Торопец
Добавлено: 20 дек 2017, 00:56
Торопец --- уездный город с тысячелетней истории на краю нынешней Тверской области.
До революции находился в Псковской губернии, но до постройки Бологое-Полоцкой железнодорожной линии географически и экономически был скорее связан с Велижем и Витебском посредством речного сообщения по Торопе и Западной Двине.
С рекой же был связана была и главная отрасль промышленности региона ---- лесная.
Город сохранил ядро застройки XIX века и даже немного XVIII века и гордится домом, в котором провел детские годы патриарх Тихон (Василий Беллавин).
Дом, в котором родился дрессировщик Николай Павлович Гладильщиков (1895-1980) также до сих пор смотрит на воды озера Соломено.
Фотографиями города можно полюбоваться, например, вот здесь:
https://varandej.livejournal.com/281890.html
Знаменитыми евреями-уроженцами города, Торопец похвастаться не может, скорее, наоборот. Однако на краеведческих сайтах зачем-то упоминают, что следователь Лев Романович Шейнин (1906-1968) провел детство начинал свою литературную (и не только) деятельность в этом городе.
Достойны упоминания имеющий торопецкие корни поэт Михаил Генделев (1950-2008),
школьный учитель А.Р. Майзелис (1921-2005) и контр-адмирал А.К. Усыскин(1908-1999).
Кроме того, в Торопце с какого-то момента до революции жила семья отца известного СПб краеведа Аркадия Файвишевича Векслера.
Духовным раввином в 1915 году был Лейба Конторович, сын которого Зяма (1915-1990) стал крупным деятелем в нефтяной промышленности СССР.
Торопец находился в оккупации пять месяцев: с 29.08 по 21.01.
Так что большая часть еврейского населения смогла эвакуироваться и в братской могиле лежат 75 человек, раcстрелянных в ноябре 1941. Таким образом, семейные кланы не были вычищены под корень как в других местах (Латвии, например), благодаря чему немало инфомации дают современные генеалогические сайты myheritage и geni.
К сожалению, сведения, которые удается обнаружить по истории Торопецкой
Еврейской общины--- отрывочные.
Рождения (по крайней мере до начала 20 века) регистрировались Псковским казенным раввином, и в Псковском архиве документы не сохранились.
Имеется примерно 400 оригиналов листов переписи 1897, но для города с населением более 7000 человек, из которых 8% евреев --- это не слишком значительная часть, в лучшем случае треть.
По крайней мере, ровно 100 листов относятся к острову в устье р. Уклеинки и там среди примерно 40 семей всего 5 еврейских.
Наиболее значительная еврейская семья, имеющая отношению к Торопцу по касательной упоминается в статье А. Хаеша http://berkovich-zametki.com/Nomer10/Chaesh1.htm
посвященной еврейской общине Великих Лук. Там указывается, что около 1874г. Шая Берков Берлин перечислился в Торопецкие 1-й гильдии купцы и занимался лесным бизнесом. Он, его старший брат Залман и племянник Бейнус Залманов были весьма заметными землевладельцами в регионе.
В 1908 году Шая умер, а Залман и Бейнус числились СПб купцами 1-й гильдии и жили в Риге. В следующем году родился сын приемного внука Шаи --- сэр Исайя Берлин, который вспоминал 8 месяцев, проведенных в Андреаполе в 1915-1916 году после эвакуации из Риги в место расположения фабрики своего отца.
Очевидно, его родственники внучатые племянники Залмана Берковича,
Лейба и Меер Берковичи закончили в 1916 году дополнительный класс Торопецкого реального училища и поступили в СПб в высшие учебные заведения.
Про лесную промышленность есть любопытный абзац в статье “путешествие в город Велиж” внучатого племянника контр-адмирала Усыскина:
“семья его отца, а моего прадеда жила несколько выше по Двине (Андреаполь, Старая Торопа, Нелидово и т. д.), Велиж был для них центром — туда ездили рожать, лечиться, учиться и т. п. Возможно, в значительной степени виновата в этом была пресловутая черта оседлости: все упомянутые мною местечки относились тогда не то к Тверской, не то к Псковской губернии — евреям там, вообще говоря, селиться не позволялось, и моя родня жила в тех местах потому лишь, что относилась к статусному исключению — это были люди, находящиеся в прямом услужении у еврейского купца первой гильдии по фамилии, кажется, Голодец. Понятно, что таких исключений было не особенно много, ибо на то они и исключения — согласно семейным преданиям, длительное время прадед обслуживал лесопилку в деревне, где кроме них была еще одна только еврейская семья. Хозяин же лесопилки управлял своим бизнесом, включавшим комплексную лесозаготовку и последующий лесосплав по Двине, само собой, из Велижа”.
Другой пример, с противоположной стороны социального спектра, нежели купцы Берлины, раннего упоминания еврейского присутствия в регионе:
В деле РГИА о праве на проживание в Торопецком уезде в 1909г:
Велижский мещанин Мендель Залмонов Каплунов (42 г.) проживает и родился (!) в с. Ново-Покровское Туровской волости Торопецкого уезда, занимался шорным ремеслом.
