Обольцы
Добавлено: 11 окт 2017, 20:29
Местечко Обольцы, Толочинского района известно с конца 14 века.
Коротко с историей древних Оболец можно ознакомиться в Википедии.
Владельцем местечка был помещик Зарецкий. Имение его состояло из двух домов. Одни покои находились рядом с садом, с прудами на английский манер.
И возле мельницы, чуть поотдаль, были подсобные строения.
В местечке в основном проживали люди ремесленных профессий: сапожники, портные, кузнецы.
До 1937 года существовала православная церковь. Располагалась на возвышенности в центре села. Но она закрылась сразу после ареста священника.
Наверное половину жителей местечка составляли евреи. Многие евреи покидали местечко в 20-30 годах из-за сложного экономического положения. Кто-то переселялся в большие города, некоторые отправлялись на заработки на Урал. Часть из них возвращались в родные места.
Организовывались мелкие артели. Существовали артели сапожников под руководством Каца и Арона Чернина. В основном в них работало по 5-6 человек.
Еврейские женщины местечка, в основном, занимались домащним хозяйством. Некоторые трудились в колхозе. При отсутствии достаточного количества денежных средств старались держать домашний скот и птицу.
В некоторых хозяйствах были корова, свиньи, гуси и куры.
В местечке была чисто еврейская улица, дома на которой отличались от русских домов.
Вторяя улица так и называлась – Русская.
В еврейском доме вся площадь делилась на комнаты. Возле русской печи отгорожена кухня, затем столовая. Далее небольшая спальня, иногда вторая спальня и маленький зал.
А в русских домах – горница. Эти дома были без перегородок, просто большая площадь.
И архитектура еврейских домов несколько отличалась. Видимо сказывалось влияние западных стран откуда появились евреи.
Доски в русских домах на потолке лежали одна возле другой. А в еврейских они располагались внахлёст одна на другую. Доски были с углублением, необычной формы.
Потолки побелены, стены оклеены газетами или бумагой.
В еврейских домах была молочная посуда, а для мясного отдельные тарелки.
В русских домах такого небыло. Они садились семьёй за один стол и ели из одной глинянной миски. Ложки были деревянные, самодельные.
Неотъемлемой частью еврейского дома было крылечко с резной огдадой и парой скамеечек по бокам, на которых тихими вечерами местные мужчины любили почитывать газеты. Перед войной распространением газет занимался Мендель Просмушкин. Точно не известно какие это были газеты, но одна из них была на идиш и привозилась из Москвы – Дер Реймес.
В местечке была синагога. Это было деревянное здание, со вторым этажом для женщин,
куда вела большая и крутая лестница. На верхнем этаже было маленькое окошечко через которое маленькие девочки с большим любопытством рассматривали стоящих внизу мужчин.
Службы проводил Просмушкин, образованный и эридированный пожилой человек.
Отмечались все еврейские праздники.
Особенно готовились к песах. С чердаков снималась корзина с посудой, которую использовали только на песах. Выпекалось большое количество мацы. Весь процесс приготовления мацы особенно радовал детвору. Они выпрашивали немного теста, вымешивали, прокатывали зубчатым колёсиком, просили поставить в печь, и выбегали на улицу с кусочком лично приготовленной мацы.
В летние месяцы дети почти все свободное время проводили на речке. Кто хотел научиться плавать мастерили себе что-то наподобие поплавков из тростника.
Школа располагалась в бывшем доме помещика возле реки. Рядом находился мостик и водопад для мельницы. Когда-то существовало две еврейские школы. Начальная по одну сторону реки, и старшая по другую. Но с уменьшением количества еврейских детей, перед самой войной, осталась только начальная.
Несмотря на небольшие размеры местечка работала больница, была акушерка, аптека. Аптека располагалась в бывшем еврейском доме. В самом центре местечка – старое еврейское кладбище, а новое располагалось за селом.
Иногда в местечко приезжали погостить родственники местечковых жителей, из Витебска, Москвы и Ленинграда. Делились новостями, привозили семейные фотографии.
По разным данным количество еврейских жителей местечка перед войной оценивается от 200 до 300 человек.
Насколько известно после ВОВ евреев в местечке не осталось, все выжившие предпочли не возвращаться.
Холокост в Обольцах
Кладбище в Обольцах
При написании заметки использовались воспоминания Софьи Аркадьевны (Ароновны) Черниной 1930-2017. Светлая ей память.
Особая благодарность фонду USC Shoah Foundation, организованному американским режиссёром Стивеном Спилбергом, за возможность услышать живые свидетельства о том как жили предки и что им пришлось пережить.
Коротко с историей древних Оболец можно ознакомиться в Википедии.
Владельцем местечка был помещик Зарецкий. Имение его состояло из двух домов. Одни покои находились рядом с садом, с прудами на английский манер.
И возле мельницы, чуть поотдаль, были подсобные строения.
В местечке в основном проживали люди ремесленных профессий: сапожники, портные, кузнецы.
До 1937 года существовала православная церковь. Располагалась на возвышенности в центре села. Но она закрылась сразу после ареста священника.
Наверное половину жителей местечка составляли евреи. Многие евреи покидали местечко в 20-30 годах из-за сложного экономического положения. Кто-то переселялся в большие города, некоторые отправлялись на заработки на Урал. Часть из них возвращались в родные места.
Организовывались мелкие артели. Существовали артели сапожников под руководством Каца и Арона Чернина. В основном в них работало по 5-6 человек.
Еврейские женщины местечка, в основном, занимались домащним хозяйством. Некоторые трудились в колхозе. При отсутствии достаточного количества денежных средств старались держать домашний скот и птицу.
В некоторых хозяйствах были корова, свиньи, гуси и куры.
В местечке была чисто еврейская улица, дома на которой отличались от русских домов.
Вторяя улица так и называлась – Русская.
В еврейском доме вся площадь делилась на комнаты. Возле русской печи отгорожена кухня, затем столовая. Далее небольшая спальня, иногда вторая спальня и маленький зал.
А в русских домах – горница. Эти дома были без перегородок, просто большая площадь.
И архитектура еврейских домов несколько отличалась. Видимо сказывалось влияние западных стран откуда появились евреи.
Доски в русских домах на потолке лежали одна возле другой. А в еврейских они располагались внахлёст одна на другую. Доски были с углублением, необычной формы.
Потолки побелены, стены оклеены газетами или бумагой.
В еврейских домах была молочная посуда, а для мясного отдельные тарелки.
В русских домах такого небыло. Они садились семьёй за один стол и ели из одной глинянной миски. Ложки были деревянные, самодельные.
Неотъемлемой частью еврейского дома было крылечко с резной огдадой и парой скамеечек по бокам, на которых тихими вечерами местные мужчины любили почитывать газеты. Перед войной распространением газет занимался Мендель Просмушкин. Точно не известно какие это были газеты, но одна из них была на идиш и привозилась из Москвы – Дер Реймес.
В местечке была синагога. Это было деревянное здание, со вторым этажом для женщин,
куда вела большая и крутая лестница. На верхнем этаже было маленькое окошечко через которое маленькие девочки с большим любопытством рассматривали стоящих внизу мужчин.
Службы проводил Просмушкин, образованный и эридированный пожилой человек.
Отмечались все еврейские праздники.
Особенно готовились к песах. С чердаков снималась корзина с посудой, которую использовали только на песах. Выпекалось большое количество мацы. Весь процесс приготовления мацы особенно радовал детвору. Они выпрашивали немного теста, вымешивали, прокатывали зубчатым колёсиком, просили поставить в печь, и выбегали на улицу с кусочком лично приготовленной мацы.
В летние месяцы дети почти все свободное время проводили на речке. Кто хотел научиться плавать мастерили себе что-то наподобие поплавков из тростника.
Школа располагалась в бывшем доме помещика возле реки. Рядом находился мостик и водопад для мельницы. Когда-то существовало две еврейские школы. Начальная по одну сторону реки, и старшая по другую. Но с уменьшением количества еврейских детей, перед самой войной, осталась только начальная.
Несмотря на небольшие размеры местечка работала больница, была акушерка, аптека. Аптека располагалась в бывшем еврейском доме. В самом центре местечка – старое еврейское кладбище, а новое располагалось за селом.
Иногда в местечко приезжали погостить родственники местечковых жителей, из Витебска, Москвы и Ленинграда. Делились новостями, привозили семейные фотографии.
По разным данным количество еврейских жителей местечка перед войной оценивается от 200 до 300 человек.
Насколько известно после ВОВ евреев в местечке не осталось, все выжившие предпочли не возвращаться.
Холокост в Обольцах
Кладбище в Обольцах
При написании заметки использовались воспоминания Софьи Аркадьевны (Ароновны) Черниной 1930-2017. Светлая ей память.
Особая благодарность фонду USC Shoah Foundation, организованному американским режиссёром Стивеном Спилбергом, за возможность услышать живые свидетельства о том как жили предки и что им пришлось пережить.