Велиж Смоленской области

Модератор: Mike_m

Ответить
Сообщение
Автор
Евгения52
Сообщения: 616
Зарегистрирован: 06.09.2011
Откуда: Израиль, Беэр Шева
Благодарил (а): 112 раз
Поблагодарили: 225 раз

Велиж. Смоленская область

#41 Евгения52 » 30 июн 2017, 21:12

Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)

oztech
Сообщения: 8970
Зарегистрирован: 01.09.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 578 раз
Поблагодарили: 3443 раза

Велиж. Смоленская область

#42 oztech » 30 июн 2017, 22:42

Евгения52, а картинки обязательно нужно скачивать к себе на компьютер? Не получается просто их смотреть, по ссылке перехожу на сайт radikal.ru - и что дальше делать?
Григорий

Аватара пользователя
MOCKBA
Сообщения: 5974
Зарегистрирован: 23.01.2016
Откуда: Америка
Благодарил (а): 2026 раз
Поблагодарили: 2336 раз

Велиж. Смоленская область

#43 MOCKBA » 30 июн 2017, 22:50

Между "Ж" и "К" тоже было?
Гоникберг (Могилев-Подольский, Ушицкий уезд, и повсюду), Прусс, Черницкий(Городок Витебской), Пальман (Витебск), Богин, Рудерман (Минск), Лапицкий (Копысь, Киев)

Alexey_VB
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 07.10.2016
Благодарил (а): 133 раза
Поблагодарили: 129 раз

Велиж. Смоленская область

#44 Alexey_VB » 30 июн 2017, 22:54

вообще нет фамилий на букву "К", а ведь интересует. и на "Б" нужной фамилии не обнаружил, но новости 1919 года занятные. почему такой список заинтресовал/понадобился? уже все предки в фамильном дереве есть и остается только третьестепенные детали уточнять?
Зыман (Сувалки, Гродно), Бородкин (Белая Церковь, Харьков), Мельницкий (Сувалки, Гродно), Гуревич (Мстиславль, Гадяч), Гофман (Ромны, Гадяч)

Евгения52
Сообщения: 616
Зарегистрирован: 06.09.2011
Откуда: Израиль, Беэр Шева
Благодарил (а): 112 раз
Поблагодарили: 225 раз

Велиж. Смоленская область

#45 Евгения52 » 30 июн 2017, 23:03

Я разместила все, что у меня есть, 6 газетных страниц. Размещала через радикал, я знаю, что где-то радикал не видно, предложите другой вариант размещения картинок.
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)

Дрецкины (Поречье, Велиж)

Шер (Чериков)

Бейнин (Чериков)

Хайкины (Гомель)

Соркины (Чечерск)

oztech
Сообщения: 8970
Зарегистрирован: 01.09.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 578 раз
Поблагодарили: 3443 раза

Велиж. Смоленская область

#46 oztech » 30 июн 2017, 23:23

Евгения52 писал(а): Размещала через радикал, я знаю, что где-то радикал не видно,
А я на самом деле не знаю, видно или нет. Просто перехожу по ссылке на радикал, а что дальше делать - не знаю, там как в лесу
Григорий

Евгения52
Сообщения: 616
Зарегистрирован: 06.09.2011
Откуда: Израиль, Беэр Шева
Благодарил (а): 112 раз
Поблагодарили: 225 раз

Велиж. Смоленская область

#47 Евгения52 » 01 июл 2017, 00:45

oztech,думаю, это провайдер Ваш не пропускает радикал... Давайте в личку пришлю. Или посмотрю. Вас какие фамилии интересуют?
MOCKBA писал(а): Между "Ж" и "К" тоже было?
Увы, все, что было...
Мне нужны были другие буквы, я все даже не проверила. Может быть, попробовать библиотеку запросить? Деньги заплачены...
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)

Дрецкины (Поречье, Велиж)

Шер (Чериков)

Бейнин (Чериков)

Хайкины (Гомель)

Соркины (Чечерск)

