Тихвин

Модератор: Mike_m

Ответить
Сообщение
Автор
mrkd
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 05.11.2010
Откуда: Jerusalem, Israel

Тихвин

#1 mrkd » 05 ноя 2010, 21:37

Евреи появились в Новгородской Губернии приблизительно в середине первой половины 19-го века. Эта губерния не была частью черты оседлости и появление там евреев в те времена обусловлено политикой оставлять евреев в местах их армейской службы после её окончания. Таким образом, солдаты-евреи, отслужившие в частях, находившихся на территории губернии, оказались в Тихвине, Старой Руссе, Боровичах, Белозерске, Новгороде и других городах Губернии.
По общероссийской перепеси 1897 года в Тихвине проживали 119 евреев, а по переписи 1926 года там было 176 евреев.
Так как Тихвин несколько раз переходил от одной губернии к другой, то сегодня весьма сложно найти документы, проливающие свет на историю маленькой еврейской общины этого города. Иногда обрывки истории можно найти в самых неожиданных местах. К примеру, в РГИА в С.Петербурге хранятся документы Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД по Новгородской губернии. В этих делах - списки евреев, подававших прошения об устройстве молелен в их городах и селах: Белозерске, Бологое, Боровичах, Малой Вишире, Медведе, Старой Руссе и Тихвине.
Относительно Тихвина перечислены на январь 1897 года и подтверждены официально имена следующих, "проживающих постоянно в городе Тихвине евреев с семьями":
Ицка-Якуба Котлярского
Гдалии Котлярской
Янкеля Ялунер
Йосела Хаунина
Арона Горелик
Цалки Хаунина
Арона Ялунер
Нахмана Лерман
Шлейма Грейвер
Якуба Черняка
Йона Ялунера
Лейбы Горелик
Йоселя Лермана
Самсона Могильникова
Файвел Бернаб
Израиля Печатникова
Мойша Шпиндлер
Лейбы Беневич
Абрама Дымкина
Мордуха Шпиндлер
Абрама Йосмана
Абрама Гросман
Абрама Ялунера
Абрама Вассера
Леи Кучеровой
Софьи Лерман

Всего 26 имен.
Кроме двоих, все упомянутые в списке являются домовладельцами, т.е. главами семейств.

По следам прошения тихвинских евреев, Тихвинский Уездный Исправник пишет в марте 1897 года, в результатах своей проверки, что "всего евреев домохозяев в г. Тихвине 23 человека, всего же семейств 26, в том числе взрослых мужеского пола 34 и женскаго пола 33 человека и детей до 15 летняго возраста 47 человек.

Т.е. всего 33+34+47=114 человек. Как уже упоминалось выше, по переписи населения в том же году в Тихвине проживали 119 евреев...

Эти документы проливают свет и на жизнь тихвинских евреев. Так, в упомянутом выше прошении, описывается самими же евреями, что "собираться для молитв в частном доме евреям закон строго воспрещает, самые же близкие к г. Тихвину города - Новая Ладога и Новгород, где имеются молитвенные школы отстоят от г. Тихвина на довольно далеком разстоянии: первый из них в 105 вер. и второй 200 вер. и потому поездки в эти города для совершения молитв и духовных обрядов не только затруднительно, но для большинства евреев по бедности почти не возможны."
К слову сказать, следствием подобной ситуации является особая сложность определить когда и где делались еврейские метрические записи по городам Губернии вообще, и по Тихвину в частности. Ситуация коснулась даже новгородских евреев, метрические записи которых велись в церкви в тот период, когда община и власть не могли договориться о личности нового новгородского раввина. А в другой ситуации, за консультацией по чисто религиозному вопросу евреям и властям пришлось обратиться для получения компетентного мнения к раввину Псковской Губернии.

