Леоп.Михайл.-галант. и канц. тов.
Шнейдерман Герш Мовш.-шапочн.изд.
Шимановский-торг. зол. и брилл. изд.
Штамбок Як.Давид.-бакал.тов.
Шнейдерман Илья Гирш.-гот.платье
Ямпольский Борис Клем.-комисс.конт.
далее написано-кроме этих фирм есть ещё более 200,торгующих по свид.,перечисление котор.затруднительно.

Аватара пользователя
Novomeysky
Сообщения: 940
Возраст: 73
Регистрация: 13.09.2009
Откуда: Ekaterinburg Russia
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: Об истории евреев в Сибири

#60 Сообщение Novomeysky » 15 май 2010, 07:09

foxyboom писал(а):Выписка из Сибирского торгово -промышленного календаря за 1902 год
Для пробы выписал купцов по городу Иркутску
Иркутск
Новомейский Захарий Зунделевич-торг.разн.товарами
Шепшелевич Абрам Леонтьевич-поставщ.товаров
Цукасов Моисей Меерович -обувь

Спасибо большое, Андрей! Очень много знакомых по Баргузину фамилий, из них трое "моих", которые очень меня заинтересовали. Про первых двоих (со знакомыми отчествами) я ничего раньше не встречал, а Цукасов везде у меня фигурировал только как Моисей Минеевич, а здесь другое отчество, хотя обувью занимался именно он.
Еврейские фамилии: Новомейский, Левитин, Цукасов, Каминер, Фризер, Самсонович, Шмуйлович, Вехтер, Рапопорт.


Вернуться в «Еврейские общины России»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей