Тихвин
Добавлено: 05 ноя 2010, 21:37
Евреи появились в Новгородской Губернии приблизительно в середине первой половины 19-го века. Эта губерния не была частью черты оседлости и появление там евреев в те времена обусловлено политикой оставлять евреев в местах их армейской службы после её окончания. Таким образом, солдаты-евреи, отслужившие в частях, находившихся на территории губернии, оказались в Тихвине, Старой Руссе, Боровичах, Белозерске, Новгороде и других городах Губернии.
По общероссийской перепеси 1897 года в Тихвине проживали 119 евреев, а по переписи 1926 года там было 176 евреев.
Так как Тихвин несколько раз переходил от одной губернии к другой, то сегодня весьма сложно найти документы, проливающие свет на историю маленькой еврейской общины этого города. Иногда обрывки истории можно найти в самых неожиданных местах. К примеру, в РГИА в С.Петербурге хранятся документы Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД по Новгородской губернии. В этих делах - списки евреев, подававших прошения об устройстве молелен в их городах и селах: Белозерске, Бологое, Боровичах, Малой Вишире, Медведе, Старой Руссе и Тихвине.
Относительно Тихвина перечислены на январь 1897 года и подтверждены официально имена следующих, "проживающих постоянно в городе Тихвине евреев с семьями":
Ицка-Якуба Котлярского
Гдалии Котлярской
Янкеля Ялунер
Йосела Хаунина
Арона Горелик
Цалки Хаунина
Арона Ялунер
Нахмана Лерман
Шлейма Грейвер
Якуба Черняка
Йона Ялунера
Лейбы Горелик
Йоселя Лермана
Самсона Могильникова
Файвел Бернаб
Израиля Печатникова
Мойша Шпиндлер
Лейбы Беневич
Абрама Дымкина
Мордуха Шпиндлер
Абрама Йосмана
Абрама Гросман
Абрама Ялунера
Абрама Вассера
Леи Кучеровой
Софьи Лерман
Всего 26 имен.
Кроме двоих, все упомянутые в списке являются домовладельцами, т.е. главами семейств.
По следам прошения тихвинских евреев, Тихвинский Уездный Исправник пишет в марте 1897 года, в результатах своей проверки, что "всего евреев домохозяев в г. Тихвине 23 человека, всего же семейств 26, в том числе взрослых мужеского пола 34 и женскаго пола 33 человека и детей до 15 летняго возраста 47 человек.
Т.е. всего 33+34+47=114 человек. Как уже упоминалось выше, по переписи населения в том же году в Тихвине проживали 119 евреев...
Эти документы проливают свет и на жизнь тихвинских евреев. Так, в упомянутом выше прошении, описывается самими же евреями, что "собираться для молитв в частном доме евреям закон строго воспрещает, самые же близкие к г. Тихвину города - Новая Ладога и Новгород, где имеются молитвенные школы отстоят от г. Тихвина на довольно далеком разстоянии: первый из них в 105 вер. и второй 200 вер. и потому поездки в эти города для совершения молитв и духовных обрядов не только затруднительно, но для большинства евреев по бедности почти не возможны."
К слову сказать, следствием подобной ситуации является особая сложность определить когда и где делались еврейские метрические записи по городам Губернии вообще, и по Тихвину в частности. Ситуация коснулась даже новгородских евреев, метрические записи которых велись в церкви в тот период, когда община и власть не могли договориться о личности нового новгородского раввина. А в другой ситуации, за консультацией по чисто религиозному вопросу евреям и властям пришлось обратиться для получения компетентного мнения к раввину Псковской Губернии.
Возвращаясь к теме молитвенных школ: ситуация в Тихвине была идентична ситуации в других городах губернии - евреям систематически не разрешали их открывать.
В случае прошения от 1897 года, под отказом стоит подпись товарища министра внутренних дел, князя А.Оболенского, который пишет г-ну и.о. Новгородского Губернатора: "...имею честь уведомить Ваше Сиятельство, для уведомления просителей, что означенное ходатайство им, в виду малочисленности еврейскаго населения в г. Тихвине признано незаслуживающим уважения и посему оставлено без последствий."
Однако, евреи не отчаивались, внимательно следили за изменениями политики, и каждые несколько лет прошения подавались снова и снова. И если в 1897 году евреям отказали, то уже в 1905 они всё таки получили разрешение.
Текст прошения 1905 года резко отличается от прошения 1897 года. Так, евреи подают "ходатайство о разрешении ... устройства молельни и хозяйственного правления при ней на тех началах, кои установленны для существующих в С.Петербурге подобных учреждений"
(В Петербурге действительно существовало в те времена хозяйственное правление при синагоге, а не общинное или духовное правление.)
В переписке между чиновниками, предшествовавшей выдаче разрешения, упоминается дополнительный список евреев-домовладельцев, который составили в Тихвинском полицейском управлении в 1904 или начале 1905 года. В этом новом списке указано и "с каких времен проживает" глава семейства в Тихвине.
По списку не трудно определить, что самыми старожилами являются:
Горелик Лейба Абрамов, Тихвинский мещанин, в Тихвине с 1824 года,
Катлярский Абрам Яковлев, Тихвинский 2 гильдии купец, в Тихвине с 1824 года
Ялунер Абрам Хаим Янкелев Йоселев, Виленский мещанин, в Тихвине с 1832 года
Из данных этих трех старожилов, и исходя из принципов мещанской приписки, можно утверждать, что Лейба Горелик и Абрам Катлярский родились в Тихвине, т.е. евреи проживали в Тихвине как минимум с начала 20-ых годов 19 века.
Список состоит из двух частей: 34 "постоянно проживающих" и ещё 6 "недавно прибывших" глав семейств.
Постоянно проживающих:
1. Биневич Лейба Энолов, Петрозаводский мещанин. с 1897 года
2. Баран Берка Мееров, Троиский мещанин, Ошмянского уезда Виленской губернии. с 1903 года
3. Бернат Фейвиш Янкелев, Поневежский мещанин, с 1894 года
4. Вассер Абрам Йоселев, Шлисельбургский мещанин, с 1890 года
5. Вайнштейн Йосель Шлемов Шевелев, Песковский мещанин Гродненской губернии, с 1900 года
6. Грейвер Соломон Н.....ов, мещанин города Вилькомира, с 1869 года
7. Горелик Лейба Абрамов, Тихвинский мещанин, с 1824 года
8. Горелик Арон Лейбов, Тихвинский Мещанин, с 1868 года
9. Гаврен абе Нолимов, Новгородский мещанин, с 1903 года
10. Гросман Абрам Бера Гиршев, Россиенский мещанин, с 1890 года
11. Дискин Вульф Аронов, Доминский(?) мещанин, с 1878 года
12. Иппа(?) Мойсей(?) Заларов (?), провизор, с 1892 года
13. Катлярский Абрам Яковлев, Тихвинский 2 гильдии купец, с 1824 года
14. Катлярский Лейба Абрамов, Тихвинский купеческий сын, с 1858 года
15. Катлярский Шлиом Лейбов, Тихвинский купеческий сын, с 1880 года
16. Катлярский Мойшла Лейбов, Тихвинский купеческий сын, с 1882 года
17. Катлярский Симсон Лейбов, Тихвинский купеческий сын, с 1883 года
18. Капилевич Лейба Гиршев, кр-нь Тихвинского уезда, Звенецкой волости, деревни Пау....ла, с 1874(?) года
19. Лермон Йосель Йоселев, Тихвинский мещанин, с 1873 года
20. Линчевский Гирш Нисонов, Кронштадтский мещанин 1900 года
21. Могильник Шимшель Борухов, Видзский мещанин Александровского уезда, с 1887 года
22. Мишуловичь Гирш Менделев, Дисненский мещанин, с 1901 года
23. Носик Мендель, Демянский мещанин, с 1885 года
24. Пусин Исаак Лейбов, Вытегорский мещанин, с 1899 года
25. Печатников Израиль, Бобруйский мещанин, с 1890 года
26. Хаунин Йосель Лейбов, Тихвинский мещанин, с 1859 года
27. Хаунин Цалка Лейбов, Тихвинский мещанин, с 1852 года
28. Хаунин Залман Лейбов, Тихвинский мещанин, с 1858 года
29. Шпиндлер Мовша Мордхелев, Тихвинский мещанин, с 1851 года
30. Шпиндлер Илия Мовшев, Тихвинский мещанин, с 1887 года
31. Шпиндлер Ицка Мовшев, Тихвинский мещанин, с 1875 года
32. Ялунер Йон Янкелев, Тихвинский мещанин, с 1862 года
33. Ялунер Абрам Хаим Янкелев Йоселев, Виленский мещанин, с 1832 года
34. Ялунер Лев Абрамов, Тихвинский мещанин, с 1862 года
Недавно прибывших:
35. Гитлевич Залман Бейнусов (?), мещанин Крупскаго общества Сеиненского уезда, с 1903 года
36. Гитлевич Бейнус Симон Абрамов, Крупский мещанин Сеиненского уезда , с 1903 года
37. Спильман Елья Мейлахов, мещанин Селаницкого (?) общ., Лепельского уезда Витебской губер, с 1903 года
38. Минц Эфраим Берков, Городокский мещанин, с 1902 года
39. Шерман Лейвик Мейлахов, Лепельский мещанин Витебской губернии, с 1903 года
40. Школьник Меер Шлиомов, В....ский мещанин, с 1903 года
В этом списке поражает воображение и разброс мест рождения проживающих в Тихвине евреев.
В отличие от отказа 1897 года, в разрешении от 1905 года указано совершенно противоположное мнение министерства внутренних дел: "Ваше Сиятельство полагали отклонить, по малочисленности проживающих в г.Тихвине евреев, ходатайство их о разрешении открыть в означенном городе молельню, при чем как оказалось из приложенного списка, в г.Тихвине проживают до 40 евреев мужеского пола, состав семейств коих не указан, вследствие чего общее число евреев должно быть признано более значительным. ... я предлагаю соответственно им разрешить устройство в г. Тихвине еврейской молельни с хозяйственным при ней правлением ... и с избранием особого раввина из лиц обладающих ... образовательным цензом"
К сожалению, рукописный текст описанных выше документов крайне сложен для расшифровывания и местами текст прочитать совсем невозможно, и по-этому некоторые фамилии и названия мест остались с пробелами. Изучение документов проводилось по копии микрофильма, хранящейся в Иерусалиме, в Центральном Архиве Истории Еврейского Народа (CAHJP) в Гиват Раме.
Дальнейшая история тихвинских евреев была не столь успешной. К началу ВОВ евреев в Тихвине почти не осталось, а многие их них перебрались к тому времени в Ленинград. Так же встречались упоминания, что в Советское время на территории еврейского кладбища был построен современный жилой район...
По общероссийской перепеси 1897 года в Тихвине проживали 119 евреев, а по переписи 1926 года там было 176 евреев.
Так как Тихвин несколько раз переходил от одной губернии к другой, то сегодня весьма сложно найти документы, проливающие свет на историю маленькой еврейской общины этого города. Иногда обрывки истории можно найти в самых неожиданных местах. К примеру, в РГИА в С.Петербурге хранятся документы Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД по Новгородской губернии. В этих делах - списки евреев, подававших прошения об устройстве молелен в их городах и селах: Белозерске, Бологое, Боровичах, Малой Вишире, Медведе, Старой Руссе и Тихвине.
Относительно Тихвина перечислены на январь 1897 года и подтверждены официально имена следующих, "проживающих постоянно в городе Тихвине евреев с семьями":
Ицка-Якуба Котлярского
Гдалии Котлярской
Янкеля Ялунер
Йосела Хаунина
Арона Горелик
Цалки Хаунина
Арона Ялунер
Нахмана Лерман
Шлейма Грейвер
Якуба Черняка
Йона Ялунера
Лейбы Горелик
Йоселя Лермана
Самсона Могильникова
Файвел Бернаб
Израиля Печатникова
Мойша Шпиндлер
Лейбы Беневич
Абрама Дымкина
Мордуха Шпиндлер
Абрама Йосмана
Абрама Гросман
Абрама Ялунера
Абрама Вассера
Леи Кучеровой
Софьи Лерман
Всего 26 имен.
Кроме двоих, все упомянутые в списке являются домовладельцами, т.е. главами семейств.
По следам прошения тихвинских евреев, Тихвинский Уездный Исправник пишет в марте 1897 года, в результатах своей проверки, что "всего евреев домохозяев в г. Тихвине 23 человека, всего же семейств 26, в том числе взрослых мужеского пола 34 и женскаго пола 33 человека и детей до 15 летняго возраста 47 человек.
Т.е. всего 33+34+47=114 человек. Как уже упоминалось выше, по переписи населения в том же году в Тихвине проживали 119 евреев...
Эти документы проливают свет и на жизнь тихвинских евреев. Так, в упомянутом выше прошении, описывается самими же евреями, что "собираться для молитв в частном доме евреям закон строго воспрещает, самые же близкие к г. Тихвину города - Новая Ладога и Новгород, где имеются молитвенные школы отстоят от г. Тихвина на довольно далеком разстоянии: первый из них в 105 вер. и второй 200 вер. и потому поездки в эти города для совершения молитв и духовных обрядов не только затруднительно, но для большинства евреев по бедности почти не возможны."
К слову сказать, следствием подобной ситуации является особая сложность определить когда и где делались еврейские метрические записи по городам Губернии вообще, и по Тихвину в частности. Ситуация коснулась даже новгородских евреев, метрические записи которых велись в церкви в тот период, когда община и власть не могли договориться о личности нового новгородского раввина. А в другой ситуации, за консультацией по чисто религиозному вопросу евреям и властям пришлось обратиться для получения компетентного мнения к раввину Псковской Губернии.
Возвращаясь к теме молитвенных школ: ситуация в Тихвине была идентична ситуации в других городах губернии - евреям систематически не разрешали их открывать.
В случае прошения от 1897 года, под отказом стоит подпись товарища министра внутренних дел, князя А.Оболенского, который пишет г-ну и.о. Новгородского Губернатора: "...имею честь уведомить Ваше Сиятельство, для уведомления просителей, что означенное ходатайство им, в виду малочисленности еврейскаго населения в г. Тихвине признано незаслуживающим уважения и посему оставлено без последствий."
Однако, евреи не отчаивались, внимательно следили за изменениями политики, и каждые несколько лет прошения подавались снова и снова. И если в 1897 году евреям отказали, то уже в 1905 они всё таки получили разрешение.
Текст прошения 1905 года резко отличается от прошения 1897 года. Так, евреи подают "ходатайство о разрешении ... устройства молельни и хозяйственного правления при ней на тех началах, кои установленны для существующих в С.Петербурге подобных учреждений"
(В Петербурге действительно существовало в те времена хозяйственное правление при синагоге, а не общинное или духовное правление.)
В переписке между чиновниками, предшествовавшей выдаче разрешения, упоминается дополнительный список евреев-домовладельцев, который составили в Тихвинском полицейском управлении в 1904 или начале 1905 года. В этом новом списке указано и "с каких времен проживает" глава семейства в Тихвине.
По списку не трудно определить, что самыми старожилами являются:
Горелик Лейба Абрамов, Тихвинский мещанин, в Тихвине с 1824 года,
Катлярский Абрам Яковлев, Тихвинский 2 гильдии купец, в Тихвине с 1824 года
Ялунер Абрам Хаим Янкелев Йоселев, Виленский мещанин, в Тихвине с 1832 года
Из данных этих трех старожилов, и исходя из принципов мещанской приписки, можно утверждать, что Лейба Горелик и Абрам Катлярский родились в Тихвине, т.е. евреи проживали в Тихвине как минимум с начала 20-ых годов 19 века.
Список состоит из двух частей: 34 "постоянно проживающих" и ещё 6 "недавно прибывших" глав семейств.