Евгения52
Сообщения: 616
Зарегистрирован: 06.09.2011
Откуда: Израиль, Беэр Шева
Благодарил (а): 112 раз
Поблагодарили: 225 раз

Велиж. Смоленская область

#48 Евгения52 » 01 июл 2017, 00:47

Alexey_VB писал(а): вообще нет фамилий на букву "К", а ведь интересует. и на "Б" нужной фамилии не обнаружил, но новости 1919 года занятные. почему такой список заинтресовал/понадобился? уже все предки в фамильном дереве есть и остается только третьестепенные детали уточнять?
Меня интересует семья Дрецкиных. В этом списке Дрецкина не оказалось. Ну и вдруг бы Нахмансоны появились?
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)

Дрецкины (Поречье, Велиж)

Шер (Чериков)

Бейнин (Чериков)

Хайкины (Гомель)

Соркины (Чечерск)

Alexey_VB
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 07.10.2016
Благодарил (а): 133 раза
Поблагодарили: 129 раз

Велиж. Смоленская область

#49 Alexey_VB » 01 июл 2017, 01:07

Евгения52 писал(а): Я разместила все, что у меня есть, 6 газетных страниц. Размещала через радикал, я знаю, что где-то радикал не видно, предложите другой вариант размещения картинок.
Самое простое - это файлы в "облаке" и на форуме разместить ссылку для доступа к "облаку".
в Радикале есть выбор показа фото: "для форума" или "увеличение по клику" - лучше подходит. и в опциях разрешить доступ к фото надо.
Последний раз редактировалось Alexey_VB 01 июл 2017, 01:20, всего редактировалось 4 раза.
Зыман (Сувалки, Гродно), Бородкин (Белая Церковь, Харьков), Мельницкий (Сувалки, Гродно), Гуревич (Мстиславль, Гадяч), Гофман (Ромны, Гадяч)

Alexey_VB
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 07.10.2016
Благодарил (а): 133 раза
Поблагодарили: 129 раз

Велиж. Смоленская область

#50 Alexey_VB » 01 июл 2017, 01:12

Евгения52 писал(а):
Alexey_VB писал(а): вообще нет фамилий на букву "К", а ведь интересует. и на "Б" нужной фамилии не обнаружил, но новости 1919 года занятные. почему такой список заинтресовал/понадобился? уже все предки в фамильном дереве есть и остается только третьестепенные детали уточнять?
Меня интересует семья Дрецкиных. В этом списке Дрецкина не оказалось. Ну и вдруг бы Нахмансоны появились?
мне просто интересен ход мысли/поисков: как догадались искать в газетах и что именно в газетах хотели найти?
Все другие варианты поисков (ГАСО, архив ЗАГСа, исследователи) не дали результатов?
Зыман (Сувалки, Гродно), Бородкин (Белая Церковь, Харьков), Мельницкий (Сувалки, Гродно), Гуревич (Мстиславль, Гадяч), Гофман (Ромны, Гадяч)

Евгения52
Сообщения: 616
Зарегистрирован: 06.09.2011
Откуда: Израиль, Беэр Шева
Благодарил (а): 112 раз
Поблагодарили: 225 раз

Велиж. Смоленская область

#51 Евгения52 » 01 июл 2017, 09:21

Alexey_VB писал(а):
Евгения52 писал(а): Я разместила все, что у меня есть, 6 газетных страниц. Размещала через радикал, я знаю, что где-то радикал не видно, предложите другой вариант размещения картинок.
Самое простое - это файлы в "облаке" и на форуме разместить ссылку для доступа к "облаку".
в Радикале есть выбор показа фото: "для форума" или "увеличение по клику" - лучше подходит. и в опциях разрешить доступ к фото надо.
Пожалуй, сделаю в облаке. Спасибо!
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)

Дрецкины (Поречье, Велиж)

Шер (Чериков)

Бейнин (Чериков)

Хайкины (Гомель)

Соркины (Чечерск)

Евгения52
Сообщения: 616
Зарегистрирован: 06.09.2011
Откуда: Израиль, Беэр Шева
Благодарил (а): 112 раз
Поблагодарили: 225 раз

Велиж. Смоленская область

#52 Евгения52 » 01 июл 2017, 09:29

Alexey_VB, именно об этих списках кто-то упомянул, я отыскала газеты в библиотеке. Показалось интересным.
В Смоленский архив пока не обращалась, в НИАБ и Витебском была лично, из Псковского получила отрицательный ответ. С исследователями я вопрос обсуждала, считают, что в архивах я вряд ли еще найду что-то.
Архивы ЗАГСа - этот путь не анализировала... Только я не очень понимаю, что я в них могу найти? Дед родился в 1889, его брат в 1897. Разве что в Витебский архив ЗАГСа обратиться и поискать записи о смерти сестры деда? Но я уже писала, я не уверена, что она умерла в Витебске и не знаю годы, могу только гадать по косвенным данным.
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)

Дрецкины (Поречье, Велиж)

Шер (Чериков)

Бейнин (Чериков)

Хайкины (Гомель)

Соркины (Чечерск)

Евгения52
Сообщения: 616
Зарегистрирован: 06.09.2011
Откуда: Израиль, Беэр Шева
Благодарил (а): 112 раз
Поблагодарили: 225 раз

Велиж. Смоленская область

#53 Евгения52 » 01 июл 2017, 14:31

По этой ссылке расположен альбом с газетой
https://goo.gl/photos/WivHuWS5Z2BqSWv96
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)

Дрецкины (Поречье, Велиж)

Шер (Чериков)

Бейнин (Чериков)

Хайкины (Гомель)

Соркины (Чечерск)

oztech
Сообщения: 8970
Зарегистрирован: 01.09.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 578 раз
Поблагодарили: 3443 раза

Велиж. Смоленская область

#54 oztech » 01 июл 2017, 14:40

Спасибо, стало гораздо удобней, во всяком случае, лично мне.
Григорий

mikev
Сообщения: 1776
Зарегистрирован: 12.05.2016
Откуда: SPB=>NYC
Благодарил (а): 511 раз
Поблагодарили: 410 раз

Велиж. Смоленская область

#55 mikev » 01 июл 2017, 19:45

Евгения52 писал(а): Alexey_VB, именно об этих списках кто-то упомянул, я отыскала газеты в библиотеке. Показалось интересным.
Вторичные источники типа газет иногда рождают очень интересную информацию, но как правило только если уже есть что-то из первичных источников.

В Велиже первичные источники могут сработать очень хорошо -- или нет -- предсказать сложно. Например фамилия "Эфрос" в Велиже сработала, совмещение
первичных источников из разных архивов привело к полному дереву. А фамилия "Этинген" -- не очень.
Причем обе фамилии имели приписку в Велиже, и явно жили там с времен офамиливания.
Почему так? Да просто, Этингены усердно из Велижа уезжали, и к 1900г их там не было похоже вообще... а Велижские Эфросы сидели на месте большей частью и
начали распространяться только к концу 19го века.
Почему две фамилии вели себя по-разному? Социальный статус, купцы более мобильны, да и их некупеческие родственники какие-то деньги имели.

Т.е. если семья была изначально Велижской и не была купеческой или раввинской, надо смотреть на первичные источники.

А возможная ценность списка из газеты следующая: налогом облагали людей с достатком. Если фамилии в списке нет, то либо она в Велиже не была на 1919г либо там не было никого с кого можно было бы деньгу отобрать.... как пример, Эфросы в 1919г в Велиже были, это мы знаем, а в списке их нет ... значит не было там
среди Эфросов с кого отбирать ограбленное.....

Евгения52
Сообщения: 616
Зарегистрирован: 06.09.2011
Откуда: Израиль, Беэр Шева
Благодарил (а): 112 раз
Поблагодарили: 225 раз

Велиж. Смоленская область

#56 Евгения52 » 01 июл 2017, 20:10

mikev, да если бы были эти первичные источники! Ни одного следа Анселя Нахмансона я в Велиже не обнаружила! В Jewishgen нет, в Familysearch нет...
Отчество, то есть имя Ансель (Аншель), всплыло из подмастерской грамоты и из письма племянницы деда, где она написала про Хаву Анселевну, свою маму. Метрических записей нет. Где искать?? Понятно, что семья, видимо, очень бедная была.
В списках газеты могло быть только имя Самуила Дрецкина, но его я и в других списках видела, в списках лишенцев Велижа за 1923 год.
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)

Дрецкины (Поречье, Велиж)

Шер (Чериков)

Бейнин (Чериков)

Хайкины (Гомель)

Соркины (Чечерск)

mikev
Сообщения: 1776
Зарегистрирован: 12.05.2016
Откуда: SPB=>NYC
Благодарил (а): 511 раз
Поблагодарили: 410 раз

Велиж. Смоленская область

#57 mikev » 01 июл 2017, 21:22

Евгения52 писал(а): mikev, да если бы были эти первичные источники! Ни одного следа Анселя Нахмансона я в Велиже не обнаружила! В Jewishgen нет, в Familysearch нет...
Да есть все, Вам же Алексей координаты исследователя давал.

Аватара пользователя
Simona
Сообщения: 2244
Зарегистрирован: 19.02.2011
Откуда: Литва-Израиль
Благодарил (а): 473 раза
Поблагодарили: 438 раз

Велиж. Смоленская область

#58 Simona » 02 июл 2017, 00:05

Евгения52 писал(а):
Спасибо, нашлась редкая запись

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 7891
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1788 раз
Поблагодарили: 2017 раз

Велиж. Смоленская область

#59 anno_nin » 02 июл 2017, 11:58

Преданья старины..28 февраля 1817 года император Александр I по итогам «Гродненского дела», издал распоряжение, запрещающее возводить на евреев кровавый навет[1][2][3]. В 1822 году живописец Александр Орловский по заказу католиков Велижа написал картину «Жиды, выцеживающие кровь из тела замученного ребёнка». Одному из изображённых им евреев Орловский придал портретное сходство с известным жителем Ленчицы. Картина была выставлена на фасаде местной церкви. По жалобе евреев власти сняли картину, однако в марте 1823 года Орловский написал ещё один вариант того же сюжета и вновь изобразил на нём ленчицких евреев, включая раввина. На этот раз из-за протестов местных христиан картину снять не удалось
Через несколько недель после истории с картиной, в первый день христианской пасхи 22 апреля 1823 года в Велиже y Агафьи Ивановой исчез трёхлетний сын Фёдор; спустя несколько дней он был найден за городом мёртвым, он был заколот. Вот как описывается найденный труп мальчика в сборнике «Записка о ритуальных убийствах»:

«По всему телу были накожные ссадины, будто кожу сильно чем-нибудь терли; ногти были острижены вплоть до тела; по всему телу множество небольших ран, будто проткнутых гвоздём; синие, затекшие кровью ноги доказывали, что под коленами положена была крепкая повязка; нос и губы приплюснуты, также от бывшей повязки, которая оставила даже багровый знак на затылке, от узла; а, наконец, над мальчиком произведено было еврейское обрезание».

После обнаружения тела пошли слухи, что Фёдора убили евреи. Мать ребёнка заявила следователям, что пьяная нищая проститутка Марья Терентьева и «больная девка» Еремеева с помощью гадания сообщили ей до нахождения тела, что сын находится «в доме еврейки Мирки». Отец и тётка погибшего также высказали подозрения в отношении евреев.

Этих заявлений оказалось достаточно, чтобы направить следствие исключительно против евреев, причём не конкретных подозреваемых, а еврейской общины в целом
Был произведён безрезультатный обыск в доме престарелой Мирки Аронсон и её семьи, в состав которой входили дочь Славка с мужем, Шмеркой Берлиным, сын последних Гирша, с женою Шифрой, и их дочь Лайка, замужем за Янкелем-Гиршой Аронсоном. Затем Терентьева показала, что видела, как мальчика Фёдора вела за руку Ханна Цетлин, содержательница шинка; последняя была женой ратмана городского магистрата, зажиточного коммерсанта, занимавшего почётный пост погребального старосты. Хотя христианки-соседки и отрицали, будто кто-либо из евреев вёл ребёнка, однако полиция поверила именно Терентьевой и стали подозревать самого Цетлина. К ответственности были привлечены также приехавшие незадолго в Велиж к Берлину некий Иосель Гликман и его 15-летний спутник[5].