Семья --- отец, Залман Иоселев Каплунов (76 лет) и в прошении сказано, что он родился там же, жена Сара 38 лет, сын Моисей (нетрудоспособный) 19л, Иосель 18л, Нохум-Монес 5 недель, Дина-Рива 11 лет, Элька 6 лет.
Если верить документу, то эта семья Каплуновых проживала близ Торопца еще в 1830-х годах, до всяческого закручивания гаек.
Наверное, этот пример не единичный и несколько семей велижских мещан проживало в Торопце и поблизости десятилетиями.
Среди велижских мещанских фамилий широко представленных в Торопце встречаются переплетенные браками друг с другом Генделевы, Каплуновы, Нерославские, Ершовы, Заборовы, а также Ериховы и Бавельские. Также в Торопце проживали представители семей Прудинских и Бесяковых, также связанных браком. Известны также семьи Шохтовых, Бородулиных также переселившиеся в Торопец еще в 19 веке.
Две семьи Рапопортов. Родившийся в Торопце сын витебского мещанина часовых дел мастера Израиля Файбисовича Рапопорта 50 лет назад оставил скудные, но уникальные воспоминания: http://rapoport.narod.ru/open.html
Про некоторые из этих мещанских семей дополнительная информация будет сообщена ниже.
Ясно, что по купеческие семьи информации немножко больше, поэтому про них будут отдельные сообщения.
А в заглавном посту я напишу два слова про отставных рядовых старого рекрутского набора.
Обычно они составляли ядро еврейской общины в городках вне черты оседлости.
Кажется, что в Торопце это не совсем так.
Достоверно известно пока только семейство Лейзера Шлемовича Безпрозванного, у которого, начиная с конца 1860-х годов родились четыре сына и дочь.
Кроме этого, в документе 1893 года в списке гостей, пришедших на праздник Симхат-Тора, упоминается Торопецкий мещанин Петр Петрович Девирц и Велижский мещанин Юдель Девирц.
Это упоминание должно означать, что Петр Петрович Девирц --- также, по-видимому, из отставных рядовых (или же выкрест, продолжающий соблюдать еврейские традиции, я предпочитаю верить в первое).
Потомки торопецких Девирц до сих пор проживают в Петербурге и Москве.
Кстати, наверное, тот же Юда Девирц упоминается в списке закончивших в 1872 году Велижское казенное 2-классное еврейское училище.
До революции находился в Псковской губернии, но до постройки Бологое-Полоцкой железнодорожной линии географически и экономически был скорее связан с Велижем и Витебском посредством речного сообщения по Торопе и Западной Двине.
С рекой же был связана была и главная отрасль промышленности региона ---- лесная.
Город сохранил ядро застройки XIX века и даже немного XVIII века и гордится домом, в котором провел детские годы патриарх Тихон (Василий Беллавин).
Дом, в котором родился дрессировщик Николай Павлович Гладильщиков (1895-1980) также до сих пор смотрит на воды озера Соломено.
Фотографиями города можно полюбоваться, например, вот здесь:
https://varandej.livejournal.com/281890.html
Знаменитыми евреями-уроженцами города, Торопец похвастаться не может, скорее, наоборот. Однако на краеведческих сайтах зачем-то упоминают, что следователь Лев Романович Шейнин (1906-1968) провел детство начинал свою литературную (и не только) деятельность в этом городе.
Достойны упоминания имеющий торопецкие корни поэт Михаил Генделев (1950-2008),
школьный учитель А.Р. Майзелис (1921-2005) и контр-адмирал А.К. Усыскин(1908-1999).
Кроме того, в Торопце с какого-то момента до революции жила семья отца известного СПб краеведа Аркадия Файвишевича Векслера.
Духовным раввином в 1915 году был Лейба Конторович, сын которого Зяма (1915-1990) стал крупным деятелем в нефтяной промышленности СССР.
Торопец находился в оккупации пять месяцев: с 29.08 по 21.01.
Так что большая часть еврейского населения смогла эвакуироваться и в братской могиле лежат 75 человек, раcстрелянных в ноябре 1941. Таким образом, семейные кланы не были вычищены под корень как в других местах (Латвии, например), благодаря чему немало инфомации дают современные генеалогические сайты myheritage и geni.
К сожалению, сведения, которые удается обнаружить по истории Торопецкой
Еврейской общины--- отрывочные.
Рождения (по крайней мере до начала 20 века) регистрировались Псковским казенным раввином, и в Псковском архиве документы не сохранились.
Имеется примерно 400 оригиналов листов переписи 1897, но для города с населением более 7000 человек, из которых 8% евреев --- это не слишком значительная часть, в лучшем случае треть.
По крайней мере, ровно 100 листов относятся к острову в устье р. Уклеинки и там среди примерно 40 семей всего 5 еврейских.
