Географическое название : Жмеринка
Краткая история административного подчинения
Жмеринка (Жмеринский район->Винницкая область->Украина) 1992-
Жмеринка (Жмеринский район->Винницкая область->Украинская ССР->СССР) 1923-1991
Жмеринка (Винницкий уезд->Подольская губерния->Российская Империя) 1865-1922
.............................................................................
Для поиска архивных, географических и др. сведений пользуйтесь следующим:
...........................................................................
"Еврейская энциклопедия" Брокгауза-Эфрона.
http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru
Жмеринка
— посад Винницкого уезда Подольской губ. В 1897 г. в посаде и на железнодорожной станции жителей 13.944, из коих евр. 2.396. В изъятие из действия "Врем. правил" 1882 г. Ж. было в 1903 г. открыто для свободного водворения евреев. — В 1909 году евр. училищ: 1 мужск., 1 женск. и 1 смешанное. После объявления манифеста 17 октября 1905 г. здесь произошел погром евреев (20 и 21 окт.), обошедшийся без человеческих жертв.
Российская еврейская энциклопедия
http://www.rujen.ru/index.php/
► Показать
ЖМЕРИНКА, город (с 1903), районный центр в Винницкой обл. (Украина). Осн. во 2-й пол. 19 в. как поселок Винницкого у. Подольской губ.В 1887 численность евреев в Ж. составляла 39,6%. В 1897 в Ж. проживало 2396 евреев (17,2%), в 1910 — 3234 (13,6%), в 1923 — 4640, в 1936 — 4630, в 1959 — ок. 3200 (10,9%), в 1970 — ок. 2600 (7,2%), в 1979 — ок. 1800 евреев (4,3%).27 апр. 1881 в Ж. произошел еврейский погром. 17 окт. 1905 в Ж. также был учинен погром. В 1909 в Ж. имелось 3 еврейских уч-ща: муж., жен., смешанное. В 1910 — 7 синагог и еврейское кладбище. В дек. 1918 и февр. 1919 в Ж. произошли погромы, устроенные войсками Директории. Очередной погром был устроен 3 июля 1919. В 1921 в Ж. было организовано отд-ние Евсекции.В период Катастрофы в Ж., находившейся на терр Транснистрии, был создано гетто.В дек. 1944 в Ж. была создана подпольная сионистская молодежная орг-ция «Эйникайт». В 1949 отд-ние «Эйникайт» во главе с М.Спиваком (р. 1929), В.Керчмаком (1926—1964), М.Гельфендом (1930—1985) и А.Ходорковским (р. 1930) было разгромлено. В 1946 в Ж. по ул. Хлебной, 4 была открыта синагога. Раввином был Лейб Шмулевич Авербух (1880—?). В обычные дни синагогу посещали 20—25 чел., в праздники — до 40. В 1948 500 евреев Ж. обратились с письменным прошением о разрешении на выезд в Израиль всему еврейскому населению города. В 1962 была закрыта синагога.В Ж. род.: У.И.Франкфурт; Ян Бжехва (1900—1966, Варшава), польский поэт, дет. писатель, Гос. пр. ПНР (1956, 1965).Е.С.Мосолова
http://efal.ru/
ЕФИМ АЛЕКСАНДРОВ
МОЙ ШТЕЙТЛ ЖМЕРИНКА
► Показать
Я родился в 1948 году. Всю свою жизнь до отъезда в Израиль жил и работал в Жмеринке – одном из еврейских городов и местечек, каких много было в то время на Украине.
Сейчас, оглядываясь назад, вспоминаю прожитые годы в моем родном городе.
Мои сверстники и люди старшего поколения помнят центр города. Улица Центральная и частично Пушкина были застроены красивыми двухэтажными старинной архитектуры зданиями. Улицы были вымощены булыжником. Это было излюбленное место гуляния горожан. Люди прохаживались по улице Центральной, далее сворачивали в сторону железнодорожного вокзала - так называемые «аллейки», и гуляли мимо отделения железной дороги.
