КОПЫСЬ

Модератор: Mike_m

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 5610
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1057 раз
Поблагодарили: 1072 раза

КОПЫСЬ

#1 Сообщение anno_nin » 24 сен 2016, 15:30

КОПЫСЬ, поселок городского типа (с 1938) в Оршанском р-не Витебской обл. (Республика Беларусь). Изв. с 1059.
В 12 в. – город Полоцкого, позднее Смоленского кн-в, со 2-й пол. 14 в. – в составе Вел. кн-ва Литовского,
с 1569 – в Оршанском повете Трокского воеводства в составе Речи Посполитой.
С 1772 – в составе Рос. империи.
В 1772–96 и в 1802–61 – уездный город Могилевской губ., затем – заштатный город Горецкого у. Могилевской губ.
В 1924–30 – районный центр Оршанского окр. БССР.

В 1766 в К. проживало 304 еврея, в 1783 – 554, в 1803 – 1213, в 1847 – 1564, в 1856 – 1661, в 1863 – 1761, в 1897 – 1399 (41,3%), в 1908 – 1883 (33,2%), в 1910 – 1876 (33,2%), в 1923 – 1573, в 1926 – 813 (22,7%), в 1939 – 405 евреев.Евреи жили в К. со 2-й четв. 17 в.
Еврейская община пострадала во времена «хмельнитчины». В 1782 имелась синагога.
Раввином К. в кон. 18 в. был ученик Дойв-Бера из Межирича раби Мойше. В 1807 в К. была открыта еврейская типография, в к-рой в 1815 издано первое наиб. полное жизнеописание И.Баал-Шем-Това. В 1847 имелись 4 синагоги и 4 хедера.
В 1866 в К. поселился и основал хасидский двор сын Цемах Цедека Иегуда-Лейб Шнеерсон (1811–1866).
В 1866 династию возглавил сын И.-Л. Шнеерсона Шлоймо-Залман (1830 – 1900).После получения К. статуса заштатного города начался отток еврейского населения в др. города и местечки.
Во 2-й пол. 19 в. мн. евреи занимались ремеслами (гл. обр. гончарным, выделкой кафельной плитки и изразцов; в 1863 – 99 мастеров), уходили на промыслы в др. города.
В 1869 в К. работали пивоварня Мордуха Вязьмера и 3 кафельных з-да. В 1880 евреям принадлежало 111 домов из 366; в 1881 действовали винокуренные з-ды М.Вязьмера (осн. в 1848) и Лейбы Лившица, Залмана Магина и Эйдли Гликиновой (осн. в 1872), изразцовые з-ды Ицки Песельника (осн. в 1874), Янкеля Гинзбурга (осн. в 1876) и Мовши Гуревича (осн. в 1876).
Летом 1891 в К. из Москвы были выселены 4 еврейские семьи (20 чел.).
В 1895 купцы И. Песельник, Абрам Шапиро, Лейба Косой, Лея Гуревич, Елья Альперин и Рися Гинзбург владели 6 кафельными з-дами (61 рабочий), И.Песельник – паровой мельницей (10 рабочих).
В 1902 в К. было создано отд-ние Бунда (рук. – д-р Бинкин).
В 1905 в К. произошел погром.
В 1910 имелись 5 синагог, еврейское кладбище, 2 муж. частных еврейских уч-ща.
В 1913 в К. работали книжный магазин Мовши Шмуйловича Рубановича, 2 книжные лавки (Соры Янкелевны Зарецкиной и Хаи Моисеевны Магиной), б-ка Залмана Ицковича Песельника; евреям принадлежали оба склада аптечных товаров и более 30 лавок (в т. ч. все 9 бакалейных, обе винных).
В 1918–35 раввином в К. был любавичский хасид Шмуэль Нотик (1890, Краславка – 1949, Львов).
В 1926 выходцы из К. организовали в Евпаторийском р-не еврейский земледельч. коллектив «Эрд-арбетр» (49 чел.).
В 1935 в здании одной из закрытых синагог работал клуб «Октябрь». В 1935 был арестован Ш.Нотик.
После оккупации частями вермахта в К. было создано гетто, ликвидированное в янв. 1942 (расстреляно ок. 250 евреев).
В 1973 на могиле погибших евреев установлена мемориальная плита.
В К. род.: С.Ю.Друкер, Д.Ремез; Фаня Исааковна Шабшина (р. 1906), востоковед, специалист по истории Кореи, канд. ист. наук (1963), засл. деят. науки РСФСР (1969).В.Н.Первышин