Следствие велось с нарушением прав еврейского населения; вопреки закону к следственному производству не был допущен еврейский представитель. Важной уликой являлись следы брички, подъезжавшей к месту, где лежал труп, а так как в тот день, когда последний был найден, в город приехал ксёндз Серафимович, евреи настояли, чтобы его бричка была обследована. Это вызвало сильное возмущение христиан, а Серафимович счёл обследование его брички «для себя и всего христианского духовенства крайне обидным»[5].

15 декабря 1823 года полиция представила следственный материал городовому магистрату, который совместно с поветовым судом должен был расследовать дело ο всех упомянутых евреях и солдатке Терентьевой. В это время под самым нелепым предлогом второй еврей, заседавший в магистрате, был также устранён от обсуждения, и евреи снова остались без защитника. В отсутствие улик суд не смог осудить обвиняемых; он освободил Берлиных от «суждения и взыскания», a Ханна Цетлин и Гликман были оставлены в «сильном подозрении», причём последний был арестован впредь до рассмотрения дела в высшей инстанции[5].

Местный суд, вопреки распоряжению императора от 6 марта 1817 года не возбуждать обвинений против евреев в убийствах с ритуальной целью, заявил в своей резолюции: «Как христианам к убийству его (ребенка) никаких поводов не было, тем паче, что сей мальчик денег не имел, то и полагать надобно, что сделано таковое из недоброжелательства к христианам евреями, и таковое умерщвление мальчика необыкновенным образом отнесть следует на евреев; токмо кто именно причиною — не дойдено, a потому смерть его… предать воле Божией, умерщвление же оставить в сомнении на евреев»[5].

Однако 1-й департамент Витебского главного суда, опираясь на юридические требования, 22 ноября 1824 года постановил оставить привлеченных евреев «без всякого подозрения» и приговорил лишь Терентьеву «за блудное житие» к церковному покаянию. Вместе с тем суд предписал вновь расследовать дело об убийстве Федора. Но и при повторном следствии убийца найден не был, и дело было прекращено
...

Евгения52
Сообщения: 616
Зарегистрирован: 06.09.2011
Откуда: Израиль, Беэр Шева
Благодарил (а): 112 раз
Поблагодарили: 225 раз

Велиж. Смоленская область

#60 Евгения52 » 02 июл 2017, 12:03

Грета ИОНКИС


Велижская драма и трагедия Лермонтова "Испанцы"