Постоянно проживающих:
1. Биневич Лейба Энолов, Петрозаводский мещанин. с 1897 года
2. Баран Берка Мееров, Троиский мещанин, Ошмянского уезда Виленской губернии. с 1903 года
3. Бернат Фейвиш Янкелев, Поневежский мещанин, с 1894 года
4. Вассер Абрам Йоселев, Шлисельбургский мещанин, с 1890 года
5. Вайнштейн Йосель Шлемов Шевелев, Песковский мещанин Гродненской губернии, с 1900 года
6. Грейвер Соломон Н.....ов, мещанин города Вилькомира, с 1869 года
7. Горелик Лейба Абрамов, Тихвинский мещанин, с 1824 года
8. Горелик Арон Лейбов, Тихвинский Мещанин, с 1868 года
9. Гаврен абе Нолимов, Новгородский мещанин, с 1903 года
10. Гросман Абрам Бера Гиршев, Россиенский мещанин, с 1890 года
11. Дискин Вульф Аронов, Доминский(?) мещанин, с 1878 года
12. Иппа(?) Мойсей(?) Заларов (?), провизор, с 1892 года
13. Катлярский Абрам Яковлев, Тихвинский 2 гильдии купец, с 1824 года
14. Катлярский Лейба Абрамов, Тихвинский купеческий сын, с 1858 года
15. Катлярский Шлиом Лейбов, Тихвинский купеческий сын, с 1880 года
16. Катлярский Мойшла Лейбов, Тихвинский купеческий сын, с 1882 года
17. Катлярский Симсон Лейбов, Тихвинский купеческий сын, с 1883 года
18. Капилевич Лейба Гиршев, кр-нь Тихвинского уезда, Звенецкой волости, деревни Пау....ла, с 1874(?) года
19. Лермон Йосель Йоселев, Тихвинский мещанин, с 1873 года
20. Линчевский Гирш Нисонов, Кронштадтский мещанин 1900 года
21. Могильник Шимшель Борухов, Видзский мещанин Александровского уезда, с 1887 года
22. Мишуловичь Гирш Менделев, Дисненский мещанин, с 1901 года
23. Носик Мендель, Демянский мещанин, с 1885 года
24. Пусин Исаак Лейбов, Вытегорский мещанин, с 1899 года
25. Печатников Израиль, Бобруйский мещанин, с 1890 года
26. Хаунин Йосель Лейбов, Тихвинский мещанин, с 1859 года
27. Хаунин Цалка Лейбов, Тихвинский мещанин, с 1852 года
28. Хаунин Залман Лейбов, Тихвинский мещанин, с 1858 года
29. Шпиндлер Мовша Мордхелев, Тихвинский мещанин, с 1851 года
30. Шпиндлер Илия Мовшев, Тихвинский мещанин, с 1887 года
31. Шпиндлер Ицка Мовшев, Тихвинский мещанин, с 1875 года
32. Ялунер Йон Янкелев, Тихвинский мещанин, с 1862 года
33. Ялунер Абрам Хаим Янкелев Йоселев, Виленский мещанин, с 1832 года
34. Ялунер Лев Абрамов, Тихвинский мещанин, с 1862 года
Недавно прибывших:
35. Гитлевич Залман Бейнусов (?), мещанин Крупскаго общества Сеиненского уезда, с 1903 года
36. Гитлевич Бейнус Симон Абрамов, Крупский мещанин Сеиненского уезда , с 1903 года
37. Спильман Елья Мейлахов, мещанин Селаницкого (?) общ., Лепельского уезда Витебской губер, с 1903 года
38. Минц Эфраим Берков, Городокский мещанин, с 1902 года
39. Шерман Лейвик Мейлахов, Лепельский мещанин Витебской губернии, с 1903 года
40. Школьник Меер Шлиомов, В....ский мещанин, с 1903 года
В этом списке поражает воображение и разброс мест рождения проживающих в Тихвине евреев.
В отличие от отказа 1897 года, в разрешении от 1905 года указано совершенно противоположное мнение министерства внутренних дел: "Ваше Сиятельство полагали отклонить, по малочисленности проживающих в г.Тихвине евреев, ходатайство их о разрешении открыть в означенном городе молельню, при чем как оказалось из приложенного списка, в г.Тихвине проживают до 40 евреев мужеского пола, состав семейств коих не указан, вследствие чего общее число евреев должно быть признано более значительным. ... я предлагаю соответственно им разрешить устройство в г. Тихвине еврейской молельни с хозяйственным при ней правлением ... и с избранием особого раввина из лиц обладающих ... образовательным цензом"
К сожалению, рукописный текст описанных выше документов крайне сложен для расшифровывания и местами текст прочитать совсем невозможно, и по-этому некоторые фамилии и названия мест остались с пробелами. Изучение документов проводилось по копии микрофильма, хранящейся в Иерусалиме, в Центральном Архиве Истории Еврейского Народа (CAHJP) в Гиват Раме.
Дальнейшая история тихвинских евреев была не столь успешной. К началу ВОВ евреев в Тихвине почти не осталось, а многие их них перебрались к тому времени в Ленинград. Так же встречались упоминания, что в Советское время на территории еврейского кладбища был построен современный жилой район...