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 5610
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1057 раз
Поблагодарили: 1072 раза

КОПЫСЬ

#2 Сообщение anno_nin » 24 сен 2016, 15:36

Памятная книжка Могилевской губ. 1865
Заштатный г.Копысь
Городская дума
Гласные: Шендер Эльевич Эдельсон
Квартирная комиссия
депутаты: Янкель Иоселев Белкин (евр.исп. в долж. с 30 июня 1863)
Городской магистрат
Ратманы Афроим Иоселевич Иофа и Вульф Галешеевич Трайнин (евр.)

Tatik
Сообщения: 971
Регистрация: 17.05.2015
Благодарил (а): 249 раз
Поблагодарили: 717 раз

КОПЫСЬ

#3 Сообщение Tatik » 21 ноя 2016, 20:13

Попалось на meshok.ru, положу сюда? Судя по отнесению к Смоленской губернии, документ датируется примерно 1922-24 годом.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

michael_frm_jrslm
Сообщения: 2183
Регистрация: 16.09.2009
Откуда: Маале-Адумим, Израиль
Благодарил (а): 200 раз
Поблагодарили: 691 раз

КОПЫСЬ

#4 Сообщение michael_frm_jrslm » 07 май 2017, 18:46

А кто-нибудь знает, что по Копыси сохранилось в архивах?

(Меня интересует дореволюционный период, ревизские сказки и посемейные списки.
Как указано в статье из "Википедии", Копысь до 1862 была уездным центром, а потом Копысский уезд был расформирован, и город Копысь вошел в состав Горецкого уезда.)
Моз, Либерзон - Двинск (Даугавпилс) до 1915
Левин - Вилкомир, Двинск (Даугавпилс) до 1915 -> Харьков -> Москва
Каган - Двинск (Даугавпилс) до 1915 и Солоки (Салакас, Литва)
Рубинштейн - Краснополье Могилевской губ.
Златин, Данович - Могилев

по линии жены:
Берковиц/Беркович- Рига до 1917
Якобсон - Митава (Елгава) в 19-м в.
Рогацкин - Витебск, Вязьма, Свердловск
Романовский - Вязьма, Свердловск
Гершкович, Дегтярев - Челябинск до 1917
Литвак, Дизик - Умань и уезд (м. Буки)
Овчарек - Варшава
Болотин, Медведев - Клинцы, Сураж

yvb
Сообщения: 3963
Регистрация: 16.07.2009
Благодарил (а): 122 раза
Поблагодарили: 367 раз
Контактная информация:

КОПЫСЬ

#5 Сообщение yvb » 07 май 2017, 19:13

michael_frm_jrslm писал(а):Источник цитаты А кто-нибудь знает, что по Копыси сохранилось в архивах?

Есть дополнительные ревизские сказки в НИАБ:
Фонд 2151, оп.1, дела
104 Ревизские сказки мещан Копысского еврейского общества за 1874 г.
105 Ревизские сказки мещан Копысского еврейского общества за 1874-1876 гг.
Списки фамилий, упомянутых в них: viewtopic.php?f=114&t=4604&start=5 .