Летними теплыми вечерами в аллейках протолкнуться нельзя было из-за обилия гуляющих. Люди сидели на скамейках возле фонтана, покупали мороженное на развес и пили газированную воду. Перед будкой, где торговал горбатый Гервис, выстраивалась очередь. Немного выше, в аллейках, газированной водой торговала тётя Роза. Сколько себя помню, с самого детства, ее тележка стояла на одном месте под деревом. Но самая большая достопримечательность у тёти Розы была чайная ложка с длинной ручкой (где она только достала такую?) для размешивания сиропа. Мы, мальчишки, проходя через аллейки, специально останавливались, чтобы посмотреть на эту знаменитую ложку.
В аллейках было несколько известных питейных заведения, в том числе «Чайная» и столовая, называемая местным населением «Голубой Дунай» из-за деревянной веранды, выкрашенной в голубой цвет. Между ними курсировал некий Борис и услаждал за плату посетителей игрой на скрипке. По городу разгуливал целый сонм различных чудаков. Это тоже были знаменитости, среди которых наиболее известными были Миля и Лобык. Не всякий штейтл может похвастаться такими!
В то время погулять на знаменитом железнодорожном вокзале было не так просто. Чтобы попасть на его территорию, надо было купить перронный билет.
Среди городских достопримечательностей было два базара – большой и маленький. Маленький находился за вокзалом и торговал каждый день, а большой базар находился внизу улицы Окрев и работал по воскресеньям и четвергам. Мне вспоминается огромное море людей на его территории в базарные дни. Это непередаваемое зрелище!
В те далекие 50-60-е годы прошлого столетия еврейского населения было значительное количество, и они, естественно, играли определенную роль в жизни города. Это были врачи, работники торговли, инженеры, учителя.
Когда я в 2003 году был в Жмеринке, в качестве почетного гостя юбилея города, разговаривал с одним из ответственных работников. Он в частности сказал мне: «С тех пор, как евреи уехали из Жмеринки, город потерял свой колорит…».
Да! Колорит, колорит! В те годы в городе повсеместно можно было услышать еврейскую речь. Мои родители и родители моих сверстников говорили с нашими бабушками и дедушками только на идиш. В средней школе №2, где был самый высокий процент учеников – евреев, в моем классе их было больше половины. Из шести имеющихся до Великой Отечественной Войны синагог я застал одну действующую по улице Советской. Помню, в детстве на еврейские праздники бегал встречать возвращавшихся из синагоги бабушку и дедушку. Потом эту синагогу по «просьбе трудящихся» закрыли.
Остались в моей памяти еврейские свадьбы. Их устраивали дома – кто был побогаче, ставили во дворе шалаш. Играл духовой оркестр. Среди разнообразного угощения были обязательные жареные куры и пончики с мясом. К сладкому столу подавали штрудель и флудн. Изумительного вкуса! Свадьбы обычно начинались вечером и нередко гуляли всю ночь до утра.
Те прошедшие годы не могу вспомнить без душевного волнения. Ведь это было!
* * * * * * *
Во второй части своего повествования считаю необходимым рассказать некоторые эпизоды и исторические факты из жизни города Жмеринка, ибо его история – неотъемлемая часть истории еврейства.
Территория, называемая Подолье, в котором находится наш город, расположена в живописной местности. Изобилует лесами и красивыми природными пейзажами. Евреи издавна селились в этих местах. В основном они проживали в окрестных селах, так называемой черте оседлости, в которой было предписано селиться при царском режиме. Все мои родственники были выходцами из сел. Мой дедушка по материнской линии всю жизнь проработал в селе Сидава. Мой отец был родом из большого села Потоки, в котором был еврейский колхоз Дэр-ройтэр-вэг – красный путь.
Сама Жмеринка основана в 1865 году как поселок рядом с большой железнодорожной станцией между селами Малая и Большая Жмеринка в связи со строительством железном дороги Киев-Балта. По мере развития железной дороги число жителей начинает стремительно расти, в том числе за счет переселения евреев из окрестных сел, и достигло своей кульминации в 1923 году – 4640 человек. В 1926 году в Жмеринке осталось 4380 человек евреев. А после 30-х годов их численность опять увеличилась.
Основная масса евреев проживала в центре города, образуя типичный штейтл. Занимались привычными занятиями: ремеслами и торговлей. Много евреев начали трудиться на железной дороге.
