ВИТЕБСК

Модератор: Mike_m

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Лебедушка
Сообщения: 411
Возраст: 56
Регистрация: 16.07.2009
Откуда: Израиль
Поблагодарили: 4 раза

ВИТЕБСК

#1 Сообщение Лебедушка » 10 окт 2009, 23:40

Справочные материалы:

Витебск

Витебск (летописный Видбеск, Видебск, Витьбеск, Витепск) — город, центр Витебской области Республики Беларусь. Железнодорожный узел (направления на Москву, Санкт-Петербург, Оршу, Полоцк, Минск) и узел автодорог. Порт на р. Зап. Двина. Аэропорт. 367,7 тыс. жителей (1933). Разделяется на три района: Октябрьский, Первомайский, Железнодорожный.

Витебск, согласно преданию, зфиксированному в Витебской летописи XVIII в., основан великой княгиней Ольгой в 974. Название получил от р. Витьба. Впервые упоминается в древнерусских летописях под 1021. После смерти полоцкого князя Всеслава Брячиславовича (1101) В. стал центром удельного Витебского княжества. С 1320 В. в составе Великого княжества Литовского, где пользовался определенной втономией. С 1506 административный центр Витебского воеводства. В 1444 уставной грамотой великого князя Литовского Казимира Ягеллончика В. было дано ограниченное самоуправление. В 1503 и 1509 городу были даны привилеи, которые регулировали внутренний порядок и отношения с великокняжеской властью. 17.3.1597 великий князь Литовский, король Речи Посполитой Швеции Сигизмунд III Ваза дал В. магдебургское право. После Витебского восстания 1623 город был лишен Магдебургского права. Оно было возвращено Витебску только в 1644 вместе с правом безпошлиной торговли в границах Великого княжества Литовского. В середине XVII в. В. являлся крупным воеводским, административным, ремесленным и торговым центром, в котором насчитывалось более 1 тыс. домов и около 10 тыс. жителей.

К сожалению, до настоящего времени невозможно со стопроцентной точностью ответить на вопрос: "когда и откуда переселились евреи в Витебске?". Есть сведения, что евреи появились в В. в первой четверти XVI в. (История евреев в России. Т. 1. М., 1914. С. 1).

В то же время утверждается, что первые сведения о евреях в Витебске относятся к 1551 (Евр. энц. Т. 5. С. 639), когда евреи были освобождены от так называемой "серебщизны". Удивительно, что в раскладке чрезвычайной подати на еврейские "зборы" в Велиом княжестве Литовском за 1563 Витебск отсутствует.

Великий князь Литовский и король Польши (1587 — 1632), король Швеции (1592 — 1599) Сигизмунд III (Жигимонт) Ваза (1566 — 1632) дал Витебску магдебургское право, но по желанию жителей воспретил евреям жительство в городе (см. Живописная Россия. Литовское и Белорусское Полесье. Репринтное воспроизведение издания 1882 года. Мн., 1933. С. 383). Там, где говорится о приезжих купцах-гостях, сказано: "...Евреи в городе В. согласно давнему обычаю, никакой оседлости не могут".

Известный белорусский этнограф и историк А.К.Киркор отмечал: "Запрещение евреям селиться в городе (Витебске — Э.И.) существовало до 1679 года, когда Ян Собеский разрешил им строить синагоги, жить в городе и заниматься торговлею. С этого времени еврейское население в городе стало постоянно увеличиваться" (Живописная Россия. Литовское и Белорусское Полесье. С. 383).

В то же время анализ ряда исторических источников не дает оснований согласиться с мнением А.К.Киркора. В 1605 жителями В. были два еврейских купца. Скорее всего, еврейская община в В. возникла в 1627, когда воевода Симеон Сангушко в документе, выданном на имя арендатора Юды Якубовича, разрешил евреям построить синагогу на собственной земле, в замке или городе. Еврейская община была объявлена свободной от постоя и всяких повинностей.

Несмотря на то, что в 1623 — 1644 жители В. были лишены магдебургского права, король Речи Посполитой предоставил евреям В. довольно широкие права, привилеи и льготы. Так, в "Привилегии короля Владислава IV, данной витебским евреям" в 1633, говорилось:"...Объявляем... все права привилегии, льготы, подданным нашим жидам, проживающим во всем княжестве Литовском, в городах и местечках, предшественниками нашими... дарованные на всякие купеческие обороты и торговлю разными товарами, открытие лавок, на меру локтем и вес фунтом, на молитвенные школы и кладбище... Кроме того, мы... оставляем помянутых витебских жидов вполне и ненарушимо при правах и льготах, вышеуказанных в генеральной грамоте нашей... Сверх сего дозволяем им в том же городе Витебске покупать дома и плацы и свободно ими распоряжаться... Что все утверждая за витебскими жидами, мы принимаем их под нашу королевскую защиту и покровительство..." (Сапунов А.П. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883. С. 277).

Особенно тяжелым для еврейской общины В. стал 1654-й год, когда началась война между Речью Посполитой и Московским государством за Украину и Белоруссию. Во время этой войны (1654 — 1667) витебские евреи проявляли героизм и мужество. 15-тысячное войско во главе с Б.Шереметевым после длительной осады в ноябре 1654 овладело В. Во время этой осады евреи вместе с поляками обороняли город от осаждавших его русских войск: копали рвы вокруг крепости, укрепляли стены, ходили в разведку и сражались в различных боях и стычках. "Во время осады, — свидетельствовали потом польские шляхтичи, — евреи постоянно отправляли стражу, каждый из них имел свое вооружение и свое ружье для защиты; они имели у себя собственный порох и, не жалея здоровья, защищались и отражали неприятельские штурмы... Они позволили разбирать их дома и брать из них необходимые материалы, необходимые во время осады... и вообще во всем хорошо вели себя и оказывали помощь" (Сапунов А.П. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883. С. 278).
После взятия В. объединенным войском боярина Шереметева и казаков, Шереметев приказал евреям собрать 1000 злотых для угощения запорожских казаков. Подавляющее большинство витебских евреев было арестовано и ограблено. Общая стоимость имущества евреев г. В., отнятого у них русским войском и казаками, составила 10000 злотых (Евр. энц. Т. 5. С. 640). У евреев были отняты привилегии и долговые обязательства. Часть евреев насильно окрестили. Большое количество витебских евреев вместе с поляками было отправлено в ссылку. Сначало их содержали в Новгородской тюрьме, ноп о дороге туда, как и в самом Новгороде многие евреи умерли от нужды и лишений, замерзли по дороге. Потом они были доставлены в Казань, где оставлись до Андрусовского перемирия (1667). Несмотря на все насилия, евреи остались верны Речи Посполитой. Об этом свидетельствовали польские пленники — шляхтичи Витебского воеводства, которые содержались в ссылке вместе с евреями-защитниками В.

До середины XVII в. Витебский кагал находился под юрисдикцией Брестского, через посредство которого он был подчинен Литовскому вааду. Со второй половины XVII в. еврейские общины Витебского и Мстиславского воеводств вошли в сферу подчинения так называемой Белорусской синагоги. Еврейская община В. вела протокольные записи (пинкос) с 1706.

В 1691 кагал В. за известную сумму денег был объявлен свободным от уплаты "гиберновой" подати.

В 1712 евреев В. постигла беда — сгорела синагога. И тогда магистрат насильно завладел участком, принадлежавшим евреям. На этом месте была построена церковь. Представители кагала, протестовавшие против этого, были избиты, а их дома разграблены. Главный литовский трибунал обязал бургомистра В. и все городское христианское общество возвратить кагалу земельную площадь, на которой была построена церковь, а также заплатить 13560 злотых за причиненные евреям вред и убытки. За несколько месяцев до опубликования этого приговора воевода Поцей в Вильно приказал подвоеводе снять крест, воздвигнутый ксендзом на месте, где прежде находилась синагога — "зарыть на кладбище" и всячески не допускать, чтобы крест вновь был поставлен (Евр. энц. Т. 5. С. 640).

Как и для всех жителей города, для евреев Витебска большим несчастьем стали пожары 1733, 1752, 1757 (2раза) и 1762 (сгорело 800 домов). По переписи 1765 Витебский кагал насчитывал 666 (667) евреев, из них 346 мужчин и 320 женщин. В это же время в Витебском кагальном округе жило 1692 человека (881 мужчина и 811 женщин). Таким образом, в Витебском воеводстве жило 2359 (2358) евреев обоего пола (Регесты и надписи. Т. 1. Спб., 1899).

После первого раздела Речи Посполитой в 1772 В. был обращен в уездный город Псковской губернии, а с 1776 — Полоцкой губернии. С 1796 В. — центр Белорусской губ., а с 1802 — Витебской губ. В 1866 через В. была проложена Риго-Орловская железная дорога, позже железнодорожные линии соединили город с Москвой, Петербургом и Киевом. В результате экономика В. втягивалась в общероссийский рынок.

В 1772 еврейская община В. насчитывала 1227 чел. (около 25% всего населения). Изучение окладных книг конца XVIII в. позволяет установить соотношение между численностью еврейских и христианских купцов и мещан. В 1776 в Витебской провинции проживало 584 еврея-горожанина (мужского пола) и 3487 христиан-горожан, т.е. евреи составляли 14%. Если в 1766 в Витебской губ. проживало 2368 еврея, то в 1776 — уже 4996 евреев (История евреев в России. Т. 1. М., 1914. С. 124, 131).

В 1787 в Витебске и Витебском уезде имелось 252 купцов-горожан и 175 купцов-евреев, 2997 мещан-христиан и 857 мещан-евреев. В 1797 — соответственно 348 и 46, 2867 и 656, в 1800 было 380 купцов-христиан и 40 евреев, 3219 мещан-христиан и 1251 евреев, в 1805 — соответственно 401 и 46, 3210 и 1224. (Евр. энц. Т. 5. С. 645). В 1812 в Витебске числилось 6708 душ мужского пола, в т.ч. христианских купцов 376, мещан 2943, евреев: купцов — 56, мещан — 3333. В апреле 1813 в городе оказалось 4293 мужских души, в т.ч. христиан: купцов — 87, мещан — 1124, евреев: купцов — 4, мещан — 1200. По ревизии 1847 в Витебском уезде имелось одно лишь Витебское "еврейское общество", состоявшее из 9417 душ (4667 мужчин и 4750 женщин). В 1861 в Витебск насчитывалось 14774 еврея, а в уезде — 243 еврея. В 1862 в В. жило 7394 мужчин и 7617 женщин иудейского вероисповедания. В это же время в городе проживало 4728 мужчин и 4828 женщин православного вероисповедания, соответственно — единоверческого 131 и 52, раскольников разных сект — 94 и 13, римско-католического — 1930 и 2131, протестантского — 39 и 40 человек.

В. был оплотом ортодоксального иудаизма с элементами еврейской учености, присущей литовско-белорусским евреям. С конца XVIII в. В. становится одним из основных центров направления Хабад в хасидизме. В XIX в. поселение в В. евреев, выселяемых из Москвы, усилило влияние элементов Хаскалы (Кр. евр. энц. Т. 1. Иерусалим, 1976. С. 677. ). В 1862 в В. имелась 1 синагога, 8 каменных молитвенных и 24 деревянных молитвенных школ. Анализ "Ведомости о числе учившихся в 1867 в еврейских учебных заведениях, в губерниях виленского генерал-губернатора" свидетельствует, что в В. имелось 2 казенных училища 1-го разряда, в которых училось 176 мальчиков, и Витебское еврейское девичье училище, в котором училось 50 девочек. Под влиянием сионистов, главным образом рабочего направления, одна из еврейских религиозных школ В. (талмуд-тора) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на иврите.

В 1884 — 1885 учебном году в Витебской мужской гимназии училось 397 учеников, в т.ч. 68 евреев. Из 15 выпускников трое были евреями (Аарон Ковнер, Гирша Лемберг, Яков Юдин) (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1884 — 1885 учебный год. Витебск, 1886. С. 17, 38, 39).

В 1885 — 1886 учебном году в этой гимназии из 413 учеников 61 составляли евреи. Из 14 учеников VIII класса, удостоенных аттестата зрелости, трое были евреями (Матуш Галацер, Овсей Оффенгенден и Лейба Розет) (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1885 — 1886 учебный год. Витебск, 1887. С. 12, 13, 34, 35).

66 учеников-евреев обучалось в Витебской мужской гимназии в 1886 — 1887 учебном году. А всего в гимназии занималось 439 учеников. Среди 14 выпускников этой гимназии было пять евреев. Это сын купца 2-й гильдии Лейба Гаухман, сыновья мещан — Хаим Прусаков, Гилель Рубинштейн и Хаим Штейнберг и сын купца — Берка Таубман (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1886 — 1887 учебный год. Витебск, 1888. С. 12, 37, 38).

В 1893 — 1894 учебном году в Витебской мужской гимназии насчитывалось 399 ученика, в т.ч. 44 еврея (10,9%). Из 16 выпускников гимназии пятеро были евреями: сыны чиновников Яков Иванович Вайнкоп, Александр Лазаревич Вейншток, сыны мещан Абрам Лейбович Дынкин и Израиль Иоселевич Зальцберг и сын купца Абрам Герцович Равич (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1893 — 1894 учебный год. Витебск, 1895. С. 22, 23, 62, 63). В то время должность учителя Закона еврейской веры в этой гимназии занимал Яков Мойсеевич Абрамович (Там же. С. 11).

К началу 1894 — 1895 учебного года в Витебской гимназии было 410 учеников. Евреи составляли 45 чел. (11,2%). Из 17 выпускников гимназии евреев было всего два (сыновья мещан Яков Григорьевич Гинзбург и Мендель Иосифович Житловский) (Отчет о со стоянии Витебской гимназии за 1894 — 1895 учебный год. Витебск, 1896. С. 21, 22, 68).

В течение многих лет в Витебске, работала еврейская больница и при ней богадельня. Опубликованные отчеты о медицинской и хозяйственной деятельности Витебской еврейской больницы и богадельни за 1912 — 1913 годы дают представление об этих учреждениях.