Ещё есть списки евреев Горецкого уезда: database/GeoCentric/DossierDetails.php?ID=1434932 .
Кстати, кто-нибудь знакомился с этими списками? Какая информация там есть? И есть что-нибудь по Копысю?
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 5610
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1057 раз
Поблагодарили: 1072 раза

КОПЫСЬ

#6 Сообщение anno_nin » 07 май 2017, 23:20

Насколько мне известно Дм.Ш. искал информацию по Копыси как минимум за 1890-1920. Если что то нашел - должно быть в нашей базе ссылок.

oztech
Сообщения: 3802
Возраст: 69
Регистрация: 01.09.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 158 раз
Поблагодарили: 984 раза

КОПЫСЬ

#7 Сообщение oztech » 20 июл 2017, 16:30

Отчет Джойнта по обследованию Копыси, 1923 год (на английском). Видимо, в тот момент местечко относилось к Смоленской губернии.
Report on Kopis, Smolensk Gubernia
Item Type: Document
Item ID: 356295
Date: 6/26/1923
Reference Code: NY AR192132 / 4 / 30 / 4 / 497
In Folder: USSR: Localities, J-K (except Kiev)
Language: English
Search in Collection: 1921-1932 New York Collection
Григорий

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 5610
Регистрация: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1057 раз
Поблагодарили: 1072 раза

КОПЫСЬ

#8 Сообщение anno_nin » 20 июл 2017, 16:41

А там случайно нет поблизости других документов этого обследования? Может, там мелькнут хоть какие нибудь фамилии? 1.500 евреев это не более 200-300 семей в 1923 (детский сад и ремесленная школа косвенно указывают на то, что в семьях есть дети разного возраста).

leaz
Сообщения: 9
Регистрация: 04.05.2018
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 2 раза

КОПЫСЬ

#9 Сообщение leaz » 21 май 2018, 19:58

Добрый день!
Мой прадед, Залман Ельевич Левин, родился в 1879 году в местечке Яковлевичи в 20 км от Копыси. К сожалению, никаких документов на этот счет не сохранилось. Пытаюсь понять, где нужно искать метрические записи, и все больше запутываюсь. Во-первых, не могу найти следов того, что в Яковлевичах была еврейская община, похоже, что там преобладало православное население. Насколько я понял, деревня относилась к Маслаковской волости Горецкого уезда, про наличие раввина в Маслаках я никакой информации не нашел, где тогда могли быть сделаны метрические записи - в Копыси или Горках? Ситуацию запутывает то, что более поздние документы из истории семьи (в частности, посемейный список 1910 года, в котором прадеда уже нет, поскольку он уже давно к тому времени жил самостоятельно в другом конце страны) выданы в Старо-Быхове, что, по всей видимости, означает, что семья из Яковлевичей переехала. Буду признателен за любую информацию, советы и подсказки.

mihail
Сообщения: 3386
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 295 раз
Поблагодарили: 1016 раз

КОПЫСЬ

#10 Сообщение mihail » 22 май 2018, 13:01

leaz писал(а):Источник цитаты Во-первых, не могу найти следов того, что в Яковлевичах была еврейская община, похоже, что там преобладало православное население. Насколько я понял, деревня относилась к Маслаковской волости Горецкого уезда, про наличие раввина в Маслаках я никакой информации не нашел, где тогда могли быть сделаны метрические записи - в Копыси или Горках?

И следы общины (если таковая существовала),и место нахождения ближайшего казенного раввина,не всегда,но часто удается установить посредством чтения того,что сохранилось о губернии - в данном случае,о Могилевской.
Проблемы тут могут возникнуть следующие:
- единого образца для памятных губернских книг не существовало.Содержание сильно отличается и в зависимости от времени,и в зависимости от губернии.Некоторые уделяют много внимания описанию конфессионального состава населенных пунктов,некоторые - полностью этот вопрос игнорируют.Место нахождения казенных раввинов,тем не менее,с начала 1880-х в таких источниках указывается почти всегда - и это может помочь.Однако,и Копысское общество,и Горецкое разделялись уже в эпоху ведения ревизских записей: не исключено,что каждое к концу 1870-х имело своего казенного раввина - и тогда установить,где именно могли записать еврея из Маслаковской волости,смогут лишь чьи-то знания,сформированные на основе просмотра метрических книг.
Саму сохранность метрических книг Вы можете проверить по нашей Базе данных.А также можно обратить внимание на тему Документы евреев Белоруссии на сайте Familysearch.org.Сразу оговорюсь,что я сейчас лично не проверял ни там,ни там.