"Испанцы" (1830) -- первая законченная трагедия шестнадцатилетнего Лермонтова. В "Лермонтовской энциклопедии" (1981) нахожу упоминание о том, что спектакль Московского еврейского театра по этой пьесе перед войной пользовался успехом, о нём писал Михоэлс, декорации к спектаклю выполнил художник Роберт Фальк. Но в энциклопедической статье о еврейской теме в трагедии ни слова. В работе Б.Эйхенбаума о драмах Лермонтова (1955) есть глава "Испанцы" Лермонтова как политическая трагедия", и в ней эта тема упомянута. Но как? "Еврейская тема в "Испанцах" -- такое же романтическое ("внеисторическое") обобщение, как Испания, и оно так же подготовлено литературной традицией". Конечно, библейское влияние и литературная традиция -- великое дело, и "Еврейские мелодии" Лермонтова написаны под прямым воздействием поэтического цикла Байрона, но всё же... Так ли уж "внеисторичны" "Испанцы"?
Разрешил мои сомнения Леонид Гроссман. В серии "Литературное наследство" вышел 43--44--й том, посвященный Лермонтову. В нём имеется большая и глубокая статья Гроссмана "Лермонтов и культуры Востока". Писатель и литературовед, для которого не нашлось места в "Литературном энциклопедическом словаре (1987), убедительно доказывает связь "Испанцев" с драматическими событиями, которые разыгрались в Велиже в 1823 году. "Великий Эйх", как звали Эйхенбаума друзья, прекрасно знал работу Гроссмана, но на исходе сталинской эпохи не осмелился даже сослаться на неё.
Что же произошло в Велиже, маленьком городке Витебской губернии? Католическая и униатская церковь в борьбе за паству, за усиление своего авторитета активно использовали испытанный способ -- разжигание антиеврейских настроений в народе. Здесь ещё жила память о Ленчицком ритуальном деле, сфабрикованном монахами--бернардинцами в 1632 году. После четвертования двух оговорённых евреев, которые и под жестокими пытками отрицали свою вину, "мощи замученного ребёнка" были помещены в ризнице костёла. Двести лет спустя, в 1822 году, костёл заказал живописцу Орловскому большую картину, изображающую, как евреи выцеживают кровь из убиенного младенца. Пушкин вспоминает Орловского как баталиста ("Бери свой быстрый карандаш/Рисуй, Орловский, ночь и сечу!"), но он, как видите, создавал не только батальные сцены. На своём полотне он придал "преступным" евреям сходство с раввином Ленчицы и его служкой. Картина была помещена на фасаде костёла, а когда власти по жалобе евреев приказали было её снять, католики ударили в набат и подняли прихожан. Картина продолжала "украшать" их храм.
Весной 1823 года был закончен и освящён Святодухов униатский собор в Велиже, и тогда же был найден труп "убитого жидами христианского ребёнка". Ю.Гессен в книге "Из истории ритуальных процессов" (1906) пишет: "Велижские евреи пали жертвой заговора. Над трупом несчастного ребёнка составился молчаливый союз врагов евреев. До нас дошли лишь несколько имён, но и по ним видно, как суеверие, жестокость и злоба сплотили воедино людей разнообразного служебного положения, различных общественных классов -- от пьяного сапожника до генерал--губернатора".
Документы донесли также имена некоторых из сорока двух жертв, годами томившихся в каземате. Часть из них не вынесла тягот заключения. Тринадцатилетний подросток Янкель Аронсон, схваченный больным и умерший в оковах; к нему, умирающему, не допустили никого, даже мать. Молоденькая дочь Зейликсона, содержавшаяся в доме следователя Страхова, над которой он глумился, как хотел. Ицик Нахимовский, разорённый и больной, говоривший на допросах, что у него остались в полном здравии лишь память, язык и душа: "память его будет помнить, язык говорить, душа чувствовать правду о пережитых обидах и мучениях". Меламед Хаим Хрипун, который просил Бога, чтобы главная обвинительница евреев крестьянка Терентьева была жива, ибо "настанет время, когда она скажет правду". Не потерявшая своей библейской красоты и гордости Славка Берлин, у которой за время процесса умерли в темнице и "были выкинуты, как падаль" все её родственники, оставался в живых лишь один, закованный в кандалы, сын Гирш, сидевший в другой камере.
Юный Лермонтов этих имён не знал, но о велижском деле он был наслышан, причём сразу из двух источников. Восемнадцатилетняя Екатерина Сушкова, юношеская любовь Лермонтова, ездила в Велиж осенью 1829 года со своим дядей Н.С.Беклешовым, которому было высочайше поручено проверить действия следственной комиссии и который занимался проверкой более полугода, но без особого успеха. Она вернулась из Велижа накануне знакомства с Лермонтовым и была полна впечатлениями. Судя по её "Запискам", Сушкова находилась в эпицентре обсуждений этого громкого дела.
Куда более объективную оценку велижское дело получило стараниями адмирала Н.С.Мордвинова, с которым бабушка Лермонтова находилась в ближайшем свойстве (её брат обер--прокурор сената А.А.Столыпин был женат на дочери адмирала) и которого маленький Мишель звал "дедушкой Мордвиновым". Единомышленник Сперанского, Мордвинов, по словам Пушкина, "заключает в себе одном всю русскую оппозицию", не случайно декабрист Рылеев посвятил ему свои "Думы". У Мордвинова было поместье неподалёку от Велижа, и тамошние евреи, наслышанные о справедливости "барина", обратились к нему с запиской, взывая о помощи. Мордвинов представил записку Николаю I в 1827 году. Он настаивал на полной невиновности евреев и стремился ввести этот безобразный процесс в рамки законности. Лишь когда дело поступило в Государственный совет в 1834 году (а он был председателем одного из его департаментов), ему удалось доказать, что "евреи пали жертвою заговора, жертвою омрачённых предубеждением и ожесточённых фанатизмом следователей с кн. Хованским во главе".
Государственный совет поддержал Мордвинова и вынес приговор: "евреев--подсудимых от суда и следствия освободить; доносчиц--христианок сослать в Сибирь на поселение". Благодарные велижские евреи ввели в одну из своих молитв дополнительный стих: "И да будет Мордвинов помянут к добру".
Как пишет Гроссман, мы не можем точно определить, что именно знал Лермонтов из велижского следствия, какие факты и обстоятельства этого долгого процесса ему открылись. Ясно одно: велижское дело выглядело в глазах юного поэта не просто уголовным случаем. Он впервые столкнулся с несправедливым обвинением целого народа в изуверстве и бесчеловечности. В нём пробудились чувство высшей справедливости и протест, они одушевляют его первую трагедию.
Знатный кастилец дон Алварец, гордящийся своими предками, уличает молодого Фернандо прежде всего в еврейском происхождении: "...я, испанский дворянин, могу тебя суду предать"; "...кто мать твоя?.. ---- Верно, уж жидовка"; "Итак, смирись жидовское отродье!" Гранд Алварец похваляется своим предком, который служил "при инквизиции священной":