За период с 1917-1944 годы еврейское население города и района перенесло множество страданий. Каждая смена власти сопровождалась конфискациями, контрибуциями и другими эксцессами. В 1919 году солдаты Директории учинили в Жмеринке два еврейских погрома – первый 16-го марта (на праздник Пурим), второй – 3-го июля. Кроме них бесчинствовали петлюровцы и прочие бандиты. Врывались в еврейские дома, убивали и грабили. Банда петлюровцев в 1919 году, приехав в село Потоки, арестовали моего дедушку Леву и еще нескольких евреев, завезли их в соседнее село Ворошиловку, расстреляли и сбросили в яму. Его жену – мою бабушку, которая была беременной, спрятали односельчане. Так что, мой отец, когда родился, уже был сиротой. Родного брата моей бабушки по материнской линии – Илью Зальцмана петлюровцы зарубили на глазах у всей семьи.
Во время войны в Жмеринке было гетто, куда, как скотину, согнали всех евреев из окрестных сел и города - страшное место, где пережили нечеловеческие страдания, голод, холод, побои, принудительные работы, постоянные угрозы расстрела. Мои родственники тоже были в гетто, один из которых сказал: «Мы как с того света вернулись». Особенно страшная судьба была у евреев села Браилов, которое находится рядом со Жмеринкой. Там немцы убили всех евреев – спаслись лишь несколько человек.
Как свидетельствуют архивные документы:
· 17 апреля 1896 года в Жмеринке открылась первая общеобразовательная начальная еврейская школа для мальчиков;
· осенью 1901 открылась первая начальная еврейская школа для девочек.
· железнодорожный вокзал построен в 1902-1904 годах (архитектор Зиновий Журавский );
· В Каменец- Подольском государственном архиве сохранился документ о присвоении Жмеринке статуса города.
Привожу дословно выдержку из него: «….Господину Подольскому Губернатору : «По высочайшему повелению Государь Император в 18-й день сего ноября 1903 года, Высочайше повелеть соизволил: Поселок Жмеринка при станции того же наименования, расположенный в Винницком уезде Подольской губернии, возвести на степень уездного города…».
· Перед началом Первой Мировой Войны (1914 год) в Жмеринке функционировали три еврейских училища: мужское, женское и смешанное, где дети обучались разным специальностям, а также общинное еврейское училище «Талмуд-Тора» для бедных и осиротевших мальчиков.
· В 1904 году были определены границы города, а 7 января 1905 года начал функционировать городской совет;
· В 1920 году в Жмеринке начала выходить газета на идиш. Начал работать еврейский клуб, где ставили спектакли на идиш, работали различные кружки. В тоже время по улице Киевской открывается еврейская школа-семилетка. В начале 30-х годов газета перестает выходить. Школу закрыли перед ВОВ. Еврейский клуб продержался до начала 50-х годов прошлого столетия.
· В начале 1921 года из Винницкого уезда был отделен Жмеринский уезд. С 1925 года Жмеринка стала районным центром.
· В том же 1921 году на многочисленном митинге принято решение о переименовании улиц:
улица Александровская переименована в улицу Ленина;
Центральная – Карла-Маркса;
Николаевская – Пушкина;
Банковская – Советская;
Екатериненская – Урицкого;
Базарная – Горького;
Вокзальная – Энгельса;
Графская – Октябрьской Революции;
Киевская – Орджоникидзе;
Шуазелевская – Шевченко
и др.
· В 1939 году в Жмеринке проживало 4630 евреев, что составляло 18% от общего количества населения;
· В июле 2004 года после продолжительной судебной тяжбы бывшее здание синагоги по улице Советской передано еврейской общине. Здание находилось в аварийном состоянии. После ремонта в нем разместился общинный дом, библиотека и т.п.
В настоящее время еврейская община Жмеринки насчитывает не более 100 человек – в основном старые и больные люди.
Это - все, кто остался от некогда процветавшей еврейской общины, о которой я написал в настоящей публикации.
Сейчас, оглядываясь назад, вспоминаю прожитые годы в моем родном городе.
Мои сверстники и люди старшего поколения помнят центр города. Улица Центральная и частично Пушкина были застроены красивыми двухэтажными старинной архитектуры зданиями. Улицы были вымощены булыжником. Это было излюбленное место гуляния горожан. Люди прохаживались по улице Центральной, далее сворачивали в сторону железнодорожного вокзала - так называемые «аллейки», и гуляли мимо отделения железной дороги.
Летними теплыми вечерами в аллейках протолкнуться нельзя было из-за обилия гуляющих. Люди сидели на скамейках возле фонтана, покупали мороженное на развес и пили газированную воду. Перед будкой, где торговал горбатый Гервис, выстраивалась очередь. Немного выше, в аллейках, газированной водой торговала тётя Роза. Сколько себя помню, с самого детства, ее тележка стояла на одном месте под деревом. Но самая большая достопримечательность у тёти Розы была чайная ложка с длинной ручкой (где она только достала такую?) для размешивания сиропа. Мы, мальчишки, проходя через аллейки, специально останавливались, чтобы посмотреть на эту знаменитую ложку.
В аллейках было несколько известных питейных заведения, в том числе «Чайная» и столовая, называемая местным населением «Голубой Дунай» из-за деревянной веранды, выкрашенной в голубой цвет. Между ними курсировал некий Борис и услаждал за плату посетителей игрой на скрипке. По городу разгуливал целый сонм различных чудаков. Это тоже были знаменитости, среди которых наиболее известными были Миля и Лобык. Не всякий штейтл может похвастаться такими!
В то время погулять на знаменитом железнодорожном вокзале было не так просто. Чтобы попасть на его территорию, надо было купить перронный билет.
Среди городских достопримечательностей было два базара – большой и маленький. Маленький находился за вокзалом и торговал каждый день, а большой базар находился внизу улицы Окрев и работал по воскресеньям и четвергам. Мне вспоминается огромное море людей на его территории в базарные дни. Это непередаваемое зрелище!
В те далекие 50-60-е годы прошлого столетия еврейского населения было значительное количество, и они, естественно, играли определенную роль в жизни города. Это были врачи, работники торговли, инженеры, учителя.
Когда я в 2003 году был в Жмеринке, в качестве почетного гостя юбилея города, разговаривал с одним из ответственных работников. Он в частности сказал мне: «С тех пор, как евреи уехали из Жмеринки, город потерял свой колорит…».
Да! Колорит, колорит! В те годы в городе повсеместно можно было услышать еврейскую речь. Мои родители и родители моих сверстников говорили с нашими бабушками и дедушками только на идиш. В средней школе №2, где был самый высокий процент учеников – евреев, в моем классе их было больше половины. Из шести имеющихся до Великой Отечественной Войны синагог я застал одну действующую по улице Советской. Помню, в детстве на еврейские праздники бегал встречать возвращавшихся из синагоги бабушку и дедушку. Потом эту синагогу по «просьбе трудящихся» закрыли.
Остались в моей памяти еврейские свадьбы. Их устраивали дома – кто был побогаче, ставили во дворе шалаш. Играл духовой оркестр. Среди разнообразного угощения были обязательные жареные куры и пончики с мясом. К сладкому столу подавали штрудель и флудн. Изумительного вкуса! Свадьбы обычно начинались вечером и нередко гуляли всю ночь до утра.
Те прошедшие годы не могу вспомнить без душевного волнения. Ведь это было!
* * * * * * *
Во второй части своего повествования считаю необходимым рассказать некоторые эпизоды и исторические факты из жизни города Жмеринка, ибо его история – неотъемлемая часть истории еврейства.
Территория, называемая Подолье, в котором находится наш город, расположена в живописной местности. Изобилует лесами и красивыми природными пейзажами. Евреи издавна селились в этих местах. В основном они проживали в окрестных селах, так называемой черте оседлости, в которой было предписано селиться при царском режиме. Все мои родственники были выходцами из сел. Мой дедушка по материнской линии всю жизнь проработал в селе Сидава. Мой отец был родом из большого села Потоки, в котором был еврейский колхоз Дэр-ройтэр-вэг – красный путь.
Сама Жмеринка основана в 1865 году как поселок рядом с большой железнодорожной станцией между селами Малая и Большая Жмеринка в связи со строительством железном дороги Киев-Балта. По мере развития железной дороги число жителей начинает стремительно расти, в том числе за счет переселения евреев из окрестных сел, и достигло своей кульминации в 1923 году – 4640 человек. В 1926 году в Жмеринке осталось 4380 человек евреев. А после 30-х годов их численность опять увеличилась.