Касательно Яковлевичей: если Вы пройдете по первой из данных ссылок,то увидите источник с названием "1857. Списки населенных мест Могилевской губ. по уездам, приходам, еврейским обществам со сведениями об их расположении и народонаселении.".Только вот слишком уж ранним периодом он датирован - тем не менее,попробовать заглянуть можно,наверное.
Косвенно деревня Яковлевичи упомянута в статье Горецкая еврейская община в середине XIX – начале XX вв..Однако сделать вывод о наличии или отсутствии там (т.е. в Яковлевичах) собственной еврейской общины,исходя из прочитанного,не представляется возможным.
________
Все описанное выше (места ведения метрических книг,история местечек и т.п.) вполне уместно обсуждать здесь.Если же вопросы Ваши выйдут за эти пределы,и будут касаться уже истории Ваших предков вообще,то это лучше продолжить в разделе Мои предки - евреи: что знаем, что ищем....

genealo
Сообщения: 132
Регистрация: 14.03.2010
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 51 раз

КОПЫСЬ

#11 Сообщение genealo » 22 май 2018, 14:01

leaz писал(а):Источник цитаты Ситуацию запутывает то, что более поздние документы из истории семьи (в частности, посемейный список 1910 года, в котором прадеда уже нет, поскольку он уже давно к тому времени жил самостоятельно в другом конце страны) выданы в Старо-Быхове, что, по всей видимости, означает, что семья из Яковлевичей переехала.

Посемейные списки еврейских обществ велись, как правило, по месту приписки, а не по месту жительства, как и ревизские сказки. То есть семья могла быть приписана к Старо-Быхову, а жить где угодно, например, в тех же Яковлевичах.

mihail
Сообщения: 3386
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 295 раз
Поблагодарили: 1016 раз

КОПЫСЬ

#12 Сообщение mihail » 22 май 2018, 18:38

leaz писал(а):Источник цитаты ... в Копыси или Горках? .

Об упомянутых мною выше памятных книгах:

Искомый 1879 год,в плане доступных адресных книг,посмотреть невозможно - нет нужной книги.Но вот с достаточно близким к нему 1876-м ситуация выглядит несколько странно:
- Казенных раввинов не имеют (вернее,они не указаны в книге) Гомельский,Горецкий (вкупе с имеющей собственное управление Копысью) и "столичный" Могилевский уезды (хотя в базе данных нашего форума по Могилеву книги есть,доступны они и на familysearch.org).
- Быховский,Климовичский,Мстиславский,Оршанский,Чаусовский и Чериковский своих раввинов имеют (причем два из них - аж трех).

Книга за ближайший к 1879-му,из доступных "с другой стороны",1885-й год,ясности с Горецким уездом не вносит абсолютно.Правда,среди гласных Горецкой городской Думы числится мещанин Залман Янкелевич Ривлин,аттестованный как "иудейский раввин",находящийся в должности "с 10 сентября 1877 г.".Только вот местного казенного раввина заподозрить в нем сложно - датировка нахождения в должности относится,скорее всего,к должности думского гласного.

В более ранний период (1870) еврейское духовенство по уезду и местечкам указывается - и в самих Горках,и в местечках.Но без всякого намека на то,что речь о казенных раввинах (и это несмотря на то,что я,видимо,ошибаясь,когда-то упомянул их в списках темы "Казенные раввины",тут).Впрочем,домашнее образование,которое указано у этих лиц не препятствовало назначению их коллег на должность казенных раввинов в этих нас.пунктах и много позже - в 1910-х (см.здесь)

В общем,гипотез о месте совершения метрических записей что по Горкам,что - по Копыси,несколько:
- велись в этих же населенных пунктах (в одном или обоих сразу),но ныне утрачены (а с перечислением общественных раввинов накосячили составители памятных книг - впрочем,думаю,это вряд ли).
- отсутствие собственных казенных раввинов в 1870-х - это следствие ликвидации в 1860-м Копысского уезда.И записи имеет смысл искать (если есть в чем) в метрических книгах уездов,к которым отошла территория Копысского - то есть в Оршанском и Сенненском (Горецкий не в счет - по нему данных нет).
- следы метрических записей нужно искать в могилевских книгах (благо ресурсы familysearch.org это позволяют).