Наиболее значительная еврейская семья, имеющая отношению к Торопцу по касательной упоминается в статье А. Хаеша http://berkovich-zametki.com/Nomer10/Chaesh1.htm
посвященной еврейской общине Великих Лук. Там указывается, что около 1874г. Шая Берков Берлин перечислился в Торопецкие 1-й гильдии купцы и занимался лесным бизнесом. Он, его старший брат Залман и племянник Бейнус Залманов были весьма заметными землевладельцами в регионе.
В 1908 году Шая умер, а Залман и Бейнус числились СПб купцами 1-й гильдии и жили в Риге. В следующем году родился сын приемного внука Шаи --- сэр Исайя Берлин, который вспоминал 8 месяцев, проведенных в Андреаполе в 1915-1916 году после эвакуации из Риги в место расположения фабрики своего отца.
Очевидно, его родственники внучатые племянники Залмана Берковича,
Лейба и Меер Берковичи закончили в 1916 году дополнительный класс Торопецкого реального училища и поступили в СПб в высшие учебные заведения.
Про лесную промышленность есть любопытный абзац в статье “путешествие в город Велиж” внучатого племянника контр-адмирала Усыскина:
“семья его отца, а моего прадеда жила несколько выше по Двине (Андреаполь, Старая Торопа, Нелидово и т. д.), Велиж был для них центром — туда ездили рожать, лечиться, учиться и т. п. Возможно, в значительной степени виновата в этом была пресловутая черта оседлости: все упомянутые мною местечки относились тогда не то к Тверской, не то к Псковской губернии — евреям там, вообще говоря, селиться не позволялось, и моя родня жила в тех местах потому лишь, что относилась к статусному исключению — это были люди, находящиеся в прямом услужении у еврейского купца первой гильдии по фамилии, кажется, Голодец. Понятно, что таких исключений было не особенно много, ибо на то они и исключения — согласно семейным преданиям, длительное время прадед обслуживал лесопилку в деревне, где кроме них была еще одна только еврейская семья. Хозяин же лесопилки управлял своим бизнесом, включавшим комплексную лесозаготовку и последующий лесосплав по Двине, само собой, из Велижа”.
Другой пример, с противоположной стороны социального спектра, нежели купцы Берлины, раннего упоминания еврейского присутствия в регионе:
В деле РГИА о праве на проживание в Торопецком уезде в 1909г:
Велижский мещанин Мендель Залмонов Каплунов (42 г.) проживает и родился (!) в с. Ново-Покровское Туровской волости Торопецкого уезда, занимался шорным ремеслом.
Семья --- отец, Залман Иоселев Каплунов (76 лет) и в прошении сказано, что он родился там же, жена Сара 38 лет, сын Моисей (нетрудоспособный) 19л, Иосель 18л, Нохум-Монес 5 недель, Дина-Рива 11 лет, Элька 6 лет.
Если верить документу, то эта семья Каплуновых проживала близ Торопца еще в 1830-х годах, до всяческого закручивания гаек.
Наверное, этот пример не единичный и несколько семей велижских мещан проживало в Торопце и поблизости десятилетиями.
Среди велижских мещанских фамилий широко представленных в Торопце встречаются переплетенные браками друг с другом Генделевы, Каплуновы, Нерославские, Ершовы, Заборовы, а также Ериховы и Бавельские. Также в Торопце проживали представители семей Прудинских и Бесяковых, также связанных браком. Известны также семьи Шохтовых, Бородулиных также переселившиеся в Торопец еще в 19 веке.
Две семьи Рапопортов. Родившийся в Торопце сын витебского мещанина часовых дел мастера Израиля Файбисовича Рапопорта 50 лет назад оставил скудные, но уникальные воспоминания: http://rapoport.narod.ru/open.html
Про некоторые из этих мещанских семей дополнительная информация будет сообщена ниже.
Ясно, что по купеческие семьи информации немножко больше, поэтому про них будут отдельные сообщения.
А в заглавном посту я напишу два слова про отставных рядовых старого рекрутского набора.
Обычно они составляли ядро еврейской общины в городках вне черты оседлости.
Кажется, что в Торопце это не совсем так.
Достоверно известно пока только семейство Лейзера Шлемовича Безпрозванного, у которого, начиная с конца 1860-х годов родились четыре сына и дочь.
Кроме этого, в документе 1893 года в списке гостей, пришедших на праздник Симхат-Тора, упоминается Торопецкий мещанин Петр Петрович Девирц и Велижский мещанин Юдель Девирц.
Это упоминание должно означать, что Петр Петрович Девирц --- также, по-видимому, из отставных рядовых (или же выкрест, продолжающий соблюдать еврейские традиции, я предпочитаю верить в первое).
Потомки торопецких Девирц до сих пор проживают в Петербурге и Москве.
Кстати, наверное, тот же Юда Девирц упоминается в списке закончивших в 1872 году Велижское казенное 2-классное еврейское училище.