Основная масса евреев проживала в центре города, образуя типичный штейтл. Занимались привычными занятиями: ремеслами и торговлей. Много евреев начали трудиться на железной дороге.
За период с 1917-1944 годы еврейское население города и района перенесло множество страданий. Каждая смена власти сопровождалась конфискациями, контрибуциями и другими эксцессами. В 1919 году солдаты Директории учинили в Жмеринке два еврейских погрома – первый 16-го марта (на праздник Пурим), второй – 3-го июля. Кроме них бесчинствовали петлюровцы и прочие бандиты. Врывались в еврейские дома, убивали и грабили. Банда петлюровцев в 1919 году, приехав в село Потоки, арестовали моего дедушку Леву и еще нескольких евреев, завезли их в соседнее село Ворошиловку, расстреляли и сбросили в яму. Его жену – мою бабушку, которая была беременной, спрятали односельчане. Так что, мой отец, когда родился, уже был сиротой. Родного брата моей бабушки по материнской линии – Илью Зальцмана петлюровцы зарубили на глазах у всей семьи.
Во время войны в Жмеринке было гетто, куда, как скотину, согнали всех евреев из окрестных сел и города - страшное место, где пережили нечеловеческие страдания, голод, холод, побои, принудительные работы, постоянные угрозы расстрела. Мои родственники тоже были в гетто, один из которых сказал: «Мы как с того света вернулись». Особенно страшная судьба была у евреев села Браилов, которое находится рядом со Жмеринкой. Там немцы убили всех евреев – спаслись лишь несколько человек.
Как свидетельствуют архивные документы:
· 17 апреля 1896 года в Жмеринке открылась первая общеобразовательная начальная еврейская школа для мальчиков;
· осенью 1901 открылась первая начальная еврейская школа для девочек.
· железнодорожный вокзал построен в 1902-1904 годах (архитектор Зиновий Журавский );
· В Каменец- Подольском государственном архиве сохранился документ о присвоении Жмеринке статуса города.
Привожу дословно выдержку из него: «….Господину Подольскому Губернатору : «По высочайшему повелению Государь Император в 18-й день сего ноября 1903 года, Высочайше повелеть соизволил: Поселок Жмеринка при станции того же наименования, расположенный в Винницком уезде Подольской губернии, возвести на степень уездного города…».
· Перед началом Первой Мировой Войны (1914 год) в Жмеринке функционировали три еврейских училища: мужское, женское и смешанное, где дети обучались разным специальностям, а также общинное еврейское училище «Талмуд-Тора» для бедных и осиротевших мальчиков.
· В 1904 году были определены границы города, а 7 января 1905 года начал функционировать городской совет;
· В 1920 году в Жмеринке начала выходить газета на идиш. Начал работать еврейский клуб, где ставили спектакли на идиш, работали различные кружки. В тоже время по улице Киевской открывается еврейская школа-семилетка. В начале 30-х годов газета перестает выходить. Школу закрыли перед ВОВ. Еврейский клуб продержался до начала 50-х годов прошлого столетия.
· В начале 1921 года из Винницкого уезда был отделен Жмеринский уезд. С 1925 года Жмеринка стала районным центром.
· В том же 1921 году на многочисленном митинге принято решение о переименовании улиц:
улица Александровская переименована в улицу Ленина;
Центральная – Карла-Маркса;
Николаевская – Пушкина;
Банковская – Советская;
Екатериненская – Урицкого;
Базарная – Горького;
Вокзальная – Энгельса;
Графская – Октябрьской Революции;
Киевская – Орджоникидзе;
Шуазелевская – Шевченко
и др.
· В 1939 году в Жмеринке проживало 4630 евреев, что составляло 18% от общего количества населения;
· В июле 2004 года после продолжительной судебной тяжбы бывшее здание синагоги по улице Советской передано еврейской общине. Здание находилось в аварийном состоянии. После ремонта в нем разместился общинный дом, библиотека и т.п.
В настоящее время еврейская община Жмеринки насчитывает не более 100 человек – в основном старые и больные люди.
Это - все, кто остался от некогда процветавшей еврейской общины, о которой я написал в настоящей публикации.