Возвращаясь к теме молитвенных школ: ситуация в Тихвине была идентична ситуации в других городах губернии - евреям систематически не разрешали их открывать.
В случае прошения от 1897 года, под отказом стоит подпись товарища министра внутренних дел, князя А.Оболенского, который пишет г-ну и.о. Новгородского Губернатора: "...имею честь уведомить Ваше Сиятельство, для уведомления просителей, что означенное ходатайство им, в виду малочисленности еврейскаго населения в г. Тихвине признано незаслуживающим уважения и посему оставлено без последствий."

Однако, евреи не отчаивались, внимательно следили за изменениями политики, и каждые несколько лет прошения подавались снова и снова. И если в 1897 году евреям отказали, то уже в 1905 они всё таки получили разрешение.
Текст прошения 1905 года резко отличается от прошения 1897 года. Так, евреи подают "ходатайство о разрешении ... устройства молельни и хозяйственного правления при ней на тех началах, кои установленны для существующих в С.Петербурге подобных учреждений"
(В Петербурге действительно существовало в те времена хозяйственное правление при синагоге, а не общинное или духовное правление.)

В переписке между чиновниками, предшествовавшей выдаче разрешения, упоминается дополнительный список евреев-домовладельцев, который составили в Тихвинском полицейском управлении в 1904 или начале 1905 года. В этом новом списке указано и "с каких времен проживает" глава семейства в Тихвине.

По списку не трудно определить, что самыми старожилами являются:
Горелик Лейба Абрамов, Тихвинский мещанин, в Тихвине с 1824 года,
Катлярский Абрам Яковлев, Тихвинский 2 гильдии купец, в Тихвине с 1824 года
Ялунер Абрам Хаим Янкелев Йоселев, Виленский мещанин, в Тихвине с 1832 года

Из данных этих трех старожилов, и исходя из принципов мещанской приписки, можно утверждать, что Лейба Горелик и Абрам Катлярский родились в Тихвине, т.е. евреи проживали в Тихвине как минимум с начала 20-ых годов 19 века.

Список состоит из двух частей: 34 "постоянно проживающих" и ещё 6 "недавно прибывших" глав семейств.

Постоянно проживающих:

1. Биневич Лейба Энолов, Петрозаводский мещанин. с 1897 года
2. Баран Берка Мееров, Троиский мещанин, Ошмянского уезда Виленской губернии. с 1903 года
3. Бернат Фейвиш Янкелев, Поневежский мещанин, с 1894 года
4. Вассер Абрам Йоселев, Шлисельбургский мещанин, с 1890 года
5. Вайнштейн Йосель Шлемов Шевелев, Песковский мещанин Гродненской губернии, с 1900 года
6. Грейвер Соломон Н.....ов, мещанин города Вилькомира, с 1869 года
7. Горелик Лейба Абрамов, Тихвинский мещанин, с 1824 года
8. Горелик Арон Лейбов, Тихвинский Мещанин, с 1868 года
9. Гаврен абе Нолимов, Новгородский мещанин, с 1903 года
10. Гросман Абрам Бера Гиршев, Россиенский мещанин, с 1890 года
11. Дискин Вульф Аронов, Доминский(?) мещанин, с 1878 года
12. Иппа(?) Мойсей(?) Заларов (?), провизор, с 1892 года
13. Катлярский Абрам Яковлев, Тихвинский 2 гильдии купец, с 1824 года
14. Катлярский Лейба Абрамов, Тихвинский купеческий сын, с 1858 года
15. Катлярский Шлиом Лейбов, Тихвинский купеческий сын, с 1880 года
16. Катлярский Мойшла Лейбов, Тихвинский купеческий сын, с 1882 года
17. Катлярский Симсон Лейбов, Тихвинский купеческий сын, с 1883 года
18. Капилевич Лейба Гиршев, кр-нь Тихвинского уезда, Звенецкой волости, деревни Пау....ла, с 1874(?) года
19. Лермон Йосель Йоселев, Тихвинский мещанин, с 1873 года
20. Линчевский Гирш Нисонов, Кронштадтский мещанин 1900 года
21. Могильник Шимшель Борухов, Видзский мещанин Александровского уезда, с 1887 года
22. Мишуловичь Гирш Менделев, Дисненский мещанин, с 1901 года
23. Носик Мендель, Демянский мещанин, с 1885 года
24. Пусин Исаак Лейбов, Вытегорский мещанин, с 1899 года
25. Печатников Израиль, Бобруйский мещанин, с 1890 года
26. Хаунин Йосель Лейбов, Тихвинский мещанин, с 1859 года
27. Хаунин Цалка Лейбов, Тихвинский мещанин, с 1852 года
28. Хаунин Залман Лейбов, Тихвинский мещанин, с 1858 года
29. Шпиндлер Мовша Мордхелев, Тихвинский мещанин, с 1851 года
30. Шпиндлер Илия Мовшев, Тихвинский мещанин, с 1887 года
31. Шпиндлер Ицка Мовшев, Тихвинский мещанин, с 1875 года
32. Ялунер Йон Янкелев, Тихвинский мещанин, с 1862 года
33. Ялунер Абрам Хаим Янкелев Йоселев, Виленский мещанин, с 1832 года
34. Ялунер Лев Абрамов, Тихвинский мещанин, с 1862 года

Недавно прибывших:
35. Гитлевич Залман Бейнусов (?), мещанин Крупскаго общества Сеиненского уезда, с 1903 года
36. Гитлевич Бейнус Симон Абрамов, Крупский мещанин Сеиненского уезда , с 1903 года
37. Спильман Елья Мейлахов, мещанин Селаницкого (?) общ., Лепельского уезда Витебской губер, с 1903 года
38. Минц Эфраим Берков, Городокский мещанин, с 1902 года
39. Шерман Лейвик Мейлахов, Лепельский мещанин Витебской губернии, с 1903 года
40. Школьник Меер Шлиомов, В....ский мещанин, с 1903 года

В этом списке поражает воображение и разброс мест рождения проживающих в Тихвине евреев.

В отличие от отказа 1897 года, в разрешении от 1905 года указано совершенно противоположное мнение министерства внутренних дел: "Ваше Сиятельство полагали отклонить, по малочисленности проживающих в г.Тихвине евреев, ходатайство их о разрешении открыть в означенном городе молельню, при чем как оказалось из приложенного списка, в г.Тихвине проживают до 40 евреев мужеского пола, состав семейств коих не указан, вследствие чего общее число евреев должно быть признано более значительным. ... я предлагаю соответственно им разрешить устройство в г. Тихвине еврейской молельни с хозяйственным при ней правлением ... и с избранием особого раввина из лиц обладающих ... образовательным цензом"

К сожалению, рукописный текст описанных выше документов крайне сложен для расшифровывания и местами текст прочитать совсем невозможно, и по-этому некоторые фамилии и названия мест остались с пробелами. Изучение документов проводилось по копии микрофильма, хранящейся в Иерусалиме, в Центральном Архиве Истории Еврейского Народа (CAHJP) в Гиват Раме.

Дальнейшая история тихвинских евреев была не столь успешной. К началу ВОВ евреев в Тихвине почти не осталось, а многие их них перебрались к тому времени в Ленинград. Так же встречались упоминания, что в Советское время на территории еврейского кладбища был построен современный жилой район...

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

Re: Тихвин (Евреи Новгородской Губернии)

#2 Дмитрий Широчин » 05 ноя 2010, 23:15

В РГИА же есть Дело 1873 года "О синагогах и молитвенных домах..." (фонд 821, опись 8, дело 90), также касающееся Тихвина. Правда, все Дело - 4 лл.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Алла Титова
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 17.01.2013

Re: Тихвин (Евреи Новгородской Губернии)

#3 Алла Титова » 21 янв 2013, 16:05

А.А. Титова, ведущий библиограф по краеведению Тихвинской ЦРБ

Тихвинские евреи в первой половине ХХ века

В Тихвинском уезде на рубеже XIX-XX вв. жили русские (православные, в том числе старообрядцы), вепсы (православные), карелы (старообрядцы), латыши и эстонцы (лютеране), поляки (католики). В т. 65-м «Энциклопедического словаря» Ф. Брокгауза и И. Ефрона, 1890 год, в статье «Тихвин» читаем: «…это самый редконаселённый уезд Новгородской губернии. Русские составляют около 90 % всего населения; кроме них в Т.у. живут финны – корелы и чудь («чухари»), последние на СВ. за исключением 700 раскольников (беспоповцев, непризнающих брака), все население православное» .
Этно-конфесиональный состав жителей города Тихвин несколько отличался от уездного. Из той же статьи словаря Брокгауза и Ефрона: «Жит. 6630…, за исключением небольшого числа лютеран, католиков и евреев – русские и православные».
О появление евреев в Тихвине пишет Н.А. Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни»: «Тихвинский бальный оркестр состоял долгое время из скрипки, на которой выпиликивал польки и кадрили некий Николай, и бубна, в который артистически бил Кузьма - маляр по профессии и большой пьяница. В последние годы появились евреи (скрипки, цимбалы, бубен), которые сделались модными музыкантами и заменили Николая с Кузьмой». «В последние годы» - это рубеж 1850-60-х гг. Последний раз Н.А. Римский-Корсаков был в Тихвине в 1862 году.
В «Еврейской энциклопедии» о нашем городе сказано: «Тихвин – уездн. гор. Новгородской губ. По переписи 1897 г. в Т. жителей свыше 6 тыс., среди них 121 евр.».
Среди домовладельцев г. Тихвина на 1901 г. значатся Кагана Ильи насл., Хаунины Иосель Лейб. и Цалка Лейб., мещ., Черняк Праск. Наум., вд. кол. асс., мещане Ялунеры Ривка Берк., Слава Лейб., Иона Яковл..
В «Списке учредителей Тихвинской еврейской религиозной общины Бейс тфило» 1919 г. значится 69 человек.
По данным переписи 1939 г. в Тихвине проживало 113 евреев (0,70 % от общей численности населения).
Одна из жительниц нашего города, известная учительница В.П. Леонтьева вспоминала: «Много их было, вот даже в нашем классе, где я училась - Дыня Мойзес, Юда Салман, Клара Лерман, Цима Хаунина, Нюня Коган и Лили Кайем – вот это только в одном классе. Но всё это было до середины 30-х годов, когда был НЭП. А когда НЭП стал свёртываться, они уехали. И осталась вот многодетная семья Мойзес, между прочим, здесь есть представители этой семьи, в Тихвине, Мойзес на Социалистической улице жили, и портной больной Хаит. Это улица Новгородская, угол Танкистов или Большая Кузнецкая. Они уехали в основном в Белоруссию. Это была середина 30-х годов. Цибака у меня жила по соседству с нами. Мы с ней переписывались, они жили в Могилёве. А потом вот папу арестовали, так наша закончилась переписка. И сразу как-то после войны мы случайно, у Казанского собора, встретились с Юдой Салман. Узнали друг друга. И вот он рассказал, что судьба тихвинских сложилась трагически. Они в середине 30-х годов поселились в Белоруссии. В 39 году началась война. Наши войска заняли Западную Украину, Западную Белоруссию. А немцы заняли остальную территорию Польши. И часть поляков бежала на ту территорию, которую заняли немцы. Освободились места. И так как тихвинские-то ещё не утвердились по-настоящему, они туда, в Западную Белоруссию переехали. А в 41-м году началась война и очень многие погибли.
Здесь, в Тихвине они занимались ремеслами: часовых дел мастера, даже ювелирные мастера были, зонтики чинили. Вот в основном такими ремеслами. Между прочим, никакой вражды не было. И даже такое унизительное слово «жид» - оно совершенно не употреблялось. И что интересно, евреев в Тихвине называли французами. И говорили: «Да сходи ты к этому французу, он тебе сделает», или «Сходи ты к этому французу, он тебе посоветует, что сделать». Вот я не знаю почему, но называли их французами .
Ну, о том, что евреев было много в Тихвине, уже говорят два факта – еврейское кладбище и синагога.
В основном у нас евреи врачи были. Например, главный врач Бриксман Абрам Александрович. Он окончил медицинский факультет Берлинского университета. Он женился на русской, Екатерине Васильевне. Жил в доме Светловских Якобсон, терапевт, Герман Абрамович. Зубной врач была Гуревич. Дантист был, на Советской улице жил, Богорад. Врач-туберкулезник был Дунаевский. А аптекарем был Кайем, во главе аптеки стоял. Это всё были евреи, образованные, воспитанные, свои кабинеты в торговые точки не переделывали. Но после войны, они эвакуировались, и вернулись только Якобсон и Гуревич, но уже в таком возрасте, что они уже не работали врачами».
Идиллическая картина, нарисованная В.П. Леонтьевой не совсем справедлива. Были и другие свидетельства:
«С первой недели поста того же 1914 года захворал папа. Это было начало его конца. До сих пор мы считали его совершенно здоровым. У него обнаружилась слабость, кот. постепенно усиливалась. Летом он жил у нас около 1 месяца, даже на фунт прибавился. На 2-й день Тихвинской был у Виноградовых пожар, кот. и нам в Тихвине навредил немало. Папенька был на время пожара переведен к Ялунерам и там по разсеянности ругнул по привычке жидов».
Среди тихвинских врачей действительно было много евреев.
Н.Н. Филипсон был в 1930-х годах заведующим больницей.
В «Тихвинском земском календаре на 1917 год» перечислены врачи:
«Врачи, занимающиеся частной практикой. Белый, Яков Моисеевич (Береговая ул., д. Михайловых). …Штенко-Белая, Леонилла Львовна (Береговая ул., д. Михайловых). –Фуксман, Вера Борисовна. – Сапотницкая, Фанни Капелл, зубной врач. – Эйдельнант Мера, дантистка. – Рабинович, Зал. Абр.».
Гита Васильевна Мустафина (1936 г.р.) вспоминала: «Мои дед и бабушка - Мойзес Борис Вениаминович (жестянщик, работал на химзаводе) и Лия Залмовна (в «Списке учредителей Тихвинской еврейской религиозной общины Бейс тфило» - Елена Соломоновна), все её звали Елена Александровна. Они приехали в Тихвин в молодости с Малой Вишеры. Кроме них перед войной в Тихвине только Хайт остался, ходили к нему в гости, поговорить. Дома разговаривали на идиш, поэтому у меня не было проблем с немецким языком. Было девять детей. Выросло шестеро. Ни одна дочь, ни один сын языка уже не знали. Мою мать - Софья Борисовна. Сёстры - Шера (звали Шура), Сейна (звали Женя, когда получала аттестат, отказывалась - «Это не мой»). Она даже не знала своё настоящее имя. Не посвящали детей. После войны, когда было «дело врачей», бабушка запиралась в доме, открывала только на условный стук, сидела в углу, даже на улицу боялась выйти.
Бабушка пекла мацу, кýхон (очень вкусный), лапшу делала.
Соседи относились к нам изумительно, только один мальчишка стучал в окно и кричал всякие нехорошие слова».
В Тихвине было два иноверческих кладбища – староверское и еврейское. По месту, где находилось староверское кладбище, в 1980-х годах прошла объездная дорога. Сейчас даже топоним практически исчез из обихода, в отличие от еврейского. Находится оно на северной окраине Тихвина, на небольшом холме, поросшем соснами. Сейчас это место называют «Еврейка». Последние захоронения были сделаны на нем в конце 1920-х-начале 1930-х гг. Ещё в 1960-х годах всё было в порядке. Ныне кладбище регулярно перекапывается, надгробия были сдвинуты, перевёрнуты бессчетное количество раз и в конце концов разбиты. Сейчас сохранилось в относительной целости только одно.
Была в Тихвине и синагога, располагалась она на улице Пятницкой (ныне ул. Школьная). В «Материалах для оценки городских недвижимых имуществ Новгородской губернии. Т. III. Г. Тихвин. – Новгород, 1901» участок 285 значится принадлежащим братьям Марковским, мещанам. Двухэтажного здания синагоги на нем нет, т.е. оно было построено после 1901 г. Раввин Мулин Гирш Моисеевич (бывший рубщик мяса) жил в одной из комнат дома, находившегося неподалёку, тоже на Пятницкой улице.
Синагогу закрыли в декабре 1930 г. 10 декабря 1930 г. был составлен акт о сдаче имущества еврейской общины в Тихвинский краевой музей, госфонд и Тихвинский горсовет. Составили акт представитель Тихвинского райорготдела А.Н. Дымский, от Тихвинского краевого отдела В.И. Рассказов, от Тихвинского райфо А.Г. Спирин, от Тихвинского Госсовета А.Н. Никитина с одной стороны, председатель двадцатки Тихвинской еврейской религиозной общины Я.Л. Хаунин и cекретарь двадцатки Л.М. Романовский с другой.
В здании синагоги сделали спортзал школы № 2. Позже, после войны, сделали жилой дом. Этот дом отличался от других постановкой. Почти все дома в Тихвине стояли по красной линии, а он с отступом, посреди двора. Вплоть до сноса в начале 1980-х годов здание назвали синагогой.
Недолгое время существования иудейской конфессии в Тихвине сравнимо с человеческой жизнью – около 80 лет.

Иллюстрации:
- ЛОГАВ. Ф. Р-3197, оп. 1, д. 16, лл. 40-41. Список учредителей Тихвинской еврейской религиозной общины Бейс Тфило.
- ЛОГАВ. Ф. Р-3197 оп. 1 д. 16 лл. 63-64. 10 декабря 1930 г. АКТ о передаче имущества синагоги в музей, госфонд и горсовет.
- Синагога-спортзал. 3 фотографии.
- Еврейское кладбище. 12 фотографий.
- Дом, в котором квартировал раввин Мулин Гирш (Яков) Моисеевич (ул. Пятницкая/ул. Преображенская, ныне ул. Школьная/ул. Коммунаров).

Аудиозаписи:
Леонтьева В.П. 7 Евреи.
Леонтьева В.П. 8 Евреи-врачи.
Мустафины 28.06.08 (1).

Алла Титова
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 17.01.2013

Re: Тихвин (Евреи Новгородской Губернии)

#4 Алла Титова » 21 янв 2013, 16:21

Сноски:

Энциклопедический словарь / Ф. Брокгауз и И. Ефрон. Репр. изд. 1890 года. Т.65.– «ТЕРРА»-«TERRA», 1993. – с. 280.
Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. Репр. изд. Т.14. – М.: «ТЕРРА»-«TERRA», 1991. – ст. 877.
Материалы для оценки городских недвижимых имуществ Новгородской губернии. Т. III. Г. Тихвин. – Новгород, 1901.
ЛОГАВ. Ф. Р-3197, оп. 1, д. 16, лл. 40-41.
Константин Плоткин. Ленинград - зона Холокоста. http://school.ort.spb.ru/library/torah/shoa/plotkin.htm. Распределение еврейского населения по населенным пунктам характеризуют таблицы, составленные проф. М. Альтшулером. (Distribution of the Jewish Population oftheUSSR, 1939 / Ed. by M.Altshuler.Jerusalem, 1993.P. 30, 65.)
Французами, с некоторой иронией, называли евреев в начале прошлого века в старых петербуржских семьях. В тихвинском варианте ирония не звучит.
Антонина Леонидовна Остроумова (Григорьева). Воспоминания: рукопись. - С. 8.
Тихвинский земский календарь на 1917 год. – Тихвин, 1917. – с. 123.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Тихвин (Евреи Новгородской Губернии)

#5 Nison » 21 янв 2013, 18:25

Большое спасибо!
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

pkalashnikov
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29.01.2014
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 5 раз

ТИХВИН

#6 pkalashnikov » 19 сен 2017, 10:42

Подробно о Тихвине начала 20-го века в воспоминаниях моего прадеда:
http://greyver.ru/%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D ... D%D0%B8-2/

Ответить

Вернуться в «Еврейские общины России»