. Фотооткрытка.jpg


Главный корпус еврейской больницы находился в двухэтажном кирпичном здании на улице Генеральной (сейчас здесь размещается станция скорой медицинской помощи — Э.И.). Инфекционное отделение Витебской еврейской больницы размещалось в деревянном и каменном флигелях, соединенных коридором. В каменном здании находились амбулатория, аптека, родильное отделение и квартиры для служащих. Еще одно каменное здание занимали подсобные службы — баня, прачечная, склады. В специальном помещении разместились машинное отделение — "динамо", рентгеновский кабинет. Обшая площадь всех зданий составляла 960 квадратных саженей. В течение 1912 в Витебской еврейской больнице была оказана стационарная помощь 999 больным, в т.ч. 365 мужчинам, 436 женищинами 198 детям, а в течение 1913 — 1486 больным (543 мужчинам, 675 женщинам и 268 детям). Надо отметить, что среди них были не только евреи. Так, в 1912 14,1% больных составляли христиане. В 1913 они составляли 14,4% всех больных. Амбулаторный прием производился одновременно четырьмя врачами по всем специальностям. Благодаря помощи городского самоуправления, всем приходящим больным (без различия в вероисповедании) выдавались на дом бесплатно лекарства.

Из отчета по богадельне при Витебской еврейской больнице за 1913 год видно, что в отдельном деревянном здании богадельни содержалось 31 человек, из них 11 мужчин, 19 женщин и один ребенок.

Многие состоятельные граждане считали своим долгом жертвовать значительные денежные суммы на содержание больницы, амбулатории и богадельни. Среди них были И.В.Бертенсон, наследники С.И.Адлера, М.Б.Богуславский, З.Бессмертный, П.Ш.Каган и др. Их пожертвования составили неприкосновенный капитал — 6600 руб. За 1913 год более скромные пожертвования сделали более 55 человек на сумму 2920 руб. Старшим врачом Витебской еврейской больницы являлся всеми уважаемый в городе врач Л.Иссерсон. Кроме него, в больнице работали высококвалифицированные медики Я.Беленький, Г.Лившиц, Л.Янкерсон (Медицинский и хозяйственный отчет Витебской еврейской больницы и богадельни за 1913 год. Витебск, 1914. С. 3—21).

.jpg



Главными занятиями евреев-жителей В. были ремесла и торговля. Евреи-ремесленники составляли свыше 80% всех ремесленников и более одной трети всего еврейского населения города. Среднее количество работников еврейской мастерской — три человека. Из каждых 100 чел. занятых ремеслом, мастеров — 34, подмастерьев — 36 и учеников — 30 (Евр. энц. Т. 5. С. 646). Половина мастеров совсем не имело подмастерьев и учеников, работая в одиночку. Торговля давала заработок более чем одной трети евреев В. Более двух с половиной тысяч евреев жили за счет службы. В этой категории особенно много женщин (прислуга, приказчицы). Свыше 12 тыс. чел., т.е. более одной трети еврейского населения, жили самостоятельно.

В конце XIX — начале XX в. в В. было довольно сильно влияние сионистов. С 1901 сионистский лидер Григорий Брук занимал пост казенного раввина В. Когда в конце 1919 Витебская организация раскололась на левых и правых, правые бундовцы пошли на союз с местной сионистской рабочей организацией. После Октябрьской революции представителем Витебских губкома РКП(б) и горсовета был Борис (Янкель-Берка) Абрамович Бреслав.

Во время 1-й мировой войны В. стал транзитным пунктом для десятков тысяч евреев, изгнанных военным командированием России из Литвы. Несколько тысяч литовских евреев осело в то время в городе. В 1897 — 1917 из Витебской губ. эмигрировало 47 тыс. евреев, главным образом, в США. (Еврейское население России по данным переписи 1897 и по новейшим источникам. Петроград, 1917. С. 6). В январе 1939 в В. насчитывалось около 37 тыс. евреев, что составляло 22% нас. города. Накануне войны в В. проживало примерно столько же евреев (Романовский Д., Зельцер А. Уничтожение евреев в Витебске в 1941 году // Вестник Еврейского университета в Москве. 1993. № 4. С. 198).

С установлением советской власти начался упадок еврейской общины В. Тысячи евреев, переселившихся в В. из Литвы и Латвии, воспользовались правом вернуться на прежние места жительства и оставили город. В 1923 в В. проживало 90918 чел., из них 39714 евреев. В 1926 жило 98808 чел., в т.ч. 37013 евреев (около 37,5% всего населения). В 20-е годы в городе работал еврейский педтехникум. До 1923 в В. издавалась газета "Дер ройтер шторм" (орган еврейской секции ЦК Компартии Белоруссии). В 1921 были закрыты хедеры, а несколько синагог были переданы в собственность государства. Атеистический ураган разрушил все, что создавалось столетиями. В 20 — 30-е годы были репрессированы витебские раввины. В начале лета 1927 раввин Авром Дрейзин с 50 учениками переехал из Полоцка в В. и основал там иешиву. Иешива в В. быстро разрослась за счет прибытия учеников и раввинов из закрывавшихся иешив в Кременчуге, Тирасполе, Переяславе, Курске, Новеле и стала главной иешивой в СССР, просуществовав до 1930. Зимой 1930 было арестовано 15 чел. — раввинов и жителей города, проявлявших заботу об иешиве. Многие бежали в Ленинград, где иешива просуществовал до 1931. Глава Витебской иешивы и некоторые ученики были осуждены на срок от 3 до 10 лет и сосланы в Соловки (Скир А. Еврейская духовная культура Беларуси. Мн., 1995. С. 64—65)



В январе 1939 в В. насчитывалось около 37 тыс. евреев, что составляло 22% нас. города. Накануне войны в В. проживало примерно столько же евреев (Романовский Д., Зельцер А. Уничтожение евреев в Витебске в 1941 году // Вестник Еврейского университета в Москве. 1993. № 4. С. 198).



Литература

1. Витебск: Энциклопед. справочник. Мн., 1988.
2. Витебск в десяти веках: Библиограф. указат. лит. Витебск, 197
3. Евр. энц. Т. 5.
4. История евреев в России. Т. 1. М., 1914.
5. Кр. евр. энц. Т. 1. Иерусалим, 1976.
6. Медицинский и хозяйственный отчет Витебской еврейской больницы и богадельни за 1913 год. Витебск, 1914.
7. Отчеты осостоянии Витебской гимназии за 1884 — 1895 учебные годы. Витебск, 1886 — 1896.
8. Памятная книжка Виленского генерал-губернаторства на 1868 год. Под редакцией А.М.Сементовского. СПб., 1868.
9. Першман В. Нет нам покоя и утешения... По материалам Бел. гос. архива // Мишпоха. Витебск, 1995.
10. Пинсон Б.Д. Большевики в Витебске. 1922.
11. Подлипский А., Рывкин М. Наш вечный дом // Мишпоха. Витебск, 1996.
12. Подлипский А. Помоги ближнему. Культурно-просветительные, медицинские и благотворительные организации Витебщины второй половины XIX — начала XX в. // Мишпоха. Витебск, 1995.
13. Сапунов А.П. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883.
14. Сементовский А. Витебск: Ист. очерк // Памятная книжка Витебской губернии на 1864 год. СПб., 1864.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось Лебедушка 19 дек 2009, 16:01, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
foxyboom
Сообщения: 349
Возраст: 52
Регистрация: 26.08.2009
Откуда: Россия
Поблагодарили: 11 раз

Re: Витебск

#2 Сообщение foxyboom » 13 окт 2009, 14:53

С огромным интересом прочитал Вашу статью об истории витебской еврейской общины. У меня к вам вопрос относительно фамилии Эт(т)инген .Не попадалось ли вам в работе над источниками упоминание о ней. Мой прадед Шендер Этинген с семьёй был выслан в забайкалье именно по решению витебского суда в 1856-1859? гг.
Этингов(везде)Эттинген(Беларусь,Витебск,Забайкалье)Цинман(Иркутск)Вассерман(Иркутск,Кабанск,Улан-Удэ)Майзель(Забайкалье,Иркутск)Шрагер(Баргузин)Винокур(Баргузин)

Аватара пользователя
Лебедушка
Сообщения: 411
Возраст: 56
Регистрация: 16.07.2009
Откуда: Израиль
Поблагодарили: 4 раза

Re: Витебск

#3 Сообщение Лебедушка » 14 окт 2009, 00:17

Доброе время суток. Извините, но эта фамилия мне, не попадалась. Несколько раз посмотрела, все что у меня есть, но увы......