Короче говоря: ввиду сложности ситуации,я свой совет искать следы местных общественных раввинов (а,следовательно - и местных метрических книг),именно по адресным книгам,отзываю,чтобы еще более не запутать желающих обсуждаемые здесь метрические записи найти.

Видимо,лучше всего задавать о них вопросы в темах,в которых можно быстрее получить консультацию профессионалов,имеющих практический опыт работы с фондами НИАБ.Например,это можно сделать здесь: Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ).

leaz
Сообщения: 9
Регистрация: 04.05.2018
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 2 раза

КОПЫСЬ

#13 Сообщение leaz » 23 май 2018, 01:25

Спасибо!genealo, простая и понятная каждому советскому человеку мысль о том, что место прописки и место жительства могут не совпадать, мне почему-то в голову не пришла. А с метрическими книгами такой же фокус не проходит? Может быть, тогда стоит искать запись о рождении в Быховских книгах?

leaz
Сообщения: 9
Регистрация: 04.05.2018
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 2 раза

КОПЫСЬ

#14 Сообщение leaz » 23 май 2018, 01:54

mihail, спасибо огромное за ответ, ценные советы и ссылки!

Вы пишете, что какие-то следы метрических записей можно искать в могилевских книгах? Но что стоит искать, ведь там, насколько я смог понять, их посмотрев, записывали только детей, родившихся непосредственно в самом Могилеве?

Вообще, похоже, что с регистрацией рождений в тех местах была какая-то проблема, поскольку у младшего брата прадеда, родившегося уже в 1895 году, метрики не было вовсе, и ее заменяло решение Могилевского суда о признании его законным ребенком своих родителей на основании показаний свидетелей.

Alexander79
Сообщения: 3443
Регистрация: 26.05.2010
Благодарил (а): 800 раз
Поблагодарили: 961 раз

КОПЫСЬ

#15 Сообщение Alexander79 » 23 май 2018, 02:14

genealo писал(а):Посемейные списки еврейских обществ велись, как правило, по месту приписки, а не по месту жительства, как и ревизские сказки. То есть семья могла быть приписана к Старо-Быхову, а жить где угодно, например, в тех же Яковлевичах.

Это не совсем так. К примеру в Посемейные списки евреев Черниговской губернии вносились все жители деревень и местечек независимо от их приписки.
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)

mihail
Сообщения: 3386
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 295 раз
Поблагодарили: 1016 раз

КОПЫСЬ

#16 Сообщение mihail » 23 май 2018, 12:00

leaz писал(а):Источник цитатыВы пишете, что какие-то следы метрических записей можно искать в могилевских книгах? Но что стоит искать, ведь там, насколько я смог понять, их посмотрев, записывали только детей, родившихся непосредственно в самом Могилеве?

Если Вы уже их смотрели,то,конечно же,снова смотреть не нужно.
Просто в ситуации,когда целый уезд,на каком-то историческом этапе,не имеет собственного казенного раввина (а по тому,что я описал выше - с Горецким уездом,как раз,похоже на то),то набор "вероятностей" тут не столь уж и велик:
- записи ведутся в губернском городе.
- из губернского города командируется помощник раввина.
- записи ведутся в соседнем уезде.

Есть еще "экзотические" варианты,когда метрики евреев ведет какой-нибудь гражданский чиновник,или духовное лицо иной конфессии,или раввин из соседней губернии.Но,в данном случае,эту экзотику рассматривать не стоит.Остаются первые три варианта.
И,раз могилевские книги Вы уже смотрели,то первый из этих трех можно исключить.

Вообще,должен сказать,что поиск сведений об утраченных метрических записях хоть и увлекателен сам по себе,но вот только к.п.д такого процесса крайне низкий: как правило,записи так и не удается найти.Впрочем,я помню пару-тройку ситуаций,когда кто-то на форуме вспоминал,что просматривая метрические книги по одной местности,видел в них записи по жителям местности другой (которые,как раз,и являлись предметом чьего-то интереса).

mihail
Сообщения: 3386
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 295 раз
Поблагодарили: 1016 раз

КОПЫСЬ

#17 Сообщение mihail » 23 май 2018, 12:47

leaz писал(а):Вообще, похоже, что с регистрацией рождений в тех местах была какая-то проблема, поскольку у младшего брата прадеда, родившегося уже в 1895 году, метрики не было вовсе, и ее заменяло решение Могилевского суда о признании его законным ребенком своих родителей на основании показаний свидетелей.

Подобный вариант законом предусматривался,но такая ситуация скорее говорит о том,что человек не имел на руках метрического св-ва и не имел возможности его восстановить,а не о том,что в месте его рождения вообще не регистрировались акты состояния.Чаще это было связано с подтверждением возраста:
1.jpg

Но и с подтверждением родства,конечно,тоже.Для тех,кто родился в первой половине 19 века такая ситуация была достаточно актуальна - метрические записи действительно еще велись не везде (и это приходилось много позже доказывать в суде - я видел в архиве такое дело 1890-х гг.,аж почти "о двухстах страниц").
У рожденных позже отсутствие возможности получить выписку из книги могло быть какое угодно - сгорели книги при пожаре,например: но и это требовалось доказать.

Нет,не думаю,что в той местности,что интересует Вас,книги вообще не велись.Скорее всего они или утрачены (когда ?),или отсутствие местного раввина восполняется кем-то из его соседних коллег.Знать бы только,кем именно :-?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

leaz
Сообщения: 9
Регистрация: 04.05.2018
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 2 раза

КОПЫСЬ

#18 Сообщение leaz » 23 май 2018, 13:03

mihail писал(а):Источник цитаты У рожденных позже отсутствие возможности получить выписку из книги могло быть какое угодно - сгорели книги при пожаре,например: но и это требовалось доказать.

Решение суда, о котором я говорил, было вынесено на основании 1) свидетельства о браке, 2) показаний двух свидетелей и 3) "удостоверения раввина 2 участка Горецкого уезда, что записи о рождении детей в подлежащих метрических книгах не имеется". Последнее удостоверение было выдано в том же 1913 году, когда рассматривалось дело, то есть, очевидно, было ответом на запрос истца.

genealo
Сообщения: 132
Регистрация: 14.03.2010
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 51 раз

КОПЫСЬ

#19 Сообщение genealo » 23 май 2018, 14:39

Alexander79 писал(а):Источник цитаты К примеру в Посемейные списки евреев Черниговской губернии вносились все жители деревень и местечек независимо от их приписки.

Исключения бывают, я же написал:
genealo писал(а):Источник цитаты как правило

Выписки из посемейных списков, другие официальные документы опять же, как правило, выдавала мещанская управа или староста того еврейского общества, где семья состояла на сословном, призывном учёте, а не по месту проживания. Правда могли быть и другие варианты. Всё зависит от конкретного документа, о котором идёт речь:
leaz писал(а):Источник цитаты посемейный список 1910 года

genealo
Сообщения: 132
Регистрация: 14.03.2010
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 51 раз

КОПЫСЬ

#20 Сообщение genealo » 23 май 2018, 15:00

leaz писал(а):Источник цитаты А с метрическими книгами такой же фокус не проходит?

Зарегистрировать событие: рождение, брак, смерть, развод, могли в метрических книгах и не по месту постоянного жительства. Обычно - по месту наступления этого события. Но опять же возможны варианты.
leaz писал(а):Источник цитаты Может быть, тогда стоит искать запись о рождении в Быховских книгах?

Где искать - сказать сложно. Нужна дополнительная информация. Иногда помогают базы данных с поиском, такие как, например, JewishGen, FamilySearch и др. Иногда можно обнаружить событие в совершенно неожиданном месте.


Вернуться в «Еврейские общины Беларуси»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость