КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ / Kamianets-Podilskyi / קמניץ-פודולסקי
Географическое название : Каменец-Подольский
Краткая история административного подчинения
Каменец-Подольский (Хмельницкая область->Украина) 1992-
Каменец-Подольский (Хмельницкая область->Украинская ССР->СССР) 1954-1991
Каменец-Подольский (Каменец-Подольский район->Каменец-Подольская область->Украинская ССР->СССР) 1938-1953
Каменец-Подольский (Каменец-Подольский район->Винницкая область->Украинская ССР->СССР) 1923-1937
Каменец-Подольский (Подольская губерния->Российская Империя) 1795-1922
........................................................................................................................................................
В 1913 году в состав уезда входило 15 волостей:
► Показать
Баговицкая — с. Баговица,
Балинская — с. Балин,
Бережинская — с. Бережанка,
Гавриловецкая — с. Гавриловце,
Городокская — м. Городок,
Должецкая — с. Должок,
Купинская — м. Купин,
Куявская — с. Куявы,
Лянцкорунская — м. Лянцкорунь,
Маковская — м. Маков,
Ольховецкая — с. Ольховец,
Орынинская — м. Орынин,
Рыхтецкая — с. Рыхта,
Смотричская — м. Смотрич,
Цыковская — с. Цыкова
.............................................................................
Для поиска архивных, географических и др. сведений пользуйтесь следующим:
...........................................................................
Подольская губерния - именной указатель к фонду Главного нотариуса
.....................................................................
МЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
.........................................................................
1833 год. О предоставлении сведений о лицах еврейской национальности не принявших православия и, находящихся на гражданской службе.
ЦГИАУ Киев, ф.442,о.1,д.1441
Чиновники предоставляли эти сведения во исполнение Указа Правительствующего сената от 16.08. 1828 г.
Указ предписывал "не принимать впредь к определению в гражданскую государственную службу евреев, исключая только тех, которые по выслуге в военной службе в нижних чинах узаконенного срока получают на то право".
В городовом Магистрате
Ратманы: Липман Алтер Абрамович Цукерман, Арон Янкелевич Фефергольц
В экономической комиссии: член Абрам Гольденберг он же в Градской полиции ратман
В квартирной комиссии
Депутат Иось Волькович Вилман
ОСНОВНОЙ ПОСТ
.....................................................................................................................
"Еврейская энциклопедия" Брокгауза-Эфрона.
http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru
► Показать
Каменец-Подольск
— в эпоху польского владычества поветовый город Подольского воеводства. Первое сведение о евреях относится к 1447 г., когда каменецкий староста Цемержинский запретил евреям под страхом тюремного заключения, пребывать в городе больше трех дней. В 1518 г. комиссия, назначенная Сигизмундом I для рассмотрения споров между шляхтой и мещанами К., запретила евреям скупать сельские продукты в деревнях, что было подтверждено королем. В 1598 г. Сигизмунд III запретил евреям селиться в К. и его предместьях и заниматься торговлей; приезжим евреям предоставлено было право трехдневного пребывания. В 1648 г. много евреев искало убежища от полчищ Хмельницкого в укрепленном К.; по словам автора летописи "ןזיה טיט" (составленной в 1655 г.), во время осады К. казаками там находилось свыше 10000 евр. семейств, страшно терпевших от голода; по сообщению подольского судьи из К. (27 окт. 1648 г.), город действительно оказался неприступной твердыней для казаков на этот раз, а также при вторичной осаде сыном Богдана Хмельницкого в 1652 г. Вскоре после казацких войн евреи исходатайствовали у короля Яна-Казимира рескрипт на право жительства в К., но впечатлительный и неустойчивый Ян-Казимир, вследствие жалобы каменецких мещан, издал в 1654 г. указ об изгнании евреев из К. Указ этот был, по-видимому, вскоре отменен, т. к. комиссия, исследовавшая в 1665 г. причины упадка благосостояния К., постановила изгнать всех евреев из города, предоставив им 12-недельный срок для продажи домов. Сейм 1670 г. запретил евреям и цыганам жить в расстоянии 3-х миль от города. В 1672 г. турецкий султан Магомет IV занял К., предоставив всем национальностям, не исключая и евреев, свободный выбор местожительства; во время владычества турок (1672—1699) евр. население К. значительно увеличилось. С переходом К. к Польше возобновилось преследование евреев. 12 декабря 1725 г. король Август II предписал каменецкому старосте не дозволять евреям селиться и торговать в К.; но местная администрация, благосклонно относившаяся к евреям, не приводила королевского приказания в исполнение. Магистрат обратился (1737) к сандомирскому воеводе с просьбой похлопотать на сейме об освобождении города от евреев, но, не добившись этого, магистрат обратился к местному епископу с ходатайством, где было указано, что "в нарушение данных городу привилегий и коронных конституций евреи не только прочно осели в городе, но, привлекая из разных мест своих единоверцев, переполнили город, чем довели христианское население до экономического упадка". Комиссия, отправленная королем в 1747 г. в К. для восстановления благосостояния города, потребовала привлечь евреев к суду за то, что они незаконно поселились в К. Спустя 3 года, в 1750 г., последовало приказание короля, чтобы евреи в течение 24 часов оставили город; дома их должны перейти к городу, а синагогу следует разрушить. Евреи, вынужденные оставить К., поселились отчасти в предместьях и окрестностях, как, напр., в Зиньковцах (см.), Карвазаки и др. Тяжелые условия внешнего быта препятствовали развитию культурной жизни каменецких евреев. — После строгого "херема", наложенного съездом раввинов в Бродах во время заседания "Ваада четырех стран" (1756) на сектантов-франкистов, последние решили отомстить своим гонителям-раввинам. Явившись в К. к католическому епископу Дембовскому, представители сектантов объявили ему, что они отвергают Талмуд, признают только "Зогар" и веруют, что Бог един в трех лицах. Епископ решил тогда устроить религиозный диспут, который состоялся летом в 1757 г. в присутствии епископа и других представителей духовенства. Прения продолжались 8 дней. Епископ вынес впечатление, что талмудисты побеждены в диспуте, и осенью того же 1757 году приказал отобрать у евреев подольской епархии находящиеся у них экземпляры Талмуда и предать их огню. Тысячи экземпляров были публично сожжены на площади (חיקת תנש ולםכ ח״ר).
Ср.: "Регесты", тт. I и II; Я. Эмден в םירפם תחפטמ; Baliński-Lipiński, Starożytna Polska, III; תורוק, יקםניטיל .מ םש םידוהיה תוינומדקו אילאדאפ; "Архив Юго-зап. России", ч. 5, тт. I и II.
Ш. Шраер.
Раздел5.
Ныне — губернский город Подольской губ. Когда по присоединении К.-П. к России возник вопрос, сохраняют ли свою силу старые польские запретительные привилегии, данные городу, имп. Павел указом 8 сентября 1797 г. повелел "евреев из К.-П. не высылать, а оставить на том основании, как они и в других городах свободное пребывание имеют", в связи с чем, как видно из нижеследующих цифр, относящихся к К.-П. и его уезду, евр. население быстро увеличилось, заняв видное место в торгово-промышленном классе:
купцы
мещане
христ.
евр.
христ.
евр.
1797 г.
92
24
869
1367
1799 г.
75
29
899
2617
В ближайшие годы число евреев-мещан, наравне с христианами, уменьшилось, но число евреев-купцов увеличилось. По ревизии 1847 г., в уезде существовали следующие "еврейские общества": Каменецкое — 4629 душ; Жванецкое — 1619; Грудецкое — 2785; Чемеровецкое — 418; Купинское — 923; Смотричское — 1274; Лянцкорунское — 939; Фрампольское — 570; Карвасарское — 752; Орининское — 1247; Зиньковецкое — 574; Шатавское — 1136; Гусятинское — 229; Збрижское — 492; Маковское — 425; Балинское — 274; Черчецкое — 130. В 1857 г. в К.-П. и его уезде насчитывалось купцов 1 и 2 гильдии — 67 (христиан вовсе не было), 3 гильдии — 933 (христиан всего 10), мещан — 7326 (хрис. 1523). — Несмотря на то, что евреи служили важным фактором местной экономической жизни, президент городового магистрата возбудил в 1832 г. ходатайство о воспрещении евреям жить в К.-П., в силу старинных привилегий и прав города, но Комитет министров постановил дозволить им по-прежнему жить в К.-П., а также приобретать недвижимую собственность и поправлять старые дома; строить же новые дома и лавки было разрешено только в частях города, называемых Русским и Польским фольварками. Этой мерой правительство желало побудить евреев к застройке пустопорожних мест; с этой же целью в 1834 году было совершенно запрещено приобретение домов вне фольварков и исправление ветхих зданий. Ввиду этого евреи оказались вынужденными возводить постройки на фольварках, а между тем правительство, имея намерение вовсе выселить евреев из К.-П. и предвидя, что в этом случае дома, принадлежавшие евреям, упадут в цене, запретило в 1843 г. принимать недвижимую собственность евреев в залог по подрядам, что было подтверждено в 1854 г. по отношению к обеспечению винного откупа. Только в 1859 г. это ограничение было отменено после вторичного ходатайства киевского генерал-губернатора Васильчикова, указывавшего на то, что запрещение евреям приобретать дома, задерживая развитие города, "обратилось в бесполезное стеснение евреев, а чрез то и торговли" и обесценило дома, от чего страдали и интересы казны. — Ср.: Ю. Гессен, "Закон и жизнь"; рукописные материалы.
По переписи 1897 г., евреев — по вероисповеданию — 16211 (7653 мужч. и 8558 женщ. т. е., около 40% общего населения), по признаку же родного языка (т. е. указавших своим родным языком еврейский) — число их всего 16112. По сословиям евреи делились на купцов 370, мещан — 15631, считая и их семьи. Торгово-промышленная жизнь среди евр. населения, ввиду отдаленности К. от железн. дор., развита слабо. Характер евр. занятий — обычный для городов черты. На первом месте в области мелкой промышленной деятельности стоит, как и повсюду, изготовление одежды: занято 713 самостоятельных и при них 1582 чл. семей; обработкой растительных и животных продуктов — 115 самост. и 397 чл. семей; обработкой дерева — 106 сам. и 249 чл. сем., обработкой металлов — 108 и 227 чл. сем. Больше развита мелкая торговля; на первом месте — торговля продуктами сельского хозяйства — 759 самост. и 2278 чл. сем., предметами одежды — 270 самост. и 740 чл. сем.; посредничеством — 119 самост. и 376 чл. сем., торговлей без точного определения предмета ее — 123 самост. и 392 чл. сем. Всего торговлей занято было евреев около 1750 самост. и 6300 чл. семей. Частной службой в качестве прислуги и поденным промыслом занято было 679 самост. (женщин сам. — 548, мужчин лишь — 131, и только 219 чл. сем.); с другой стороны — постоянным доходом и на доходы родителей и родственников жило 304 сем. и 612 чл. сем. Интеллигентными профессиями занято было ок. 190 самост. и 53 чл. семьи. Всего самостоятельного профессионального евр. населения числилось 5012, членов семей — 11100. Грамотных по-русски числилось 3844 еврея (ок. 24%), грамотных на других языках — 2379; получивших образование выше начального — 155. По данным 1902 г., всего имелись здесь 2 частные мужские и 2 женские школы. Культурно-просветительная жизнь среди евр. населения К.-П. развита очень слабо.
..................................................................................................................................................................
Российская еврейская энциклопедия
http://www.rujen.ru/index.php/
► Показать
КАМЕНЕЦ ПОДОЛЬСКИЙ город, районный центр в Хмельницкой обл. (Украина). Осн. в 1062. С 1352 – в составе Вел. кн-ва Литовского. В 1374 получил Магдебургское право. С 1569 – центр Подольского воеводства в составе Речи Посполитой. В 1672–99 – под властью Османской империи, с 1699 – в составе Речи Посполитой. С 1793 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – центр Подольской губ. В 1937–41 – областной центр.В 1661 в К.-П. проживал 261 еврей, в 1681 – 140, в 1847 – 4629, в 1856 – 9022, в 1865 – 15 424, в 1897 – 16 211 (40%), в 1910 – 22 729 (47%), в 1914 – 23 430 (47%), в 1923 – 13 450, в 1926 – 12 774 (39,9%), в 1929 – 12 777 (29%), в 1939 – 13 796, в 1959 – ок. 2600 (ок. 6,5%), в 1970 – ок. 2100 (ок. 3%), в 1979 – ок. 1800 евреев (ок. 2%).Первые сведения о евреях К.-П. относятся к 1447, когда им было запрещено под страхом тюремного заключения пребывать в городе более 3 дней. В 1518 евреям запретили скупать с.-х. продукцию в деревнях (запрет был отменен во 2-й пол. 17 в.). В 1648 тысячи еврейских семей из др. нас. пунктов нашли в укреплениях К.-П. убежище от войск Б.М.Хмельницкого. Город оказался неприступным для казаков так же, как и в 1652, при вторичной осаде крепости Т.Хмельницким – сыном Б.Хмельницкого. В 1654 был издан указ об изгнании евреев из города. Несмотря на последующие запреты в 1665 и 1670, евреи продолжали жить в К.-П.В 1672 отряд солдат-евреев в составе 40 чел. участвовал в обороне К.-П. от тур. войск. Во время тур. владычества султан Магомет IV предоставил евреям свободу в выборе места жительства. Численность еврейского населения в К.-П. значительно увеличилась. С переходом в 1699 К.-П. под юрисдикцию Речи Посполитой возобновились преследования евреев. В 1750 король Август II издал указ об оставлении евреями К.-П. в теч. 24 час.; дома евреев отходили в собственность города, синагога была разрушена.В 1757 в К.-П. в теч. 8 дн. проходил открытый религ. диспут между представителями еврейской общины и франкистами. Епископ признал евреев побежденными и приказал изъять у евреев Подольской епархии все имеющиеся книги Талмуда, тысячи томов к-рого были публично сожжены на площади города.С сер. 18 в., с возникновением хасидизма, К.-П. становится одним из центров движения. В 1797 имп. Павел I издал указ, разрешавший евреям свободное поселение в городе. Численность еврейского населения К.-П. начала быстро увеличиваться; евреи заняли значит. место в торг.-пром. сфере. В 1857 в К.-П. и уезде насчитывалось 67 купцов-евреев 1-й и 2-й гильдий (христиан не было), купцов 3-й гильдии – 933 (христиан – 10). В 1832 глава гор. магистрата возбудил ходатайство о запрещении евреям проживать в К.-П. Однако К-т Министров разрешил евреям жить в городе, приобретать недвижимость и ремонтировать старые дома. Строить же новые было разрешено только в нек-рых частях города, т. н. Русских и Польских фольварках. В 1834 пр-во запретило евреям приобретать и ремонтировать дома вне фольварков. В 1859 киевский ген.-губернатор добился отмены ограничений для евреев, мотивируя это тем, что запреты тормозят торговлю в городе и сказываются на интересах казны.С 1851 в еврейской школе К.-П. работал А.-Б.Готлобер, в 1855–58 – его ученик Менделе Мойхер-Сфорим. В 1863 в К.-П. было 26 синагог, в т. ч. хасидские. В 19 в. раввинами в К.-П. были Ицхок Майзельс, отец Д.-Б.Майзельса, Залман Лернер, Дов-Бериш Элиаш (дед первого посла Гос-ва Израиль в Великобритании д-ра Мордехая Элиаша), Авром-Довид Вассерман, ученик Леви-Ицхока из Бердичева.В 1897 в К.-П. возник один из первых в России сионистских кружков, позднее – орг-ция «Бнос Цион». В 1904–05 в К.-П. действовало 6 сионистских кружков. В 1905 в К.-П. произошел погром. В 1910 в К.-П. существовали 33 синагоги, еврейское кладбище.В 1917 возникла молодежная сионистская орг-ция «Кадима». В 1917 чл. орг-ции создали одноим. оркестр с ансамблем. В результате доноса одного из чл. Евсекции в нач. 1921 оркестр прекратил существование.Евреи К.-П. пострадали в период Гражд. войны. 6 июня 1919 войска Директории захватили К.-П., к-рый с сер. июня 1919 до осени 1920 оставался адм. центром УНР. В июле 1919 в К.-П. произошел погром, продолжавшийся 3 дня, во время к-рого было убито 72 еврея. Тогда же были произведены массовые аресты евреев. Всего в результате погромов в 1919 в К.-П. погибло ок. 200 евреев. В 1920, в период оккупации города польск. частями, в борьбе против них участвовала Е.И.Рубинштейн.С 1917 до сер. 1920-х гг. в К.-П. действовали разл. сионистские орг-ции, в т. ч. «Цеирей Цион», «Поалей Цион», «Ге-Халуц», «Тарбут». Были открыты школы и дет. сады с преподаванием на иврите, организованы вечерние курсы по изучению иврита, еврейская б-ка, еврейский нар. дом. В 1920 создан союз преподавателей иврита. В 1920-х гг. работала еврейская комедийная труппа под рук. А.М.Сигалеско. В гор. т-ре с лекциями выступал З.Жаботинский. В нач. 1920-х гг. был открыт филиал изд-ва «Культур-Лига». До 1921 раввином К.-П. был Израиль Гутман, один из потомков И.Баал-Шем-Това. В 1921 солдатами Кр. Армии был расстрелян раввин Аксельрод.В 1925 в с.-х. коммуны в Херсонском окр. переселилось 47 еврейских семей из К.-П., 55 чел. основали с.-х. коллектив «Дер Штерн», 92 чел. – «Ново життя», 138 чел. – «Юнгер Лев». В 1926 евреи К.-П. (100 чел.) организовали с.-х. коллектив «Труд и хлеб», тогда же возник с.-х. коллектив «Продукт». В сер. 1920-х гг. работала еврейская проф. школа.К 1936 все синагоги в К.-П. были закрыты. Миньяны собирались на частных квартирах. Действовала нелег. миква в частной бане, затем – в подвальном помещении.11 июля 1941 К.-П. оккупировали венгер. войска. Во 2-й пол. июля 1941 в К.-П. были доставлены евреи из Закарпатской Украины, позднее – евреи из Венгрии, Чехословакии, Бельгии, Нидерландов. После оккупации частями вермахта в К.-П. было создано гетто. 28 авг. 1941 расстреляно ок. 24 тыс. евреев. Летом 1942 в гетто было сконцентрировано неск. тыс. евреев из окрестных нас. пунктов. Гетто ликвидировано 30 окт. 1943. Всего в 1941–43 в К.-П. было уничтожено ок. 30 тыс. евреев, в т. ч. 18 тыс. евреев из Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии. В освобождении К.-П. 8 марта 1944 участвовал авиац. полк под ком. подполк. Израиля Яковлевича Летучего.После 1945 часть евреев вернулась в К.-П. В 1947 община К.-П. купила 2 комнаты в частном доме для проведения молитв. собраний. В марте 1953 в К.-П. была арестована группа евреев (А.М.Перель, Я.Х.Штейншрайбер, Клейнерман, А.И.Берлянд), обвиненных в еврейском национализме.В 1992 в К.-П. создано об-во культуры «Шалом»; первый пред. Ефим Абрамович Хаят (р. 1940), с 1997 пред. Моисей Григорьевич Лам (р. 1933, Каменец-Подольский). В 1993 зарегистрирована Иудейская религ. община (пред. М.Г. Лам). В К.-П. действуют воскресная школа, отд-ние «Хэседа».В 2003 в К.-П. поживало ок. 350 евреев.В К.-П. род.: Й.Барац, Й.Барондес, С.Е.Вейсенберг, Г.Л.Гальперин, П.Д.Герман, Д.Г.Гинцбург, С.Б.Грузберг, М.И.Занд, Б.И.Збарский, М.Г.Зельдович, А.С.Карпова, М.Р.Кольпман, П.Я.Левенсон, А.Д.Левин, Г.Л.Ловцкий, У. Михаэли, Р.Б.Розенштейн, Й.Файн, М.Фишберг, Б.Шейнгаутер, С.И.Шохор-Троцкий, Л.З.Штейн, М.Штекелис, Х.М.Эйдельман; Яков Исаакович Броуд (1900–1942, Нижне-Чирская Сталинградской обл.), ген.-майор (1940), в 1941–42 – нач. артиллерии армии, нагр. 2 орд., погиб в бою; Израиль Шоломович Вассерштейн (р. 1923), хирург, д-р. мед. наук, Гос. пр. ЛатвССР, с 1980 – в США; Аврам (Альберт) Вейнбаум (1890–1943, Освенцим), художник, с 1910 – во Франции, во мн. работах присутствуют еврейская и библейские темы; Абрам Моисеевич Гольденберг (1847–1934, Ницца), юрист, обществ. деятель, с 1922 – в Германии, товарищ пред. и казначей Союза русских евреев в Германии; Абрам Ионович Дыховичный (1882–1963, Москва), инженер-строитель, проф. (1935), разрабатывал новые технологии в стр-ве кр. сооружений, автор ряда монографий; Яков Борисович Кальницкий (1915–1989, Ленинград), горн. инженер, проф., д-р техн. наук, специалист по комплексной механизации горных работ; Леонид Львович Мининберг (р. 1934), историк, автор книг «Сов. евреи в науке и пром-сти СССР в период 2-й мир. войны (1941–45)» и «Евреи в рос. и сов. спорте (1891–1991)»; Игорь Владимирович Нежный (1892–1968, Москва), театральный деятель, в 1922–58 – дир. разл. т-ров, в т. ч. МХАТа (1940–51), Центр. т-ра кукол под рук. Е.В.Образцова (1955–58) и др.; Моисей Михайлович Пистрак (1888–1937), педагог, проф., автор первого в СССР учебника педагогики для пед. вузов, кр. теоретик политехнич. образования; Моррис Шапис (1907–?), амер. историк и издатель; Фишл-Иегуда Шнеерсон (1887–1958, Тель-Авив), психиатр, работы в обл. дет. психиатрии, автор ряда книг на англ., нем., рус. яз. и иврите; Хана Штейнберг (1896–1942, Монреаль), поэт, с 1914 – в Канаде, автор сб. стих. на идише.М.Туркинец
...................................................................................................................................................................
Каменец-Подольский — центр Подольской губернии, один из интереснейших городов Украины. Расположен на острове, вокруг которого река Смотрич делает петлю, образуя глубокий каньон. Старый Каменец соединен с остальным миром Новоплановским мостом и представляет собой идеальную естественную крепость. Здесь находится одна из интереснейших крепостей, возведенная на левом берегу Днестра в 60-е гг. XIV в. племянниками литовского князя Ольгерта — братьями Кориатовичами, имя которых носит главная улица города. Торговый путь через Каменец вел во Львов и далее через степи в Крым. В 1375 г. Александр Кориатович позволил краковским купцам вести свободную торговлю, таким образом в Подолию попадали и еврейские купцы.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.