Аватара пользователя
foxyboom
Сообщения: 349
Возраст: 52
Регистрация: 26.08.2009
Откуда: Россия
Поблагодарили: 11 раз

Re: Витебск

#4 Сообщение foxyboom » 15 окт 2009, 17:50

Лебедушка писал(а):Доброе время суток. Извините, но эта фамилия мне, не попадалась. Несколько раз посмотрела, все что у меня есть, но увы......


А материалы витебского суда Вам не попадались случайно за указанные годы? :oops:а может вы знаете где они могут быть?
Этингов(везде)Эттинген(Беларусь,Витебск,Забайкалье)Цинман(Иркутск)Вассерман(Иркутск,Кабанск,Улан-Удэ)Майзель(Забайкалье,Иркутск)Шрагер(Баргузин)Винокур(Баргузин)

Аватара пользователя
Лебедушка
Сообщения: 411
Возраст: 56
Регистрация: 16.07.2009
Откуда: Израиль
Поблагодарили: 4 раза

Re: Витебск

#5 Сообщение Лебедушка » 22 ноя 2009, 18:21

Доброе время суток. К сожалению, нет информации.

Аватара пользователя
Лебедушка
Сообщения: 411
Возраст: 56
Регистрация: 16.07.2009
Откуда: Израиль
Поблагодарили: 4 раза

Re: Витебск

#6 Сообщение Лебедушка » 19 дек 2009, 14:40

Людмила Хмельницкая.

Из истории витебской еврейской общины XVI-XVII вв.



История витебской еврейской общины сегодня является темой, изучением которой никто никогда серьезно не занимался. Более-менее подробный очерк об истории общины был помещен только на страницах "Еврейской энциклопедии", вышедшей в начале ХХ века в Петербурге. Авторы статей "Витебскъ" и "Белоруссiя" этого издания пользовались источниками, которые, к сожалению, недоступны современному исследователю, т.к. местонахождение витебского пинкоса или протоколов литовских еврейских Ваадов сегодня попросту неизвестно (если эти документы вообще сохранились).

Нами еще не проводились поиск и обработка документов по данной теме, что могут находиться в архивах Беларуси или соседних государств. Данное исследование представляет собой итог анализа только тех архивных документов, которые были опубликованы в различных археографических сборниках конца XIX - начала XX веков. И, конечно же, оно предполагает более глубокую проработку в будущем с использованием новых, пока еще неизвестных источников.

Появление евреев в Витебске большинство исследователей относит к середине XVI в. Однако, как нам кажется, есть основания предполагать, что произошло это значительно раньше. Как известно, XV столетие характеризовалось новой волной эмиграции еврейского населения из прирейнских государств на восток - в Королевство Польское и Великое княжество Литовское (ВКЛ) - и стало поворотным в истории евреев-ашкенази. У нас есть основания полагать, что именно в это время еврейская миграция достигла и далекого Витебска на севере ВКЛ. В "Витебской летописи Михаила Панцирного и Степана Аверки", которая была составлена в XVIII в., находим следующую запись: "Цевивку, витебского старосту, и Герасима - владыку сожгли за измену на жидовском камне в год 1415". (1) Вряд ли приходится говорить в это время о наличии оседлого еврейского населения в городе. Скорее всего здесь жили только отдельные арендаторы мыт и откупов, которые, тем не менее, играли в жизни города приметную роль, что и нашло отражение в появлении урбононима "жидовский камень" (сразу следует отметить, что слово "жиды" в ВКЛ употреблялось как традиционное наименование еврейского населения и до времени присоединения к Российской империи не имело никакой унизительной окраски).

Утрата соответствующих архивных источников не позволяет нам проследить дальнейшие этапы формирования постоянного еврейского поселения в Витебске. Никаких сведений не сохранилось про изгнание евреев из пределов ВКЛ и последующее возвращение их во времена Александра Ягеллончика. Витебские евреи упоминаются в документах 1551 г. в связи с освобождением их от налога под названием "серебщизна", однако какие бы то ни было сведения об общине отсутствуют в раскладке чрезвычайного налога на еврейские "сборы" Литвы за 1563 г. (2) В 1597 г. Витебск получил магдебургское право, и в жалованной грамоте Сигизмунда III сообщалось о том, что "евреи в городе Витебске, согласно давнего обычая, никакой оседлости иметь не могут". (3)

Изменения принесло следующее XVII столетие. Одним из наиболее ранних документов этого времени является так называемое "Витебское мыто" 1605 г. - ведомость, в которой регистрировались таможенные сборы за ввоз и вывоз различных товаров. В этом документе находим фамилии двух витебских евреев - Матыса Гершановича и Якова Ильинича, а также сведения о роде их торговых занятий. Оба они торговали водкой, отправляя ее в бочках партиями в 100 или 200 кварт (соответственно 70 и 140 литров) из Витебска в Велиж. (4) В "Витебском мыте" более подробно описана деятельность Матыса Гершановича. Из документа мы узнаем, что водку из Витебска в Велиж он отправлял или на лодке по реке, или на телегах, а с обратным рейсом привозил домой заячьи, лошадиные и коровьи шкуры, мед, а также хмель. В Велиже торговля шла, видимо, успешно, потому что с июня по декабрь 1605 г. он отправил из Витебска 600 кварт водки.

Следующий документ касается опять-таки торговли водкой, но уже в самом Витебске, датируется 1627 г. и представляет собой жалобу, которую подали в Витебский земский суд "арендаторы корчем Витебских, Александер Хаимович а Юда Якубович, жыдове, писары мыта старого и новоподвышоного у Витебску". (5) Жаловались они на то, что пан Ян Петровский, нарушая данное им в откуп право продажи спиртного, тайно провозит в город водку, не платя пошлины, а потом торгует ею. Два раза в его усадьбе проводились обыски "вижами врадовыми" и оба раза были найдены спрятанные бочки с водкой. Во второй раз "вижам" помогали слуги арендаторов, на которых после обыска Петровский накинулся с оружием, "окрутне побил, змордовал и ранил, и мало еще штыхом до смерти не пробил". Чтобы засвидетельствовать ранения, нанесенные их слугам-евреям, Александр Хаимович и Юда Якубович пригласили возного Витебского воеводства Сосина Харьковского, показания которого были вписаны "до книг врадовых" и стали основанием для привлечения Петровского к суду.

Что касается правовых отношений в тогдашнем обществе, то для всех социальных и этнических групп населения они регулировались нормами "Статута Великого княжества Литовского". В этом общегосударственном своде законов евреи именовались, как и повсеместно, термином "жиды". В отдельных статьях "Статута" 1588 г., как и более ранних редакций, для евреев вводились определенные ограничения в правах по сравнению с другими группами населения. Так, евреям в ВКЛ запрещалось занимать какие-либо государственные должности, а также иметь в неволе христиан. Статья 8-я 12-го раздела "Статута" называлась "О ношенью жидовском" и определяла, какую одежду должны были носить евреи: "Жидове з ланцухами и с клейноты золотыми ходити, так теж серебра на пасех, на кордех, на шаблях носити не мають. Вед же однак сыгнет на палцу один и перстень один кождому з них мети и жидовкам перстени, поес и уберы водлуг преложенья своего носити волно". (6) В то же время навязка (денежный штраф) за раны и побои платилась еврею, как и шляхтичу, а убийство еврея наказывалось смертью. Одной из статей "Статута" специально поощрялся переход евреев в христианство, после чего каждый изменивший веру и его потомство "за шляхтича почитаны быти маюць".

На протяжение XV-XVII вв. великокняжеская и королевская власть были главной опорой евреев в их утверждении среди городского населения, а также шляхты и духовенства. Монаршие привилегии и жалованные грамоты сыграли в свое время чрезвычайную роль в жизни общин ашкенази Беларуси. Первый из известных нам сегодня привилеев витебской общины относится ко времени правления Сигизмунда III Вазы, который в отличие от своих предшественников запретил строить новые синагоги без специального на то разрешения короля. Ссылка на привилей Сигизмунда III содержится в конфирмационном привилее его преемника Владислава IV, подписанном в 1634 г. в Кракове в первый год правления по ходатайству виленских евреев Самуила и Лазаря Моисеевичей, действовавших по просьбе евреев витебских. (7) Привилеем Сигизмунда III витебским евреям даровалось право торговать разными товарами, а также иметь храмы и земельные участки "для погребения тел их умерших". Владислав IV дополнительно позволил евреям приобретать в Витебске дома и участки и свободно ими распоряжаться, исполняя обычные в таких случаях повинности. Кроме того, король и великий князь Владислав IV в своей грамоте декларировал, что берет витебских евреев под свою королевскую защиту и протекцию и "чтобы при всем этом они были спокойно сохранены, бесправья и насилия ни от кого не терпели". Гарантом соблюдения прав евреев хозяин страны назначал Витебский гродский суд и местного воеводу.

"Школа жидовская вновь построенная", возведенная по разрешению Сигизмунда III, появилась в Витебске не раньше 1627 г. Именно этим временем было датировано письмо витебского воеводы Симона-Самуеля Любартовича Сангушко с разрешением евреям, от имени которых выступал витебский арендатор Юда Якубович, возвести храм "в королевском городе Витебске на их собственной земле, приобретенной ими либо в замке, либо в самом городе". (8) Интересно отметить, что в письме упоминалось также о том, что и во времена предшественников воеводы Сангушко евреи имели в городе свои школы. Однако отсутствие дополнительных источников пока не позволяет более детально уточнить хронологию этого вопроса.

О месте строительства нового храма находим сведения в мало изученном до нашего времени инвентаре Витебска конца 1630-х годов, который хранится в Национальном историческом архиве Беларуси. В инвентаре отмечается, что в то время в Витебске было два укрепленных замка (Верхний и Нижний) и четыре посада (Взгорский, Задунайский, Заручайский и Зарецкий). "Дом Юды жида и школа жидовская вновь построенная" находились в самом сакральном центре Нижнего замка - между униатской Благовещенской церковью, стоявшей напротив католического костела, и евангелическим сбором. (9) Еврейское же кладбище находилось далеко от замковых укреплений - на северной окраине Взгорского посада, на высоком берегу Западной Двины. Сведения об этом "капище" встречаем и в других археографических источниках, откуда узнаем, что земельным участком, на котором было расположено кладбище, еврейская община владела уже в 1610-х годах. (10) Интересно отметить, что это кладбище просуществовало в городе до начала ХХ века (хоронить на нем перестали уже в первой половине XIX в.), однако за годы советской власти оно было уничтожено так, что от него не осталось и следа.

В одном из документов, датированном 1639 г., уже не единожды упомянутый выше житель Витебска Юда Якубович назван "старшим витебским евреем". (11) Уже в XVI в. евреи ВКЛ объединялись в религиозно-этнические общины - кагалы, во главе которых стояли "старшие еврейские", которых на год выбирал кагал.

Летом 1654 г. началась война России с Речью Посполитой. Московский царь старательно готовился к войне, его войско в несколько раз превосходило число воинов ВКЛ. В скором времени были захвачены многие белорусские города. Один из первых приказов царя Алексея Михайловича, касающийся действий русских войск на оккупированных территориях, звучал следующим образом: "Костелам не быть, унеятам не быть, жидам не быть и жития никакого не иметь". (12)

После захвата московскими войсками пограничного Невельского замка непосредственная угроза нависла над витебской и полоцкой фортециями. Как отмечается в "Свидетельстве, выданном обывателями Витебского воеводства Иосифу Храповицкому в московском плену 1655 года", на время начала войны со стороны руководства Речи Посполитой Витебский замок был настолько к ней не подготовлен, что не имел даже крепостных стен, которые срочно пришлось возводить горожанам и пришедшим укрыться в замке людям за собственный счет. (13) Непосредственное участие в этом деле принимал и витебский кагал. Прежде всего, за счет еврейской общины города было сделано 16 саженей крепостной стены у валов Нижнего замка, а также взята на постой часть сотни драгун, которую во главе с капитаном Григорием-Кристофом Можейко послал на подкрепление витебского гарнизона гетман ВКЛ Януш Радзивилл. Для укрепления Езерищенского замка гетманом был выслан отряд ротмистров Шевкяло и Станишевского, однако до начала осады они не успели попасть в фортецию, в день начала осады Витебска вошли в город и вынуждены были остаться здесь до ее окончания. Основную тяжесть по содержанию этого войска "бурмистры, ратманы, заседатели и мещане" принудительно возложили на еврейский кагал. (14)

Свидетельство того, что еврейская община Витебска в середине XVII в. была достаточно состоятельной и играла заметную роль в экономической жизни города, находим на широко известном "Чертеже места Витебска 1664 года". Одна из башен Нижнего замка - Большие проездные ворота к реке Двине - иначе называлась "Жидовские ворота", находилась недалеко от еврейской школы и, видимо, ремонтировалась и поддерживалась за счет кагала. Стратегическое значение этой башни в системе замковых укреплений города было достаточно большим, т.к. в колодцах Нижнего замка (собственно, Верхнего города тоже) собиралась плохая вода, и поэтому питьевую воду во время осады приходилось брать через проездные ворота из рек Двины и Витьбы. Естественно, что именно эти башни прежде всего нужно было поддерживать в должном состоянии, и содержание одной из них никогда не было бы поручено кагалу, если бы он не имел на это необходимых средств и возможностей.