"Три тысячи неверных сжег и триста
В различных наказаниях замучил..."

Тема инквизиционного суда, жестокого и беззаконного, звучит с первой до последней страницы трагедии. "Где суд в Испании? Есть сборище разбойников!" -- восклицает Фернандо. Ему вторит несчастная Ноэми: "Закон -- тиран!" Разве это не отклик на велижскую юстицию?
А итальянец--иезуит патер Соррини, состоящий при "святой" инквизиции, и его единомышленник доминиканец! Один говорит другому:

"Должно быть, ты узнал
Пристанище богатого жида
Или, что все равно, еретика,
Веселье на лице твоем блистает!"

Как не узнать в этой парочке ксёндза Паздерского, униатского священника Тарашкевича, киевского митрополита Евгения, ксёндза Луковича, каноника Пикульского, сыгравших такую зловещую роль в велижском деле!

В "Испанцах" Лермонтов выступил с оправданием еврейского народа, изображая его морально чистым и душевно возвышенным, несмотря на жестокие унижения. Об этом говорит и глубоко знаменательный диалог в финале трагедии:

Испанец (сухо): Жидовка умереть одна не может? --
Пускай она издохнет!.. И Фернандо,
Как говорят, был сын жида.
Сара: Он сын
По крайней мере человека -- ты же камень!


В третье действие трагедии Лермонтов включил набросок "Еврейской мелодии", восходящий к 136--му псалму, где оплакивается падение Иудеи. Этот псалом после событий 14 декабря 1825 года приобрёл особую популярность в русской литературе и наполнялся обычно аллюзионным гражданственным содержанием. Тем более хочется отметить личностный подход к нему молодого поэта, пожелавшего отождествить драму своего одиночества, своих разочарований с трагедией еврейского народа.


"Плачь! Плачь! Израиля народ,
Ты потерял звезду свою;
Она вторично не взойдет --
И будет мрак в земном краю
По крайней мере есть один,
Который все с ней потерял;
Без дум, без чувств среди долин
Он тень следов ее искал!.."

Кёльн
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)

Дрецкины (Поречье, Велиж)

Шер (Чериков)

Бейнин (Чериков)

Хайкины (Гомель)

Соркины (Чечерск)

Ответить

Вернуться в «Еврейские общины России»