24 августа 1654 г., в день Св.Варфоломея, московское войско во главе с воеводой Василием Шереметевым и гетманом Василием Кондоровым подступило к Витебску и осадило его. На протяжении трех с половиной месяцев витебляне и жители окрестностей, пришедшие укрыться в замке, выдерживали жестокую осаду. Некоторая часть жителей оставила Витебск перед приходом московского войска, евреи же остались в городе и наравне с другими переносили все тяготы военного времени. Так, за счет евреев было отремонтировано 30 саженей разрушенной московитами крепостной стены у "Жидовских ворот", дополнительно укреплена сама башня, сделан тайный ход к Двине за водой, предоставлено несколько десятков больших котлов для воды, необходимых для обороны во время штурмов. Евреи разбирали собственные жилые постройки, чтобы обеспечить материалом ремонт замковых укреплений, вместе со шляхтой и другими горожанами сами участвовали в земляных и строительных работах, а также собирали с членов общины дополнительные денежные налоги на нужды военного времени. Участвовали евреи и в военных стычках, имели свое вооружение (ружья и порох), а также несли стражу. (15)

Через некоторое время в осажденном Витебске закончились продовольственные запасы и начался голод. В конце концов, вышел и запас пороха. Чтобы было чем дальше защищаться от врага, шляхта и люди посполитые ссыпали весь порох вместе. Участвовали в этой акции и витебские евреи. (16)

Наконец, так и не дождавшись помощи от короля и великого князя, витебская фортеция была захвачена московскими воинами. Часть жителей города была убита, часть попала в плен, а имущество их разграблено. Разграблению московитов подверглась и еврейская школа, откуда исчезло "наличных денег, золота, серебра, драгоценностей, жемчуга, дорогой одежды, олова, меди, разных припасов, домашней утвари и школьной собственности" на сумму, превышающую 100 тысяч злотых. Были уничтожены также многие юридические документы общины, привилеи и долговые обязательства на вещи, которые евреи решили спрятать у витебских мещан. Некоторые члены общины попали в плен. Сначала пленных держали в Витебском замке, а потом отправили в Московию, где заставляли принимать христианство. Однако никто из них не перешел в другую веру и не принял присягу новому хозяину, о чем упоминалось в специальной аттестации, подписанной 39 шляхтичами Витебского воеводства, находившимися вместе с евреями с московском плену. (17) Эта аттестация была представлена к вписанию в Берестейские гродские книги, потому что почти все еврейские общины Беларуси в XVII в. находились под юрисдикцией Берестья (Бреста).

По условиям Андрусовского перемирия (1667 г.) Витебск был возвращен Речи Посполитой. В 1670 г. евреи вернулись из плена домой, однако своего имущества забрать у мещан не могли, т.к. долговые расписки были уничтожены во время войны. По этой причине кагал через своих старших Шаю Самуиловича и Самсона Абрамовича подал к вписанию в Витебскую гродскую книгу специальное заявление, согласно которому оставлял за собой право требовать свое имущество "у всякого, у кого бы оно не оказалось". (18)

В 1677 г. витебским евреям опять пришлось защищать свои права юридическим путем. Витебские мещане, которые жили на юридике униатского архиепископа и митрополита Киприана Жоховского, захватили участок земли, отведенной под еврейское кладбище. Результат рассмотрения дела, которое проводил официал полоцкой и витебской архиепископии Иосафат Бражиц, был в пользу евреев, которым возвращалась часть "древнего грунта, где они умерших своих хоронят". Кроме того, на обороте письма Иосафат Бражиц, наделенный митрополитом полномочиями в решении этого вопроса, собственной рукой написал: "Гарантируем также (...), что если бы какой-либо мещанин с юридики ясновельможного его милости ксендза митрополита отважился (...) ломать ограждение, разгораживать или какие другие обиды чинить тому месту, которое ограждено и господам евреям принадлежит, или кричать, ругаться, несправедливо оскорблять и бунтовать против них, тогда он должен заплатить его милости господину и пастырю нашему сто коп и тридцать". (19) Стоит отметить, что за 130 коп в то время можно было купить четыре лошади, поэтому, думается, вряд ли у кого из витеблян появлялось особое желание конфликтовать с кагалом.

В 1674 г. королем Речи Посполитой стал Ян III Собесский. В пятый год своего правления, 16 марта 1679 г., в Варшаве приложением собственной руки и печати ВКЛ он подтвердил подлинность привилея, выданного им специально витебским евреям. В этой грамоте сообщалось о том, что прошедшими войнами и моровой эпидемией многие города и местечки Речи Посполитой обезлюжены и опустошены, а сама страна все больше приходит в упадок. Чтобы быстрее восстановить богатство государства, особую милость король проявил в отношении к людям, "умелым в торговле". В связи с этим Ян III даровал витебским евреям льготу и позволял "вести разного вида торговлю" в городе, продавать бакалейные товары, сукно, меха, соль, шкуры, свечной жир, воск, крепкие напитки (вино, мед и водку) гарнцами и бочками, а также выпекать и продавать хлеб из ржи и пшеницы. (20) За право торговли евреи должны были, как и другие купцы, платить мыто в казну, пользуясь в отношении "старого мыта" теми же городскими правами, что и мещане. В привилее отмечалось, что евреи в Витебске имеют право возводить свои деревянные и каменные строения где пожелают, могут иметь молитвенную школу, кладбище и еврейскую баню, а также "заниматься всяким ремеслом и иметь цирюльника". Как видим, в городе не было отдельной территории, предназначенной для проживания только евреев (гетто), а право судить их имел только витебский воевода, подавать апелляции на решения которого можно было в задворный и асессорский суды.

В 1680-х годах жизнь еврейской общины Витебска вошла в обычное русло: была отстроена синагога, восстановлено кладбище, активизировалась общественная и частная деятельность. Стремление руководства кагала получить для общины дополнительны льготы имело успех. В 1688 г. гетманом ВКЛ Казимиром-Яном Сапегой был издан указ, согласно которому витебский кагал освобождался от всех воинских постоев, поставок провианта, подвод и др., а также уплаты гиберны - специального налога на содержание войска зимой, который должны были платить все королевские и духовные владения. (21) В 1691 г. витебский воевода и войт Казимир Потей специальным письмом также освободил витебский кагал от уплаты гиберны городу, приказав уплатить только определенную сумму на восстановление разрушенной Витебской экономии. (22)

Благодаря аренде у помещиков корчем, каждая еврейская община обычно создавала в окрестностях города или местечка новые выселки - прикагалки, которые сначала подчинялись кагалу, а со временем начали вести борьбу за свою самостоятельность. До конца столетия еврейская колонизация в Витебском воеводстве почти достигла русской границы. В начале XVIII в. витебская община охватывала территорию уже почти до Велижа. (23)



1. Спадчына. 1997. №4. С.212.
2. Еврейская энциклопедия. Т.5. СПб., б.д. С.640.
3. Сапунов А.П. Витебская старина. Т.1. Витебск, 1883. С.80.
4. Там же, с.326, 330, 336.
5. Историко-юридические материалы. Вып.22. Витебск, 1891. С.242-244.
6. Статут Вялiкага Княства Лiтоўскага 1588. Тэксты. Даведнiк. Каментарыi. Мн., 1989. С.315.
7. Историко-юридические материалы. Вып.2. Витебск, 1871. С.237-240.
8. Там же, с.224-226.
9. Национальный исторический архив Беларуси, ф.694, оп.2, д.1228, л.3.
10. Историко-юридические материалы. Вып.18. Витебск, 1888. С.197-198.
11. Там же.
12. Сапунов А.П. "Чертеж" города Витебска 1664 года // Труды Витебской ученой архивной комиссии. Книга 1. Витебск, 1910. С.2.
13. Сапунов А.П. Витебская старина. Т.1. С.635.
14. Там же, с.279-280.
15. Там же, с.280-281.
16. Там же, с.281.
17. Там же, с.278-283.
18. Там же, с.284.
19. Историко-юридические материалы. Вып.18. С.201-202.
20. Сапунов А.П. Витебская старина. Т.1. С.288.
21. Там же, с.289-290.
22. Историко-юридические материалы. Вып.24. Витебск, 1893. С.153-154.
23. Еврейская энциклопедия. Т.5. С.168.


Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С. 88-92.

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 4717
Возраст: 56
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 196 раз
Поблагодарили: 1229 раз
Контактная информация:

Re: Витебск

#7 Сообщение Дмитрий Широчин » 27 янв 2010, 23:37

"Двинский листок", №131 28 июля 1901

Витебск

День 24 июля будет отмечен в хронике пожаров нашего города как один из наиболее тяжелых – в этот день выгорела, за малым исключением, Заручевская набережная от картонной фабрики Киммеля до большой синагоги включительно, а также выгорела большая часть Песковатика. Пожар начался около часа дня, как говорят, с фабрики Киммеля и перешел на ближайшие деревянные постройки, а к двум часам горела уже вся набережная и ближайшие к фабрике склады дров на берегу Двины. Обе пожарные команды, городская и вольная, были бессильны поставить огню серьезную преграду и пожар начал понемногу заканчиваться сам собой, уничтожив много бедных деревянных домиков и богатых каменных домов.
Но до конца было еще далеко, еще догорали развалины, горели дрова на берегу, как в 1 части, за Смоленским базаром, около 3 часов дня, моментально поднялся громадный столб густого черного дыма, говоривший о другом, еще более страшном, пожаре. Сейчас же во всем городе закрылись магазины и лавки и все бросились к базару; пожарные, оставив часть своих сил на Набережной, помчались на новое место, где горела 2-я Ветряная улица, против духовного училища. Пламя нашло себе там хорошую пищу в густо скученных деревянных домах и начало быстро разливаться по направлению к Песковатику и Богословскому кладбищу. Тут уж никто бы и ничего бы сделать не мог: горели целые улицы и переулки, горели дома в разных местах. Хотя ветер тянуло к Мазурину, около Двины, выше города, но от сильной жары не могли устоять и дома с наветренной стороны и огонь постепенно охватил Грязную улицу, заднюю сторону Больничной и, наконец, самую Больничную по ту сторону, где находится больница. Бедняки поливали крыши и стены своих домов, христиане становились на встречу огню с иконами, но ничто не помогло. Деревянные строения, достаточно нагревшись, вспыхивали моментально, каменные крепились дольше, но вот под крышей показывается дымок, усиливается и, наконец, превращается в огненные языки. В довершение беды в водопроводе не оказалось воды, краны не действовали, а в водопроводных будках даже не могли дать напиться. Объясняется это тем, что с часу дня вода расходовалась беспрерывно, следовательно, запаса ее не могло быть, а затем еще что находившиеся в лучших из горевших домов водопроводные краны отпаялись и вода уходила из труб.
Около 10 часов вечера приехала вызванная по телеграфу из Смоленска команда добровольцев в 50 человек, но, конечно, принести пользы она не могла, потому что пожар, разливающийся на десятки сажень в разные стороны, не могут остановить никакие человеческие силы. Ночью ветер утих и это спасло Троицкую улицу и строения, лежащие за ней к Двине. Огонь, как будто насытившись поглощенным им добром, перестал перебрасываться на стоящие поблизости дома и только заканчивал начатое – к 5 часам другого дня догорали головни, тлели угли и немногие уцелевшие на Песках благодарили Бога за свое спасение.
Тревожную ночь провели витебляне – жители ближайших к месту пожарища Тройченской улицы, Суражского тракта и Гуторовщины положительно не спали, справедливо опасаясь поворота ветра в их сторону и, кроме того, по всему городу циркулировали слухи о готовящихся новых пожарах. Слухи эти были не совсем неосновательны, по крайней мере, в день пожаров схвачено, как говорят, несколько поджигателей. Кроме того, говорят, что был вовремя замечен поджог на Ковальской улице, около вокзала, и на Двинском мосту, хотя, про последний говорят также, что он загорелся от упавших на него искр с Набережной.
Тяжелые сцены приходилось видеть нам на другой день: одни из погоревших, сидя на своем пепелище, горько рыдали; у других текли безмолвные слезы; третьи не кричали, не плакали, а как-то бессмысленно вперив в землю очи, стояли на месте, где вчера еще до полудня они были хозяевами своего угла, хотя и маленького и бедного, но своего; дальше, наконец, собирали перегоревшее железо, ухваты, вьюшки, сковороды, гвозди, вот все, что осталось от жилищ бедняков.
Много домов сгорело на Заручевье, но следы пожара на Песках еще страшнее и еще ужаснее, тем более, что здесь, именно на Песках, жила исключительно беднота, не имевшая, кроме плохого домишки, никакого достояния. Многие не успели спасти ровно ничего: они были на пожаре на Заручевье, где помогали родным и знакомым, а когда прибежали к себе, то их домов, их квартир, уже не было, они не могли даже подойти к тому месту, так как должны были задохнуться между двумя линиями горящих домов.
Сгорело помещение 1 приходского училища, а также сгорели при духовном училище два сарая и при городской больнице – все хозяйственные и жилые строения; каменный корпус больницы удалось отстоять, хотя под крышей его и был огонь. Все больные были переведены в здание театра, где и провели ночь; в театр же были переведены из тюрьмы и арестанты, хотя собственно тюрьме непосредственная опасность и не грозила.
Сколько домов сгорело на Заручевье и на Песковатике установить на другой день пожара мы не могли, но цифра их, во всяком случае, громадная, как громадны и материальные убытки погорельцев, которые в большинстве остались в чем были.
Губернским начальством организован комитет помощи пострадавшим, который пригласил к посильным пожертвованиям жителей ближайших городов.
http://j-roots.info/
"Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

gennadiy
Сообщения: 13
Регистрация: 27.01.2010

Re: Витебск

#8 Сообщение gennadiy » 31 янв 2010, 18:45

исламистами взломан сайт выходящего в Витебске журнала Мишпоха. Размещен ролик обвиняющий Израиль.

yvb
Сообщения: 3956
Регистрация: 16.07.2009
Благодарил (а): 122 раза
Поблагодарили: 368 раз
Контактная информация:

Re: Витебск

#9 Сообщение yvb » 31 янв 2010, 21:34

Сейчас сайт Мишпохи недоступен.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 4717
Возраст: 56
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 196 раз
Поблагодарили: 1229 раз
Контактная информация:

Re: Витебск

#10 Сообщение Дмитрий Широчин » 02 фев 2010, 02:57

Мишпоха очистилась от последствий пришествия потомков Измаила.
http://j-roots.info/
"Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

gennadiy
Сообщения: 13
Регистрация: 27.01.2010

Re: Витебск

#11 Сообщение gennadiy » 03 фев 2010, 19:55

сайт журнала "Мишпоха"(Витебск) снова взломан. Размещен видеоролик обвиняющий Израиль и надпись на турецком языке. Случайно это не местные скинхеды. Какое дело туркам до еврейского журнала в Беларуси. Сайт уже взломан третий раз подряд.

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7622
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: Витебск

#12 Сообщение mod970 » 03 фев 2010, 19:59

gennadiy писал(а):сайт журнала "Мишпоха"(Витебск) снова взломан. Размещен видеоролик обвиняющий Израиль и надпись на турецком языке. Случайно это не местные скинхеды. Какое дело туркам до еврейского журнала в Беларуси. Сайт уже взломан третий раз подряд.

Не ищите логику в антисемитизме.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

dessh
Сообщения: 13
Регистрация: 19.03.2010

Re: Витебск

#13 Сообщение dessh » 22 мар 2010, 17:23

Добрый вечер!
вы не подскажите вам по Витебску не попадплась фамилия Гордон

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6453
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 942 раза
Контактная информация:

Re: Витебск

#14 Сообщение Nison » 31 янв 2011, 22:11

Первые евреи Витебска:

http://www.chassidus.ru/zichroynoys/kerech1/35.htm
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Дончанка
Сообщения: 1065
Регистрация: 25.09.2009
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 158 раз
Поблагодарили: 62 раза
Контактная информация:

Re: Витебск

#15 Сообщение Дончанка » 01 фев 2011, 10:07

Вышла книга, посвященная местечку Яновичи Витебской губернии http://mishpoha.org/library/11/index.html
Ищу потомков жителей колонии Затишье(zatishye.ucoz.ru)
Ищу родственников: Лукеры(Луккеры, Ликеры), Герценовы, Герциновы,
Френкели из Ровно.История Холокоста в Ровно
Мой сайт "Семейные страницы" - elizavetagiller.ucoz.ru
Сайт о еврейской истории Донецка: http://donjetsk-jewish.ucoz.ru/

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 6121
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1209 раз
Поблагодарили: 1267 раз

Re: Витебск

#16 Сообщение anno_nin » 10 фев 2011, 06:54

Лебедушка писал(а):В 1884 — 1885 учебном году в Витебской мужской гимназии училось 397 учеников, в т.ч. 68 евреев. Из 15 выпускников трое были евреями (Аарон Ковнер, Гирша Лемберг, Яков Юдин) (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1884 — 1885 учебный год. Витебск, 1886. С. 17, 38, 39).

MYRobinson попросила узнать, нет ли у Вас случайно еще каких нибудь сведений о Якове Юдине, или о других Юдиных в Витебске.

Аватара пользователя
Рыжик
Сообщения: 2270
Регистрация: 22.07.2009
Откуда: Москва
Благодарил (а): 55 раз
Поблагодарили: 132 раза
Контактная информация:

Re: Витебск

#17 Сообщение Рыжик » 10 фев 2011, 08:04

Из путеводителя по Старо-Улановичскому еврейскому кладбищу в Витебске:

Юдина Роза Берковна 1882-1965
Юдина Сима Гиршевна 1893-1977
Юдина Дина Исаковна 1911-1989
Юдин Гавриил Абрамович 1837-1905
Юдин Идэль Исакович 1886-1961
Сайт для интересующихся еврейской генеалогией http://j-roots.info

Фамилии моих предков: Айзенштадт (г.Глухов), Янпольский (везде)

yvb
Сообщения: 3956
Регистрация: 16.07.2009
Благодарил (а): 122 раза
Поблагодарили: 368 раз
Контактная информация:

ВИТЕБСК, электронная база для исследователей родословных

#18 Сообщение yvb » 04 мар 2011, 21:51

Витебские архивисты первыми в стране (в Белоруссии) внедрили электронную базу для исследователей родословных.
http://ont.by/news/our_news/0065083
Это позволит увеличить и результативность запросов. В последние годы наблюдается всплеск интереса к генеалогии. В новой электронной базе данные о более полусотни граждан – она укажет, в каких фондах можно найти документы на конкретного человека. При создании перечня личных дел были найдены новые сведения об отце лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова и писателя-сказочника Григория Шакулова. Эти материалы могут быть использованы для проведения различных исследовательских работ.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

yvb
Сообщения: 3956
Регистрация: 16.07.2009
Благодарил (а): 122 раза
Поблагодарили: 368 раз
Контактная информация:

Re: Витебск, электронная база для исследователей родословных

#19 Сообщение yvb » 20 мар 2011, 13:49

Пояснения по этой базе - http://vitebsk.vitebsk-region.gov.by/ru ... on?id=7237
22.02.2011
Витебские архивисты первыми внедрили электронную базу для исследователей родословных
22 февраля, Витебск /Сергей Кочетов - БЕЛТА/. Уникальная электронная база данных "Именные списки" внедрена в государственном архиве Витебской области. Это дает возможность оперативно оказывать содействие исследователям родословных и гражданам, активно интересующимся историей своей семьи, сообщила корреспонденту БЕЛТА директор областного архива Татьяна Свистунова.

Она отметила, что в последние годы наблюдается всплеск интереса к генеалогии. Вместе с тем существующий научно-справочный аппарат не содержит данных о документах, которые могут быть использованы при выполнении запросов биографического характера. Витебские архивисты решили значительно упростить поисковые мероприятия, ускорить исполнение и увеличить результативность таких запросов. В течение последних пяти лет работники архива выполнили комплекс работ по выявлению документов, которые могут быть востребованы при подтверждении биографических сведений. Составленные таким образом перечни документов были внесены в электронную базу "Именные списки", разработанную по заказу областного архива. "Теперь при получении запроса о персоне работник архива вносит фамилию в базу данных и получает информацию о том, в каких фондах можно найти документы по этому человеку", - пояснила Татьяна Свистунова.

В состав электронной базы данных конвертированы перечень личных дел номенклатурных партийных и комсомольских работников Витебской губернии, округа, области за 1917-1941 годы, именной перечень жителей Витебска, подававших декларации и заявления в Витебский губфинотдел в 1918-1924 годах, перечень личных, пенсионных дел по фондам государственного комплекса довоенного периода и ряд других перечней. Всего эти перечни документов содержат персональную информацию почти о 56 тыс. граждан. Кроме того, сейчас в госархив начинают поступать на хранение материалы переписи населения 2009 года, сведения из которых также заносятся в электронную базу данных "Именные списки".

При создании перечней личных дел были выявлены личные дела Ивана Алферова - отца лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова, белорусского композитора Михаила Анцева, известного энтомолога Владимира Плющик-Плющевского, писателя-сказочника Григория Шакулова. Эти материалы могут быть использованы для проведения различных исследовательских работ.

В 2010 году областной архив исполнил более 200 запросов биографического и генеалогического характера, что более чем вдвое превышает данные 2009 года. Так, сотрудники архива выявили документы и подготовили архивную справку в отношении родственников известного российского телеведущего и актера Сергея Светлакова, проживавших до 1931 года на территории Сенненского района.


Ещё ссылки по этой теме:
http://www.ctv.by/news/~news=51078
http://www.vitbichi.by/?p=8793
http://nspaper.by/2010/02/13/arxivisty- ... logii.html
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

oztech
Сообщения: 4329
Возраст: 69
Регистрация: 01.09.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 184 раза
Поблагодарили: 1212 раз

Re: Витебск, электронная база для исследователей родословных

#20 Сообщение oztech » 20 мар 2011, 21:13

Что-то я никак не могу понять, для кого эта база и как конкретно ею воспользоваться. Витебские архивисты - это работники архива или исследователи, допущенные в нем работать? Что изменилось для нас с введением этой базы?
Григорий


Вернуться в «Еврейские общины Беларуси»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя